|
|
|
Виза категории С5 при регистрации юридического лица иностранным гражданином Масатбаева Айгерим, Юридический консультант, LLM Венский университет
Закон «О миграции населения». В соответствии Законом Республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV. (далее по тексту-Закон о миграции), запрещается учреждение юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций, путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцев, не получивших визы категории С5 на въезд в качестве бизнес-иммигрантов [1]. Закон о регистрации «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Порядок регистрации юридического лица, в том числе ТОО регулируется Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года № 2198 (далее по тексту-Закон о регистрации) [2]. Регистрация ТОО субъекта малого предпринимательства может быть произведена электронным способом, посредствам веб-портала Государственной Корпорации «Правительство для граждан», путем подачи заявления с приложением паспорта учредителя-иностранного гражданина, с заверенным нотариально переводом на русский и казахский языки. [3] Таким образом, для регистрации ТОО субъекта малого предпринимательства [4] достаточно получить иностранному гражданину-учредителю ИИН и ЭЦП. На практике, предприниматели часто пользуются именно этой опцией, так как процедура регистрации онлайн занимает не более 30 минут. В Законе о регистрации отсутствует ссылка на Закон о миграции, в котором содержится требование о визе категории С5 для учредителя-иностранного гражданина. На практике, возможно зарегистрировать/перегистрировать ТОО без предъявления визы С5 в регистрирующий орган, который не проверяет ее наличие у учредителя- иностранного гражданина на этапе регистрации/перегистрации ТОО. Виза С 5. Условия выдачи иностранному гражданину визы категории С5 [5]: 1. приглашение от местной компании; 2. совершеннолетие заявителя; 3. предоставление медицинской справки, подтверждающей отсутствие заболеваний, препятствующих трудовой деятельности; 4. медицинская страховка; 5. справка о наличии / отсутствии судимости; 6. предоставление справки о наличии / отсутствии запрета на осуществление предпринимательской деятельности, выданной в стране гражданства или ПМЖ; 7. консульский сбор около 80 USD. Таким образом, вышеуказанный перечень условий, служит как-бы фильтром и снижает риск того, что на территории Казахстана будет осуществляться деятельность недобросовестными предпринимателями. Виза С 5 для граждан стран ЕАЭС. Согласно Закону о миграции, для регистрации юридического лица иностранным гражданином необходимо наличие визы категории С5 [6]. При этом, согласно этого же Закона- «если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора». [7] 29 мая 2014 года был заключён заключен Договор о Евразийском экономическом союзе, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-V (далее по тексту- Договор о ЕАЭС). Согласно Договору о ЕАЭС, учреждение — это создание и (или) приобретение юридического лица (участие в капитале созданного или учрежденного юридического лица) любой организационно-правовой формы и формы собственности, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории, которого такое юридическое лицо создается или учреждается [8]. Каждое государство - член предоставляет лицам любого государства-члена в отношении учреждения и деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории. [9] Также согласно Соглашению от 30 ноября 2000 года, заключенному между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, ратифицировано Законом РК от 6 декабря 2001 года № 262 установлено, что граждане государств сторон независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств сторон без виз по одному из действительных документов. [10] На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что граждане государств-членов ЕАЭС, прибывающие на территорию Республики Казахстан, не должны получать визу C5 при учреждении юридического лица либо приобретения доли в уставном капитале юридического лица. На практике, при обращении в управление миграционной службы ДП города Алматы, для оформления приглашения для получения визы С5 для гражданина России, данные приглашения не принимаются, мотивируя отказ наличием Договора о ЕАЭС. Данный вывод, подтверждается ответом в блоге от 29.11.2021 г. экс-министром юстиции г-ном Бекетаевым М.Б на вопрос о необходимости получения визы С5 для граждан России, согласно которому: «В этой связи граждане Российской Федерации, Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Армения вправе приобретать долю в уставном капитале юридического лица на территории Республики Казахстан без получения визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов» [11]. Похожий ответ на вопрос от гражданина России, был опубликован также г-ном Бекетаевым М.Б. в своем блоге от 09.07.2018 г.: «Таким образом, в настоящее время гражданину Российской Федерации получение визы С5 для регистрации юридического лица не требуется». [12] Судебные иски. Существует судебная практика, когда налоговые органы подают иски на отмену регистрации юридических лиц, учредителями которых являются иностранные граждане, не получившие визу С5 при регистрации или при приобретении доли в уставном капитале юридического лица. Данный вопрос широко освещался в казахстанских СМИ. [13] Подобные иски подаются налоговыми органами, но не самим регистрирующим органом. Возможны случаи, когда компания может работать несколько лет, а учредитель-иностранный гражданин инвестирует денежные средства в бизнес в Казахстане, уплачивает налоги, создает рабочие места для казахстанских работников, но на нее подаётся иск на отмену регистрации либо перерегистрации юридического лица, в связи с отсутствием на момент регистрации, либо перерегистрации юридического лица визы С5 у учредителя. Среди прочего, налоговые органы подают аналогичные судебные иски об отмене государственной регистрации компаний на основании отсутствия визы С5 на компании учредителями которых, являются граждане стран ЕАЭС. Данные иски удовлетворяются судами. [14] При этом при обращении в управление миграционной службы ДП города Алматы оформить приглашение для визы С5 гражданину, например, России (участник ЕАЭС), не представляется возможном. Такое приглашение не примут, ссылаясь на то, что между Россией и Казахстаном действует безвизовый режим в рамках Договора о ЕАЭС. Вывод: Получение визы С5 для иностранных граждан, намеренных регистрировать бизнес в Казахстане, служит своеобразным фильтром и снижает риск допущения на рынок Казахстана недобросовестных предпринимателей. При этом в настоящее время, в связи с геополитической ситуацией возрастает число предпринимателей из России и Белоруссии, которые регистрируют компании в Казахстане без получения визы С5. Такие предприниматели рискуют, тем что в последующем регистрация данных компаний будет отменена. По мнению автора статьи, необходимо внесение дополнений, в Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» о том, чтобы на этапе регистрации или перерегистрации юридического лица устанавливалось/проверялось наличие либо отсутствие визы категории С5 у учредителя-иностранного гражданина. Это позволит на раннем этапе избежать рисков в последующем ликвидации компаний через суд, когда компания уже начнет вести предпринимательскую деятельность. Что касается учредителей компаний из стран граждан ЕАЭС, также необходимо внести изменения в национальное законодательство, устраняющее данную коллизию. Все выводы и предложения, отраженные в настоящей статье, носят исключительно рекомендательный характер и не влекут обязательств по совершению третьим лицом каких-либо определенных действий. В случае возникновения каких-либо вопросов, пожалуйста, обращайтесь (электронная почта: aigerimmassatbayeva@gmail.com).
[1] Пп.2, п.2 ст. 40 закона о миграции. [2] Ст. 6, 6-1 Закона о регистрации. [3] Ст. 6-1 Закона о регистрации. [4] Согласно п.3 ст. 24 Предпринимательского кодекса РК-«субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года». [5] Ст. 39 Закона о миграции. [6] ст. 40 Закон о миграции [7] Ст.2 закона о миграции. [8] Подпунктом 24) пункта 6 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее - Протокол) [9] (пункт 24 Протокола). [10] Ст. 1 Соглашения от 30 ноября 2000 года, заключенному между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, ратифицировано Законом РК от 6 декабря 2001 года № 262. [11] https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/713107 [12] https://dialog.egov.kz/blogs/all-questions/505628 [13] https://kazpravda.kz/n/viza-s-5-kak-barer-dlya-investorov/ [14] Решение специализированного межрайонного экономического суда Актюбинской области от 12 июля 2021 года № 1513-21-00-2/733, Решение Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы от 7 апреля 2021 года дело №7527-20-00-2/10592, Решение Специализированный межрайонный экономический суд города Алматы 09 февраля 2021 года дело №7527-20-00-2/10409.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |