|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН
Об обязательном социальном страховании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2022 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 26 декабря 2022 года
См: Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 31 января 2020 года № 19-р «О мерах по реализации законов Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального страхования, социального обеспечения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения» и внесении изменений и дополнения в распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 12 августа 2015 года № 67-р «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 2 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения»
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании Статья 3. Виды обязательного социального страхования Статья 4. Основные принципы обязательного социального страхования Статья 5. Право на получение социальных выплат Статья 6. Обеспечение сохранности активов фонда Статья 7. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию Статья 10. Компетенция центрального исполнительного органа Статья 11. Компетенция Государственной корпорации в сфере обязательного социального страхования Статья 12. Права и обязанности участника системы обязательного социального страхования и получателя Статья 13. Права и обязанности плательщика Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ Статья 14. Ставка социальных отчислений Статья 15. Объект исчисления социальных отчислений Статья 16. Уплата социальных отчислений Статья 20. Социальная выплата на случай утраты трудоспособности Статья 21. Социальная выплата на случай потери кормильца Статья 22. Социальная выплата на случай потери работы Статья 25. Порядок осуществления социальных выплат Статья 26. Удержания из социальных выплат Статья 27. Приостановление и возобновление социальных выплат Статья 28. Прекращение социальных выплат Глава 4. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда Статья 32. Права и обязанности фонда Статья 33. Образование активов фонда Статья 34. Порядок управления активами фонда Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Переходные положения Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона По всему тексту слова «оралманы», «оралманов» и «оралмана» заменены соответственно словами «кандасы», «кандасов» и «кандаса» в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введены в действие со 2 января 2021 г.) (см. стар. ред.)
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования граждан и регулирует отношения, связанные с созданием дополнительной формы социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования при наступлении случая социального риска.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация) - юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий и услуг субъектов квазигосударственного сектора в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг, услуг по выдаче технических условий на подключение к сетям субъектов естественных монополий, услуг субъектов квазигосударственного сектора и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по месту его нахождения; 2) коэффициент количества иждивенцев - коэффициент, который определяется в зависимости от количества членов семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявших на его иждивении; 3) кормилец - лицо, содержащее нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, за счет своего дохода; 4) социальные отчисления - деньги, уплачиваемые плательщиками социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 5) задолженность по социальным отчислениям - исчисленные и не уплаченные в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений, а также неуплаченные суммы пени; 6) ставка социальных отчислений - фиксированный размер обязательных платежей в Государственный фонд социального страхования, выраженный в процентном отношении к величине объекта исчисления социальных отчислений; Действие подпункта 7 приостановлено до 1 января 2024 года В период приостановления данный подпункт действует в редакции пункта 4 статьи 39 7) плательщик социальных отчислений (далее - плательщик) - работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 8) социальный риск - наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, в результате которого участник системы обязательного социального страхования либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом; 9) социальные выплаты - выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу получателя социальной выплаты; 10) получатель социальной выплаты (далее - получатель) - физическое лицо, за которое производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования до наступления случая социального риска и в отношении которого Государственным фондом социального страхования вынесено решение о назначении социальных выплат, а в случае смерти лица, являющегося участником системы обязательного социального страхования, - члены семьи умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, состоявшие на его иждивении; 11) коэффициент количества дней нетрудоспособности - коэффициент, который определяется в зависимости от количества дней, указанных в листе о временной нетрудоспособности, выданном в связи с беременностью и родами, а также усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); 12) коэффициент утраты трудоспособности - коэффициент, который определяется в зависимости от степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования; 13) лицо, занимающееся частной практикой, - частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор; 14) инвестиционная декларация - документ, определяющий цели, стратегию, перечень объектов для инвестирования в рамках законодательства Республики Казахстан, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении активов Государственного фонда социального страхования, условия хеджирования и диверсификации активов Государственного фонда социального страхования; 15) инвестиционный доход - деньги, полученные (подлежащие получению) в результате инвестирования активов Государственного фонда социального страхования; 16) коэффициент замещения дохода - коэффициент, который определяется в зависимости от случая социального риска; 17) коэффициент стажа участия - коэффициент, который определяется в зависимости от общего стажа участия в системе обязательного социального страхования; 18) активы фонда - деньги, ценные бумаги, иные финансовые инструменты, предназначенные для целей, предусмотренных настоящим Законом; 19) подразделение медико-социальной экспертизы (далее - подразделение МСЭ) - структурное подразделение уполномоченного органа по контролю в сфере обязательного социального страхования, проводящее медико-социальную экспертизу; 20) Государственный фонд социального страхования (далее - фонд) - юридическое лицо, производящее аккумулирование социальных отчислений, назначение и осуществление социальных выплат участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи - иждивенцев в случае потери кормильца; 21) обязательное социальное страхование - совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, в целях осуществления социальных выплат при наступлении случая социального риска, предусмотренного настоящим Законом; 22) система обязательного социального страхования - совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между субъектами системы обязательного социального страхования; 23) общий стаж участия в системе обязательного социального страхования - общее количество месяцев, за которые поступили социальные отчисления; 24) участник системы обязательного социального страхования - физическое лицо, за которое уплачиваются социальные отчисления и которое имеет право на получение социальных выплат при наступлении случаев социального риска, предусмотренных настоящим Законом; В подпункт 25 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 25) субъекты системы обязательного социального страхования - плательщик; участник системы обязательного социального страхования; получатель; Государственная корпорация; фонд; Национальный Банк Республики Казахстан; центральный исполнительный орган; уполномоченный орган по контролю в сфере обязательного социального страхования; органы государственных доходов; центр занятости населения; 26) уполномоченный орган по контролю в сфере обязательного социального страхования - территориальное подразделение государственного органа, осуществляющее реализацию государственной политики в сфере социальной защиты населения; В подпункт 27 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 27) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере социальной защиты населения, регулирование, контрольные функции за деятельностью фонда; 28) центр занятости населения - юридическое лицо, создаваемое местным исполнительным органом районов, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения»; Статья дополнена подпунктом 29 в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII 29) государственный информационный портал «Электронная биржа труда» - информационная система, содержащая единую информационную базу рынка труда.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании 1. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страховании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. 3. На правоотношения, урегулированные законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, не распространяется действие законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности.
Статья 3. Виды обязательного социального страхования Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды: 1) на случай утраты трудоспособности; 2) на случай потери кормильца; 4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами; 5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); 6) на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года. См.также: Правила осуществления социальной выплаты участникам системы обязательного социального страхования на период чрезвычайного положения
Статья 4. Основные принципы обязательного социального страхования Основными принципами обязательного социального страхования являются: 1) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат; 2) обязательность уплаты социальных отчислений на условиях, предусмотренных настоящим Законом; 3) использование активов фонда на цели, установленные настоящим Законом; 4) обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим Законом; 5) дифференциация размеров социальных выплат; 6) гласность в деятельности государственных органов и организаций, обеспечивающих обязательное социальное страхование.
Статья 5. Право на получение социальных выплат Государство гарантирует гражданам право на получение социальных выплат при наступлении случаев социального риска по видам обязательного социального страхования на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, кандасы пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Статья 6. Обеспечение сохранности активов фонда 1. Государство гарантирует сохранность и целевое использование активов фонда. 2. Сохранность активов фонда обеспечивается посредством: 1) регулирования деятельности фонда путем установления соответствующих норм и лимитов, обеспечивающих его финансовую устойчивость; 2) осуществления инвестиционной деятельности через Национальный Банк Республики Казахстан; 3) учета всех операций по инвестиционному управлению активами фонда в Национальном Банке Республики Казахстан; 4) ведения раздельного учета собственных средств и активов фонда; 5) введения ограничений расходов на обеспечение деятельности фонда; 6) обязательности проведения ежегодного аудита; 7) регулярной финансовой отчетности фонда в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 8) определения перечня и лимита финансовых инструментов для инвестирования активов фонда; 9) установления требований по диверсификации и снижению рисков при размещении активов фонда в инвестиционной декларации; 10) установления требований к руководящим работникам фонда в соответствии с настоящим Законом.
Статья 7. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию Обязательному социальному страхованию подлежат: 1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные); 2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств; 3) лица, занимающиеся частной практикой; Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года 4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); 5) иностранцы и лица без гражданства, а также кандасы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан. Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере обязательного социального страхования Правительство Республики Казахстан в сфере обязательного социального страхования: 1) принимает решения о создании, реорганизации или ликвидации фонда в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан; 2) устанавливает предельную величину процентной ставки комиссионного вознаграждения фонда; 3) принимает решение о повышении размеров социальных выплат из фонда на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца; 4) определяет перечень и лимиты финансовых инструментов для инвестирования активов фонда; 5) устанавливает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда; 6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа по контролю в сфере обязательного социального страхования Уполномоченный орган по контролю в сфере обязательного социального страхования: 1) устанавливает степень утраты общей трудоспособности; 2) обеспечивает контроль за своевременным и правильным назначением социальных выплат фондом; 3) обеспечивает контроль за своевременным и полным перечислением получателю социальных выплат Государственной корпорацией; 4) рассматривает жалобы участников системы обязательного социального страхования и получателей на действия (бездействие), решения фонда и иных государственных органов или организаций.
В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) Статья 10. Компетенция центрального исполнительного органа Центральный исполнительный орган: 1) осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой устойчивости фонда; 2) определяет перечень, формы, сроки представления финансовой и иной отчетности фондом; 3) дает согласие на назначение (отказ в назначении) руководящих работников фонда; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 4) вправе получать сведения о деятельности фонда, а также от государственных органов и организаций сведения, необходимые для осуществления своих контрольных функций; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.06.20 г № 351-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 5) осуществляет внутренний контроль деятельности фонда в порядке, установленном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; 6) разрабатывает нормы и лимиты, обеспечивающие финансовую устойчивость фонда; 7) разрабатывает перечень и лимиты финансовых инструментов для инвестирования активов фонда; 8) разрабатывает предложение об установлении предельной величины процентной ставки комиссионного вознаграждения фонда; 9) ежегодно устанавливает величину процентной ставки комиссионного вознаграждения фонда, но не более двух раз в год; 10) разрабатывает и утверждает правила взимания комиссионного вознаграждения фондом; 11) разрабатывает и утверждает правила исчисления и уплаты социальных отчислений в фонд и взысканий по ним; 12) разрабатывает и утверждает правила исчисления (определения) размеров социальных выплат, назначения, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения и осуществления социальных выплат из фонда; 13) разрабатывает предложение о повышении размеров социальных выплат из фонда на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца; 14) осуществляет проверку деятельности Государственной корпорации в пределах компетенции; 15) разрабатывает и утверждает правила сопровождения информационных систем в сфере обязательного социального страхования; 16) разрабатывает и утверждает правила доступа к информационным системам и базам данных в сфере обязательного социального страхования; 17) разрабатывает и утверждает правила ведения персонифицированного учета участников системы обязательного социального страхования, их социальных отчислений и социальных выплат; 18) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 11. Компетенция Государственной корпорации в сфере обязательного социального страхования 1. Государственная корпорация в сфере обязательного социального страхования осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии: 1) персонифицированный учет участников системы обязательного социального страхования, их социальных отчислений и социальных выплат; 2) организацию социальных выплат из средств фонда; 3) наполнение и актуализацию информационных систем в сфере обязательного социального страхования; 4) формирование ежемесячной потребности, графиков осуществления социальных выплат и направление заявок о потребности средств на социальные выплаты в фонд; 5) предоставление информации участникам системы обязательного социального страхования и плательщикам о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат, а также порядке назначения и получения социальных выплат в соответствии с видами деятельности Государственной корпорации с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите; 6) переводы социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений от плательщиков, возвраты излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них, в фонд не позднее одного операционного дня, следующего за днем их поступления на счет Государственной корпорации; 7) обеспечение возвратов плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений не позднее одного операционного дня, следующего за днем поступления средств фонда на счет Государственной корпорации; 8) представление в орган государственных доходов реестров поступивших и возвращенных социальных отчислений плательщиков; 9) возврат плательщику сумм социальных отчислений, уплаченных за участника системы обязательного социального страхования, не имеющего индивидуального идентификационного номера и (или) в реквизитах которого допущены ошибки. 2. Государственная корпорация взаимодействует и осуществляет обмен информацией с фондом по вопросам учета и перевода: 1) социальных отчислений и пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений; 2) возвратов излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и пени по ним; 3) социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них; 4) возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат и обязательных пенсионных взносов, удержанных из них. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 3. Государственная корпорация имеет право получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, бюджетные средства за оказание услуг, предусмотренных настоящим Законом. При этом цены на услуги, оказываемые Государственной корпорацией, устанавливаются уполномоченным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан из числа центральных государственных органов, по согласованию с антимонопольным органом и центральным исполнительным органом. 4. Государственная корпорация обязана: 1) осуществлять прием и проверку полноты документов, необходимых для назначения социальных выплат, формировать макеты дел на назначение и передавать их в фонд; 2) в случае отсутствия сведений в информационных системах государственных органов и организаций осуществлять прием и проверку полноты документов, необходимых для перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат, и передачу их в фонд; 3) уведомлять получателя о необходимости возврата излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат; 4) обеспечивать равные условия обслуживания лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию и имеющим право на социальную выплату; 5) обеспечивать своевременное и полное перечисление получателям социальных выплат; 6) осуществлять, приостанавливать, возобновлять и прекращать социальную выплату на основании решения фонда; 7) обеспечивать конфиденциальность информации о состоянии и движении социальных отчислений и социальных выплат, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан; 8) давать необходимые разъяснения по вопросам обязательного социального страхования; 9) при формировании электронного макета дела на назначение социальной выплаты не учитывать суммы социальных отчислений, признанные незаконными (необоснованными) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 12. Права и обязанности участника системы обязательного социального страхования и получателя 1. Участник системы обязательного социального страхования, а в случае его смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим) члены семьи, состоявшие на его иждивении, и получатель имеют право: Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 1) подавать заявление о назначении социальной выплаты на случай утраты трудоспособности в фонд: через подразделение МСЭ при первичном установлении степени утраты общей трудоспособности; через Государственную корпорацию при установлении степени утраты общей трудоспособности на момент обращения; Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 2) подавать заявление о назначении социальной выплаты на случай потери кормильца в фонд через Государственную корпорацию; Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 3) подавать заявление о назначении социальной выплаты на случай потери работы в фонд: через Государственную корпорацию, если лицо зарегистрировано в качестве безработного; через центр занятости населения при регистрации в качестве безработного; через веб-портал «электронного правительства» при наличии сведений о регистрации в качестве безработного; через портал «Электронная биржа труда» при регистрации в качестве безработного на указанном портале; Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 4) подавать заявление о назначении социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) в фонд через Государственную корпорацию; Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII 4-1) подавать заявление о назначении социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года в фонд: через Государственную корпорацию; через веб-портал «электронного правительства»; В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.20 г. № 397-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) (см. стар. ред.) 5) получать социальные выплаты, в том числе электронными деньгами на электронные кошельки электронных денег, из фонда в порядке, предусмотренном настоящим Законом, вне зависимости от получения государственных социальных пособий; 6) запрашивать и получать бесплатно информацию от плательщика, Государственной корпорации, фонда, а также через веб-портал «электронного правительства» о состоянии и движении социальных отчислений; 7) запрашивать и получать бесплатно информацию от Государственной корпорации и фонда о порядке назначения и получения социальных выплат; 8) обжаловать решения, действия (бездействие) фонда и иных государственных органов или организаций, указанных в настоящем пункте, связанные с ограничением прав, установленных настоящим Законом. 2. Участник системы обязательного социального страхования, а в случае его смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим) члены семьи, состоявшие на его иждивении, и получатель обязаны: 1) представлять достоверные документы (сведения), необходимые для назначения социальных выплат, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 2) производить возврат излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат; 3) в период получения социальных выплат уведомлять Государственную корпорацию обо всех изменениях, влияющих на исполнение обязательств фонда по социальным выплатам, в течение десяти календарных дней со дня возникновения таких изменений.
Статья 13. Права и обязанности плательщика В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 12.10.21 г. № 67-VII (см. стар. ред.) 1) на возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений в порядке, определяемом центральным исполнительным органом; 2) запрашивать и получать бесплатно необходимую информацию от Государственной корпорации об уплаченных суммах социальных отчислений и (или) пени по ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 3) на реализацию других прав в соответствии с настоящим Законом. Действие абзаца первого пункта 2 приостановлено до 1 января 2024 года В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39 2. Плательщик обязан: 1) своевременно и в полном объеме уплачивать социальные отчисления и пеню за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений; 2) самостоятельно осуществлять расчет и перерасчет сумм социальных отчислений, уплачиваемых в фонд, а также расчет пени в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты социальных отчислений; 3) представлять в органы государственных доходов налоговую отчетность в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством Республики Казахстан; 4) вести первичный учет исчисленных и уплаченных сумм социальных отчислений и (или) пени по каждому работнику в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 5) представлять работнику сведения об исчисленных суммах социальных отчислений в фонд при ежемесячном извещении о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 6) предоставлять информацию по запросам фонда, необходимую для назначения социальной выплаты; 7) по требованию органов государственных доходов представить список участников системы обязательного социального страхования, в пользу которых взыскивается задолженность по социальным отчислениям, в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона.
Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ
Статья 14. Ставка социальных отчислений 1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года - 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений. См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 о поправочном коэффициенте «0» к ставкам платежей, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя Пункт 2 действует до 1 января 2024 года 2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
Статья 15. Объект исчисления социальных отчислений 1. Объектом исчисления социальных отчислений для работников, а также лиц, имеющих иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные), являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд. При этом в расходы работодателя включается денежное содержание военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов. 2. Объектом исчисления социальных отчислений для лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, в том числе крестьянских или фермерских хозяйств, являются: за себя - сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); за наемных работников - расходы, выплачиваемые работнику в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд. Подпункт 3 действует до 1 января 2024 года 3. Объектами исчисления социальных отчислений для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), являются 1-кратный размер месячного расчетного показателя в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя в других населенных пунктах. При этом применяется размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. 4. Объектом исчисления социальных отчислений для иностранцев и лиц без гражданства, а также кандасов, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд. 5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39 В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан об обязательном социальном страхованииСтатья 3. Виды обязательного социального страхованияСтатья 4. Основные принципы обязательного социального страхованияСтатья 5. Право на получение социальных выплатСтатья 6. Обеспечение сохранности активов фондаСтатья 7. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованиюСтатья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере обязательного социального страхованияСтатья 9. Компетенция уполномоченного органа по контролю в сфере обязательного социального страхованияСтатья 10. Компетенция центрального исполнительного органаСтатья 11. Компетенция Государственной корпорации в сфере обязательного социального страхованияСтатья 12. Права и обязанности участника системы обязательного социального страхования и получателяСтатья 13. Права и обязанности плательщика Глава 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯСтатья 14. Ставка социальных отчисленийСтатья 15. Объект исчисления социальных отчисленийСтатья 16. Уплата социальных отчисленийСтатья 17. Ответственность плательщика за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчисленийСтатья 18. Возврат излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений Глава 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫСтатья 19. Обращение за назначением социальных выплат и сроки рассмотрения документов для назначения социальных выплатСтатья 20. Социальная выплата на случай утраты трудоспособностиСтатья 21. Социальная выплата на случай потери кормильцаСтатья 22. Социальная выплата на случай потери работыСтатья 23. Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей)Статья 24. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного годаСтатья 25. Порядок осуществления социальных выплатСтатья 26. Удержания из социальных выплатСтатья 27. Приостановление и возобновление социальных выплатСтатья 28. Прекращение социальных выплат Глава 4. ПОРЯДОК ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДАСтатья 29. Статус фондаСтатья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фондаСтатья 31. Деятельность фондаСтатья 32. Права и обязанности фондаСтатья 33. Образование активов фондаСтатья 34. Порядок управления активами фондаСтатья 35. Учет и отчетностьСтатья 36. Аудит Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |