|
|
|
О «Концепции развития юридического образования»
Сарсенбаев Т.Е. Директор Школы права и государственного управления Университета Нархоз, доктор юридических наук, профессор Айдарханова К.Н. Заместитель директора Школы права и государственного управления Университета Нархоз, кандидат юридических наук, доцент
21-23 мая 2024 года в Maqsut Narikbayev University (далее- MNU) прошла Стратегическая сессия на тему: «Концепция развития юридического образования» на базе учебно-методического объединения (далее - УМО) по направлению «Право», на которую были приглашены проректоры, деканы, заведующие кафедрами, руководители образовательных программ, и ведущие профессора юридических факультетов и вузов Казахстана. В результате трехдневной стратегической сессии были определены отдельные разделы, предлагаемые участниками к включению в структуру Концепции, но не был сформирован окончательный проект Концепции. Результаты Стратегической сессии 10 июня 2024 г. были представлены на заседание Республиканского учебно-методического совета (далее - РУМС). В представленных на РУМС слайдах обозначены 7 разделов, которые должны отражать основные идеи концепции: 1. «Трансформация подходов государственного регулирования правового образования и расширение академической свободы»; 2. «Совершенствование содержания образовательных программ»; 3. «Повышение качества кадрового и учебно-методического обеспечения»; 4. «Усиление интеграции с профессиональным сообществом»; 5. «Развитие антикоррупционной культуры и академической честности»; 6. «Интернационализация юридического образования»; 7. «Наука и преемственность научных кадров». Каждый раздел содержит по 3-6 направлений развития. Однако, ни одно из этих направлений, к сожалению, не раскрыто и не аргументировано, даже имеются противоречия между направлениями. Так, например, в разделе: «Трансформация подходов к государственному регулированию юридического образования и расширение академической свободы» указаны направления; «Расширение академической свободы вузов, в том числе в реализации организационно-распорядительных функций» и «Обязательное членство в учебно-методических объединениях по направлению «Право». Между тем, указанные направления противоречат друг другу. Если одно из указанных направлений предусматривает расширение академической свободы вузов, то другое - ограничивает эту свободу. Вряд ли, обязательное членство в УМО может быть показателем академической свободы вуза. Или же в разделе «Повышение качества кадрового и учебно-методического обеспечения» предлагается направление «Переход от «законоцентричной» к «доктриноцентричной» модели преподавания». При этом никаких аргументов в пользу предлагаемого не приводится. Полагаем, что теоретизация учебного процесса будущих юристов больше подходит для подготовки научных кадров, и логичным будет применение «доктриноцентричной» модели преподавания» в магистратре и докторантуре. На уровне бакалавриата, на наш взгляд, необходимо формирование базовых теоретических знаний и в большей степени - практических навыков применения действующего законодательства, составления процессуальных документов и т.п. Выступая на республиканском съезде педагогов от 5 октября 2023г. Касым-Жомарт Токаев отметил, что «по прогнозам ученых, к 2050 году до половины нынешних профессий будут заменены цифровыми и техническими системами. Поэтому наши граждане должны овладеть навыками, необходимыми в условиях нового времени. Это очень важная задача».[1] Очевидно, что предлагаемая MNU доктринальная подготовка кадров, предложенная в проекте Концепции, вступает в противоречие с последовательно проводимой политикой государства практикоориентированного обучения.[2] При этом мы не отрицаем, что «доктриноцентричная модель преподавания» также необходима для воспитания будущих юридических кадров. Но тогда в проекте Концепции следовало определить уровни обучения, для которых применима «доктриноцентричная» модель преподавания». Эти вопросы требуют приведения серьёзных обоснований и аргументации, в том числе с указанием, как и на каком уровне подготовки кадров? В разделе «Развитие антикоррупционной культуры и академической честности» предложено направление «Поощрение членства в ассоциациях и объединениях по вопросам академической честности». Заметим, что прописывание в Концепции поощрения членства в любых ассоциациях и объединениях само по себе неправильно и сомнительно. Относительно поощрения членства в ассоциациях возникает вопрос: как и кем будут поощряться вузы, вступившие в указываемые ассоциации и объединения. Как правило, членство в ассоциациях сопровождается обязательной выплатой членских взносов и финансированием мероприятий ассоциаций. В таких случаях, безусловно, нарушаются принципы и условия академической свободы университетов.[3] Надо отметить, что на фоне создания государством условий для формирования рынка образовательных услуг на принципах автономии вузов и добросовестной конкуренции, предлагаемое «Поощрение членства в ассоциациях и объединениях по вопросам академической честности» содержит риски манипуляции и оказания давления на вузы. Кроме того, членство в подобных организациях не повышает качество юридического образования и, более того, не является показателем уровня развития вуза и, в целом, юридического образования в стране. Участие в каких-либо ассоциациях вузов должно строиться на добровольных началах, на принципах необходимости и эффективности деятельности таких ассоциаций. Например, Ассоциация высших учебных заведений Республики Казахстана, которая функционирует с 2002 года, является добровольным (без принуждения) объединением, членами которой являются 81 аккредитованных вузов Казахстана. Данная Ассоциация за период своей деятельности доказала свою эффективность в вопросах повышения качества образования. Эти и другие причины послужили поводом для внесения нами на РУМС предложения о необходимости воздержаться от принятия Концепции и создать рабочую группу по разработке Концепции развития юридического образования. Проект Концепции, которую разработает рабочая группа было предложено направить на дополнительное рассмотрение всем заинтересованным государственным органам, юридическим факультетам и известным ученым-юристам. Наше предложение было поддержано и определен срок следующего рассмотрения Концепции юридического образования до конца осени 2024г. В настоящее время по инициативе MNU сформированная рабочая группа (письмо MNU №31-08/1573 от 06.09.2024) работает над проектом Концепции. Актуальность и своевременность разработки Концепции развития юридического образования бесспорна. Надо возрождать и повышать статус юридической профессии. Такая необходимость обусловлена тем, что: 1) профессия юриста - одна из немногих профессий, подготовку специалистов по которым могут осуществлять только отечественные высшие учебные заведения; 2) неизбежным следствием тесной связи юридической профессии с национальным законодательством является необходимость иметь собственный профессорско-преподавательский состав и собственную учебно-методическую базу; 3) ведущая роль в данном вопросе должна быть отведена вопросам усовершенствования образовательной программы высшего образования вообще, юридического, в частности[4]. Между тем, в сфере юридического образования достаточно вопросов для обсуждения и включения их в повестку Концепции развития юридического образования. В числе наиболее актуальных следующие. 1. Отсутствие профессионального стандарта деятельности юриста. С 2013 года в Республике Казахстан начата работа по разработке профессиональных стандартов и Национальной системы квалификаций, [5] принят Закон РК «О профессиональных квалификациях». [6] Так, в соответствии с абзацем 6 пункта 5 статьи 5 Закона «О профессиональных квалификациях» «Образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации должны быть ориентированы на результаты обучения и учитывать требования соответствующих профессиональных стандартов в рамках комплексного развития Национальной системы квалификаций». Поэтому разработка профессиональных стандартов по юридическим профессиям становится первостепенной задачей для обеспечения качества образовательных программ по направлению «Право». На основании данной нормы Закона «О профессиональных квалификациях» при включении образовательных программ ОВПО в Реестр образовательных программ требуется указание профессионального стандарта, в соответствии с которым разработана образовательная программа. На данный момент по направлению «Право» утверждены профессиональный стандарт «Правовое обеспечение инноваций деятельности»[7] и профессиональные стандарты в сфере судебно-экспертной деятельности[8]. Между тем, направление «Право» объединяет образовательные программы, осуществляющие подготовку для широкого спектора профессиональной деятельности юристов (судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, юрисконсульты, юристы как для государственного, так и для корпоративного сектора). Очевидно, что перечисленные специалисты должны обладать различными компетенциями и специальными знаниями. И здесь очень важно, чтобы образовательные программы обеспечивали подготовку таких специалистов в соответствии с профессиональными стандартами, за исключением государственных служащих правоохранительной службы, службы в специальных государственных органах и судей (п. 2 ст. 2 Закона РК «О профессиональных квалификациях»). Кроме того, наличие профессионального стандарта ориентирует образовательные программы на формирование у будущих юристов именно тех компетенций, которые необходимы для выполнения конкретной юридической профессии. С другой стороны по соответствию результатов обучения образовательных программ профессиональным стандартам можно говорить о качестве образовательной программы и соответственно подготовки юридических кадров. На основании изложенного, считаем необходимым скорейшую разработку и внедрение в систему образования и юридическую деятельность профессиональных стандартов по направлению «Право». Понятно, что это не простая задача. Согласно Закону РК «О профессиональных квалификациях» профессиональные стандарты разрабатываются отраслевыми государственными органами на основе Национального классификатора занятий РК и отраслевых рамок квалификаций. Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей по согласованию с отраслевыми государственными органами за счет собственных средств. Соответственно, вопросы разработки профессиональных стандартов по юридическим профессиям нуждаются в широком обсуждении всеми заинтересованными государственными органами, организациями и объединениями в сфере юриспруденции. В этой связи считаем необходимым включение в Концепцию развития юридического образования задач по разработке разрешенных Законом РК «О профессиональных квалификациях» профессиональных стандартов для юридических профессий. 2. Квалификационные требования к образовательным программам по направлению «Право». Надо признать, что со стороны Министерства науки и высшего образования делается очень многое, чтобы повысить качество юридического образования. Одним из таких направлений является усиление квалификационных требований для образовательных программ по направлению «Право».[9] Например, по образовательным программам направления подготовки кадров «Право» установлено наибольшее по сравнению с другими образовательными программам требование по количеству преподавателей-практиков. Так, доля преподавателей профильных дисциплин с опытом практической работы не менее 3 (трех) лет за последние 10 (десять) лет в сфере юриспруденции по профилю преподаваемых дисциплин, от общего числа преподавателей профильных дисциплин по образовательным программам направления подготовки кадров должно быть не менее 60 %. [10] Данное требование обеспечивает практикоориентированность юридического образования. Соглашаясь с необходимостью привлечения практиков к подготовке юридических кадров, считаем, что установленное количество (60% от общего числа преподавателей профильных дисциплин) нерационально и практически невыполнимо для большинства вузов. Во-первых, данное квалификационное требование ставит под сомнение профессиональный уровень преподавателей вузов без практического опыта, количество которых должно быть ограничено 40% от общего числа преподавателей. Во-вторых, при одновременном обеспечении пункта 15.1 квалификационных требований, который требует наличия штатных преподавателей со степенью не менее 50% от общего числа преподавателей, необходимо, чтобы 10% преподавателей-практиков были с учеными степенями. И это в условиях сложности привлечения юристов-практиков с учеными степенями к педагогической работе в вузах. В действительности, квалификационное требование 14. 3 создало дефицит практиков, желающих преподавать в вузе, включая практиков с учеными степенями. Вузы вынуждены в буквальном смысле «охотиться» на практических работников, имеющих ученые степени и опыт преподавания. Одновременно, происходит обесценивание академических преподавателей, в том числе известных ученых. 3. Академическая мобильность. Практика показывает, что по вопросам академической мобильности существуют ряд нерешенных вопросов. Так, препятствием для академической мобильности студентов является несопоставимость образовательных программ казахстанских и зарубежных вузов, например, в части учебных дисциплин и кредитов, отведенных на учебных дисциплины. В результате затрудняется процедура «перезачета» освоенных в зарубежном вузе учебных дисциплин. Такая ситуация вынуждает студентов сдавать большую «разницу» по дисциплинам или проходить повторный курс обучения. Наряду с этим, студенты испытывают финансовые затруднения и не могут самостоятельно оплачивать (полностью или разницу) обучение в течение семестра в зарубежном или национальном вузе. Как следствие, академическая мобильность обучающихся не пользуется достаточным спросом. Что касается академической мобильности преподавателей вузов, то она, в отличие от академической мобильности студентов, практически не реализуема в условиях традиционных методов планирования и организации учебного процесса. Распределение педагогической нагрузки преподавателей в вузах Казахстана, отсутствие механизмов обеспечения их замены в период академической мобильности, зачета выполнения педагогической нагрузки в зарубежном вузе и оплаты их труда являются серьезным препятствием для академической мобильности преподавателей. 4. Формирование бренда казахстанских вузов. Для решения глобальной задачи - повышения статуса казахстанского образования необходимо переместить акцент с создания равных условий для вузов на создание бренда отдельных университетов. Казахстанские университеты должны ориентироваться на создание своего бренда, стремиться к узнаваемости во всем мире. Для этого университет должен быть максимально заинтересован в повышении качества своего образования, качества научных исследований, его позиционировании в мировых рейтингах. При этом Университет должен самостоятельно определять перспективы и пути повышения своих рейтингов и достижения узнаваемости в мировом образовательном пространстве. При этом государственная регламентация деятельности вузов, включая контроль за образовательной деятельностью, должна быть сведена к минимуму. Подходы к деятельности вузов и ограничения должны диктоваться исключительно рынком образовательных услуг. 6. Развитие потенциала университетов страны. Формирование бренда казахстанских вузов тесно перекликается с формированием научных школ и научного потенциала университетов. Крупные научные школы, созданные на базе лучших университетов Казахстана, и сформированные из числа ведущих казахстанских ученых с мировым именем и ведущих иностранных специалистов, позволят решить несколько задач сразу. Во-первых, на базе научных школ будет обеспечиваться подготовка научных кадров, что снимет необходимость направления молодых ученых в зарубежные вузы. Во-вторых, проведение научных исследований на базе таких научных школ повысит их качество и в целом статус казахстанской юридической науки. В-третьих, крупные научные школы позволят создать научное наследие в казахстанской юридической науке и решить проблемы с нехваткой специалистов-ученых в отдельных отраслях юридической науки не точечно, а комплексно. В-четвертых, создание серьезных научных школ с приглашением ведущих зарубежных ученых, и подготовка на их базе молодых ученых существенно поднимут неформальные и формальные рейтинги казахстанских университетов в глазах мировой общественности. В-пятых, за счет подготовки молодых ученых на базе таких научных школ снизится нагрузка на государственные программы финансирования обучения в зарубежных университетах. Финансируемые программы (например, «Болашақ») могут быть направлены на обучение узких специалистов в других направлениях науки. 7. Развитие института постдокторантуры. Заметим, что в современной мировой практике постдокторантура является мощным инструментом привлечения молодых и перспективных ученых со всего мира, которые вносят существенный вклад в развитие научного потенциала университетов. В РК институт постдокторантуры применяется университетами в основном для казахстанских специалистов. Вузы не всегда располагают финансовыми средствами для привлечения в постдокторантуру зарубежных специалистов. В целях привлечения в постдокторантуру зарубежных специалистов финансовая поддержка МНВО РК была бы значимой. Зарубежные постдокторанты после завершения обучения могли бы оставаться в Казахстане и далее развивать казахстанскую юридическую науку. Таким образом можно сформировать систему рекрутинга талантливых молодых ученых со всего мира. Такой подход повысит реноме казахстанского образования, науки и казахстанских университетов. Это в свою очередь позволит обеспечить научными кадрами новые направления юридической науки (например, гендерное право, космическое право, социальное право, спортивное право, цифровое право и др.). 8. Создание междисциплинарных образовательных программ. В условиях стремительного развития высоких технологий и трансформации научных исследований от монодисциплинарных к междисциплинарным востребованными становятся специалисты, обладающие компетенциями в различных сферах профессиональной деятельности. Актуальность приобретают междисциплинарные образовательные программы (бакалавриат, магистратура, докторантура), обеспечивающие подготовку специалистов с междисциплинарными компетенциями. Например, создание междисциплинарных образовательных программ докторантуры позволит не только подготовить научного сотрудника с междисциплинарными компетенциями, но и объединит ученых (профессоров) различных отраслей науки в рамках докторантуры. Такой опыт успешно практикуется в докторских программах большинства европейских университетов. Это позволяет решать задачи расширения области исследования и, как следствие, проведения глубоких междисциплинарных исследований, что является одним из трендов современной юридической науки. 9. Развитие инфраструктуры высшего юридического образования. Актуальным для высшего юридического образования является вопрос об улучшении материально-технического оснащения юридических вузов и факультетов. Современные технологии обучения и образовательного процесса, включая использование в учебном процессе искусственного интеллекта, позволяют поднять подготовку юридических кадров на новый качественный уровень. Цифровая трансформация юридического образования, формирование устойчивой среды для инноваций через создание центров (научных, консалтинговых, творческих проектных), юридических клиник и оборудование специализированных учебных кабинетов, лабораторий и полигонов в вузах позволят максимально приблизить теоретическое обучение к практической деятельности будущих юристов. Полагаем, что вышеизложенные вопросы требуют своего рассмотрения и должны быть отражены в Концепции развития юридического образования. Безусловно, в подготовке такого значимого для юридического образования документа непременно должны участвовать не только представители вузов, но и все профильные министерства и организации, которые являются потребителями продукта, выпускаемого юридическим вузами и факультетами - юристов. Уровень подготовки казахстанских юристов должен соответствовать мировым стандартам. Казахстанские юристы должны быть способны оказывать квалифицированную юридическую помощь не только на территории Казахстана, но и в любом другом государстве, в любой правовой системе. Очевидно, что разработка Концепции развития юридического образования - задача не из простых, требующая основательного подхода. Прежде чем определять основные векторы развития юридического образования, в Концепции должны быть отражены: государственная политика в сфере развития юридического образования, включая результаты проводимых реформ в сфере юридического образования; анализ результатов развития юридического образования (сильные и слабые стороны, угрозы, возможности); глубокий анализ современного состояния юридического образования в стране (количество вузов юридического профиля; какие вузы по каким направлениям специализируются); принципы образования (преемственность и традиции в юридическом образовании, фундаментальность, практикоориентированность, единство образования и воспитания и др.); оценка востребованности юридического образования; результаты ревизии нормативно правовой базы, регулирующей юридическое образование; прогнозирование развития юридического образования с учетом потребностей в юридических кадрах (какие профессии и специальности в ближайшее время изживут себя или наоборот появятся, какие будут требования рынка); учет мировых тенденций и подходов к юридическому образованию; опыт ведущих мировых университетов по подготовке юридических кадров и другое. Полагаем, что Концепция развития юридического образования не должна разрабатываться без согласования с Советом по правовой политике при Президенте Республики Казахстан, так как одной из основных задач Совета по правовой политике является «обеспечение согласованности проводимой правовой политики с реформами в социально-экономической сфере и государственном строительстве». [11] Необходимо также, чтобы все заинтересованные центральные государственные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральная Прокуратура, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел), а также республиканские общественные организации (Союз Судей, Республиканская коллегия адвокатов, Республиканская нотариальная палата, Комиссия по правам человека при Президенте РК, научно консультативные советы при МЮ), являющиеся основными работодателями выпускников юридических вузов и факультетов, ведущие ученые-юристы и юридическое сообщество страны должны быть заинтересованы в Концепции развития юридического образования в Республике Казахстан. Вовлеченность перечисленных государственных органов и организаций в процесс разработки Концепции юридического образования особенно важна потому, что «вопросы восстановления качества юридического образования являются принципиальным условием устойчивого развития правовой системы Казахстана, для решения которых была создана правительственная межведомственная рабочая группа по повышению качества юридического образования».[12] Все это со всей наглядностью подтверждает, что вопросы подготовки юристов являются важной государственной задачей. На этом фоне абсолютно понятны проблемы, поднимаемые Толеубековой Б. Х и Хведелидзе Т. Б., в сфере базовой подготовки юристов в Казахстане. По их утверждению, у нас в стране уже создавался «в 1994 году первый в Казахстане государственный юридический институт», который «специализировался на подготовке юристов для органов государственной власти, судебных и правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов». В настоящее время в числе 59 вузов, осуществляющих юридическое образование в Казахстане, «нет ни одного самостоятельного юридического вуза из категории государственных». «Возрождение юридического образования как в прямом, так и переносном смыслах возможно в условиях возвращения в вузовскую систему Казахстана самостоятельного государственного юридического вуза».[13]
[1] Глава государства принял участие в Республиканском съезде педагогов 5 октября 2023 года// https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-prinyal-uchastie-v-respublikanskom-sezde-pedagogov-594513 [2] Подробно см.: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» // https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_#z212, ст. 38; Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248 «Об утверждении Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 - 2029 годы» // https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248, параграф 2, абзац 11 [3] Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений» от 4 июля 2018 года № 171-VІ), в частности п п. 7 п. 3 ст. 43-1 (ЗРК «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III). [4] Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. -Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 15.10.2021 года № 674. -17 с.) [5] Скаков А. Профстандарт деятельности юриста// https://zangerpalata.kz/profstandart [6] Закон РК «О профессиональных квалификациях» от 4 июля 2023 года № 14-III. [7] https://atameken.kz/ru/services/16-professionalnyye-standarty-і-tsentry-sertifikatsii-nsk [8] Приказ министра юстиции РК от 23 января 2024 г. № 60 «Об утверждении профессиональных стандартов в сфере судебно-экспертной деятельности» [9] Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 января 2024 года № 4 «Квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности организаций, предоставляющих высшее и (или) послевузовское образование, и перечень документов, подтверждающих соответствие им» [10] Приложение 1 к приказу Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 января 2024 года № 4 «Квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности организаций, предоставляющих высшее и (или) послевузовское образование, и перечень документов, подтверждающих соответствие им», п. 14.3. [11] Положение о Совете по правовой политике при Президенте Республики Казахстан //https://www.akorda.kz/ru/executive_office/presidential_councils/sovet-po-pravovoi-politike [12] Юридическое образование — под контроль государства // https://zanmedia.kz/juridicheskoe-obrazovanie-pod-kontrol-gosudarstva/76219/ [13] Толеубекова Б. Х., Хведелидзе Т. Б. Методологические подходы к разработке проекта Концепции развития юридического образования в Республике Казахстан//Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Юриспруденция», №2(76), 2024г. С. 75
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |