| ||||||||||||||||||||
|
|
|
03.04.2025 Особенность перехода права недропользования и (или объектов), связанных с правом недропользования с иностранным участием
Нашарова Динара Руководитель практики по развитию бизнеса и недропользования ТОО «OLYMPEX ADVISERS»
Основным документом, регулирующим отношения в сфере недропользования, в том числе обязательства недропользователей является Кодекс о недрах. Переход доли, как показывает практика, имеет ряд нюансов. Особенно, если это связано с иностранными физическими или юридическими лицами, приобретающие долю в праве недропользования. Кодекс о недрах, регулирующий данную сферу рассматриваемых вопросов, предоставляет возможность перехода права недропользования (доли в праве недропользования) от одного лица к другому по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Республики Казахстан. Переход права недропользования (доли в праве недропользования) осуществляется в случае отчуждения права недропользования (доли в праве недропользования) другому лицу на основании гражданско-правовых сделок либо в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.[1] Иными словами, законодательство предусматривает возможность перехода доли в праве недропользования посредством продажи, наследования и прочими способами, предусмотренными гражданским законодательством РК от первоначального обладателя к другому обладателю. Законодательно предусмотрен переход как всего права недропользования, доли в праве недропользования так и объектов, связанных с правом недропользования посредством заключения гражданско-правовых сделок либо в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. И в первом, и во втором случае переход собственности к приобретателю фиксируется по договору с момента заключения договора, если соглашением сторон не предусмотрено иное[2]. Переход права недропользования (доли в праве недропользования), возникшего на основании контракта на недропользование, лицензии на разведку или лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, лицензии на использование пространства недр, а также переход объектов, связанных с правом недропользования, осуществляются с разрешения компетентного органа[3]. Каждый кто намеревается приобрести право недропользования (долю в праве недропользования), возникшее на основании контракта на недропользование, лицензии на разведку или лицензии на добычу твердых полезных ископаемых, лицензии на использование пространства недр, либо объекты, связанные с правом недропользования, направляют в компетентный орган заявление о выдаче разрешения[4]. Порядок получения разрешения регулируется статьей 45 Кодекса о недрах и Правилами выдачи разрешения на переход права недропользования (доли в праве недропользования), а также переход объектов, связанных с правом недропользования. Следует обратить внимание, если разрешение на переход права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, необходимо в отношении права недропользования на участке недр, включающем крупное месторождение твердых полезных ископаемых и (или) являющемся стратегическим участком недр, либо если предполагаемый переход права недропользования и (или) объектов, связанных с правом недропользования, на соответствующем участке недр затрагивает интересы национальной безопасности данный вопрос также рассматривают органы национальной безопасности для проверки на соответствие требованиям национальной безопасности. В этом случае компетентный орган приостанавливает рассмотрение заявления до получения подтверждения от органов национальной безопасности о соответствии перехода права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, требованиям национальной безопасности. На практике, если в сделке по приобретению доли в праве недропользования присутствует иностранный признак - компетентный орган в 90% случаях ждет одобрения либо отказ органов национальной безопасности. По итогу, по результатам рассмотрения заявления компетентный орган принимает решение о выдаче разрешения или отказе в его выдаче. В случае сделок, где присутствует иностранный признак, и (или) доля превышает 50%, компетентный орган, как правило, отказывает в выдаче разрешения ссылаясь на подпункт 1) пункта 10 статьи 45 Кодекса о недрах. Согласно данному пункту отказ в разрешении может быть получен если переход права недропользования (доли в праве недропользования) и (или) объектов, связанных с правом недропользования, повлечет несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе концентрацию прав недропользования. Теперь рассмотрим положение статьи 45 Кодекса о недрах где концентрацией прав недропользования - признается обладание одним лицом или группой лиц из одного государства такой совокупной долей в правах недропользования и (или) объектах, связанных с правом недропользования, которое способно создать или создает угрозу национальной безопасности Республики Казахстан. Обращаясь к законодательству РК, регулирующему данный круг вопросов можно обратить внимание на следующие факторы. 1. Группа лиц[5] — это совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков: 1) субъект рынка и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в данном субъекте рынка либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка, для национальных компаний допускается право распоряжаться не менее чем сорока процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка; 2) субъект рынка и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного субъекта рынка; 3) субъект рынка и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов данного субъекта рынка или заключенного с данным субъектом рынка договора вправе давать данному субъекту рынка обязательные для исполнения указания; 4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица; 5) субъект рынка и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган данного субъекта рынка; 6) субъект рынка и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) данного субъекта рынка; 7) физическое лицо, его супруга (супруг), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры; 8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта признаку; 9) субъект рынка, физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7) и 8) настоящего пункта признаку входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в данном субъекте рынка или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) данного субъекта рынка, для национальных компаний допускается право распоряжаться не менее чем сорока процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка. Следует отметить, что группа лиц рассматривается как единый субъект рынка. Проанализировав требования законодательства Республики Казахстан по данному вопросу, рассмотрим на примере сделки с участием иностранного субъекта. К примеру, у нас есть Недропользователь - ТОО «ННН», владельцами - учредителями являются: Компания А (иностранное юридическое лицо), с долей участия в уставном капитале 50%, Компания B (казахстанское ТОО), с долей участия 30%, Компания С (казахстанское ТОО) с долей участия 20%. Компания А выражает намерение купить доли участия остальных учредителей Компании B и Компании С. По итогу Компания А, которая является иностранным юридическим лицом по результатам такой сделки купли-продажи доли в уставном капитале Недропользователя получит 100% владение долями.
Учитывая вышеизложенное и характер сделки Компании-покупателя А, Компания-покупатель А и Недропользователь, вероятнее всего могут быть рассмотрены в качестве группы лиц, т. к. при продаже долей Компании-продавца B, Компании-продавца C Компания-покупатель А получит право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли участия в уставном капитале, паи) данного субъекта рынка. 2. Компания-покупатель А - иностранное юридическое лицо, зарегистрированное и действующее в соответствии с законодательством иностранного государства. Учитывая фактор «группы лиц» и обстоятельства, вытекающие из сделки, при которых Компания А будет обладать 100% долей участия в уставном капитале Недропользователя - данная сделка приобретает еще один фактор «группой лиц из одного государства». 3. Обращаясь к ЗРК о национальной безопасности, следует отметить следующее. Угрозы национальной безопасности - это совокупность внешних и внутренних факторов (процессов и явлений), препятствующих или могущих препятствовать реализации национальных интересов Республики Казахстан[6]. При этом, перечень основных угроз национальной безопасности, представленный в ЗРК о национальной безопасности достаточно широкий. К таким угрозам можно отнести, как снижение уровня законности, так и нанесение ущерба национальным интересам страны. Подробный перечень угроз и национальных интересов содержится в статье 6 данного Закона. Как показывает практика, наличие какого-либо обстоятельства при переходе доли в уставном капитале недропользователя, связанного даже косвенно с одним из пунктов статьи 6 ЗРК о национальной безопасности может рассматриваться как «угроза национальной безопасности». Таким образом, наличие в любой сделке по переходу доли в праве недропользования факторов 1, 2 и 3 в совокупности может являться основанием для отказа в получении разрешения. При этом сделки по переходу права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, совершенные без разрешения компетентного органа, а равно по истечении срока действия разрешения, ничтожны[7].
[1] пункт 1 статьи 40 Кодекса о недрах [2] пункт 1 статьи 217 ГК РК [3] В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Кодекса о недрах [4] Пункт 1 статьи 45 Кодекса о недрах [5] Пункт 1 статьи 165 ПК РК [6] подпункт 7) пункта 1 статьи 1 ЗРК о национальной безопасности [7] пункт 4 статьи 44 Кодекса о недрах
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |