|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 22. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ И КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ, ЗЕРНОВОГО РЫНКА И ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА, ХЛОПКОВОЙ ОТРАСЛИ, СЕМЕНОВОДСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА, ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА, ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ЦЕН НА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ Агропромышленный комплекс и сельское хозяйство являются одними из наиболее важных в стране. Государство предъявляет особые требования к защите растений, зернового рынка и хранения зерна, хлопковой отрасли, семеноводства и государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, племенного животноводства, производства органической продукции, а также реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. Диспозиции составов правонарушений, содержащихся в главе 22 КоАП, носят бланкетный характер и отсылают к другим нормативным правовым актам, среди которых: - Закон РК от 11 февраля 1999 года № 344 «О карантине растений»; - Закон РК от 19 января 2001 года № 143 «О зерне»; - Закон РК от 9 июля 1998 года № 278 «О племенном животноводстве»; - Закон РК от 21 июля 2007 года № 298 «О развитии хлопковой отрасли» и др. Однако, применение статей, содержащихся в главе 22 КоАП, не ограничивается лишь законодательными актами. Правоприменителю необходимо также изучить подзаконные нормативные правовые акты, в которых подробно регламентированы правила, процедуры. Например, приказом Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 года № 4-4/66 были утверждены «Фитосанитарные требования, предъявляемые к ввозимой подкарантинной продукции», приказом Министра сельского хозяйства РК от 30 марта 2015 года № 4-4/282 - «Перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений, и перечня особо опасных вредных организмов», приказом Министра сельского хозяйства РК от 23 апреля 2015 года № 4-1/364 - Требования к порядку экспертизы качества зерна и выдаче паспорта качества зерна», приказом Министра сельского хозяйства РК от 23 мая 2016 года № 230 - Правила производства и оборота органической продукции», приказом Министра сельского хозяйства РК от 28 октября 2015 года № 4-6/955 - Правила ведения количественно-качественного учета хлопка», и т.д. Необходимо также иметь ввиду, что для привлечения к ответственности по статье 408 «Нарушение правил содержания и выгула собак и кошек, правил отлова и уничтожения бродячих собак и кошек» КоАП правоприменителю следует применять нормативный правовой акт, принятый маслихатом, на территории которого совершено данное правонарушение. Дело в том, что согласно п. 2-2 ст. 6 Закона РК от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» к компетенции маслихатов областей, городов республиканского значения, столицы относятся утверждение правил содержания животных, правил содержания и выгула собак и кошек, правил отлова и уничтожения бродячих собак и кошек, а также утверждение иных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. Следовательно, в каждом области, городе республиканского значения и столице утверждены свои правила содержания животных, правила содержания и выгула собак и кошек, правила отлова и уничтожения бродячих собак и кошек. Зачастую правоприменителю необходимо провести соответствующие расчеты. Например, для привлечения лица к административной ответственности по статье 405 «Несоблюдение предельной торговой надбавки при реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары» КоАП необходимо проведение расчета пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары по установленной формуле. Так, согласно пунктам 3 и 4 «Правил установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них», утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 30 марта 2015 года № 282, пороговое значение розничных цен на социально значимые продовольственные товары определяется по каждому отдельному социально значимому продовольственному товару, на территории города областного и республиканского значения, столицы для каждого квартала. Для расчета порогового значения розничных цен на социально значимые продовольственные товары используется официальная статистическая информация, формируемая органами государственной статистики согласно Плану статистических работ. Источником информации являются опубликованные официальные данные по уровню и изменению цен на социально значимые продовольственные товары. Отличительной чертой составов административных правонарушений, содержащихся в главе 22 КоАП, является то, что большинство статей носит громоздкий характер и состоит из множества частей либо деяния, характеризующие объективную сторону носят множественный характер. Например, предусмотренное в статье 400 КоАП нарушение фитосанитарных требований к ввозимой подкарантинной продукции и проведению фитосанитарных мероприятий, может быть совершено в виде шестнадцати действий. Статья 401 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о зерне» КоАП состоит из одиннадцати частей, статья 404 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о развитии хлопковой отрасли» - из девяти частей, статья 406 «Нарушение законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии» - из шестнадцати частей и т.д. Некоторые правонарушения подведомственный соответствующему государственному органу, другие - судам. Если по некоторым административным правонарушениям наработана судебная практика (например, статьи 400, 401 КоАП) в силу того, что эти дела подведомственны судам и доступны на сайте Верховного Суда РК, то по другим делам, подведомственным государственным органам, не до конца выработана практика привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Статья 400. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области карантина растений 1. Нарушение фитосанитарных требований к ввозимой подкарантинной продукции и проведению фитосанитарных мероприятий, совершенное в виде: 1) ввоза на территорию Республики Казахстан подкарантинной продукции, не соответствующей фитосанитарным требованиям, предъявляемым к ввозимой подкарантинной продукции; 2) ввоза на территорию Республики Казахстан партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска без фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страны-экспортера; 3) ввоза на территорию Республики Казахстан партии подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском без реэкспортного фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страны-реэкспортера; 4) осуществления перевозки импортной подкарантинной продукции по территории Республики Казахстан с нарушением фитосанитарных требований Республики Казахстан; 5) непредоставления подкарантинной продукции для досмотра; 6) непроведения ежегодного профилактического обеззараживания складских помещений, в которых осуществляется хранение или переработка подкарантинной продукции; 7) использования посадочного или семенного материала до получения результатов лабораторной экспертизы; 8) несоблюдения условий хранения импортного посадочного или семенного материала до получения результатов лабораторной экспертизы; 9) использования на семенные цели зерновых, зернобобовых, масличных культур, ввезенных на территорию Республики Казахстан для использования на продовольственные, кормовые и технические цели; 10) непроведения очистки транспортных средств после перевозки импортной подкарантинной продукции, а также подкарантинной продукции из карантинных зон с обязательным уничтожением отходов; 11) переадресовки подкарантинной продукции в пути следования или пункте назначения без разрешения уполномоченного органа; 12) непредоставления ввозимой подкарантинной продукции для вторичного карантинного досмотра в пункте ее назначения; 13) использования для посева семенной или посадочный материал, засоренный карантинными сорными растениями; 14) осуществления хранения или очистки подкарантинной продукции, заготовленной в зоне распространения карантинных объектов с подкарантинной продукции, заготовленной в свободной от карантинных объектов зоне; 15) необеспечения систематического обследования посевов, территорий, складов, деятельность которых связана с производством, заготовкой, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией подкарантинной продукции; 16) осуществления межобластных перевозок подкарантинной продукции без карантинного сертификата, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей. 2. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области карантина растений при ввозе, внутригосударственных перевозках и при реализации подкарантинной продукции, совершенное в виде: 1) ввоза на территорию Республики Казахстан и при внутригосударственных перевозках подкарантинной продукции, а также транспортных средств, зараженных карантинными объектами и чужеродными видами; 2) нарушения запретов или ограничений на ввоз подкарантинной продукции в Республику Казахстан; 3) реализации зараженной карантинными объектами подкарантинной продукции; 4) переадресовки подкарантинной продукции, вывезенной из карантинной зоны Республики Казахстан, в пути следования; 5) транспортировки клещей, нематод и живых насекомых, ввозимых в научно-исследовательских целях одновременно с зерновыми, зернобобовыми, кормовыми, масличными, техническими культурами и продуктами их переработки, плодами, овощами, фруктами и картофелем, посадочным или семенным материалом, срезами живых цветов и горшечных растений, древесными, упаковочными и крепежными материалами; 6) нарушения запретов или ограничений на вывоз зараженной карантинными объектами подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны, - влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей с конфискацией подкарантинной продукции в случае невозможности ее обеззараживания и переработки. 3. Несвоевременное или ненадлежащее ведение учета распространения карантинных объектов либо несвоевременная или ненадлежащая организация мероприятий по карантину растений на объектах государственного контроля и надзора в области карантина растений - влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей. 4. Действие (бездействие), предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на должностных лиц в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1. Объектом комментируемого состава правонарушения является установленные фитосанитарные требования к ввозимой подкарантинной продукции и проведению фитосанитарных мероприятий. В пунктах 1 и 2 статьи 13 Закона РК от 11 февраля 1999 года № 344 «О карантине растений» закреплено, что при заключении договоров на поставку подкарантинной продукции или ее транзит поставщик обязан получить от уполномоченного органа необходимую информацию о карантинных мерах и предусмотреть условия, обеспечивающие предупреждение ввоза карантинных объектов. Заключенный договор, содержащий информацию конфиденциального характера, не должен разглашаться без письменного согласия поставщика. Ввоз на территорию Республики Казахстан подкарантинной продукции разрешается только через фитосанитарные контрольные посты и автомобильные пункты пропуска через Государственную границу Республики Казахстан, совпадающую с таможенной границей Евразийского экономического союза. Оформление таможенных документов на подкарантинную продукцию проводится после завершения государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора. Оформление таможенных документов на ввозимую подкарантинную продукцию в пункте назначения проводится после вторичного карантинного фитосанитарного контроля и надзора. Карантинные меры других государств признаются, если они обеспечивают надлежащий уровень фитосанитарной охраны, применяемой в Республике Казахстан. Импортная и транзитная подкарантинная продукция перевозится по территории Республики Казахстан в крытых или изотермических, исправных и опломбированных контейнерах, герметичных упаковках, вагонах, автофургонах, авторефрижераторах и на других транспортных средствах. Ввоз подкарантинной продукции иностранными дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами международных организаций, находящимися на территории Республики Казахстан, а также лицами, пользующимися привилегиями и иммунитетом, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и (или) международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. Объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в одном из следующих действий, совершенных в виде: 1) ввоза на территорию Республики Казахстан подкарантинной продукции, не соответствующей фитосанитарным требованиям, предъявляемым к ввозимой подкарантинной продукции; 2) ввоза на территорию Республики Казахстан партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска без фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страны-экспортера; 3) ввоза на территорию Республики Казахстан партии подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском без реэкспортного фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страны-реэкспортера; 4) осуществления перевозки импортной подкарантинной продукции по территории Республики Казахстан с нарушением фитосанитарных требований Республики Казахстан; 5) непредоставления подкарантинной продукции для досмотра; 6) непроведения ежегодного профилактического обеззараживания складских помещений, в которых осуществляется хранение или переработка подкарантинной продукции; 7) использования посадочного или семенного материала до получения результатов лабораторной экспертизы; 8) несоблюдения условий хранения импортного посадочного или семенного материала до получения результатов лабораторной экспертизы; 9) использования на семенные цели зерновых, зернобобовых, масличных культур, ввезенных на территорию Республики Казахстан для использования на продовольственные, кормовые и технические цели; 10) непроведения очистки транспортных средств после перевозки импортной подкарантинной продукции, а также подкарантинной продукции из карантинных зон с обязательным уничтожением отходов; 11) переадресовки подкарантинной продукции в пути следования или пункте назначения без разрешения уполномоченного органа; 12) непредоставления ввозимой подкарантинной продукции для вторичного карантинного досмотра в пункте ее назначения; 13) использования для посева семенной или посадочный материал, засоренный карантинными сорными растениями; 14) осуществления хранения или очистки подкарантинной продукции, заготовленной в зоне распространения карантинных объектов с подкарантинной продукции, заготовленной в свободной от карантинных объектов зоне; 15) необеспечения систематического обследования посевов, территорий, складов, деятельность которых связана с производством, заготовкой, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией подкарантинной продукции; 16) осуществления межобластных перевозок подкарантинной продукции без карантинного сертификата. Приказом Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 года № 4-4/66 были утверждены «Фитосанитарные требования, предъявляемые к ввозимой подкарантинной продукции» (далее - «Фитосанитарные требования, предъявляемые к ввозимой подкарантинной продукции»), которые определяют требования к ввозимой подкарантинной (зерновые, зернобобовые, масличные, кормовые, технические культуры и продукты их переработки, посадочный или семенной материал, плоды, овощи, фрукты, картофель на продовольственные и (или) технические цели, срезы живых цветов, горшечные растения, клещи, нематоды, живые насекомые для научно-исследовательских целей, древесные, упаковочные и крепежные материалы), в том числе к ее упаковке, обеззараживанию и транспортировке, в целях обеспечения карантина растений. Например, согласно п. 14 «Фитосанитарных требований, предъявляемых к ввозимой подкарантинной продукции» посадочный или семенной материал должен иметь: 1) фитосанитарный сертификат национальных карантинных служб стран-экспортеров; 2) маркировку с информацией о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и (или) реэкспортере, месте и (или) участке производства; 3) исходную упаковку до завершения процедуры государственного контроля и надзора в области карантина растений. В соответствии со ст. 26 «Фитосанитарных требований, предъявляемых к ввозимой подкарантинной продукции» плоды, овощи, фрукты и картофель должны иметь: 1) маркировку с информацией о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и (или) реэкспортере, месте и (или) участке производства; 2) исходную упаковку до завершения процедуры государственного контроля и надзора в области карантина растений. В пункте 31 «Фитосанитарных требований, предъявляемых к ввозимой подкарантинной продукции» указывается, что срезы живых цветов и горшечных растений должны иметь: 1) маркировку с информацией о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и (или) реэкспортере, месте и (или) участке производства; 2) исходную упаковку до завершения процедуры государственного контроля и надзора в области карантина растений. В пункте 37 «Фитосанитарных требований, предъявляемых к ввозимой подкарантинной продукции» закрепляется, что древесный, упаковочный и крепежный материал, ввозимый на территорию Республики Казахстан, в том числе детали отремонтированного древесного, упаковочного и крепежного материала, должны быть: 1) обеззаражены; 2) промаркированы; 3) окорены. Правоприменителю необходимо иметь ввиду, что Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 утверждена «Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». Приказом Министра сельского хозяйства РК от 30 марта 2015 года № 4-4/282 был утвержден «Перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений, и перечня особо опасных вредных организмов». Например, среди карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений, указаны: Восточная черноголовая листовертка, Бронзовая березовая златка, Хризантемовый листовой минер, Китайский усач, Азиатский усач, Африканская дынная муха, Пшеничный клоп, Зерновки рода Callosobruchus, Широкохоботный амбарный долгоносик, Инжировая восковая ложнощитовка, Американская еловая листовертка, Западная еловая листовертка, Зеленая садовая совка, Плодовый долгоносик. Среди болезней зерновых культур указываются - ржавчина, септориоз. По причине того, что данные организмы могут содержаться в транспортом средстве - законодатель установил ответственность за непроведение очистки транспортных средств после перевозки импортной подкарантинной продукции, а также подкарантинной продукции из карантинных зон с обязательным уничтожением отходов. Рассмотрим пример из судебной практике Специализированного межрайонного административного суда г. Нур-Султан, размещенный на сайте Банка судебных актов. Так, 14 марта 2019 года около 17 часов 30 минут была досмотрена под карантинная продукция посадочный материал «рассада петунии» в количестве 1 м-11 кг-559 штук, поступившие в адрес индивидуального предпринимателя Чикризовой Василины Сергеевны (далее- ИП «Чикризова») из Российской Федерации авиарейсом без фитосанитарного сертификата страны-экспортера. В связи с чем, в действиях ИП «Чикризова» усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 400 ч. 1- 2) КоАП. ИП «Чикризова» в судебном заседании вину не признала и пояснила, что она занимается более 10 лет растениеводством, через интернет нашла продавца-посредника из России ИП Зотову О.В., которая заверила ее, что все документы в порядке, сертификаты имеются, занимается импортом растений для всех стран СНГ. Поэтому она договорилась с ней и оплатила через банковскую карту заказ, но о том, что нужен сертификат от страныэкспортера она не знала. Считает, что это обязанность продавца ИП Зотовой О.В. отправлять фитосанитарный сертификат. Кроме этого она заказала рассаду для облагораживания частного приусадебного участка, а не для разведения и продажи. Просила не привлекать ее к ответственности. Защитник ИП «Чикризова»-Чикризов А.А. поддержал доводы своей супруги и пояснил, что рассада куплена физическим лицом для личных нужд. Более того, они не могли знать о том, что ИП Зотова О.В., в чьи обязанности это входило, не предоставит данный сертификат, а перевозчик перевезет без соответствующих документов. Также указывает, что Чикризова В.С. оформила заказ как физическое лицо, тогда как протокол составлен на ИП. Просил прекратить производство по делу за отсутствием в действиях Чикризовой В.С. состава правонарушения. Представители уполномоченного органа Алиев Р.С. и Кодебаева А. просили привлечь к ответственности ИП «Чикризова», так как ею как индивидуальным предпринимателем заказана рассада петунии весом 11 кг без фитосанитарного сертификата России, откуда прибыл заказ на территорию Казахстана. Она, заказав рассаду и оплатив, при перемещении через таможенную границу становится собственником продукции, который имеет права на совершение любых сделок и распоряжение товаром. Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд находит доказанной вину ИП «Чикризова» в совершении правонарушения. Диспозицией ч. 1-2) ст. 400 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение фитосанитарных требований к ввозимой подкарантинной продукции и проведению фитосанитарных мероприятий, совершенное в виде ввоза на территорию Республики Казахстан партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска без фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страныэкспортера. В соответствии с пп.9, 10 «Единые карантинные фитосанитарные требования, предьявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинньш объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза», утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, ввоз на таможенную территорию Союза подкарантинной продукции высокого фитосанитарного рискаобщим весом не более 5 килограммов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящих Требований, а также цветов в количестве не более 3 букетов, перемещаемых через таможенную границу Союза в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже пассажиров судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов, поездных бригад и водителей автотранспортных средств, разрешается без сопровождения фитосанитарным сертификатом. Ввозимый на таможенную территорию Союза и перемещаемый по таможенной территории Союза, в том числе в почтовых отправлениях, ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже пассажиров судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов и в вагонах-ресторанах, семенной и посадочный материал (включая семенной и продовольственный картофель и материал для селекционных и научно-исследовательских целей) должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом, выданным уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера и (или) страны-реэкспортера. Из материалов дела усматривается, что посадочный материал «рассада петунии» в количестве 1 м-11 кг-559 штук прибыл в адрес ИП «Чикризова» из Российской Федерации авиарейсом без фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страны-экспортера. На данную карантинную продукцию имелся фитосанитарный сертификат от страны - производителя, который подтверждается актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора), выданный Федеральной службой Россельхознадзора Российской Федерации. Однако ИП Зотовой О.В. при пересылке в Казахстан не получила фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы Российской Федерации. При этом ИП «Чикризова», осуществляя заказ более 5 кг, обязана была убедиться в наличии у продавца всех соответствующих документов согласно законодательству Республики Казахстан. Доводы ИП «Чикризова» о том, что предоставление получила фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы РФ - это обязанность ИП Зотовой О.В. и, она как покупатель не должна нести ответственность за действия продавца, не могут быть приняты во внимание Поскольку согласно положениям таможенного законодательства собственник продукции - это собственник подкарантинной продукции или иное лицо, уполномоченное на осуществление сделок и (или) иных действий от имени собственника подкарантинной продукции в связи с перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза. ИП «Чикризова» после заказа и оплаты посадочного материала является собственником продукции, лицом уполномоченное на осуществление сделок и дальнейшее использование приобретенной продукции. Вина ИП «Чикризова» подтверждается ее показаниями, данными при возбуждении административного производства, актом возврата подкарантинной продукции, предписанием, объяснительными участников производства и другими материалами дела. Действия ИП «Чикризова» правильно квалифицированы по части 1-2) статьи 400 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Доводы Чикризовой В.С. о том, что рассада закуплена для личного пользования ею как физическим лицом, являются несостоятельными. Так, Чикризова В.С. зарегистрирована как индивидуальный предприниматель и основным видом деятельности является розничная торговля цветов в специализированных магазинах, то есть она занимается предпринимательской деятельностью именно в сфере растениеводства. Более того, по пояснениям инспектора Кодебаевой А. заказ прибыл на имя ИП«Чикризова» и в момент оформления документации Чикризова В.С. подтвердила, что она является индивидуальным предпринимателем. Согласно ч. 2 ст. 829-11 КоАП при установлении обстоятельств, смягчающих ответственность, судья вправе сократить сумму административного штрафа, налагаемого на привлекаемое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, но не более чем на тридцать процентов от общей суммы штрафа. В связи с чем, на основании ст. 56 КоАП суд признает совершение ИП «Чикризова» административного правонарушения впервые, имущественное положение обстоятельствами смягчающими ответственность и полагает возможным сократить сумму административного штрафа на тридцать процентов от общей суммы штрафа (75 750- 30% = 53 025 тенге) с приостановлением действия лицензии. Специализированный межрайонный административный суд Постановлением от 03 мая 2019 года привлек индивидуального предпринимателя Чикризову Василину Сергеевну ИП «Чикризова» к административной ответственности по ч. 1-2) ст. 400 КоАП в виде штрафа в размере 30 (тридцать) месячных расчетных показателей и назначить штраф на общую сумму 53 025 (пятьдесят три тысячи двадцать пять) тенге с взысканием в государственный бюджет. Субъективная сторона правонарушения характеризуется тем, что деяние может быть совершено как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации, субъекты среднего предпринимательства, субъекты крупного предпринимательства. Часть 2. Объектом комментируемой части статьи 400 КоАП являются общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении законодательства в области карантина растений при ввозе, внутригосударственных перевозках и при реализации подкарантинной продукции. Согласно п. 2-1 ст. 13 Закона РК «О карантине растений» запрещается ввоз на территорию Республики Казахстан: 1) подкарантинной продукции без фитосанитарных сертификатов национальных карантинных служб стран-экспортеров; 2) подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами и чужеродными видами; 3) почвы, живых укорененных растений с почвой; 4) возбудителей болезней растений - культуры живых грибов, бактерий, вирусов, а также насекомых, клещей, нематод, повреждающих растения, семян карантинных сорняков, за исключением образцов, ввозимых по согласованию с уполномоченным органом для научно-исследовательских целей. Объективная сторона правонарушения выражается в действиях по ввозу, внутригосударственных перевозках и при реализации подкарантинной продукции, совершенное в виде: 1) ввоза на территорию Республики Казахстан и при внутригосударственных перевозках подкарантинной продукции, а также транспортных средств, зараженных карантинными объектами и чужеродными видами; 2) нарушения запретов или ограничений на ввоз подкарантинной продукции в Республику Казахстан; 3) реализации зараженной карантинными объектами подкарантинной продукции; 4) переадресовки подкарантинной продукции, вывезенной из карантинной зоны Республики Казахстан, в пути следования; 5) транспортировки клещей, нематод и живых насекомых, ввозимых в научно-исследовательских целях одновременно с зерновыми, зернобобовыми, кормовыми, масличными, техническими культурами и продуктами их переработки, плодами, овощами, фруктами и картофелем, посадочным или семенным материалом, срезами живых цветов и горшечных растений, древесными, упаковочными и крепежными материалами; 6) нарушения запретов или ограничений на вывоз зараженной карантинными объектами подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны. Деяния, составляющие объективную сторону комментируемого состава правонарушения, достаточно разнообразны, а диспозиция носит бланкетный характер, поскольку отсылает к различным нормативным правовым актм. Так, при квалификации действий лиц по части второй статьи 400 КоАП необходимо иметь ввиду, что приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 4-4/282 был утвержден «Перечень карантинных объектов и чужеродных видов, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются мероприятия по карантину растений, и перечня особо опасных вредных организмов», в параграфе 6 которого перечисляются следующие растения: Молочай зубчатый, Подсолнечник калифорнийский, Подсолнечник реснитчатый, Ипомея плющевидная, Ипомея ямчатая, Бузинник пазушный, Паслен каролинский, Паслен линейнолистный, Стриги, Амброзия трехраздельная, Ценхрус длинноколючковый, Паслен колючий, Паслен трехцветковый. Следовательно, ввоз на территорию Казахстана продукции, зараеженной данными организмами, может быть квалифицировано по части второй статьи 400 КоАП. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 13 Закона РК «О карантине растений» досмотр и обеззараживание подкарантинной продукции и транспортных средств, лабораторная экспертиза, выдача карантинных документов осуществляются за счет средств их владельцев в соответствии и в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области карантина растений. Ввозимая на территорию Республики Казахстан подкарантинная продукция, транспорт, на котором перемещается подкарантинная продукция, подлежат государственному надзору в области карантина растений, и, при необходимости, - карантинному досмотру в фитосанитарных контрольных постах, а также карантинному досмотру по месту назначения подкарантинной продукции с оформлением соответствующих актов. Государственный инспектор по карантину растений разъясняет владельцам подкарантинной продукции законодательство Республики Казахстан в области карантина растений, устанавливает наличие фитосанитарного сертификата национальной карантинной службы страны-экспортера, проводит внешний осмотр транспорта, подкарантинной продукции, производит отбор образцов с подкарантинной продукции, исследование их на месте в целях выявления вредителей, болезней растений и сорняков. При необходимости образцы и объекты передаются в уполномоченную организацию на подтверждение видовой принадлежности объектов к карантинным видам. В случае если перевозчик отказывается предъявлять подкарантинную продукцию для проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора, то она подлежит возврату в страну-экспортер за счет средств ее владельца, о чем государственный инспектор по карантину растений ставит в известность территориальное подразделение уполномоченного органа, пограничные органы и органы государственных доходов Республики Казахстан. Подкарантинная продукция, в которой обнаружены карантинные объекты, подлежит возврату, обеззараживанию, очистке от карантинных сорняков или технической переработке. Расходы, связанные с обеззараживанием, очисткой или переработкой подкарантинной продукции, оплачивают ее владельцы. Посевной и посадочный материалы, зараженные карантинными объектами, представляющие научную или иную ценность, при обращении их владельцев передаются для исследования в уполномоченную организацию. При устранении зараженности карантинными объектами посевной и посадочный материалы возвращаются их владельцам. Изъятие подкарантинной продукции (в том числе из почтовых отправлений, ручной клади и багажа) осуществляется государственным инспектором по карантину растений, о чем составляется акт изъятия. После прохождения карантинного досмотра подкарантинной продукции и проведения необходимых мероприятий по карантину растений государственный инспектор по карантину растений проставляет на сопроводительных товаротранспортных документах соответствующий штамп установленного образца о прохождении государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора и выдает ее владельцу акт карантинного фитосанитарного контроля и надзора. Грузовые операции (перегрузка на другие транспортные средства) с подкарантинной продукцией на фитосанитарных контрольных постах производятся ее владельцем по разрешению государственного инспектора по карантину растений после проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора и обязательного карантинного досмотра. Ввозимая подкарантинная продукция, а также транспортные средства, прошедшие карантинный досмотр в фитосанитарных контрольных постах, подвергаются карантинному досмотру в конечном пункте назначения подкарантинной продукции. Досмотр подкарантинной продукции и транспортных средств, отбор образцов на анализ и экспертизу в пункте назначения подкарантинной продукции осуществляются государственными инспекторами по карантину растений территориального подразделения уполномоченного органа с последующей экспертизой на установление видового состава вредителей, болезней растений и сорняков, по результатам которых составляется акт досмотра с записью об условиях использования этой продукции.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |