|
|
|
Усиление конституционного контроля в Республике Казахстан,
Салимгерей А.А. Директор Института государства и права КазНУ имени аль-Фараби, доктор Phd, к.ю.н., доцент
Согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Казахстана - Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Включение этой нормы, как и всех других норм прямого действия, в содержательный текст Конституции свидетельствует о приоритете для Республики Казахстан общечеловеческих ценностей. Также, пункт 2 статьи 4 определяет - Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Но насколько прямое действие Конституции страны и реализация конституционной нормы о приоритете человеческой жизни обеспечивается непосредственно на территории Республики Казахстан, когда регулярно происходят трагические события на территории страны? Так, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам, количество зарегистрированных ДТП в 2018 году - 11 106, в 2019 - 11 484 (рост на 3,4%), количество раненых в 2018 году - 14 416, в 2019 - 15 324 (рост на 6,3%), количество погибших в 2018 году - 1 463, в 2019 - 1552 (рост на 6,1%). Как отмечается, наибольшее количество дорожных происшествий, повлекших гибель или получение травм людьми, совершено в г.Алматы - 3 429, на втором месте антирейтинга Алматинская область - 1 700, на третьем Жамбылская область - 907. Наименьшее количество зарегистрированных ДТП в Северо-Казахстанской области - 124. Также обобщены сведения о погибших и травмированных в дорожных происшествиях и выведены показатели по несовершеннолетним. Наибольшее количество травмированных в ДТП в Алматы - 4 073, наименьшее в СКО - 173. По статистике погибших в ДТП самой опасной областью является Алматинская - 374, наименьшее количество в СКО - 17. Больше всего при ДТП погибают мужчины - 1118, женщины - 434, в том числе несовершеннолетние - 165[1]. То есть, приведенная статистика в сфере дорожно-транспортных отношений наглядно показывает всю опасность повседневной жизни человека, когда население страны чуть ли не ежедневно подвергается риску по потере здоровья, и, что особенно непоправимо - жизни человека. Ведь общественные отношения в дорожно-транспортной сфере всегда являлись объектом повышенного внимания со стороны государства, его институтов, общества и отдельно взятого человека в силу ее особой значимости, неразрывности связи с вопросами обеспечения национальной (общественной) безопасности и необходимости повседневного участия граждан в процессе ее практического регулирования. Приведенная ужасающая (печальная) статистика имеет в своей основе целый ряд факторов, на которые есть обоснованные и известные всем причины, но для гражданина Казахстана весьма важно ответить на вопрос - насколько государственные органы страны обеспечивают в полной мере реализацию конституционной нормы и можно ли однозначно утверждать, что жизнь человека в полной мере обеспечивается институтом конституционного контроля в дорожно-транспортной сфере? На первый взгляд, конституционная норма о приоритете человеческой жизни в Республике Казахстан - законодательно в полной мере обеспечена и вся система государственного управления направлена на охрану прав и здоровья человека в указанной сфере. На Конституционный Совет РК возложены функции по обеспечению конституционного контроля на территории страны, которые достаточно подробно прописаны в конституционном законодательстве Республики Казахстан. Институт конституционного контроля является одним из основных средств, способствующих утверждению Казахстана, как демократического, светского и правового государств. Функционирование конституционного контроля, как справедливо подчеркивает известный юрист Казахстана Караев А. А., позволяет сохранять не только стабильность Конституции Республики Казахстан, но и создает необходимые условия для реализации и приспособления ее положений к общественной практике[2]. Кроме того, действующее законодательство страны в дорожно- транспортной сфере направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья человека. По статье 3 Закона РК «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года основными принципами дорожного движения являются: 1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения; 3) соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; 4) системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения. Эта одна и, пожалуй, позитивная сторона рассматриваемого вопроса, но при этом, с другой стороны, государственные органы, уполномоченные реализовывать данные нормативные положения о приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, в своей работе используют старые, не отвечающие установленным принципам и современным условиям методы. В этой связи вряд ли можно однозначно утверждать, что приоритеты общечеловеческих ценностей над экономическими результатами хозяйственной деятельности, являются руководящими началами в деятельности уполномоченных органов в дорожно-транспортной сфере. Так, в стране идет активное строительство автомобильных дорог, транспортных развязок, куда из республиканского бюджета выделяются многомиллиардные ассигнования. Причем это осуществляется с целью снижения, главным образом, транспортной нагрузки, обеспечения безопасности дорожного движения и, что немаловажно, для улучшения экологической ситуации в этих городах. Безусловно, это в комплексе необходимая и стратегически важная задача, в реализации которой соответствующие уполномоченные органы должны руководствоваться вышеназванными благими целями, но эта деятельность, хотя и бесспорно необходима, тем не менее имеет в первую очередь экономическую основу и, следовательно, направлена на улучшение транспортной инфраструктуры городов. Задача же приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности в данном случае реализуется, однако не прямо, а лишь опосредованно. К примеру, при активном строительстве автотранспортной инфраструктуры в условиях автомобильной загруженности в таком мегаполисе, как Алматы, такой важный аспект дорожно-транспортных отношений, как безопасность пешеходного движения, остается практически не обеспеченной ни с законодательной, ни, особенно, с технической точки зрения и, соответственно, отсутствует и механизм его регламентации. Речь в данном случае идет о регулируемых пешеходных переходах (со светофорами) и нерегулируемых пешеходных переходах. И главная суть проблемы заключается в неисполнении конституционных норм по обеспечению приоритета человеческой жизни над экономическими результатами в дорожно-транспортных отношениях, и за то время, когда приходит осознание об опасности таких мер, могут происходить необратимые последствия. В программе Артура Платонова «Портрет недели» несколько лет назад был показан трагический сюжет, когда в одном из районных населенных пунктов Южно-Казахстанской области между школой и поселком располагалась автомагистраль и это, как следствие, нередко приводило к трагическим последствиям во время перехода автомагистрали малолетними школьниками. Было несколько удивительно слушать комментарий одного из руководителей района, который почему-то акцентировал происходящие трагические события на проблемы в отсутствии нормального светофора, после трагической смерти ребенка начальных классов во время перехода автомобильной дороги. Такое непонимание можно приводить в большом количественном значении и главная проблема заключается в кардинальном изменении государственной политики в дорожно-транспортной сфере на основе действующих норм о приоритете человеческой жизни над экономическими, хозяйственными результатами, т.е. если существует потенциальная опасность для жизни и здоровья человека - переноси школу «через» дорогу или создавай другие необходимые условия для недопущения наступления трагических событий. Ведь жизнь человека бесценна и её невозможно вернуть, в отличие от хозяйственных строений. В другом случае, о какой безопасности пешеходного движения можно утверждать, когда к примеру, на выезде в Талгарском направлении из города Алматы установлены более 10 нерегулируемых пешеходных переходов и какая безопасность пешеходного движения на Талгарской трассе может быть обеспечена, если жизнь и здоровье переходящего дорогу человека исключительно зависит только от водителя транспортного средства. И только от водителя транспортного средства зависит здоровье и жизнь переходящего автомобильную дорогу человека и, соответственно, такие водители должны: - хорошо знать правила дорожного движения и профессионально водить автотранспортное средство; - быть предельно внимательными во время езды; - не употреблять спиртные или другие одурманивающие средства; - иметь технически исправные автомобили; - обладать хорошим зрением от качества которого во многом зависит осмотрительность, особенно в вечернее и ночное время; - обладать великолепной реакцией на случай непредвиденных обстоятельств и многие другие обязательные свойства. Но насколько наши водители соответствуют этим требованиям, когда практика трагических последствий свидетельствует об обратном?! Согласно отчету Генеральной Прокуратуры за декабрь 2018 года по административным правонарушениям, статьи 608 КОАП РК (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикологического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикологического опьянения)
Согласно отчету Генеральной Прокуратуры за 2019 год декабрь по административным правонарушениям, статьи 608 КОАП РК (доступная информация на официальном сайте комитета по правовой статистике и специальным учетам ГП РК).
Приведенная статистика Генеральной прокуратуры РК говорит о потенциальной опасности для жизни и здоровья человека от большого количества автовладельцев, задержаных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения во время автомобильного движения. Учитывая другие факты, связанные с неопределением реального количества нарушителей правил дорожного движения и не отраженное в официальной статистике, все это подчеркивает необходимость применения в Казахстане более радикальных мер, направленных на охрану жизни и здоровья человека, когда происходят смертельные наезды на детей (май-июнь т.г. город Алматы), сбивают насмерть на регулируемых пешеходных переходах девушек (декабрь т.г. Алматы) и т.д. Ведь установленные санкции в административном и уголовном законодательстве страны - не останавливают и не предотвращают реально наступление трагических последствий. К сожалению, до тех пор, пока на городских автодорогах будут действовать потенциально опасные для любого переходящего автодорогу человека так называемые «пешеходные переходы» (регулируемые или нерегулируемые) будут неизбежно происходить какие-либо происшествия, которые нередко приводят к трагическим последствиям и нередко в отношении детей дошкольного возраста. Ведь автомобиль - это в первую очередь источник повышенной опасности, и статистика подтверждает, что многие водители не просто не уступают дорогу пешеходам, а довольно часто игнорируют данное правило, тем самым, ставя всех участников дорожного движения в потенциально опасную ситуацию. Также необходимо учесть то обстоятельство, что большинство автотранспортных средств в Казахстане, не соответствуют предъявляемым техническим требованиям. В этой связи, например, отказ тормозного сцепления или отсутствие должной реакции нетрезвого водителя может привести к реальной опасности для здоровья и жизни пешехода. На основании вышеизложенного можно подчеркнуть, что в современный период сфера применения «пешеходных переходов» (в условиях повышенной интенсивности дорожного движения и низкого уровня культуры, определенной части водителей Казахстана) должна быть существенно ограничена. В этой связи, государственные органы должны решительно предпринимать необходимые меры по обеспечению безопасности пешеходного движения, которые должны включать: - развитие сети подземных и надземных переходов, где исключалась бы какая- либо связь пешехода с транспортным средством, являющимся в первую очередь источником повышенной опасности; - законодательно закрепить специальную норму, где запрещалось бы установление «пешеходного движения» на оживленных городских и пригородных автомобильных трассах, перечень которых ежегодно утверждало бы Правительство страны; - устанавливать святящиеся пешеходные переходы, как это предложили китайские технологии более 10 лет назад; - установление трудно-переходимых заградительных сооружений на оживленных городских трассах с интенсивным движением для исключения возможности перехода дороги в неустановленных пешеходных переходах и многие другие меры. Кто-то может возразить, отметив, что в гибели пешеходов на автодорогах Казахстана нередко виноваты сами пешеходы. Признавая данный факт, человек должен понимать, что цена такого проступка со стороны пешеходов - это в лучшем случае остаться инвалидом. Следовательно, напрашивается резонный вопрос - а не слишком ли дорогую цену платят люди за, скажем, неправильное пересечение автодороги в условиях цивилизованного общества? Ведь никто не застрахован от совершения незначительных проступков, часто совершаемых людьми. Кроме того, практически ни в одном нормативном правовом акте страны ни в государственных программных документах не содержатся четко прописанные правила, которые непосредственно были бы направлены на охрану жизни и здоровья участника пешеходного движения. Нет таких норм и в других актах, направленных на реализацию стратегии автодорожной отрасли. Если проект на строительство транспортного объекта в каком-либо районе города Алматы получает одобрение по государственному частному партнерству или по иным условиям - соответственно проходит все этапы конкурсного отбора, включая различные виды экспертизы и соответствия предъявляемым требованиям, то насколько подрядные организации при проведении строительных работ понимают или знают об установленной норме, о приоритете жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Кто-то может возразить относительно такого высказывания, поскольку все строительные проекты проходят обязательную экспертизу и их задача состоит только в точном выполнении поставленных задач по реализации проекта. Но насколько они соответствуют безопасности пешеходного движения, когда регулярно происходят трагические события, то в этом аспекте ситуация выглядит противоположным образом? Приведенные в статье примеры затрагивают только одну из проблем в дорожно-транспортной сфере, которые в совокупности также нередко приводят к трагическим последствиям. Главное заключается в том, что назрела необходимость усиления всей системы дорожно-транспортной политики страны, так как она на практике доказала свою не эффективность с точки зрения обеспечения конституционной нормы о высшей ценности - жизни человека. Такая необходимость предполагает действенное взаимодействие системы государственного управления в дорожно-транспортной сфере с институтом конституционного контроля по следующим основаниям: - если государственные и иные политические документы, акты в дорожно-транспортной сфере никак не могут быть признаны неконституционными, по причине их не правового характера, т.е. Конституционный Совет РК рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции Республики, то о какой эффективной государственной политике в обозначенной сфере можно утверждать, если они реально не защищают жизнь и здоровье человека. Соответственно, помимо нормативных правовых актов - различные неправовые акты, тем не менее, являются и влияют на безопасность человека в дорожно-транспортных отношениях; - именно создание территориальных органов конституционного контроля должно стать тем необходимым инструментом по упорядочению этого вопроса, что в конечном итоге позволит на практике защитить жизнь и здоровье человека в такой опасной дорожно-транспортной сфере. Ведь согласно статье 19 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2017 г.) Председатель Конституционного Совета оглашает на совместном заседании Палат Парламента послание Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в республике Послание Конституционного Совета обязательно к исполнению, но приведенная практика в дорожно-транспортной сфере показывает об отсутствии необходимой взаимосвязи например, в дорожно-транспортной и сфере здравоохранения страны. Может быть имеет смысл разместить специальные плакаты с содержанием норм о высшей ценности человека и приоритета жизни человека над экономическими результатами хозяйственной деятельности в реализации какого-либо дорожно-транспортного проекта; - в статье 78 Конституции РК отмечено - суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Данную норму необходимо усилить в законодательстве Республики Казахстан, т.е. расширить судебное решение о нарушении Конституции страны на основе приведенных примеров в статье и наделить адвокатов Казахстана правом ходатайствовать о нарушении конституционных норм в дорожно-транспортной сфере или сфере здравоохранения страны. Таким образом, в статье была подчеркнута объективная необходимость усиления системы конституционного контроля на примере дорожно-транспортных отношений в Республике Казахстан, поскольку именно в этой сфере наиболее наглядно проявляется неполное соответствие конституционного принципа о приоритете человеческой жизни в стране в деятельности государственных органов страны. Кроме того, такое несоответствие можно выявить и в сфере здравоохранения, когда пандемия коронавируса показала организационную неподготовленность некоторых органов страны по причине отсутствия опыта действия в таких чрезвычайных случаях. Причем в условиях обострения коронавирусной инфекции в июне 2020 года среди населения Казахстана, было замечено неполное соответствие в своей деятельности некоторых государственных учреждений по реализации конституционного принципа о высшей ценности - жизни человека (более подробно см. Повышенная ответственность министра здравоохранения Казахстана в реализации конституционного принципа приоритета человеческой жизни в Республике Казахстан в условиях пандемии коронавируса//https://www.zakon.kz/5031848-povyshennaya-otvetstvennost-ministra.html). Исходя из вышеизложенного следует, что усиление института конституционного контроля в Республике Казахстан - это необходимая и очень важная мера для страны, поскольку она направлена на охрану жизни и здоровья человека и требует специального исследования и публичного обсуждения в научном сообществе страны.
[1] Официальный сайт МВД РК и Генеральной прокуратуры РК по статистике по дорожно-транспортным правонарушениям за 2019 год. [2] А.Караев. Конституционная безопасность Республики Казахстан; состояние, проблемы и механизм обеспечения: Монография.-Алматы, 2017.602с. С. 105.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |