|
|
|
Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2021 года № ҚР ДСМ-116
В соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чума, холера)» согласно приложению к настоящему приказу. 2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 февраля 2015 года № 131 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чума, холера)» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10644). 3. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридической департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан. 5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАНО» Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО» Министерство внутренних дел Республики Казахстан
к приказу Министр здравоохранения Республики Казахстан от 17 ноября 2021 года № ҚР ДСМ-116
Санитарные правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чума, холера)» (далее - Санитарные правила) разработаны в соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года № 71 и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (чума, холера), введению ограничительных мероприятий, в том числе карантина в эпидемических очагах чумы и холеры. 2. Противочумные станции, а при их отсутствии - территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, оказывают консультативно-методическую помощь медицинским организациям независимо от форм собственности. 3. При проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий используют средства дезинфекции, дезинсекции, дератизации, зарегистрированные в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции Евразийского экономического союза. 4. Контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляет государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции. 5. В настоящих Санитарных правилах использованы следующие понятия: 1) полевой материал - носители и переносчики возбудителей зоонозных инфекций, объекты окружающей среды, добытые для проведения их лабораторного исследования с целью обнаружения циркуляции возбудителя; 2) переносчики инфекции - преимущественно членистоногие, в частности кровососущие насекомые и клещи, определяющие трансмиссивный механизм передачи возбудителя чумы; 3) носители инфекции - теплокровные животные, в первую очередь грызуны и мелкие млекопитающие, являющиеся в природе резервуаром возбудителя инфекционных болезней; 4) угрожаемая территория - территория, где имеется угроза возникновения случаев заболевания людей особо опасными инфекциями; 5) защитная зона - территория вокруг населенного пункта, на которой уничтожены переносчики и (или) носители инфекции; 6) чума - особо опасный природно-очаговый зооноз, поражающий человека, диких и некоторых домашних животных, с высокой скоростью развития и тяжестью острого инфекционного процесса, характеризующиеся выраженной интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатических узлов, кожи и легких, максимальными уровнями летальности больных и высоким эпидемическим потенциалом при передаче инфекции от человека к человеку, вызывая при этом чрезвычайные ситуации в общественном здравоохранении; 7) природный очаг чумы - участок земной поверхности, в пределах которого осуществляется циркуляция возбудителя заболевания без заноса извне неопределенно долгое время; 8) реконвалесцент - больной человек в стадии выздоровления; 9) санитарно-противоэпидемические мероприятия - меры, принимаемые в целях локализации и ликвидации возникших очагов инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений среди населения; 10) санитарно-эпидемиологический мониторинг - государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и средой обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействия факторов среды обитания; 11) холера - антропонозное бактериальное инфекционное заболевание с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующееся нарушением водно-солевого, белкового обмена, обезвоживанием организма, токсикозом и гастроэнтеритом, с высокой степенью контагиозности, вызванное холерным вибрионом, продуцирующим холероген и негемолизирующим эритроциты барана; 12) декретированная группа населения - лица, работающие в сфере обслуживания населения и представляющие наибольшую опасность для заражения окружающих людей инфекционными и паразитарными заболеваниями. 13) ограничительные мероприятия, в том числе карантин - меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности; 14) эпидемические осложнения - распространение возбудителя среди населения, требующее проведения комплекса противоэпидемических мероприятий; 15) эпидемический очаг - место пребывания источника инфекции (больного и (или)трупа человека) с окружающей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен передаваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении с ними; 16) эпизоотический очаг - ограниченная территория или помещение, где находятся источник возбудителя инфекции, факторы передачи и восприимчивые животные.
Глава 2. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению чумы
6. Санитарно-эпидемиологический мониторинг в природных очагах чумы на территории Республики Казахстан осуществляется территориальными подразделениями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 7. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на энзоотичной по чуме территории информируют штатный персонал и привлеченных лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке в природном очаге чумы, мерах индивидуальной защиты и действиях в случае подозрения на заболевание чумой, а также принимают меры для обеспечения безопасности людей при возникновении угрожающей эпидемической ситуации. 8. Территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях совместно с местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы и противочумными организациями разрабатывают планы мероприятий и оперативные планы санитарно-противоэпидемических мероприятий по санитарной охране территорий, включающих: 1) меры по обеспечению постоянного санитарно-эпидемиологического мониторинга за чумой с учетом степени потенциальной опасности территории; 2) меры по обеспечению постоянной готовности и взаимодействия медицинских и противочумных станций на случай эпидемических осложнений по чуме; 3) материально-техническое обеспечение работ, направленных на предупреждение заболеваний чумой населения, проживающего на территории природных очагов чумы, выноса ее за пределы природных очагов, заноса из-за рубежа и эпидемического распространения на территории Республики Казахстан; 4) комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на своевременную локализацию и ликвидацию эпидемического очага чумы, с расчетом сил и средств при возникновении как единичных, так и массовых случаев заболеваний чумой; 5) поддержание готовности медицинских организаций к развертыванию медицинских формирований для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий по чуме; 6) подготовку медицинского персонала специализированных формирований, развертываемых для локализации и ликвидации эпидемического очага чумы; 7) проведение санитарно-просветительной работы, направленной на повышение знаний населения по вопросам профилактики чумы. 9. Планы мероприятий по предупреждению завоза и распространения особо опасных инфекций (далее - План) утверждаются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». 10. Медицинские организации ежегодно не позднее, чем за месяц до начала эпидемического сезона, определяемого противочумными станциями, проводят вакцинацию против чумы людей, временно или постоянно находящимся на территории природного очага. 11. Медицинские организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, немедленно информирует территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, противочумные станции о каждом выявленном случае заболевания (смерти) или подозрении на заболевание чумой согласно типовой схеме экстренного оповещения о подозрении или заболевании людей чумой и холерой (далее - Типовая схема оповещения), указанной в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам. 12. Лабораторные исследования полевого, клинического и патологоанатомического материала при подозрении на чуму выполняют бактериологические лаборатории противочумных станций, имеющих разрешение на работу с микроорганизмами I-IV группы патогенности и гельминтами, в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-336/2020 «О некоторых вопросах оказания государственных услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22004) (далее - приказ № ҚР ДСМ-336/2020). Доставка в лабораторию материала, подозрительного на наличие возбудителя чумы для исследования осуществляется в контейнерах, биксах или в сумках-холодильниках. Транспортирование, изолированных в лаборатории культур возбудителя чумы между организациями осуществляется специальной почтой или нарочно лицами, ознакомленными с требованиями биологической безопасности, причем один из них при наличии медицинского (биологического, ветеринарного) образования и допущенный к работе с возбудителями I - II групп патогенности. 13. Противочумные станции на закрепленной за ними энзоотичной по чуме территории проводят: 1) эпизоотологическое обследование в соответствии с утвержденными государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения планами и контрольными цифрами с предоставлением его результатов по подчиненности, а также в территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, местные органы государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы и местный орган исполнительной власти; 2) исследование материала от больных людей при подозрении на чуму; 3) выполнение плановых санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с эпидемиологическими показаниями и контрольными цифрами; 4) проведение внеплановых (экстренных) мероприятий при регистрации экстремальных ситуаций - наличие больного чумой верблюда, выявление острых и разлитых эпизоотий чумы вблизи стационарных и временных населенных пунктов, объектов хозяйственной деятельности человека, транспортных магистралей; 5) определение групп риска заражения людей чумой на энзоотичной территории и предоставление информации в территориальное подразделение государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 6) обучающие семинары для медицинских работников на энзоотичной территории по вопросам клиники, диагностики, лечения чумы, организации и проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, вакцинации людей; 7) семинары и инструктажи со специалистами в области ветеринарии по вопросам профилактики чумы у верблюдов и по методике их вакцинации; 8) санитарно-просветительную работу с населением по профилактике чумы. 14. Объем и характер основных превентивных мероприятий, проводимых в природных очагах чумы, определяет государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 15. На объектах юридических и физических лиц, находящихся на территории природных очагов чумы, обеспечивается: 1) выполнение санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территории населенных пунктов и организаций с целью исключения условий для проникновения и жизнедеятельности грызунов; 2) организация и проведение дератизации и дезинсекции на территории населенного пункта или на расположенных в их пределах объектах (организациях); 3) доступ на территорию организации и расположенные на ней объекты, сотрудников противочумных станций, осуществляющих санитарно-противоэпидемические мероприятия, сотрудников территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и проведение дератизационных и дезинсекционных работ; 4) организацию и проведение силами сотрудников противочумных станций, государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и организаций, имеющих соответствующую лицензию дератизации и дезинсекции с целью создания защитной зоны от границы населенного пункта или от границы отдельных объектов; 5) обязательное выполнение указаний сотрудников противочумных станций и территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях, направленных на предупреждение заболеваний чумой среди населения. 16. Всем лицам, временно или постоянно находящимся на территории природного очага, при осложнении эпизоотической и эпидемической обстановки проводится профилактическая прививка против чумы. 17. Контроль сроков проведения, полноты охвата вакцинацией, групп населения, подлежащие вакцинации обеспечиваются территориальными подразделениями государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях по согласованию с противочумными станциями. 18. Вакцинация осуществляется местными органами государственного управления здравоохранением областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года № 612 «Об утверждении перечня заболеваний, против которых проводятся обязательные профилактические прививки в рамках гарантированного объема медицинской помощи, правил, сроков их проведения и групп населения, подлежащих профилактическим прививкам» и согласно инструкции производителя по применению противочумной вакцины. 19. Медицинскими организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обеспечиваются: 1) предоставление специалистам противочумных станций медицинских документов для выявления лиц, переболевших заболеваниями, сопровождающихся высокой температурой, лимфаденитами и симптомами, характерными для чумы; 2) готовность госпитальной базы (инфекционного стационара для больных чумой, изолятора для контактных, провизорного инфекционного стационара) к проведению противоэпидемических мероприятий на случай выявления больных чумой; 3) подготовка медицинских работников по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики чумы, организации и проведения первичных противоэпидемических мероприятий при выявлении больного (подозрительного) чумой; 4) организация и проведение тренировочных учений (занятий) с вводом условного больного чумой; 5) сбор сведений о численности и распределении населения на очаговой по чуме территории, особенно декретированной группы населения, имеющих высокий риск заражения чумой в природе; 6) медицинское наблюдение за вахтовыми рабочими при их выезде к месту постоянного жительства; 7) требования к обеспеченности комплектами защитных костюмов, для забора проб, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и солевыми растворами в медицинских организациях, в государственном органе и организациях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указанными в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам. 20. В местах выявления эпизоотий чумы среди грызунов местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы по представлению противочумных станций вводят временные ограничения хозяйственной, поисковой деятельности на угрожаемой территории: 1) запрет на выпас и перегон скота; 2) запрет на проведение охотопромысла; 3) запрет на проведение массовых мероприятий; 4) запрет на вывоз фуража, зерна и эпидемически значимых грузов за пределы эпизоотической территории. 21. Больных и подозрительных на заболевание чумой верблюдов изолируют и уничтожают путем сжигания. Лечение верблюдов, больных чумой, не проводится. В местах падежа и вскрытия верблюдов проводится дезинфекция с применением препаратов, зарегистрированных в Республике Казахстан и (или) государствах-членах Евразийского экономического союза. 22. Трупы вынужденно забитых и павших верблюдов вскрывают при участии специалиста из противочумной станции. Секционный материал исследуют на наличие возбудителя чумы в противочумной лаборатории. 23. Шерсть от здоровых верблюдов подвергают обработке инсектицидами, упаковывают в двойную тару и после отмены ограничительных мероприятий направляют на мойку для обработки горячей водой с соответствующей отметкой в ветеринарных документах, выдаваемых в соответствии с Правилами выдачи ветеринарных документов и требований к их бланкам, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 453 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11898). Кожу и шерсть, снятые с павших верблюдов без предварительного ветеринарного освидетельствования сжигают. 24. Поголовье верблюдов в период течения эпизоотий чумы подлежит ветеринарному наблюдению. В это время запрещается убой больных верблюдов, диагноз у которых не установлен. Убой здоровых верблюдов производится с разрешения ветеринарного врача после десятидневного наблюдения за верблюдами, павших и вынужденно забитых верблюдов подвергают исследованию на чуму. 25. Профилактическую вакцинацию верблюдов на всей территории Республики Казахстан проводят ветеринарные врачи государственных ветеринарных организаций, созданных местными исполнительными органами, под контролем территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в области ветеринарии (далее - территориальные подразделения), в порядке и сроки, предусмотренные инструкцией (наставлением) производителя по применению противочумной вакцины. Наблюдение за вакцинированными верблюдами проводится в течение 14 (четырнадцати) календарных дней. 26. Проведение вакцинации верблюдов против чумы оформляют в журнале для записи ветеринарно-профилактических мероприятий (по форме № 1-вет), утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25 февраля 2014 года № 16-07/114 «Об утверждении форм ветеринарного учета и отчетности» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9342). 27. По требованию государственных ветеринарно-санитарных инспекторов соответствующих территорий, а также подразделений местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственных ветеринарных организаций, созданных местными исполнительными органами, верблюды предоставляются для профилактической вакцинации против чумы. 28. Запрещается вынужденный убой верблюдов без ветеринарного освидетельствования ветеринарных врачей, государственных ветеринарных организаций, созданных местными исполнительными органами. 29. О случаях заболевания, вынужденного убоя или гибели верблюдов физические и юридические лица немедленно сообщают об этом подразделения местных исполнительных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, государственные ветеринарные организации, созданные местными исполнительными органами, органы государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора. 30. В организациях по заготовке, переработке, реализации животноводческой продукции и сырья ежегодно и при приеме на работу проводится обучение правилам профилактики чумы работников, производственная деятельность которых связана с уходом, содержанием и разведением скота, хранением, транспортировкой, переработкой и реализацией животноводческого сырья и продукции. 31. Территориальные подразделения и подразделения местных исполнительных органов осуществляющих деятельность в области ветеринарии информируют противочумные станции обо всех случаях заболеваний верблюдов с симптомами чумы, случаях с неясной клинической картиной заболевания и падеже верблюдов от неизвестных причин. 32. Транспортное средство, на котором выявлен больной с подозрением на заражение чумой, в пунктах пропуска через государственную границу в ходе санитарно-карантинного контроля, направляется на санитарную стоянку (причал, тупик, площадку) для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий. 33. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, после получения и вскрытия контейнеров и лихтеров с товарами и грузами за пределами пунктов пропуска через государственную границу при обнаружении в них грызунов или следов их жизнедеятельности, а также эктопаразитов немедленно сообщают об этом в территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях. 34. Шкурки пушных зверей, завезенные на территорию Республики Казахстан без ветеринарного сертификата, подлежат уничтожению. 35. Первичные противоэпидемические мероприятия проводятся до официального открытия очага после возникновения подозрения на чуму у больного или умершего с подозрением на чуму человека. 36. К первичным противоэпидемическим мероприятиям относятся: 1) незамедлительная информация о выявлении больного или умершего человека с подозрением на чуму по Типовой схеме оповещения, согласно приложению 1 к настоящим Санитарным правилам; 2) госпитализация больного в изолированную палату (бокс), доставка трупа в морг или (в случае невозможности их доставки в медицинскую организацию) дифференцированная изоляция больного (трупа) и лиц, контактировавших с ним, на месте; 3) транспортировка больного в инфекционное отделение для оказания специализированной медицинской помощи с соблюдением мер предосторожности для обеспечения личной безопасности (применение противочумного или защитного костюма первого типа), условий изоляции и оказанием неотложной медицинской помощи, при невозможности или нежелательности транспортировки больного (подозрение на легочную или кишечную формы чумы, тяжелое состояние, отсутствие специализированного транспорта), вызывается бригада специалистов к месту его нахождения; 4) сбор эпидемиологического анамнеза; 5) дезинфекция мест пребывания больного (трупа), в том числе средств его транспортировки, а также объектов, которые оказываются зараженными. 37. Эпидемический очаг чумы открывается после официальной постановки диагноза «чума» (подтвержденный случай) специальным решением территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Этим же решением назначается начальник очага из числа опытных работников противочумной станции или территориальных подразделений государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующей территории, а также создается штаб очага, под руководством которого осуществляются мероприятия, изложенные ниже. 38. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в эпидемическом очаге чумы состоят из двух организационно и функционально связанных разделов - локализации и ликвидации очага. 39. Мероприятия по локализации и ликвидации эпидемического очага чумы организуются и проводятся в соответствии с утвержденным Планом соответствующей административно-территориальной единицы. 40. Объем и характер мероприятий определяется данными эпидемиологического расследования, которое проводится немедленно после получения заключения о выявлении случая чумы. 41. Ограничительные мероприятия, в том числе карантин, в зоне эпидемического очага чумы, осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 104 Кодекса. 42. Вопросы привлечения сил и средств заинтересованных ведомств для обеспечения ограничительных мероприятий в эпидемическом очаге чумы, наблюдения за сельскохозяйственными и домашними животными находятся в ведении территориальной комиссии по чрезвычайным ситуациям и решаются в соответствии с территориальным планом мероприятий и по согласованию с органами местной исполнительной власти. 43. В целях обеспечения противоэпидемического режима работы и оперативного проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, персонал медицинских формирований в эпидемическом очаге чумы, с момента его открытия и до официального закрытия, переводится на казарменное положение. 44. Мероприятия по локализации очага чумы направлены на предотвращение заражения человека от больного или трупа и ограничение территориального распространения зараженных объектов биологического и небиологического характера. Локализация очага осуществляется на этапах: 1) выявления больных чумой; 2) госпитализации больных чумой; 3) выявления умерших от чумы людей; 4) захоронения трупов умерших от чумы людей; 5) выявления и изоляции лиц, контактировавших с зараженными чумой объектами; 6) определения сроков и объема карантинных мероприятий и их реализации; 7) провизорной госпитализации лиц с симптомами, подозрительными на чуму; 8) медицинского наблюдения за населением по месту жительства и при обращении в медицинские учреждения для ускорения изоляции больных и диагностики чумы; 9) проведения текущей и заключительной дезинфекции. 45. Эпидемический очаг чумы считается ликвидированным после: 1) окончания лечения и выписки больного (больных) чумой; 2) окончания профилактического лечения и выписки лиц, контактировавших с зараженными объектами; 3) завершения работ по дератизации, дезинсекции и заключительной дезинфекции. 46. После окончания лечения пациента выписывают при соблюдении следующих условий: 1) отсутствии клинических симптомов заболевания; 2) нормализации лабораторных анализов крови и мочи; 3) стабильно нормальной температуры тела в течение 6 (шести) календарных дней при кожной, ангинозной и бубонной формах чумы или в течение 10 (десяти) календарных дней при легочной и септической формах, а также менингеальных и кишечных осложнениях; 4) однократном отрицательном результате бактериологического исследования материала, взятого через сутки после окончания антибиотикотерапии. 47. После выписки реконвалесцент подлежит диспансерному наблюдению в течение трех месяцев. 48. Медицинские организации в период существования эпидемического очага обеспечивают: 1) выявление больных с симптомами чумы на всех этапах оказания медицинской помощи населению при осуществлении медицинского наблюдения за населением в форме подворных обходов и проведение первичных противоэпидемических мероприятий; 2) забор материала от больного работниками медицинских организаций в присутствии специалистов противочумной станции или лаборатории особо опасных инфекций государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях; 3) организацию транспортировки больных санитарным автотранспортом, их госпитализацию, клинико-эпидемиологическое и лабораторное обследование, лечение, а также проведение текущей дезинфекции; 4) изоляцию, обследование и экстренную профилактику лиц, контактировавших с больными; 5) провизорную госпитализацию всех больных с сигнальными признаками чумы, изоляцию контактных с проведением медицинского наблюдения и экстренной профилактики в течение всего инкубационного периода; 6) патологоанатомическое вскрытие умерших от острых инфекционных заболеваний неясной этиологии, подозрительных на наличие заболевания чумой, а также во всех случаях скоропостижной смерти лиц, не обращавшихся за медицинской помощью, с целью установления патологоанатомического диагноза и забора соответствующего материала для исследования. 49. Вскрытие умерших от чумы, взятие от них материала для исследования на чуму и его транспортировку в специализированные лаборатории производят в присутствии специалистов противочумных станций. 50. Перевозка трупа к месту захоронения производится на выделенном транспорте в металлическом или деревянном гробу бригадой эвакуаторов в защитной одежде первого типа, укомплектованному в соответствии с приложением 2 к Санитарным правилам. 51. Захоронение умершего от чумы проводится с учетом местных религиозно-этнических обычаев на общем кладбище силами коммунальной службы территории в присутствии специалиста противочумной станции. 52. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, в эпидемическом очаге чумы обеспечивают выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболевания чумой в эпидемическом очаге, в соответствии с настоящими Санитарными правилами.
Глава 3. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению холеры
53. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в соответствии с Классификацией заболеваний, обусловленных холерным вибрионом, указанной в приложении 3 к настоящим Санитарным правилам. 54. Территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения соответствующих территорий совместно с местными органами государственного управления здравоохранения и территориальными противочумными станциями участвуют в разработке санитарно-противоэпидемических (профилактических) планов мероприятий по холере, при составлении которых учитываются: 1) данные анализа завоза холеры и выделения холерных вибрионов из объектов окружающей среды; 2) климатогеографические особенности; 3) соседство со странами, неблагополучными по холере, с водоемами, берущими начало за рубежом; 4) транспортные связи; 5) миграционные процессы; 6) санитарно-гигиеническое состояние территории (водоснабжение, канализация, санитарная очистка); 7) характер и условия рекреационного (места отдыха, пляжи, аквапарки, бассейны и др.) и бытового водопользования; 8) обычаи населения. 55. Планы мероприятий по предупреждению завоза и распространения особо опасных инфекций (далее - План) утверждаются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». 56. Планы санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по холере включают следующее: 1) вопросы обеспечения готовности и взаимодействия медицинских, санитарно-профилактических, территориальных противочумных станций и ведомственных медицинских служб на случай эпидемических осложнений по холере; 2) обеспечение постоянного эпидемиологического слежения за холерой с учетом степени потенциальной опасности (завоза) реализации путей и факторов передачи холеры, кишечных инфекций; 3) комплекс санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на своевременную локализацию и ликвидацию очага холеры, а также с расчетом для этого сил и средств с учетом возможности возникновения единичных и массовых случаев холеры; 4) обеспечение готовности медицинских работников к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по холере; 5) поддержание готовности медицинских организаций к развертыванию медицинских формирований для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий по холере; 6) подготовку медицинского персонала специализированных формирований, развертываемых для локализации и ликвидации очагов холеры; 7) выполнение всех видов работ, позволяющих осуществлять качественное слежение за загрязнением объектов внешней среды холерными вибрионами и случаями инфицирования людей этими микроорганизмами; 8) проведение санитарно-просветительной и разъяснительной работы. 57. Эпидемиологическое наблюдение по холере на территории Республики Казахстан осуществляется дифференцированно, с учетом типов территорий по комплексу факторов, обуславливающих эпидемическую опасность по этой инфекции. 58. Исследования на холеру выполняют специалисты бактериологических лабораторий государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующих территориях и противочумных станций, имеющих разрешение на работу с микроорганизмами I-IV группы патогенности и гельминтами, в соответствии с приказом № ҚР ДСМ-336/2020. 59. На холеру исследуется материал из объектов внешней среды, от больных острыми кишечными инфекциями (далее - ОКИ), а также от лиц, составляющих группы риска (лица, поступающие в учреждения социальной реабилитации, психоневрологические диспансеры и лица без определенного места жительства и работы).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |