|
|
|
Создание национальной системы прослеживаемости товаров в Республике Казахстан
Серикбаева Рабиям Нурахуновна, генеральный директор ТОО «ФИНЭКС», аудитор РК, DipIFR ACCA, налоговый консультант I категории
Аннотация В статье рассмотрены вопросы создания национальной системы прослеживаемости товаров в Республике Казахстан в соответствии с ратифицированным Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Авторами проведено сравнение национальных систем прослеживаемости товаров государств-членов ЕАЭС, проанализировано влияние внедрения системы прослеживаемости на отечественный бизнес, выявлен ряд проблемных вопросов, а также представлены предложения по совершенствованию национальной системы прослеживаемости товаров Казахстана.
Ключевые слова Прослеживаемость товаров, маркировка, национальная система прослеживаемости товаров, электронный счет-фактура, Виртуальный склад, сопроводительная накладная на товары.
Введение Интеграционные процессы, происходящие в экономике Евразийского экономического союза в последние годы, привели к необходимости разработки мер контроля в отношении свободно перемещаемых товаров на территории союза. Ответными мерами в отношении рисков, связанных с незаконным оборотом товаров на территории ЕАЭС стало Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, совершенное в Нур-Султане 29 мая 2019 года, вступившее в силу 3 февраля 2021 года (далее – Соглашение). В Соглашении были задекларированы следующие цели государств-членов ЕАЭС: 1) создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей; 2) подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена; 3) обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров [1]. Под прослеживаемостью для целей Соглашения понимается «организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации настоящего Соглашения»1. Внедрение прослеживаемости товаров на территории Союза предполагает создание двухуровневой системы:
Таблица 1. Двухуровневая система прослеживаемости товаров государств-членов ЕАЭС (составлено автором)
Национальная система прослеживаемости должна обеспечивать: 1) полноту сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, операциях, связанных с оборотом таких товаров; 2) учет товаров, подлежащих прослеживаемости, с использованием количественных единиц измерения товаров, предусмотренных перечнем; 3) взаимосвязь сопроводительного документа с документом, основании которого сведения о товарах включены в национальную систему прослеживаемости; 4) взаимосвязь последующего сопроводительного документа в предыдущим сопроводительным документам: 5) целостность сведений, содержащихся в национальной системе прослеживаемости; 6) сквозную документальную идентификацию товаров (партии товаров), подлежащих прослеживаемости, при их обороте в соответствии с законодательством государств-членов1.
Создание национальной системы прослеживаемости товаров в Республике Казахстан
В Республике Казахстан национальная система прослеживаемости товаров начала свое развитие задолго до подписания Соглашения между государствами-членами ЕАЭС в форме системы мониторинга движения товаров. В июле 2015 года Казахстан присоединился к соглашению о ВТО, в связи с чем 16 октября 2015 года государствами-членами ЕАЭС был подписан Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза [2], в котором наша страна приняла на себя обязательство перед государствами-членами ЕАЭС создать национальную систему в целях обеспечения прослеживаемости товаров, по которым были применены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин, и принять необходимые меры по недопущению вывоза на территорию других государств-членов ЕАЭС таких товаров. В последующие годы в систему мониторинга движения товаров были поэтапно внедрены следующие элементы:
Таблица 2. Элементы системы сквозного мониторинга движения товаров Республики Казахстан (составлено автором) Как видно, из представленной в таблице №2 информации, система сквозного мониторинга движения товаров в Республике Казахстан сформирована из разрозненных и неоднородных элементов, имеющих разнородные цели и основанных на различных нормативных документах. Указанные элементы системы можно разделить на следующие группы: I. По источнику нормативного акта, являющегося основанием для разработки элемента: 1) внутренние республиканские нормативные правовые акты – ИС «Астана-1», ИС «Виртуальный склад», Онлайн ККМ, ИС «НДС-Blockchain»; 2) международные договоры между государствами-членами ЕАЭС – ИС «Маркировка товаров», ИС «Электронные счета-фактуры», Сопроводительные накладные на товары. II. По подходу получения информации о движении товаров: 1) Физический подход – прослеживаемость, основанная на физической маркировке товаров идентификационными знаками - ИС «Маркировка товаров»; 2) Документальный подход – прослеживаемость, основанная на документальной идентификации товаров – ИС «Астана-1», ИС «Виртуальный склад», Онлайн ККМ, ИС «Электронные счета-фактуры», Сопроводительные накладные на товары. III. По оператору: 1) Министерство финансов Республики Казахстан - ИС «Астана-1», ИС «Виртуальный склад», Онлайн ККМ, ИС «НДС-Blockchain», ИС «Электронные счета-фактуры», Сопроводительные накладные на товары; 2) АО «Казахтелеком» - ИС «Маркировка товаров».
Сравнение национальных систем прослеживаемости товаров государств-членов ЕАЭС
В Российской Федерации постановлением Правительства от 01.07.2021 № 1108 утверждено «Положение о национальной системе прослеживаемости товаров», в котором установлено, что система прослеживаемости касается только импортных товаров, входящих в Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, которые обращаются в России. На сегодняшний день в Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости в РФ вошли: 1) холодильники, морозильники, холодильное или морозильное оборудование и тепловые насосы; 2) автопогрузчики; 3) бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки (самоходные); 4) машины стиральные, бытовые или для прачечных; 5) мониторы и проекторы; 6) транспортные средства промышленного назначения; 7) детские коляски; 8) автомобильные детские сиденья (кресла) безопасности (с металлическим и пластмассовым каркасами). Основными документами в национальной системе прослеживаемости товаров Российской Федерации являются декларации по НДС (для плательщиков НДС) и Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами (для неплательщиков НДС), и с 1 января 2023 года электронные счета-фактуры. В Беларуси 29 декабря был подписан Указ Президента № 496 «О прослеживаемости товаров», которым предусматривается введение обязанности для субъектов хозяйствования (организаций и индивидуальных предпринимателей) по созданию товарно-транспортных и (или) товарных накладных только в виде электронных документов и (или) других электронных документов, созданных в случаях и порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, при осуществлении операций, связанных с оборотом отдельных групп товаров, перечни которых будут определяться Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров от 23.04.2021 № 250 установлен «Перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости», в который вошли следующие товары, подлежащие прослеживаемости с 1 декабря 2021 года: 1) холодильники и морозильники бытовые; 2) шины и покрышки пневматические резиновые новые. Основными документами в национальной системе прослеживаемости товаров Республики Беларусь являются электронные товарно-транспортные и (или) товарные накладные. На дату выпуска настоящей статьи Кыргызская Республика и Республика Армения еще не утвердили нормативные акты по разработке национальной системы прослеживаемости товаров. В Республике Казахстан не разработан отдельный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок разработки, внедрения и сопровождения национальной системы прослеживаемости товаров. Однако, Министерством финансов Республики Казахстан внедрены разрозненные системы прослеживаемости, которые по своему функционалу и назначению часто дублируют друг друга: 1) Электронные счета-фактуры в ИС «ЭСФ» согласно Приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 «Об утверждении Правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы»; 2) Виртуальный склад в ИС «ЭСФ» в соответствии с Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № 384 «Об утверждении перечня товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур»; 3) Сопроводительные накладные на товар в ИС «ЭСФ» согласно Приказу Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 1424 «Об утверждении Перечня товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления сопроводительных накладных на товары и их документооборот» и Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 16 ноября 2020 года № 1104 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по оформлению сопроводительных накладных на товары и их документооборот». На протяжении всего 2021 года представители отечественного бизнеса выражают недовольство тем, что введение обязательства по выписке ЭСФ, СНТ, ведения Виртуального склада накладывают на бизнес необоснованную нагрузку и приводит к повышению затрат на цифровизацию и бухгалтерское обслуживание. Отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок разработки и внедрения национальной системы прослеживаемости товаров, приводит только к увеличению недопониманию между бизнесом и фискальными органами. Так, в упомянутом выше Перечне товаров, на которые распространяется обязанность по оформлению сопроводительных накладных на товары, а также Правил оформления сопроводительных накладных на товары и их документооборот установлено, что они утверждены в соответствии с Законом Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Такое утверждение свидетельствует о том, что Министерством финансов Республики Казахстан планировалось признание сопроводительных накладных на товары в качестве сопроводительного документа в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Однако, 29 июня 2021 года принято Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 83 «О Требованиях к уникальной идентификации сопроводительного документа», в пункте 3 которого утверждены следующие требования к уникальной идентификации сопроводительного документа: ESF-XXXXXXXXXXXX-ГГГГММДД-XXХХХХXX, где: ESF – 3 символа; XXXXXXXXXXXX – 12 цифр, заполняется сведениями ИИН/БИН налогоплательщика – поставщика товаров, работ, услуг; ГГГГММДД – дата присвоения регистрационного номера сопроводительному документу, формируемому в национальной системе прослеживаемости (8 символов: ГГГГ – год (4 символа), ММ – месяц (2 символа в интервале от 01 до 12), ДД – день (2 символа в интервале от 01 до 31)); XXXXXXXX – уникальный идентификатор в базе данных, сформированный в произвольном порядке (8 символов). Из вышеизложенного можно сделать вывод, что сопроводительным документом в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза все-таки утвержден электронный счет-фактура, который имеет код ESF, а не сопроводительная накладная на товары, которая имеет код SNT. Таким образом, встает вопрос о целесообразности внедрения сопроводительных накладных на товары, тем более с учетом того, что по своему содержанию этот документ дублирует информацию из электронных счетов-фактур. Также критике подвергается обширный перечень товаров, подлежащих прослеживаемости с помощью электронных счетов-фактур, виртуального склада и сопроводительных накладных на товары. В таблице 3 рассмотрены перечни товаров, являющихся предметом прослеживаемости или планируемых к включению в такой перечень в Республике Казахстан и прочих государствах-членах ЕАЭС:
Таблица 3. Перечни товаров, являющихся предметом прослеживаемости в государствах-членах ЕАЭС (составлено автором) Обобщая информацию, представленную в таблице №3 можно сделать вывод о том, что казахстанские налогоплательщики несут наибольшую нагрузку по составлению электронных документов в рамках прослеживаемости товаров среди стран ЕАЭС.
Вывод
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что создание национальной системы прослеживаемости товаров является актуальной задачей государства, и ее налаженная работа позволит решить задачу по уменьшению незаконного оборота товаров и станет одним из главных инструментов в борьбе с теневой экономикой. Однако, на сегодняшний день Система сквозного мониторинга движения товаров в Республике Казахстан состоит из отдельных элементов, часто дублирующих функции друг друга, которые значительно повысили нагрузку на бизнес путем увеличения временных затрат на оформление документов по реализации товаров. Результаты проведенного нами анализа процесса создания казахстанской национальной системы прослеживаемости товаров и сравнения национальных систем прослеживаемости товаров других государств-членов ЕАЭС позволяют представить следующие рекомендации: 1) Необходимо разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок разработки, внедрения и сопровождения национальной системы прослеживаемости товаров в Республике Казахстан, по примеру Российской Федерации и Республики Беларусь. 2) Требуется провести глубокий анализ элементов, входящих в структуру будущей национальной системы прослеживаемости товаров и исключить дублирование информации в разных элементах. 3) Следует изучить целесообразность введения обязательной выписки сопроводительных накладных на товары, с учетом того факта, что СНТ предполагалось использовать, как сопроводительный документ в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, однако в июне 2021 года Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 83 «О Требованиях к уникальной идентификации сопроводительного документа» в качестве сопроводительного документа в Республике Казахстан был утвержден электронный счет-фактура. 4) Наиболее важным представляется, что объединение трех дублирующих информацию друг друга документов – электронных счетов-фактур, заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00) и сопроводительных накладных на товары в единый электронный документ позволит решить задачу по прослеживаемости товаров от импорта до розничной реализации, уменьшить риски технических ошибок, а также снизить административную нагрузку на отечественный бизнес.
ЛИТЕРАТУРА
1) Лаптев Р.А., Ковард В.В., Рогов Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки, 2020 №4. URL: https://esj.today/PDF/15ECVN120.pdf. 2) Самченко О.Н., Берлова Н.В. Направления развития системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии, 2020 №4. С. 109-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sistemy-proslezhivaemosti-tovarov-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze/viewer. 3) Андреева Л.В. Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество Евразийских государств: политики, экономика, право, 2018 №2. С.70-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-sistemy-proslezhivaemosti-tovarov-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze-tseli-perspektivy-organizatsionno-pravovaya-osnova/viewer. 4) Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 09.11.2020 N 371-ФЗ // Электронный документ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011090024. 5) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости» // Электронный документ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107080011. 6) Постановление Правительства от 01 июля 2021 №1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» // Электронный документ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107080023. 7) Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2019 № 270 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787» // Электронный документ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903190009. 8) Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270 «Об утверждении Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур» // Электронный документ. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016551. 9) Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № 384 «Об утверждении перечня товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур» // Электронный документ. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1900018603. 10) Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-Р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» // Электронный документ. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=358970. 11) Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» // Электронный документ. URL: https://www.minfin.gov.by/upload/gosznak/acts/ukaz_100611_243.pdf. 12) Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» // Электронный документ. URL: http://www.nalog.gov.by/ru/TTN-TN-v-elektronnom-vide. 13) Постановление Правительства Кыргызской Республики «О применении счета-фактуры в виде электронного документа» // // Электронный документ. URL: https://www.sti.gov.kg/docs/default-source/sfkr/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D1%80-%D0%BE%D1%82-19-%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-343-(1).pdf?sfvrsn=2. 12) Соглашение о реализации в 2015-2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» // Электронный документ. URL: https://docs.cntd.ru/document/420323741. 13) Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе // Электронный документ. URL: https://docs.cntd.ru/document/556691559?marker=7E40KG. 14) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2019 г. N 72 «О введении маркировки обувных товаров средствами идентификации» // Электронный документ. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01422744/cncd_13082019_72. 15) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2019 г. № 127 «О введении маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации» // Электронный документ: URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01425520/cncd_13052020_127. 16) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2019 г. № 128 «О введении маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации» // Электронный документ: URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01425523/cncd_13052020_128. 17) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2019 г. № 129 «О введении маркировки шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации» // Электронный документ: URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01425526/cncd_13052020_129. 18) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2019 г. № 130 «О введении маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации» // Электронный документ: URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01425529/cncd_13052020_130. 19) Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. № 129 «О введении маркировки отдельных видов молочной продукции средствами идентификации» // Электронный документ: URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428856/err_06042021_129.
[1] (Закон Республики Казахстан от 29 мая 2020 года № 338-VI ЗРК «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза от 29 мая 2019 года». - [Электронный ресурс]. -, URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000338) [2] (Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (п. Бурабай, 16 октября 2015 года). - [Электронный ресурс]. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33596633#pos=4;-108)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |