|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА (ПРАВО НА УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ)
Особенная часть Кодекса РК об административных правонарушениях начинается с главы, посвященной административным правонарушениям, посягающим на избирательные права (право на участие в республиканском референдуме). Это связано с тем особым отношением законодателя к охране конституционного права гражданина на участие в управлении делам государства. Так, в пунктах 1 и 2 статьи 33 Конституции РК закрепляется, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Применение статей, содержащихся в главе 11 КоАП, имеет сугубо ограниченный временными рамками характер, поскольку выборы президента, депутатов парламента и местных представительных органов проходит в определенной периодичности. Поэтому применение статей главы 11 возможно только в период проведения выборов либо республиканского референдума. Например, согласно Информационному бюллетню Центральной избирательной комиссии РК в 2016 году в стране были проведены три избирательные кампании: 1. Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и очередные выборы депутатов маслихатов Республики Казахстан (20 марта 2016 г.); 2. Выборы депутатов маслихатов Республики Казахстан вместо выбывших (20 марта 2016 г.); 3. Выборы акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа, вместо выбывших (в течение 2016 г.). В 2017 году в Республике Казахстан в соответствии с законодательством проводятся 4 избирательные кампании: 1) 26 марта 2017 года в 12 регионах проведены выборы депутатов маслихатов вместо выбывших по 57 избирательным округам. По итогам голосования избраны 57 депутатов маслихатов республики, в том числе 12 депутатов областных, 9 депутатов городских и 36 депутатов районных маслихатов. 2) 28 июня 2017 года проведены очередные выборы депутатов Сената Парламента Республики Казахстан вместо избранных 19 августа 2011 года. По итогам данных выборов в верхнюю палату высшего законодательного органа страны были избраны 16 депутатов от шестнадцати регионов республики: по одному депутату от каждой из 14 областей, а также от городов Астаны и Алматы. 3) В августе 2017 года проведены выборы 1 414 акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа вместо акимов, 4-х летний срок деятельности которых истек. 4) 29 октября 2017 года прошли очередные выборы депутатов маслихатов вместо выбывших[263]. Диспозиция статей главы 11 КоАП в основном носит бланкетный характер, поскольку отсылает правоприменителя к Конституционному закону РК от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» и другим нормативным правовым актам («Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления», утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 25 июня 2007 года № 90/178, «Правила формирования списков избирателей для голосования, а также их представления в избирательные комиссии», утверждённые постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 23 августа 2018 года № 11/197, «Правила открытия специального временного счета и расходования средств избирательного фонда, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 7 августа 1999 года № 19/222, «Инструкция по оснащению помещения для голосования на избирательном участке, пункта для голосования», утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 23 октября 2012 года № 21/183, «Инструкция по регистрации доверенных лиц», утвержденная постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 21 ноября 2011 года № 62/108 и др. Немаловажным аспектом применения статей главы 11 КоАП выступает необходимость обращения к международным соглашениям, участниками которых является Республика Казахстан. Эти международные документы также содержат стандарты проведения выборов и референдумов (Международный пакт о гражданских и политических правах, совершенный в Нью-Йорке 16 декабря 1966 года, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, совершенная в Кишиневе 7 октября 2002 г. и др.). В основном субъектом административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАП, являются специальный субъект: кандидат в депутаты или иную выборную должность, его супруг (супруга), член избирательной комиссии, политическая партия, журналист и т.д. Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 11 КоАП, судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов, что подтверждает особое значение со стороны государства к охране избирательных прав граждан и права на участие в республиканском референдуме.
Статья 101. Непредставление избирательной комиссии (комиссии республиканского референдума) должностными лицами необходимых сведений и материалов или невыполнение решений комиссии Непредставление избирательной комиссии (комиссии республиканского референдума) должностными лицами сведений и материалов о наличии или отсутствии не погашенной или не снятой в установленном законом порядке судимости кандидата; о виновности в совершении коррупционного преступления и правонарушения кандидата, признанной судом в установленном законом порядке; о гражданстве кандидата; о достоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом); о списках избирателей по каждому избирательному участку или невыполнение ими решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий, – влечет штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Общим объектом правонарушения является установленный порядок обеспечения конституционных прав граждан. Родовым объектом данного правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении порядка работы избирательных комиссий (комиссий референдума)[264]. В соответствии с п. 2 ст. 33 Конституции РК «граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме». Другими словами, избирательными правами наделены только граждане Республики Казахстан, достигшие соответствующего возраста. Согласно абзацу 1 ст. 1 Закона РК от 20 декабря 1991 года 1017-XII «О гражданстве Республики Казахстан» «гражданство Республики Казахстан определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей». В соответствии со ст. 4 отмеченного Закона «документом, подтверждающим гражданство Республики Казахстан, является удостоверение личности либо паспорт гражданина Республики Казахстан. Гражданство ребенка в возрасте до 16 лет подтверждается его свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей». Согласно п. 2 ст. 33 Конституции РК «не имеют право избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». В п. 4 ст. 4 Конституционного закона РК от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Конституционный закон) указывается, что «не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены иного органа местного самоуправления: 1) лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке; 2) лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом». В п. 2 ст. 59 вышеотмеченного Конституционного закона закреплено, что «кандидат и его (ее) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, в порядке и форме, установленных уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет». Согласно абз. 2 п. 2 ст. 73 Конституционного закона «кандидат и его (ее) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, в порядке и форме, установленных уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет». В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 89 Конституционного закона «кандидат и его (ее) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, в порядке и форме, установленных уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет». Согласно п. 2 ст. 104 Конституционного закона, «кандидат, включенный в партийный список, и его (ее) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, в порядке и форме, установленных уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет». В ст. 24 Конституционного закона РК регламентированы списки избирателей (выборщиков) и порядок их составления. Списки избирателей составляются при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления. Списки выборщиков составляются при выборах депутатов Сената. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его регистрации по месту жительства на территории этого избирательного участка. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет – дополнительно день и месяц), индивидуальный идентификационный номер и адрес места жительства избирателя. Списки выборщиков составляются в алфавитном или ином порядке и включают в себя фамилию, имя, отчество, год рождения, индивидуальный идентификационный номер, наименование маслихата, депутатом которого является выборщик, и адрес его места жительства. Список избирателей по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный орган на основании государственной базы данных о физических лицах. Каждый избиратель вправе зарегистрироваться в качестве избирателя в соответствующем местном исполнительном органе с момента объявления или назначения выборов. В случае, если избирателю не позже чем за тридцать дней до выборов стало известно о том, что он не будет иметь возможность прибыть в день выборов в помещение для голосования по месту его регистрации, он вправе по месту своего пребывания обратиться в местный исполнительный орган с письменным заявлением о включении его в соответствующий список избирателей. При обращении гражданина в соответствии с настоящим пунктом местный исполнительный орган организует исключение гражданина из списка избирателей по месту регистрации и включение его в список избирателей того участка, на котором гражданин будет голосовать. Списки избирателей по каждому избирательному участку подписываются акимом, решением которого образован участок, и представляются по акту за двадцать дней до начала голосования. Сведения об избирателях и границах избирательных участков к 1 июля и 1 января каждого года представляются местным исполнительным органом в электронном виде в соответствующие территориальные избирательные комиссии, которые обеспечивают сверку и передачу информации в вышестоящие избирательные комиссии. Порядок сверки и представления сведений определяется Центральной избирательной комиссией. Должностные лица местных исполнительных органов несут ответственность за достоверность списков избирателей, а также данных об избирателях, представленных соответствующей избирательной комиссией. Обучающиеся в средних специальных и высших учебных заведениях, а также по профессиональным учебным программам послевузовского образования дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в местах расположения воинских частей, составляются на основе сведений, представляемых командирами воинских частей. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, а также при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся в день выборов в плавании, составляются на основе данных, представляемых руководителями названных учреждений, соответствующими акимами, руководителями названных представительств и капитанами судов. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания (в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, на участках отгонного животноводства, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, а также при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся в день выборов в плавании), подлежат обязательному уточнению по состоянию на день, предшествующий дню голосования. Списки выборщиков по выборам депутатов Сената Парламента составляются соответствующими территориальными избирательными комиссиями по представлению секретаря соответствующего областного, городского (города республиканского значения и столицы Республики) маслихата. Внесение изменений в списки избирателей (выборщиков) после начала подсчета голосов запрещается. В соответствии со ст. 26-1 Конституционного закона списки избирателей по каждому избирательному участку соответствующий аким представляет по акту в участковую избирательную комиссию за двадцать дней до начала голосования в электронном виде и (или) на бумажном носителе, в территориальную комиссию – в электронном виде. В случае внесения изменений в список избирателей участковая избирательная комиссия информирует об этом вышестоящую избирательную комиссию. Списки избирателей нижестоящая территориальная избирательная комиссия представляет в электронном виде в вышестоящую комиссию для включения в электронный Реестр граждан – избирателей Республики Казахстан. Порядок формирования списков избирателей для голосования, а также их представления в избирательные комиссии определяется Центральной избирательной комиссией. Согласно п. 3 Правил сверки и представления сведений об избирателях и границах избирательных участков, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 23 августа 2018 года № 11/196, «сведения об избирателях по месту жительства формируются регистраторами местного исполнительного органа на основании государственной базы данных о физических лицах (далее - ГБД ФЛ) и включают: 1) сведения о личности избирателя: фамилия; имя; отчество (при наличии); число, месяц и год рождения; индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН); национальность (если указана в документах); пол; 2) данные документа, удостоверяющего личность избирателя: номер документа; дата выдачи документа; 3) сведения о месте жительства избирателя: название области, района, населенного пункта; улица; номер дома, корпуса, квартиры. Для проверки вышеназванных фактов избирательной комиссии необходимо получить от должностных лиц соответствующие сведения и материалы». Таким образом, объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в действиях (бездействии) по непредставлению избирательной комиссии (комиссии республиканского референдума) должностными лицами сведений и материалов о наличии или отсутствии не погашенной или не снятой в установленном законом порядке судимости кандидата; о виновности в совершении коррупционного преступления и правонарушения кандидата, признанной судом в установленном законом порядке; о гражданстве кандидата; о достоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом); о списках избирателей по каждому избирательному участку или невыполнение ими решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий. Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 10 Конституционного закона единую систему избирательных комиссий образуют: - Центральная избирательная комиссия Республики; - территориальные избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. В соответствии с п. 5 ст. 10 Конституционного закона «решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными органами, организациями, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории». Субъективная сторона может выражаться в форме умысла либо неосторожности. Субъект данного правонарушения специальный – это должностное лицо, которое в силу своих должностных полномочий обладает необходимыми сведениями и материалами и не представляет их избирательной комиссии либо не выполняет решения комиссии, принятого в пределах ее полномочий. В соответствии с ч. 1 ст. 805 КоАП административные правонарушения, предусмотренные ст. 101 КоАП, относятся к делам, по которым прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях. Согласно ч. 1. ст. 684 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных, предусмотренные ст. 101 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов. В тоже время, протокол об административном правонарушении не составляется при обращении физических лиц с заявлением о восстановлении нарушенных прав по ст. 101 КоАП. Дело в таком случае рассматривается судом без составления протокола о правонарушении (пп. 4) ч. 1 ст. 807 КоАП).
Статья 102. Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения Проведение предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидата, партийного списка, выдвинутого политической партией, в день выборов либо предшествующий им день, а также проведение агитации в день проведения республиканского референдума либо предшествующий ему день – влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати пяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Предвыборная агитация – это объемное и многоуровневое явление. Как правило, она рассматривается в следующих значениях: 1. юридическая деятельность; 2. специальное право избирателей, кандидатов и избирательных объединений; 3. самостоятельная стадия избирательного процесса; 4. правовой институт[265]. Общим объектом правонарушения является установленный порядок информационного обеспечения выборов. Родовым объектом правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при соблюдении правил проведения агитации[266]. Согласно пунктам 1 – 3 статьи 27 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан», предвыборная агитация - деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию. Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и международным организациям запрещается осуществлять деятельность, препятствующую и (или) способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах. Предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Предвыборная агитация осуществляется: 1) через средства массовой информации; 2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий в порядке, установленном законодательством, и не запрещенных настоящим Конституционным законом), а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками); 3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. В п. 2 Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РК от 25 июня 2007 года № 90/178, уточняется понятие «предвыборная агитация», под которой понимается «деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата или политической партии при выборах Президента, депутатов Парламента, маслихата, а также членов иных органов местного самоуправления». Согласно п. 5 указанных Правил «предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих: 1) призывы голосовать за или против того или иного кандидата в Президенты, депутаты Сената, политическую партию, выдвинувшую партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления; 2) предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления, за которого будет голосовать избиратель; 3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления; 4) явно преобладающие сведения о каком-либо кандидате Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления позитивного либо негативного аргументирования». В соответствии с абз. 1 п. 6 «Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления» в день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация не допускается. Следует обратить внимание, что «агитационные материалы, ранее размещенные в сети Интернет, могут сохраняться на прежних местах. Не допускается выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов» (абз. 2 п. 6 «Правил осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, маслихатов Республики Казахстан, а также членов иных органов местного самоуправления»). Согласно ст. 7 Конституционного закона РК от 2 ноября 1995 года № 2592 «О республиканском референдуме» гражданам, общественным объединениям Республики гарантируются право выражать свое мнение по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Не допускается агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. В предшествующий референдуму день и в день проведения референдума агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, плакаты, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Таким образом, объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в действиях по проведению предвыборной агитации до окончания срока регистрации кандидата, партийного списка, выдвинутого политической партией, в день выборов либо предшествующий им день, а также проведение агитации в день проведения республиканского референдума либо предшествующий ему день. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла либо неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть как физические лица, так и юридические лица. В соответствии с ч. 1 ст. 805 КоАП административные правонарушения, предусмотренные ст. 102 КоАП, относятся к делам, по которым прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях. Согласно ч. 1. ст. 684 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных, предусмотренные ст. 102 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов. В тоже время, протокол об административном правонарушении не составляется при обращении физических лиц с заявлением о восстановлении нарушенных прав по ст. 102 КоАП. Дело в таком случае рассматривается судом без составления протокола о правонарушении (пп. 4) ч. 1 ст. 807 КоАП).
Статья 103. Воспрепятствование праву вести предвыборную агитацию Воспрепятствование кандидатам в президенты, в депутаты или на иные выборные должности, их доверенным лицам, политическим партиям в процессе реализации ими права вести предвыборную агитацию – влечет штраф на физических лиц в размере двадцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Право на предвыборную агитацию, будучи составным элементом субъективного избирательного права, имманентно вытекает из сущности и правовой природы свободных выборов. Свободные выборы – обязательный атрибут реального народовластия, они обеспечивают фактическое, активное и постоянное политическое и юридическое участие граждан в решении всех важнейших вопросов жизни общества[267]. Согласно п. 22 ст. 33 Конституции РК «граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме». Однако, как известно, «недостаточно признать в Основном Законе права, свободы и обязанности граждан, необходимо, чтобы граждане могли осуществлять эти права и обязанности, пользуясь предусмотренными в законе социальными благами и посильно участвуя в их воспроизводстве»[268]. Диспозиция комментируемого состава административного правонарушения имеет целью охраны субъективного права на предвыборную агитацию. Общим объектом правонарушения является установленный порядок проведения предвыборной агитации. Родовым объектом правонарушения являются общественно-правовые отношения, возникающие при реализации субъективного права на проведение предвыборной агитации. В статье 28 Конституционного закона РК «О выборах в Республике Казахстан» регламентировано субъективное право на предвыборную агитацию. Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан. Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования. С момента окончания срока регистрации, установленного в соответствии с настоящим Конституционным законом, и до окончания агитационной кампании кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийный список, имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации. Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации. Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Порядок и объемы выделения средств для выступления в средствах массовой информации кандидатам определяются Центральной избирательной комиссией. Кандидаты в Президенты, политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, вправе участвовать в предвыборных дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией. Политические партии, выдвинувшие партийные списки кандидатов в депутаты маслихатов, могут участвовать в предвыборных дебатах на телевидении, которые вправе организовывать соответствующие территориальные избирательные комиссии. Порядок и условия проведения предвыборных дебатов, определяемые Центральной избирательной комиссией, должны быть равными и не создавать преимуществ тому или иному кандидату или политической партии. Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующим средством массовой информации не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации, а также представлены в Центральную избирательную комиссию при выборах Президента и депутатов Парламента, в иные территориальные избирательные комиссии – при выборах депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления. На интернет-ресурсах Центральной и территориальных избирательных комиссий размещаются представленные средствами массовой информации сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади. Средства массовой информации не могут предоставлять эфирное время, печатную площадь для размещения, распространения агитационных материалов кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки до опубликования сведений о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади. В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, должен быть одинаковым для всех кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки. Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно. Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере. Местные исполнительные органы и органы местного самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Условия предоставления помещения должны быть едиными и равными для всех кандидатов. Избирательные комиссии совместно с местными исполнительными органами и органами местного самоуправления составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации. Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денег. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов. Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами. Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов. Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |