|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Аналитический доклад Трудовое законодательство Республики Казахстан
2020 г.
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА 1.2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ 1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА 1.5. СОСТОЯНИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.6. ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ 1.8. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ 1.9. ПРОТЕСТЫ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ 1.10. ВЛИЯНИЕ КОВИД-19 НА СФЕРУ ТРУДА ЧАСТЬ II. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА 2.1. Республика Казахстан и международное право 2.3. Социальный диалог и законодательство о коллективных переговорах 2.4. Коллективные трудовые споры 2.5. Недопущение дискриминации (в том числе для ЛОВЗ, мигрантов и женщин) 2.6. Гендерно обусловленное насилие и харассмент на рабочем месте и защита от них 2.7. Принудительный труд (с учетом работников-мигрантов) 2.8. Трудовые права несовершеннолетних (с учетом работников-мигрантов) и их защита 2.9. Неформальная занятость (с учетом работников-мигрантов) 2.10. Безопасность и гигиена труда (с учетом работников-мигрантов) 2.12. Индивидуальные трудовые споры и их разрешения 2.13. Защита от необоснованного увольнения 2.14. Иные условия труда: минимальный размер оплаты труда и отпуска 3. ПРАВО НА ТРУД В КОНТЕКСТЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ 3.1 Анализ текущей миграционной ситуации в Казахстане 3.3 Трудовые мигранты находящиеся в уязвимой ситуации 3.4 Риски торговли людьми и их предотвращение Приложение 3. Перечень правовых актов Республики Казахстан, относящихся к сфере труда
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА
Изменение половозрастной структуры населения будет определять характер развития рынка труда В настоящее время в Казахстане отмечается демографический переход, который выражается в росте численности и изменении структуры населения, увеличении продолжительности жизни и старении населения, а также урбанизации и внешней миграции. Существующие демографические тренды будут в дальнейшем оказывать серьезное воздействие на социально-экономические тенденции развития страны, в том числе и на изменение параметров занятости и безработицы, а также характеристик рабочей силы, занятой в экономике. За последние 10 лет в структуре населения происходит сокращение доли трудоспособных граждан при одновременном увеличении доли населения старше и моложе трудоспособного возраста. Так, если в 2010 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 557 нетрудоспособных, то к 2020 году - 713 человек. Причем, согласно прогнозам ООН, к 2050 году, согласно «умеренному» прогнозу, число пожилого населения вырастет в 2,2 раза, а их доля в численности населения составит 14% (в 2020 г. - 7,9%), что в будущем может создавать риски роста коэффициента смертности. Вместе с тем, ожидается, что рост доли пожилых людей будет сопровождаться сокращением доли детского населения. Так, после того, как в 2014 году показатель рождаемости достиг максимума (23,1 на 1000 чел), наметилась динамика его постепенного сокращения и в период 2017-2019 гг. он был самым низким впервые с 2010 года. К 2019 году величина общего коэффициента рождаемости упала до 21,4 чел на 1000 чел. Основной причиной падения остается снижение численности и доли женщин активного репродуктивного возраста - в этот возраст постепенно вступают малочисленные контингенты родившихся в 90-е.
Кроме того, нарастание отрицательного сальдо внешней миграции и внутренней миграционной подвижности населения также являются важным фактором демографических изменений, которые определяют состав и структуру рабочей силы. К 2019 году отрицательное сальдо внешней миграции выросло до 33,0 тыс. человек или 0,2% от общей численности населения. Внутренние миграционные потоки имеют два крупных экономических центра - города Нур-Султан и Алматы. Главными источниками внутренних мигрантов остаются южные и восточные области страны.
Структура занятости населения: расширение занятости в сфере услуг Тенденции последних лет показывают расширение рабочих мест в сфере услуг. Традиционные производственные отрасли перестают быть главными источниками рабочих мест - на первое место выходят динамично развивающиеся отрасли сектора услуг. Так, в Казахстане в 2019 году наибольшее количество населения было занято в сельском хозяйстве (13,5%), оптовой и розничной торговле (16,3%), промышленности (12,5%), сфере образования (12,6%). Вместе с тем, значительные потери испытывало сельское хозяйство, где численность занятых сократилась на 48,8% по сравнению с 2010 годом. При этом, в таких секторах как гостиничное хозяйство, финансовая и страховая деятельность, административное обслуживание, численность рабочих мест выросло примерно в 2 раза.
Самозанятое население отличаются низкой продуктивностью Самозанятые в Казахстане по сравнению с наемными работниками находятся в более уязвимом положении, поскольку находятся в тесной зависимости от низкопродуктивного и низкооплачиваемого труда. Несмотря на существующую тенденцию перетока категории самостоятельно занятого населения в категорию наемных работников, самозанятые в структуре занятости в 2019 году составляли 23,9% или 2,1 млн. человек. Как правило, самозанятыми в Казахстане считаются граждане, проживающие в сельской местности, работающие в сфере сельского хозяйства и торговли и имеющие низкий уровень образования. Основную группу в структуре самозанятого населения занимают индивидуальные предприниматели (72,9%) и занятые в личном подсобном хозяйстве (21,6%). Вместе с тем, чаще всего самозанятые заняты в неформальном секторе. Так, доля самостоятельных работников в общем числе неформально занятых в 2019 году составляло 46,8%.
Оплата труда: отраслевая и территориальная дифференциация С целью повышения стандартов качества жизни в стране периодически пересматриваются минимальные социальные стандарты, в том числе и минимальный размер заработной платы (МРОТ). Так, с 1 января 2019 года минимальная заработная плата была увеличена в 1,5 раза, с 28 до 42 тыс. тенге. Вместе с тем, социальные стандарты в большей степени остаются привязаны к возможностям бюджета, а не реальным потребностям населения. К примеру, индекс Кейтца (отношение МРОТ от средней зарплаты по стране) в Казахстане составляет порядка 23%. Однако, по рекомендациям Международной организации труда (МОТ) для обеспечения достойного уровня жизни он должен находиться на уровне 50%.
Вместе с тем, распределение средней заработной платы характеризуется достаточно высокой отраслевой и территориальной дифференциацией. Так, в 2019 году средний уровень номинальной месячной заработной платы составил 185,5 тыс. тенге. Только в 4 из 17 областей и городов республиканского значения уровень номинальной заработной платы превысил средний по стране. Разница в заработной плате между наиболее богатым (Атырауская область) и бедным регионом (Северо-Казахстанская область) составляла 2,5 раз. В отраслевой структуре наиболее высокая номинальная зарплата отмечается в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, профессиональной, научной и технической деятельности, финансовой и страховой деятельности. Самый низкий уровень наблюдается в сельском хозяйстве и сфере образования.
Безработица остается более высокой среди женщин Безработица за последний пятилетний период сохраняется на уровне менее 5%. Уровень молодежной безработицы сократился с 4,4% в 2015 году до 3,7% в 2019 году, уровень долгосрочной безработицы - с 2,5% до 2,2%. Вместе с тем, среди некоторых групп населения риски безработицы остаются достаточно высокими. Так, вероятность оказаться в числе безработных выше у населения с низким уровнем профессиональной подготовки. Так, уровень безработицы людей, получивших начальное образование, составляет 12,7%, основное среднее - 7,5%. Кроме того, женщины в Казахстане, по-прежнему, сталкиваются с более высоким риском - по сравнению с мужчинами - остаться без работы. Несмотря на небольшое снижение за последние 5 лет, уровень безработицы среди женщин - 5,3% - на 1 процентный пункт выше, чем среди мужчин. При этом, сельские женщины наиболее подвержены безработице, по сравнению с другими категориями населения: 5,6% - среди женщин, 4% - среди мужчин.
Неформальные работники, лица с ограниченными возможностями и молодежь ощущают недостаток в доступе на рынок труда На казахстанском рынке труда значительную долю составляют работники, которые наиболее подвержены негативной динамике экономической конъюнктуры. Так, «выключенность» неформальных работников из официального рынка труда ставит их под угрозу бедности и низких возможностей получения достойного заработка. Так, в 2019 году в неформальном секторе работал каждый седьмой трудящийся казахстанец или 1,2 млн. человек. Крупнейшим сектором с высокой долей неформальной экономики является сельское хозяйство с 55,5% работниками (от общего числа занятых в секторе). Кроме того, в числе отраслей с значительной долей неформально занятых находится гостиничный и ресторанный бизнес с 21,2% незарегистрированными работниками, а также оптовая и розничная торговля, на которую приходится 13% или 185,5 тыс. неформально занятых.
Более того, отмечается недостаток доступных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Так, по данным Министерства труда и социальной защиты населения РК (МТСЗН), в Казахстане только четверть лиц с инвалидностью трудоспособного возраста вовлечена в трудовую деятельность (106,5 из 424 тыс. человек). К примеру, в странах ОЭСР этот показатель достигает 40%. Несмотря на существующие квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью (от 2% до 4% от численности рабочих мест), работодателями зачастую они не выполняются. Несмотря на низкие статистические показатели безработицы молодежь также остается в числе уязвимых категорий на рынке труда по сравнению со взрослым населением. Так, молодые специалисты, вступающие впервые на рынок труда, сталкиваются с рядом трудностей, которые, в первую очередь, выражаются в несоответствии между профессиональной подготовкой и потребностями предприятий в рабочей силе. Вероятность попадания молодежи в неформальный сектор намного выше, чем у взрослого населения (15,8% в 2019 году). Индивиды, относящиеся к категории NEET (7,4% в 2019 году) также исключены из рынка труда, а значит в целом не вовлечены в жизнь общества.
1.2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ
В Казахстане функционирует система привлечения иностранной рабочей силы (ИРС) - квотирования высококвалифицированных трудовых мигрантов и многоступенчатая выдача разрешений на работу для работников. При этом, граждане Евразийского экономического союза (ЕАЭС), для которых работает режим свободного перемещения трудовых ресурсов, не рассматриваются в качестве иностранных работников и не отражаются в казахстанской статистике. В целом, для защиты внутреннего рынка труда и расширения возможностей трудоустройства казахстанцев квоты на привлечение ИРС имеют тенденцию к сокращению (к 2019 г. - 0,5% к рабочей силе страны). Следовательно, число трудящихся мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность по квотам, снизилось в 1,6 раз - с 41,2 тыс. чел. в 2015 году до 25,5 тыс. чел. в 2019 году. 1 Подавляющее большинство трудящихся мигрантов привлекается в строительную отрасль, что связано, в основном, с реализацией инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов. Кроме того, сельскохозяйственная отрасль, которая представлена сезонными работниками (12,4% от общего числа разрешений в 2019 г.), также занимает заметное место в структуре ИРС. Большое число трудящихся мигрантов заняты в сфере административного и вспомогательного обслуживания, а также горнодобывающей промышленности. В целом, на данные отрасли приходится более 60% от общего числа выданных разрешений. Наибольшее число трудовых мигрантов привлекается из Китая (15% всех работающих по квотам в 2019 г.). Значительный контингент ИРС представлен гражданами Турции (9,2% от всех выданных разрешений), Индии (8,8%), Венгрии (6,7%) и Великобритании (6,8%). Среди стран СНГ по количеству мигрантов, пребывающих в Казахстан, лидируют граждане Узбекистана, которые, как правило, представлены работниками со средним и низким уровнем квалификации и навыков.
______________ 1 Аналитический обзор «Анализ состояния иностранной рабочей силы (ИРС) в Казахстане в условиях пандемии COVID-19, Центр развития трудовых ресурсов. Режим доступа: https://iac.enbek.kz/ru/node/922 Аналитический обзор «Миграционные тенденции населения в мире и Казахстане», Центр развития трудовых ресурсов. Режим доступа: https://iac.enbek.kz/ru/node/570 Аналитический обзор «Иностранные специалисты в Казахстане: кто они и откуда? 2010-2017» Центр развития трудовых ресурсов. Режим доступа: https://iac.enbek.kz/ru/node/552
Помимо системы квотирования в стране действует механизм трудового патента для привлечения иностранных работников для работы у физических лиц. По данным МВД РК, в 2019 году возможность трудоустройства по патенту получили 531 тыс. иностранных граждан, доминирующее большинство которых вовлечены в строительные работы, предоставлением услуг няни, повара и прочих домашних работников 2.
Вместе с тем, рассмотренные выше статистические показатели учитывают только легальную трудовую силу. При этом, в стране сохраняются случаи неурегулированной миграции, а также нарушения миграционного и трудового законодательства. К примеру, по данным МТСЗН РК, в 2019 году было отозвано 703 разрешения на трудовую деятельность и выдворено за пределы страны 507 иностранных работников.
1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАДЗОР ЗА
Основным государственным органом, осуществляющим надзор за исполнением трудового законодательства, является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и входящий в его состав Комитет труда, социальной защиты и миграции. В основные функции данного Комитета входит осуществление контроля за соблюдением безопасности и охраны труда, пенсионного и социального обеспечения, занятости и предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, а также регулированием миграционных процессов в стране. На территориальном уровне действуют департаменты по контролю и социальной защите в областях и городах республиканского значения. Вместе с тем, государственная инспекция труда, до 2013 года подчинявшаяся Министерству, на данный момент находится в ведении местных исполнительных органов власти. Так, в 2019 году государственными инспекторами труда было проведено 9513 проверок, выявлено более 12,9 тыс. различных нарушений на 1 771 предприятиях.
_______________ 2 Б. Сапарбаев поручил усилить контроль за выдачей разрешений иностранцам. Режим доступа: https://primeminister.kz/ru/news/b-saparbaev-poruchil-usilit-kontrol-za-vydachey-razresheniy-inostrancam
Однако, в настоящее время действуют только 260 трудовых инспекторов, которые не охватывают в полной мере трудовой контроль за предприятиям и организациям страны 3. Кроме того, соотношение инспекторов труда к численности работников не соответствует международной практике. В Казахстане на 1 госинспектора приходится 23 тыс. работников, тогда как согласно рекомендациям МОТ необходимо соотношение 1:10.
1.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА
Государственные гарантии занятости и социальной защиты от безработицы определяются Законом «О занятости населения». В рамках проводимой политики на рынке труда реализуется комплекс активных и пассивных государственных мер. Основной государственной программой, которая направлена на поддержание занятости населения и сохранения безработицы на приемлемом уровне, является Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2020 годы. Данная программа была запущена на базе действующих ранее Программы занятости-2020 и Дорожной карты занятости-2020. Для администрирования программы на местном уровне в 2011 году были созданы Центры занятости населения (ЦЗН). При обращении в ЦЗН безработным может быть предложены различные меры поддержки: трудоустройство на свободные вакансии, направление на общественные работы, социальные рабочие места, молодежную практику, профессиональное обучение, а также возможность участия в программах предпринимательства. Так, по данным МТСЗН РК за 2017-2019 гг. мерами государственной поддержки были охвачены 1,8 млн чел. Из них на свободные вакансии при первичном обращении было трудоустроено 1,1 млн чел или 58,9% от всего числа участников, на общественные работы - 258,4 тыс. чел или 14,2%, профессиональное обучение - 228,5 тыс. чел или 12,6%, обучение предпринимательству - 95,8 тыс. чел или 5,3%. Также, отдельно стоит отметить механизм повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, которые включает меры содействия в добровольном переселении граждан из трудоизбыточных регионов в пользу трудодефицитных регионов (как правило, с юга на север страны). При переселении для внутренних мигрантов предусмотрен ряд мер государственной поддержки в виде однократных субсидий на переезд и на возмещение расходов по найму жилья, а также возможность переобучения и трудоустройства. Вместе с тем, существующие инструменты периодически подвергаются критике как со стороны государственных органов, так и экспертного общества. Недостаточная эффективность программ заключается в большей ориентированности на создание временных рабочих мест, нежели постоянного трудоустройства, которое, в свою очередь, определяет уровень безработицы и занятости в стране. Так, в 2019 году в стране было создано 424 тыс. новых рабочих мест, из них 280 тыс. или 66% составляли постоянные рабочие места 4.
_____________ 3 Госинспекторы должны беспрепятственно реагировать на нарушения трудового законодательства - Б. Нурымбетов. Режим доступа: https://primeminister.kz/ru/news/press/gosinspektory-dolzhny-besprepyatstvennoreagirovat-na-narusheniya-trudovogo-zakonodatelstva-b-nurymbetov 4 В 2019 году перевыполнен план по созданию рабочих мест в РК - Минтруда режим доступа: https://www.inform.kz/ru/v-2019-godu-perevypolnen-plan-po-sozdaniyu-rabochih-mest-v-rk-mintruda_a3611303
Помимо этого, в стране реализуются ряд государственных программ (например, ГПИИР, Цифровой Казахстан, Нурлы жол и пр.), в рамках которых предусмотрено создание рабочих мест, которые также являются дополнительным источником повышения уровня занятости населения. Что касается пассивных мер поддержки занятости, к которым относятся социальные выплаты по безработице, они осуществляется через Государственный Фонд социального страхования. В случае потери работы, безработный, который является участником системы обязательного социального страхования, имеет право на получение пособия. В целом, доля застрахованных от безработицы в Казахстане составляют порядка 70% от числа всего занятого населения.
1.5. СОСТОЯНИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ
В Казахстане функционирует три республиканских объединения профсоюзов: Федерация профсоюзов РК (ФПРК), Казахстанская конфедерация труда (ККТ) и Содружество профсоюзов Казахстана «Аманат». ФПРК является наиболее многочисленным объединением, включающим 22 отраслевых профсоюзов, 16 территориальных объединений профсоюзов, и более 18 тысяч первичных профсоюзных организаций. В ККТ входит 11 отраслевых профсоюзных организаций и 4 территориальных объединения профсоюзов. «АМАНАТ», созданный в 2018 году, состоит из 5 отраслевых профсоюзов (здравоохранение, промышленность, государственное управление, образование, предпринимательство).
Вместе с тем, несмотря на рост числа участников отмечается слабый охват профсоюзами занятого населения. Согласно данным Бюро национальной статистики в 3 квартале 2019 года профсоюзными организациями не были охвачены 55,5% наемных работников или 3701,7 тыс. человек (в 2015 г. - 39,5%). Наименьшая доля лиц, являющихся членами профсоюза, (3,7%) продолжает сохраняться в крупном экономическом центре - г. Алматы, на который приходится порядка 13% всех наемных работников страны (864 тыс. человек). Наибольший уровень участия в профсоюзах отмечается в Кызылординской (87,8%), Павлодарской (83,6%) и Туркестанской (71,2%) областях. Низкое количество членов профсоюзов среди более молодого поколения указывает на слабую рекрутинговую политику в профсоюзных организациях, а также низкую заинтересованность молодого поколения состоять в них.
Следует отметить, что профсоюзная деятельность периодически подвергается критике с точки зрения решения вопросов социально-трудовых отношений, как на национальном, так и международном уровне. Так, несколько лет подряд согласно Глобальному индексу Международной конфедерации профсоюзов, Казахстан входит в число 10 худших стран по защите прав трудящихся. В 2018 году было приостановлено членство Федерации профсоюзов РК в Международной конфедерации труда. Основными причинами негативной оценки международного общества стали продолжающиеся уголовные преследования лидеров профсоюзных движений, а также ограниченные возможности регистрации независимых организаций.
1.6. ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
На национальном уровне основными и активными объединениями работодателей является Конфедерация работодателей Республики Казахстан (КРРК) и Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (НПП). КРРК была создана в 2000 году и является некоммерческим объединением республиканских, отраслевых и региональных ассоциаций и союзов работодателей. Национальная экономическая палата «Атамекен» была создана в 2013 году, в состав которой входит 17 региональных Палат предпринимателей, расположенных в областных городах и городах республиканского значения. По состоянию на 2020 год в НПП аккредитовано 186 ассоциаций (союзов). Основная функция НПП заключается в повышении качества инвестиционного климата и развития условий ведения бизнеса в стране. Крупнейшим отраслевым объединением работодателей является Республиканская Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП), которая была создана в 2005 году. В структуру включены 121 предприятий черной и цветной металлургии, урановой и угольной промышленности. К примеру, в числе наиболее крупных компаний находятся предприятия Евразийской Группы, АО «АрселорМиттал Казахстан», ТОО «Корпорация «Казахмыс», АО «Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат», АО «НК «Казатомпром», ТОО «Богатырь Комир». Вместе с Союзом товаропроизводителей и экспортеров Казахстана вышеописанные объединения активно участвуют в реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей, а также в работе Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
В основе социально-трудовых отношений в Казахстане лежит модель социального партнерства, которая представляет собой систему взаимоотношений между работниками, работодателями и государственными органами. Механизмом реализации социального диалога на республиканском, региональном и отраслевом уровнях является трехсторонние соглашения, а на уровне предприятий - коллективные договора. По данным МТЗСН РК в стране действуют 19 отраслевых и более 200 региональных соглашений. Основополагающим документом социального партнерства является Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей, который принимается на 3-летний период и затем конкретизируются на уровне отраслей и регионов в отдельных соглашениях. Сотрудничество в рамках Генерального соглашения на 2018-2020 годов включало меры по ускорению технологической модернизации экономики, улучшению бизнес среды, содействию продуктивной занятости населения и росту производительности труда, повышению качества человеческого капитала, обеспечению охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также развитию социального партнерства. Вместе с тем, в отношении развития социального диалога на уровне компаний необходимо отметить, что значительное число предприятий разных уровней собственности все еще не имеют коллективных договоров. Переговорный процесс между работниками, работодателями и государством реализуется только на предприятиях, где функционируют профсоюзные организации. Так, по данным МТСЗН РК по состоянию на 1 сентября 2020 года на предприятиях республики, где действуют профсоюзы было заключено 137 825 коллективных договоров 5. Общий охват с 2017 года вырос с 93,5% до 95,5%. Вместе с тем, из общего числа действующих предприятий в стране имели коллективно-договорные отношения только 44,8% 6. К примеру, в промышленно развитом регионе - Карагандинской области 7 охват предприятий, у которых имеется коллективный договор составляет лишь 19%, соответственно, на 81% предприятиях региона права работников остаются незащищенными. Также, в числе регионов с низким охватом заключения коллективных договоров находятся г. Шымкент - 4,8%, Мангистауская область - 14,6%, г. Астана - 15,2 % 8.
______________ 5 Заседание РТК: генеральное соглашение основной приоритет в работе социальных партнеров. Режим доступа: https://kasipodaq.kz/2020/09/18 заседание-ртк-генеральное-соглашени/ 6 Там же. 7 Ералы Тугжанов обсудил проблемные вопросы горняков с акимом Карагандинской области. Режим доступа: https://www.inform.kz/ru/eraly-tugzhanov-obsudil-problemnye-voprosy-gornyakov-s-akimom-karagandinskoyoblasti_a3576815 8 Предложения ФПРК нашли поддержку в Правительстве страны Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31756851#pos=5;-116
Также, достаточно актуальным остаются проблемы производственного травматизма и своевременности выплаты заработной платы. По данным Бюро национальной статистики в 2019 году 1,1 млн. человек или 12,1% работников были заняты во вредных и опасных условиях труда. В разрезе регионов, наибольшая доля работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, приходятся на регионы с промышленной специализацией - Мангистаускую (54,5% от числа занятых) и Карагандинскую (37,2%) области. Заметный удельный вес работников в неблагоприятных условиях труда отмечается в Алматинской (15,4%), Северо-Казахстанской (14%) и Восточно-Казахстанской (13,3%) областях. Вместе с тем, проблемы неудовлетворительной организации производства работ, недостатки в обучении безопасным приемам труда, нарушения правил безопасности и охраны труда сохраняют свою актуальность. Так, в 2019 году на предприятиях и организациях республики в результате несчастных случаев пострадало 1430 человек. В целом за 2017-2019 гг., по данным МТСЗН РК, количество пострадавших уменьшилось на 14,7% (2017 г. - 1678 чел.). Однако, в период с 2017 года по 1 ноября 2020 года значительное количество пострадавших работников, в том числе и со смертельным исходом, сохранялось в Карагандинской (16,1% от числа пострадавших), Восточно-Казахстанской (9,0%), Туркестанской (7,6%) областях, а также г. Нур-Султан (8,0%). Как правило, наибольшее количество пострадавших все еще сохраняется на предприятиях горно-металлургического комплекса и строительстве. Несмотря на положительную динамику проблема задолженности по заработной плате также остается достаточно наболевшей. По данным МТСЗН РК в период с 1 января 2018 года по 1 октября 2020 года общая задолженность по заработной плате была снижена в 2,4 раза с 2,2 млрд. тенге до 903,6 млн. тенге. Вместе с тем, ситуация обостряется тем, что большинство задолжников по заработной плате в Казахстане составляют предприятия-банкроты и предприятия находящиеся в стадии реабилитации. Так, несмотря на снижающуюся динамику, численность работников, перед которыми предприятия-банкроты (49 компаний) имели задолженность по заработной плате, на конец 2020 года составляла 1,2 тыс. человек. На 1 октября 2020 года наибольшее число предприятий-задолжников отмечалось в Мангистауской и Западно-Казахстанской областях и городе Алматы.
1.8. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И КОЛЛЕКТИВНЫМ
Судебная статистика свидетельствует, что общее число гражданских дел за 2016-2019 гг. имела тенденцию к росту: от 455 414 дел в 2016 году до 522 454 - в 2019 году. Однако, доля трудовых споров от числа всех гражданских дел находилась в диапазоне 1,5-1,9%. Несмотря на небольшое снижение за рассматриваемый период количество трудовых споров находилось приблизительно на одном уровне - в диапазоне от 7800 до 8500 заявлений ежегодно. В общей структуре споров, возникающих из трудовых правоотношений, дела о выплате заработной платы и иных платежей за период сократились с 50,4% в 2016 году до 39,9% в 2019 году. При этом, доля исков о восстановлении на работе в целом не менялась. Из всех поступивших заявлений в производство поступают ежегодно порядка 85% дел по трудовым спорам. Стоит отметить, что суды стабильно удовлетворяют 55-65% исков от рассмотренных с вынесением решения. Вместе с тем, прослеживается резкая разница в доле удовлетворенных исков по спорам о восстановлении на работе уволенных и по спорам о выплате заработной платы и иных платежей. Так, в 2019 году только 28,3% исков о восстановлении на работе уволенных завершились удовлетворением иска судами. В то время, как по спорам, связанным с выплатой заработной платы и иных платежей 73,9% завершились удовлетворением иска. Следовательно, споры о взыскании невыплаченной зарплаты чаще всего выигрывали работники, тогда как в исках о восстановлении на работе, напротив, перевес чаще всего оказывался на стороне работодателя. При этом, 16-18% от числа возбужденных дел разрешались в порядке досудебного урегулирования (мировое соглашение, медиация, партисипативная процедура). При этом, наибольшая доля досудебных процедур приходилась на дела об оплате труда (26% в 2019 году). Следует также отметить, за последние 2 года судебная статистика не фиксировала иски о признании забастовок незаконными. Последний раз такие заявления были поданы в 2017 году (связано во многом с крупной забастовкой горняков «АрселорМиттал Темиртау» в Карагандинской области). Из 12 поступивших заявлений по 9 делам было возбуждено дело, 3 были возвращены. Из 9 возбужденных дел 6 завершились удовлетворением судом, 3 дела были оставлены без рассмотрения.
1.9. ПРОТЕСТЫ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
Протесты в трудовой сфере в Казахстане обычно носят стихийный характер. Разногласия между работниками и работодателями, имеющие изначально форму трудового спора, в некоторых случаях, перетекают в сложную фазу, а именно в трудовые конфликты, протестные акции, забастовки. Как отмечает МТСЗН РК, количество трудовых конфликтов имеет тенденцию к сокращению. В 2019 году по республике имело место 9 трудовых конфликтов, в 2020 году - 4 конфликта. К примеру, в 2012 году было зарегистрирован 21 конфликт. 9 Вместе с тем, преобладающее число конфликтов продолжает приходиться на западные регионы страны, в частности, на нефтегазовые и нефтесервисные предприятия с иностранным участием10. Так, по данным МТСЗН РК из 20 конфликтов за 2017-2020 гг. наибольшее число отмечалось в Мангистауской (8 конфликтов) и Атырауской (5 конфликтов) областях. Кроме того, анализ информационного поля показал, что наиболее резонансными трудовыми конфликтами стали конфликты в Карагандинской, Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях и г. Нур-Султан.
______________ 9 Трудовой конфликт в зеркале конкурентоспособности. Режим доступа: https://atameken.kz/ru/news/19072-trudovojkonflikt-v-zerkale-konkurentosposobnosti 10 С начала года предприятия повысили зарплату 1,2 млн работникам на 32%. Режим доступа: https://primeminister.kz/ru/news/v-2019-godu-v-ramkah-socialnoy-otvetstvennosti-zarabotnaya-plata-povyshena-1-2-mlnrabotnikam-mtszn
Основная причина разногласий в сфере труда – неудовлетворенность уровнем заработных плат, в отдельных случаях, неравные условия труда и быта местных и иностранных работников. Так, например, МТСЗН РК и Генеральной прокуратурой РК в 2019 года были выявлено 476 фактов создания неравных условий в оплате труда. К примеру, в Атырауской области в ТОО «Нефтестройсервис ЛТД» местному инженеру была установлена часовая тарифная ставка в сумме 568 тенге, а иностранному работнику на аналогичной должности - 6500 тенге 11. Особенности трудовых конфликтов последних лет также заключаются в том, что роль медиаторов и представителей интересов работников брали на себя местные исполнительные органы ввиду низкой эффективности профсоюзных организаций. Вместе с тем, на первых этапах возникновения трудового спора работодатели не показывали свою заинтересованность в разрешении разногласий и поиске компромиссов. Тем не менее, с целью предупреждения трудовых конфликтов местные исполнительные органы проводят мониторинг предприятий в рамках Карты трудовых рисков. По данным МТСЗН РК по состоянию на сентябрь 2020 года мониторингом было охвачено 1,8 тыс. проблемных предприятий с 285 тыс. работниками.
1.10. ВЛИЯНИЕ КОВИД-19 НА СФЕРУ ТРУДА
Пандемия коронавируса оказывает огромное влияние на сферу труда и благосостояние населения страны. Режим самоизоляции и ввод карантинных ограничений привели к приостановке работы организаций, многие из которых были вынуждены сокращать численность персонала, переводить на режим неполного рабочего дня и неоплачиваемые отпуска. По данным МТСЗН РК, численность лиц, зарегистрированных в органах занятости в качестве безработных, на конец октября 2020 года составила 219,2 тыс. человек или 2,4% к рабочей силе. До ввода жесткого карантина на конец февраля 2020 года их количество составляло 140 тыс. человек или 1,5% к рабочей силе. В числе наиболее пострадавших секторов оказались сектора сферы услуг. Так, по сравнению с прошлым годом по состоянию на 2 квартал 2020 года в 2 раза выросло число уволенных работников из сферы финансово-страховой деятельности и здравоохранения. Число безработных из сферы общественного питания и гостиничного бизнеса выросло на 32,1%, административного обслуживания - 30,3%. Кроме того, на 20% выросло число уволенных в связи с ликвидацией и банкротством организации, а также сокращением штата, доля которых в общем числе безработных также увеличилось с 11% до 12,9%. Рассматривая отдельные категории работников, то следует отметить, что в более уязвимом положении оказались работники в предпенсионном возрасте и молодежь, а также работники неформального сектора. Вместе с тем, в период жесткого карантина государством для поддержания уровня жизни работников из пострадавших секторов экономики выплачивались социальные выплаты в размере 42500 тенге. В период действия режима чрезвычайного положения социальные пособия выплачены 4,6 млн человек, в период усиления карантинных мер - 2,3 млн. человек. Для содействия занятости населения в условиях кризиса были запущены дополнительные механизмы поддержки - программа «Дорожная карта занятости - 2020», которая предполагает реализацию инфраструктурных проектов и трудоустройство на них безработных.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание 1. РЫНОК ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ1.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА1.2. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА1.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА1.5. СОСТОЯНИЕ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ1.6. ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ1.7. СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ1.8. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ И КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ1.9. ПРОТЕСТЫ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ1.10. ВЛИЯНИЕ КОВИД-19 НА СФЕРУ ТРУДАЧАСТЬ II. НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАНА2.1. Республика Казахстан и международное право2.2. Свобода объединения2.3. Социальный диалог и законодательство о коллективных переговорах2.4. Коллективные трудовые споры2.5. Недопущение дискриминации (в том числе для ЛОВЗ, мигрантов и женщин)2.6. Гендерно обусловленное насилие и харассмент на рабочем месте и защита от них2.7. Принудительный труд (с учетом работников-мигрантов)2.8. Трудовые права несовершеннолетних (с учетом работников-мигрантов) и их защита2.9. Неформальная занятость (с учетом работников-мигрантов)2.10. Безопасность и гигиена труда (с учетом работников-мигрантов)2.11. Инспекция труда2.12. Индивидуальные трудовые споры и их разрешения2.13. Защита от необоснованного увольнения2.14. Иные условия труда: минимальный размер оплаты труда и отпуска3. ПРАВО НА ТРУД В КОНТЕКСТЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ3.1 Анализ текущей миграционной ситуации в Казахстане3.2 Международные договоры в области прав человека, трудящихся мигрантов, к которым присоединился Казахстан. И национальное законодательство в области трудовой миграции3.3 Трудовые мигранты находящиеся в уязвимой ситуации3.4 Риски торговли людьми и их предотвращение3.5 Казахстанские неправительственные организации, занимающиеся оказанием правовой, психологической и реабилитационной помощью мигрантам, беженцам и лицам без гражданства4. РекомендацииПриложение 2. Международные договоры по правам человека и конвенции МОТ, ратифицированные Республикой Казахстан (действующие)Приложение 3. Перечень правовых актов Республики Казахстан, относящихся к сфере труда |