|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК (июнь 2022 года) 2. Отчет по итогам публичных обсуждений Консультативного документа регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК «Об административных правонарушениях»
Консультативный документ регуляторной политики
1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики: Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года предусматривает расширение ответственности обладателей сведений. Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года определяет необходимость усиления ответственности за нарушение или ограничение прав на доступ к информации. В этой связи, План действий по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года включает проект «Законодательное закрепление механизмов мониторинга и контроля, а также усиление ответственности за нарушение или ограничение прав на доступ к информации» (со сроком реализации – ноябрь 2023 года, форма завершения – проект закона).
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы: Видения разработчика Проблема: Несоблюдение обладателями информации требований Закона Республики Казахстан «О доступе к информации». В соответствии со статьей 20 Закона РК «О доступе к информации» нарушение законодательства Республики Казахстан о доступе к информации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Вместе с тем, Законом закреплен ряд императивных норм, ответственность за нарушение которых не установлена. К таковым, в частности, относятся обязанности обладателя информации по размещению информации в занимаемых помещениях (статья 12), на интернет-ресурсе (статья 16), на веб-портале «электронного правительства» (статья 17). При этом государственными органами и другими обладателями информации, чаще всего, допускаются нарушения вышеуказанных норм Закона. К примеру, не размещается требуемая по Закону информация на сайте, не публикуются открытые данные или проекты бюджетных программ, отсутствуют информационные стенды в занимаемых помещениях либо не обеспечивается к ним доступ для инвалидов. Кроме того, несмотря на установленную Законом обязанность предоставлять достоверную и полную информацию, а также обеспечивать соблюдение сроков предоставления информации (статья 9), на сегодня отсутствует административная ответственность обладателей информации за несвоевременное и неполное предоставление информации, а также за непредоставление ответа на запрос информации. Отдельного внимания заслуживает обязанность обладателей информации создавать необходимые условия для инвалидов при предоставлении информации (статьи 9 и 12), по которой также не предусмотрена административная ответственность. При этом, определенный статьей 456-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» перечень оснований для привлечения к административной ответственности за незаконное ограничение права на доступ к информации является весьма ограниченным, в результате чего не обеспечивается исполнение установленных требований Закона Республики Казахстан «О доступе к информации». Более того, на практике государственные органы ограничиваются, чаще всего, мерами дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения норм законодательства в области доступа к информации (согласно Закону Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей государственные служащие несут гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан). Кроме того, необходимо учитывать, что к обладателям информации, обязанным соблюдать Закон Республики Казахстан «О доступе к информации», наряду с государственными органами, также относятся государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов и др. В связи с чем, предлагается внести изменения и дополнения в статью 456-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», расширив перечень оснований. Возможные положительные последствия: Предлагаемые нормы обеспечат исполнение требований Закона РК «О доступе к информации» всеми обладателями информации. Возможные негативные последствия: Введение предлагаемых мер не повлечет негативных последствий. 4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив): отсутствуют. 5. Целевые группы для публичного обсуждения: Обладатели информации (государственные органы, государственные учреждения, не являющиеся государственными органами, субъекты квазигосударственного сектора, исполнители функций центральных и (или) местных исполнительных органов и другие категории, указанные в статье 8 Закона РК «О доступе к информации») и пользователи информации (физические и юридические лица РК) – решение указанных проблем имеет непосредственное воздействие на данные целевые группы. 6. Способы уведомления целевых групп: 1) публикация объявления на интернет-ресурсе Министерства информации и общественного развития - https://www.gov.kz/memleket/entities/qogam?lang=ru и на официальных аккаунтах Министерства информации и общественного развития в социальных сетях Facebook, Twitter, Telegram; 2) публикация объявления в СМИ («Казахстанская правда», «Егемен Қазақстан», inform.kz, baq.kz и др.); 3) электронное сообщение на мессенджеры (WhatsApp и (или) Telegram) на абонентский номер сотовой связи представителей целевых групп. 7. Способ публичного обсуждения: 1. Размещение Консультативного документа регуляторной политики и прилагающихся к нему материалов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения. 2. Проведение публичных слушаний. 8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:
9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |