|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Кодекс Республики Молдова от 17 июля 2014 года № 152 Об образовании (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.06.2022 г.)
Парламент принимает настоящий кодекс. Глава I. Область регулирования Статья 2. Правовые основы образования Статья 4. Государственная политика в области образования Глава II. Миссия, идеал и фундаментальные принципы образования Статья 6. Образовательный идеал Статья 7. Основополагающие принципы образования Статья 8. Партнерство в системе образования Глава III. Условия доступа к образованию, язык преподавания и образовательные цели Статья 11. Образовательные цели Глава I. Структура системы образования Статья 12. Структура системы образования Статья 13. Обязательное образование Глава II. Организация системы образования Статья 14. Образовательный процесс Статья 15. Типы образовательных учреждений Статья 16. Оценивание и оценочная шкала Статья 17. Документы об образовании Статья 18. Управление системой образования Статья 19. Поддержка учащихся и студентов, проявивших выдающиеся способности Статья 20. Организация общего образования Статья 21. Создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательных учреждений Статья 22. Продолжительность учебного года Статья 23. Организация раннего образования Статья 24. Преддошкольное образование Статья 25. Дошкольное образование Глава III. Начальное образование Статья 26. Миссия начального образования Статья 27. Организация начального образования Глава IV. Гимназическое образование Статья 28. Миссия гимназического образования Статья 29. Организация гимназического образования Глава V. Лицейское образование Статья 30. Миссия лицейского образования Статья 31. Организация лицейского образования Статья 32. Образование для детей и учащихся с особыми образовательными потребностями Статья 33. Организация образования для детей и учащихся с особыми образовательными потребностями Статья 34. Специальное образование Глава VII. Внешкольное образование Статья 36. Миссия внешкольного образования Статья 37. Организация внешкольного образования Статья 38. Образовательные альтернативы Глава VIII. Государственные образовательные стандарты в общем образовании Статья 39. Государственные образовательные стандарты Глава IX. Куррикулум общего образования Статья 40. Структура куррикулума Глава X. Оценка в общем образовании Статья 43. Оценка школьного куррикулума Статья 44. Оценка школьных результатов Статья 45. Оценка педагогических кадров Статья 46. Оценка руководящих кадров Глава XI. Менеджмент общего образования Статья 48. Руководящие структуры отраслевого местного органа в области образования Статья 49. Руководящие органы общеобразовательного учреждения Статья 50. Руководящий персонал Статья 51. Количество классов и тарифный список персонала Статья 52. Перенятие менеджмента образовательного учреждения в случае бесхозяйственного управления Глава XII. Персонал сферы общего образования Статья 53. Категории персонала Статья 54. Прием на работу педагогического персонала Статья 55. Нормирование педагогической деятельности Статья 56. Педагогические и управленческие степени Статья 57. Прием на работу вспомогательного педагогического и непедагогического персонала Статья 58. Наставническая деятельность ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Статья 59. Система профессионально-технического образования Глава II. Организация профессионально-технического образования Статья 61. Программы профессиональной подготовки Статья 62. Программы среднего профессионально-технического образования Статья 64. Стандарты и куррикулум профессионально-технического образования Статья 66. Квалификации в профессионально-техническом образовании Статья 67. Практика и связь с рынком труда Статья 68. Педагогическая нагрузка Глава III. Менеджмент в сфере профессионально-технического образования Статья 69. Управление профессионально-техническим образованием Глава IV. Персонал профессионально-технического образования Статья 70. Категории персонала Статья 71. Руководящий, педагогический и вспомогательный педагогический персонал Статья 72. Подготовка педагогического персонала сферы профессионально-технического образования Статья 73. Оценка педагогических кадров Статья 74. Педагогические и управленческие степени Статья 75. Миссия высшего образования Статья 76. Общая структура высшего образования Статья 77. Организация высшего образования Статья 78. Формы организации высшего образования Статья 79. Университетская автономия Статья 81. Перечень областей профессиональной подготовки и специальностей Статья 82. Виды и категории учреждений Статья 84. Филиалы и консорциумы Статья 85. Зачисление в учреждения высшего образования Статья 86. Контракт на обучение Статья 87. Продолжительность учебного года Статья 88. Система переводных зачетных единиц (крéдитов) Глава II. Организация образовательных программ в высшем образовании Статья 89. I цикл - лиценциатура Статья 90. II цикл - магистратура Статья 91. Интегрированное высшее образование Статья 92. Совместные программы высшего образования Статья 93. Двойные специальности Статья 94. III цикл высшего образования - докторантура Статья 95. Программы постдокторантуры Статья 96. Государственные образовательные стандарты в высшем образовании Статья 97. Национальная рамка квалификаций Статья 98. Куррикулум в высшем образовании Статья 99. Оценка в высшем образовании Глава III. Менеджмент высшего образования Статья 101. Менеджмент высшего образования Статья 102. Система руководящих органов учреждений высшего образования Статья 104. Совет по стратегическому институциональному развитию Статья 105. Руководство учреждениями Статья 106. Управление имуществом Статья 107. Публичная ответственность Статья 108. Совет по этике и менеджменту Статья 109. Университетский устав Статья 110. Отношения с рынком труда и деловой средой Статья 111. Трудоустройство выпускников Статья 112. Обеспечение качества Статья 114. Внешняя оценка в целях авторизации на временное функционирование или аккредитации Статья 115. Национальное агентство по обеспечению качества в образовании и научных исследованиях Глава IV. Научные исследования в высшем образовании Статья 116. Научные исследования Глава V. Персонал высшего образования Статья 117. Категории персонала Статья 118. Замещение педагогических, научно-педагогических и научных должностей Статья 119. Нормирование научно-педагогической и исследовательской деятельности Статья 120. Оценка педагогического, научно-педагогического и научного персонала Статья 121. Высшее медицинское и фармацевтическое образование Статья 122. Образование по направлениям военного дела, безопасности и общественного порядка Статья 123. Общие основы обучения в течение всей жизни Статья 124. Способы осуществления обучения в течение всей жизни Статья 125. Финансирование обучения в течение всей жизни Глава II. Непрерывное образование взрослых Статья 126. Организация непрерывного образования взрослых Статья 127. Финансирование непрерывного образования взрослых СВЯЗАННЫЕ С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕЙ СТРУКТУРЫ И СЛУЖБЫ Статья 128. Библиотеки в системе образования Статья 130. Центры профориентации и карьерного консультирования ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Глава I. Педагогический, научно-педагогический, научный и руководящий персонал Статья 133. Непрерывная профессиональная подготовка Статья 135. Обязанности педагогического, научно-педагогического, научного и руководящего персонала Статья 136. Права учащихся и студентов Статья 137. Обязанности учащихся и студентов Статья 138. Права и обязанности родителей или других законных представителей детей и учащихся УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ Глава I. Полномочия Правительства и Министерства образования и исследований в области образования Статья 139. Полномочия Правительства в области образования Статья 140. Полномочия Министерства образования и исследований Глава II. Полномочия органов местного публичного управления в области образования Статья 142. Полномочия органов местного публичного управления первого уровня в области образования ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ Глава I. Финансирование системы образования Статья 143. Источники финансирования образования Статья 144. Принципы финансирования публичных общеобразовательных учреждений Статья 145. Способы финансирования образования и финансового управления им Глава II. Имущество и материальная база образовательных учреждений Статья 146. Имущество образовательных учреждений Статья 147. Материальная база образовательных учреждений ВНЕШНИЕ СВЯЗИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЙ Статья 148. Международное сотрудничество Статья 149. Сотрудничество с региональными и международными организациями Статья 150. Прием на учебу иностранцев, права и обязанности иностранных учащихся и студентов Статья 151. Образование за рубежом ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава I. Область регулирования
Статья 1. Цель кодекса Настоящий кодекс устанавливает правовые основы отношений, связанных с планированием, организацией, функционированием и развитием системы образования в Республике Молдова.
Статья 2. Правовые основы образования (1) Правовые отношения в сфере образования регулируются Конституцией Республики Молдова, настоящим кодексом и другими действующими законодательными и нормативными актами. (2) Правовые отношения в сфере образования регулируются также международными актами: Всеобщей декларацией прав человека, Уставом Организации Объединенных Наций, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартией, Конвенцией ООН о правах ребенка, Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств, Конвенцией ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенцией ООН о правах инвалидов, Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Болонской декларацией, а также другими международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.
Для целей настоящего кодекса следующие основные понятия означают: эквивалентный документ об образовании - документ об образовании, полученный по аналогичной образовательной схеме в стране или за рубежом; образовательные альтернативы - учреждения или программы обучения и профессиональной подготовки, отличающиеся от традиционных, но соответствующие государственным образовательным стандартам; буллинг (травля) – форма агрессии, проявляемая преднамеренно, неоднократно и посредством неравного распределения сил во взаимоотношениях между детьми, учениками или студентами и относящаяся к тем формам поведения, при которых ребенок, ученик, студент либо группа таковых причиняют боль, вред, страдания, вызывают бессилие или наносят ущерб человеческому достоинству. Такой вид агрессии происходит в основном в образовательных учреждениях и в местах, предназначенных образованию и профессиональной подготовке; рамка квалификаций - квалификационные категории, определяющие уровень знаний и профессиональных компетенций, которыми должны обладать выпускники различных уровней профессионального образования для занятия полученной профессией; штатный педагогический работник - лицо, занимающее педагогическую (в высшем образовании - педагогическую и научно-педагогическую) должность, осуществляющее свою основную деятельность в одном образовательном учреждении и включенное в штатное расписание данного учреждения; вспомогательный педагогический персонал - квалифицированные специалисты в области педагогики, психопедагогики и специальной психопедагогики, оказывающие психопедагогическую помощь детям с особыми образовательными потребностями; качество образования - совокупность характеристик образовательной программы и ее организаторов, которыми удовлетворяются ожидания потребителей, вытекающие из стандартов качества; образцовый центр - учреждение профессионально-технического образования с высоким потенциалом, выполняющее функции как в области организации комбинированных программ профессиональной подготовки, так и в области развития потенциала системы профессионально-технического образования; коммунитарный образовательный центр - многофункциональное учреждение образовательной направленности; особые образовательные потребности - образовательные потребности ребенка/учащегося/студента, нуждающегося в обучении, адаптированном к индивидуальным особенностям либо характеристикам ограниченных физических возможностей или нарушений развития, а также в специфическом вмешательстве посредством соответствующих реабилитационных или восстановительных мероприятий; сертификация - процесс формального подтверждения, в результате стандартной процедуры оценки, компетенций, полученных в контексте формального, неформального и информального образования; цикл обучения - последовательность обучения и подготовки в сфере среднего общего и высшего образования, характеризующаяся определенной продолжительностью и завершающаяся соответствующей итоговой оценкой с присвоением, по обстоятельствам, профессиональной квалификации и/или звания, а также выдачей соответствующего документа об образовании; классы одновременного обучения - смешанные начальные классы, состоящие максимум из двух классных составов (как правило, I-III, II-IV), в которых непосредственная работа с учащимися одного класса сочетается с самостоятельной работой учащихся другого класса, обеспечивая реализацию образовательного процесса согласно соответствующим учебным программам; образовательный комплекс - образовательное учреждение, удовлетворяющее необходимым условиям для зачисления в него детей и учащихся разных возрастов на дошкольный, начальный и гимназический уровни; консорциум - объединение образовательных учреждений и организаций, осуществляющих образовательную, научно-исследовательскую, разработочную, инновационную, художественно-творческую деятельность, на основе соглашения о партнерстве, заключенного в соответствии с действующим законодательством; переводная зачетная единица (крéдит) - условная количественная величина, присваиваемая каждой дисциплине или виду деятельности, предусмотренному учебным планом, выражающая объем трудозатрат студента, необходимых для достижения минимального уровня планируемых задач и целей обучения; адаптированный куррикулум - куррикулум учебной дисциплины, скоррелированный с потенциалом ребенка или учащегося с особыми образовательными потребностями без изменения образовательных целей; модифицированный куррикулум - куррикулум учебной дисциплины, в котором образовательные цели изменены в соответствии с потенциалом ребенка или учащегося с особыми образовательными потребностями; дескрипторы - качественные критерии оценки, описывающие способ проявления компетенций учащегося и позволяющие определить степень их реализации (минимальную, среднюю, максимальную). В соответствии с достигнутым уровнем дают возможность присвоения квалификационных характеристик (удовлетворительно, хорошо, очень хорошо); школьный округ - территория, закрепленная за образовательным учреждением дошкольного, начального или гимназического уровня; инклюзивное образование - образовательный процесс, учитывающий разнообразие детей и индивидуальные потребности развития, дающий равные возможности и шансы пользоваться фундаментальными правами человека на развитие и качественное образование в общей среде обучения; раннее образование - образовательный процесс, охватывающий детей в возрасте от 0 до 6(7) лет, в образовательных учреждениях или в семье, в целях их физического, умственного, эмоционального и социального развития; формальное образование - комплекс дидактических и педагогических действий, институционально осуществляемых посредством системно организованных - по уровням и циклам обучения - структур в рамках строго структурированного во времени и пространстве учебного процесса; неформальное образование - комплекс обучающих действий, планируемых и осуществляемых в рамках внешкольных структур, представляющий собой «мост» между знаниями, усвоенными на уроках, и знаниями, полученными неформальным путем; информальное образование - комплекс обучающе-педагогических воздействий, спонтанно и постоянно оказываемых на личность в семье, поселении, квартале, на улице, в социальных (микро)группах, социальной среде (культурной, профессиональной, экономической, религиозной и пр.), сообществом (национальным, региональным, территориальным, местным), средствами массовой информации (печать, радио, телевидение и др.); оценка качества образования - многокритериальное обследование степени, в какой образовательное учреждение и его программы соответствуют базовым национальным стандартам; критериальное оценивание - оценивание результатов обучения, осуществляемое при помощи дескрипторов, определяющих уровень индивидуальных достижений учащегося в сравнении с ожидаемыми компетенциями; профессиональный экзамен бакалавриата - оценка общей и профессиональной компетенции учеников по окончании послесредних и не высших учебных заведений дополнительного образования, как установлено Министерством образования; непрерывное образование взрослых - составная часть обучения в течение всей жизни, обеспечивающая непрерывный доступ личности к науке, информации, культуре в целях гибкого приспособления к новым, динамично меняющимся социально-экономическим условиям и развития необходимых для профессиональной и социальной деятельности компетенций; профессиональная подготовка - процесс обучения, в результате которого приобретается квалификация, подтверждаемая сертификатом или дипломом, выданными в соответствии с законом; альтернативные образовательные учреждения - образовательные учреждения, отличные от входящих в действующую обязательную структуру системы образования, предоставляющие, как правило, альтернативные образовательные программы или услуги; дуальное образование - образование, при котором теоретическое обучение осуществляется в образовательном учреждении, а практическое - на предприятии; профессиональное образование - программы профессиональной подготовки, завершающиеся приобретением определенной квалификации, а также учреждения, предоставляющие эти программы; меры вмешательства и поддерживающие услуги для инклюзивного образования - комплекс мер и услуг, реализуемых в целях удовлетворения потребностей детей, учащихся и студентов с особыми образовательными потребностями для облегчения им доступа к общему пространству образовательных услуг; наставник - опытный педагогический или управленческий работник, выступающий в роли ведущего для других педагогических или управленческих работников, начинающих или имеющих опыт в профессии, оказывающий помощь в личностном и профессиональном развитии; наставничество - осуществляемый между наставником и подопечным процесс направления, руководства, помощи в обучении, образовании и/или профессиональном развитии, основанный на предпосылке интерактивного участия обеих сторон и выполнения вытекающих из их статуса обязанностей; смежные ремесла/специальности - близкие или родственные ремесла/специальности, требующие одной и той же базы общих и специальных знаний, а также одинакового набора навыков и умений; академическая мобильность - процесс участия учащихся/студентов и педагогических кадров в образовательных и исследовательских программах, реализуемых как в отечественных, так и в зарубежных учреждениях; психопедагогический модуль - модуль, предназначенный выпускникам, желающим включиться в сферу образования в качестве педагогических работников, и охватывающий теоретическую подготовку в области педагогики, психологии, дидактики дисциплины, а также обязательную практическую стажировку; педагогическая нагрузка - установленный объем труда по осуществлению педагогической деятельности согласно должности; стандартный пакет образовательных услуг - система образовательных предложений и программ, ориентированных на достижение конкретных целей и приобретение определенного объема знаний, формирование компетенций в соответствии с образовательными стандартами; индивидуализированный учебный план - способ организации и координированной реализации образовательного процесса для потребителей с особыми образовательными потребностями; продленный день - программа вне основного расписания, реализуемая в соответствии с положением, утвержденным Министерством образования и исследований, и организуемая в образовательных учреждениях по просьбе родителей для учащихся I-V классов; психопедагог - специалист, обладающий необходимыми компетенциями для включения в образовательный процесс и в процесс школьной адаптации, интеграции учащихся и диагностики их индивидуальных особенностей; специальный психопедагог - специалист коррекционно-восстановительной деятельности (формирование навыков вербального общения, развитие слухового восприятия, развитие познавательных способностей и т. д.); система образования - совокупность учреждений и организаций (образовательных, экономических, политических, научных, культурных, общественных), а также сообществ (семья, народ, нация, профессиональные группы, средства массовой информации), которые непосредственно или опосредованно, эксплицитно или имплицитно осуществляют образовательные функции, обеспечивая процесс формирования и развития личности в рамках формального, неформального и информального образования; специальность - совокупность профессиональных компетенций, приобретенных обучением в определенной области; стандарты аккредитации - совокупность требований, определяющих обязательный минимальный уровень реализации деятельности той или иной организации-поставщика образовательных услуг, обратившейся за авторизацией на временное функционирование, того или иного аккредитованного учреждения высшего/профессионально-технического образования, обратившегося за авторизацией на временное функционирование/аккредитацией новой программы профессиональной подготовки, либо того или иного аккредитованного учреждения высшего/профессионально-технического образования, обратившегося за внешней оценкой качества предоставляемого образования; государственные образовательные стандарты - обязательные условия реализации образовательных программ на всех уровнях и циклах образования в публичных и частных образовательных учреждениях, а также минимальные обязательные требования к содержанию образовательных программ, максимальному объему работы, требуемому от ребенка, учащегося или студента и педагогического работника, к инфраструктуре и оснащению образовательного учреждения, к уровню подготовки выпускников и организации процесса обучения. Государственные образовательные стандарты служат основой для объективной оценки качества и уровня обучения и квалификации выпускников независимо от формы обучения; базовые национальные стандарты - совокупность требований, определяющих оптимальный уровень реализации деятельности поставщика образовательных услуг/учреждения - поставщика образовательных услуг на основе проверенных практик, существующих на национальном, европейском или международном уровне. Базовые национальные стандарты применимы к каждой образовательной программе и каждому учреждению; интегрированное высшее образование - совокупная продолжительность I и II циклов высшего образования, соответствующая как минимум 300 переводным зачетным единицам (крéдитам) и завершающаяся получением диплома, эквивалентного диплому магистра.
Статья 4. Государственная политика в области образования (1) Образование является национальным приоритетом и основным фактором устойчивого развития общества, основанного на знаниях. (2) Посредством политики в области образования государство обеспечивает: а) фундаментальное право на образование, необходимое для осуществления других прав человека; b) внедрение основополагающего механизма формирования и развития человеческого капитала; c) реализацию образовательного идеала и образовательных целей, формирование национального сознания и национальной идентичности, продвижение общечеловеческих ценностей и устремлений общества к европейской интеграции.
Глава II. Миссия, идеал и фундаментальные принципы образования
Статья 5. Миссия образования Миссией образования является: a) удовлетворение образовательных потребностей личности и общества; b) развитие человеческого потенциала для обеспечения качества жизни, устойчивого развития экономики и благосостояния народа; c) развитие национальной культуры; d) продвижение межкультурного диалога, терпимости, недискриминации и социальной интеграции; e) продвижение обучения в течение всей жизни; f) содействие сочетанию профессиональной деятельности мужчин и женщин с семейной жизнью.
Статья 6. Образовательный идеал Образовательный идеал школы Республики Молдова состоит в формировании инициативной и способной к саморазвитию личности, которая обладает не только системой знаний и необходимых компетенций для востребованности на рынке труда, но и независимостью мнений и действий, открытостью к межкультурному диалогу в контексте освоенных национальных и мировых ценностей.
Статья 7. Основополагающие принципы образования Образование основывается на следующих основополагающих принципах: а) принцип справедливости, согласно которому доступ к образованию осуществляется на недискриминационной основе; b) принцип качества, согласно которому учебная деятельность соотносится с базовыми национальными стандартами и передовыми национальными и международными практиками; c) принцип релевантности, согласно которому образование соответствует потребностям личностного и социально-экономического развития; d) принцип сосредоточения образования на потребителях такового; e) принцип свободы мышления и независимости от идеологий, религиозных догм и политических доктрин; f) принцип соблюдения права на мнение учащегося/студента как непосредственных потребителей системы образования; g) принцип социальной включенности; h) принцип обеспечения равенства и недискриминации; i) принцип признания и гарантирования прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, включая право на сохранение, развитие и выражение их этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности; j) принцип единства и целостности образовательного пространства; k) принцип управленческой и финансовой эффективности; l) принцип децентрализации и институциональной автономии; m) принцип публичной ответственности, согласно которому образовательные учреждения публично отвечают за свои достижения; n) принцип прозрачности; о) принцип участия и ответственности сообщества, родителей и других заинтересованных социальных акторов; р) принцип поддержки и продвижения персонала сферы образования; q) принцип светского характера образования; r) принцип ненасилия.
Статья 8. Партнерство в системе образования (1) В системе образования поощряется социальный диалог, партнерство между образовательными учреждениями и учреждениями сферы исследований, профсоюзами, деловой средой, гражданским обществом и средствами массовой информации, осуществляемое в соответствии с действующим законодательством. (2) Министерство образования и исследований разрабатывает и применяет национальные стратегии развития системы образования на основе консультаций с органами центрального и местного публичного управления, а также с социальными партнерами.
Глава III. Условия доступа к образованию, язык преподавания и образовательные цели
Статья 9. Условия доступа (1) Граждане Республики Молдова обладают равными правами доступа к образованию и профессиональной подготовке, начальной и непрерывной, посредством национальной системы образования в соответствии с настоящим кодексом. (2) Государство обеспечивает финансирование стандартного пакета образовательных услуг для дошкольного, начального, гимназического и лицейского образования независимо от вида собственности образовательного учреждения. Стандартный пакет образовательных услуг для общего образования утверждается Правительством. (3) Базовое финансирование общего образования осуществляется по принципу «деньги за учащимся», согласно которому выделяемые на учащегося или ребенка средства переводятся в образовательное учреждение, в котором он учится. (4) Профессионально-техническое и высшее образование финансируется из государственного бюджета в рамках плана приема, ежегодно утверждаемого Правительством. (5) Пакет образовательных услуг, предоставляемых государством для каждого уровня системы образования, утверждается Правительством. (6) Государство поддерживает лиц с особыми образовательными потребностями, а также оказывает помощь учащимся и студентам, проявившим выдающиеся способности. (7) Государство гарантирует формирование и развитие навыков эффективного общения на румынском языке, по обстоятельствам - на языках национальных меньшинств и по меньшей мере на двух языках международного общения. (8) Государство обеспечивает условия формирования и развития навыков общения на английском, французском и русском языках во всех публичных общеобразовательных учреждениях. (9) Государство продвигает и поддерживает обучение в течение всей жизни. (10) Зачисление в образовательные учреждения, перевод учащихся и студентов из одного образовательного учреждения в другое осуществляются в соответствии с условиями, установленными Министерством образования и исследований. (11) Граждане других государств, а также лица без гражданства имеют доступ к образованию посредством национальной системы образования в соответствии с настоящим кодексом.
(1) Учебный процесс в системе образования осуществляется на румынском языке и - в пределах возможностей системы образования - на одном из языков международного общения или, в соответствии с частью (2), на языках национальных меньшинств. (2) В районах, где традиционно или в значительном количестве проживают лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, в случае достаточной потребности в этом государство обеспечивает, насколько это возможно в рамках системы образования, чтобы лица, принадлежащие к этим меньшинствам, располагали надлежащими возможностями обучаться языку своего меньшинства или обучаться на этом языке на уровне обязательного образования. (3) Изучение румынского языка обязательно во всех образовательных учреждениях любого уровня и регламентируется государственными образовательными стандартами. (4) Государство обеспечивает необходимые условия для изучения румынского языка во всех образовательных учреждениях, в том числе за счет увеличения доли дисциплин, изучаемых на румынском языке, в общеобразовательных учреждениях с другим языком преподавания. (5) Государство поддерживает - методологически, дидактически, посредством программ - образование на румынском языке для диаспоры с соблюдением при этом законодательства стран пребывания.
Статья 11. Образовательные цели (1) Главной образовательной целью является формирование гармоничной личности и развитие системы компетенций, включающей знания, умения, установки и ценности, обеспечивающие возможность активного участия индивида в общественной и экономической жизни. (2) Образование направлено на формирование следующих ключевых навыков (компетенций): а) навыки общения на румынском языке; b) навыки общения на родном языке; c) навыки общения на иностранных языках; d) навыки в математике, науках и технологиях; e) навыки в цифровых технологиях; f) навык умения учиться; g) социальные и гражданские навыки; h) навыки предприимчивости и инициативности; i) навыки культурного самовыражения и осознания культурных ценностей.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Глава I. Структура системы образования
Статья 12. Структура системы образования Система образования организована в виде уровней и циклов в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО - 2011 г.): а) уровень 0 - раннее образование: - преддошкольное образование; - дошкольное образование; b) уровень 1 - начальное образование; c) уровень 2 - среднее образование, I цикл: гимназическое образование; d) уровень 3: - среднее образование, II цикл: лицейское образование; - среднее профессионально-техническое образование; e) уровень 4 - послесреднее профессионально-техническое образование; f) уровень 5 - послесреднее нетретичное профессионально-техническое образование; g) уровень 6 - высшее образование, I цикл: лиценциатура; h) уровень 7 - высшее образование, II цикл: магистратура; i) уровень 8 - высшее образование, III цикл: докторантура.
Статья 13. Обязательное образование (1) Обязательное образование начинается с подготовительной группы дошкольного образования и завершается гимназическим образованием. (2) Требование посещения учреждений обязательного образования прекращается в возрасте 16 лет. (3) Ответственность за охват детей до 16 лет обязательным образованием возлагается на родителей или других законных представителей и на органы местного публичного управления первого и второго уровней. (4) Министерство образования и исследований разрабатывает, утверждает и осуществляет мониторинг выполнения положений об охвате детей школьного возраста обязательным образованием.
Глава II. Организация системы образования
Статья 14. Образовательный процесс (1) Образовательный процесс организуется на основе государственных образовательных стандартов, утвержденных Министерством образования и исследований, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы образовательного учреждения. (2) Продолжительность учебного года, практик, экзаменационных сессий и каникул устанавливается по каждому уровню образования рамочным учебным планом, утвержденным Министерством образования и исследований.
Статья 15. Типы образовательных учреждений (1) В соответствии со структурой образования образовательные учреждения классифицируются следующим образом: а) учреждение преддошкольного образования - ясли, коммунитарный центр раннего развития;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯГлава I. Область регулирования Статья 1. Цель кодексаСтатья 2. Правовые основы образованияСтатья 3. Основные понятияСтатья 4. Государственная политика в области образования Глава II. Миссия, идеал и фундаментальные принципы образованияСтатья 5. Миссия образованияСтатья 6. Образовательный идеалСтатья 7. Основополагающие принципы образованияСтатья 8. Партнерство в системе образования Глава III. Условия доступа к образованию, язык преподавания и образовательные целиРАЗДЕЛ IIСИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯГлава I. Структура системы образованияГлава II. Организация системы образованияСтатья 14. Образовательный процессСтатья 15. Типы образовательных учрежденийСтатья 16. Оценивание и оценочная шкалаСтатья 17. Документы об образованииСтатья 18. Управление системой образованияСтатья 19. Поддержка учащихся и студентов, проявивших выдающиеся способности РАЗДЕЛ IIIОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕГлава I. Общие положенияСтатья 20. Организация общего образованияСтатья 21. Создание, реорганизация и ликвидация общеобразовательных учрежденийСтатья 22. Продолжительность учебного года Глава II. Раннее образованиеСтатья 23. Организация раннего образованияСтатья 24. Преддошкольное образованиеСтатья 25. Дошкольное образование Глава III. Начальное образованиеГлава IV. Гимназическое образованиеГлава V. Лицейское образованиеГлава VI. Образование для детей и учащихся с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образованиеСтатья 32. Образование для детей и учащихся с особыми образовательными потребностямиСтатья 33. Организация образования для детей и учащихся с особыми образовательными потребностямиСтатья 34. Специальное образованиеСтатья 35. Обучение на дому Глава VII. Внешкольное образованиеСтатья 36. Миссия внешкольного образованияСтатья 37. Организация внешкольного образованияСтатья 38. Образовательные альтернативы Глава VIII. Государственные образовательные стандарты в общем образованииГлава IX. Куррикулум общего образованияГлава X. Оценка в общем образованииСтатья 42. Организация оценкиСтатья 43. Оценка школьного куррикулумаСтатья 44. Оценка школьных результатовСтатья 45. Оценка педагогических кадровСтатья 46. Оценка руководящих кадровСтатья 47. Оценка учреждений Глава XI. Менеджмент общего образованияСтатья 48. Руководящие структуры отраслевого местного органа в области образованияСтатья 49. Руководящие органы общеобразовательного учрежденияСтатья 50. Руководящий персоналСтатья 51. Количество классов и тарифный список персоналаСтатья 52. Перенятие менеджмента образовательного учреждения в случае бесхозяйственного управления Глава XII. Персонал сферы общего образованияСтатья 53. Категории персоналаСтатья 54. Прием на работу педагогического персоналаСтатья 55. Нормирование педагогической деятельностиСтатья 56. Педагогические и управленческие степениСтатья 57. Прием на работу вспомогательного педагогического и непедагогического персоналаСтатья 58. Наставническая деятельность РАЗДЕЛ IVПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕГлава I. Общие положенияГлава II. Организация профессионально-технического образованияСтатья 61. Программы профессиональной подготовкиСтатья 62. Программы среднего профессионально-технического образованияСтатья 63. Программы послесреднего и послесреднего нетретичного профессионально-технического образованияСтатья 64. Стандарты и куррикулум профессионально-технического образованияСтатья 65. Оценка качестваСтатья 66. Квалификации в профессионально-техническом образованииСтатья 67. Практика и связь с рынком трудаСтатья 68. Педагогическая нагрузка Глава III. Менеджмент в сфере профессионально-технического образованияГлава IV. Персонал профессионально-технического образованияСтатья 70. Категории персоналаСтатья 71. Руководящий, педагогический и вспомогательный педагогический персоналСтатья 72. Подготовка педагогического персонала сферы профессионально-технического образованияСтатья 73. Оценка педагогических кадровСтатья 74. Педагогические и управленческие степени РАЗДЕЛ VВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕГлава I. Общие положенияСтатья 75. Миссия высшего образованияСтатья 76. Общая структура высшего образованияСтатья 77. Организация высшего образованияСтатья 78. Формы организации высшего образованияСтатья 79. Университетская автономияСтатья 80. Условия доступаСтатья 81. Перечень областей профессиональной подготовки и специальностейСтатья 82. Виды и категории учрежденийСтатья 83. Оценка учрежденийСтатья 84. Филиалы и консорциумыСтатья 85. Зачисление в учреждения высшего образованияСтатья 86. Контракт на обучениеСтатья 87. Продолжительность учебного годаСтатья 88. Система переводных зачетных единиц (крéдитов) Глава II. Организация образовательных программ в высшем образованииСтатья 89. I цикл - лиценциатураСтатья 90. II цикл - магистратураСтатья 91. Интегрированное высшее образованиеСтатья 92. Совместные программы высшего образованияСтатья 93. Двойные специальностиСтатья 94. III цикл высшего образования - докторантураСтатья 95. Программы постдокторантурыСтатья 96. Государственные образовательные стандарты в высшем образованииСтатья 97. Национальная рамка квалификацийСтатья 98. Куррикулум в высшем образованииСтатья 99. Оценка в высшем образованииСтатья 100. Практика Глава III. Менеджмент высшего образованияСтатья 101. Менеджмент высшего образованияСтатья 102. Система руководящих органов учреждений высшего образованияСтатья 103. СенатСтатья 104. Совет по стратегическому институциональному развитиюСтатья 105. Руководство учреждениямиСтатья 106. Управление имуществомСтатья 107. Публичная ответственностьСтатья 108. Совет по этике и менеджментуСтатья 109. Университетский уставСтатья 110. Отношения с рынком труда и деловой средойСтатья 111. Трудоустройство выпускниковСтатья 112. Обеспечение качестваСтатья 113. Оценка качестваСтатья 114. Внешняя оценка в целях авторизации на временное функционирование или аккредитацииСтатья 115. Национальное агентство по обеспечению качества в образовании и научных исследованиях Глава IV. Научные исследования в высшем образованииГлава V. Персонал высшего образованияСтатья 117. Категории персоналаСтатья 118. Замещение педагогических, научно-педагогических и научных должностейСтатья 119. Нормирование научно-педагогической и исследовательской деятельностиСтатья 120. Оценка педагогического, научно-педагогического и научного персонала РАЗДЕЛ VIВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОЕННОГО ДЕЛА, БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАСтатья 121. Высшее медицинское и фармацевтическое образованиеСтатья 122. Образование по направлениям военного дела, безопасности и общественного порядка РАЗДЕЛ VIIОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИГлава I. Общие положенияСтатья 123. Общие основы обучения в течение всей жизниСтатья 124. Способы осуществления обучения в течение всей жизниСтатья 125. Финансирование обучения в течение всей жизни Глава II. Непрерывное образование взрослыхСтатья 126. Организация непрерывного образования взрослыхСтатья 127. Финансирование непрерывного образования взрослых РАЗДЕЛ VIIIСВЯЗАННЫЕ С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ЕЙ СТРУКТУРЫ И СЛУЖБЫСтатья 128. Библиотеки в системе образованияСтатья 129. Республиканский центр психопедагогической помощи и местные службы психопедагогической помощиСтатья 130. Центры профориентации и карьерного консультирования РАЗДЕЛ IXЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯГлава I. Педагогический, научно-педагогический, научный и руководящий персоналСтатья 131. Общие положенияСтатья 132. Минимальные квалификационные требования для занятия педагогических и научно-педагогических должностейСтатья 133. Непрерывная профессиональная подготовка Глава II. Права и обязанностиСтатья 134. Права и социальные гарантии педагогического, научно-педагоги ческого и научного персоналаСтатья 135. Обязанности педагогического, научно-педагогического, научного и руководящего персоналаСтатья 136. Права учащихся и студентовСтатья 137. Обязанности учащихся и студентовСтатья 138. Права и обязанности родителей или других законных представителей детей и учащихся РАЗДЕЛ XУПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯГлава I. Полномочия Правительства и Министерства образования и исследований в области образованияСтатья 139. Полномочия Правительства в области образованияСтатья 140. Полномочия Министерства образования и исследований Глава II. Полномочия органов местного публичного управления в области образованияСтатья 141. Полномочия органов местного публичного управления второго уровня и публичного управления АТО Гагаузия в области образованияСтатья 142. Полномочия органов местного публичного управления первого уровня в области образования РАЗДЕЛ XIФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯГлава I. Финансирование системы образованияСтатья 143. Источники финансирования образованияСтатья 144. Принципы финансирования публичных общеобразовательных учрежденийСтатья 145. Способы финансирования образования и финансового управления им Глава II. Имущество и материальная база образовательных учрежденийСтатья 146. Имущество образовательных учрежденийСтатья 147. Материальная база образовательных учреждений РАЗДЕЛ XIIВНЕШНИЕ СВЯЗИ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЙСтатья 148. Международное сотрудничествоСтатья 149. Сотрудничество с региональными и международными организациямиСтатья 150. Прием на учебу иностранцев, права и обязанности иностранных учащихся и студентовСтатья 151. Образование за рубежом РАЗДЕЛ XIIIЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |