|
|
|
Правовой мониторинг
Климкин С.И., к.ю.н., профессор Университета «Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
В соответствии с планом работы на 2020 г. Центром правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан проводится, в том числе, анализ действующих законов Республики Казахстан. Цель правового мониторинга состоит в выявлении противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также комплексном анализе состояния системы законодательства, выработке на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства. Задача правового мониторинга заключается в активизации системы постоянного отслеживания применения, внесения изменений и дополнений в законодательство, а также исполнения НПА в процессе правоприменительной практики.
Показатель 1. Общая информация 1.1. Предмет правового мониторинга Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 г. № 402-V «О благотворительности» (далее - Закон, анализируемый Закон). Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере благотворительности. Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан: от 3 июля 2017 г. № 86-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти; от 02 июля 2018 г. № 165-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения». 1.2. Отрасль законодательства В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к институту законодательства 030.001.000. Субъекты гражданских правоотношений. 1.3. Соответствие Закона стратегическим целям государства В Послании Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» - новый политический курс состоявшегося государства» особо отмечается роль проведенной в предыдущие годы социальной политики, которая обеспечила общественную стабильность и согласие в стране. Законом РК от 16 ноября 2015 г. № 403-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности» статья 22 Закона РК от 12 декабря 1995 г. «О государственных наградах Республики Казахстан» изложена в действующей редакции: «Статья 22. Медалью «Шапагат» награждаются граждане за активную и плодотворную деятельность, милосердие и благотворительность». Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 марта 2018 г. № 24-р «О Совете по вопросам развития благотворительности» был образован Совет по вопросам развития благотворительности, утвержден его состав и Положение о нем. Совет является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан. Целью его деятельности является содействие развитию благотворительности. Рабочим органом Совета является Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан. Совет осуществляет следующие задачи: 1) выработку предложений и рекомендаций по совершенствованию и развитию благотворительности в стране; 2) выработку предложений по проектам, предлагаемым благотворителями. Таким образом, анализируемый Закон соответствует стратегическим целям государства.
Показатель 2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан В соответствии с пунктом 1 ст. Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Пунктом 2 ст. 28 Конституции определено, что в стране поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, анализируемый Закон соответствует Конституции Республики Казахстан.
Показатель 3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.
Показатель 4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.
Показатель 5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан 5.1. В связи с принятием анализируемого Закона Законом Республики Казахстан от 16 ноября 2015 г. № 403-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности» были внесены изменения и дополнения в следующие кодексы Республики Казахстан: - Гражданский кодекс (Общая часть) от 27 декабря 1994 г.; - Бюджетный кодекс от 4 декабря 2008 г.; - Кодекс от 10 декабря 2008 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); - В Уголовный кодекс от 3 июля 2014 г.; - Кодекс об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. Таким образом, не были допущены возможные коллизии. 5.2. Тем не менее, пунктом 3 ст. 14 Закона установлено, что благотворительная организация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, доход от которой используется на оказание благотворительной помощи и не подлежит перераспределению между учредителями. При этом, в соответствии с пунктом 1 ст. 34 ГК, юридическим лицом может быть организация, преследующая извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющая извлечение дохода в качестве такой цели и не распределяющая полученный чистый доход между участниками (некоммерческая организация). Таким образом, использование в Законе термина «перераспределение» является некорректным в соотношении с Гражданским кодексом. 5.3. Более того, подпунктом 4) п. 1 ст. 8 Закона благотворительная организация без каких-либо оговорок наделена правом осуществлять предпринимательскую деятельность, что также не является корректным по отношению к указанной статье ГК. 5.4. В ряде случаев в Законе используется термин «личная собственность» (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 29, ст. 30-2). Однако ГК такой термин не знаком. Этот термин использовался в первых законодательных актах суверенного Казахстана. Так, пунктом 2 ст. 7 Закона Казахской ССР от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Казахской ССР» устанавливалось, что собственность граждан выступает в виде: - личной, для удовлетворения физических и духовных потребностей граждан, без извлечения доходов; - частной, предназначенной для извлечения доходов. Однако Законом РК от 9 апреля 1993 г. № 2109-XII «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР» указанная статья была изложена в следующей редакции: «Статья 9. Частная собственность граждан»; термин «личная собственность» был из Закона исключен.
Показатель 6. Соответствие закону подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена во исполнение анализируемого Закона В развитие положений Закона издано Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 марта 2018 г. № 24-р «О Совете по вопросам развития благотворительности».
Показатель 7. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов Коллизий между анализируемым Законом и иными законами Республики Казахстан не выявлено. Так, во избежание возникновения возможных коллизий Законом Республики Казахстан от 16 ноября 2015 г. № 403-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности» были внесены изменения и дополнения в следующие Законы Республики Казахстан: - от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; - от 12 декабря 1995 г. «О государственных наградах Республики Казахстан»; - от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях»; - от 13 июля 1999 г. «О противодействии терроризму»; - от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях»; - от 23 января 2001 г. «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»; - от 15 июля 2002 г. «О политических партиях»; - от 8 августа 2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»; - от 7 января 2005 г. «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»; - от 18 февраля 2005 г. «О противодействии экстремизму»; - от 13 апреля 2005 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан»; - от 13 июня 2005 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»; - от 15 декабря 2006 г. «О культуре»; - от 27 июля 2007 г. «Об образовании»; - от 28 августа 2009 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; - от 11 октября 2011 г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»; - от 1 февраля 2012 г. «О Фонде национального благосостояния»; - от 3 июля 2014 г. «О физической культуре и спорте».
Показатель 8. Наличие устаревших норм закона Устаревших норм в Законе не обнаружено.
Показатель 9. Наличие дублирующих норм закона 9.1. В Законе содержатся положения, дублирующие положения иных НПА:
9.2. Обнаружено наличие и внутреннего дублирования. Так, согласно пункту 1 ст. 12 Закона, доходы благотворительной организации формируются за счет следующих источников: 1) дарения, завещания или безвозмездной передачи имущества, а также прав на него; 2) добровольных пожертвований; 3) доходов от благотворительных аукционов, конкурсов; 4) целевого капитала (эндаумента); 5) доходов, полученных от предпринимательской деятельности; 6) доходов благотворителей от выполнения работ, оказания услуг, передачи результатов личной творческой деятельности; 7) возмещения благотворителями затрат по содержанию объектов благотворительности; 8) других источников, предусмотренных настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан. В свою очередь, пунктом 2 ст. 18 Закона установлено, что имущество благотворительной организации образуется за счет: 1) поступлений учредителя (учредителей); 2) благотворительных пожертвований, имущественных взносов, дарения, завещаний, целевых капиталов (эндаументов), предоставленных физическими и (или) юридическими лицами, а также другими благотворительными организациями; 3) поступлений от проведения благотворительных аукционов и конкурсов по реализации имущества, полученного от благотворителей; 4) дивидендов (доходов, вознаграждения (интереса), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам), находящимся в собственности благотворительных организаций; 5) благотворительной помощи иностранцев, лиц без гражданства, а также иностранных и (или) международных благотворительных организаций; 6) других поступлений, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Таким образом, статья 12 Закона, по сути, поглощается статьей 18 как по названию, так и содержанию.
Показатель 10. Наличие пробелов в законе 10.1. В Законе нечетко определено правовое положение благотворительной организации. Так, согласно подпункту 11) ст. 1 Закона, благотворительная организация - некоммерческая организация, созданная для осуществления благотворительности в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан. При этом, согласно пункту 3 ст. 34 ГК, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами. Пунктом 2 ст. 17 Закона РК от 16 января 2001 г. № 142-II «О некоммерческих организациях» установлено, что в иной организационно-правовой форме могут быть образованы автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, адвокатские конторы, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, Палата судебных экспертов Республики Казахстан, Республиканская палата частных судебных исполнителей, Арбитражная палата Казахстана, профессиональные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир, объединения собственников имущества многоквартирных жилых домов и другие некоммерческие организации. Таким образом, системное толкование положений указанных НПА не дает ответа на вопрос, является ли благотворительная организация самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческой организации либо таковой может считаться некоммерческая организация, созданная в одной из предусмотренных Законом о некоммерческих организациях организационно-правовых форм, занимающаяся, в том числе, благотворительной деятельностью. 10.2. В Законе используется термин «благотворительные объединения» (пункт 3. ст. 19, пункт 2. ст. 23), правовое положение которых также не определено. 10.3. Еще более неочевидным является правовое положение «управляющей компании». В анализируемом Законе этот термин используется несколько раз: - при превышении целевым капиталом (эндаументом) суммы в размере сто миллионов тенге благотворительная организация передает доверительное управление целевым капиталом (эндаументом) управляющей компании (пункт 4 ст. 19); - количество и размер благотворительных грантов устанавливаются попечительским советом или управляющей компанией в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 19 настоящего Закона (пункт 4 ст. 20); - административно-управленческие расходы управляющей компании, связанные с осуществлением деятельности по управлению целевым капиталом (эндаументом), не могут превышать двадцать процентов от суммы годового дохода целевого капитала (эндаумента) (пункт 5 ст. 20); - основанием для расформирования целевого капитала (эндаумента) может быть <…> решение о реорганизации управляющей компании (подпункт 3) п. 1 ст. 21); - грубое или неоднократное нарушение управляющей компанией либо благотворительной организацией требований устава по формированию и использованию целевого капитала (эндаумента) (или) норм настоящего Закона может служить основанием для расформирования целевого капитала (эндаумента) по решению суда (пункт 3 ст. 21).
Показатель 11. Наличие бланкетных и отсылочных норм закона В Законе обнаружено не менее 7 отсылочных и 31 бланкетных норм.
Показатель 12. Наличие в законе коррупциогенных норм Коррупциогенных норм в анализируемом Законе не обнаружено.
Показатель 13. Наличие иных недостатков Закона 13.1. Частью первой п. 3 ст. 24 Закона РК от 6 апреля 2016 г. № 480-V «О правовых актах» установлено, что текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки. В этой связи имеется ряд замечаний к раскрытию основных понятий, используемых в Законе. 13.1.1. Согласно подпунктам 1, 2) ст. 1 Закона, спонсор - лицо, осуществляющее спонсорскую деятельность; спонсорская деятельность - деятельность спонсора по оказанию благотворительной помощи на условиях популяризации имени спонсора в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан. Системное толкование двух указанных позиций дает следующее понятие спонсорской деятельности: спонсорская деятельность - деятельность лица, осуществляющего спонсорскую деятельность по оказанию благотворительной помощи на условиях популяризации имени лица, осуществляющего спонсорскую деятельность в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан; 13.1.2. Согласно подпунктам 12), 13) ст. 1 Закона, меценат - лицо, осуществляющее меценатскую деятельность; меценатская деятельность - деятельность мецената по оказанию благотворительной помощи на основе доброй воли в развитии науки, образования, культуры, искусства, спортивного мастерства, сохранении исторического и этнокультурного достояния общества и государства в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан. Системное толкование двух указанных позиций дает следующее понятие меценатской деятельности: меценатская деятельность - деятельность лица, осуществляющего меценатскую деятельность по оказанию благотворительной помощи на основе доброй воли в развитии науки, образования, культуры, искусства, спортивного мастерства, сохранении исторического и этнокультурного достояния общества и государства в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан. 13.1.3. Согласно подпунктам 16), 17) ст. 1 Закона, филантроп - лицо, осуществляющее филантропическую деятельность; филантропическая деятельность - добровольная деятельность филантропа, основанная на распределении его частных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и лиц, улучшения условий их жизни в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан. Системное толкование двух указанных позиций дает следующее понятие филантропической деятельности: филантропическая деятельность - добровольная деятельность лица, осуществляющего филантропическую деятельность, основанная на распределении его частных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и лиц, улучшения условий их жизни в соответствии с настоящим Законом, законами Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан. 13.1.4. Согласно подпунктам 5), 9), 10) ст. 1 Закона, благотворительность - социально-полезная деятельность, основанная на оказании благотворительной помощи и удовлетворении гуманных потребностей, осуществляемая добровольно, безвозмездно либо на льготных условиях в виде филантропической, спонсорской и меценатской деятельности, а также оказания поддержки малой родине; благотворитель - лицо, филантроп и (или) спонсор, и (или) меценат, и (или) лицо, оказывающее поддержку малой родине, осуществляющие благотворительность; благотворительная помощь - имущество, предоставляемое благотворителем на безвозмездной основе в целях содействия пользователю в улучшении финансового и (или) материального положения. Системное толкование трех указанных позиций дает следующее понятие благотворительности: благотворительность - социально-полезная деятельность, основанная на оказании имущества, предоставляемого лицом, филантропом и (или) спонсором, и (или) меценатом, и (или) лицом, оказывающем поддержку малой родине, осуществляющем благотворительность на безвозмездной основе в целях содействия пользователю в улучшении финансового и (или) материального положения и удовлетворении гуманных потребностей, осуществляемая добровольно, безвозмездно либо на льготных условиях в виде филантропической, спонсорской и меценатской деятельности, а также оказания поддержки малой родине. Приведенные примеры показывают отсутствие логической связанности отдельных элементов понятийного аппарата, что является несоответствием требованиям Закона РК «О правовых актах». 13.1.5. Подпунктом 4-2 ст. 1 Закона определено, что лицо, оказывающее поддержку малой родине - физическое лицо, оказывающее поддержку малой родине. Как видим, здесь предпринята попытка раскрыть понятие (термин) лишь с использованием одного дополнительного слова «физическое». 13.2. В части требования Закона о правовых актах о недопустимости наличия в НПА положений декларативного характера отметим, что таковыми, по нашему мнению, являются пункт 1 и подпункт 1) п. 2 ст. 2 анализируемого Закона: целью благотворительности является содействие развитию самоорганизации общества путем формирования, поддержания и укрепления в обществе духовно-нравственных ценностей благотворительности. Цель благотворительности достигается выполнением следующих задач: содействие укреплению мира, дружбы и общественного согласия, единства народа, духовной культуры, престижа и роли семьи в обществе, а также защита материнства, патриотическое воспитание детей и молодежи <...>. 13.3. По тексту Закона имеются замечания редакционного свойства. 13.3.1. Так, подпунктом 9) ст. 1 Закона благотворитель определен как «лицо, филантроп и (или) спонсор, и (или) меценат, и (или) лицо, оказывающее поддержку малой родине, осуществляющие благотворительность». Во-первых, представляется сомнительным необходимость в использовании в данном предложении соединительного союза «и» (то же: в пункте 4 ст. 6 Закона). Во-вторых, термин «благотворительность» в Законе используется как родовое понятие, включающее в себя филантропию, спонсорство, меценатство и оказание поддержки малой родине. Очевидно, что за пределами этого перечня остается термин «лицо», указанный в нем первым. 13.3.2. Согласно пункту 2 ст. 16 Закона, попечительский совет назначает исполнительный орган благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием деятельности благотворительной организации цели ее устава, а также иные полномочия, закрепленные уставом. Однако сам устав как таковой не имеет цели: в учредительных документах некоммерческой организации и государственного предприятия должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица (пункт 3 ст. 41 ГК). 13.3.3. В соответствии с пунктом 4 ст. 19 Закона, при превышении целевым капиталом (эндаументом) суммы в размере сто миллионов тенге благотворительная организация передает доверительное управление целевым капиталом (эндаументом) управляющей компании. С редакционной точки зрения данное положение следует изложить в следующей редакции: «При превышении размера целевого капитала (эндаумента) ста миллионов тенге благотворительная организация передает его в доверительное управление управляющей компании». 13.4. С точки зрения общей теории права вызывает резкое неприятие применение термина «объекты благотворительности» к гражданам Республики Казахстан, иностранцам, лицам без гражданства, оралманам наравне с местами их проживания и отдыха, производственной деятельности, зданиями и сооружениями, животными и растениями (пункт 2 ст. 4 Закона). В качестве же субъектов благотворительности указаны благотворители и волонтеры благотворительности (пункт 3 ст. 4 Закона). Развернутый перечень «объектов благотворительности» содержится в главе 4 анализируемого Закона. Так, в соответствии со статьей 22, объектами филантропической деятельности являются: 1) дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в социальной реабилитации, профилактике среди них безнадзорности и правонарушений; 2) граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, а также территории, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и нуждающиеся в оказании им благотворительной помощи; 3) инвалиды, нуждающиеся в занятиях физической культурой и спортом, создании благоприятных условий проживания; 4) граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, не имеющие возможности самостоятельно реализовать свои права и (или) решать вопросы своего жизнеобеспечения (законное представительство, предоставление правовой помощи, опекунство и другое); 5) лица, состоящие на учете в специальных медицинских учреждениях; 6) другие объекты. Согласно статье 28, объектами меценатской деятельности являются: 1) объекты науки, образования, культуры, искусства, спорта, исторические и этнокультурные памятники, а также граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, работающие в указанных сферах либо внесшие вклад в их развитие; 2) граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, нуждающиеся в неотложном платном лечении в медицинских учреждениях Республики Казахстан и (или) за рубежом; 3) лица, нуждающиеся в именных стипендиях для получения платного образования и (или) повышения профессиональных качеств; 4) объекты благотворительности, пострадавшие в результате аварий и (или) стихийного бедствия и требующие безотлагательной благотворительной помощи; 5) другие объекты. При этом в иных случаях Законом верно определяется правовой статус названных лиц как субъектов правоотношений: - пользователь - лицо, получающее благотворительную помощь в решении вопросов социального характера (подпункт 15) ст. 1 Закона); - использование благотворительного гранта осуществляется пользователем в соответствии с договором, заключенным с благотворителем (пункт 6 ст. 20 Закона); - юридическое лицо, занимающееся спонсорской деятельностью, распространяет информацию о собственном наименовании, товарном знаке, производимом товаре, оказываемых услугах в соответствии с заключенным договором с пользователем (пункт 1 ст. 27 Закона); - порядок использования благотворительного гранта, индивидуальной стипендии может быть изменен пользователем с согласия юридического лица (пункт 2 ст. 30 Закона). 13.5. Подпунктом 14) ст. 1 Закона определено, целевой капитал (эндаумент) - инвестиционный доход от первоначального размера капитала благотворителя, направляемый благотворителем в осуществление благотворительной помощи при условии сохранения первоначального размера капитала. 13.5.1. Вообще, использование двойного названия, когда второе дается в скобках, применительно к одному феномену - прием, нередко используемый в законодательстве. Тому примеры: «объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)» - ст. 22-1 ГК, «несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет (малолетние)» - ст. 23 ГК, «государственное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)» - ст. 102 ГК, «уступка требования (цессия)» - ст. 132 ГУ, «лицо, передающее права по ордерной ценной бумаге (индоссант)» - ст. 132 ГК, «договор о совместной деятельности (простое товарищество)» - гл. 12 ГК, «последующий залог (перезалог)» - ст. 311 ГК, «имущественный наем (аренда)» - гл. 29 ГК, «договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды)» - гл. 31, «финансирование под уступку денежного требования (факторинг)» - гл. 37, «переход к страховщику прав страхователя на возмещение убытков (суброгация)» - ст. 840 ГК, «комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)» - гл. 45 ГК, «указанное в завещании лицо, которому поручено исполнение завещания (душеприказчик)» - ст. 1059 ГК и т.д. Такой прием, помимо возможного выполнения и иных задач (например, раскрытие одного термина с помощью другого) или когда его использование продиктовано данью уважения к истории, либо при его заимствовании из законодательств других стран, направлен на упрощение восприятия нормативного материала за счет равнозначного использования обоих терминов. В анализируемом же Законе мы насчитали 22 случая использования единого термина «целевой капитал (эндаумент)» и не обнаружили ни одного, когда бы понятия «целевой капитал» и «эндаумент» использовались раздельно. 13.5.2. Вызывает возражение само понимание эндаумента в том виде, как оно предлагается в подпункте 14) ст. 1 Закона. Между тем, целевой капитал некоммерческой организации (англ. endowment — эндаумент) - сформированная за счёт пожертвований часть имущества некоммерческой организации, переданная в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности некоммерческих организаций /1/. Эндаумент - это целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях организации. Пожертвования в него не тратятся сразу на текущие задачи, а инвестируются для выполнения стратегических целей, в том числе чтобы обеспечивать учреждению доход на протяжении длительного периода. Как правило, эндаумент-фонд структурирован таким образом, чтобы большая его часть была не тронута, в то время как полученный с помощью инвестиций доход ежегодно выделялся в свободное пользование организации. В тех странах, где эндаументы существуют давно, ими пользуются театры, музеи, библиотеки, колледжи, университеты, школы, госпитали, дома престарелых, отделения Красного креста, синагоги, церкви и мечети /2/. Согласно подпункту 1) ст. 2, пункту 1 ст. 3 Федерального Закона РФ № 275 от 30 декабря 2006 г. «О формировании и использовании целевого капитала НКО», целевой капитал некоммерческой организации - часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в целях использования в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), охраны окружающей среды, оказания гражданам бесплатной юридической помощи и осуществления их правового просвещения, а также в целях функционирования общероссийского обязательного общедоступного телеканала общественного телевидения. При этом в тексте анализируемого Закона имеет место и правильное понимание данного термина: «Распределение дохода от целевого капитала (эндаумента) осуществляется в соответствии с бюджетом благотворительной программы. Доход от целевого капитала (эндаумента) направляется на создание благотворительных грантов в сферах образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения, спорта, музейного и архивного дела, охраны окружающей среды и природопользования» (пункты 2, 3 ст. 20). 13.6. В ряде случаев термины «пожертвование», «дарение», «безвозмездная передача имущества» безосновательно используются в Законе как имеющие различное содержание понятия (подпункты 1, 2 п. 1 ст. 12; подпункт 2) п. 2 ст. 18; п. 1 ст. 19; подпункт 1) п. 1 ст. 21); п. 4 ст. 21. Между тем, согласно пункту 1 ст. 516 ГК, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным объединениям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса. Отличительным признаком пожертвования, позволяющим отделить его от других видов дарения, является назначение дара или совершение дарения в общеполезных целях. Под общеполезными целями следует понимать как цели, полезные для общества в целом, так и цели, достижение которых представляет пользу для определенного круга лиц, например, определенной профессии, определенного возраста (дети, пенсионеры) или жителей определенной местности и т.д. Общая польза предполагает неопределенное число лиц, которые могут пользоваться этим даром /3/. В свою очередь, в соответствии с частью первой п. 1 ст. 506 ГК, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед третьим лицом. 13.7. Аналогичная ситуация наблюдается и в подпункте 4) ст. 22 Закона: объектами филантропической деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Закона являются <…> граждане Республики Казахстан, иностранцы, лица без гражданства, оралманы, не имеющие возможности самостоятельно реализовать свои права и (или) решать вопросы своего жизнеобеспечения (законное представительство, предоставление правовой помощи, опекунство и другое). При этом опекунство является одной из форм законного представительства. 13.8. Подпунктом 7) п. 1 ст. 12 Закона определено, что доходы благотворительной организации формируются, в том числе, за счет возмещения благотворителями затрат по содержанию объектов благотворительности. Очевидно, что поскольку речь идет о возмещении понесенных затрат, говорить в таком случае о доходах оснований нет. 13.9. В ряде положений Закона используется термин «завещание»: 1) доходы благотворительной организации формируются за счет следующих источников: дарения, завещания или безвозмездной передачи имущества, а также прав на него (подпункт 1 п. 1 ст. 12 Закона); 2) имущество благотворительной организации образуется за счет благотворительных пожертвований, имущественных взносов, дарения, завещаний, целевых капиталов (эндаументов), предоставленных физическими и (или) юридическими лицами, а также другими благотворительными организациями (подпункт 2) п. 2 ст. 18 Закона); 3) целевой капитал (эндаумент) образуется благотворительной организацией путем формирования активов в национальной валюте Республики Казахстан либо в иностранной валюте на основании договора (договоров) на управление и (или) аренду объектов благотворительного пожертвования, дарения, завещания в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан (пункт 1 ст. 19 Закона); 4) основанием для расформирования целевого капитала (эндаумента) могут быть: использование целевого капитала (эндаумента) в соответствии с договором (договорами) пожертвования, дарения, завещания (подпункт 1) п. 1 ст. 21 Закона);
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |