|
|
|
СПРАВКА
Климкин С.И., к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
В соответствии с планом работы на 2020 г. Центром правового мониторинга Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан проводится, в том числе, анализ действующих законов Республики Казахстан. Цель правового мониторинга состоит в выявлении противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценке эффективности их реализации, а также комплексном анализе состояния системы законодательства, выработки на основании результатов мониторинга предложений по совершенствованию законодательства. Задача правового мониторинга заключается в активизации системы постоянного отслеживания применения, внесения изменений и дополнений в законодательство, а также исполнения НПА в процессе правоприменительной практики. В этой связи, на основе проведенного нами анализа Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. № 482-V «О занятости населения» (далее - анализируемый Закон, Закон), предлагается настоящий материал.
1.1. Предмет правового мониторинга Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. № 482-V «О занятости населения» (далее - Закон, анализируемый Закон). Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения. Со дня принятия в Закон вносились изменения и дополнения Законами Республики Казахстан: - от 30 июня 2017 г. № 80-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»; - от 25 декабря 2017 г. № 122-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»; - от 16 апреля 2018 г. № 147-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и миграции населения»; - от 24 мая 2018 г. № 156-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности»; - от 04 июля 2018 г. № 174-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам венчурного финансирования»; - от 26 декабря 2018 г. № 203-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения»; - от 03 апреля 2019 г. № 243-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения»; - от 03 июля 2019 г. № 262-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения»; - от 26 декабря 2019 г. № 287-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального страхования, социального обеспечения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения».
1.2. Отрасль законодательства В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к институту законодательства 060.006.000. Занятость населения.
1.3. Соответствие Закона стратегическим целям государства Закон разработан в рамках Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева (май 2015 года) и направлен на формирование гибкого рынка труда, обеспечивающего возможность долгосрочной реструктуризации и повышения эффективности экономики. При его подготовке учтены основополагающие принципы Международной организации труда, а также изучен опыт стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития и Содружество независимых государств. При его обсуждении в Сенате Парламента Республики Казахстан отмечалось, что его основной целью является достижение устойчивой и продуктивной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание на социально приемлемом уровне. Им предусматривается переход к международным стандартам регулирования рынка труда, а также усиление ответственности безработных и применение дифференцированного подхода к оказанию им социальной поддержки. Принимаемые нормы направлены на выравнивание региональных диспропорций на рынке труда и стимулирование в рамках региональной квоты добровольного переселения лиц в целях трудоустройства с учетом потребностей работодателя. Закрепляется компетенция уполномоченного органа по вопросам занятости населения, центров занятости населения, Центра развития трудовых ресурсов, отделов занятости и социальных программ. С учетом последствий эпидемии коронавируса анализируемый Закон в значительной степени затрагивает и меняет как тактические, так и стратегические цели Республики Казахстан. Так, на селекторном заседании Правительства 5 мая 2020 г. Премьер-Министр Республики Казахстан подчеркнул, что сегодня главным приоритетом для Правительства является сохранение занятости населения. При этом именно улучшение инфраструктуры, наряду с обеспечением занятости и сохранением экономической активности населения даст большой положительный эффект для восстановления экономики страны. В свою очередь, Министр труда и социальной защиты населения Б. Нурымбетов сообщил, что за счет новой Дорожной карты занятости в 2020 году можно обеспечить работой 1,2 млн. человек. На сегодняшний день, учитывая весь потенциал наших программ в 2020 году, мы можем обеспечить работой 1 млн. 220 тысяч человек. В том числе 855 тысяч человек по ДКЗ и Госпрограмме «Еңбек», по другим государственным программам местными и центральными исполнительными органами планируется дополнительно охватить 364 тысяч человек /1/. В своем выступлении на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению 11 мая 2020 г. Президент РК Касым-Жомарт Токаев отметил, что на реализацию Дорожной карты занятости выделяется около 1 трлн. тенге. Это значительная сумма. Она также может быть использована для кредитования малого бизнеса. Все это должно быть под контролем властей и проведено в полном объеме. В этот сложный период необходимо создавать новые рабочие места за счет финансируемых проектов. Необходимо привлечь как можно больше работников. Школы, больницы и другие объекты должны быть построены и модернизированы. Важно не допустить, чтобы однородные объекты имели разные значения в каждом регионе. К сожалению, такая ситуация очень распространена в нашей стране. Нужно проанализировать социально-экономическую эффективность реализованных проектов /2/. Также 11 мая 2020 г. на брифинге в правительстве первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов заявил, что на реализацию Дорожной карты занятости направляется 1 трлн. тенге, из которых 300 млрд. - из бюджета, остальные - это внебюджетные средств. Это строительство и реконструкция социальных объектов, объектов ЖКХ, инженерной инфраструктуры, благоустройство населенных пунктов. Будет создано 255 тысяч рабочих мест /3/.
2. Соответствие Закона нормам Конституции Республики Казахстан Статьей 5 Закона установлено, что государство обеспечивает меры содействия занятости населения, основанные на: 1) свободе выбора рода занятий и работы; 2) защите от любых форм дискриминации и равенстве возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда; 3) социальной защите от безработицы. Таким образом, анализируемый Закон соответствует Конституции Республики Казахстан, пунктом 1 ст. 38 которой закреплено, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии.
3. Соответствие Закона международным обязательствам Республики Казахстан Анализируемый Закон в совокупности с иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан способствует выполнению и реализации принятых международных обязательств государства.
4. Соответствие Закона нормам конституционных законов Республики Казахстан При анализе Закона его несоответствие положениям конституционных законов Республики Казахстан не выявлено.
5. Соответствие Закона нормам кодексов Республики Казахстан Во избежание возможных коллизий Законом РК от 6 апреля 2016 г. № 483-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» были внесены изменения и дополнения в - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 г.; - Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г.; - Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 г.
6. Соответствие Закону подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена во исполнение анализируемого Закона В развитие и исполнение положений анализируемого Закона приняты, в том числе, следующие НПА: - Постановление Правительства РК от 31 декабря 2015 г. № 1198 «Об утверждении Правил привлечения иностранных работников в государственные органы Республики Казахстан»; - Постановление Правительства РК от 1 июля 2016 г. № 391 «О переименовании акционерного общества «Информационно-аналитический центр по проблемам занятости»; - Постановление Правительства РК от 15 декабря 2016 г. № 802 «Об утверждении Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределение между регионами Республики Казахстан, определение лиц, для осуществления трудовой деятельности которых не требуется разрешения местных исполнительных органов на привлечение иностранной рабочей силы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»; - Постановление Правительства РК от 13 ноября 2018 г. № 746 «Об утверждении Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек»; - Постановление Правительства РК от 11 апреля 2019 г. № 178 «Об определении отдельных категорий занятых лиц»; - Постановление Правительства РК от 27 декабря 2019 г. № 984 «Об установлении квоты на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан на 2020 год»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 апреля 2015 г. № 279 «Об утверждении стандартов государственных услуг в социально-трудовой сфере»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 26 мая 2016 г. № 412 «Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц, состоящих на учете службы пробации»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 7 июня 2016 г. № 482 «Об утверждении некоторых типовых документов»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 13 июня 2016 г. № 498 «Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для инвалидов»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 13 июня 2016 г. № 503 «Об утверждении Правил выдачи или продления справок иностранцу или лицу без гражданства о соответствии его квалификации для самостоятельного трудоустройства, перечня приоритетных отраслей (видов экономической деятельности) и востребованных в них профессий для самостоятельного трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 14 июня 2016 г. № 515 «Об утверждении Правил добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 14 июня 2016 г. № 516 «О некоторых вопросах содействия занятости населения»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 14 июня 2016 г. № 519 «Об утверждении стандартов рабочего места инвалида»; - Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития РК от 27 июня 2016 г. № 559 «Об утверждении Правил и условий выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 июня 2016 г. № 562 «Об утверждении методики определения прогнозной потребности в рабочей силе»; - Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 28 июня 2016 г. № 576 «Об утверждении формы индивидуальной карты занятости и правила ее ведения»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 28 августа 2017 г. № 280 «Об утверждении Правил и условий субсидирования затрат работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 сентября 2017 г. № 320 «Об утверждении Правил и случаев регистрации и снятия с учета в качестве безработных членов семей военнослужащих, сотрудников специальных государственных и правоохранительных органов, а также лиц, находящихся на их иждивении, не осуществляющих трудовую деятельность»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 254 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к частным агентствам занятости, претендующим на участие в аутсорсинге услуг в сфере занятости населения»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 255 «Об утверждении Правил организации и финансирования аутсорсинга услуг в сфере занятости населения»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 256 «Об утверждении типовой формы договора об аутсорсинге услуг в сфере занятости населения»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 257 «Об утверждении методики формирования тарифов и предельного уровня тарифов на услуги в сфере занятости населения, оказываемые за счет бюджетных средств»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 258 «Об утверждении перечня услуг, предлагаемых в рамках аутсорсинга услуг в сфере занятости населения»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 259 «Об утверждении Правил регистрации лиц, ищущих работу, безработных и осуществления трудового посредничества, оказываемого центрами занятости населения»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 19 июня 2018 г. № 260 «Об утверждении Правил осуществления мониторинга создания рабочих мест центральными и местными исполнительными органами, ответственными за реализацию государственных и правительственных программ, предоставления сведений о создании рабочих мест»; - Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 13 ноября 2018 г. № 489, Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 21 ноября 2018 г. № 469 и Министра национальной экономики РК от 28 ноября 2018 г. № 339 «Об утверждении плановых показателей микрокредитования в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек»; - Приказ Министра образования и науки РК от 26 ноября 2018 г. № 646 «Об утверждении Правил организации и финансирования подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием, краткосрочного профессионального обучения, по проекту «Мәңгілік ел жастары-индустрияға!» («Серпін»), переподготовки трудовых ресурсов и сокращаемых работников, подготовки квалифицированных кадров по востребованным специальностям на рынке труда в рамках проекта «Жас маман» по принципу «100/200», а также обучения основам предпринимательства в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, высшего и (или) послевузовского образования, утверждаемых уполномоченным органом в области образования»; - Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 18 февраля 2019 г. № 79 и Председателя Правления Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 15 февраля 2019 г. № 29 «Об утверждении Перечня квалификаций и навыков для проведения краткосрочного профессионального обучения в 2019 году в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» в разрезе регионов»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 22 февраля 2019 г. № 92 «Об утверждении Правил организации сопровождения и функционирования государственного интернет-ресурса «Биржа труда»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 29 марта 2019 г. № 154 «Об утверждении Правил формирования национальной системы прогнозирования трудовых ресурсов и использования ее результатов»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 31 декабря 2019 г. № 714 «Об утверждении профессионального стандарта «Содействие занятости (центр занятости)»; - Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 26 марта 2020 г. № 110 «Об утверждении Правил осуществления социальной выплаты участникам системы обязательного социального страхования и физическим лицам, получающим доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за которых налоговыми агентами уплачены обязательные пенсионные взносы на период чрезвычайного положения»; - Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК от 5 февраля 2020 г. № 17 «Об утверждении статистических форм общегосударственных статистических наблюдений по статистике труда и занятости и инструкций по их заполнению».
7. Наличие коллизий между нормами анализируемого Закона и иных законов Во избежание возможных коллизий Законом РК от 6 апреля 2016 г. № 483-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» были внесены изменения и дополнения в Законы Республики Казахстан: - от 16 июня 1997 г. «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»; - от 5 апреля 1999 г. «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»; - от 23 января 2001 г. «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»; - от 17 июля 2001 г. «О государственной адресной социальной помощи»; - от 25 апреля 2003 г. «Об обязательном социальном страховании»; - от 22 июля 2011 г. «О миграции населения»; - от 13 февраля 2012 г. «О специальных государственных органах Республики Казахстан»; - от 21 июня 2013 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; - от 27 июня 2014 г. «О профессиональных союзах»; - от 28 октября 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения»; - от 16 ноября 2015 г. «Об обязательном социальном медицинском страховании»; - от 16 ноября 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования».
8. Наличие устаревших норм закона В статье 11-1 анализируемого Закона в родительном падеже используется термин «город республиканского значения». Между тем, Указом Президента РК от 19 июня 2018 г. № 702 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан» город Шымкент также отнесен к категории города республиканского значения. В этой связи в слово «города» следует заменить словом «городов».
9. Наличие пробелов в законе В подпункте 6) п. 1 ст. 11, пунктах 2, 3 ст. 13, пункте 5 ст. 14 Закона используется термин «информационно-коммуникационные технологии», однако его содержание не раскрывается ни в понятийном аппарате, ни в самом тексте Закона.
10. Наличие бланкетных и отсылочных норм закона В Законе обнаружено не менее 14 отсылочных и 57 бланкетных норм.
11. Наличие иных недостатков Закона 11.1. Подпунктом 4) п. 2 ст. 15 Закона установлено, что безработные обязаны своевременно, в течение пяти рабочих дней предоставлять центру занятости населения сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. По данному положению имеются три замечания: а) корпоративное законодательство Республики Казахстан не оперирует понятиями «учредительство», «соучредительство». В этой связи названные термины целесообразно заменить термином «участие (членство)»; б) само участие в некоммерческих организациях не влияет на текущее материальное положение участника (учредителя, члена, акционера), поскольку, согласно пункту 1 ст. 34 ГК РК, некоммерческая организация не распределяет полученный чистый доход между участниками. В этой связи слово «организации» следует заменить словами «коммерческой организации»; в) законодательство РК предусматривает лишь два вида собственности: частную и государственную (ст.ст. 191,192 ГК). При этом очевидно, что физическое лицо не может выступать учредителем государственного юридического лица; речь может идти лишь об участии в негосударственном юридическом лице. В этой связи слова «независимо от организационно-правовой формы и формы собственности» подлежат исключению. 11.2. Пунктом 4 ст. 18 Закона установлено, что сведения о лицах, прошедших социальную профессиональную ориентацию, размещаются центрами занятости населения в единой информационной базе рынка труда. Однако в подпункте 5) ст. 1 Закона используется термин «единая информационная система социально-трудовой сферы».
__________ Сноски: 1. Дорожная карта занятости охватит 6,5 тысяч инфраструктурных проектов / Zakon.kz, 5 мая 2020 г. https://www.zakon.kz/5020826-dorozhnaya-karta-zanyatosti-ohvatit-6-5.html; Более 1,2 млн. человек планируется охватить мерами содействия занятости в 2020 году / Zakon.kz, 5 мая 2020 г. https://www.zakon.kz/5020850-za-schet-novoy-dorozhnoy-karty.html 2. https://www.zakon.kz/5021694-zayavlenie-tokaeva-po-chrezvychaynomu.html 3. https://www.zakon.kz/5021751-smailov-poprosil-ne-sravnivat-rashody.html
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |