|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Обеспечение права женщин на участие в делах государства
Ключевые подходы и инструменты для разработки Концепции плана действий
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЮТ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО БАЛАНСА В ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ? КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ? МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Системы законодательно установленного паритета Целевые меры, поощряющие участие женщин Обучение, наставничество и наращивание потенциала женщин-кандидатов и выборных должностных лиц Политические партии: успешные практики и программы Недискриминация. Участие женщин в политических партиях Финансовая поддержка женщин-кандидатов Женское крыло в политических партиях Гендерно-чувствительные и учитывающие интересы семьи парламенты Решение проблемы насилия и домогательств Правозащитная деятельность со стороны женских организаций Первоочередные задачи для казахстанских организаций РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ И АДВОКАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВНОГО УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ
Пособие «Обеспечение права женщин на участие в делах государства. Ключевые подходы и инструменты для разработки Концепции плана действий» подготовлено экспертом проекта: «Фокус прав человека: женщины и дети» Общественного объединения «Кадір-касиет» в сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (ЮСАИД). Предлагаемый материал сформирован на основании анализа международного опыта и современной ситуации в Республике Казахстан и предназначен для разработки практических действий и стратегий для усиления потенциала гражданского общества в сфере улучшения гендерного баланса в политике и управлении государством. Данный материал содержит структурированный анализ мер, направленных на комплексное решение проблем, препятствующих женщинам реализовать свое право на участие в делах государства. Он основан на действующем казахстанском законодательстве и анализе государственных программ по достижению гендерного равенства, а также зарубежном эффективном опыте, политиках и примерах социальных действий, и мероприятиях, которые могут стать основой для работы гражданского сектора в этой сфере. Мнения, результаты анализа и рекомендации, содержащиеся в настоящем документе, не обязательно отражают точку зрения Агентства США по международному развитию ЮСАИД. Этот документ является независимой публикацией и отражает взгляды ее составителя - эксперта проекта «Фокус прав человека: женщины и дети» Асии Хайрулиной.
Последние международные исследования по обеспечению права женщин на участие в делах государства подтверждают очевидность того, что общество выиграет от использования талантов женщин в решении сложных проблем глобализирующегося мира. Присутствие женщин в государственном управлении приводит к расстановке новых акцентов и включению новых вопросов в политическую повестку дня. Лучший гендерный баланс в процессе принятия решений способствует повышению качества политики и укреплению демократии, поскольку ведет к постановке новых вопросов и проблем и успевать реагировать на стремительные перемены в постоянно усложняющемся глобальном контексте. В Казахстане участие женщин в политике и на уровне принятия решения находится на низком уровне (10%) без заметных изменений со времен присоединения к Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации по отношению женщин в 1997 году. Принимаемые меры государством признаются недостаточными и/или неэффективными по сравнению с лучшими практиками, рекомендуемыми по продвижению женщин в политике. Данные Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан за 2021 год ярко демонстрируют сохраняющийся гендерный дисбаланс участия женщин в политике и гос. управлении. (https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=69&slug=-56&cat_id=9&lang=ru)
1. Доля мест, занимаемых женщинами в Парламенте Республики Казахстан в 2021 г. составляет 27,4%
2. Доля женщин в выборных органах местной власти - 30,46%
3. Доля женщин среди лиц, занимающих должность министров в Правительстве Республики Казахстан
4. Доля женщин среди политических госслужащих по Казахстану
В результате недостаточного обеспечения их участия в политике и на уровне принятия решения женщин в Казахстане их профессионализм, таланты и опыт остаются невостребованным. То есть женщины, представляющие значительную часть населения Казахстана, несправедливо лишаются возможности быть привлеченными в сферу государственного управления и политики. Им приходится занимать альтернативную сферу влияния - лидерские позиции в неправительственных организациях. И, как правило, женщины занимают данную нишу на добровольных, неоплачиваемых и/или низкооплачиваемых общественных основах. Поэтому вынуждены иметь дополнительные и/или нестабильные источники заработка, что так же влияет на возможности продвижения женщин. Однако, женщины Казахстана демонстрируют достаточно высокое желание и амбиции, они намерены воспользоваться всеми доступными мерами для преодоления препятствий для продвижения женщин в политике по гендерному признаку. Существующие законодательные механизмы, такие как Стратегия гендерного равенства в Казахстане 2006-2016 гг., Закон РК «О равных правах и возможностях» частично дали возможность увеличить число женщин в представительной власти, имея целенаправленные меры для поддержки женщин. Но желаемая цель 30% участия женщин в нижней палате парламента не была достигнута. К сожалению, и новая Концепция семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года не включает в себя конкретные шаги, направленные на увеличение участия женщин во власти на уровне принятия решения. Тем самым, поставленная цель достижения 30% участия женщин во власти к 2030 году, судя по темпам развития и прилагаемых усилий, может не привести к желаемому результату. В заключительных замечаниях 75-сессии Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) ООН выразил обеспокоенность по поводу не достижения целей стратегии гендерного равенства 2006-2016 гг. Казахстан получил ряд замечаний, в том числе, о том, что цели Стратегии гендерного равенства 2006-2016 не были достигнуты, и Казахстаном эти индикаторы были сдвинуты до 2030 года. Только в мае 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон о внесении поправок в Закон о выборах. Они вводят обязательные 30% квоты для женщин и молодежи в избирательных списках политических партий. Очевидно, что государственная политика гендерного равенства в Казахстане пока еще ограничивается инициативами в социальном секторе, а обязательства и соглашения, принятые международным сообществом в области расширения возможностей женщин и обеспечения их равных прав в процессах принятия решений, сегодня остаются нереализованными. Сегодня на повестке дня гражданского сектора стоит задача стимулирования государственных и общественных институтов к деятельности по обеспечению эффективного равноправия между мужчинами и женщинами. Гендерный баланс рассматривается как непременное условие подлинной демократии, что закреплено в провозглашенной Президентом страны Концепции Нового Казахстана. И одним из инструментов для ее выполнения может стать организация и проведение позитивных гендерных мероприятий на национальном уровне, направленных на то, чтобы помочь государству выполнить принятые обязательства.
ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЮТ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО БАЛАНСА
74-сессия Комитета по ликвидации всех форм дискриминации по отношению женщин: По участию женщин в политической и общественной жизни (далее - КЛДЖ) подняли вопросы о временных специальных мерах с просьбой представить «информацию об итогах обсуждения и о планируемых мерах по разработке правовой основы для обеспечения систематического осуществления временных специальных мер во всех областях, в которых женщины недопредставлены, как в государственном, так и в частном секторе, а также надлежащего мониторинга и оценки принятых мер». В 12 пункте того же документа были просьбы предоставить «информацию: ● о предпринимаемых в целях пересмотра действующего электорального законодательства для обеспечения того, чтобы в нормативно-законодательной базе нашли свое отражение временные специальные меры или квоты. ● о числе женщин, назначенных на должности министров в новом правительстве, и объяснить, каким образом государство-участник намеревается достичь гендерного паритета и подлинного равенства в руководящих органах, в том числе в органах исполнительной, законодательной и судебной власти и в частном секторе. ● о конкретных мерах, осуществляемых политическими партиями в целях увеличения числа женщин, занимающих директивные и руководящие должности, и указать, сколько женщин представлено на таких должностях. ● о мерах, осуществляемых в целях искоренения сохраняющихся дискриминационных гендерных стереотипов в отношении роли женщин в общественной и политической жизни.» КЛДЖ в заключительных замечаниях отмечены в качестве положительных изменений «увеличение представленности женщин в судебных органах и на различных уровнях исполнительной власти, а также в политических партиях». Между тем, выражена обеспокоенность следующим: а) срок для полного достижения государством-участником 30-процентной представленности женщин на руководящих должностях был перенесен на 2030 год, что идет вразрез с предыдущей стратегией обеспечения гендерного равенства, в которой 30-процентную представленность женщин планировалось обеспечить к 2016 году, и задачей 5.5 в области устойчивого развития, предусматривающей достижение 40 паритета на уровне принятия решений; b) крайне низкая представленность женщин на уровне министров, на дипломатической службе, в вооруженных силах и местных административных органах; c) низкая представленность женщин в Сенате (10,6%), председателем которого является женщина, и среди руководителей местных представительных органов (маслихатов); d) низкая представленность женщин в руководящих органах политических партий; e) нехватка детализированных данных об участии женщин в политической жизни; f) региональные различия в представленности женщин в политике; g) дискриминационные гендерные стереотипы, препятствующие участию женщин в политической и общественной жизни. В связи с этим Комитет ООН по выполнению Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» в заключительных замечаниях напоминал о предыдущей рекомендации в ускоренном порядке обеспечить полное и равноправное участие женщин в работе выборных и невыборных органов на руководящих должностях, в частности их представленность в министерствах, Сенате, на дипломатической службе, в вооруженных силах и местных административных и представительных органах. Комитет ООН по выполнению Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» приводит список рекомендаций Казахстану: c) обучать женщин навыкам политического руководства, проведения кампаний и ведения переговоров; d) обеспечивать сбор данных об участии женщин в политической и общественной жизни в разбивке по возрасту, этнической принадлежности и регионам; e) принять эффективные меры для устранения региональных различий в плане представленности женщин в политической жизни, в том числе путем поощрения их активного участия в политике; f) улучшать осведомленность политических лидеров и широкой общественности о том, что полное, равноправное, свободное и демократическое участие женщин наравне с мужчинами в политической и общественной жизни является необходимым условием для полного осуществления прав человека женщин. Также КЛДЖ рекомендует Казахстану следующие шаги: а) пересмотреть законопроект о семейной и гендерной политике с целью обеспечить, чтобы содержащиеся в нем определения понятий «временные специальные меры» и «гендерные квоты» отвечали статье 4 1) Конвенции и общей 43 рекомендации Комитета № 25 (2004) о временных специальных мерах; b) ввести временные специальные меры в качестве необходимой стратегии для ускорения достижения реального равенства женщин во всех областях применения Конвенции, в которых женщины недопредставлены; c) создать механизм мониторинга осуществления временных специальных мер и оценки их воздействия; d) выделять достаточные ресурсы для осуществления, мониторинга и оценки воздействия таких мер. Данные рекомендации были толчком для некоторых изменений в законах и обсуждений об участии женщин в общественно-политических процессах. Так в декабре 2019 года во втором заседании Национального совета общественного доверия (НСОД) президент Казахстана инициировал внедрение обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. В начале 2020 года Министерство юстиции РК представило проект, разработанный в целях реализации поручения президента, данного на втором заседании Национального Совета Общественного Доверия (НСОД).
Таблица, разработанная Министерством юстиции РК.1
__________ 1 https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37282737&pos=8;-27#pos=8;-27
Выводы: Стоит отметить, что данные изменения могут даже снизить количество женщин в парламенте Казахстана по сравнению до введения этих изменений, поскольку женщинам придется делиться квотой с молодежью. Нигде не упоминается как будут мониторить и анализировать выполнения этих изменений и о выделении средств для поддержки таких работ и достижения целей, поставленных в Концепции семьи и гендера и 5-цели устойчивого развития ООН.
КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ? МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Квоты Основной фокус работы должен быть направлен на лоббирование законодательства, которое бы обеспечивало специальную 30% квоту для женщин отдельно от квоты для молодежи. Установление квот на минимальное число недостаточно представленного пола для избрания или назначения на должность. Это стало одной из наиболее широко используемых мер для решения проблемы несбалансированного участия женщин и мужчин в парламентах и других органах, ответственных за принятие решений. 1 https://rm.coe.int/report-balanced-participation-of-women-and-men-in-decision-making-in-t/16809e3c24
___________ 2 https://rm.coe.int/report-balanced-participation-of-women-and-men-in-decision-making-in-t/16809e3c24
Законодательные квоты устанавливают конкретные цели для увеличения доли женщин-кандидатов на выборах или для резервирования мест в законодательном органе для женщин-депутатов.
В Казахстане возможно создание постоянно действующих мониторинговых независимых групп и НПО, прошедших специальное обучение и подготовку для работы по наблюдению за выборными процессами.
Тип системы голосования в стране, по всей видимости, является важным фактором увеличения числа женщин, избираемых на должность. В целом системы пропорционального представительства более благоприятны для сбалансированного участия женщин в выборах на занятие избираемых должностей, чем мажоритарные системы («системы простого большинства»).
____________ 3 https://rm.coe.int/report-balanced-participation-of-women-and-men-in-decision-making-in-t/16809e3c24
Системы законодательно установленного паритета В то время как законы о квотах являются законодательно установленными временными специальными мерами, паритетные системы - это постоянно действующие правила, которые направлены на обеспечение равного (50/50) представительства женщин и мужчин в органах, ответственных за принятие решений.
Целевые меры, поощряющие участие женщин Целенаправленные реформы, побуждающие политические партии выдвигать на выборы больше женщин-кандидатов, в основном касаются выделения со стороны государства финансовых средств как стимула или санкций за несоблюдение законодательно закрепленных квот. Наказанием за несоблюдение таких требований было сокращение государственного финансирования, предоставленного партиям с учетом количества голосов, которые они получили в первом туре выборов; если гендерная разница среди кандидатов составляла больше 2%, то государственное финансирование сокращали на три четверти от этой разницы (Баллингтон и Кахане 2014, 317-19)4.
____________ 4 Международный институт демократии и содействия выборам. «База данных гендерных квот: Франция».
Обучение, наставничество и наращивание потенциала женщин-кандидатов и выборных должностных лиц Политические партии и избиратели часто указывают на то, что женщинам (якобы) недостает политического опыта, а это в свою очередь является причиной не поддерживать кандидатов-женщин.
Примерные темы для тренингов и занятий по наращиванию потенциала: • подготовка руководящих кадров; • публичные выступления; • как подготовиться к совещанию; • работа со СМИ и их использование; • возможность получить непосредственный опыт в политических процессах и деятельности; • обучение использованию информационно-коммуникационных технологий, включая использование социальных сетей для привлечения избирателей; • наставничество со стороны опытных женщин-политиков; • поддержка в налаживании связей; • тактика ведения переговоров; • как составить бюджет. В настоящее время программы обучения и наращивания потенциала женщин являются надежным способом устранения дисбаланса между женщинами и мужчинами в процессе принятия политических и общественных решений.
Политические партии: успешные практики и программы Существует широкий консенсус по поводу того, что политические партии играют решающую роль в расширении участия женщин в принятии политических и общественных решений, и даже то, что эффект от этих действий может быть более существенным, чем законодательные изменения или политика.
Недискриминация. Участие женщин в политических партиях Свобода объединения и свобода выражения мнения, в том числе применительно к созданию политических партий и их деятельности, являются правами личности, которые должны соблюдаться без какой-либо дискриминации. Принцип, в соответствии с которым основные права человека в пределах юрисдикции государства существуют для всех лиц без какой-либо дискриминации, чрезвычайно важен в деле обеспечения полной защиты этих прав и возможности неограниченно пользоваться ими. Определение недискриминации содержится в статьях 2 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статье 14 Европейской конвенции о защите прав человека, а также в целом ряде других международных и региональных инструментов - например, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Недискриминация включает в себя запрещение как прямой, так и косвенной дискриминации и требует, чтобы все лица пользовались одинаковой правовой защитой (МПГПП, статья 26). В то время как прямая дискриминация присутствует в законах и нормативных документах, недвусмысленно поддерживающих неравенство, косвенная дискриминация проявляется в нормативных и законодательных актах, которые, не являясь дискриминационными на первый взгляд, приводят к неравенству или неравному обращению. Такая разновидность дискриминации часто более глубокая, и ее труднее предупредить. Вот почему, когда речь идет о создании политических партий и их деятельности, все решения, связанные с регулирования, должны обеспечивать равное обращение и основываться на одних и тех же законах, и нормативных документах, которые одинаково применяются во всех случаях
Финансовая поддержка женщин-кандидатов Нехватка денег может стать серьезным препятствием для участия женщин в политической жизни, в частности для женщин-кандидатов, впервые выставивших свою кандидатуру или претендующих на переизбрание.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание АННОТАЦИЯАКТУАЛЬНОСТЬПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЮТ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО БАЛАНСА В ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ?КАК МОЖНО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ? МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТКвотыЗаконодательство о квотахСистемы голосованияСистемы законодательно установленного паритетаЦелевые меры, поощряющие участие женщинОбучение, наставничество и наращивание потенциала женщин-кандидатов и выборных должностных лицПолитические партии: успешные практики и программыНедискриминация. Участие женщин в политических партияхФинансовая поддержка женщин-кандидатовЖенское крыло в политических партияхГендерно-чувствительные и учитывающие интересы семьи парламентыРешение проблемы насилия и домогательствРоль гражданского обществаПравозащитная деятельность со стороны женских организацийРоль СМИПервоочередные задачи для казахстанских организацийРУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ И АДВОКАЦИИКОНЦЕПЦИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВНОГО УЧАСТИЯ ЖЕНЩИН В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ |