|
|
|
Обзор законодательства и практики
Олжас Жораев, кандидат PhD, внешний эксперт Ассоциации РК по защите животных «INUCOBO», член Ассоциации по анализу госполитики и управлению, Вашингтон
Ольга Ченцова, к.ю.н., Управляющий партнер юридической фирмы «AEQUITAS», руководитель комитета Animal Law KazBar, Алматы
США имеют давнюю историю развития законодательства в области благополучия животных, и правительство страны привержено международным принципам защиты животных. За последние годы наблюдаются значительные улучшения в этой сфере, и каждый новый президент поддерживает прогрессивное законодательство: o в 2019 году Дональд Трамп подписал Закон о предотвращении жестокости и пыток животных, который сделал жестокое обращение с животными федеральным преступлением; o в 2022 году Джо Байден подписал Закон, который позволил отказаться от многолетней практики обязательного тестирования лекарств на животных. Американское законодательство признает способность животных страдать или испытывать стресс, включая состояние психических страданий. Жестокое обращение с животными наказывается штрафами и тюремным заключением на срок до семи лет. Все 50 штатов: o приняли законы, позволяющие преследовать в судебном порядке преступления в отношении животных; o включили в свои положения о борьбе с жестоким обращением с животными меры наказания, которые включают штрафы и тюремное заключение различной степени тяжести в зависимости от типа совершенного проступка или тяжкого преступления. Законодательные и регуляторные механизмы защиты животных в основном реализуются на уровне штатов, при этом законы по штатам значительно отличаются. Отдельные штаты имеют очень прогрессивные законы (например, Орегон, Массачусетс, Калифорния), в то время как другие штаты значительно отстают от них: o в Массачусетсе запрещается эвтаназия животных, а в Калифорнии - продажа животных в зоомагазинах, тестирование косметики и использование жестких условий содержания в животноводстве; o в некоторых штатах к животным-компаньонам могут применяться акты о защите от домашнего насилия, а к осужденным за жестокое обращение с животными наряду с уголовным наказанием предусматривается запрет на владение животными после осуждения. В США регулируется разведение животных-компаньонов заводчиками, а также торговля животными в зоомагазинах и в Интернете. Существует специфическая практика отказа от животного, которая включает добровольный отказ с передачей в приют либо членам семьи и/или друзьям, либо сдачу в принудительном порядке. При этом оставление животных без присмотра считается жестоким обращением, которое в зависимости от последствий может привести к административному штрафу либо уголовному наказанию в виде тюремного заключения. Согласно недавним законодательным поправкам, инициированным сенаторами США, для клинических испытаний лекарств больше не требуется тестирование на животных; можно использовать альтернативные, более эффективные и этичные методы, такие как компьютерное моделирование и «органные чипы». В целом, последние изменения в США демонстрируют сильную политическую волю к дальнейшей гуманизации законодательства в отношении животных.
2. Обзор федерального законодательства Исторически американские штаты были одними из первых в мире, кто ввел законы для защиты животных от жестокости и халатности - еще в период первых колоний в 1641 году. В XIX веке отдельные штаты начали вводить законодательные нормы против жестокости в отношении животных, а к 1921 году уже все 48 штатов включили такие нормы в свои законы [1]. Закон о благополучии животных 1966 года [2] является основным законодательным актом, регулирующим вопросы благополучия животных на федеральном уровне. В 2019 году был единогласно принят Конгрессом и подписан Президентом Д.Трампом Закон о предотвращении жестокости и пыток животных (PACT). Закон PACT делает жестокое обращение с животными федеральным преступлением (подробнее в Таблице 1). Согласно этому Закону, жестокое обращение с животными наказывается штрафами и тюремным заключением на срок до семи лет [3].
Таблица 1: Основные законы США в области благополучия животных
Источник: World Animal Protection [4], [1], переведено и обобщено авторами (Жораев О., Ченцова О.)
3. Признание страданий животных Хотя в законодательстве США животные не определяются как чувствительные существа, несколько законодательных актов признают, что животные могут страдать. В частности, Законом о гуманных методах убоя 1958 года (ныне Закон о гуманном убое 1978 года) предусмотрена необходимость предотвращения страданий животных (Раздел 7, глава 48, статья 1901 Кодекса США). Закон о благополучии животных 1966 года признает способность животных страдать или испытывать стресс, что подразумевает состояние психических страданий, и требует избегать или минимизировать боль и стресс во время экспериментальных процедур (Раздел 7, глава 48, статья 2143 Кодекса США). Закон о благополучии животных также требует, чтобы дилеры, экспоненты и исследовательские учреждения обеспечивали условия для не гуманоидных приматов, способствующие «психологическому благополучию» животных (Раздел 7, глава 48, статья 2143 Кодекса США) [2]. На уровне штатов законодательство в этой области разнится. Хотя чувствительность животных не является предметом отдельного законодательства, многие законы штатов, а также судебные постановления включают положения о физических и психологических страданиях животных. Так, например, в 2012 году суд Калифорнии постановил, что «животные - особенные, разумные существа, потому что в отличие от других форм собственности животные чувствуют боль, страдают и умирают». В 2013 году штат Орегон законодательно закрепил, что «животные - это разумные существа, способные испытывать боль, стресс и страх» и что «о животных следует заботиться таким образом, чтобы свести к минимуму боль, стресс, страх и страдания» [1].
4. Поддержка Всеобщей декларации благополучия животных Правительство США было наблюдателем на Межправительственной конференции по защите животных, организованной в Маниле в 2003 году для согласования проекта текста Всеобщей декларации благополучия животных (UDAW). UDAW представляет собой официальное международное признание набора принципов, обеспечивающих защиту животных. В 2008 году Министерство сельского хозяйства США сообщило Всемирному обществу защиты животных (WSPA) о своей принципиальной поддержке Всеобщей декларации благополучия животных. За ней последовала поддержка со стороны Американской ветеринарной медицинской ассоциации. Выражение поддержки UDAW демонстрирует приверженность Правительства США работе с международным сообществом над улучшением благополучия животных [4].
5. Механизмы реализации и контроля законодательства В 2009 году в Конгрессе США была создана фракция по защите животных, что стало позитивным шагом на пути к улучшению благосостояния животных по всей стране. Служба инспекции здоровья животных и растений (APHIS), подразделение Министерства сельского хозяйства США, отвечает за исполнение Закона о благополучии животных. APHIS разработала федеральный Регламент по благополучию животных для реализации Закона о благополучии животных. Минсельхоз может изменять существующие стандарты, создавать новые, но только Конгресс может изменить сам закон. Инспекторы APHIS проводят плановые проверки без предварительного уведомления всех организаций, имеющих лицензию/зарегистрированные в соответствии с Законом о благополучии животных. Инспекторы проводят три вида проверок: 1) предлицензионные проверки, чтобы убедиться, что заявитель соответствует федеральным стандартам до получения лицензии/регистрации; 2) плановые внезапные проверки всех организаций на предмет соблюдения ими федеральных стандартов и правил; 3) целенаправленные проверки по жалобам или заявлениям общественности о нелицензированной деятельности. Во время плановых проверок инспекторы проверяют помещения, записи, методы содержания, программу ветеринарной помощи и процедуры обращения с животными, чтобы гарантировать, что животные получают гуманный уход. Частота проверок зависит от нескольких факторов, включая историю соблюдения организацией требований. Минсельхоз также проверяет исследовательские центры, в которых используются подконтрольные животные, не реже одного раза в год. Однако механизмы реализации законодательства ограничены из-за малого числа федеральных инспекторов - менее 100 инспекторов отвечают за проверку стандартов благополучия во всех отраслях и использовании животных, включая фермы, заводы по разведению щенков, цирки и т.д. В 2010 году APHIS создала Центр защиты животных, который предоставляет заинтересованным сторонам и отраслевым партнерам рекомендации по передовому опыту по вопросам благополучия животных. Центр работает в сотрудничестве с разнообразной сетью партнеров и экспертов, чтобы служить национальным ресурсом для разработки и анализа политики, образования и информационно-просветительской работы, науки и технологий в поддержку законодательства о защите животных. Некоторая ответственность за защиту животных, связанную с исследованиями, также лежит на Министерстве здравоохранения и социальных служб, ответственном за Национальные институты здравоохранения, в котором есть Управление по защите лабораторных животных. Вопросы, касающиеся диких животных, не подпадающие под действие Закона о благополучии животных, находятся в ведении Службы рыболовства и дикой природы при Министерстве внутренних дел. Успех некоторых государственных избирательных инициатив, вводящих широкий спектр мер по защите животных, включая запрет на петушиные бои, травлю медведей, забой лошадей, консервированную охоту и интенсивное земледелие, также демонстрирует высокий уровень общественной поддержки вопросов защиты животных. В стране очень активное, хорошо финансируемое и поддерживаемое обществом неправительственное движение защиты животных. В то же время, в некоторых регионах все еще существует сопротивление усилению защиты животных [4].
6. Законодательство и правоприменение на уровне штатов Меры защиты животных, существующие в США, в основном введены на уровне штатов, благодаря 10-й поправке к Конституции, которая предоставляет значительные полномочия штатам. В целом, законы о борьбе с жестоким обращениям с животными были прерогативой отдельных штатов на протяжении более 120 лет. Содержание и объем законодательства штатов значительно различаются. За последние два десятилетия все 50 штатов приняли законы, позволяющие преследовать в судебном порядке определенные злоупотребления в отношении животных или преступления, связанные с боями животных, как уголовные преступления, а не как административные правонарушения. Ежегодно Фонд правовой защиты животных публикует рейтинг законов штатов о защите животных. Рейтинг оценивает качество законов о защите животных каждого штата и округов на основе 20 различных категорий защиты животных путем изучения более 3600 страниц законов. В 2023 году первое место в рейтинге занял штат Орегон (Таблица 2), самый низкий рейтинг - у Северной Дакоты, а лучший прогресс показал Коннектикут [5]. С учетом данного рейтинга, при изучении опыта США следует ориентироваться на штаты первой группы (лучшие законы), т.к. остальные штаты со временем будут подтягиваться к их уровню. Во Флориде правонарушением является неоправданная перегрузка, мучение, лишение необходимого питания или крова, неоправданное калечение или убийство любого животного, а также транспортировка животного жестоким или бесчеловечным способом. Преступление является уголовным, если оно совершено умышленно или когда владелец или лицо, осуществляющее опеку или контроль над животным, бездействует, что приводит к жестокой смерти или чрезмерному или неоднократному причинению ненужной боли или страданий. Эта защита распространяется на «каждое живое немое существо» (Статуты Флориды, раздел 828.12). Массачусетс принял два прогрессивных закона о защите благополучия и безопасности животных (PAWS). В 2014 году, после случая жестокого обращения с собакой по кличке Паппи Доу, Массачусетс принял Закон PAWS І против жестокого обращения с животными и сформировал рабочую группу для совершенствования законодательства в этой сфере. После многочисленных обсуждений в 2018 году был принят Закон PAWS II [6]. Данный закон запрещает эвтаназию животных и улучшает нормы по запрету на насилие над животными. Закон также требует от владельцев собственности и других ответственных сторон проверять недвижимость на наличие брошенных животных и включает в себя обязанность страховых компаний собирать соответствующие данные в случае инцидента, связанного с собаками. Более того, PAWS II прямо запрещает утопление животных [4]. В одном из самых продвинутых штатов - Калифорнии - законодательный орган предпринял шаги по запрету продажи животных в зоомагазинах, тестирования косметики и использование жестких условий содержания в животноводстве [1]. 6 ноября 2018 года было принято Предложение 12, устанавливающее конкретные минимальные требования к пространству для животных, выращиваемых для производства продуктов питания, что фактически запрещает клетки для кур-несушек, стойла для свиноматок и клетки для телят. Таким образом, законодательство Калифорнии уже охватывает вопросы благополучия сельскохозяйственных животных. В Мичигане преступлением является жестокое обращение, избиение животного, транспортировка животного жестоким и бесчеловечным способом или халатность, приводящая к страданиям животного от ненужного пренебрежения, пыток или боли. Существует также обязанность обеспечить надлежащий уход за животным, которое находится под опекой человека (статья 750.50 Уголовного кодекса штата Мичиган).
Рейтинг законов США о защите животных за 2023 год
Источник: Animal Legal Defense Fund [7], переведено авторами (Жораев О., Ченцова О.)
Даже в штате Алабама, имеющем один из самых низких рейтингов качества законодательства, жестокое обращение или пренебрежение с животным, находящимся под его опекой, или убийство или ранение животного, принадлежащего другому лицу, без уважительной причины является правонарушением. Деяние является уголовным преступлением, если оно совершено намеренно или сознательно и акт жестокости или пренебрежения влечет за собой применение пыток (Кодекс штата Алабама, раздел 13A-11-14 [8]). 14 марта 2014 года Южная Дакота стала последним штатом, в котором была введена уголовная ответственность за злонамеренные акты жестокого обращения с животными. Все 50 штатов включили в свои положения о борьбе с жестоким обращением с животными меры наказания, которые включают штрафы и тюремное заключение различной степени тяжести в зависимости от типа совершенного проступка или тяжкого преступления. Некоторые штаты предоставляют судье возможность назначать психиатрическую консультацию для преступников, совершивших жестокое обращение, конфисковывать животных, подвергшихся насилию, и запрещать владение животными на несколько лет [4].
Таблица 2: Отдельные аспекты законодательства по защите животных штата Орегон
Источник: Animal Legal Defense Fund [5], переведено авторами (Жораев О., Ченцова О.)
7. Защита, ограничение разведения и оборота животных-компаньонов Закон о благополучии животных 1966 года и его положения применяются к некоторым вопросам, касающимся коммерческого использования домашних животных. Заводчики, дилеры и экспоненты подпадают под действие Закона. Закон требует наличия лицензии Министерства сельского хозяйства США для всех, кто (за компенсацию или ради прибыли) покупает, продает (включая адопцию) или ведет переговоры о продаже собак для исследований, выставок или использования в качестве домашнего животного; или для охоты, разведения или в целях безопасности на оптовом уровне. Кроме того, Закон ограничивает импорт собак с целью перепродажи, запрещает собачьи бои и обеспечивает защиту от кражи домашних собак. Однако действие этого Закона не распространяется на мелких розничных заводчиков и зоомагазины, продающих домашних животных населению. Когда покупатель, продавец и собаки физически находятся в одном месте, розничные продажи (включая усыновление) не требуют лицензии Министерства сельского хозяйства США. Аналогично, коммерческий заводчик (в розницу или оптом), имеющий до пяти племенных самок, может продавать потомство питомцев для выставок. В 2013 году сфера действия Закона была расширена и теперь включает заводчиков, продающих домашних животных через Интернет. Заводчики собак, кошек и кроликов, имеющие более четырех племенных самок и продающие животных через Интернет, по телефону или по почте, должны подать заявление на получение разрешения Министерства сельского хозяйства США, оплатить ежегодный лицензионный сбор и согласиться на выборочные проверки. Закон требует, чтобы государственные органы, государственные или муниципальные учреждения или приюты, частные приюты и федеральные исследовательские центры содержали собак или кошек не менее 5 дней, чтобы дать владельцам возможность вернуть своих потерянных питомцев или дать приютам возможность усыновить их. Дилерам запрещено продавать собаку или кошку в течение 5 рабочих дней после их приобретения. Закон о защите собак и кошек 2000 года запрещает импорт в США или экспорт из США любых изделий из меха собак или кошек, а также участие в межштатной торговле любыми изделиями из меха собак или кошек. В 2017 году Калифорния приняла Закон 425, запрещающий предприятиям розничной торговли, таким как зоомагазины, продавать кошек, собак и кроликов от коммерческих заводчиков. Продавать таких животных можно только в том случае, если они получены из приютов и спасательных групп. В 2018 году Мэриленд принял аналогичный запрет на розничную продажу домашних животных на территории всего штата. Многие меры по защите домашних животных принимаются и применяются на местном уровне. Например, в сотнях городов действуют нормы, запрещающие зоомагазинам приобретать животных у коммерческих заводчиков, аналогично законам, принятым в Калифорнии и Мэриленде. В Законе о благополучии животных предусмотрены помимо административных санкций в размере до 10000 долларов за нарушение, уголовные санкции для заводчиков в виде тюремного заключения на срок до одного года и/или штрафа в размере до 2500 долларов. Закон о защите собак и кошек также предусматривает штрафы в случае нарушений в размере не менее 3000 долларов США за каждое отдельное нарушение по неосторожности. В 2006 году, после урагана Катрина, был принят Закон о стандартах эвакуации и транспортировки домашних животных, предусматривающий федеральную помощь при стихийных бедствиях в «спасении, уходе, приюте и удовлетворении основных потребностей» домашних животных и животных-помощников. Закон включал полномочия Директора Федеральной службы по чрезвычайным ситуациям (FEMA) разрабатывать планы, учитывающие потребности людей, имеющих домашних и служебных животных, и предоставить финансирование штатам и местным органам власти для целей подготовки к чрезвычайным ситуациям с животными [4]. Не существует федерального закона, регулирующего обращение с домашними животными их владельцами или другими лицами. Большинство законов о защите животных-компаньонов принимаются на уровне штата. Законы штатов различаются в зависимости от того, распространяются ли они на розничных заводчиков и зоомагазины, а некоторые штаты также приняли законы, регулирующие торговлю домашними животными. Другие штатовские и местные законы и постановления, касающиеся домашних животных, включают следующее: - законы о сообщении о жестоком обращении, которые разрешают (а в некоторых случаях требуют) ветеринарам и другим специалистам по животным сообщать властям о предполагаемом жестоком обращении с животными; - законы, требующие стерилизацию или кастрацию домашних животных; - запреты на некоторые ветеринарные процедуры и нанесение увечий, например, удаление когтей кошкам или купирование ушей собакам; - законодательство, касающееся конкретных пород, согласно которому муниципалитеты запрещают владение определенными породами собак, обычно питбулями [1].
На федеральном уровне нет законодательства по гуманному обращению с бездомными животными. Узкая сфера применения Закона о благополучии животных и его неприменимость к большинству тех, кто несет ответственность за благополучие домашних животных, например, к обычным владельцам питомцев, представляют собой структурный барьер на пути улучшения благополучия животных. В то же время, законодательство предусматривает нормы и строгие наказания за жестокость и безответственное обращение с домашними животными на уровне штата [4].
9. Законодательство и практика отказа от животных Терминология отказа от домашнего животного включает «отказ», «оставление», «передачу» и «сдачу», которые подразумевают разные обстоятельства: - отказ (relinquishment) - это когда владелец добровольно отдает своего питомца в приют; - оставление (abandonment) означает, что домашние животные остаются без присмотра и ухода и намерения возобновить заботу о них; - передача (transfer) - это когда питомец передается членам семьи или друзьям; - сдача (surrender) предусматривает, что владельцы обязаны отказаться от своего питомца в принудительном порядке [9]. Иногда термин отказ используется для обозначения всех способов, которыми люди отказываются от домашнего животного [10], [11]. В США отказ от домашних животных с передачей их в приюты регулируется на местном уровне, при этом каждый штат и муниципалитет имеют свои собственные правила и положения. В законодательстве американских штатов оставление животных считается жестоким обращением. Например, в Техасе оставление считается проступком либо уголовным преступлением в зависимости от последствий ситуации и может привести к наказанию в виде штрафа и/или тюремного заключения [12]. Согласно Кодексу штата Вирджиния (Глава 65. Комплексный уход за животными), «оставить означает покинуть или полностью отказаться от животного, не найдя для него другого владельца или опекуна, или не обеспечив элементы базового ухода в течение четырех дней подряд». При этом базовый уход предполагает, что каждый владелец должен обеспечить для каждого из своих домашних животных: - адекватный корм; - достаточное количество воды; - подходящее и тщательно убранное укрытие; - достаточное пространство в основном загоне для конкретного типа животного в зависимости от его возраста, размера, вида и веса; - адекватные физические упражнения; - адекватный уход, лечение и транспортировка; - ветеринарную помощь, когда она необходима для предотвращения страданий или передачи болезней. Эти требования применяются и к каждому государственному или частному приюту для животных, а также к каждому поставщику услуг по приему животных, дилеру, зоомагазину, экспоненту, питомнику, грумеру и интернату. Оставление животного наказывается штрафом. В то же время, в Вирджинии законодательно не запрещается отказ с передачей животных владельцами в государственный или частный приют [13]. Процесс и требования по отказу от домашнего животного могут различаться в зависимости от юрисдикции и типа приюта, но в целом включает в себя несколько этапов: - Обращение в приют: владельцам домашних животных необходимо заранее связаться с приютом, чтобы узнать о процессе отказа и наличии мест. - Назначение: во многих приютах для отказа требуется запись на прием, чтобы управлять приемом и гарантировать, что у них есть место и ресурсы для ухода за новым животным. - Подготовка документов: владельцам может потребоваться предоставить документацию, такую как подтверждение права собственности, записи о вакцинации и информацию о здоровье и поведении домашнего животного. - Форма сдачи: владельцы должны заполнить форму сдачи с подробным описанием истории болезни, поведения и причин отказа домашнего животного. - Плата за сдачу: некоторые приюты взимают плату за сдачу, чтобы покрыть расходы по уходу за животным. Размер платы может сильно варьироваться в зависимости от приюта и типа животного. - Оценка состояния: по прибытии домашнее животное обычно осматривается ветеринарным и поведенческим персоналом приюта, чтобы определить его здоровье и темперамент. Например, Департамент службы животных округа Риверсайд в Калифорнии при принятии домашнего животного на содержание требует плату в размере 220 долларов за собак и 204 доллара за кошек. Могут взиматься дополнительные сборы, если у собаки нет лицензии. Также требуется медицинская карта питомца и история вакцинации. Если хозяин не может предоставить подтверждение наличия прививок, то взимается плата за вакцины [14]. Хотя отказ от домашних животных обычно разрешен всем владельцам домашних животных, существуют определенные условия и ограничения: - Здоровье и поведение: некоторые приюты могут отказаться принимать домашних животных с серьезными проблемами со здоровьем или агрессивным поведением из-за проблем с поиском им нового дома. - Ограничения вместимости: приюты могут иметь ограничения по вместимости и не смогут принять новых животных, если они уже заполнены. - Требования к месту жительства: некоторые общественные приюты могут иметь требования к месту жительства, принимая животных только из определенной географической области. Например, в Техасе, если владелец намерен принести своего питомца в приют, то ему следует обращаться в тот, который находится в пределах его населенного пункта [12]. Отказанных животных принимают как государственные, так и частные приюты. Государственные приюты, финансируемые местными властями, обычно обязаны принимать всех животных, находящихся под их юрисдикцией. Однако они могут столкнуться с ограничениями из-за возможностей и ресурсов. Частные приюты, управляемые некоммерческими организациями, могут иметь более избирательную политику приема и могут требовать предварительной записи. Они часто отдают предпочтение животным из государственных приютов или животным, находящимся в непосредственной опасности. Решение отказаться от питомца может занять недели и месяцы, т.к. вначале владельцы домашних животных пытаются сами найти альтернативный дом, прежде чем обращаться в приют для животных [9], [15]. Исследование 2015 года показало, что в 37% случаев отказа домашних животных происходила передача животных другу или члену семьи [16]. Другие исследования показали, что, когда владельцам животных сообщали об услугах поддержки, 88% людей были готовы рассмотреть альтернативы отказу и покидали приют со своими питомцами. Таким образом, в случае наличия альтернатив количество отказов с передачей животных в приюты сокращается [15], [17].
10. Отказ от обязательного тестирования лекарств на животных В декабре 2022 года Президент Джо Байден подписал Закон, согласно которому больше не требуется обязательное испытание новых лекарств на животных для получения одобрения Управления по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA). Это изменение законодательства означает отказ от многолетней практики тестирования лекарств на животных [18]. Теперь для проведения клинических испытаний лекарств на людях можно основываться на альтернативных методах, таких как компьютерное моделирование и «органные чипы». Эти новые технологии, разработанные за последние 10-15 лет, предлагают более точные, быстрые и этичные способы тестирования безопасности лекарств. Например, чипы с клетками печени смогли выявить 87% случаев токсичности лекарств, которые ранее были не замечены на стадии тестирования на животных [19]. Это законодательное изменение явилось инициативой депутатов Сената обеих партий - республиканца Рэнда Пола и демократа Кори Букера. Они утверждали, что тесты на животных неэффективны и негуманны, и их инициатива получила единогласное одобрение Сената США. В целом, последние изменения в США демонстрирует высокую политическую волю к дальнейшей гуманизации законодательства в отношении животных.
Об эвтаназии животных в приютах США и отказе от этой практики - в следующей статье. Продолжение следует. Библиография [1] M. Liebman, ‘Key Animal Law in the United States’, in Routledge Handbook of Animal Welfare, A. Knight, C. J. C. Phillips, and P. Sparks, Eds., London; New York: Routledge Taylor & Francis Group, Earthscan from Routledge, 2023. [2] The United States Code. [Online]. Available: https://uscode.house.gov/ [3] Preventing Animal Cruelty and Torture Act or the PACT Act. 2019. [Online]. Available: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/724 [4] World Animal Protection, ‘Animal Protection Index (API) 2020: USA’. [Online]. Available: https://api.worldanimalprotection.org/country/usa [5] Animal Legal Defense Fund, ‘U.S. State Animal Protection Laws Ranking Report’, 2024. [6] K. Holmquist, ‘Animal Law Update: With the Passage of the Paws Bill, Question 3 in 2016, and More Bills Pending in Legislature, Massachusetts Continues to be on the Forefront of Animal Protection’. [Online]. Available: https://www.massbar.org/publications/ejournal/ejournal-article/section-review-2020-july-august-2020/animal-law-update [7] ‘2023 U.S. Animal Protection Laws Rankings’, Animal Legal Defense Fund. [Online]. Available: https://aldf.org/project/us-state-rankings/ [8] Alabama Code, vol. 607. 2009. [Online]. Available: https://law.justia.com/codes/alabama/2009/Title13A/Chapter11/13A-11-14.html [9] B. S. Sharkin and L. A. Ruff, ‘Broken Bonds: Understanding the Experience of Pet Relinquishment’, in The Psychology of the Human-Animal Bond, C. Blazina, G. Boyraz, and D. Shen-Miller, Eds., New York, NY: Springer New York, 2011. doi: 10.1007/978-1-4419-9761-6. [10] K. Lambert, J. Coe, L. Niel, C. Dewey, and J. M. Sargeant, ‘A systematic review and meta-analysis of the proportion of dogs surrendered for dog-related and owner-related reasons’, Prev. Vet. Med., vol. 118, no. 1, pp. 148-160, Jan. 2015, doi: 10.1016/j.prevetmed.2014.11.002. [11] J. B. Coe, І. Young, K. Lambert, L. Dysart, L. Nogueira Borden, and A. Rajić, ‘A Scoping Review of Published Research on the Relinquishment of Companion Animals’, J. Appl. Anim. Welf. Sci., vol. 17, no. 3, pp. 253-273, Jul. 2014, doi: 10.1080/10888705.2014.899910. [12] S. Tsai, ‘Abandoning your animal is illegal in Texas; if you can’t take care of your pets, here’s how to surrender them’, KAGS-TV. [Online]. Available: https://www.kagstv.com/article/life/pets/abandoning-your-animal-is-illegal-in-texas-if-you-cant-take-care-of-your-pets-here-are-some-ways-to-do-safely-and-legally/499-f65b5ea2-3a8b-4e2d-a142-880c6da45414
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |