|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона
1. Проект Закона РК (февраль 2020 года) 2. Пояснительная записка к проекту Закона (февраль 2020 года) 3. Сравнительная таблица к законопроекту (февраль 2020 года) 4. Концепция к проекту Закона РК (февраль 2020 года) 5. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2020 года № 349-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства и уголовного законодательства»
Проект
ЗАКОН
Статья 1. Внести изменение и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 13-І, 13-II, ст.83; № 21, ст.122; 2015 г., № 16, ст.79; № 21-III, ст.137; № 22-І, ст.140; № 22-III, ст.149; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-II, ст.55; № 8-II, ст.67; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.126; 2017 г., № 8, ст.16; № 9, ст.21; № 14, ст.50; № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; № 23-III, ст.111; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 14, ст.44; № 15, ст.46; № 16, ст.56; № 23, ст.88, 91; № 24, ст.94; 2019 г., № 2, ст.6; № 7, ст.36; № 8, ст.45; № 15-16, ст.67; № 19-20, ст.86): 1) в оглавлении: заголовок статьи 130 исключить; в заголовке статьи 174 слово «возбуждение» заменить на слово «разжигание»; 2) статью 130 исключить; 3) в статье 174: в заголовке слово «возбуждение» заменить на слово «разжигание»; абзац второй части первой статьи 174 изложить в следующей редакции: «наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок от двух до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.»; 2. В Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 15-І, 15-II, ст.88; № 19-І, 19-II, ст.96; № 21, ст.122; 2015 г., № 20-VII, ст.115; № 21-III, ст.137; № 22-V, ст.156; № 22-VI, ст.159; 2016 г., № 7-II, ст.55; № 8-II, ст.67; № 12, ст.87; № 23, ст.118; № 24, ст.126, 129; 2017 г., № 1-2, ст.3; № 8, ст.16; № 14, ст.50, 53; № 16, ст.56; № 21, ст.98, 102; № 24, ст.115; 2018 г., № 1, ст.2; № 10, ст.32; № 16, ст.53, 56; № 23, ст.91; № 24, ст.93; 2019 г., № 2, ст.6; № 7, ст.36; № 19-20, ст.86): в части второй статьи 32 цифры «130,» исключить; Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Мажилис Парламента Республики Казахстан
Пояснительная записка
Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства» (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 20 и 21 Плана мероприятий по реализации поручений Президента, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия (далее - План). Пунктами 20 и 21 Плана предусмотрено декриминализация статьи 130 (Клевета) и внесении изменений и дополнений в статью 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) Уголовного кодекса (далее - УК). По статье 130 УК Декриминализация статьи 130 УК соответствует рекомендации № 13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету. Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и т.д. Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел - судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Сейчас уголовные дела о клевете отнесены к делам частного обвинения. Производство по этим делам начинается по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения (статья 64 КоАП «Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон»). При этом, статья 805 КоАП позволяет прокурору возбуждать дела по любому административному правонарушению. По статье 174 УК Пункт 3 статьи 5 Конституции Республики Казахстан предусматривает запрет на создание общественных объединений, цель которых направлена на «разжигание» розни. Диспозиция статьи 174 УК на русском языке предусматривает термин «возбуждение», а не «разжигание», что противоречит вышеназванной норме Конституции. Вместе тем, термин «разжигание» на государственный язык в Конституции переведен как «қоздыру». Термин «возбуждение» в статье 174 УК на государственном языке переведен также как «қоздыру». В этой связи, предлагается диспозицию статьи 174 УК на русском языке привести в соответствие с Конституцией и текстом на государственном языке, заменив слово «возбуждение» на «разжигание». Кроме того, в целях гуманизации предлагается предусмотреть в санкции части 1 статьи 174 УК норму дополнительного альтернативного наказания в виде штрафа в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей по аналогии с частью 1 статьи 179 и частью 1 статьи 180 УК. Законопроектом предусматриваются поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. На основании изложенного Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан вышеназванный законопроект.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Концепция
1. Название законопроекта. Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства» (далее - законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта. Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовного и уголовно-процессуального законодательства» разработан во исполнение пунктов 20 и 21 Плана мероприятий по реализации поручений Президента, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия (далее - План). Пунктами 20 и 21 Плана предусмотрено декриминализация статьи 130 (Клевета) и внесении изменений и дополнений в статью 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) Уголовного кодекса (далее - УК). По статье 130 УК Декриминализация статьи 130 УК соответствует рекомендации №13 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии ОЭСР на 2017-2020 о необходимости отмены уголовной ответственности за клевету. Анализ норм показал, что административное законодательство позволяет в полной мере пресекать правонарушения, связанные с клеветой, собирать доказательства путем опроса свидетелей, потерпевших, выемки документов, досмотра, назначения экспертиз и т.д. Предлагается правом составления протоколов наделить должностных лиц органов внутренних дел, а полномочием по рассмотрению дел - судей специализированных районных и приравненных к ним административных судов. Сейчас уголовные дела о клевете отнесены к делам частного обвинения. Производство по этим делам начинается по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор может начать производство по этим делам и при отсутствии жалобы, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. В этой связи, предлагается целесообразным и в рамках законодательства об административных правонарушениях возбуждать дела о клевете по жалобе потерпевшего и прекращать их в случае примирения (статья 64 КоАП «Освобождение от административной ответственности в связи с примирением сторон»). При этом, статья 805 КоАП позволяет прокурору возбуждать дела по любому административному правонарушению. По статье 174 УК Пункт 3 статьи 5 Конституции Республики Казахстан предусматривает запрет на создание общественных объединений, цель которых направлена на «разжигание» розни. Диспозиция статьи 174 УК на русском языке предусматривает термин «возбуждение», а не «разжигание», что противоречит вышеназванной норме Конституции. Вместе тем, термин «разжигание» на государственный язык в Конституции переведен как «қоздыру». Термин «возбуждение» в статье 174 УК на государственном языке переведен также как «қоздыру». В этой связи, предлагается диспозицию статьи 174 УК на русском языке привести в соответствие с Конституцией и текстом на государственном языке, заменив слово «возбуждение» на «разжигание». Кроме того, в целях гуманизации предлагается предусмотреть в санкции части 1 статьи 174 УК норму дополнительного альтернативного наказания в виде штрафа в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей по аналогии с частью 1 статьи 179 и частью 1 статьи 180 УК. Законопроектом предусматриваются поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях.
3. Цели принятия законопроекта. Целью законопроекта является дальнейшее совершенствование уголовно-правовой политики, повышение уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, законных интересов граждан и организаций, общественного порядка и безопасности, охраняемых законом интересов общества и государства от уголовных правонарушений.
4. Предмет регулирования законопроекта. Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, которые регулируются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
5. Структура законопроекта. Законопроект состоит из двух статей. Статья 1 предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года; 2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года; Статья 2 определяет порядок введения Закона в действие.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере Проведенный мониторинг законодательных актов показал о необходимости внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты не имеется.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта. Социальная обусловленность совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства продиктована значительным продвижением Казахстана к стандартам современного правового государства, развитием институтов гражданского общества, изменением политических и экономических условий, в том числе в глобальном масштабе. Принятие закона обеспечит эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства от уголовных правонарушений, усилит профилактику правонарушений, упростит и повысит эффективность уголовного процесса.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом отсутствует.
9. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами. В настоящее время действует Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы с внесенными в них соответствующими изменениями и дополнениями.
10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта. Совершенствование уголовного, уголовно-процессуального законодательства является непрерывным и обязательным процессом, который переживают все государства без исключения. В ходе модернизации законодательство дополняется как отдельными нормами, так и целыми правовыми институтами, что обусловлено и собственным опытом и опытом других государств. По статье 130 УК. В настоящее время клевета декриминализована в Грузии, Украине, Эстонии, России, Великобритании и США, это мера направлена на дальнейшую декриминализацию законодательства Казахстана и налаживания диалога между государством и обществом в позитивном ключе. В ряде стран эта мера реализована с 2009 года, в частности в России и Великобритании. Перевод клеветы в категорию административных правонарушений должен повлечь за собой адекватные меры юридической ответственности и наказания. По статье 174 УК. Аналогичный состав преступления в УК Российской Федерации (далее РФ) предусмотрен в ст. 282 УК РФ, по родовому признаку объекта преступления он относится к Разделу Х (Преступления против государственной власти), а по видовому признаку - к Главе 29 («Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства»). Немаловажным фактором является то, что изначально, когда принимался УК РФ, действия, направленные на «возбуждение социальной вражды и розни», не рассматривались в качестве преступления, т.е. подобные деяния были декриминализованы. В ст. 282 предусматривались только «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расой принадлежности». Но позднее редакция статьи 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») претерпела изменения и стала выглядеть так: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации». Из последней редакции видно, что особый акцент делается на принадлежность «к какой-либо социальной группе». УК Армении также подобный состав преступления относится к главе 23 («Преступления против общественной безопасности») раздела 9, где рассматриваются «Преступления против общественной безопасности, безопасности компьютерной информации, общественного порядка, общественной нравственности и здоровья населения». В ст. 226 УК Армении предусмотрено «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», а социальная вражда и рознь не включены. В УК Республики Беларусь аналогичный состав преступления (статья 130) рассматривается так же, как в и УК РК, в главе, предусматривающей преступления против мира и безопасности человечества, но в объективной стороне преступления нет деяний, направленных на разжигание социальной вражды. Она рассматривает лишь «Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства». УК Республики Узбекистан также ограничивается возбуждением «национальной, расовой, этнической или религиозной вражды» (статья 156 «Преступления против мира и безопасности человечества») и не затрагивает вопрос о «социальной вражде или розни» как таковой в собственном смысле слова. Интересным представляется подход законодателя Республики Узбекистан в том плане, что по ч. 1 с. 156 уголовная ответственность наступает только после применения административного взыскания[8]. Также интересным представляется то, что законом охраняются не только религиозные, но и атеистические убеждения. Например, ч. 2 ст. 156 УК РУз гласит: «Умышленные действия, унижающие национальную честь и достоинство, оскорбляющие чувства граждан в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, совершенные с целью возбуждения вражды, нетерпимости или розни к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ в зависимости от их национальной, расовой, этнической принадлежности или отношения к религии». Словооборот «к группам населения по национальным, расовым, этническим или религиозным признакам» нам представляется более или менее точным и понятным, чем словосочетание «возбуждения социальной, национальной, расовой и т.д. вражды или розни». УК ФРГ рассматривает действия, «которые разжигают ненависть против части населения или против национальной, расовой, религиозной группы или определяемой какими-либо признаками народности группы, призывает к совершению насилия или актов произвола против них или подвергает поруганию, злонамеренно пренебрежительно представляет или очерняет их». Для УК Франции как таковая «социальная группа» не имеет значения, также не имеет значения, относится ли лицо на самом деле к такой группе либо это только предполагается. В статье R. 625-7 прямо указывается, что «непубличное подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию в отношении какого-либо лица или группы лиц в силу их происхождения либо принадлежности или непринадлежности, реальной или предполагаемой, к определенной этнической группе, нации, расе или религии». 11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта Принятие законопроекта не повлечет затрат из государственного бюджета.
____________________________________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|