|
|
|
Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № 293-НҚ
В соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила формирования, ведения и использования Единой информационной системы защиты прав потребителей. 2. Комитету по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан; 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2021 года и подлежит официальному опубликованию.
«СОГЛАСОВАН» Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство образования и науки Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство здравоохранения Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство финансов Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство иностранных дел Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство национальной экономики Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство внутренних дел Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство энергетики Республики Казахстан Приложение к приказу Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 15 декабря 2020 года № 293-НҚ
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования, ведения и использования Единой информационной системы защиты прав потребителей (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и определяют порядок формирования, ведения и использования Единой информационной системы защиты прав потребителей (далее - ЕИСЗПП). 2. Основные понятия, используемые в настоящих правилах: 1) электронная копия документа - документ, полностью воспроизводящий вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме; 2) государственные органы в сфере защиты прав потребителей (далее - государственные органы) - центральные государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей; 3) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей; 4) обращение - направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, видеоконференцсвязи, видеообращения, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик; 5) электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи; 6) электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания. 3. ЕИСЗПП является информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей. 4. Посредством ЕИСЗПП обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей: 1) продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр; 2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - представители законных интересов потребителей); 3) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров; 4) уполномоченным органом, государственными органами. 5. К обращениям в сфере защиты прав потребителей, рассматриваемым через ЕИСЗПП, относятся: 1) обращения потребителей к продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) с претензией об устранении нарушений их прав и законных интересов, а также возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги); 2) обращения потребителей к инициаторам (организаторам) игр с претензией по качеству товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) в виде выигрыша; 3) обращения потребителей к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров за защитой и восстановлением их нарушенных прав и законных интересов, возмещением причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги), компенсацией морального вреда; 4) обращения потребителей в уполномоченный орган и государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении продавцов (изготовителей, исполнителей), инициаторов (организаторов) игр, нарушивших их права и законные интересы в сфере защиты прав потребителей; 5) обращения потребителей в уполномоченный орган и государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и (или) представителей законных интересов потребителей ввиду осуществления ими неэффективной деятельности по рассмотрению потребительских споров и (или) защите их прав и законных интересов; 6) обращения общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в уполномоченный орган и государственные органы, в том числе по результатам общественного контроля, с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству; с целью оценки качества товаров (работ, услуг) в случае поступления заявлений, жалоб потребителей; с целью содействия в рассмотрении факта нарушения прав и законных интересов потребителей. Обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей не подлежат направлению через ЕИСЗПП. 6. ЕИСЗПП обеспечивает общедоступность информации, включая сведения о продавцах (изготовителях, исполнителях), в отношении которых поступили заявления и жалобы потребителей, с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите. 7. Результаты проведенного общественного контроля с рекомендациями комиссии, образуемых для проведения общественного контроля размещаются в ЕИСЗПП в течение тридцати календарных дней со дня проведения общественного контроля с указанием даты, места и информации о продавце (изготовителе, исполнителе). Сбор, обработка и защита персональных данных в ЕИСЗПП осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
Глава 2. Порядок формирования, ведения и использования Единой информационной системы защиты прав потребителей
8. Уполномоченным органом обеспечивается формирование и ведение ЕИСЗПП и ее мобильной версии. Формирование и ведение осуществляется путем внесения в ЕИСЗПП информации и отчетности, полученных от продавцов (изготовителей, исполнителей), государственных органов, субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, представителей законных интересов потребителей через ЕИСЗПП, в том числе через средства массовой информации по фактам нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей. В ЕИСЗПП уполномоченным органом обеспечивается размещение перечня субъектов досудебного урегулирования потребительских споров. 9. Государственные органы, субъекты досудебного урегулирования потребительских споров обеспечивают внесение в ЕИСЗПП информации о результатах рассмотренных обращений потребителей, а также причинах отказа в их рассмотрении. Субъект досудебного урегулирования потребительского спора не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет ежеквартальную информацию об итогах рассмотрения обращений потребителей в уполномоченный орган. Обращения потребителей рассматриваются продавцами (изготовителями, исполнителями) посредством ЕИСЗПП при их добровольной регистрации в ней в сроки, установленные в статье 42-4 Закона. 10. Для организации приема и рассмотрения обращений потребителей продавцами (изготовителями, исполнителями), уполномоченным органом, государственными органами, субъектами досудебного урегулирования потребительских споров, представителями законных интересов потребителей, инициаторами (организаторами) игр используется ЕИСЗПП. Потребитель, права и законные интересы которого нарушены обращается через ЕИСЗПП к продавцу (изготовителю, исполнителю), инициатору (организатору) игр, представителям законных интересов потребителей, в уполномоченный орган, государственные органы, или к субъекту досудебного урегулирования потребительского спора. Для направления обращения потребителю необходимо выполнить следующие функции: 1) авторизацию доступа; 2) формирование (составление) обращения, приложения к обращению при необходимости; 3) отправку и подтверждение получения обращения. Уполномоченный орган, государственные органы и субъекты досудебного урегулирования потребительских споров обеспечивают: 1) учет обращений (регистрацию входящих и исходящих обращений); 2) контроль исполнения обращения; 3) поиск обращения; 4) хранение обращений. 11. При поступлении обращения только на бумажном носителе регистрация такого документа в ЕИСЗПП осуществляется путем создания электронной копии документа в форматах PDF, TIFF, JPEG, JPG. 12. Интерфейс терминалов и приложений ЕИСЗПП обеспечивается на казахском и русском языках. 13. Функционирование ЕИСЗПП осуществляется в существующих сетях и коммуникациях государственных органов. 14. Техническое обслуживание ЕИСЗПП, производится специалистами в области информационно-коммуникационных технологий. 15. При формировании, ведении и использовании ЕИСЗПП учитываются Единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |