|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона
1. Концепция проекта Закона «О признании и защите правозащитников» 2. Пояснительная записка к проекту Закона 3. Проект Закона РК (январь, 2022 года) 4. Сравнительная таблица к проекту Закона (январь 2022 года)
Концепция проекта закона «О признании и защите правозащитников» (Автор — адвокат Елена Жигаленок)
1. Название проекта закона. Проект Закона Республики Казахстан «О признании и защите правозащитников».
2. Обоснование необходимости разработки проекта закона.
Казахстан одними из целей своей внешнеполитической стратегии, как следует из «Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 гг», утвержденной Указом Президента РК от 06.03.2020 г. № 280, называет следующие стратегические цели: 3) позиционирование Казахстана в качестве активного и ответственного участника международного сообщества, вносящего весомый вклад в обеспечение международной и региональной стабильности и безопасности; 4) поддержание дружественных, предсказуемых и взаимовыгодных отношений с иностранными государствами как в двустороннем, так и многостороннем форматах, развитие комплексного взаимодействия с межгосударственными объединениями и международными организациями». Уже 30 лет, с 02 марта 1992 г. Республика Казахстан является членом Организации Объединенных Наций. 07 сентября 2021 г. Казахстан подал заявку и 14 октября 2021 г. Генеральной Ассамблеей ООН был избран в Совет ООН по правам человека – межправительственный орган системы ООН, образованный в 2006 г. В состав Совета входят 47 государств, ответственных за поощрение и защиту прав человека по всему миру. В заявлении Министерства иностранных дел РК от 15 октября 2021 говорится, что «избрание нашей страны в главный правозащитный орган всемирной организации является признанием ее роли в качестве активного и ответственного участника процесса продвижения международных норм и стандартов в области защиты прав и свобод человека». Как отметила в связи с этим событием Уполномоченный по правам человека РК Эльвира Азимова - членство в Совете стимулирует Казахстан не только на продвижение региональных инициатив, но выход на качественный уровень исполнения принятых обязательств. Именно в этот период Казахстан может и должен показать свою приверженность демократическим принципам и готовность в полной мере признавать и защищать основные права и свободы человека, внедряя положения Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой резолюцией 53/144 Генеральной ассамблеи ООН от 09 декабря 1998 г., путем принятия Закона о признании и защите прав правозащитников.
Тем более, что и в послании Главы государства К.К.Токаева народу Казахстан от 01.09.2021 г. «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», в главе 6 «Политическая модернизация и защита прав человека», Президент страны указал: «Защищая права граждан, нельзя забывать и о правах правозащитников, в том числе адвокатов. Следует обеспечить безопасность их деятельности, пресекать незаконные действия, препятствующие их работе».
К сожалению, анализ ситуации с соблюдением прав человека и прав правозащитников в нашей стране показывает наличие существенных проблем и постоянный рост угроз в отношении правозащитников. Так, если в 2011 г. по сведениям мониторинга ситуации с безопасностью правозащитников был зафиксирован 101 факт угроз, в 2016 г. – 458 фактов, то в 2020 г. уже 1414 фактов, а в 2021 г. - _________ фактов угроз в отношении правозащитников.
Не случайно, Европейский парламент 11.02.2021 г. принял Резолюцию о ситуации с правами человека в Казахстане (2021/2544 (RSP), в которой, помимо прочего, учел «…тревожное ухудшение общей ситуации с правами человека и репрессии в отношении организаций гражданского общества в Казахстане, которые были отмечены в последние недели с жесткими ограничениями, наложенными на право на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций; поскольку гражданское общество и правозащитные организации, работающие в Казахстане, подвергаются растущему давлению и наказанию со стороны властей страны, что препятствует усилиям по реформированию и ограничивает важную работу гражданского общества; ..поскольку 21 декабря 2015 года Европейский Союз и Казахстан подписали Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (EPCA), направленное на обеспечение широкой основы для усиленного политического диалога и сотрудничества в сфере правосудия, внутренних дел и многих других областях; поскольку в этом соглашении делается упор на демократию, верховенство закона, права человека, основные свободы, устойчивое развитие и сотрудничество гражданского общества; поскольку EPCA вступил в полную силу 1 марта 2020 года после его ратификации всеми государствами-членами … поскольку системные недостатки в отношении уважения свободы ассоциации, собраний и выражения мнения продолжают ограничивать политический ландшафт, а отсутствие подлинной политической конкуренции и политических оппозиционных групп, при этом с 2013 года не было зарегистрировано никаких новых партий, лишили избирателей подлинного выбор; поскольку демократические выборы являются краеугольным камнем достижения политических реформ и построения свободного и открытого общества; Европейский парламент 1. Настоятельно призывает Правительство Казахстана действовать в соответствии со своими международными обязательствами и уважать права человека и основные свободы, закрепленные в статьях 1, 4, 5 и 235 EPCA; призывает власти Казахстана соблюдать международные стандарты в отношении соблюдения правовых рамок для проведения выборов и выполнять рекомендации МНВ БДИПЧ, в том числе касающиеся конституционно гарантированных основных свобод, участия гражданского общества, политического плюрализма, беспристрастности администрации выборов, право голосовать и баллотироваться на выборах, регистрация избирателей, средства массовой информации и публикация результатов выборов; 2. Призывает Правительство Казахстана снять политически мотивированные обвинения и положить конец всем формам произвольных задержаний, репрессалий и преследований в отношении правозащитников, религиозных организаций, организаций гражданского общества, профсоюзов, журналистов и политических оппозиционных движений, а также позволить людям свободно выражать свои политические, религиозные и другие взгляды; призывает правительство внести поправки в новый закон о мирных собраниях, чтобы гарантировать эту свободу; 6. Призывает Казахстан осуществить реформы, направленные на дальнейшую модернизацию страны, демократию и стабильность, активизировать усилия по реформированию политической системы Казахстана с целью развития парламентаризма и многопартийности и расширения гражданского участия; отмечает создание Высшего совета по реформам и принимает к сведению объявление властями Казахстана о новом этапе реформ, в частности, по вопросам правоохранительной деятельности, судебной системы и приоритизации прав человека; подчеркивает важность продолжения этого процесса, включая внесение изменений в избирательное законодательство и полное выполнение рекомендаций БДИПЧ / ОБСЕ; 7. Призывает власти Казахстана прекратить использование уголовного кодекса против активистов, блогеров, журналистов и других лиц за осуществление своего права на свободу выражения мнения; и другие требования – всего – 27 пунктов резолюции. Правозащитники играют важнейшую роль и выполняют важные и законные функции в демократических обществах. Активное участие индивидов, групп, организаций и институтов имеет решающее значение для обеспечения постоянного прогресса в реализации международных прав человека. Гражданское общество помогает государствам в полном объеме обеспечивать соблюдение прав человека, основных свобод, а также принципов демократии и верховенства права. Государство должно понимать, что различающиеся взгляды могут выражаться мирным способом в демократических обществах; они должны открыто признать важную и законную роль правозащитников. В то же время, правозащитники подвергаются особому риску и часто становятся жертвами серьезных злоупотреблений из-за своей правозащитной деятельности. Вследствие этого они нуждаются в особой и усиленной защите на местном, национальном и международном уровнях. Некоторые группы правозащитников подвергаются повышенному риску ввиду особого характера своей работы, вопросов, которыми они занимаются; условий, в которых они ведут свою деятельность; своего географического региона или своей принадлежности к определенной группе или связи с ней. Январские события в Алматы и других городах страны и последовавшая реакция международного сообщества, еще раз подтверждают острую необходимость в Законе, который в соответствии с требованиями Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 09.12.1998 г., Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., ратифицированного Республикой Казахстан 28.11.2005 г., Руководящими принципами по защите правозащитников, опубликованными БДИПЧ ОБСЕ в 2014 г., Конституции Республики Казахстан, направлен на закрепление и создание условий для признания и защиты правозащитников, реализации прав и основных свобод человека в Республике Казахстан. В Азиатском регионе первой страной, которая в законодательстве закрепила правовой статус правозащитников стала Монголия. Законопроект о правовом статусе правозащитников был окончательно одобрен парламентом 1 апреля, и закон вступил в силу 1 июля 2021 года. Согласно закону Монголии, правозащитник — это человек, который самостоятельно или совместно с другими лицами действует в рамках защиты прав и достоинства человека. Законом определено создание комитета по защите правозащитников при Национальной комиссии по правам человека (НКПЧ) и в НКПЧ один член комиссии будет специализироваться по вопросам правозащитников. По словам одного из депутатов парламента Монголии - С принятием такого закона национальная система прав человека расширяется, и общество сможет защитить себя от риска нарушения прав человека со стороны государства.
3. Цель принятия проекта закона.
Целью принятия законопроекта являются закрепление и создание условий для признания и защиты правозащитников, реализации прав и основных свобод человека в Республике Казахстан. Настоящий типовой закон предназначен для направления и содействия Государствам и другим субъектам в деле обеспечения полноценного и эффективного внедрения положений «Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы» (Декларация ООН) на национальном уровне.
Юридическое признание и защита правозащитников имеет решающее значение для обеспечения последних возможностью работать в безопасной, благоприятной среде и не подвергаться атакам, репрессиям и необоснованным ограничениям. Юридическое признание и защита правозащитников также способствует расширению целей защиты прав человека и поощрению демократии, политики добросовестного управления, устойчивого развития и уважения верховенства закона.
4. Предмет правового регулирования в проекте закона. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с реализацией, подтверждением, уважением и защитой права каждого человека, индивидуально или в ассоциации с другими, стремиться к защите и реализации прав и основных свобод человека в Республике Казахстан и определяет правовые, экономические и организационные условия обеспечения правозащитной деятельности.
5. Структура и содержание проекта закона. Проект закона состоит из 30 статей, распределенных по четырем главам. Глава 1 проекта содержит три статьи (ст. 1-3) и посвящена общим положениям – понятиям и определениям, в том числе определению понятий правозащитник, правозащитная деятельность и другим, используемым в законе, сфере действия закона и др. Глава 2 проекта содержит четырнадцать статей (ст. 4-17) и определяет основные права и обязательства правозащитников по защите прав и основных свобод человека. Глава 3 проекта содержит девять статей (ст. 18-26) и определяет обязанности государства и государственных органов по соблюдению прав правозащитников и реализации основных прав и свобод человека в Республике Казахстан. Глава 4 проекта содержит четыре статьи (ст. 27-30) и посвящена созданию и основным правилам, принципам функционирования национального Механизма по защите прав правозащитников.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.
Сведения о правовом мониторинге типового Закона о признании и защите правозащитников, разработанного Международной службой по правам человека и утвержденного группой экспертов из 27 человек 10-11 мая 2016 г., отсутствуют. Институтом законодательства Республики Казахстан _________ опубликована аналитическая справка на Типовой закон для признания и защиты правозащитников. Анализ законодательства на предмет препятствий и угроз для правозащитников проводился негосударственными организациями, в частности, _______________________ Результаты анализа учтены в настоящей концепции.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона. Принятие законопроекта не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий, а наоборот позволит создать необходимые условия для развития гражданского общества, Нормы предлагаемого законопроекта будут способствовать внедрению положений вышеназванных Деклараций ООН, Международного пакта о политических и гражданских правах в законодательство Республики Казахстан, полноценной реализации прав и основных свобод человека, признанию и защите правозащитников, созданию национального механизма по защите прав правозащитников, а также более полной интеграции Казахстана в международное демократическое сообщество. Отрицательные социально-экономические последствия не предполагаются.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона. Принятие законопроекта предполагает внесение изменений в другие законодательные акты: Кодекс об административных правонарушениях, Закон РК «О порядке организации и проведения мирных собраний», ______________
9. Регламентация предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами. Предмет проекта закона частично регламентируется иными нормативными правовыми актами, в том числе: Конституцией Республики Казахстан, ____________.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона. Реализация данного законопроекта не повлечет финансовых затрат из государственного бюджета.
Пояснительная записка к проекту Закона (Автор — адвокат Елена Жигаленок)
Проект Закона Республики Казахстан «О признании и защите правозащитников» (далее проект Закона) разработан в целях создания и закрепления условий для признания и защиты правозащитников, реализации прав и основных свобод человека в Республике Казахстан и его принятие будет свидетельством приверженности Республики Казахстан демократическим принципам развития государства,политики добросовестного управления, устойчивого развития и уважения верховенства закона Настоящий закон предназначен для обеспечения полноценного и эффективного внедрения положений «Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы», принятой резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1998 г. (Декларация ООН) на национальном уровне.
Юридическое признание и защита правозащитников имеет решающее значение для обеспечения последних возможностью работать в безопасной, благоприятной среде и не подвергаться атакам, репрессиям и необоснованным ограничениям. Юридическое признание и защита правозащитников также способствует расширению целей защиты прав человека и поощрению демократии,. Уже 30 лет, с 02 марта 1992 г. Республика Казахстан является членом Организации Объединенных Наций, выступая с многочисленными мирными и демократическими инициативами. 07 сентября 2021 г. Казахстан подал заявку и 14 октября 2021 г. Генеральной Ассамблеей ООН уже во второй раз был избран в Совет ООН по правам человека – межправительственный орган системы ООН, образованный в 2006 г. В состав Совета входят 47 государств, ответственных за поощрение и защиту прав человека по всему миру. В заявлении Министерства иностранных дел РК от 15 октября 2021в связи с этим событием говорится, что «избрание нашей страны в главный правозащитный орган всемирной организации является признанием ее роли в качестве активного и ответственного участника процесса продвижения международных норм и стандартов в области защиты прав и свобод человека».Как отметила в связи с этим событием Уполномоченный по правам человека РК Эльвира Азимова - членство в Совете стимулирует Казахстан не только на продвижение региональных инициатив, но выход на качественный уровень исполнения принятых обязательств.Именно в этот период Казахстан может и должен показать свою приверженность демократическим принципам и готовность в полной мере признавать и защищать основные права и свободы человека, внедряя положения Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой резолюцией 53/144 Генеральной ассамблеи ООН от 09 декабря 1998 г., путем принятия Закона о признании и защите прав правозащитников. Тем более, что и в послании Главы государства К.К.Токаева народу Казахстан от 01.09.2021 г. «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны», в главе 6 «Политическая модернизация и защита прав человека», Президент страны указал: «Защищая права граждан, нельзя забывать и о правах правозащитников, в том числе адвокатов. Следует обеспечить безопасность их деятельности, пресекать незаконные действия, препятствующие их работе». Правозащитники играют важнейшую роль и выполняют важные и законные функции в демократических обществах. Активное участие индивидов, групп, организаций и институтов имеет решающее значение для обеспечения постоянного прогресса в реализации международных прав человека. Гражданское общество помогает государствам в полном объеме обеспечивать соблюдение прав человека, основных свобод, а также принципов демократии и верховенства права. Государство должно понимать, что различающиеся взгляды могут выражаться мирным способом в демократических обществах; они должны открыто признать важную и законную роль правозащитников. В то же время, правозащитники подвергаются особому риску и часто становятся жертвами серьезных злоупотреблений из-за своей правозащитной деятельности. Вследствие этого они нуждаются в особой и усиленной защите на местном, национальном и международном уровнях. Некоторые группы правозащитников подвергаются повышенному риску ввиду особого характера своей работы, вопросов, которыми они занимаются; условий, в которых они ведут свою деятельность; своего географического региона или своей принадлежности к определенной группе или связи с ней. К сожалению, анализ ситуации с соблюдением прав человека и прав правозащитников в нашей стране показывает наличие существенных проблем и постоянный рост угроз в отношении правозащитников. Так, если в 2011 г. по сведениям мониторинга ситуации с безопасностью правозащитников был зафиксирован 101 факт угроз, в 2016 г. – 458 фактов, то в 2020 г. уже 1414 фактов, а в 2021 г. - _________ фактов угроз в отношении правозащитников.
Не случайно, Европейский парламент 11.02.2021 г. принял Резолюцию о ситуации с правами человека в Казахстане (2021/2544 (RSP), в которой, помимо прочего, учел «…тревожное ухудшение общей ситуации с правами человека и репрессии в отношении организаций гражданского общества в Казахстане, которые были отмечены в последние недели с жесткими ограничениями, наложенными на право на свободу выражения мнений, мирных собраний и ассоциаций; поскольку гражданское общество и правозащитные организации, работающие в Казахстане, подвергаются растущему давлению и наказанию со стороны властей страны, что препятствует усилиям по реформированию и ограничивает важную работу гражданского общества; ..поскольку 21 декабря 2015 года Европейский Союз и Казахстан подписали Соглашение Европейский парламент 1. Настоятельно призывает Правительство Казахстана действовать в соответствии со своими международными обязательствами и уважать права человека и основные свободы, закрепленные в статьях 1, 4, 5 и 235 EPCA; призывает власти Казахстана соблюдать международные стандарты в отношении соблюдения правовых рамок для проведения выборов и выполнять рекомендации МНВ БДИПЧ, в том числе касающиеся конституционно гарантированных основных свобод, участия гражданского общества, политического плюрализма, беспристрастности администрации выборов, право голосовать и баллотироваться на выборах, регистрация избирателей, средства массовой информации и публикация результатов выборов; 2. Призывает Правительство Казахстана снять политически мотивированные обвинения и положить конец всем формам произвольных задержаний, репрессалий и преследований в отношении правозащитников, религиозных организаций, организаций гражданского общества, профсоюзов, журналистов и политических оппозиционных движений, а также позволить людям свободно выражать свои политические, религиозные и другие взгляды; призывает правительство внести поправки в новый закон о мирных собраниях, чтобы гарантировать эту свободу; 6. Призывает Казахстан осуществить реформы, направленные на дальнейшую модернизацию страны, демократию и стабильность, активизировать усилия по реформированию политической системы Казахстана с целью развития парламентаризма и многопартийности и расширения гражданского участия; отмечает создание Высшего совета по реформам и принимает к сведению объявление властями Казахстана о новом этапе реформ, в частности, по вопросам правоохранительной деятельности, судебной системы и приоритизации прав человека; подчеркивает важность продолжения этого процесса, включая внесение изменений в избирательное законодательство и полное выполнение рекомендаций БДИПЧ / ОБСЕ; 7. Призывает власти Казахстана прекратить использование уголовного кодекса против активистов, блогеров, журналистов и других лиц за осуществление своего права на свободу выражения мнения; и другие требования – всего – 27 пунктов резолюции. Январские события в Алматы и других городах страны и последовавшая за ними реакция международного сообщества, вновь подтверждают необходимость защиты правозащитников. Таким образом, в настоящее время имеется острая необходимость в Законе, который в соответствии с требованиями Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 09.12.1998 г., Всеобщей Декларации прав человека от 10.12.1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., ратифицированного Республикой Казахстан 28.11.2005 г., Руководящими принципами по защите правозащитников, опубликованными БДИПЧ ОБСЕ в 2014 г., Конституции Республики Казахстан, направлен на закрепление и создание условий для признания и защиты правозащитников, реализации прав и основных свобод человека в Республике Казахстан.
Настоящий проект Закона подготовлен на основе типового Закона о признании и защите правозащитников. «Он разрабатывался Международной службой по правам человека в течение трех лет, на основании следующих материалов: - сравнительные правовые исследования в области передового опыта и ограничительной практики в области признания и защиты правозащитников, охватывающие почти 40 стран со всех регионов; - очные консультации с более чем 500 правозащитниками из свыше 110 Государств со всех регионов, суб-регионов и правовых традиций; - наблюдательная миссия и сравнительный обзор литературы; и - широкое взаимодействие с высококлассными экспертами по правам человека и юристами при разработке настоящего типового закона, включая двухдневное совещание для оформления проекта закона. Типовой закон был подготовлен при существенном вкладе и безвозмездной помощи экспертов FreshfeldsBruckhausDeringer». Окончательно типовой закон был утвержден группой экспертов из 27 человек в ходе совещания в г. Босси, Швейцария, 10-11 мая 2016 г.
«Основные элементы, необходимые для безопасной и благоприятной деятельности правозащитников, освещены в отчете бывшего Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников, MargaretSekaggya[1], представленном в декабре2013 года, и включают следующее: - благоприятные правовые, институциональные и административные рамки; -борьба с безнаказанностью и обеспечение доступности правосудия за жестокость в отношении правозащитников; -сильные, независимые и эффективные национальные правозащитные учреждения; -эффективные стратегии и механизмы защиты, в том числе общественная поддержка деятельности правозащитников; -особое внимание к рискам и проблемам, с которыми сталкиваются женщины-правозащитницы и те, кто связан с защитой прав женщин и гендерными вопросами; -уважение и поддержка деятельности правозащитников со стороны негосударственных субъектов; -безопасный и открытый доступ к Организации Объединенных Наций и международным правозащитным органам; а также - сильное, динамичное и разнообразное сообщество правозащитников». Институтом законодательства РК составлена Аналитическая справка на Типовой закон для признания и защиты правозащитников, в которойуказывается, что в Типовом законе отсутствуют четкие признаки правозащитников, в связи с чем, якобы, «представляется достаточно сложным определить «правозащитников» в качестве индивидуально определенных лиц, так как под это определение в широком смысле подходят все лица (включая лица, без юридического образования) защищающие права человека». Вместе с тем, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона РК «О правовых актах» от 06.04.2016 г., правовые акты «должны быть обращены к неопределенному кругу лиц или к индивидуально определенным лицам». Рассматриваемыйпроект обращен к неопределенному кругу лиц.
В проектеопределяются понятия «правозащитник» и «правозащитная деятельность». В контексте настоящего Закона правозащитник означает любое лицо, индивидуально или совместно с другими, без какой-либо регистрации, действующее или стремящееся к действию в целях поощрения, защиты и реализации прав и основных свобод человека на местном, национальном, региональном и международном уровнях. правозащитная деятельность – самостоятельная, инициативная, добровольная деятельность в целях поощрения, эффективной реализации и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами, которую правозащитники могут осуществлять на штатной или внештатной основе, как часть их профессии/занятия, на платной или безвозмездной основе.
Употребляемое в законе определение «правозащитник», указываетсяУправлением Верховного комиссара ООН по правам человека в Информационном бюллетене № 29, Правозащитники: защищая право на защиту прав человека (2004), стр. 2 «Правозащитник» — термин, используемый для описания людей, которые индивидуально или совместно с другими, поощряют или защищают права человека. Фраза «на местном, национальном, региональном и международном уровнях» была добавлена, чтобы было ясно, что правозащитники могут действовать, поощрять или защищать права человека в том государстве, где они проживают (будь то на местном, региональном или национальном уровнях) или за его пределами. Эта формулировка также приводится в других документах, таких, как ст. 1 Декларации ООН: Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях. См. также второй отчет Межамериканской комиссии по правам человека о положении правозащитников в Северной и Южной Америке (2011), стр. 4: ... любой человек, который каким-либо образом пропагандирует или добивается реализации прав человека и основных свобод на национальном или международном уровнях». Ряд внутренних документов содержат более подробное определение «правозащитник». См., например, ст. 3(а) Закона Филиппин и ст. 5 Закона Конго.
В предлагаемом проекте закона определение правозащитник расширено путем добавления термина правозащитная деятельность, которая включает в себя деятельность на штатной или внештатной основе, на платной или добровольной основе, как часть профессии/занятия. Важен момент, что статус правозащитника не требует никакой регистрации. Аналогичным образом, действовать в этом направлении могут также незарегистрированные ассоциации. В статье 1 Декларации ООН в определении правозащитник не содержится слов «мирными средствами». Однако, следует отметить, что другие разделы Декларации ООН и сам Типовой закон включают в себя такое требование. Статья 12(3) Декларации ООН гласит, что «Каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право на эффективную защиту национального законодательства в случае принятия ответных мер или выступлений с использованием мирных средств против деятельности или действий, вменяемых государству, результатом которых являются нарушения прав человека и основных свобод, а также против актов насилия, совершаемых группами или отдельными лицами и затрагивающих осуществление прав человека и основных свобод». Далее, статья 13 Декларации устанавливает, что «Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами в соответствии со статьей 3 настоящей Декларации». Таким образом, определения «правозащитник» и «правозащитная деятельность», используемые в законе, соответствуют нормам международного права и не противоречат Конституции Республики Казахстан.
Глава 2 проекта Закона содержит четырнадцать статей и определяет основные права и обязательства правозащитников по защите прав и основных свобод человека, в том числе: Статья 4. Право на поощрение и защиту прав человека и основополагающих свобод Статья 5. Право на формирование групп, ассоциаций и организаций, а также сотрудничество с неправительственными, правительственными и межправительственными организациями, международными и региональными правозащитными органами и механизмами Статья 6. Право запрашивать, получать и использовать ресурсы Статья 7. Право искать, получать и распространять информацию Статья 8. Право на развитие и пропаганду идей, связанных с правами человека Статья 9. Право на участие в управлении делами государства Статья 10. Право на мирные собрания Статья 11. Право на представление и правовую защиту Статья 12. Право на свободу передвижения Статья 13. Право на частную жизнь Статья 14. Свобода от запугивания или мести Статья 15. Право на культурную самобытность и развитие личности Статья 16. Ограничения прав правозащитников Статья 17. Другие права и свободы, не влияющие на интерпретацию
Все описанные в проекте закона права и основные свободы, соответствуют международным нормам и не противоречат Конституции Республики Казахстан. Их указание в настоящемзаконе необходимо, учитывая фактическое состояние прав правозащитников и требования Декларации ООН.
Глава 3 проекта содержит одиннадцать статей и определяет обязанности государства и государственных органов по соблюдению прав правозащитников и реализации основных прав и свобод человека в Республике Казахстан. Глава 4 проекта содержит четыре статьи и посвящена созданию и основным правилам, принципам функционирования национального Механизма по защите прав правозащитников. Руководящие принципы по защите правозащитников, составленные БДИПЧ ОБСЕ в 2014 г. дают разъяснения и понимание сути некоторых норм предлагаемого проекта Закона.
Так, Статья 5. Закона предлагается в следующей редакции: Право на формирование групп, ассоциаций и организаций, а также сотрудничество с неправительственными, правительственными и межправительственными организациями, международными и региональными правозащитными органами и механизмами
Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право сформировать, присоединиться и участвовать в группах, ассоциациях, организациях, их коалициях, и неправительственных организациях, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных, созданных и действующих в целях поощрения и стремления к защите и реализации прав человека и основных свобод, на территории Республики Казахстан, либо в других странах, на региональном или международном уровнях.
Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право свободно поддерживать связь, иметь доступ и сотрудничество с неправительственными, правительственными и межправительственными организациями, механизмами или экспертами, имеющими полномочия в сфере прав человека и основных свобод, а также с дипломатическими представительствами.
Свобода объединений – это основополагающее право, которое является «необходимым условием для реализации других основных свобод» и «тесно переплетается со свободой выражения мнений и собраний, а также с другими правами человека». Свобода объединений имеет существенное значение для защиты прав человека. Это подчеркивается в Декларации ООН о правозащитниках, в частности в статье 5 Декларации, где указано, что в целях поощрения и защиты прав человека и основных свобод каждый человек имеет право создавать неправительственные организации, ассоциации или группы, вступать в них и участвовать в их деятельности. Кроме норм вышеназванной Декларации, статьей 22(1) Международного Пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Казахстан, предусматривается, что «каждый имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать и вступать в профсоюзы для защиты своих интересов». Согласно статье 20 Всеобщей Декларации прав человека, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и объединений» и «никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию». Никакие ограничения не должны налагаться на осуществление права на свободу объединений – за исключением тех, которые предписаны законом, служат законным целям и необходимы в демократическом обществе. Как оговорено в международном праве, ограничения права на свободу объединений допустимы только на следующих основаниях: интересы национальной безопасности; охрана общественного порядка, здоровья и нравственности населения; предупреждение беспорядков и преступлений; защита прав и свобод других граждан. При этом, должно быть предоставлено подробное и своевременное письменное объяснение любого ограничения, наложенного на данное право, и обеспечена возможность оспаривания этого ограничения в компетентном и независимом суде. Статьей 23 Конституции Республики Казахстан гарантируется право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|