|
|
|
Право на государственную службу в Казахстане: анализ законодательных ограничений и их соразмерности Исмагулов К.Е. доктор юридических наук, аналитик Конституционного Суда Республики Казахстан
Государственная служба - это особая ответственность перед своим народом, а не место для личного обогащения К.-Ж.К. Токаев[1]
Введение Государственная служба играет ключевую роль в реализации функций государства и обеспечивает его взаимодействие с гражданами. В Казахстан право на доступ к государственной службе закреплено Конституцией Республики Казахстан (далее - Конституция) как неотъемлемая часть принципа равенства и свободы труда. Однако установленные законом ограничения на занятие государственных должностей для лиц с судимостью или дискредитирующим прошлым вызывают вопросы с точки зрения их соответствия конституционным принципам соразмерности и справедливости. Современная практика применения статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан»[2] (далее - Закон о госслужбе) выявляет правовые коллизии, связанные с бессрочными запретами на занятие государственных должностей для лиц, осужденных за тяжкие преступления, даже после погашения судимости. Это создает правовую неопределенность и противоречит международным стандартам, которые требуют учета характера правонарушения и личности виновного при установлении таких ограничений. Настоящая статья посвящена анализу законодательных ограничений на доступ к государственной службе в Казахстане, их обоснованности и соответствия принципам правового государства. Исследование направлено на выявление путей устранения правовых пробелов и обеспечения баланса между защитой общественных интересов и соблюдением прав граждан.
I.Анализ законодательства Республики Казахстан
Принятая 30 августа 1995 года на всенародном референдуме Конституция, вобрав в себя лучшие идеи демократии, во главу угла ставит человека с его правами и свободами. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции человек и его права, свободы являются высшей ценностью государства, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Они признаются и гарантируются государством, являются прирожденными, абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Нормы статьи 24, 33 и 39 Конституции, не раз были предметом рассмотрения в ряде итоговых постановлений уже вновь созданного органа конституционного контроля Республики Казахстан[3]. Как отмечалось в них, равное право граждан на доступ к государственной службе связано и с реализацией права каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, а по отдельным категориям государственных должностей - права гражданина Республики быть избранным в государственные органы (пункт 1 статьи 24 и пункт 2 статьи 33 Основного Закона). Конституционное право граждан на доступ к государственной службе может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Законодатель обязан исходить из конституционных пределов допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина, не искажая существа конституционных прав и свобод и не вводя таких ограничений, которые не согласуются с конституционно определенными целями. Любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватными законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности. Обозначенные подходы корреспондируются с положениями международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан. Приведенные конституционные положения соотносятся со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах[4], в силу которого каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность: принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе и пунктом 7 статьи 30 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 4 мая 2008 года, которая устанавливает, что когда это является обоснованным с учетом степени опасности преступления, каждое государство-участник в той мере, в какой это отвечает основополагающим принципам его правовой системы, рассматривает возможность установления процедур для лишения на определенный срок, установленный в его внутреннем законодательстве, по решению суда или с помощью любых других надлежащих средств, лиц, осужденных за преступления, права занимать публичную должность и занимать должность в каком-либо предприятии, полностью или частично находящемся в собственности государства. Касательно статьи 16 Закона о госслужбе (Условия поступления на государственную службу) Рассматриваемая статья определяет условия и ограничения для граждан, желающих поступить на государственную службу. Она охватывает несколько ключевых аспектов, направленных на обеспечение профессионализма, компетентности и законопослушности государственных служащих. 1. Квалификационные требования и ограничения по возрасту. Закон определяет, что на государственную службу могут быть приняты граждане, соответствующие профессиональным и личным критериям, обладающие необходимым уровнем образования и состоянием здоровья, и не достигшие пенсионного возраста. Однако для политических должностей возрастное ограничение не применяется, и президент Казахстана имеет право назначать лиц пенсионного возраста на политические посты. Это создает гибкость в назначении высококвалифицированных специалистов на руководящие должности. 2. Процесс отбора в правоохранительные органы. Для поступающих на службу в правоохранительные органы предусмотрено обязательное тестирование, за исключением некоторых категорий (например, поступающих на обучение). Закон подчеркивает необходимость оценки личных качеств кандидатов, что важно для обеспечения высоких стандартов службы. 3. Ограничения на прием на государственную службу. Статья включает широкий перечень ограничений, направленных на исключение лиц с дискредитирующей репутацией или уголовным прошлым. В частности, ограничены права на государственную службу для граждан с судимостью, коррупционными правонарушениями, дисциплинарными проступками, а также для тех, кто был уволен по отрицательным мотивам. Эти нормы направлены на предотвращение проникновения на государственные должности лиц с сомнительной репутацией, что является важным элементом борьбы с коррупцией и защиты общественных интересов. 4. Запрет дискриминации. Статья предусматривает, что при приеме на государственную службу не допускается дискриминация по происхождению, полу, расе, национальности, вероисповеданию и другим характеристикам, что отражает приверженность Казахстана принципам равенства и справедливости. 5. Предоставление деклараций о доходах. Лица, поступающие на государственную службу, обязаны представлять декларацию об активах и обязательствах, что способствует обеспечению прозрачности и контроля за финансовыми интересами госслужащих. Это является важным инструментом в борьбе с коррупцией. В целом, статья 16 Закона о госслужбе содержит четкие требования и механизмы для отбора квалифицированных и надежных кандидатов на государственную службу. Закон направлен на обеспечение профессионализма, законопослушности и прозрачности госслужащих, что способствует укреплению доверия граждан к государственным органам. В пункте 3 указанной статьи указаны основания, по которым гражданин не может быть принят на государственную службу. Такими основаниями являются: 1) моложе восемнадцати лет, если законодательством Республики Казахстан в отношении соответствующих государственных должностей не установлены иные требования; 2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 3) лишенный судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; 4) имеющий заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий, на основании заключения медицинского учреждения, в случаях, когда специальные требования к состоянию здоровья для занятия соответствующих государственных должностей установлены в квалификационных требованиях; 5) отказавшийся принять на себя ограничения, установленные настоящим Законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию его статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах; 6) который в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекался к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. При этом на государственную службу не допускается гражданин, уволенный за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу; 6-1) который в течение трех лет перед поступлением на государственную службу был уволен с политической государственной службы в связи с утратой доверия; 7) на которого в течение трех лет до поступления на государственную службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось административное взыскание; 8) совершивший коррупционное преступление; 9) в отношении которого в течение трех лет перед поступлением на государственную службу за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести вынесен обвинительный приговор суда или который освобожден от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка или преступлений небольшой и средней тяжести на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан; 10) имеющий судимость, которая ко времени поступления на государственную службу не погашена или не снята в установленном законом порядке; 11) ранее судимый или освобожденный от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан за совершение тяжких или особо тяжких преступлений; 12) совершивший преступление в составе преступной группы; 13) в отношении которого уголовное дело о преступлении в составе преступной группы прекращено органом уголовного преследования или судом на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан до истечения срока нижнего предела наказания в виде лишения свободы, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Республики Казахстан; 14) уволенный по отрицательным мотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов, с должности судьи, воинской службы, за исключением случаев увольнения гражданина на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд, который вправе поступить на государственную службу по истечении трех лет после такого увольнения; 15) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан. Норма пункта 11) взаимосвязана с нормами уголовно-процессуального законодательства, которые устанавливают, что не может быть принят на госслужбу гражданин ранее судимый или освобожденный от уголовной ответственности за совершение преступления на основании: вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенные деяния; за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности; если в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, кроме случаев, когда производство по делу необходимо для применения к нему принудительной меры медицинского характера; в связи с отказом в даче согласия уполномоченным органом или должностным лицом на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего привилегиями или иммунитетом от уголовного преследования; в отношении лица, подлежащего освобождению от уголовной ответственности в силу положений Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также при обстоятельствах, позволяющих не осуществлять уголовное преследование за совершение тяжких или особо тяжких преступлений. Данная норма не устанавливает иной связи между совершённым преступлением и запретом на занятие государственной службы, кроме предположения, что лицо, однажды осужденное к лишению свободы, не должно выполнять властные и управленческие функции. Однако бессрочное ограничение этого права на основании одной лишь судимости не может быть оправдано — оно не должно быть необратимым. Бессрочное лишение гражданина права на поступление на государственную службу, при том, что он не был приговорен к пожизненному лишению свободы, представляет собой ограничение, которое затрагивает саму суть этого права, делая невозможным его реализацию в любой форме на протяжении всей жизни, даже после отбытия наказания. Это фактически превращает данное ограничение в отмену права на поступление на государственную службу. В статье 4 Сиракузских принципах толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах[5] указано, что толкование ограничений должно происходить с учетом характера и контекста, в котором существует каждое из ограничиваемых прав. При установлении определённого, достаточно продолжительного срока ограничения данного права, соразмерность должна обеспечиваться не только через его законодательное применение к категориям тяжких и особо тяжких преступлений, но и через индивидуализацию наказания, назначаемого судом. Это наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, отнесённого к данным категориям, а также учитывать обстоятельства его совершения и личность виновного. В соответствии с подпунктом 12) пункта 1 Перечня документов, необходимых для ведения личного дела государственного служащего[6], при назначении на должность государственного служащего гражданин должен указать в автобиографии следующие сведения: фамилию, имя и отчество (при наличии), предыдущие фамилию, имя и отчество (при наличии) с указанием даты и причины их изменения (если они изменялись); дату и место рождения; с какого времени начал(а) трудовую деятельность; кем, где и когда работал(а), причины смены работы; когда и кем был призван на службу в Вооруженные Силы, где и в каком качестве проходил службу; дату и причину изменения гражданства (в случае изменения); фамилии, имена, отчества (при наличии), даты и места рождения, места проживания и гражданства супруга(и) и близких родственников; привлекались ли сам государственный служащий, его(ее) супруг(а) и близкие родственники к уголовной ответственности (когда и за что); даты и причины изменения гражданства супруга(и) и близких родственников (в случае изменения).
Мнение научного сообщества касательно рассматриваемой проблемы В 1965 году Яковлев А.М.[7] указывал, что одновременно с развитием уголовно-правового понимания судимости «развивалось общегражданское, административно-правовое понятие этого института, которое нашло свое выражение во включении в анкеты по приему на работу не только пункта «не имеет судимость», но даже и пункта «не привлекался к уголовной ответственности» В этот же период появилась критика самой концепции судимости, а не только её отдельных аспектов. К примеру, Степичев С.С.[8] предложил полностью отменить последствия судимости. Он полагал, что судимость препятствует случайным преступникам вернуться к обычной жизни, а для тех, кто неоднократно совершал преступления, она не имеет смысла. Никифоров Б.С.[9] имел иные мотивы, выступая против уголовно-правовых последствий судимости, поскольку считал, что ограничения, налагаемые на отбывших наказание, являются неоправданно суровыми. Архенгольц И.А.[10] указывает, что эффективность общеправовых последствий судимости необходимо оценивать с использованием определенных критериев: основной критерий эффективности отдельного общеправового ограничения - индивидуальный уровень рецидива лица именно в той сфере, в которой действует исследуемое ограничение. К примеру, исследование эффективности ограничения в виде запрета состоять на должности в государственной службе должно учитывать только совершение лицом рецидива преступления, непосредственно связанного с такой службой. Связь может заключаться в том, что занятие этой должности облегчило совершение нового преступления, предоставило возможность реализации преступного умысла или иным образом способствовало новому преступлению. Понятно, что подобный подход требует тщательной и кропотливой оценки обстоятельств дела, что, к сожалению, не всегда возможно. Представляет интерес вопрос о количестве ограничений - формальных и неформальных - для лиц, имеющих судимость, которые не нашли отражение в нормативно-правовых актах. Речь идет о внутренних, локальных документах субъектов хозяйственной деятельности, неформальных ограничениях при поступлении на государственную службу, а также о законности и справедливости таких требований. Данный вопрос, по-разному решаемый в зарубежных странах (иногда путем принятия законодательного запрета на дискриминацию лиц, имеющих судимость), в отечественном пространстве еще не рассматривался в достаточной мере. Петухова Ю.Н. в своем исследовании на тему «Правовое обеспечение государственного управления и местного самоуправления»[11] указывает, что в России гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность выполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия неснятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости, согласно ст. 16 Закона № 79-ФЗ. На государственной службе иных видов являются основаниями, препятствующими нахождению на службе не только за должностное преступление, но и осуждение гражданина за преступление любого вида, наличие даже снятой и погашенной судимости, прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Данные требования закреплены в ст. 29 ФЗ о полиции, ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 16 ФЗ о Следственном комитете РФ, п. 18 Указа Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». Однако не для всех иных видов государственной службы предусмотрены такого рода ограничения. Так, согласно ст. 7 ФЗ о службе в таможенных органах при поступлении и прохождении правоохранительной службы в таможенных органах ограничением будет являться наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости, а также лишение его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока. Лисов В.В.[12] предлагает признать допустимым прием на гражданскую службу (или оставление на службе) лиц, впервые совершивших неумышленное преступление небольшой тяжести, если только им не было назначено наказание, исключающее это. В отношении же граждан, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, рассматриваемое ограничение должно быть ужесточено: по примеру правоохранительной и военной службы им должен быть полностью запрещен доступ на гражданскую службу, в том числе, и после погашения (снятия) судимости. В дополнение к критике института судимости в целом, ряд авторов выступал против общеправовых последствий судимости, предусмотренных в гражданском, семейном, конституционном, государственном, трудовом и других отраслях права[13]. Другие занимали промежуточную позицию, признавая, что запрет заниматься некоторыми видами деятельности или занимать определенные должности небезоснователен. Например, Горобцов В.И.[14] предлагал некоторые ограничения, связанные с судимостью, выводить в самостоятельную правовую категорию, не совпадающую, однако, с судимостью - «меры постпенитенциарного воздействия». Примечательно, что уже в конце 80-х годов XX века советские криминологи разработали признаки организованной преступности, в рамках которых указывалось на обязательное присутствие в составе такой группы государственного служащего[15]. СПРАВОЧНО: Согласно данным КПСиСУ Генеральной прокуратуры Республики Казахстан[16] за 2023 год было совершено 165 660 уголовных правонарушений, 489 из которых было совершено государственными служащими. Жандыкеева Г.Е.[17] также указывает, что зачастую участниками организованной преступности выступают государственные служащие, что обусловлено высокой степени коррумпированности системы государственной службы. Поэтому, по нашему мнению, запрет на занятие государственных должностей лицами с судимостью является попыткой обеспечить высокие стандарты этики и доверия к государственным служащим. Однако это правило не всегда может отражать полную картину действительности. Иногда на государственных службах могут находиться люди с безупречной репутацией, которые фактически связаны с организованными группировками, но это может быть скрыто от общества из-за отсутствия явных доказательств или недостатка контроля. Такое положение вещей подчеркивает важность комплексной оценки кандидатов на государственную службу, которая не должна ограничиваться лишь наличием или отсутствием судимости. Необходимо вести более глубокий анализ их связей, поведения и репутации в сообществе. Эффективные механизмы мониторинга и отчетности могут помочь обнаружить такие случаи и предотвратить попадание в государственные структуры лиц с сомнительными связями. Кроме того, важно помнить, что репутация и честность индивидов играют ключевую роль в создании доверия к государственным институтам. В конечном счете, защита интересов общества требует прозрачности и строгих мер по отбору госслужащих, чтобы исключить не только тех, кто имеет судимость, но и тех, кто может быть вовлечен в недобросовестную деятельность, даже если на первый взгляд они кажутся безупречными.
Опыт зарубежных стран
В зарубежном законодательстве институт судимости является значительным препятствием для поступления на государственную службу, причем конкретные нормы и ограничения различаются в зависимости от страны. Рассмотрим примеры из нескольких стран: Так, в США ограничения на занятие государственных должностей для лиц с судимостью могут различаться в зависимости от штата и уровня должности (федеральная, штатная или местная служба). 1. Федеральное законодательство На федеральном уровне законы ограничивают доступ к государственным должностям для лиц, осужденных за преступления, связанные с коррупцией, изменой, государственной изменой или преступлениями, подрывающими общественное доверие. К примеру, согласно Title 5, Section 7313 U.S. Code[18], если правонарушение, за которое он осужден, является тяжким преступлением[19], то он не имеет права принимать или занимать какую-либо должность в Правительстве Соединенных Штатов или в правительстве округа Колумбия в течение пяти лет, непосредственно следующих за датой, когда его осуждение становится окончательным. Любое такое лицо, занимающее должность в правительстве Соединенных Штатов или правительстве округа Колумбия на дату вынесения окончательного приговора, должно быть отстранено от такой должности. Это правило направлено на защиту общественного доверия и обеспечение этичности и честности в органах власти. В соответствии с Title 10 U.S. Code § 657[20] закреплен запрет на службу в вооруженных силах лицам, осужденным за определенные сексуальные преступления: (1) Изнасилование или сексуальное насилие; (2) Насильственная мужеложство; (3) Инцест; (4) Попытка совершения вышеуказанных преступлений. 2. Принцип дисквалификации в зависимости от преступления Препятствие для поступления на государственную службу также зависит от категории преступления. В США судимость за тяжкие уголовные преступления (felonies) может навсегда лишить человека возможности занимать государственные должности. Например, лицам, осужденным за насильственные преступления, кражу, мошенничество или наркоторговлю, как правило, запрещено поступать на государственную службу, особенно если их преступление связано с исполнением профессиональных обязанностей. 3. Законы отдельных штатов Ограничения на поступление на государственную службу для лиц с судимостью могут различаться в зависимости от штата. В некоторых штатах действуют более строгие правила, в то время как другие штаты предоставляют возможность лицам с судимостью реабилитироваться и после определенного периода времени (после погашения судимости) подавать заявление на государственные должности. Например, некоторые штаты допускают работу на государственных должностях после истечения срока реабилитации (обычно 5-10 лет после завершения наказания), если судимость была связана с менее тяжкими преступлениями. 4. Исключения и реабилитация Некоторые штаты США принимают меры для предоставления возможностей лицам с судимостью через законы, подобные политике «Ban the Box»[21]. Эти законы позволяют исключить вопрос о судимости на первом этапе подачи заявления на работу, что даёт соискателям больше шансов быть оцененными по их квалификациям и опыту, а не по прошлому. Однако на более поздних этапах процесса найма судимость всё же может быть учтена, особенно для высоких государственных должностей, требующих повышенного доверия и безопасности. Таким образом, институт судимости в США серьёзно влияет на возможность поступления на государственную службу, и конкретные правила и ограничения зависят от характера преступления, уровня должности и штата. В Японии принцип равенства доступа граждан к государственной службе закреплен в законодательстве, обеспечивая всем гражданам равные возможности для поступления на государственные должности. Конституция Японии[22] гарантирует право на равный доступ к государственной службе без дискриминации по признакам пола, расы, социального положения или вероисповедания (статья 14 ,15). Важным аспектом является то, что кандидаты на государственные должности должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, таким как образование, профессиональные навыки и моральные качества, что гарантирует компетентность государственных служащих. Отбор на государственные должности в Японии осуществляется через конкурсные экзамены, которые прозрачны и едины для всех кандидатов, что обеспечивает объективность и справедливость при поступлении на государственную службу. Государство стремится к созданию инклюзивной системы, предоставляющей равные возможности для всех граждан, вне зависимости от их социального или экономического положения. Таким образом, в Японии обеспечивается равенство доступа граждан к государственной службе, что способствует формированию компетентного и разнообразного государственного аппарата. В соответствии со статьей 38 Закона о национальной государственной службе Японии (National Public Service Act[23]) ни одно лицо, подпадающее под любое из следующих положений, не имеет права занимать государственную должность, за исключением случаев, предусмотренных правилами Национального кадрового управления: (і) совершеннолетний подопечный или лицо, находящееся под опекой; (ii) лицо, осужденное за совершение преступления к лишению свободы или более тяжкому наказанию, и исполнение наказания которого не окончено или которое еще не перестало подлежать исполнению наказания; (iii) лицо, уволенное в дисциплинарном порядке, и со дня принятия такого решения не истек двухлетний срок; (iv) Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьями 109-111 включительно, когда оно занимало должность комиссара или генерального секретаря Национального кадрового управления и было наказано; (v) Лицо, которое в день или после вступления в силу Конституции Японии сформировало или принадлежало к политической партии или другой организации, которая выступала за свержение силой Конституции Японии или созданного в соответствии с ней правительства. В законодательстве Польши институт судимости играет важную роль в регулировании допуска граждан к государственной службе. Лица с судимостью за определенные преступления могут быть лишены права на занятие государственных должностей, что служит одной из мер обеспечения честности и законопослушности среди государственных служащих. Согласно уголовному законодательству Польши, лица, осужденные за определенные категории преступлений, включая коррупцию, взяточничество, хищение, насильственные преступления и другие тяжкие преступления, могут быть лишены права занимать государственные должности. Эти ограничения распространяются как на государственные должности, так и на другие ответственные посты, связанные с управлением государственными ресурсами или обеспечением безопасности. Статья 41 Уголовного кодекса Польши[24] предусматривает возможность назначения наказаний в виде лишения права занимать государственные должности или участвовать в определенных профессиональных или социальных видах деятельности. Такие наказания могут назначаться как временно, так и бессрочно в зависимости от тяжести преступления. В соответствии с Закон о государственной службе Польши[25], лица, претендующие на государственные должности, обязаны предоставить свидетельство о несудимости (zaświadczenie o niekaralności). Это обязательное требование подтверждает, что кандидат не имеет судимости, которая могла бы препятствовать его назначению на должность. В случаях, если судимость существует, доступ к государственной службе для таких лиц автоматически закрыт. Закон прямо не указывает конкретную статью, регламентирующую «zaświadczenie o niekaralności» (свидетельство о несудимости), но требование предоставления данного документа обусловлено общими положениями закона, касающимися квалификационных требований к кандидатам на государственную службу. В частности, это относится к требованиям, касающимся добросовестности и отсутствия судимости, что подразумевает обязательное представление свидетельства о несудимости. Кроме того, это требование вытекает из более общего законодательства Польши, например, из Закона о Национальном реестре судимостей (Ustawa o Krajowym Rejestrze Karnym), который регулирует выдачу таких справок для различных целей, включая поступление на государственную службу. Хотя конкретная статья Закона о государственной службе Польши может не регламентировать этот вопрос напрямую, требование о представлении справки о несудимости является неотъемлемой частью процесса отбора государственных служащих и подтверждается другими нормативно-правовыми актами страны. В Польше также существует понятие реабилитации и погашения судимости. В зависимости от категории преступления, через определённое время после отбытия наказания и при соблюдении требований закона, судимость может быть погашена, и лицо может получить возможность вновь претендовать на государственные должности. Например, для менее тяжких преступлений погашение судимости может произойти через 5-10 лет после окончания наказания. Особое внимание уделяется лицам, осужденным за коррупционные преступления. В соответствии с законодательством Польши, такие лица могут быть навсегда лишены права занимать государственные должности. Это связано с высокой ответственностью государственных служащих и необходимостью защиты государственного аппарата от коррупции и злоупотреблений. Таким образом, в Польше институт судимости является значительным препятствием для поступления на государственную службу, особенно для лиц, осужденных за тяжкие преступления. Законодательство направлено на защиту общественных интересов и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны государственных служащих, что укрепляет доверие к государственным институтам. В законодательстве Великобритании институт судимости играет важную роль в регулировании доступа к государственной службе, особенно для должностей, связанных с высоким уровнем ответственности, доверием и безопасностью. Лица с судимостью за определённые преступления могут быть ограничены или полностью лишены возможности поступить на государственную службу. Рассмотрим ключевые аспекты этого института. Одним из центральных законодательных актов, регулирующих вопрос судимости и её влияние на трудоустройство, является Закон о реабилитации правонарушителей (Rehabilitation of Offenders Act[26]) 1974 года. Этот закон устанавливает, что после определённого периода времени некоторые судимости могут быть «реабилитированы», что означает, что лицо не обязано раскрывать такие судимости при подаче заявления на работу, включая государственную службу. Период реабилитации зависит от тяжести преступления и назначенного наказания. Однако данный закон не распространяется на серьёзные преступления, и судимость за такие правонарушения может препятствовать поступлению на государственную службу на постоянной основе. Для определённых категорий государственных должностей, особенно тех, которые связаны с работой в правоохранительных органах, службе безопасности, органах правосудия, а также в сфере работы с уязвимыми группами населения (например, детьми или пожилыми людьми), судимость может стать непреодолимым препятствием для поступления на службу. Даже после истечения срока реабилитации лица с судимостью могут быть ограничены в доступе к таким позициям, поскольку они требуют безупречной репутации и высокого уровня доверия. Работодатели в Великобритании, особенно государственные органы, используют проверки «Услуга по раскрытию информации и запрету доступа»[27] (Disclosure and Barring Service) для получения информации о судимости кандидатов на должности. Данная проверка может включать как базовый, так и углублённый уровень, в зависимости от типа должности. Для должностей, связанных с национальной безопасностью, судимость, особенно за тяжкие или коррупционные преступления, может навсегда исключить возможность поступления на государственную службу. Великобритания уделяет особое внимание коррупционным и финансовым преступлениям. Лица, осужденные за такие правонарушения, как взяточничество, мошенничество, растрата государственных средств, могут быть навсегда дисквалифицированы от занятия государственных должностей. Эти ограничения направлены на предотвращение коррупции и поддержание высокого уровня доверия к государственным институтам. Некоторые судимости в Великобритании, такие как за особо тяжкие преступления, убийство, сексуальные преступления или преступления, связанные с терроризмом, никогда не подлежат реабилитации и навсегда лишают гражданина права занимать государственные должности. Это связано с необходимостью защиты общества и государства от лиц, которые совершили серьезные правонарушения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |