|
|
|
Открытое обращение президиума Республиканской коллегии адвокатов (23 января 2023 года)
Республиканская коллегия адвокатов в связи с назначением Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на 19 марта 2023 года внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан заявляет следующее.
Выступая на V заседании Национального совета общественного доверия 25 февраля 2021 года, Президент страны отметил, что «Строительство правового государства невозможно без сильной и независимой адвокатуры». В Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года Глава государства подчеркивал следующее: «Защищая права граждан, нельзя забывать и о правах правозащитников, в том числе адвокатов. Следует обеспечить безопасность их деятельности, пресекать незаконные действия, препятствующие их работе». Адвокатура с надеждой восприняла вышеуказанные программные установки Главы государства. В апреле прошлого года для их реализации адвокатура разработала и утвердила свой основной стратегический документ - Концепцию развития казахстанской адвокатуры на 2022-2025 годы «Новый Казахстан - новая адвокатура», а также подготовила проект поправок в действующее законодательство. Указанные документы были представлены госорганам, в том числе профильному министерству и Парламенту. По инициативе Республиканской коллегии адвокатов в Комиссии по правам человека при Президенте РК и Мажилисе Парламента РК состоялись презентации Концепции, по итогам которых: · Правительству РК было рекомендовано разработать единый проект закона в рамках реализации Концепции развития казахстанской адвокатуры в целях укрепления процессуального и институционального статуса адвокатов. · Депутатам Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента рассмотреть возможность разработки единого проекта Закона в рамках реализации Концепции развития казахстанской адвокатуры. Законопроект, подготовленный Республиканской коллегией адвокатов, был предварительно обсужден в рабочей группе при Сенате Парламента РК, а также в проектном офисе Министерства юстиции РК по ревизии УК и УПК РК. На первый взгляд ситуация изменилась - работа по строительству сильной и независимой адвокатуры идет. Вместе с тем, мы вынуждены констатировать нижеследующее: Первое. Предложения адвокатуры по ключевым вопросам не находят поддержки со стороны правоохранительных органов и Правительства РК. При этом в различных комиссиях и рабочих группах количество представителей госорганов больше, чем представителей адвокатуры. К примеру, состав проектного офиса по ревизии УК и УПК представлен в большей части государственными органами правоохранительного блока. В связи с этим мнение силовых структур превалирует над мнением небольшого числа представителей общественности - адвокатов и ученых-юристов. При этом правоохранительные органы также имеют огромное влияние на законодательный процесс. Не секрет, что депутаты, в большинстве своем имеющие большой стаж государственной службы, склонны поддерживать правительственное заключение, отражающее мнение правоохранительных органов. Более того, руководителями рабочих групп в Парламенте зачастую назначаются депутаты с преобладающим опытом работы в силовых структурах. В итоге в предыдущие годы мы много раз являлись свидетелями того, что из Парламента выходили выхолощенные законы, отражающие интересы органов, ведущих уголовный процесс. Второе. Профильное Министерство, к сожалению, не включилось в работу по нашей концепции и нашему законопроекту. На площадках, где мы презентуем свою концепцию и законопроект, Министерство юстиции часто поддерживает позицию правоохранительных органов. В то же время Министерство юстиции является уполномоченным органом в сфере оказания юридической помощи населению, и, по нашим ожиданиям, должно быть заинтересовано в усилении статуса и полномочий адвокатов. Качество оказываемой населению юридической помощи напрямую зависит от того, какими правами наделен адвокат, насколько он защищен от произвола, какие гарантии у него имеются, обеспечен ли принцип неотвратимости наказания за воспрепятствование адвокатской деятельности. Как видно из вышеизложенного, программные установки Главы государства по строительству независимой и сильной адвокатуры исполняются ненадлежащим образом либо искажаются. В итоге правильная и востребованная идея реализуется таким образом, что итог может остаться прежним - законодательство продолжит отражать в большинстве своем интересы правоохранительных органов. В этой связи призываем влиятельных и пользующихся уважением общества адвокатов принять участие на выборах Мажилиса Парламента РК и маслихатов в качестве кандидатов в депутаты. Без появления в Парламенте массы сильных и независимых адвокатов и юристов из негосударственного сектора реформы правоохранительных органов, адвокатуры и судебной системы будут неэффективными. Мы понимаем, что список политических партий невелик, но имеется возможность баллотироваться по одномандатным округам. Республиканская коллегия адвокатов, как профессиональная организация, не может участвовать в политических процессах, но готова поддержать своих коллег, независимо от их политических взглядов и предпочтений. Уверены, все адвокатское сообщество будет на стороне наших коллег. Республиканская коллегия адвокатов открыта к сотрудничеству с идущими на выборы политическими партиями, общественными деятелями которые готовы особый акцент в своей деятельности ставить на решение проблем в сфере защиты прав граждан и обеспечении их квалифицированной юридической помощью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |