|
|
|
Решение специализированного межрайонного административного суда Павлодарской области от 30 мая 2023 года № 5594-23-00-2/277
См.: Постановление судебной коллегии по административным делам Павлодарского областного суда от 12 сентября 2023 года № 5599-23-00-4а/233
ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
город Павлодар
Специализированный межрайонный административный суд Павлодарской области в составе: председательствующей судьи Рахматулиной Г.Б., рассмотрев в письменном производстве административное дело по иску: ИСТЕЦ: Чашкин Александр Семёнович ОТВЕТЧИК: республиканское государственное учреждение «Управление государственных доходов по городу Павлодар Департамента государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», республиканское государственное учреждение «Департамент государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», республиканское государственное учреждение «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» Государственное учреждение «Министерство финансов Республики Казахстан» ТРЕБОВАНИЕ ИСТЦА: об оспаривании действий ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: С 1 августа 2021 года истец является индивидуальным предпринимателем и состоит на регистрационном налоговом учете по месту осуществления деятельности в РГУ «Управление государственных доходов по городу Павлодар Департамента государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее - Управление, ответчик). 10 января 2023 года посредством веб-портала «Кабинет налогоплательщика» истец был уведомлен о присвоении средней степени риска по критерию «Среднемесячная заработная плата на одного работника» (далее открытый критерий) путем представления информации за №115671742 (далее - Извещение). Не соглашаясь с действиями налогового органа, через кабинет налогоплательщика 7 февраля 2023 года Чашкиным A.C. было направлено пояснение на указанное Извещение, согласно которому открытый критерий должен определяться как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников, что предусмотрено соответствующими Правилами. С учетом того, что налоговым органом расчет произведен по сведениям налоговой отчетности (ФНО 200.00) за 1 и 2 кварталы 2022 года, где указана общая численность работников «0», следовательно арифметический расчет по отношению к нулю является неверным и не может быть применен к налогоплательщику, не имеющему работников. Ввиду отсутствия изменений в сведениях по категорированию, 24 февраля 2023 года посредством веб-приложения «E-otinish» истец обратился с жалобой на действия Управления в РГУ «Департамент государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее Департамент, ответчик), которая была перенаправлена в РГУ «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее Комитет, ответчик). 12 апреля 2023 года последним жалоба оставлена без удовлетворения. Не соглашаясь с действиями Управления, Департамента и Комитета истец обратился в суд с иском об оспаривании, мотивируя свои требования тем, что установление для налогоплательщика средней или высокой степени налогового риска влечет изменение (ухудшение) ряда прав и возможностей налогоплательщика в рамках отношений, связанных с налоговым администрированием, вследствие дифференцированного применения мер налогового администрирования в случаях, установленных Налоговым кодексом. При отсутствии у истца работников, применение соотношения среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников, что предусмотрено пунктом 13 Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией - является недопустимым. Ввиду того, что система налоговых органов состоит из уполномоченного органа и его территориальных подразделений по областям, районам, городам, и истцу непонятно кем именно из ответчиков принято решение о присвоении средней степени риска, то иск подан к трем ответчикам. Ответчик Управление в своем отзыве указало, что критерии риска и порядок применения системы управления рисками по таким критериям определяются уполномоченным органом, которым в данном случае является Комитет, на что также указывает и сведения информационной системы ИНИС об отнесении Чашкина A.C. к средней степени риска, где указан код налогового органа Комитета - 101. Следовательно Управление не является надлежащим ответчиком, просили в иске отказать, поскольку Управлением степень риска истца не определялась. Департаментом предоставлен аналогичный отзыв. Комитетом в качестве ответчика предоставлен отзыв, согласно которому в соответствии с налоговым законодательством категорирование осуществляется путем отнесения деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов) к одной из трех степеней риска: низкой, средней или высокой. Согласно пункту 11 соответствующих Правил, степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией (открытые критерии) и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (закрытые критерии) и актуализируется раз в полугодие. По результатам категорирования на первое полугодие 2023 года истец отнесен к категории средней степени риска, на что повлияли открытые и закрытые критерии. Расчет открытого критерия «Среднемесячная заработная плата на одного работника» произведен по данным деклараций за 1-2 кварталы 2022 года. Среднемесячная заработная плата на одного работника составила 0 тенге, что на 100% ниже среднего показателя по отрасли «Профессиональная, научная и техническая деятельность» (код секции - М) по Павлодарской области - 227,4 тыс. тенге (по данным официального сайта Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан). При этом, на повышение степени риска также повлияли закрытые критерии, являющиеся конфиденциальной информацией. В связи с тем, что средняя степень риска, присвоенная истцу по результатам категорирования на первое полугодие 2023 года, определена в соответствии с действующим законодательством, просили в удовлетворении иска отказать. В предварительном слушании по запросу суда Комитета представлен расчет степени риска в отношении истца, информация и документы, подтверждающие отнесение к информации с пометкой «Для служебного пользования». Ходатайство истца об ознакомлении с указанными документами судом отклонено, поскольку указанные документы содержат в себе конфиденциальную информацию для служебного пользования, что прямо запрещено статьей 137 Налогового кодекса. Кроме того, по Правилам отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 июня 2022 года № 429, снятие копий для сторонней организации с документов с пометками «ДСП» и (или) «Конфиденциально» и изданий с пометкой «ДСП» производится на основании ее письменного запроса по разрешению руководителя государственного органа, подготовившего эти документы и издания. В данном случае, документы с грифом «ДСП» были представлены суду для ознакомления, согласия для ознакомления сторон, от органа готовившего эти документы, не имеется. На предварительном судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении иска, представители ответчиков просили об отказе на доводах отзыва, обращая внимание суда на то обстоятельство, что оспариваемая истцом степень риска определена до июля 2023 года. В период ее действия какого-либо права истца не нарушено. Определением суда от 22 мая 2023 года по заявлению сторон суд перешел к рассмотрению дела в письменном производстве. МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ: Согласно пунктам 1, 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, риском является вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий. Под оценкой рисков понимается деятельность органов контроля и надзора по измерению вероятности причинения вреда. Под системой оценки и управления рисками для целей контроля и надзора понимается процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов, указанных в части первой пункта 1 настоящей статьи, путем распределения субъектов (объектов) контроля и надзора по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля и надзора от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверок на соответствие требованиям. Критерием оценки степени риска является совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля и надзора, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля и надзора к различным степеням риска. Особенности оценки степени риска, осуществляемых органами государственных доходов, определяются Налоговым кодексом. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 136 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (далее Налоговый кодекс), система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска. Налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками (налоговыми агентами), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента). Критериями степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков (налоговых агентов) и последующее их категорирование по степеням риска. Критерии степени рисков являются конфиденциальной информацией, за исключением критериев, предусмотренных указанным пунктом. Порядок применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией, за исключением пункта 2 настоящей статьи, определяется уполномоченным органом (пункты 1, 2 статьи 137). Следовательно, оценка степени риска налогоплательщика, отнесение его к определенной степени риска входит в компетенцию налоговых органов, предоставленной им законодательством. Доводы истца в части необоснованного отнесения к средней степени риска, были проверены судом. Установлено, что оценка степени риска истца была произведена Комитетом в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 252 «Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией» (далее Правила), согласно которым категорирование осуществляется путем отнесения деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов) к одной из трех степеней риска: низкой, средней или высокой. Пунктом 11 Правил установлено, что степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией (открытые критерии) и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией (закрытые критерии) и актуализируется раз в полугодие. Согласно пункту 13 Правил, действовавшему на момент определения степени риска истца, критерий «Среднемесячная заработная плата на одного работника» определялся как соотношение среднемесячной суммы доходов, начисленных налоговым агентом физическим лицам, к средней численности работников. Базовым показателем для сопоставления являлся среднеотраслевой показатель среднемесячной региональной заработной платы по данным органов статистики. Приоритетность данного критерия приведена в приложении 5 к настоящим Правилам. Вместе с тем, на повышение степени риска также повлияли закрытые критерии, являющиеся конфиденциальной информацией. Согласно статье 137 Налогового кодекса критерии риска и порядок применения системы управления рисками определяются органом государственных доходов и являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению (в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска), за исключением случаев, установленных пунктами 2 и 3 статьи 137 Налогового кодекса. Из представленной суду информации, следует, что расчёт производился и на основании критериев, относящихся к конфиденциальной (служебной) информации, степень риска налогоплательщика определила программа в автоматизированном виде информационной системы «Система управления рисками», что согласуется с частью 6 статьи 136 Налогового кодекса. Судом отмечается, что результат расчета критерия не устанавливает нарушение законодательства, а является инструментом оценки степени риска. Отнесение истца к средней степени риска не свидетельствует о нарушении им законодательства в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет. Судом также учитывается и то обстоятельство, что степень риска определена Комитетом до 1 июля 2023 года и будет пересмотрена с учетом исключенных критериев, согласно внесенным изменениям от 17 марта 2023 года. Доводы истца о том, что по результаты категорирования могут повлечь для истца негативные последствия, не принимаются во внимание, ввиду того, что решение суда не может быть основано на предположениях о возможных нарушениях в будущем. В соответствии с Правилами, категорирование не имеет цели назначения налоговой проверки, а предусматривает дифференциацию мер по отдельным направлениям налогового администрирования. Так, в соответствии с действующим Налоговым кодексом, налогоплательщики, отнесенные по результатам категорирования к средней степени риска, имеют возможности продления сроков отчетности и (или) приостановления представления отчетности, прекращения деятельности в упрощенном порядке, постановки в электронном виде на регистрационный учет по НДС, а также стандартные сроки применения способов обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства. Налогоплательщики, отнесенные по результатам категорирования к низкой степени риска, помимо вышеназванных возможностей имеют расширенные сроки продления представления отчетности и полностью освобождаются от принудительных мер взыскания и применения способов обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового законодательства. Тогда как налогоплательщики, отнесенные по результатам категорирования к высокой степени риска, ограничены во всех вышеперечисленных правах, а также имеют максимально сокращенные сроки применения способов обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства. Учитывая изложенное, действия ответчика Комитета по отнесению истца к налогоплательщику со средней степенью риска, совершены в рамках своих компетенций и в соответствии с действующим законодательством. Более того, судом отмечается, что в силу требований пункта 4 части 2 статьи 131 АППК, в случае подачи иска к нескольким ответчикам - содержание исковых требований должны быть указаны в отношении каждого из ответчиков, в связи с чем истцу предлагалось определить требования к каждому из ответчиков. Судом установлено, что действия по отнесению истца к средней степени риска, совершены Комитетом, а не нижестоящими налоговыми органами Управлением и Департаментом, тем не менее истец настаивал на исковых требованиях ко всем ответчикам, что также является необоснованным. При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска Чашкину A.C. следует отказать. РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ: Руководствуясь статьями 151-152, 154, 155 частью 4 АППК, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чашкина Александра Семёновича к республиканскому государственному учреждению «Управление государственных доходов по городу Павлодар Департамента государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», республиканскому государственному учреждению «Департамент государственных доходов по Павлодарской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан», республиканскому государственному учреждению «Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» об оспаривании действий по отнесению его к средней степени риска и обязании пересмотра результата применения системы управления рисками - отказать. На решение суда в течение двух месяцев со дня его вынесения в окончательной форме могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное ходатайство прокурора в судебную коллегию по административным делам Павлодарского областного суда через Специализированный межрайонный административный суд Павлодарской области.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |