|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2023 года № 349 (включая основные положения)
В соответствии с подпунктом 5) статьи 19 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», в целях обеспечения комплексного развития города Алматы Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый проект Генерального плана города Алматы (включая основные положения), одобренный маслихатом города Алматы. 2. Признать утратившими силу: 1) постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года № 1330 «О Генеральном плане города Алматы»; 2) постановление Правительства Республики Казахстан от 22 апреля 2004 года № 452 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года № 1330». 3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 мая 2023 года № 349
Генеральный план развития города Алматы
Генеральный план города Алматы (далее – Генеральный план) является основным градостроительным документом, определяющим направления перспективного комплексного развития, планировочной организации территории, системы социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города. Генеральный план разработан в соответствии с требованиями Земельного, Экологического кодексов, законов Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «Об особом статусе города Алматы» и других законодательных актов и нормативных документов Республики Казахстан, относящихся к сфере градостроительного проектирования. Схема Генерального плана (основной чертеж) выполнена в границах перспективного территориального развития согласно приложению к настоящему Генеральному плану. Генеральным планом приняты следующие проектные периоды: 1) исходный год – на 1 января 2020 года; 2) первая очередь строительства – 2030 год; 3) расчетный срок – 2040 год.
Глава 2. Назначение Генерального плана
Генеральный план разработан с учетом взаимосвязанности Алматы и Алматинской агломерации. Генеральный план определяет: 1) основные направления развития территории города Алматы (далее – город), включая социальную, рекреационную, производственную, транспортную и инженерную инфраструктуры, с учетом природно-климатических, сложившихся и прогнозируемых демографических и социально-экономических условий; 2) функциональное зонирование и ограничение на использование территорий этих зон; 3) меры по защите территории от опасных (вредных) воздействий природных и техногенных явлений и процессов, улучшению экологической обстановки; 4) основные направления по разработке транспортного раздела, генеральную схему улично-дорожной сети и комплексную схему организации дорожного движения; 5) иные меры по обеспечению устойчивого развития города. Генеральный план является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных районов и других территориальных единиц Алматы, проектов планировки и застройки города. Генеральный план является основой для разработки: 1) долгосрочных и краткосрочных программ социально-экономического развития города; 2) комплексных схем развития электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и других инженерных систем; 3) комплексной транспортной схемы города (далее – КТС); 4) проектов детальной планировки и застройки территории города по реализации утвержденного Генерального плана; 5) комплексных планов застройки на краткосрочные периоды; 6) программ реконструкции и развития жилых, производственных и коммунально-складских территорий; 7) планов сохранения и реабилитации исторической застройки и объектов исторического и культурного наследия; 8) программ развития территорий рекреационных зон и озеленения; 9) планов комплексного благоустройства и преобразования общественных пространств; 10) правил застройки города.
Глава 3. Социально-экономическое развитие
Параграф 1. Демография
Численность населения в пределах административных границ территории города составила в исходном году 1916,82 тыс. человек. Прогноз численности населения города на расчетный срок выполнен с учетом объективно происходящих изменений в естественном и миграционном движении населения. Перспективная численность населения определена методом статистической экстраполяции с учетом оптимального включения населения в трудоспособном возрасте в деятельность во всех сферах социально-экономической деятельности. Проектная численность населения города Алматы составит: 1) первая очередь строительства (2030 г.) – 2500 тыс.чел.; 2) расчетный срок (2040 г.) – 3000 тыс.чел.. Общий прогнозный прирост населения составит по периодам проектирования: первая очередь строительства (11 лет) –583 тыс.чел.; расчетный срок (10 лет) – 500 тыс.чел. Население в трудоспособном возрасте к концу расчетного срока составит 66,5 % от численности населения города.
Параграф 2. Жилищно-гражданское строительство
Жилищный фонд города Алматы составляет в исходном году 45707,3 тыс. м2 при средней обеспеченности всего населения города общей площадью – 23,8 м2 на одного жителя. Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение обеспеченности жильем всего населения города к расчетному сроку до 28,6 м2 общей площади на одного человека на расчетный срок, т.е. с приростом на 4,8 м2 на одного человека и для расчета объемов нового жилищного строительства общая площадь принята в размере 30 м2/чел. на первую очередь и 33 м2/чел. на расчетный срок. Объем нового жилищного строительства за период 2020 – 2040 годы составит 45607,5 тыс. м2 общей площади, в том числе в домах с приусадебными участками – 1002,9 тыс. м2, в малоэтажных застройках типа таунхауз (2-3 этажа) - 3557,8 тыс. м2 и многоквартирных многоэтажных домах – 41046,8 тыс. м2 общей площади, в том числе в период первого этапа строительства (2020 – 2030 годы) жилищный фонд новых домов составит 22118,9 тыс. м2 общей площади, из них в домах с приусадебными участками – 478,1 тыс. м2, среднеэтажных домах (таунхаузах) – 1725,1 тыс. м2 и многоквартирных многоэтажных домах – 19906,7 тыс. м2 общей площади. Сфера общественного обслуживания. Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижений нормативных показателей обеспеченности населения бесплатными услугами социально значимых объектов в сочетании с развитием негосударственных форм обслуживания. Объемы нового строительства объектов общественного обслуживания города Алматы составят на период до 2040 года 12327,83 тыс. м2 общей площади. Общий фонд общественной застройки на 2040 год достигнет 20356,26 тыс. м2 общей площади, что эквивалентно 6,78 м2 общей площади на человека при существующем показателе на 2020 год 4,2 м2 на человека, т.е. увеличится на 2,58 м2 на человека с учетом перспективного прироста численности.
Параграф 3. Экономическая деятельность
Генеральным планом определены следующие приоритетные направления экономики города: 1) развитие новых технологических и системообразующих производств с большим мультипликативным эффектом, в том числе реализация «прорывных» инвестиционных проектов; 2) повышение эффективности деятельности и экономической отдачи добывающего сектора; 3) развитие многоуровневой системы обслуживания населения; 4) развитие системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров, соответствующих реальным экономическим условиям; 5) создание доступной и конкурентоспособной системы здравоохранения; 6) развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворять потребность экономики и населения в транспортных услугах; 7) стимулирование перехода на энергосберегающие технологии и зеленую экономику.
Параграф 4. Развитие города как научно-инновационного центра
Алматы имеет самую мощную в республике интеллектуально-научную базу: здесь находится 229 научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, проводятся фундаментальные исследования в области ядерной медицины, развития космических технологий, новейшего программного обеспечения, развития ресурсосберегающих технологий и другие. Основными приоритетными направлениями развития науки в городе являются такие сферы, как ядерная наука, биомедицинская наука и технологии; исследования в области изучения природных ресурсов; сельскохозяйственная наука и технологии; охрана окружающей среды и другие.
Параграф 5. Модернизация промышленных зон города
В настоящее время в городе Алматы под промышленными зонами и участками с производственной застройкой занято 3540 га территории, из них под промышленными предприятиями и организациями – 3323 га, под предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – 217 га. В ближайшую перспективу, до 2030 года, площадь промышленных зон города увеличится на 990 га за счет новой индустриальной зоны (далее – ИЗ) в северо-восточном направлении города Алматы (790 га) и развития ИЗ в Алатауском районе города Алматы на 200 га, а также получит свое дальнейшее развитие производственная территория парка информационных технологий в поселке Алатау Медеуского района общей площадью 166,4 га. К концу проектного периода (2040 год) в социально-экономических отраслях города прогнозируется иметь 1230 тысяч рабочих мест.
Глава 4. Градостроительное развитие
В градостроительной концепции Генеральный план развития города Алматы предполагает: 1) на первоочередной срок ускорение процесса кардинальной модернизации городской среды в пределах существующей его границы; 2) планомерную передислокацию населения из менее благоприятных для жизнедеятельности территорий в более экологически устойчивые и благоустроенные районы города; 3) резервирование периферийных территорий (прилегающих к БАКАД) и подготовку их для перспективной инновационно-урбанизированной комплексной застройки «зелеными» кластерами различного варианта (селитебной, экологически благоприятной производственной и другими зонами); 4) проведение градостроительной политики по сохранению исторического колорита застройки в центре города и других исторических планировочных районах; 5) размещение объектов социального и культурно-бытового назначений и рекреации первичного и вторичного уровня обслуживания в районах проживания населения с учетом нормативной доступности и эффективного обслуживания населения; 6) формирование общественных центров по новым принципам обслуживания населения, соответствующего по оперативности, качеству, доступности, прозрачности, легитимности, ответственности и т.п.; 7) восстановление в исторической части города систем пешеходных связей, развитие пешеходных связей в остальной части города в увязке с системой рекреационных площадок города; 8) развитие в гармоничном сочетании промышленных и сервисных функциональных зон для их рационального и эффективного освоения, в результате упрочение социально-экономической основы города-центра, при этом от 20 до 50 % размещение мест приложения труда в районах проживания населения; 9) планомерную модернизацию городской транспортной системы на основе проведения глубокой и всесторонней научно-исследовательской работы по изучению сложившихся систем транспорта города и пригородной зоны, зарубежного опыта в данном аспекте и прогнозирования его развития посредством анализа вариантов показателей системы моделирования; 10) проведение глубокой и всесторонней научно-исследовательской работы по изучению сложившейся экологической обстановки и на основе изучения зарубежного опыта по данному вопросу выработку прогнозных предложений по оздоровлению экологической среды города; 11) подготовку программ и планомерную их реализацию по защите населения города от опасных природных и техногенных процессов; 12) другие меры, направленные на решение первоочередных вопросов жизнедеятельности города. Жесткое регулирование застройки водоохранных зон и территорий горных прилавков способствует восстановлению естественных природных ландшафтных компонентов (своего рода «легких» города) с целью обеспечения возможности циркуляции горных бризовых потоков в пределах предгорных территорий и формирующих благоприятные микроклиматические условия городской среды. Организация постоянного водотока по всем водным артериям города, в том числе и комплексное благоустройство городского пространства с увеличением площади зеленых насаждений за счет облагораживания существующих зеленых массивов (роща Баума, территории кладбищ, санитарно-защитной зоны, а также другие озеленяемые территории) и планирования новых площадок под зеленые насаждения общего пользования. Критерии устойчивого градостроительного развития города: 1) экологическая безопасность среды жизнедеятельности и устойчивости природного комплекса города с увеличением озелененных территорий общего пользования с 6,9 м2/чел. в 2020 году до 16,05 мм/чел. в 2040 году; 2) формирование и застройка территории города, крупнейшего и красивейшего города Республики Казахстан с возрождением былой славы города Алматы как города-сада; 3) культурная преемственность градостроительных решений, пространственного единства, выразительности, гармонии и средового разнообразия города; 4) надежность и безопасность транспортной и инженерной инфраструктур города; 5) комплексное решение жилищной проблемы, реконструкция и развитие жилых территорий, формирование комфортной жилой среды; 6) эффективное использование производственных территорий; 7) развитость и доступность системы общественных административных, деловых, культурных, торговых, обслуживающих, досуговых спортивных и рекреационных центров с увеличением фонда площадей объектов в системе общественных центров с 8,03 до 25,72 млн. м2 общей площади к 2040 году. Основные направления градостроительного развития Алматы должны обеспечить выполнение следующих задач: 1) сохранение и регенерация историко-культурного наследия города; 2) сохранение и развитие территорий природного комплекса; 3) развитие системы зелҰных насаждений общего пользования; 4) развитие единой системы территорий общегородских общественных центров; 5) развитие сети локальных многофункциональных центров города (полицентров); 6) основные направления градостроительного развития центрального планировочного ядра Алматы. Реализация данных мероприятий обеспечит экономический рост города, решение накопившихся социальных проблем, внедрение гармонизированных между собой процессов пространственного планирования и реализацию конкретных проектов через внедрение новых градостроительных инструментов и подходов. Одним из подобных успешных инструментов в мире является полицентричная модель развития территории, позволяющая качественно наполнить городскую среду, соблюсти баланс жилых, социальных, общественно-деловых, промышленных и других зданий и сооружений, рационально использовать земельные и другие ресурсы, а также обеспечить принципы опережающего развития через инструменты развития инфраструктуры. Для привлечения населения в районы города, которые будут модернизироваться или застраиваться новым жильем, одними из важнейших условий станут доступный общественный транспорт и качественные коммунальные услуги, а также создание новых рабочих мест.
Глава 5. Транспортная инфраструктура
Транспортная инфраструктура должна обеспечить комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских, пригородных и внешних транспортных связей в условиях прогнозируемого роста демографических и социально-экономических показателей, подвижности населения, изменения объемов пассажирских и грузовых перевозок, бесконфликтного включения новых альтернативных видов транспорта, ужесточения экологических требований. Эти задачи требуют развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость немоторизированных способов перемещения (пешеходное и велосипедное движение), общественного и индивидуального транспорта, городских, пригородных и внешних транспортных систем, а также предоставление возможности потребителям альтернативного выбора видов транспортного обслуживания. Развитие систем пригородного и внешнего транспорта предусматривает: 1) создание современных терминальных и логистических комплексов по обслуживанию пассажиров и перевалке грузов, предусматривающих удобный доступ для различных транспортных систем и городского транспорта; 2) строительство автовокзальных комплексов (Западный, Северный и Восточный автовокзалы, железнодорожный вокзал «Алматы-2») с перехватывающими парковками, обслуживаемых городскими системами массовых скоростных пассажирских перевозок, и т.д.
Глава 6. Инженерная инфраструктура
Параграф 1. Водоснабжение
Генеральный план предусматривает сохранение и развитие действующей зональной системы водопровода с увеличением его производительности до 1100,2 тыс. м3/сут. хозяйственно-питьевого, производственного и противопожарного водопровода. Для водоснабжения необходимы строительство новых и реконструкция существующих водоводов и сетей общей протяженностью на 2030 год – 1007,0 км (восстановление – 395 км и новое строительство – 612,0 км) и дополнительно на 2040 год - 2295,0 км (восстановление – 750,0 км и новое строительство – 1545,0 км).
В части развития канализационной системы Генеральным планом предусмотрено повышение надежности функционирования системы канализации с доведением ее общей мощности до 920,0 тыс. м3/сут. Для водоотведения необходимы строительство новых и реконструкция существующих коллекторов и канализационных сетей общей протяженностью на 2030 год – 786,0 км (восстановление – 391,0 км и новое строительство – 395,0 км) и дополнительно на 2040 год – 1385,0 км (восстановление – 760,0 км и новое строительство – 625,0 км).
Основным направлением развития системы теплоснабжения (далее – СТС) города Алматы в Генеральном плане явились: 1) совершенствование, техническое перевооружение и развитие сложившихся СТС, создание новых СТС на базе современных технологий и оборудования; 2) внедрение в зоне децентрализованного теплоснабжения современных, высокоэффективных нетрадиционных источников тепла и электроэнергии для нужд теплоснабжения отдельных потребителей (около 10 % от общей тепловой нагрузки в зоне децентрализованного теплоснабжения). Использование экологически чистых нетрадиционных источников теплоснабжения наряду с традиционными котельными на органическом топливе (главным образом – природном газе) в зонах децентрализованного теплоснабжения.
Генеральный план предусматривает следующие направления развития системы электроснабжения города: Развитие источников генерации: 1) модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с увеличением электрической мощности и строительством ПС 220 кВ АТЭЦ-2; 2) реконструкция ТЭЦ-3 с увеличением электрической мощности и возможностью работы в маневренном режиме; 3) расширение АТЭЦ-1 с увеличением электрической мощности. Вовлечение возобновляемых источников электроэнергии – строительство двухцепной линии 220 кВ от ПС Кокпек до ПС Бесагаш для передачи электроэнергии от электростанций, использующих возобновляемые источники электроэнергии (далее – ВИЭ) Юго-Восточной части Алматинской области. При вводе в работу ТЭЦ после модернизации и реконструкции дефицит мощности по Алматинскому энергоузлу значительно сократится с 750 МВт до 200 МВт с постепенным возрастанием дефицита к 2040 году до 1000 МВт. Покрытие дефицита осуществляется от Экибастузского энергоузла по существующим сетям 220-500 кВ от системных ПС 500 кВ Алма и Алматы. Основными направлениями в развитии системы электроснабжения города являются: 1) реконструкция и строительство ПС и ЛЭП 220-110 кВ для обеспечения выдачи мощности модернизируемых и реконструируемых электростанций ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-1; 2) реконструкция и техническое перевооружение электрических сетей и сооружений в зоне существующей застройки с учетом перспективы, снятие ограничений на подключение потребителей; 3) поэтапный перевод воздушных ЛЭП-110-220 кВ в кабельные; 4) сооружение новых ПС 110/10 кВ закрытого типа, реконструкция существующих ПС 35-110 кВ с увеличением мощности силовых трансформаторов для электроснабжения существующей и новой застройки; 5) строительство и переустройство электрических сетей на присоединенных к городу Алматы территориях; 6) реконструкция электрических сетей 6-10 кВ с целью снижения физического износа; 7) внедрение концепции «умный город», создание умных сетей и систем хранения электроэнергии; 8) внедрение энергосберегающих мероприятий во все сферы потребления с введением дифференцированных тарифов за пользование электроэнергией; 9) принятие системных мер по регулированию деятельности компаний, осуществляющих майнинг; 10) использование маломасштабных объектов ВИЭ домохозяйствами, малым и средним предпринимательством, в том числе для решения вопросов электроснабжения удаленных населенных пунктов от электросетевой инфраструктуры.
Генеральным планом решаются вопросы обеспечения природным газом потребителей всех категорий в полном объеме, определенном на расчетный срок. Для обеспечения прогнозируемого потребления газа с соблюдением требований нормативных документов по размещению объектов и сооружений системы газоснабжения проектом предусматриваются: 1) развитие газотранспортной системы национальным оператором (строительство газопровода перемычки TIP-04 для завершения реализации проекта «Вынос мощностей ГРС-2 города Алматы» и подачи природного газа на АТЭЦ-2 и ТЭЦ-3); 2) реконструкция газопроводов города Алматы с закольцовкой распределительных газопроводов высокого и среднего давления; 3) прокладка газопроводов высокого, среднего и низкого давления для объектов нового строительства по районам; 4) развитие распределительных газопроводов высокого и среднего давления для подачи природного газа на теплоисточники (групповые котельные) районов нового строительства, включая подводящий газопровод к индустриальной зоне-2, протяженностью до 2030 года – 100,0 км, до 2040 года – 550,0 км; 5) строительство автомобильной газонакопительной компрессорной станции за счет инвесторов. Расчеты расходов газа в Генеральном плане выполнены с учетом потребления энергоисточников и на расчетный срок могут составить 3000 млн. м3/год.
Глава 7. Оценка воздействия на окружающую среду
К экологическим требованиям градостроительного развития города Алматы относятся: 1) радикальное оздоровление среды жизнедеятельности в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта, прежде всего в центральной части, юго-восточном, восточном и южном секторах города; 2) защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий, реализация мер по реабилитации и воссозданию утраченных в результате хозяйственной деятельности долин малых рек, а также формированию новых зеленых массивов на резервных территориях; 3) сокращение площади и реабилитация территорий промышленных зон; 4) повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территории и улучшения мезоклиматических и микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города. Необходимыми условиями выполнения экологических требований к градостроительному развитию города Алматы являются: 1) ликвидация зон экологического риска, создающих существенную угрозу безопасности здоровья населения; 2) разработка и реализация комплексных программных мер по планомерному приведению водоохранных полос и зон города в соответствие с требованиями экологического законодательства; 3) организация постоянного водотока по всем водным артериям города, в том числе и широтного направления, создающего благоприятные микроклиматические условия и способствующего улучшению воздушной циркуляции; 4) осуществление мер по санации, реабилитации, реорганизации территорий, подвергшихся сильной техногенной нагрузке (территории несанкционированных свалок, зон загазованности и шумового дискомфорта при магистральных территориях и т.п.); 5) снижение валовых выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников эмиссий в результате внедрения новых экологически чистых технологий; 6) развитие системы производственного мониторинга на предприятиях города Алматы за выбросами предприятий и автотранспортных средств и пр; 7) внедрение экологически чистых малоотходных и безотходных технологий, бессточных циклов производств, оснащение объектов промышленности, энергетики, городского хозяйства современным газоочистным, пылеулавливающим и водоочистным оборудованием с высоким КПД; 8) изменение структуры используемых видов моторного топлива за счет увеличения числа автомобилей, работающих на топливе с высокими стандартами качества Евро-4 и выше; 9) обеспечение соблюдения стандартов качества питьевой воды и очистки производственных и коммунальных сточных вод и поверхностного стока; 10) переход автотранспорта города на более чистые виды топлива и совершенствование транспортной системы города за счет оптимального развития общественного транспорта; 11) для оздоровления экологической обстановки в городе и зонах, наиболее загруженных транспортными потоками улиц совершенствование городской системы развития уличной сети; 12) строительство объездных автомагистралей с преимущественным движением грузового транспорта и смешанным движением.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |