|
|
|
ЗАКОН (с изменениями от 27.04.2024 г.)
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года: статью 48 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Общественный контроль в области использования и охраны водного фонда в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется субъектами общественного контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле».». 2. В Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года: 1) часть первую статьи 4 дополнить подпунктом 31-1) следующего содержания: «31-1) петиция - коллективные сообщение, отклик или предложение, направленные в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в форме электронного документа и рассматриваемые в порядке, установленном настоящим Кодексом;»; 2) дополнить главой 12-1 следующего содержания: «Глава 12-1. Петиция Статья 90-1. Общие положения 1. Петиция рассматривается государственным органом, местным представительным и исполнительным органами в порядке, установленном настоящим Кодексом, с особенностями, установленными настоящей главой. 2. Для целей настоящей главы под заявителем понимается гражданин Республики Казахстан, подавший петицию. Статья 90-2. Порядок подачи петиции 1. Петиция подается заявителем посредством интернет-ресурса, определяемого уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества (далее - интернет-ресурс), либо в виде письменного заявления по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества, для размещения на интернет-ресурсе. 2. В петиции указываются: 1) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, место жительства, электронный адрес; 2) наименование государственного органа, местного представительного и (или) исполнительного органа, которому подается петиция; 3) копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если петиция подается его представителем); 4) содержание петиции, а также доводы и предложения по предмету петиции. При необходимости заявителем или его представителем прилагаются к петиции подтверждающие документы и (или) иные материалы. 3. Предметом петиции не могут быть вопросы: 1) которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина; 2) которые посягают на конституционный строй, общественный порядок, здоровье и нравственность населения; 3) изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, основополагающих принципов деятельности Республики, положения о том, что Президент Республики избирается сроком на семь лет и одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более одного раза; 4) административно-территориального устройства и Государственной границы Республики Казахстан; 5) досудебного расследования и осуществления правосудия; 6) высшего надзора за соблюдением законности органов прокуратуры; 7) внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий; 8) уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях; 9) обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка; 10) амнистии и помилования лиц; 11) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики Казахстан; 12) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан; 13) регулируемые законодательством Республики Казахстан о выборах и республиканском референдуме; 14) государственных символов Республики Казахстан; 15) статуса государственного языка; 16) изменения компетенции, полномочий, функций и задач государственных органов; 17) об отмене и изменении решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации. 4. Для размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе петиция должна соответствовать следующим условиям: 1) присоединение к петиции не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан в течение десяти рабочих дней в электронной форме и в течение двадцати рабочих дней в письменном виде по форме и в порядке, которые определены уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества; 2) соответствие петиции требованиям, установленным частями второй и третьей настоящей статьи; 3) отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции. 5. Уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение двадцати рабочих дней с даты присоединения к петиции не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан осуществляет проверку петиции на соответствие условиям, указанным в части четвертой настоящей статьи. При необходимости установления соответствия петиции условиям, указанным в части третьей настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества вправе направить запрос в уполномоченные государственные органы. 6. В случае несоответствия петиции условиям, указанным в части четвертой настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества отклоняет петицию с обоснованием причин, о чем уведомляет заявителя или его представителя в электронной форме и (или) в письменном виде. 7. В случае соответствия петиции условиям, указанным в части четвертой настоящей статьи, уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества размещает петицию на интернет-ресурсе в свободном доступе для начала присоединения к ней граждан Республики Казахстан, о чем уведомляется заявитель или его представитель в электронной форме и (или) в письменном виде. 8. Уполномоченный орган в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в течение пяти рабочих дней с даты размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе информирует о начале присоединения к петиции средства массовой информации, поставленные на учет в уполномоченном органе в области средств массовой информации, путем направления информационных писем. Статья 90-3. Присоединение к петиции 1. Присоединение к петиции осуществляется на интернет-ресурсе гражданами Республики Казахстан с удостоверением посредством электронной цифровой подписи или в письменном виде в порядке, определяемом уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества. Присоединение к петиции осуществляется при условии согласия гражданина Республики Казахстан на сбор и обработку его персональных данных, предоставляемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите. 2. Присоединение к петиции возможно в течение шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе. 3. Гражданин Республики Казахстан имеет право выразить отношение к петиции путем присоединения к ней и (или) размещения комментария на интернет-ресурсе в свободном доступе. 4. По итогам присоединения поддержанной считается петиция, которая получила не менее: пятидесяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Республики Казахстан; двух процентов голосов граждан Республики Казахстан от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы; одного процента голосов граждан Республики Казахстан от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы; пяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан при численности населения свыше пятидесяти тысяч, для остальных - не менее десяти процентов голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов; двух тысяч пятисот голосов граждан Республики Казахстан при численности населения свыше пятидесяти тысяч, для остальных - не менее пяти процентов голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах. 5. Петиция, не достигшая порогового значения, указанного в части четвертой настоящей статьи, возвращается заявителю уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества по истечении шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе. Такая петиция направляется уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества по компетенции в соответствующий государственный орган, местный представительный и (или) исполнительный орган и рассматривается как сообщение, отклик или предложение в порядке, установленном настоящим Кодексом. Статья 90-4. Прием, регистрация и учет петиций 1. При достижении порогового значения, указанного в части четвертой статьи 90-3 настоящего Кодекса, петиция направляется уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества в государственный орган, местный представительный и исполнительный органы, в полномочия которых входит рассмотрение петиции, о чем уведомляется заявитель в электронной форме, и информация об этом размещается на интернет-ресурсе в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о направлении петиции. 2. Петиция, поданная в порядке, установленном настоящим Кодексом, подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению. Отказ в приеме петиции запрещается. 3. Регистрация, учет петиций осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества. Статья 90-5. Порядок и срок рассмотрения петиции 1. Срок рассмотрения петиции составляет: 1) не более сорока рабочих дней со дня регистрации петиции центральным государственным органом; 2) не более двадцати рабочих дней со дня регистрации петиции местным представительным и (или) исполнительным органом. 2. При рассмотрении петиции центральный государственный орган обязан: 1) осуществлять выезд на место, за исключением случаев, не требующих проверки фактов, изложенных в петиции; 2) проводить публичные обсуждения проекта решения с приглашением и обязательным уведомлением через интернет-ресурсы, а также в электронной или бумажной форме за три рабочих дня до начала проведения заявителя либо его представителя и заинтересованных лиц о дате и месте проведения; 3) создавать отдельную комиссию или рабочую группу с включением в состав представителей заинтересованных государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и (или) маслихата, заявителя или его представителя, а также общественных объединений; 4) анализировать поступившие к петиции комментарии, а также экономическую, социологическую, статистическую и иную необходимую информацию по предмету петиции; 5) изучать международный опыт и проводить сравнительно-правовой анализ (в случае, если предмет петиции требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан). При рассмотрении петиции местный представительный и (или) исполнительный органы обязаны: 1) осуществлять выезд на место, за исключением случаев, не требующих проверки фактов, изложенных в петиции; 2) проводить публичные обсуждения проекта решения с приглашением и обязательным уведомлением через интернет-ресурс, а также в электронной или бумажной форме за три рабочих дня до начала проведения заявителя либо его представителя и заинтересованных лиц о дате и месте проведения; 3) создавать временную комиссию или рабочую группу с включением в состав представителей заинтересованных государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и (или) маслихата, заявителя или его представителя, а также общественных объединений. Статья 90-6. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения петиции 1. По результатам рассмотрения петиции первым руководителем центрального государственного или местного исполнительного органа, председателем местного представительного органа принимается одно из следующих решений: 1) о полном или частичном удовлетворении петиции; 2) об отказе в удовлетворении петиции. 2. Решение, принятое по результатам рассмотрения петиции, оформляется в соответствии с формой, утвержденной уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества. Решение, принятое по результатам рассмотрения петиции, должно быть по содержанию обоснованным и мотивированным на государственном языке или языке петиции со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя или его представителя и граждан Республики Казахстан, присоединившихся к петиции, с разъяснением их права на обжалование принятого решения. 3. Решение, принятое по результатам рассмотрения петиции, размещается на интернет-ресурсе в срок не позднее следующего рабочего дня со дня вынесения решения. По результатам рассмотрения петиции первый руководитель центрального государственного или местного исполнительного органа, председатель местного представительного органа обязаны выступить с официальным сообщением.». 3. В Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года: 1) пункт 2 статьи 13 дополнить подпунктом 7) следующего содержания: «7) на участие в общественном экологическом контроле в соответствии с законодательством Республики Казахстан.»; 2) в статье 14: подпункт 5) изложить в следующей редакции: «5) инициировать, организовывать проведение общественных слушаний, общественного экологического контроля и участвовать в них в соответствии с законодательством Республики Казахстан;»; дополнить подпунктом 7) следующего содержания: «7) проводить независимый экологический мониторинг состояния окружающей среды, создавать и вести электронные базы данных.»; 3) пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции: «1. Заинтересованная общественность вправе участвовать в процессе проведения экологической оценки и иных процедурах, для которых предусмотрено участие общественности, на условиях и в порядке, установленных настоящим Кодексом, а также принятия государственными органами, органами местного самоуправления, должностными и иными лицами решений по вопросам, касающимся окружающей среды.»; 4) в статье 29: пункт 4 дополнить подпунктом 11) следующего содержания: «11) направленные на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды.»; в пункте 5: часть вторую после слова «столицы» дополнить словами «с участием представителей заинтересованной общественности»; часть третью изложить в следующей редакции: «Проект плана мероприятий по охране окружающей среды проходит процедуру общественных слушаний в соответствии с правилами проведения общественных слушаний.»; 5) в пункте 7 статьи 110 слово «или» заменить словами «и (или)»; 6) в статье 190: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Общественный экологический контроль проводится в целях привлечения внимания общественности к экологическим проблемам, обеспечения участия и учета мнения общественности на всех стадиях принятия решений, касающихся вопросов окружающей среды, содействия обеспечению соблюдения экологического законодательства Республики Казахстан физическими и юридическими лицами, государственными органами, содействия деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.»; пункт 2 после слова «осуществляться» дополнить словами «гражданами Республики Казахстан и (или)»; дополнить пунктом 8 следующего содержания: «8. Общественный экологический контроль в части, не урегулированной настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле».»; 7) пункт 8 статьи 205 дополнить частью второй следующего содержания: «Проект сводного тома предельно допустимых выбросов населенного пункта проходит обязательную процедуру общественных слушаний в соответствии с правилами проведения общественных слушаний.»; 8) статью 406 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. При разработке критериев оценки экологической обстановки территорий учитываются результаты общественного экологического контроля при их наличии.». 4. В Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»: в статье 21: пункт 1 дополнить подпунктами 5-1), 5-2) и 5-3) следующего содержания: «5-1) давать рекомендации и консультации по составлению петиций по вопросам, касающимся соответствующей административно-территориальной единицы, депутатом маслихата которой он является; 5-2) проводить мониторинг по рассмотрению петиций государственными органами, местными представительными и исполнительными органами в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, депутатом маслихата которой он является; 5-3) выносить петиции на рассмотрение сессии маслихата;»; подпункт 2) пункта 2 изложить в следующей редакции: «2) поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, не реже одного раза в год информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, об исполнении решений маслихата, рассмотрении петиций, а также о ходе своей депутатской деятельности, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;». 5. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»: статью 57 изложить в следующей редакции: «Статья 57. Общественный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира Общественный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле».». 6. В Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О правоохранительной службе»: статью 9 дополнить пунктом 12-1 следующего содержания: «12-1. Члены семей курсантов, являющиеся гражданами Республики Казахстан, вправе осуществлять посещение своих близких родственников из числа курсантов для ознакомления с их жизнью и бытом в порядке, определяемом руководителем правоохранительного органа.». 7. В Закон Республики Казахстан от 19 января 2011 года «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд»: статью 2 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания: «2-1. Общественный контроль в Университете, Интеллектуальных школах осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле».». 8. В Закон Республики Казахстан от 1 февраля 2012 года «О Фонде национального благосостояния»: статью 11-1 дополнить частью второй следующего содержания: «Общественный контроль может осуществляться в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественном контроле».». 9. В Закон Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан»: статью 77 дополнить пунктом 3-1 следующего содержания: «3-1. Члены семей курсантов, являющиеся гражданами Республики Казахстан, вправе осуществлять посещение своих близких родственников из числа курсантов для ознакомления с их жизнью и бытом в порядке, определяемом Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.». 10. В Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года «О воинской службе и статусе военнослужащих»: дополнить статьей 48-1 следующего содержания: «Статья 48-1. Особенности социальной защиты военнослужащих срочной службы, воспитанников, уланов, кадетов и курсантов военных учебных заведений Члены семей военнослужащих, являющиеся гражданами Республики Казахстан, вправе осуществлять посещение своих близких родственников из числа военнослужащих срочной службы, а также воспитанников, уланов, кадетов и курсантов военных учебных заведений для ознакомления с их жизнью и бытом в порядке, установленном общевоинскими уставами.». 11. В Закон Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «Об общественных советах»: 1) подпункт 6) пункта 2 статьи 2-1 изложить в следующей редакции: «6) осуществляет подготовку и внесение Национального доклада о деятельности общественных советов в Республике Казахстан не менее одного раза в три года в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан не позднее 25 декабря текущего года;»; 2) подпункты 1) и 2) пункта 1 статьи 5 изложить в следующей редакции: «1) обсуждение проектов бюджетных программ администратора бюджетных программ, проектов документов Системы государственного планирования Республики Казахстан; 2) обсуждение выполнения бюджетных программ администратора бюджетных программ, рассмотрение результатов мониторинга хода реализации документов Системы государственного планирования Республики Казахстан;»; 3) в статье 8: в пункте 1 слова «путем голосования» заменить словами «путем открытого голосования в соответствии с Типовым положением об Общественном совете»; пункт 3 дополнить словами «в соответствии с Типовым положением об Общественном совете»; В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 23.02.24 г. № 64-VIII (введен в действие с 27 апреля 2024 г.) (см. стар. ред.) 4) в статье 9: пункт 1 дополнить словами «в соответствии с Типовым положением об Общественном совете»; часть первую пункта 8 изложить в следующей редакции: «8. Сформированный рабочей группой состав Общественного совета на республиканском уровне утверждается руководителем соответствующего государственного органа, руководителем исполнительного органа соответствующего субъекта квазигосударственного сектора, на местном уровне - председателем маслихата соответствующей административно-территориальной единицы и подлежит публикации в средствах массовой информации и (или) размещению на интернет-ресурсе соответствующего органа, субъекта квазигосударственного сектора.»; 5) в статье 10: заголовок после слова «члены» дополнить словами «рабочей группы и»; в пункте 1: часть первую изложить в следующей редакции: «1. Кандидатом в члены рабочей группы и Общественного совета может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцати лет, а также на местном уровне - постоянно проживающий в пределах соответствующей административно-территориальной единицы.»; абзац первый части второй после слова «члены» дополнить словами «рабочей группы и»; в пункте 2: в части первой: подпункт 1) после слова «состав» дополнить словами «рабочей группы и»; дополнить подпунктом 5) следующего содержания: «5) согласие на сбор, обработку, распространение и публикацию персональных данных кандидата.»; часть вторую после слова «члены» дополнить словами «рабочей группы и»; 6) пункт 1 статьи 12 дополнить частью второй следующего содержания: «В случае прекращения полномочий председателя Общественного совета до избрания нового председателя его полномочия передаются одному из членов президиума по решению Общественного совета.»; 7) в статье 13: часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции: «На этом заседании открытым голосованием простым большинством голосов избираются председатель Общественного совета, состав президиума, составы комиссии Общественного совета.»; часть вторую пункта 3 изложить в следующей редакции: «Условия, сроки и порядок проведения заседаний Общественного совета, повестка дня заседаний, порядок принятия решений и иные вопросы проведения заседаний определяются Типовым положением об Общественном совете.»; 8) подпункт 4) статьи 19 изложить в следующей редакции: «4) подачи индивидуальных или коллективных обращений граждан, в том числе в форме электронного документа;». 12. В Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «О доступе к информации»: 1) пункт 1 статьи 6-2 дополнить подпунктом 13-2) следующего содержания: «13-2) разрабатывает и утверждает стандарт открытости обладателей информации;»; 2) в пункте 3 статьи 9 слова «Министерства обороны» заменить словами «министерств обороны, иностранных дел»; 3) в статье 10: подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) обеспечением доступа к открытым заседаниям;»; дополнить подпунктом 7-1) следующего содержания: «7-1) соблюдением стандарта открытости обладателей информации;»; 4) статью 13 изложить в следующей редакции: «Статья 13. Обеспечение доступа к открытым заседаниям 1. Заседания Палат Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) являются открытыми и доступными пользователям информации, за исключением закрытых заседаний, а также заседаний правоохранительных и специальных государственных органов. 2. При рассмотрении вопросов, которые относятся к категории информации с ограниченным доступом, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, заседания могут проводиться в закрытом режиме без присутствия пользователей информации. 3. Порядок доступа пользователей информации к заседаниям Палат Парламента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан определяется их регламентами. Порядок доступа пользователей информации к заседаниям коллегиальных органов центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) определяется правилами доступа к заседаниям обладателей информации, утверждаемыми уполномоченным органом в области доступа к информации. 4. Палаты Парламента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) обеспечивают трансляцию открытых заседаний, а государственные органы - коллегий, проводимых по итогам года, в режиме онлайн.»; 5) дополнить статьей 17-1 следующего содержания: «Статья 17-1. Стандарт открытости обладателей информации Стандартом открытости обладателей информации признается установленная для обособленной сферы общественных отношений система минимальных требований, направленная на обеспечение доступа к информации и открытости деятельности обладателей информации.». 13. В Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях»: в подпункте 5) пункта 1 статьи 25 слова «и (или)» заменить словом «и». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
К. ТОКАЕВ
Астана, Акорда, 2 октября 2023 года № 31-VIII ЗРК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |