|
|
|
Фильм, как сложный объект авторского права
Жангир Шалекенов, юрист в области интеллектуальной собственности, магистр права (LL.M), член правления Палаты юридических консультантов «Юстус», автор статей по вопросу авторского права.
Светлой памяти моего аташки д.и.н., профессора Шалекенова У.Х. посвящаю
В художественном кино режиссер является Богом, в документальном- Бог является режиссером (Альфред Хичкок)
В роли объекта гражданских прав фильм представляет собой имущественное благо, а именно объективированный результат интеллектуальной творческой деятельности в силу ст.115 ГК РК [1]. Фильм - это вещь сложная как сложный объект авторского права. Основание - ст. 121 ГК РК. Разнородные вещи рассматриваются как одна вещь - сложная. Это при том, если разнородные вещи образуют одно целое, которое позволяет использовать его по назначению, определяемому существом соединения. Если договором не установлены какие-либо иные условия, то действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части. [1]. Фильм - это сложный и комплексный объект потому, что в работе над ним принимают участие творческие работники. Эти лица осуществляют многообразную деятельность. В отличие от объектов авторского права, которые создаются одним автором или их небольшой группой, фильм - это результат разнопланового процесса, в котором задействовано множество людей. К ним относятся - сценарист, композитор, звукооператор, художники, актеры. Каждый из вышеуказанных участников создает свое произведение. Соответственно, на которое имеет авторское или исполнительское право. При этом совместно они создают новый объект - аудиовизуальное произведение, обладающее существенными особенностями. Как повествуется А. Айрисом и Ж. Бюгеном, «процесс управления в кинокомпаниях и киностудиях делят на четыре независимые основные мероприятия: создание контента, производство и распространение медиапродукта, то есть фильма, продажа рекламных площадей и правоотношения с потребителями» [2, с.29]. Описание, сущность этих видов деятельности в каждом случае может сильно различаться в зависимости от того, какой сегмент кинобизнеса присутствует. Управление результатом интеллектуальной творческой деятельности есть само создание контента, производство, тиражирование и распространение фильма. По своей сути - это планирование и контроль за деятельностью по созданию, использованию объектов интеллектуальной собственности и других результатов интеллектуальной творческой деятельности. Все это проводится на основе учета сведений правового, экономического и бухгалтерского направления об объектах интеллектуальной собственности и иных результатов» [3, с.40]. Кинокомпания имеет возможность получить исключительное право на эти объекты при условии наличия высокопрофессионального менеджмента. Грамотно создав «портфель прав» есть возможность в дальнейшем получать прибыль от продажи прав на эти объекты по лицензии. Особенность дохода от результатов интеллектуальной творческой деятельности - для его извлечения не нужен постоянный процесс производства: необходимо только один раз создать результаты интеллектуальной творческой деятельности, или купить права на них - и в будущем прибыль будет зависеть от грамотного руководства работой. Цель управления в данной сфере — получить преимущества организации, способные конкурировать, создав при этом совершенно новую стоимость за счет эффективного использования интеллектуальной собственности. Локально внутри компании, организации проводятся следующие мероприятия в рамках управления интеллектуальной собственностью: - легализация результатов интеллектуальной творческой деятельности организации в числе нематериальных активов, то есть - постановка на бухгалтерский учет; - мотивация достичь лучшую эффективность управления; - контроль за тем, чтобы организация соблюдала законодательство касательно интеллектуальной собственности, тем самым предупреждая со своей стороны нарушения прав третьих лиц; - менеджмент рисков, которые связаны с нарушением прав на все те же результаты интеллектуальной творческой деятельности. Приоритеты в сфере использования аудиовизуальных произведений могут самыми разными. Данные приоритеты имеют зависимость от модели управления, а также от существующего положения компании, и т.п. К примеру, это модель накопления. А цель - дальнейшая реализация (перепродажа прав) для создания немалого перечня аудиовизуальных произведений. Политика, которая непосредственно имеет связь с результатами интеллектуальной творческой деятельности зависит в первую очередь от бизнес-модели компании. Согласно определения, которое можно встретить в одноименной энциклопедии, бизнес-модель - это есть «формальное описание структуры и деятельности компании». Другими словами - это метод ведения бизнеса, инструмент, который можно использовать в своих целях - для получения доходов. Это видение того, как компания может помочь своему персоналу, служить своим сотрудникам и клиентам, включающее одновременно понимание и стратегии (т.е. то, что компания желает делать в будущем), и путей ее реализации (т.е. то, каким образом компания будет осуществлять свои планы)» [4]. Управление интеллектуальной собственностью, а также ее учет, ее защита, оценка собственности, распоряжение ею - это есть совокупность сложных и взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для решения таких. При начале осуществления мероприятий по организации результатов интеллектуальной творческой деятельности важно и необходимо, в приоритете, ответить на следующие вопросы, выделенные уже ранее учеными - В. Наумовым и Э. Рагельсом: - кто автор результатов интеллектуальной творческой деятельности и кому они в компании принадлежат; - что представляет собой история приобретения прав на эти объекты; - подлежит ли коммерческой тайне информация о результатах интеллектуальной творческой деятельности, которую обязаны сотрудники хранить в тайне; - отражены ли объекты в бухгалтерском учете компании; - размер стоимости в бухгалтерском и налоговом учетах; - уровень их рыночной стоимости; - есть ли эффективность от передачи или приобретения объектов; - уровень сумм налоговых выплат при их использовании; - отражено ли участие этих объектов в получении прибыли компанией [5,с.20]. Задачи кинокомпании в рамках управления аудиовизуальными произведениями мы обозначили, разделив на две составляющие - внутренние и внешние. Таким образом, к внутренним задачам кинокомпании относятся: - постановка результатов и идентификация результатов интеллектуальной творческой деятельности на учет; - формирование и ведение базы данных локально внутри организации (реестр, база, библиотека); - оценка стоимости прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности и периодическое проведение инвентаризации прав на эти результаты; - анализ правовых рисков, которые имеют связь с результатами интеллектуальной творческой деятельности, а также формирование рекомендаций, оптимизация налогообложения; - разработка договоров в том числе и авторских договоров с творческими работниками, обучение работников и создание определенной системы оценки предложений потенциальных подрядчиков. Таким образом, управление результатами интеллектуальной творческой деятельности - это работа, для осуществления которой нужны знания в различных областях, таких как, например, право, менеджмент, экономика, бухгалтерский учет. При этом всем определенная специфика фильма как сложного объекта авторского права и объекта управления предполагает то, что нужно иметь представление и о творческих аспектах создания фильма в том числе. Задачи внешней направленности: - разработка политики компании касательно прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности; - разработка определенной стратегии лицензирования; - заключение договоров об отчуждении исключительных прав на результаты; - заключение лицензионных договоров; - разработка типовых договоров об отчуждении исключительных прав на результаты и типовых лицензионных договоров; - организация маркетинга и интеллектуального потенциала конкурирующих организаций; - мониторинг и отслеживание моментов по поводу нарушения прав со стороны конкурентов и недобросовестной конкуренции в том числе; - привлечение внешних консультантов по сделкам (аутсортинг); - «очистка» прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности. Фильм является аудиовизуальным произведением, созданное на основе творческого замысла, состоящее из изображения и звукового сопровождения, зафиксированных на носителе и соединенное в тематическое целое [7А]. Система классификации фильмов в РК устанавливает определенные требования к содержанию фильмов, которые произведены на территории Республики Казахстан и доставлены на нашу территорию с целью осуществить http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD прокат и публичную демонстрацию. Делается это для их классификации в зависимости от возрастной категории зрителей. Классификация фильмов рассчитана на то, чтобы защитить детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые потенциально могут нанести вред их психике, здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию. Еще классификация нужна для того, чтобы предоставить возможность свободно выбирать фильмы для просмотра взрослой аудиторией. Такая система в Республике Казахстан действует с 2010 года и регулировалась до 2019 года законом «О культуре» [6], а также Приказом министра культуры и информации «Об утверждении критериев определения индекса фильма» [7]. На сегодняшний день данная норма действует в соответствие п.п. 11) статьи 5 Закона РК от 3 января 2019 года «О кинематографии» [7А]. Ранее, в период до независимости, любой фильм, будь то советский или иностранный, получал разрешительное удостоверение, где было обозначено следующее возрастное ограничение: -предназначено для любой зрительской аудитории; - предназначено для любой зрительской аудитории (кроме специальных детских сеансов); -для лиц старше 16 лет. Фильмам, в том числе по политическим соображениям, могло быть отказано получать разрешительные удостоверения, что по факту означало запрет на публичный показ. Но, за исключением проведения закрытого показа в кинотеатрах и т.п. Полученное разрешительное удостоверение не давало полной свободы. Репертуарная комиссия Госкино СССР и такие же локальные комиссии (Госкино КазССР и областные) вводили еще дополнительно ограничения, выражающиеся в том, чтобы переделать монтаж, вырезать, либо сократить ненужные с их точки зрения сцены картины [8]. Аудиовизуальные произведения - это произведения кинематографической направленности. К тому же, это все произведения, выраженные средствами, подобными кинематографическим. То есть, телефильмы, видеофильмы и другие такие же произведения, причем нет связи со способом их первой, а также последующей фиксации [5, с.20]. С правовой точки зрения аудиовизуальное произведение - это «произведение, которое состоит из определенной серии связанных между собой зафиксированных изображений. Присутствует сопровождение звуком, либо его может вообще не быть. Звук необходим для зрительного и слухового восприятия с помощью определенных технических устройств» [1]. Авторское право не ставит задачу выделения в отдельные составляющие телепередач, кинофильмов, рекламных видеороликов и прочих вещей. Аудиовизуальное произведение является кинематографическим. Любые произведения, которые выражены средствами, подобными кинематографическим (теле- и видеофильмы и прочие такие же произведения). Это не зависит от способа их первоначальной или последующей фиксации. Аудиовизуальное произведение служит для зрительного восприятия (не смотря на то, что большинство данных произведений имеют звуковое сопровождение). Это потому что квалифицирующий признак подобных объектов является как раз аудиовизуальная форма. Следовательно: аудио- (воспринимаются на слух) и визуальные (зрительное восприятие) произведения [9]. Аудиовизуальное произведение обладает перечнем признаков, которые позволяют выделить их из числа прочих объектов, которые защищены авторским правом. Данный перечень признаков позволяет характеризовать фильм как сложный объект, составной объект. Он включает в себя другие объекты, тем самым усложняя процесс организации управления аудиовизуальными произведениями в кинокомпаниях. Это происходит на стадиях производства, учета, систематизации. Основные признаки аудиовизуального произведения: - наличие изготовителя, которым признается специфический субъект (именно для аудиовизуального произведения), организовавший производство. Простыми словами - это продюсер; - присутствие в составе нескольких результатов интеллектуальной творческой деятельности. То есть, аудиовизуальные произведения состоят из результатов интеллектуальной творческой деятельности многих субъектов. Сценарий, художественный замысел - есть основа произведения. Важным аспектом является то, что произведение довольно часто создаётся в соавторстве [1]. Так как природа аудиовизуального произведения синтетическая, они объединяются в состав результатов интеллектуальной творческой деятельности в один законченный объект. Как отмечено Сулейменовым М.К. в Комментарии к Гражданскому кодексу РК, «отдельные произведения, которые вошли в аудиовизуальные произведения, «поглощаются» аудиовизуальным произведением, «растворяются» в нем. Это происходит с ранее существовавшими составляющими и созданными частями аудиовизуального произведения. К ним относятся сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д. [9]. Зрительное восприятие также является одним из основных признаков фильма. У зрителя есть возможность видеть движение объектов, которое кажется ему реальным. Такой эффект, вызванный реальностью - неотъемлемая характеристика аудиовизуального произведения. Авторским правом охраняется аудиовизуальное произведение и его части. Сложность управлять правами на аудиовизуальное произведение заключается в том, что охраняемой частью кинофильма могут быть не очевидные объекты. Например, название детского сериала «Санжар мен Қайсар») или персонаж в роли художественного образа, который является результатом творческой деятельности автора, впоследствии который становится его интеллектуальной собственностью с даты создания. Производство аудиовизуального произведения, то есть создание фильма, представляет собой финансовый, творческий и технологический процесс. В его создании участвует много субъектов. Понимание субъектного состава произведения необходимо для грамотного управления как создание этого РИТД, так и его коммерциализацией. Немного истории. Согласно законодательству об авторском праве, которое имело силу во времена РСФСР до 1 октября 1964 года, первоисходное авторское право на киноленты принадлежало кинопроизводственным предприятиям, которые их и выпустили. Согласно нормам Гражданского кодекса РСФСР 1964 года авторское право на кинофильм или телевизионный фильм было закреплено за предприятием, осуществившим когда-то его съемку. Авторское же право на любительский кинофильм, либо фильм телевизионный - за его автором, либо соавторами [10]. В течение этого времени автором фильма могло быть только юридическое лицо, которое организовывало процесс его создания. Авторы произведений, за исключением автора сценария, режиссера и композитора, вошедших составной частью в него (оператор, художник-постановщик), не имеют прав в отношении всего фильма, но пользуются авторским правом: каждый на свой вклад и его результат. Творческие работники бывают нескольких видов: - люди, которые еще до начала работы имели статус автора определенного произведения. То есть, когда в аудиовизуальном произведении используют их ранее созданные произведения (например, автор литературного произведения, находящегося в сценарии, композитор, чья музыка присутствует в фильме, сопровождает его и т.п.); - творческие работники, осуществляющие свою деятельность вместе со съемками фильма и для него. Такая категория состоит из авторов самого аудиовизуального произведения. То есть, это композитор, режиссер-постановщик и автор сценария. Сюда же имеют отношение режиссеры монтажа, редакторы, различные художники - по гриму или по костюмам, а также другие работники. Такая классификация имеет значение в целях управления правами в самом процессе создания аудиовизуального произведения. Содержание, виды договоров при создании фильма (точнее сказать - перемещение прав от этих субъектов к продюсеру) зависит от субъекта, который права передает. Также зависит и от произведения, права на которые передаются. Есть еще субъекты смежных прав: актеры озвучивания, музыканты, которые пишут музыку, фонограммы (минус, плюс) и т.п. В том случае, когда в создании аудиовизуального произведения принимает участие уже сформировавшийся творческий коллектив, смежные права на его исполнение реализуются руководителем коллектива исполнителей. Если же такой коллектив отсутствует, то членами коллектива исполнителей, при условии того, что соглашением между ними не предусмотрено другое. Музыкант (изготовитель) фонограммы имеет смежные права - лицо, создавшее запись звуков исполнения или других типов звучаний, либо отображений этих звуков. Касательно изготовителя фонограммы также действует презумпция: им является лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке. Продюсер (образовано от англ. слова produce - производить) на наш взгляд - это главный и относительно новый субъект на постсоветском пространстве во время создания фильма. Как указано Г. Ивановым, П.К. Огурчиковым, В. Сидоренко, «продюсер - это бизнесмен, понимающий перспективу и потребности рынка. Продюсер способен сочетать данное понимание, основанное на знания в сфере управления производством и применением, использованием ресурсов с целью получения дохода [11]. Продюсером может являться физическое или юридическое лицо (продюсерская компания). Физические лица-продюсеры - это независимые продюсеры, не вступавшие в трудовые отношения с телеканалом, производственной компанией, а также сотрудники производящих компаний, телеканалов. Г. Ивановым, П. Огурчиковым, В. Сидоренко выделены классификация функций продюсера художественного фильма. Таким образом, можно обратить внимание на основные функции, осуществляемые им для надлежащего и правильного управления правами на создаваемое аудиовизуальное произведение: - выбор темы (оригинальная или экранизация); - обеспечение финансирования денежными средствами; - конвертация идеи в сценарий; - контроль текущего материала; - определение стратегии и тактики маркетинга; - обеспечение соблюдения авторских прав; - организация проката фильма [11,с.20]. Выделенные функции имеют свойство меняться в зависимости от проекта и от того, выступает ли он на стороне компании, выполняющей заказ. На основании вышеизложенного, продюсер - главный субъект создания фильма, который, осуществляя в рамках создания фильма деятельность в самых разных сферах работы, по закону не получает прав на созданное под его руководством произведение и несет обязанность по управлению правами на РИТД, включенные в состав произведённого им фильма. Договорная деятельность по работе с авторско-правовыми договорами это неотъемлемая часть управления правами любой кинокомпании, которая занимается такими видами деятельности как производство и распространение контента. На практике кинокомпаниями используются определенные виды авторско-правовых договоров. Компании, производящие контент, обладают правоспособностью свои права передавать чтобы иметь возможность исполнить заказ кинокомпании на производство аудиовизуального произведения путем заключения следующих видов контрактов с такой организацией: - авторские договоры заказа, в которых обозначается условие о передаче прав согласно лицензии; - авторские договоры заказа, в которых обозначается условие об отчуждении прав. Производящие компании могут передавать кинокомпаниям права на уже имеющиеся и принадлежащие им аудиовизуальные произведения путем заключения: - лицензионных договоров; - договоров о полном отчуждении прав. Авторский договор. Имущественные права автора, перечисленные в статье 16 Закона «Об авторских и смежных правах», могут быть уступлены полностью или частично, а также могут быть переданы для использования по авторскому договору о передаче исключительных прав, либо по авторскому договору о передаче неисключительных прав [12]. Любую уступку имущественных прав необходимо оформляться должным образом, то есть путем заключения письменного договора, где стороны - автор и лицо, которому происходит уступка имущественных прав. Авторский договор по поводу передачи исключительных прав дает право на использование произведения определенным способом и в пределах, которые устанавливаются условиями договора. Такой правоспособностью обладает только лицо - правопреемник. Это наделяет правом лицо запрещать подобное использование произведения другими лицами. Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться автором произведения, если лицо, которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права в самостоятельном порядке. Авторский договор о передаче неисключительных прав дает право пользователю использовать произведения одинаково с обладателем этих исключительных прав, который указанные права передал. Другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом дается право. Права, которые подлежат передаче по условиям авторского договора, именуются неисключительными, если конечно договором напрямую не предусмотрено что-то другое [12]. В силу ст.32 [12] авторский договор должен предусматривать следующее: - способы, с помощью которых можно использовать произведения, а точнее конкретные права, передающиеся по тому же договору; - срок и территорию, на которые право будет передаваться; - размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения по каждому способу использования произведения, также порядок и сроки выплаты данного вознаграждения, а также другие условия, которые стороны посчитают нужным считать существенными для данного договора. Если в авторском договоре не будут регламентированы условия по поводу сроков, на который нужно передать право, договор может быть расторгнут по инициативе автора. Это возможно по истечении одного года с момента его заключения, при условии, что пользователь будет в письменном виде уведомлен об этом за три месяца до расторжения договора. Если в авторском договоре не предусмотрены условия по поводу конкретизации территории, на которую предполагается передать право, то действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Казахстан. Права на использование произведения, которые напрямую не переданы по авторскому договору, не считаются переданными. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, которые не известны во время процесса заключения договора. Вознаграждение определяется условиями авторского договора в виде процента от дохода за определенный способ использования произведения. В случаях, если невозможно осуществить из-за характера произведения или особенностями его использования, - в виде зафиксированной в договоре суммы или другим способом. Права, подлежащие передаче согласно условиям авторского договора, возможно передать в полном объеме частично другим лицам только в определенном случае, то есть если это прямо предусмотрено договором. Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать неизвестно когда точно в будущем. Но есть исключения по определенным случаям, которые регулируются статьями 14 и 33 Закона [12]. Условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, а также противоречащие законодательству признаются недействительным. Предъявляется требование к форме авторского договора - она должна быть письменной. Допускается устная форма авторского договора об использовании произведения в периодической печати. Сторона, не исполнившая или же ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду в том числе. Авторский договор заказа. Главное обязательство автора - это создание произведения согласно условиям договора и последующая передача его заказчику. В свою очередь, на заказчике лежит обязанность в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. По соглашению сторон возможно определить размер, порядок и сроки выплаты аванса. Автор, который не успеет представить заказное произведение по условиям договора заказа, обязан будет возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Лицензионный договор. Исключительные права озвучены статьями 37, 38, 40 Закона [12]. Они подлежат уступке полностью или частично Помимо этого могут быть переданы для использования по лицензионному договору о передаче исключительных или неисключительных прав. На такой договор распространяются определенные требования, императивно установленные статьей 32 Закона [12]. Таким образом, рассмотрены весь процесс создания аудиовизуального произведения и заключения всех видов договоров.
1.Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.01.2021 г.). 2. Айрис А., Бюген Ж. Управление кинокомпаниями.- М.: Издательский дом Универсальная книга, 2010 год. С. 29-35. 3. Розинов М. Интеллектуальная собственность //РУБК, 1998 г. № 12.- С.40-45. 4. Электронная энциклопедия//Wikipedia.org. 5. Наумов В., Рагельс Э. Взгляд на управление интеллектуальной собственностью // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.- 2005. - № 9.- С. 20- 22. 6. Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III «О культуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 год). 7. Приказ министра культуры и информации Республики Казахстан от 12 марта 2012 года № 7 «Об утверждении критериев определения индекса фильма». 7А. Закон республики Казахстан от 3 января 2019 года № 212-VI «О кинематографии». 8. Каудыров Т. Е. Право интеллектуальной собственности по законодательству Республики Казахстан // Алматы: Эдилет Пресс- 1996г. №1. 9. Сулейменов М. К., Басин Ю. Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Особенная часть). 10. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года (с изменениями и дополнениями), ст. 486 // Справочно- правовая система Консультант Плюс.- URL: http://base.consultant.ru. 11. Иванов Г. П., Огурчиков П. К., Сидоренко В. И. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: учеб. для вузов.- М.: Юнити- Дана, 2003.- С. 20-22. 12. Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года № 6- I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2020 г.).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |