|
|
|
Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 928 и Министра юстиции Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 427
Утратил силу в соответствии с совместным приказом Председателя Агентства РК по финансовому мониторингу от 6 августа 2021 года № 5 и и.о. Министра юстиции РК от 19 августа 2021 года № 722
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 13 мая 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ПРИКАЗЫВАЕМ: 1. Внести в совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 531 и Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года № 360 «Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10000, опубликован 29 января 2015 года информационно-правовой системе «Әділет») следующее изменение: Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов, утвержденные указанным совместным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему совместному приказу. 2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 15 ноября 2020 года и подлежит официальному опубликованию.
Министра юстиции Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 427 и Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 928
Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для нотариусов (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о ПОД/ФТ) и Международными стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). 2. В настоящих Требованиях к субъектам финансового мониторинга относятся нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с деньгами и (или) иным имуществом (далее - Субъекты). 3. Понятия, используемые в Требованиях, применяются в значениях, указанных в Законе о ПОД/ФТ и Законе Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате». 4. Для целей Требований используются следующие основные понятия: 1) риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ОД/ФТ) - возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения Субъектов в процессы легализации ОД/ФТ или иную преступную деятельность; 2) управление рисками легализации ОД/ФТ - совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу, выявлению рисков легализации ОД/ФТ, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов); 3) форма ФМ-1 - форма сведений и информации об операции, подлежащей финансовому мониторингу, определяемая Правилами представления Субъектами сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, утверждаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ; 4) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в соответствии с Законом о ПОД/ФТ. 5. Внутренний контроль осуществляется в целях: 1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о ПОД/ФТ; 2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля на уровне, достаточном для управления рисками легализации ОД/ФТ; 3) минимизации рисков легализации ОД/ФТ. 6. Субъекты являются ответственными лицами по организации и соблюдению правил внутреннего контроля (далее - ПВК). 7. ПВК являются документом, который регламентируют организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ, и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ. 8. ПВК включают в себя программы, предусмотренные статьей 11 Закона о ПОД/ФТ, которые разрабатываются Субъектами самостоятельно в соответствии с Требованиями и являются внутренним документом Субъектов либо совокупностью таких документов. 9. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 (тридцати) календарных дней вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.
Глава 2. Программа организации внутреннего контроля
10. Программа организации внутреннего контроля включает процедуры: 1) организации внутреннего контроля, включая описание функций Субъектов при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ; 2) отказа клиентам в установлении деловых отношений и прекращении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, и принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом; 3) признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ, в качестве подозрительной; 4) представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа клиенту в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган; 5) фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в порядке, установленном Субъектами; 6) признания Субъектами сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции. 7) оценки, определения, документального фиксирования и обновления результатов оценки рисков легализации ОД/ФТ; 8) разработки мер контроля, процедуры по управлению рисками легализации ОД/ФТ и снижению рисков оценки рисков легализации ОД/ФТ; 9) классификации своих клиентов с учетом степени риска, оценки рисков легализации ОД/ФТ. Допускается включение Субъектами в программу дополнительных мер по организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. 11. Функции Субъектов в соответствии с программой организации внутреннего контроля включают: 1) разработку, внесение изменений и (или) дополнений в ПВК; 2) организацию и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ; 3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными; 4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям, к операциям, имеющим характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ; 5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган; 6) исполнение решений уполномоченного органа о приостановлении проведения подозрительной операции; 7) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами; 8) документальное фиксирование принятых решений в отношении операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника; 9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК; 10) принятие мер по улучшению системы управления рисками и внутреннего контроля; 11) обеспечение мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом; 12) обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении своих функций. 12. Субъекты в соответствии с возложенными функциями: 1) предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ; 2) предоставляют в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в соответствии с пунктом 3-1 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ. Допускается включение Субъектами дополнительных функций и полномочий. Субъекты и их работники не извещают клиентов и иных лиц о предоставлении в уполномоченный орган информации, сведений и документов о таких клиентах и о совершаемых ими операциях.
Глава 3. Программа управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, учитывающая риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений
13. В целях организации управления рисками легализации ОД/ФТ Субъекты разрабатывают программу управления рисками легализации ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений. Субъекты на ежегодной основе осуществляют оценку степени подверженности услуг Субъектов рискам легализации ОД/ФТ с учетом информации из отчета рисков легализации ОД/ФТ и, как минимум, следующих специфических категорий рисков: риск по типу клиентов, страновой (географический) риск, риск услуги и (или) способа ее (его) предоставления. Результаты оценки рисков предоставляются по требованию уполномоченного органа и органа регулятора в сфере ПОД/ФТ. 14. Типы клиентов, чей статус и (или) чья деятельность повышают риск ОД/ФТ, включают: 1) в случае, когда клиент является: иностранным публичным должностным лицом; лицом, действующим в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица; лицом, являющимся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица; лицом без гражданства; гражданином Республики Казахстан, не имеющим адреса регистрации или пребывания в Республики Казахстан; нерезидентом; некоммерческой организацией; 2) в случае, когда клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента: по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве (территории), входящей в Перечень государств с льготным налогообложением, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 142 «Об утверждении перечня государств с льготным налогообложением», зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 16404 (далее - Приказ); включен в список лиц, причастных к террористической деятельности (далее - Список), и (или) в перечень организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, а также в перечень организации и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения (далее - Перечни), предусмотренные статьями 12 и 12-1 Закона о ПОД/ФТ; 3) в случае, когда клиент (его представитель), бенефициарный собственник: настаивает на поспешности нотариальных действий; настаивает на нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличаются от обычной практики Субъектов; совершает действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга; по операциям ранее был признан подозрительным; 4) в случае, когда: местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления; деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах (например, слишком большое необъяснимое географическое расстояние между Субъектом и клиентом); деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег; у Субъектов возникают сложности при представленных клиентом сведений; 5) деловые отношения и сделки с клиентами из государств (территорий): не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ; с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью; подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым Организацией Объединенных Наций (далее - ООН); предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации. Ссылки на перечни таких государств (территорий) и международных организаций по данным ООН, размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа; 6) операциям с деньгами и (или) иным имуществом: осуществляемым без физического присутствия сторон; совершаемым от имени или в пользу неизвестных или несвязанных третьих лиц; связанными с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты; не имеющим очевидного экономического смысла или видимой правовой цели; совершаемым клиентом с несвойственной ему частотой или на необычно крупную для данного клиента сумму. Допускается включение Субъектами дополнительных факторов риска. 15. В рамках реализации программы управления рисками легализации ОД/ФТ Субъектами принимаются меры по классификации клиентов с учетом категорий и факторов риска, указанных в пункте 14 Требований, а также иных категорий рисков, устанавливаемых Субъектами. Уровень риска клиента устанавливается Субъектами по результатам анализа имеющихся у Субъектов сведений и информации о клиенте (клиентах) и оценивается по шкале определения уровня риска, которая состоит не менее чем из двух уровней. Оценка риска с использованием категорий и факторов рисков, указанных в пункте 14 Требований, проводится в отношении клиентов на основе результатов мониторинга операций (деловых отношений). Пересмотр уровня риска клиента осуществляется Субъектами по мере обновления сведений о клиенте (группе клиентов) и результатов мониторинга операций (деловых отношений).
Глава 4. Программа идентификации клиентов
16. Программа идентификации клиента заключается в проведении Субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (его представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций и включает процедуры по: 1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников согласно требованиям статьи 5 Закона о ПОД/ФТ; 2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ; 3) проверке клиента (его представителя) и бенефициарного собственника на наличие в Списке и Перечнях; 4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона о ПОД/ФТ; 5) выявлению клиентов, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения: в государстве (на территории), которое не выполняет и (или) недостаточно выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ; в государстве с льготным налогообложением, утвержденном Приказом; 6) установлению предполагаемой цели и характера деловых отношений; 7) применению к клиенту, в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками; 8) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже одного раза в год; 9) требования к форме, содержанию и порядку заполнения анкеты (досье) клиента, оформляемой Субъектами в целях фиксирования сведений, полученных в результате идентификации клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, с указанием первоначальной даты оформления анкеты (досье); 10) порядок обновления сведений, содержащихся в анкете (досье), с указанием периодичности обновления сведений; 11) порядок оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации ОД/ФТ, основания оценки такого риска; 12) перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию Субъектами бенефициарного собственника клиента, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации, порядок принятия Субъектами решения о признании физического лица бенефициарным собственником. В зависимости от уровня риска клиента степень проводимых Субъектами мероприятий выражается в применении упрощенных либо усиленных мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ. Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска легализации ОД/ФТ осуществляется не реже одного раза в полугодие. Периодичность обновления и (или) необходимость получения дополнительных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике устанавливаются с учетом уровня риска клиента (группы клиентов) и (или) степени подверженности услуг (продуктов) Субъектов, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ. В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений и проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1), 4) и 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также принятия мер по замораживанию операций с деньгами и (или) иным имуществом, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте отказа по форме ФМ-1. В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, Субъекты прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по форме ФМ-1.
17. В целях реализации требований Закона о ПОД/ФТ по надлежащей проверке клиента, а также по выявлению и направлению в уполномоченный орган сообщений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, Субъектами разрабатывается программа мониторинга и изучения операций клиентов. 18. Программа мониторинга и изучения операций клиентов включает, но не ограничивается: 1) перечень признаков необычных и подозрительных операций, составленный на основе признаков определения подозрительных операций, утверждаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ, а также разработанных Субъектами самостоятельно; 2) процедуру выявления операции клиента, имеющие характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ, утверждаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ; 3) порядок принятия и описание мер, принимаемых Субъектами в отношении клиента и его операций в случае осуществления клиентом систематически и (или) в значительных объемах необычных и (или) подозрительных операций. 19. В рамках программы мониторинга и изучения операций клиентов Субъектами проводятся мероприятия, направленные на установление целей и оснований всех пороговых, необычных, подозрительных операций и операций, имеющих характеристики, соответствующие типологиям, схемам и способам легализации ОД/ФТ. Результаты мониторинга и изучения операций клиентов используются для ежегодной оценки степени подверженности услуг Субъектов рискам легализации ОД/ФТ, а также для пересмотра уровней рисков клиентов. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиента сведения вносятся в досье клиента и (или) хранятся у Субъектов на протяжении всего периода деловых отношений с клиентом и не менее пяти лет после совершения операции. 20. Частота изучения операций клиента определяется Субъектами с учетом уровня риска клиента и (или) степени подверженности услуг Субъектов, которыми пользуется клиент, рискам легализации ОД/ФТ, совершения (попытки совершения) клиентом операций (операции), подлежащих (подлежащей) финансовому мониторингу, а также с учетом типологий, схем и способов легализации ОД/ФТ, утверждаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ или разработанных Субъектами самостоятельно. В случае присвоения клиенту высокого уровня риска, а также в случае совершения клиентом подозрительной операции, Субъекты изучают операции, которые проводит (проводил) клиент за определенный период времени. Операции клиента подлежат изучению: по основаниям, указанным в пункте 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ; если они имеют характеристики признаков подозрительной операции. 21. Операции клиента признаются подозрительными, в случае если по результатам изучения операций, указанных в пункте 20 настоящих Требований, у Субъектов имеются основания полагать, что операции клиента связаны с легализацией ОД/ФТ. Решение о признании (непризнании) операции клиента в качестве подозрительной операции Субъекты принимают самостоятельно на основании имеющейся в его распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента (его представителя) и бенефициарного собственника, осуществляющего операцию, а также информации о финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положении и деловой репутации клиента. Разница между временем совершения операции и временем признания такой операции подозрительной не может превышать промежуток времени, определяющий частоту изучения операции клиента в соответствии с ПВК Субъектов.
Глава 6. Программа подготовки и обучения субъектов по финансовому мониторингу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
22. Программа подготовки и обучения субъектов финансового мониторинга по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников Субъектов, утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |