|
|
|
Настоящий материал является собственностью ИС «Параграф». Перепечатка и иное воспроизведение запрещено правообладателем.
Обзор поступивших и измененных документов
См. Обзор поступивших и измененных документов за март 2021 года
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность Трудовая деятельность, занятость населения Пенсии, пособия, социальное и медицинское страхование, обеспечение Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело Гос. регулирование оборота отдельных видов товаров, деятельности Цены, тарифы, оценочная деятельность, инфляция Банковское дело, кредитная деятельность
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам промышленной безопасности, индустриальных зон, животного мира, особо охраняемых природных территорий, энергетики, естественных монополий и жилищных выплат сотрудникам органов внутренних дел, в том числе в Закон РК от 3 апреля 2019 года «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее - Закон), В частности, основные понятия, используемые в Законе, дополнены новыми понятиями: 7-1) особая индустриальная зона - разновидность частной индустриальной зоны, на территории которой допускается прямое применение международных строительных норм и правил, а также международных региональных стандартов и стандартов иностранных государств, создаваемая физическими и (или) негосударственными юридическими лицами; 7-2) управляющая компания особой индустриальной зоны - юридическое лицо, создаваемое или определяемое собственником земельного участка особой индустриальной зоны для обеспечения функционирования особой индустриальной зоны. Также дополнена статья 14 «Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы» Закона: 4-1) согласование концепции создания особых индустриальных зон с присвоением статуса особой индустриальной зоны; 4-2) принятие решения о лишении статуса особой индустриальной зоны. Кроме того, Закон дополнен новыми статьями Статья 33-1. Функционирование особых индустриальных зон 1. Условия функционирования особой индустриальной зоны, помимо установленных настоящим Законом, предусматривают, что: 1) собственник земельного участка особой индустриальной зоны вправе определить себя в качестве управляющей компании особой индустриальной зоны; 2) управляющая компания особой индустриальной зоны может являться собственником делимого земельного участка особой индустриальной зоны. При этом управляющая компания особой индустриальной зоны может по своему усмотрению предоставлять земельные участки особой индустриальной зоны путем продажи, передачи в имущественный наем (аренду), доверительное управление, а также в счет пополнения уставного капитала в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. В случае продажи земельный участок передается участникам особой индустриальной зоны в имущественный наем (аренду) на время до ввода объекта строительства в эксплуатацию с ограничением его залога и субаренды третьим лицам и с исключительным правом приобретения данного земельного участка после ввода объекта строительства в эксплуатацию. При этом продажа земельных участков особой индустриальной зоны участникам особой индустриальной зоны осуществляется только при условии соблюдения права преимущественной покупки продаваемого земельного участка согласно условиям договора об осуществлении деятельности и договора купли-продажи земельного участка. 3. Управляющая компания особой индустриальной зоны вправе расторгнуть договор об осуществлении деятельности участника особой индустриальной зоны в случае неоднократного нарушения участником особой индустриальной зоны сроков реализации проекта на территории особой индустриальной зоны на условиях и в порядке, которые определены договором об осуществлении деятельности и гражданским законодательством Республики Казахстан. В соответствии с договорами об осуществлении деятельности управляющая компания обязана зарезервировать часть земельного участка, предусмотренную под реализацию проекта участника особой индустриальной зоны, в соответствии с этапами, определенными в нем. При этом зарезервированные таким образом земельные участки не могут быть переданы иным лицам или иным образом отчуждены управляющей компанией без согласия участника особой индустриальной зоны, с которым заключен указанный договор, за исключением случаев, когда такой участник не выполнил надлежащим образом обязательства по поэтапной реализации проекта. 4. Собственник особой индустриальной зоны самостоятельно обеспечивает финансирование, строительство, эксплуатацию и обслуживание объектов внутренней инженерной инфраструктуры (инженерных коммуникаций) особой индустриальной зоны. 5. Управляющая компания особой индустриальной зоны осуществляет иные функции, в том числе энергоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, предоставление услуг связи участникам особой индустриальной зоны на основании разрешений и лицензий, полученных управляющей компанией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 6. Управляющая компания осуществляет мониторинг деятельности участников на территории особой индустриальной зоны. Правила и порядок осуществления деятельности и функционирования особой индустриальной зоны определяются и утверждаются управляющей компанией особой индустриальной зоны и являются обязательными для участников особой индустриальной зоны. 7. Типовые формы документов, определенные настоящим Законом, не применяются к особым индустриальным зонам. 8. Собственник особой индустриальной зоны самостоятельно обеспечивает организацию деятельности негосударственной противопожарной службы на территории особой индустриальной зоны. 9. На территории особой индустриальной зоны запрещается осуществление следующих видов деятельности: 1) производство, не отвечающее экологическим требованиям и условиям безопасности труда; 2) производство оружия и боеприпасов (патронов), торговля оружием и боеприпасами (патронами); 3) производство ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, торговля ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения; 4) производство цемента, цементного клинкера, продукции из угля, извести и гипса; 5) переработка, разложение, сжигание, газификация, обработка химическими средствами, окончательное и (или) временное хранение и (или) захоронение под землей всех видов отходов; 6) размещение нефтеперерабатывающих заводов, атомных электростанций, ядерных установок, радиационных источников, пунктов и установок, предназначенных для хранения, утилизации и переработки отработанного ядерного топлива, радиоактивных веществ и отходов, а также иных радиоактивных отходов. 10. При проектировании и строительстве объектов на территории особых индустриальных зон подрядчиками, выполняющими проектные и строительно-монтажные работы, должны соблюдаться требования пожарной и промышленной безопасности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите. 11. При проектировании и строительстве объектов на территории особых индустриальных зон подрядчиками, выполняющими проектные и строительно-монтажные работы, должны соблюдаться требования экологической безопасности в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан. Экологическая экспертиза осуществляется в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан. 12. На территории особой индустриальной зоны не допускается функционирование более одной управляющей компании.»; Статья 35-1. Лишение статуса особой индустриальной зоны 1. Лишение статуса особой индустриальной зоны осуществляется по решению: 1) местного исполнительного органа; 2) собственника особой индустриальной зоны. 2. Решение о лишении статуса особой индустриальной зоны принимается местным исполнительным органом в случаях: 1) защиты жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны; 2) когда собственник особой индустриальной зоны не выполняет обязательства, определенные в концепции создания особой индустриальной зоны. 3. Лишенная статуса особой индустриальной зоны частная индустриальная зона продолжает осуществлять деятельность на общих основаниях в соответствии с настоящим Законом.»; См. Закон РК от 01.04.21 г. № 26-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 13.04.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Изменения в компетенцию уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений. Внесены изменения и дополнения в 3 Кодекса РК и 8 Законов РК по вопросам науки, в том числе уточнения внесены в Трудовой кодекс. Подпункт 23) статьи 16 «Компетенция уполномоченного государственного органа по труду в области регулирования трудовых отношений» Трудового кодекса дополнен исключением: 23) определяет порядок поступления на гражданскую службу и проведения конкурса на занятие вакантной должности гражданского служащего за исключением первого руководителя и педагога государственной организации образования. То есть уполномоченный государственный орган по труду не определяет порядок поступления на гражданскую службу и не проводит конкурс на занятие вакантной должности первого руководителя и педагога государственной организации образования. См. Закон РК от 31.03.21 г. № 24-VІI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 12.04.21 г.).
Изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 382-VI и введенные в действие с 1 апреля 2021 года.
Также изменения в пункт 14 статьи 412 вводятся в действие с 1 апреля 2021 года. См. Закон от 10.12.20 г. № 382-VI (вводится в действие 01.01.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Закон РК «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (проект) Сравнительная таблица по внесению дополнений в Налоговый кодекс
См. досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (апрель 2021 года)
Изменения в Налоговый кодекс, внесенные Законом № 382-VI и введенные в действие с 1 апреля 2021 года.
Также изменения в пункт 14 статьи 412 вводятся в действие с 1 апреля 2021 года. См. Закон от 10.12.20 г. № 382-VI (вводится в действие 01.01.21 г., за исключением некоторых пунктов).
Закон РК «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (проект) Сравнительная таблица по внесению дополнений в Налоговый кодекс
См. досье на проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (апрель 2021 года)
Дополнены Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним. Внесено дополнение в Правила и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116, согласно которому пункт 6 дополнен подпунктом 3-1) следующего содержания: Обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов: «3-1) указанных в пункте 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 12), 26), 27) и 50) пункта 1 статьи 341, а также подпунктами 42) и 43) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса (в части утраченного заработка (дохода). При этом обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с доходов, предусмотренных абзацем шестым подпункта 17) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса;». Таким образом, согласно принятому постановлению положения подпункта 3) пункта 6 Правил, исключенные с 1 января 2021 года согласно постановлению Правительства РК от 28 мая 2020 года № 332, восстановлены и продолжают применяться в 2021 году в соответствии с подпунктом 3-1). Напомним, нормы пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса: 1. Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются следующие виды доходов (далее - корректировка дохода): 1) алименты, полученные на детей и иждивенцев; 2) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам (депозитам) в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, на основании лицензии уполномоченного государственного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, зарегистрированных на территории Республики Казахстан; 3) вознаграждения по долговым ценным бумагам; 4) вознаграждения по государственным эмиссионным ценным бумагам, агентским облигациям; 5) доходы от прироста стоимости при реализации государственных эмиссионных ценных бумаг; 6) доходы от прироста стоимости при реализации агентских облигаций; 7) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан; 8) дивиденды, при одновременном выполнении следующих условий: на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет; юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды; имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов. Положения настоящего подпункта применяются к дивидендам, полученным от юридического лица-резидента в виде: чистого дохода или его части, подлежащих выплате по акциям, в том числе по акциям, являющимся базовыми активами депозитарных расписок; чистого дохода или его части, распределяемых юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками; дохода от распределения имущества при ликвидации юридического лица-резидента или при уменьшении уставного капитала, а также при выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице-резиденте и при выкупе таким юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом. При этом доля имущества лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, определяется в соответствии со статьей 650 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта недропользователем не признается недропользователь, являющийся таковым исключительно из-за обладания правом на добычу подземных вод и (или) общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд. В случае если юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, производит уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов по деятельности, в том числе осуществляемой в рамках инвестиционного контракта, по которой предусмотрено такое уменьшение, то положения настоящего подпункта применяются в следующем порядке: если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет 50 и более процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется; если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет менее 50 процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, применяется ко всей сумме дивидендов; 9) доходы военнослужащего в связи с исполнением обязанностей воинской службы, сотрудника специальных государственных органов, сотрудника правоохранительных органов (за исключением сотрудника таможенных органов), сотрудника государственной фельдъегерской службы в связи с исполнением служебных обязанностей; 10) все виды выплат, получаемых в связи с исполнением служебных обязанностей в других войсках и воинских формированиях, правоохранительных органах (за исключением таможенных органов), на государственной фельдъегерской службе лицами, права которых иметь воинские, специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года; 11) выигрыш по одной лотерее в пределах 6-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выигрышей; 12) выплаты в связи с выполнением общественных работ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средств бюджета и (или) грантов, в 12-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой выплаты; 13) выплаты в соответствии с законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». См. постановление Правительства РК от 06.04.21 г. № 210 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 20.04.21 г., и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.21 г.).
Внесены изменения в приказ Министра финансов РК от 29 мая 2020 года № 539 «Об утверждении формы, сроков и Правил представления имеющихся сведений о физических лицах юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, обеспечивающим в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении учет пенсионных взносов, социальных отчислений и социальных выплат». Внесены изменения в приказ Министра финансов РК от 29 мая 2020 года № 539 «Об утверждении формы, сроков и Правил представления имеющихся сведений о физических лицах юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, обеспечивающим в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении учет пенсионных взносов, социальных отчислений и социальных выплат», заголовок которого изложен в новой редакции: «Об утверждении Правил, сроков и формы представления юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, обеспечивающим в соответствии с законодательством Республики Казахстан учет пенсионных взносов, социальных отчислений и социальных выплат, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, имеющихся сведений о физических лицах». Правила и сроки представления имеющихся сведений о физических лицах юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, обеспечивающим в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении учет пенсионных взносов, социальных отчислений и социальных выплат (далее - Правила), утвержденные данным приказом, изложены в новой редакции; Правила разработаны в соответствии с пунктом 16 статьи 26 Налогового кодекса. Форма имеющихся сведений о физических лицах, представляемых юридическим лицом, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, обеспечивающим в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении учет пенсионных взносов, социальных отчислений и социальных выплат, утвержденная данным приказом, изложена в новой редакции. См. приказ Министра финансов РК от 06.04.21 г. № 307 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 23.04.21 г.).
В новой редакции утверждена форма справки о суммах полученных доходов из источников в РК и удержанных (уплаченных) налогов. В новой редакции изложена форма справки о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов, утвержденная приказом Министра финансов РК от 19 января 2018 года № 38. Напомним, что согласно статье 676 Налогового кодекса нерезидент вправе получить в налоговом органе справку о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных (уплаченных) налогов по форме, утвержденной уполномоченным органом, в случае, если такой налог подлежит уплате в бюджет Республики Казахстан, в том числе на основании международного договора, и не подлежит возврату в соответствии со статьями 672, 673 и 674 Налогового кодекса. Справку в налоговом органе вправе также получить налоговый агент по сумме начисленных и (или) выплаченных таким налоговым агентом доходов нерезиденту и удержанных (уплаченных) налогов с такого дохода. При этом не требуется наличие доверенности в соответствии со статьей 16 Налогового кодекса. См. приказ Министра финансов РК от 02.04.21 г. № 297 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 19.04.21 г.).
Действие приказа Министра финансов РК от 30 ноября 2020 года № 1154 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 143 «Об утверждении Правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками, а также форм, содержания и элементов защиты акцизных и учетно-контрольных марок» перенесено с 1 апреля 2021 года на 1 января 2022 года. Пункт 3 приказа Министра финансов РК от 30 ноября 2020 года № 1154 «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 143 «Об утверждении Правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками, а также форм, содержания и элементов защиты акцизных и учетно-контрольных марок» изложен в новой редакции: 3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев пятого, шестого, седьмого, восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого, тринадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого пункта 1 настоящего приказа, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года. См. приказ Министра финансов РК от 01.04.21 г. № 288 (вводится в действие с 31.03.21 г. и подлежит официальному опубликованию).
Изменены формы некоторых налоговых заявлений. Внесены изменения в приказ Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160 «Об утверждении форм налоговых заявлений». В новой редакции утверждены следующие формы налоговых заявлений: - о постановке на регистрационный учет согласно приложению 8 к приказу Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160; - о снятии с регистрационного учета согласно приложению 9 к приказу Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160; - о регистрационном учете лица, занимающегося частной практикой о регистрационном учете частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора согласно приложению 10 к приказу Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160 (ранее форма называлась «налоговое заявление о регистрационном учете лица, занимающегося частной практикой»); - о снятии с учета контрольно-кассовой машины согласно приложению 17 к приказу Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160. Кроме того, из перечня форм заявлений, исключена форма налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика (приложение 12 к приказу). См. приказ Министра финансов РК от 31.03.21 г. № 284 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 13.04.21 г.).
Внесены изменения в Правила корректировки размера облагаемого импорта в рамках ЕАЭС, в новой редакции утверждена форма налогового заявления об отзыве заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. 1. Внесены изменения в Правила корректировки размера облагаемого импорта в рамках Евразийского экономического союза, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2018 года № 103. Изменения внесены в пункт 5 Правил: |