|
|
|
См.: начало
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Научно-практический комментарий
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В главе 16 КоАП казахстанский законодатель устанавливает составы административных правонарушений в области налогообложения и административную ответственность в РК за их совершение. В комментируемой главе составы объединены по признаку присущего им общего (родового) объекта административного правонарушения. Родовым объектом административных правонарушений в области налогообложения является установленный в РК порядок налогообложения, налогового администрирования, исполнения налоговых обязательств и иных связанных с ними обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц перед государством. В КоАП содержатся также иные составы административных правонарушений, связанных с налогообложением и также посягающих на установленный в государстве порядок налогообложения и налогового администрирования[963]. Однако, такие составы объединены не в комментируемой главе 16 «Административные правонарушения в области налогообложения», а помещены в главу 27 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления». Соответственно, административные правонарушения, не включенные в главу 16 КоАП, не являются правонарушениями в области налогообложения и к ним не применяются правовые нормы КоАП, установленные для правонарушений в области налогообложения. Нарушение обязанными лицами правил исчисления и уплаты налогов и исполнения иных обязанностей в таможенных правоотношениях образуют самостоятельные составы административных правонарушений, которые входят в категорию административных правонарушений в сфере таможенного дела. Составы административных правонарушений в сфере таможенного дела и административная ответственность за их совершение устанавливаются законодателем в отдельной главе 29 КоАП «Административные правонарушения в сфере таможенного дела». Дела об административных правонарушениях в области налогообложения рассматриваются органами государственных доходов как уполномоченными государством органами в области налогообложения (за исключением ст. 281 (ч. 4, 5 и 6), 282 (ч. 3, 4, 6, 7, 11, 13), 283, 283-1 (ч. 5, 6) КоАП, предусматривающих в качестве основного или дополнительного вида наказания за совершение правонарушений приостановление или лишение лицензии или конфискацию предметов правонарушения и (или) дохода, которые могут применяться только судами)[964]. Суды рассматривают дела об административных правонарушениях в случаях, прямо предусмотренных в КоАП[965]. Особенностью объединенных в главе 16 КоАП составов административных правонарушений в области налогообложения является также установление в отношении них повышенного (по сравнению с общеустановленным двухмесячным) срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение (годичного - для физических лиц и пятилетнего - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Также в отношении административных правонарушений в области налогообложения законодателем установлены повышенные сроки давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа. В отличие от общего годичного срока давности исполнения, установленного для всех административных правонарушений, в отношении административных правонарушений в области налогообложения установлен пятилетний срок давности исполнения постановления о наложении административного взыскания. Срок давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении исчисляется со дня вступления его в законную силу[966]. Еще одной особенностью административных правонарушений в области налогообложения является то, что принудительное исполнение постановлений о наложении штрафов за их совершение производится органами государственных доходов в порядке, установленном налоговым законодательством РК, а не в порядке, предусмотренном КоАП[967]. Субъектам правоприменения следует также иметь в виду, что в случае совершения административного правонарушения в области налогообложения физическим лицом, должностным лицом, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом или профессиональным медиатором для привлечения таких лиц к административной ответственности, по требованию ст. 11 и ч. 1 ст. 25 КоАП, всегда необходимо устанавливать их вину как психическое отношение к совершенным непосредственно ими противоправным деяниям и их вредным последствиям. Субъективная сторона правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, не подлежит установлению вследствие существования законодательного требования об установления вины, как условия привлечения к административной ответственности, только в отношении физических лиц[968]. По законодательству РК об административной ответственности юридические лица несут административную ответственность за один только факт совершения ими противоправного действия либо бездействия, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность, без учета вины совершивших это деяние должностных лиц юридического лица.
Статья 269. Нарушение срока постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов 1. Нарушение установленных законодательными актами Республики Казахстан сроков подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет в органе государственных доходов частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката и уведомления о регистрационном учете индивидуального предпринимателя, регистрационном учете по отдельным видам деятельности - влечет предупреждение. 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере восьми, на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семидесяти месячных расчетных показателей. 3. Нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами Республики Казахстан срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость - влечет штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность физических и юридических лиц за нарушение ими нормативно установленных в Налоговом кодексе РК и в других законодательных актах РК, а также индивидуально определяемых по закону органами государственных доходов в уведомлениях сроков подачи: 1) налогового заявления о постановке на регистрационный учет в органе государственных доходов частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, 2) уведомления о регистрационном учете индивидуального предпринимателя, 3) уведомления налогоплательщика о регистрационном учете по отдельным видам деятельности. Виды деятельности, осуществление которых влечет за собой необходимость налогоплательщика подать уведомление в органы государственных доходов, перечислены законодателем в Налоговом кодексе РК[969]. Родовым объектом правонарушений, предусмотренных ст. 269 КоАП, является установленный в законодательных актах РК и охраняемый государством порядок налогообложения и налогового администрирования налоговых отношений. Непосредственным объектом административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является установленный налоговым законом и охраняемый государством порядок постановки на регистрационный учет в органах государственных доходов отдельных видов налогоплательщиков и дальнейшее его ведение органами государственных доходов (регистрационно-учетные налоговые процедуры). Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ст. 269 КоАП, характеризуется совершением обязанными лицами действий по подаче налоговых заявлений о постановке их на регистрационный учет в органе государственных доходов или уведомлений о регистрационном учете после истечения установленных Налоговым кодексом и другими законодательными актами РК сроков подачи таких заявлений и уведомлений. Кроме того, правонарушение может быть совершено путем бездействия налогоплательщиков - в случае, когда они на момент выявления совершенного правонарушения не подали налоговые заявления о постановке их на регистрационный учет или уведомления о регистрационном учете в установленные законом сроки и при этом сроки для подачи таких заявлений и уведомлений уже истекли и восстановить их по правовым основаниям уже невозможно. Юридическая обязанность по постановке на регистрационный учет в органе государственных доходов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РК и иными законодательными актами, является субъективной обязанностью налогоплательщиков. Данная обязанность возникает у налогоплательщиков в рамках организационных (процедурных) налоговых правоотношений с государством в случаях, прямо указанных в Налоговом кодексе РК. Комментируемая статья не применима к случаям нарушения порядка и сроков государственной регистрации лиц в качестве налогоплательщиков, поскольку: во-первых, государственная регистрация лиц в качестве налогоплательщиков осуществляется органами государственных доходов по сведениям других государственных органов, ведающих регистрацией и учетом правосубъектных лиц (органов ЗАГС, юстиции и др.), без возложения на налогоплательщика юридической обязанности по инициированию государственной регистрации в органах государственных доходов; во-вторых, нарушение лицом порядка и сроков государственной регистрации в государственных органах (в том числе и в органах государственных доходов) в тех случаях, когда обязанность по инициированию такой регистрации возложена на само регистрируемое лицо, в совокупности с другими квалифицирующими признаками предусматривается в качестве правонарушения в других статьях КоАП (например, занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления[970]). Основания и сроки постановки налогоплательщиков на регистрационный учет установлены в Налоговом кодексе РК или в иных законодательных актах РК и измеряются конкретными календарными датами или периодами времени с момента совершения конкретного действия или наступления события. В отдельных случаях сроки могут быть установлены уполномоченными органами или судами в принятых ими индивидуальных правовых актах на основании и в соответствии с применимыми нормами законодательных актов. Комментируемая статья не подлежит применению к тем случаям, когда: 1) постановка на регистрационный учет или регистрационный учет в органах государственных доходов не предусмотрены налоговым законом (как, например, осуществление нерезидентом РК деятельности на территории РК без образования постоянного учреждения), или 2) налоговый закон не содержит указания на конкретные сроки постановки на регистрационный учет либо такие сроки не были индивидуально определены для налогоплательщика уполномоченными органами в случаях, когда они должны быть ими определены по закону, или 3) постановка на регистрационный учет в органах государственных доходов не является обязанностью налогоплательщика и реализуется другими обязанными лицами (например, постановка на регистрационный учет по сведениям других государственных органов или обязанных лиц), или 4) постановка на регистрационный учет в органах государственных доходов реализуется по усмотрению самого налогоплательщика в качестве его права в определяемые им самостоятельно сроки (например, добровольная постановка налогоплательщика на учет по НДС). Совершение правонарушения, предусмотренного ст. 269 КоАП, считается оконченным в тот момент, когда истек законодательно установленный срок подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет или уведомления о регистрационном учете, а налоговое заявление или уведомление не было подано налогоплательщиком в этот срок. Однако это вовсе не означает, что административная ответственность налогоплательщика в соответствии с комментируемой статьей наступает за событие (истечение срока, которое не зависит от воли налогоплательщика). Ответственность наступает за длящееся противоправное бездействие налогоплательщика по непостановке на учет, когда сроки такой постановки истекли, либо за противоправное действие, совершенное по истечении установленного для постановки на регистрационный учет срока, - за допущенную лицом просрочку постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов. Если налоговое заявление о постановке налогоплательщика на регистрационный учет (уведомление о регистрационном учете) в органе государственных доходов было подано в установленный законодательными актами РК срок в предусмотренные законодательными актами РК форме и способом и у налогоплательщика имеются доказательства подачи такого заявления (уведомления) в установленные сроки, то исполнение обязанности должно признаваться своевременным, даже если в итоге постановка налогоплательщика на регистрационный учет не была осуществлена органом государственных доходов или его должностным лицом. В таких случаях административная ответственность налогоплательщика за нарушение сроков постановки на регистрационный учет не наступает. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 269 КоАП, являются юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста вменяемые физические лица, а также специальные субъекты (индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные нотариусы, частные судебные исполнители и иные лица, осуществляющие отдельные указанные в Налоговом кодексе РК виды деятельности), которые, по требованию Налогового кодекса РК и иных применимых законодательных актов, обязаны подать налоговое заявление (уведомление) о постановке их на регистрационный учет (регистрационном учете) в качестве налогоплательщиков в органах государственных доходов. С момента регистрации лица и (или) постановки его на регистрационный учет в органе государственных доходов по отдельным видам налогов или по отдельным видам деятельности такое лицо вступает в организационные (процедурные) отношения с органами государственных доходов в качестве налогоплательщика - участника таких налоговых процедурных отношений и потенциального участника возможных в будущем материальных налоговых правоотношений - налоговых обязательств. Соответственно, комментируемая норма не применяется к другим участникам налоговых правоотношений, а также к налогоплательщикам, у которых отсутствует юридическая обязанность по инициированию постановки на регистрационный учет в органе государственных доходов путем подачи налогового заявления или уведомления. Лица, у которых существует юридическая обязанность сообщить в органы государственных доходов об основаниях регистрационного учета налогоплательщиков в органах государственных доходов, но которые не сообщили об этом (государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия и иные лица, ведающие информацией об основаниях регистрационного учета налогоплательщика в органах государственных доходов), также не будут являться субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 269 КоАП. Не являются субъектами административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 269 КоАП также лица (юридические лица-резиденты, юридические лица-нерезиденты, действующие в РК через филиал, представительство, лица, занимающиеся частной практикой, и индивидуальные предприниматели), которые обязаны по требованию Налогового кодекса РК встать на регистрационный учет по НДС[971]. Для них административная ответственность за нарушение сроков постановки на регистрационный учет по НДС выделена в отдельный и самостоятельный состав правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 269 КоАП. В тех случаях, когда исполнение за налогоплательщика - физическое лицо его субъективной обязанности по постановке на регистрационный учет в органе государственных доходов в силу недееспособности этого физического лица возложено по закону, административному или судебному акту на иных лиц (законных представителей), административная ответственность за нарушение сроков постановки налогоплательщика на регистрационный учет наступает не у самого налогоплательщика, а у обязанных лиц - законных представителей. Административная ответственность по ст. 269 КоАП не может быть возложена на представителей налогоплательщика, когда само лицо, подлежащее постановке на регистрационный учет в органе государственных доходов, является дееспособным, могло самостоятельно встать на учет, но при этом не предприняло никаких действий к своевременной постановке на регистрационный учет. Уполномоченные представители обязанных лиц не являются субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей. Субъективная сторона деяний, предусмотренных ст. 269 КоАП, для физических лиц, адвокатов, частных нотариусов, частных судебных исполнителей и индивидуальных предпринимателей, характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по психическому отношению физического лица к совершенным им противоправным деяниям. За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 269 КоАП, установлено административное взыскание в виде предупреждения. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами государственных доходов путем указания его в постановлении о наложении административного взыскания и обязательного его объявления, а также вручения или направления копии постановления правонарушителю[972]. В таком случае в целях квалификации дальнейших деяний правонарушителя при совершении им однородных правонарушений в будущем лицо считается подвергнутым административному наказанию с момента вручения (направления) ему постановления. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает более строгое наказание за повторное в течение года после наложения административного взыскания совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 269 КоАП. В данном случае повторность совершения правонарушения является уже не отягчающим обстоятельством в его характеристике, а обязательным квалифицирующим признаком самостоятельного состава правонарушения для привлечения правонарушителя уже по ч. 2 ст. 269 КоАП. Для привлечения налогоплательщика к ответственности по ч. 2 ст. 269 КоАП не имеет значения, на какой вид регистрационного учета должен был встать налогоплательщик и не встал, допустив повторное нарушение. Однако данное обстоятельство может иметь значение при назначении правонарушителю наказания. При этом неисполнение нарушителем своей обязанности по постановке на регистрационный учет после наложения на него за это административного взыскания (продолжение противоправного поведения) не является повторным совершением однородного правонарушения. В конечном итоге после выявления правонарушения налогоплательщик должен быть принужден к исполнению им своей юридической обязанности путем его постановки на регистрационный учет усилиями самого органа государственных доходов. Поэтому для привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 269 КоАП за повторное нарушение сроков постановки на регистрационный учет необходимо совершение нарушителем однородного правонарушения в качестве нового и самостоятельного эпизода. Однородным правонарушением будет признаваться нарушение налогоплательщиком сроков постановки на аналогичные или другие виды регистрационного учета (например, первоначально в качестве адвоката, а затем (после снятия) - в качестве индивидуального предпринимателя) или по другим видам налогов или видам деятельности. У лиц, подлежащих постановке на регистрационный учет в органе государственных доходов, еще могут даже не возникнуть сами налоговые обязательства (материальные налоговые правоотношения, в рамках которых налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог), не говоря уже о подлежащей к уплате сумме налогов. В этой связи предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 269 КоАП составы административных правонарушений являются формальными. Для привлечения к административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 269 КоАП не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству в виде неуплаченных налогов. Вред государству от совершения правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 269 КоАП, заключается в нарушении лицом установленного законом порядка постановки на регистрационный учет и регистрационного учета налогоплательщиков, обработки данных о них и имеющихся у них объектах налогообложения и налоговых обязательствах и создании тем самым угрозы невозможности осуществления эффективного налогового контроля за исполнением налоговых обязательств и потери в будущем государственных доходов. Соответственно, мера наказания по данному составу административного правонарушения не может быть поставлена в зависимость от суммы неисполненного налогового обязательства (причиненного государству материального ущерба в виде неуплаченных налогов). Если налогоплательщик в своих действиях (бездействии) по уклонению от постановки на регистрационный учет (регистрационного учета) в органах государственных доходов руководствуется мотивами сокрытия имеющихся у него объектов налогообложения или осуществляемой им налогооблагаемой деятельности и в итоге причиняет государству материальный вред в виде неуплаченных налогов, то в таком случае при выявлении органами государственных доходов фактов сокрытых объектов налогообложения и конкретных результатов налогооблагаемой деятельности налогоплательщик должен подвергаться наказанию по соответствующим статьям КоАП за сокрытие объектов налогообложения или осуществление деятельности без регистрации[973]. В таких случаях уклонение от постановки на регистрационный учет (от регистрационного учета) в органах государственных доходов следует наряду и по совокупности с иными признаками квалифицировать в качестве способа совершения другого административного правонарушения. Соответственно, налогоплательщик в таких случаях уже не должен привлекаться к административной ответственности по ч. 1 или ч. 2 ст. 269 КоАП. За повторное в течение года после наложения взыскания нарушение сроков постановки на регистрационный учет правонарушитель подвергается наказанию в виде штрафа. Размер штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 269 КоАП, составляет: для физических лиц - 8 МРП, для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организаций - 15 МРП, для субъектов среднего предпринимательства - 30 МРП, для субъектов крупного предпринимательства - 70 МРП. Штраф налагается органами государственных доходов[974] или судом, в случае рассмотрения дела об административном правонарушении в суде[975]. Размеры штрафов являются фиксированными и не подлежат изменению органом, их налагающим. При этом размеры штрафов ранжируются применительно к каждой из указанных в санкции комментируемой нормы категорий правонарушителей. Вследствие этого при назначении правонарушителю меры наказания по ч. 2 ст. 269 КоАП необходимо устанавливать его правовой статус, организационно-правовую форму и правовое положение в тех налоговых правоотношениях, в рамках которых было совершено правонарушение, за которое лицо привлекается к ответственности (например, в качестве адвоката или индивидуального предпринимателя). Часть 3 комментируемой статьи устанавливает самостоятельный состав административного правонарушения и административную ответственность за нарушение налогоплательщиками установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (НДС). Данная норма выделяет нарушение сроков подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по НДС и административную ответственность за его совершение в отдельный самостоятельный состав по критерию вида налогового обязательства (НДС), на регистрационный учет по которому должны встать налогоплательщики в обязательном порядке. В этой связи налогоплательщики, нарушившие сроки подачи налогового заявления о постановке их на регистрационный учет по НДС, уже не могут быть одновременно или альтернативно привлечены к административной ответственности за совершенное ими правонарушение по ч. 1 и 2 ст. 269 КоАП. Не требуется в данном случае также наличия признака повторности для привлечения нарушителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 269 КоАП. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 269 КоАП, могут быть только налогоплательщики, подлежащие обязательной постановке на регистрационный учет по НДС: 1) юридические лица-резиденты РК, 2) юридические лица-нерезиденты РК, действующие в РК через филиал, представительство[976], 3) индивидуальные предприниматели, 4) лица, занимающиеся частной практикой[977], в случаях, когда постановка на регистрационный учет по НДС является для них обязательной[978]. Соответственно, субъектами состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 269 КоАП, не могут быть иные участники налоговых правоотношений (сборщики налогов, налоговые агенты, платежные операторы, налоговые представители), а также налогоплательщики - физические лица, государственные учреждения, некоммерческие организации и другие лица, не обязанные по требованию Налогового кодекса РК подавать налоговое заявление о постановке их на регистрационный учет по НДС. Лица, желающие встать на регистрационный учет по НДС добровольно, но не вставшие на него, также не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 269 КоАП, поскольку они самостоятельно определяют для себя сроки своей возможной постановки на регистрационный учет по НДС и, соответственно, не могут нарушить эти сроки при фактической постановке на учет. При этом подача налогоплательщиком налогового заявления с несоблюдением предусмотренных Налоговым кодексом РК требований к предполагаемым срокам постановки его на регистрационный учет по НДС и признания его плательщиком НДС не является нарушением самих сроков постановки на регистрационный учет по НДС. Нарушение органами государственных доходов процедурных сроков постановки налогоплательщика на регистрационный учет по НДС после подачи им налогового заявления в установленные для этого Налоговым кодексом РК сроки также не может быть вменено налогоплательщику в качестве правонарушения по комментируемой норме. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 269 КоАП, до принятия Закона РК от 28 декабря 2017 года № 127-VI ЗРК являлся материальным. Для привлечения лица к ответственности по ч. 3 ст. 269 КоАП по состоянию до внесения в комментируемую норму изменений необходимо было установление дополнительного факта неисполнения налогоплательщиком самого налогового обязательства (то есть причинения государству материального вреда в виде неучтенных оборотов и неуплаченных с них налогов с момента, когда налогоплательщик обязан был встать на регистрационный учет по НДС, но не подал для этого соответствующего налогового заявления). Соответственно, при установлении факта причинения материального вреда и назначении наказания исчисление суммы штрафа должно было производиться, по требованию общей нормы п. 2) и 6) абз. 2 ч. 1 ст. 44 КоАП, от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства и суммы, неучтенной в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности либо учтенной ненадлежащим образом. До внесения в комментируемую норму изменения Законом РК от 28 декабря 2017 года № 127-VI ЗРК совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 269 КоАП, влекло штраф для субъектов малого предпринимательства в размере 10%, для субъектов среднего предпринимательства - в размере 15%, для субъектов крупного предпринимательства - в размере 30% от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет. При этом период непостановки на учет по НДС определялся совокупностью налоговых периодов по НДС, в течение которых лицо обязано было по требованию закона или органа государственных доходов встать и состоять на учете по НДС, но не состояло на нем. После внесения в комментируемую норму изменений Законом РК от 28 декабря 2017 года № 127-VI ЗРК и введения его в действие по истечении 10 дней после дня его первого официального опубликования штраф за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 269 КоАП, был установлен законодателем в размере 50 МРП. Соответственно, состав указанного правонарушения стал формальным. Для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение указанного правонарушения после введения в действие закона, внесшего изменение в комментируемую норму о размере штрафа, уже нет необходимости устанавливать размер причиненного государству ущерба в виде неуплаченных налогов, чтобы исчислить с них сумму штрафа. Одновременно законодатель Законом РК от 28 декабря 2017 г. № 127-VI ЗРК выделил в отдельную норму ч. 5 ст. 275 КоАП «Сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности» в качестве самостоятельного состава административного правонарушения новый состав административного правонарушения - «совершение оборота за период непостановки на учет в качестве плательщика НДС». Данный состав правонарушения является уже материальным. Наказание за его совершение устанавливается законодателем в виде штрафа в процентах от суммы неучтенного объекта налогообложения по НДС - в размере пятнадцати процентов от суммы оборота за период непостановки на учет. Таким образом, с момента введения в действие указанных выше изменений в КоАП административная ответственность предусматривается как за нарушение налогоплательщиком установленного законодательными актами РК срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистрационный учет по НДС (непостановку на регистрационный учет в качестве плательщика НДС), так и за совершение облагаемого оборота за период непостановки на учет в качестве плательщика НДС. По правонарушениям, совершенным ранее в пределах сроков давности, до введения в действие закона, внесшего изменение в санкции комментируемой нормы, необходимо устанавливать, смягчает или отягчает этот закон положение правонарушителя при исчислении ему конкретного размера штрафа по ранее действовавшей санкции и по вновь установленной санкции за совершенное правонарушение. Соответственно, применяться должна та санкция, которая будет предусматривать меньший размер штрафа в его абсолютном исчислении[979]. Штраф налагается органами государственных доходов либо судом, в случае рассмотрения дела об административном правонарушении в суде.
Статья 270. Неправомерное осуществление деятельности при применении специального налогового режима 1. Применение специального налогового режима с нарушением условий, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан для этого режима, - влечет предупреждение. 2. Действие, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. 3. Нарушение индивидуальным предпринимателем срока подачи расчета стоимости патента либо налогового заявления о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности - влечет предупреждение. 4. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
КОММЕНТАРИЙ______________________________________________ Часть 1 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность применяющих специальные налоговые режимы налогоплательщиков - субъектов предпринимательства (коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей) за применение ими предусмотренного Налоговым кодексом РК специального налогового режима с нарушением условий, предусмотренных законодательными актами РК для этого режима. Родовым объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 270 КоАП, является установленный в Налоговом кодексе РК и охраняемый государством порядок налогообложения и налогового администрирования налоговых правоотношений. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 270 КоАП, являются охраняемые государством специальные налоговые режимы и порядок их использования, установленные в Налоговом кодексе РК для субъектов предпринимательства, имеющих право на их использование. Объективная сторона правонарушения характеризуется совершением субъектом предпринимательства противоправных (а для физических лиц еще и виновных) действий, нарушающих установленные Налоговым кодексом РК и другими законодательными актами РК условия применения специального налогового режима. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 270 КоАП, являются налогоплательщики - субъекты предпринимательства (коммерческие организации и индивидуальные предприниматели), а также сельские потребительские кооперативы, применяющие установленные в Налоговом кодексе РК специальные налоговые режимы[980]. Не является правонарушением по ч. 1 ст. 270 КоАП нарушение налогоплательщиками общеустановленного налогового режима, а также деяния, совершенные налогоплательщиками, которые изначально не являются и не могут быть субъектами специальных налоговых режимов. Не являются субъектами правонарушения другие, кроме налогоплательщика, участники налоговых правоотношений (налоговые агенты, платежные операторы, сборщики налогов, представители налогоплательщиков и налоговых агентов), а также налогоплательщики - физические лица, некоммерческие организации, лица, занимающиеся частной практикой. Субъективная сторона деяний, предусмотренных ст. 270 КоАП, для правонарушителей - физических лиц характеризуется виной в форме умысла либо неосторожности. Вина лица выявляется по его психическому отношению к совершенным им противоправным деяниям. Предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 270 КоАП составы административных правонарушений являются формальными. Для привлечения к административной ответственности по ним не требуется установления факта причинения правонарушителем материального вреда государству в виде неуплаченных налогов. За совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 270 КоАП, установлено административное взыскание в виде предупреждения. Данное взыскание налагается на правонарушителей органами государственных доходов путем указания его в постановлении о наложении административного взыскания, объявления его правонарушителю и вручения или направления ему постановления об этом в установленном в КоАП порядке[981]. В таком случае с момента вручения (направления) постановления лицо считается подвергнутым административному наказанию в целях квалификации его дальнейших деяний при совершении им в будущем однородных правонарушений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |