Международный региональный семинар
Правовые основы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Косанов Ж.Х. д.ю.н., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии правосудия при Верховном суде РК.
Объективная необходимость охраны окружающей среды c учетом природных закономерностей ее функционирования даже в условиях монопольной государственной собственности на природные ресурсы потребовала относительного обособления контрольных функции от хозяйственных функции государственных органов. Наиболее плодотворными оказались теоретические разработки проблем экологического контроля как одной из основных форм реализации экологической функции государства, которая связывалась его правом территориального верховенства. [См.:1,с.60;2,с. 59-60;]
В условиях рыночной экономики исходной политико-правовой основой властных контрольно - полномочий государственных органов в сфере охраны окружающей среды следует рассматривать, правомочия государства как политического суверена. Особенности отношений в сфере охраны и использования природных ресурсов, в первую очередь заключается в том, что в них государство участвует в двух разных качествах: как суверен и как собственник, что наиболее ярко проявляется в условиях введения права частной собственности на землю. Во-первых, государство выступает в качестве собственника природных ресурсов. В данной сфере государство становится равноправным социальным участником разнообразных имущественных отношений. Во-вторых, государство как суверен действует как сила, внешняя по отношению к экономике. Благодаря двойственной природе государство участвует как в имущественных, так и в управленческих отношениях. К сожалению, как подчеркивает И.А. Иконицкая, в постсоветских республиках, в законодательстве нет четкого разделения этих понятий. Между тем государственное управление и реализация правомочия собственника опираются на различные ипостаси государства, если основанием распоряжения природными ресурсами является право собственности, то в государственном управлении природными объектами государство выступает как политический субъект [3, с.183-194] Со времен римского права является общепризнанной, что юридическая власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекающие из титула собственности (доминиум). Именно этим объясняется то, что контроль в области охраны окружающей среды осуществляется независимо от форм собственности и хозяйствования в сфере природопользования и охватывает все природные ресурсы в пределах территориальных границ Республики Казахстан. В юридической литературе нет единства взглядов о правовой природе, функциональном назначении, видовых особенностях экологического контроля и надзора. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|