|
|
|
Приказ и.о. Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № 349 (с изменениями от 04.08.2023 г.)
Преамбула изложена в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.23 г. № 382 (введен в действие с 4 августа 2023 г.) (см. стар. ред.) В соответствии с подпунктом 130) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу инструкцию по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах. 2. Комитету промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
«СОГЛАСОВАН»: Министерство национальной экономики Республики Казахстан
Утверждена приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 16 июля 2021 года № 349
Инструкция
Глава 1. Общие положения
Пункт 1 изложен в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.23 г. № 382 (введен в действие с 4 августа 2023 г.) (см. стар. ред.) 1. Настоящая инструкция по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах (далее – Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 130) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701 и детализирует разработку плана ликвидации аварий (далее - План) и проведение учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах. Пункт 2 изложен в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.23 г. № 382 (введен в действие с 4 августа 2023 г.) (см. стар. ред.) 2. В Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Казахстан «О гражданской защите» (далее – Закон).
Глава 2. План ликвидации аварий
3. Для каждого опасного производственного объекта разрабатывается План. Организации, владеющие и (или) эксплуатирующие опасные производственные объекты, ежегодно, не позднее 1 декабря, представляют на согласование профессиональной аварийно-спасательной службе в области промышленной безопасности или профессиональной объектовой аварийно-спасательной службе в области промышленной безопасности (далее - аварийно-спасательной службе) План. План согласовывается непосредственно с аварийно-спасательной службой осуществляющее обслуживание опасного производственного объекта. 1) мероприятия по спасению людей; 2) мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения; 3) действия персонала при возникновении аварий; 4) действия аварийно-спасательной службы; 5) графики проведения противоаварийных тренировок и учебных тревог; 6) список должностных лиц и учреждений, оповещаемых в случае аварии и участвующих в ее ликвидации; 7) схема опасного производственного объекта. первичному - при пуске опасного производственного объекта; периодическому - ежегодно, не позднее 1 декабря; внеочередному - в случае несоответствия статье 80 Закона, при изменениях технологий производства и управления технологическим процессом, после аварии по результатам расследования причин аварии. А также, в случае если в течение действия Плана организация, владеющая и (или) эксплуатирующая опасные производственные объекты, заключают договор с иной аварийно-спасательной службой. В течение десяти календарных дней в План вносятся соответствующие изменения. 6. План согласовывается с аварийно-спасательной службой и утверждается руководителем организации за десять календарных дней до начала работ на опасном производственном объекте. Аварийно-спасательная служба рассматривает представленный План в течение десяти календарных дней с даты его получения. 7. В случае несоответствия Плана статье 80 Закона, аварийно-спасательная служба не позднее срока, установленного пунктом 5 настоящей Инструкций, в письменной форме направляет руководству организации, владеющей и (или) эксплуатирующей опасные производственные объекты, мотивированный документ с указанием причин отказа, обосновывающий несогласие с Планом. После устранения несоответствий организация, владеющая и (или) эксплуатирующая опасные производственные объекты, повторно представляет План на согласование в аварийно-спасательную службу. 8. План (или выписка из него) размещается на общедоступном месте опасного производственного объекта. 1) оперативную часть; 2) распределение обязанностей между персоналом, участвующим в ликвидации аварий, и порядок его действия; 3) список должностных лиц и учреждений, которые немедленно извещаются об аварии, приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции. 10. План в оригинале со всеми приложениями находится у: руководителя объекта; диспетчера или дежурного по объекту; руководителя аварийно-спасательной службы. 11. К экземпляру Плана, находящемуся у руководителя объекта, прилагаются бланки пропусков на объект во время аварии, согласно приложения 2 к настоящей Инструкции; оперативный журнал по ликвидации аварии ведется согласно приложения 3 к настоящей Инструкции. 12. Форма оперативной части Плана указана в приложении 4 настоящей Инструкции. 13. В Плане предусматриваются следующее: порядок оповещения персонала об аварии; порядок эвакуации персонала из зоны воздействия аварии; порядок оказания медицинской помощи пострадавшим; использование технических средств для обеспечения безопасности персонала и скорейшей его эвакуации; назначение лиц, осуществляющих эвакуацию персонала с каждого рабочего места (рабочей зоны). 14. К оперативной части прилагаются следующие документы: схема объекта с указанием путей возможной эвакуации персонала и подъездных путей; схемы системы пожаротушения; схемы вентиляции; схемы электроснабжения; схемы газовых сетей; схемы подачи сжатого воздуха; системы связи и оповещения. 15. Указания по составлению оперативной части Плана: оперативной частью Плана охватываются все участки объекта. В позиции Плана могут включаться один или несколько участков, если пути выхода и мероприятия по безопасному выводу людей для этих участков одинаковы; по каждой позиции указываются средства, используемые для ликвидации аварий, их количество и местонахождение; не допускается перегружать оперативную часть Плана указаниями о проведении мероприятий, не имеющих прямого отношения к ликвидации аварий в первый момент ее возникновения. Оповещение персонала об аварии во всех случаях осуществляется двумя независящими друг от друга способами.
Глава 3. Противоаварийные тренировки
16. Противоаварийные тренировки (далее - тренировки) проводятся с целью приобретения практических навыков и способности персонала самостоятельно, быстро и технически грамотно действовать при возникновении технологических нарушений, применяя требования эксплуатационной документации и ремонтно-эксплуатационных паспортов и инструкций в области промышленной безопасности. В целях проверки способности персонала самостоятельно и на основе коллективных действий ликвидировать и предупреждать развитие опасных производственных факторов при аварии и инциденте в качестве обязательной формы обучения и работы с персоналом является участие в противоаварийной тренировке. 17. Противоаварийная тренировка проводится с работниками объекта по каждой позиции Плана. Противоаварийные тренировки проводятся без нарушения режима работы на объекте. Проведение тренировок предусматривает решение следующих задач: 1) проверка способности персонала правильно воспринимать и анализировать информацию о технологическом нарушении, на основе этой информации принимать оптимальное решение по его ликвидации посредством определенного действия или отдачи конкретных распоряжений; 2) обеспечение формирования четких навыков принятия оперативных решений в любой обстановке и в наиболее короткое время; 3) разработка организационных и технических мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки персонала и надежности работы опасных производственных объектов. 18. Целью проведения тренировки является проверка готовности объекта к ликвидации аварии и инцидента, знание персоналом своих действий во время ликвидации. 19. Итоги противоаварийной тренировки оформляются актом, в котором указываются замечания и предложения по устранению замечаний по ходу противоаварийной тренировки. По результатам анализа противоаварийной тренировки вырабатываются мероприятия по устранению выявленных несоответствий в Плане на объекте.
20. В целях проверки эффективности Плана на каждом объекте не реже одного раза в год проводится учебная тревога с вызовом подразделений аварийно-спасательной службы, обслуживающего объект. 21. Проведение учебной тревоги не вызывает нарушения работ, ведущихся на объекте, обеспечения боеспособности подразделений аварийно-спасательной службы в случае возникновения аварий. 22. Задачами проведения учебной тревоги являются: проверка подготовленности объекта, персонала к спасению людей и ликвидации аварии; проверка соответствия Плана фактическому положению на объекте; проверка подразделений аварийно-спасательной службы, обслуживающей объект. 23. Учебная тревога проводится техническим руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, совместно с представителями территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности и профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности. 24. Дата проведения учебной тревоги на объекте в соответствии с Планом определяется совместным решением руководства организации и аварийно-спасательной службы. Персонал объекта не извещается о дате и времени проведения учебной тревоги. 25. До начала учебной тревоги: намечают место и характер «аварии»; устанавливают время начала учебной тревоги; уточняют количество и расстановку контролеров, составляют порядок проведения учебной тревоги; определяют количество вызываемых аварийно-спасательных служб; определяют перечень лиц и учреждений, подлежащих исключению из списка извещаемых об аварии. 26. Лица, руководящие проведением учебной тревоги, перед началом учения объясняют контролерам их обязанности и знакомят их с порядком проведение учебной тревоги. 27. Все контролеры к назначенному времени занимают места для контроля проведения учебной тревоги. 28. Контролер, которому поручено сообщить об «аварии», в назначенное время с места «аварии» звонит диспетчеру (дежурному) объекта об «аварии», указав ее место и характер. 29. Контролер, находящийся у диспетчера (дежурного) объекта, знакомит их с перечнем лиц и учреждений, которые не оповещаются об аварии, и следит за правильностью и своевременностью вызова остальных лиц и учреждений. 30. Проверяющие контролируют действия ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, руководителя аварийно-спасательных работ, лиц, прибывших на «аварию», согласно распределению обязанностей, предусмотренному Планом, обращая особое внимание на их действия в начальный период «аварии». 31. Контролеры, каждый на своем посту, проверяют действия персонала, отделений аварийно-спасательной службы, состояние технических средств, подлежащих использованию при аварии, правильность их применения, состояние запасных выходов. 32. При учебной тревоге устанавливаются: способ оповещения об «аварии» и время, затраченное на него; время вызова и время прибытия подразделения аварийно-спасательной службы на объект; время прибытия должностных лиц, которые извещены об «аварии» на объект; время, затраченное на выход (вывод) людей (если такой вывод предусмотрен в Плане) из «аварийного» участка в безопасное место; выполнение ответственным руководителем объекта и лицами производственного контроля мероприятий по выводу людей и работ по ликвидации «аварии», предусмотренных в Плане; наличие воды в противопожарном трубопроводе в месте «аварии» (при «пожаре»), ее давление и расход у места «пожара», время, затраченное на подачу воды непосредственно к очагу «пожара»; соответствие действий персонала Плану, знание ими запасных выходов, наличие средств индивидуальной защиты и умение пользоваться ими; умение персонала тушить пожар в начальный момент его возникновения; умение персонала оказывать первую доврачебную медицинскую помощь «пострадавшим» при «аварии»; полнота и правильность взятого отделениями аварийно-спасательной службы по виду аварии оснащения и умение пользоваться им; выполнение отделениями заданий по выводу людей, выносу «пострадавших» и оказанию им первой доврачебной медицинской помощи; сработанность и четкость взаимодействия личного состава аварийно-спасательной службы; выполнение отделениями заданий по ликвидации «аварии»; умение спасателей устанавливать связь и пользоваться сигнальным кодом при работе в атмосфере непригодной для дыхания; умение руководителей аварийно-спасательной службы рассчитывать расход кислорода при движении по различным маршрутам к месту «аварии» и обратно; правильность действий руководителя аварийно-спасательной службы и умение руководить в атмосфере непригодной для дыхания; наличие средств пожаротушения (огнетушителей, песка или инертной пыли, средствами для определения загазованности, сигнальные ленты, пожарные щиты) на «аварийном» участке; подготовленность транспорта для вывоза людей с «аварийного» участка и доставки отделений аварийно-спасательной службы к месту «аварии»; наличие, состояние и возможность использования противопожарных водоемов, насосов, противопожарных трубопроводов, вентилей и пожарных гаек; укомплектованность складов материалов, противопожарных поездов и время, затраченное на доставку противопожарного поезда к месту «аварии». правильность использования и состояние подъемных установок при выезде людей из подземных выработок во время «аварии»; наличие в выработках, служащих запасными выходами, и на разветвлениях этих выработок указателей с наименованием выработки и направления к выходу. 34. После окончания учебной тревоги, проверяющие совместно с контролерами, руководителями и персоналом объекта, руководителями аварийно-спасательной службы, участвовавшими в ликвидации «аварии», проводят разбор учебной тревоги. 35. Контролеры докладывают о соответствии положения на участке объекта Плану, о подготовленности технического персонала участка, подразделений аварийно-спасательной службы. 36. Акт о проведенной учебной тревоге вручается руководителю организации, руководителю аварийно-спасательной службы и подписывается представителем территориального подразделения уполномоченного органа в области промышленной безопасности, участвовавшего в проведении учебной тревоги с указанием оценки и внесением предложений по проведенной учебной тревоге. Результаты проведения учебной тревоги обсуждаются на собраниях коллективов, работающих на объекте. 37. Контроль за выполнением изложенных в акте предложений возлагается на руководителя организации и руководитель аварийно-спасательной службы.
Приложение 1 к Инструкции по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах
Форма
Список
Приложение 2 к Инструкции по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах
Форма
Пропуск Выдан ___________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) _________________________________________________________________________________ (для прохода на территорию аварийного объекта) ____________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность выдавшего пропуск) «___» ____________ 20___г. ____ час. _____ мин. _______________________ (подпись)
Приложение 3 к Инструкции по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах
Форма
Оперативный журнал по ликвидации аварий ________________________________________________________________________________ (организация) Место аварии ___________________________________________________________________ Характер аварии _________________________________________________________________ Время возникновения аварии (год, месяц, число, часы, минуты)_________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Ответственный руководитель работ по ликвидации аварий Подпись _________________________
Приложение 4 к Инструкции по разработке плана ликвидации аварий и проведению учебных тревог и противоаварийных тренировок на опасных производственных объектах
Форма
Оперативная часть плана ликвидации аварии
Руководитель объекта Согласовано: Руководитель аварийно-спасательной службы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |