|
|
|
ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
У.Е. Тугелбаев Карагандинская академия Министерства внутренних дел Республики Казахстан имени Б. Бейсенова, г. Караганда, Республика Казахстан
Введение. Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что в настоящее время ситуация в сфере информационного противодействия терроризму требует принятия более адекватных мер. Важно также подчеркнуть, что вопреки тому, что ряд вопросов, связанных с информационной безопасностью в сфере борьбы с терроризмом получил свое рассмотрение в научных работах ученых и практиков, некоторые из актуальных положений остались нераскрытыми. И пока что данное направление - это менее разработанный вид антитеррористического противодействия, в том числе и в сфере международного сотрудничества. И, кроме того, до сих пор в данном поле деятельности вместо наступательных мер используются меры защитного характера. В настоящее время уже не возникает вопросов о положительном влиянии информатизации и цифровизации на жизнь современного человека, указанные технологии позволяют на качественно новом уровне осуществлять многие государственные и частные процессы в гораздо более короткие сроки и в удаленном формате. Однако, доступность и комфортность вышеназванных технологий имеет и отрицательные последствия, среди которых следует выделить распространенность использования достижений информационной науки и техники преступными сообществами в собственных противоправных целях, в том числе террористической направленности. В частности, обсуждение научных исследований по данному вопросу проводил «Институт Мозга Человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук, а также Санкт-Петербургский государственный университет (профессор К. Анохин и другие известные ученые). Учитывая масштабное распространение идеологий терроризма в современном мире, борьба с указанным противоправным явлением выступает основным направлением правоохранительной деятельности большинства государств. Существенные негативные последствия совершения преступлений террористической направленности серьезно тормозят развитие любой территории вне зависимости от причин их происшествия. Однако, в ситуации с глобальным доступом к сети Интернет современные террористические организации получили множество дополнительных способов не только расширять состав своих преступных сообществ посредством вовлечения неограниченного круга заинтересованных лиц, но и совершать преступления посредством их координации в удаленном режиме, что существенно осложняет расследование подобных противоправных деяний [1, 197 стр.]. Цель. Выявить проблемы противодействия терроризму в информационной сфере в условиях повсеместной цифровизации, и предложить пути совершенствования данных вопросов. Безусловно, все указанные вопросы актуальны для современного развития казахстанского государства, однако, представляется необходимым сконцентрировать внимание на проблемах противодействия терроризму в информационной сфере с учетом происходящих процессов цифровизации многих сфер жизнедеятельности общества. Научная новизна обусловлена комплексным анализом явления терроризма и организации противодействия ему информационными средствами в условиях повсеместной цифровизации, обобщением ценностных и идейных параметров различных типов террористических актов с учетом информационной составляющей, использованием методов информационного воздействия для предупреждения и пресечения террористической деятельности в национальном и международном масштабах. Практическая ценность состоит в современной интерпретации природы и сущности терроризма как глобальной политической проблемы, а также борьбы с ним на «информационном поле». Материалы и методы. Данная статья относится к научной области правовых исследований, в центре которых находится проблематика противодействия терроризму в информационной сфере в условиях повсеместной цифровизации. Соответственно, тема исследования определила содержание методического инструментария, потребовала комплексного междисциплинарного подхода к анализу заявленной проблемы. В этой связи, в данной статье на начальном этапе исследования использовался метод анализа содержания научных работ с целью выявления сущности новой формы террористической деятельности; на этапе изучения материалов и обсуждения полученных результатов использовались методы классификации и обобщения, позволившие рассмотреть терроризм в информационной сфере в контексте социологического, культурологического и исторического подходов. Результаты/обсуждение. С начала XXI века масштабные террористические нападения по всему миру вселяют страх в людей и правительство. Государствами и международным сообществом принимаются усилия по ликвидации этой угрозы. Правоохранительные органы и другие правительственные учреждения прогнозируют растущую опасность финансирования терроризма с использованием криптовалют, в связи с тем, что данная электронная валюта открывает множество возможностей для террористической деятельности [2]. Криптовалюта - это полностью виртуальная валюта, которая не имеет физического эквивалента, продается в виде «биткойнов», и не зависит от банковских систем и государства. Особым элементом этой платежной системы является базовая клиентская программа. Клиентские программы, работающие на компьютерах, связаны друг с другом в одноранговой сети, и никто не может заблокировать их, даже временно, а отслеживать финансовые транзакции чрезвычайно сложно. При этом отправка биткойнов из одного кошелька в другой полностью анонимна. Неудивительно, что данная технология лежит в основе сегодняшней экономики запрещенных организаций. Технология блокчейн и построенные на ней криптовалюты при трансграничном обмене информацией не позволяют увязать криптокошельки и сделки с криптовалютой с какой-либо одной государственной юрисдикцией, что существенно затрудняет противодействие терроризму и отмыванию денег. Для террористических организаций, которые тайно могут готовить акты ядерного (радиационного), химического и биологического терроризма критически важно иметь возможность получать деньги из непрозрачных источников вне поля зрения правительств [3]. Новейшие пакеты разработок, такие как патенты на базовые технологии, цифровые подписи, смарт-контакты, правила и стандарты и многое другое созданы благодаря киберпространству и использованию передовых технологий, за основу которых взято основное правило децентрализованного (распределённого) реестра (блокчейн технология). Всё это, в первую очередь, являет собой разработку новых форм и методов по борьбе с уголовными правонарушениями в этой сфере [4]. Возможности данных приложений безграничны благодаря таким свойствам блокчейна, как прибыльность, общедоступность, высокая адаптивность и надежность. Можно бороться с кибертерроризмом, киберэкстремизмом и другими видами интернет-преступлений. Однако, следует отметить, что технически неграмотное управление блокчейном может привести к риску увеличения преступной активности и кибератак, поскольку благодаря развитию цифровых технологий кибертеррористы имеют больше возможностей для продуманных планов преступлений. Следует отметить, что в одну из основных функций технологии блокчейна входит защита системы от мошенничества и подделок, не позволяя террористам и экстремистам совершать быстрые и анонимные атаки и получать необходимую информацию. В будущем, блокчейн возможно станет основой кибербезопасности, если все пользовательские данные хранятся в его сети, он сможет защищать данные от хакеров, кражи или уничтожения информации. В 2020 году глобальный ущерб от киберпреступности превысил 1 трлн долларов (компания McAfee опросила около 1500 руководителей компаний с респондентами из США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Австралии и Японии). И это лишь «вершина айсберга», поскольку в эту оценку входит только ущерб от кибератак на бизнес в экономически развитых странах [5]. Контртеррористические группы в некоторых странах уже используют суперкомпьютеры с передовым программным обеспечением, особенно с технологиями блокчейн, для расчета вероятности кибератак, сбора и анализа больших объемов интернет-данных, а также определения и распознавания местоположения, передвижения и межличностных отношений кибертеррористов, а также выявления подозрительных лиц и отслеживания их преступной деятельности. Важно отметить, что Советом Европы были приняты документы, касаемо положений в области борьбы с преступностью, среди которых важным является Конвенция о киберпреступности, подчеркивающая важность укрепления сотрудничества между государствами для защиты общества от киберпреступности1. В данном случае, конечно, следовало бы отметить Соглашения государств-участников СНГ, которые определяют основы предупреждения преступности и сотрудничества в области компьютерной информации: - О сотрудничестве в борьбе с преступностью2; - О сотрудничестве в борьбе с преступностью в области компьютерной информации3. Необходимо отметить, что в современном мире на международном уровне нет нормативно-правовых документов, в которых находились бы решения глобальных проблем таких киберпреступлений, как киберэкстремизм и кибертерроризм. Непосредственно международно-правовые акты должны содержать в себе эффективные и комплексные мероприятия и меры по борьбе с ними. Такие мероприятия и меры необходимо внести в национальное законодательство всех государств, включая международное сотрудничество. Помимо этого, следует акцентировать внимание на трансдисциплинарном подходе с высококачественными переменами в правовой политике. В данном контексте коснёмся ряда правовых актов Республики Казахстан. В настоящее время существуют нормативные документы, касающиеся борьбы с киберпреступностью, киберэкстремизмом и кибертерроризмом. Однако нет общего нормативно-правового акта, регулирующего этот вид правонарушений, что указывает на отсутствие единых целей, методов и задач в сфере борьбы с киберугрозами. _________________ 1 Конвенция о киберпреступности (ETS № 185) (Будапешт, 23/11/2001) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/185.htm (дата обращения: 18.10.2021). 2 Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1024960&pos=2;-106#pos=2;-106 (дата обращения: 18.10.2021). 3 Об утверждении Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации: указ Президента Республики Казахстан от 25 июня 2002 г. № 897 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000897_ (дата обращения: 18.10.2021).
К законодательным актам, устанавливающим основные принципы противодействия терроризму и экстремизму, правовые и организационные основы профилактики терроризму и экстремизму относятся Законы РК: - О противодействии терроризму4; - О противодействии экстремизму5; Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» регулирует процедуры международного взаимодействия уполномоченных органов в сфере противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая розыск и возврат преступных активов. Также содержит нововведения для защиты некоммерческого сектора от использования их в целях финансирования терроризма. Требования применяются к некоммерческим организациям и религиозным объединениям, которые запрашивают добровольные финансовые и другие пожертвования. В отечественное законодательство введены механизмы адресных финансовых санкций, связанных с финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. Зарубежный опыт регулирования обращения криптовалют показывает наличие проблем, препятствующих созданию эффективной и оптимальной государственной платформы для криптовалютного обращения. Поэтому, большинство стран, в настоящее время, заняли выжидающую позицию по отношению к криптовалюте и не предпринимают активных действий. Страны, которые нейтрально относятся к цифровой валюте, - это те, где не выработано соответствующее законодательство [6]. На основе проведенного анализа можно выделить 4 основных подхода к криптовалюте: денежная валюта; средство платежа или обмена; товар; денежный суррогат. Можно сделать вывод, что в большинстве стран регулирование обращения цифровых активов сводится только к криптовалюте, в то время как блокчейн-технологии практически не рассматриваются. В основном, производится модернизация существующего законодательства, а не принятие новых законов. В борьбе с киберпреступностью заслуживает внимания опыт США, как высокотехнологичной экономики мира. 13 августа 2020 года Министерство юстиции США в пресс-релизе объявило о пресечении в результате скоординированной операции актов финансирования терроризма, аресте криптовалюты и ликвидации трех организаций по финансированию терроризма с использованием кибератак с участием бригады «Аль-Кассам», военного крыла ХАМАСа, террористических организаций «Аль-Каиды» (запрещена в РК) и «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещена в РК). Преступные организации использовали сложные киберинструменты, привлекая со всего мира пожертвования криптовалют. Результаты операции продемонстрировали адаптацию деятельности различных террористических групп по финансированию терроризма к современным условиям киберэпохи. Для привлечения внимания и сбора средств в интересах террористических организаций каждая из групп использовала крипто-валюту и социальные сети [7, 44 стр.]. Для распутывания серых финансовых схем террористических организаций в американском округе Колумбия (District Columbia, DC) был создан отдел киберпреступности, в котором работают специальные агенты IRS-CI. Специалистами выявляются серые схемы сбора пожертвований в биткоинах с использованием сайтов, связанных с террористическими организациями.
_____________________ 4 О противодействии терроризму: закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z990000416_ (дата обращения: 18.10.2021). 5 О противодействии экстремизму: закон Республики Казахстан от 18 февр. 2005 г. № 31 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z050000031_ (дата обращения: 18.10.2021). 6 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: закон Республики Казахстан от 13 мая 2020 года № 325-VI [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37484323 (дата обращения: 18.10.2021). 7 Там же.
Помимо этого, правоохранительные структуры отмечают факты того, что террористы передают друг другу в сети Интернет всевозможные способы применения криптовалюты во многих областях, в том числе и для приобретения боеприпасов и оружия. Так, к примеру, 28 августа 2015 года 17-летний подросток в США был осужден за материальную поддержку террористической организации. К 11 годам тюремного заключения был приговорен Али Шукри Амин, с последующим пожизненным заключением под надзором полиции за онлайн-деятельность, которая направлена на оказание материальной поддержки и предоставление ресурсов террористической организации. Материалы Амина, размещенные в сети Интернет, содержат инструкции о том, как настроить систему сбора анонимных пожертвований для отправки денег моджахедам с использованием биткойнов. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) обязала всех поставщиков криптовалюты соблюдать процедуру по противодействию финансированию терроризма. Возможному финансированию террористов с помощью цифровых валют посвящен небольшой раздел в докладе «Новые террористические риски», разрабатывающий комплексную политику защиты глобальной финансовой системы от преступного отмывания денег, финансирования терроризма и создания оружия массового уничтожения8. Также, житель Косово, известный СМИ под псевдонимом «Албанский хакер» (Ардит Феризи) приговорен в 2020 году к 20-ти годам тюремного заключения за сотрудничество с ИГИЛ9. В 2015 году установлено вирусное программное обеспечение (далее - ПО), которое могло извлечь личные данные государственных служащих правительства США и военнослужащих, которые были распространены Исламским государством как «список на уничтожение». Данное ПО было установлено Ардитом Ферези. После этого им были озвучены требования о выкупе в цифровой валюте от компании за уничтожение данного вирусного ПО. Однако, Ферези был задержан и выкупа своего не получил. Но несмотря на это, факт преступления налицо, оно было успешно спланировано и совершенно. Это продемонстрировало всему миру, что террористический акт способен получить и ввести секретную информацию, а также потребовать выкуп и получение финансовой выгоды в криптовалюте [8, 24 стр.]. Немаловажен тот факт, что в современном мире происходит быстрое развитие криптовалюты, именно с ней и экспериментируют джихадисты. Террористические организации нашли в электронной валюте источник возможностей, который даёт им беспрепятственно выводить средства за рубеж, не опасаясь постоянных банковских ревизий. То, что можно получить выгоду от криптовалюты Исламское государство (далее - ИГ) поняло ещё в 2014 году, однако, только в конце 2017 года сторонники ИГ начинают крупную кампанию пожертвований электронных денег (Zcash и биткоин) на интернет-платформах, связанных с ИГ и мессенджере Telegram для дальнейшего сбора средств. Ахбар аль-Муслимин начинает свой призыв к пожертвованиям в битконах в ноябре 2017 года на сайте Pro-IS. При переходе по ссылке на сайт, страница автоматически генерировала биткоин-адреса, что давало возможность заинтересованным лицам копировать URL-адреса и тем самым производить пожертвования с электронной страницы. Помимо этого, система давала возможность плательщикам применять предоплаченные кредитные карты, которые Bitcoin выпустил для поставщиков пластиковых услуг, и которые заменяли их адреса в биткоинах. Другие интернет-платформы (Dawaalhag и Isbarat), имеющие отношение к ИГ, тоже призывали к пожертвованиям в биткоинах в конце 2017 года. Когда проект набирал старт в ноябре 2017 года, англоязычная компания в соцсетях, имеющая название Sadaka, для мусульманского населения Запада озвучила, что их цель - это обеспечение сирийских боевиков оружием и другими ресурсами. Но несмотря на это, и то, что данная компания имела приличный потенциал, ни одна из атак не была финансирована электронной валютой (криптовалютой).
___________________ 8 The FATF 40 Recommendations [Electronic resource] FATF/OECD, 2010. – 24 р. – Access mode: https://anticor.hse.ru/assets/upload/10_fatf_standards___recommendations_rc.pdf (Access data: 18.10.2021). 9 ISIL-Linked Kosovo Hacker Sentenced to 20 Years in Prison [Electronic resource] Department of Justice, September 23, 2016. – Access mode: https://www.justice.gov/opa/pr/isil-linked-kosovo-hacker-sentenced-20-years-prison (Access data: 18.10.2021).
Террористические организации используют электронную валюту (криптовалюту) ограничиваясь пока только транзакциями на низком уровне, а главные финансовые средства также поступают, как и ранее (услуги денежных переводов, банковские услуги и т.д.). Продолжается злоупотребление террористическими организациями онлайн-платформ и инструментов соцсетей, где они пропагандируют свои материалы, призывая к спонсированию и организации террористических актов. Покупают услуги хостинга и загружают доступные платформы соцсетей, то есть используют законные услуги. Их технологии не стоят на месте, а идут в ногу со временем: используют инновационные решения, развивают и внедряют технические возможности и производят сбор финансовых средств при помощи криптовалюты10. С учетом быстрых темпов развития крипто-валют прикладное использование их террористами может опережать государственное и межгосударственное реагирование ввиду неустойчивого отношения к этому инструменту государств и замедленной адаптации к новым киберугрозам национальных законодательств, организационно-технических средств и методов [9, 18 стр.]. Анализ проблемных вопросов и путей их решения по противодействию терроризма в информационной сфере в условиях повсеместной цифровизации, показал следующее: 1. Полностью искоренить террористическую пропаганду в сети Интернет невозможно, но ее влияние можно свести к минимуму. В связи с этим, необходимо следовать 2-м стратегиям: 1) сосредоточиться на противодействии пропаганде и вербовке террористических группировок в сети Интернет, требующей координации и обмена информационными данными между правоохранительными органами, а также расширения работы с частным сектором, в особенности с соцсетями и мессенджерами. Разработать собственные передовые методы для ограничения доступа к опасным сообщениям; 2) контрмеры следует сосредоточить на способности групп запускать кибератаки. Данные стратегии в тандеме усиливают друг друга, так как: - подрыв террористической пропаганды не позволит террористам получить доступ к киберинструментам и финансированию; - предотвращение кибератак поможет снизить интерес потенциальных новобранцев к террористическим группам. 2. Террористы во многом идут «в ногу со временем», активно используя инструменты сети Интернет. Информационные средства также широко используются для финансирования террористической деятельности, применяя при этом методы самого различного характера: такие как прямые просьбы о пожертвованиях, использование электронной коммерции или имеющиеся в Сети платежные инструменты. При прямых обращениях используются массовые рассылки, веб-сайты, чат-группы, прямые целенаправленные сообщения с просьбами о пожертвованиях их сторонникам. В силу широкого применения террористами информационных средств, для повышения степени эффективности борьбы с террористической деятельностью, необходимо постоянно развивать современные электронные технологии, а также совершенствовать законодательство, преимущественно уголовное. Следует внести в главу 10 Уголовного кодекса РК (далее - УК РК) поправки, касающиеся использования террористами компьютерных средств в объективной стороне преступления, а также предложить законодателю введение новых норм, например, ввести ответственность за «применение компьютерных платёжных инструментов в целях финансирования терроризма»11. 4. Появление компьютеров и международной сети Интернет, помимо рассматриваемых действий, привело ко многим другим преступлениям, совершенным с использованием телекоммуникационных технологий. Казахстанское законодательство не криминализирует посещение запрещенных сайтов. Одна из задач Комитета по информационной безопасности Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК - надзор за соблюдением нормативных требований в этой области. Комитет блокирует сайты, содержащие криминальные материалы, в том числе призывающие к экстремистским действиям, массовым беспорядкам, а также сайты, продающие оружие, наркотики и т.д. Все они создают так называемый «темный интернет». ________________ 10 Internet organised crime threat assessment [Electronic resource] – Locta, 2018. – 72 p. – Access mode: https://www.europol.europa.eu/sites/default/fles/documents/iocta_2018_0.pdf (Access data: 18.10.2021). 11 Уголовный кодекс Республики Казахстан: 3 июля 2014 г. № 226-V ЗРК [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000226 (дата обращения: 18.10.2021).
Главным преимуществом преступной деятельности является ее анонимность, которую преступники используют для сокрытия информации о своей личности во избежание уголовной ответственности. Посещение «темного интернета» направлено в основном с целью совершения уголовных преступлений. Эти обстоятельства диктуют необходимость соответствующего изменения уголовного законодательства. Предлагается часть 1 статьи 24 УК РК после предложения «либо иное умышленное создание условий для совершения преступления» дополнить словами «в том числе посредством использования электронно-коммуникационных технологий». 5. На распространение терроризма оказывают существенное влияние СМИ, поскольку целями террористов нередко является широко разрекламированная их деятельность, в особенности после совершенного ими очередного, ставшего широко известным террористического акта, что подкрепляет их личностную самооценку, придающую известность негативного характера. Целесообразно использовать меры информационной контрпропаганды с использованием возможностей СМИ, блогеров, тематических групп в социальных сетях, которые должны не только опровергать информацию, размещенную террористами, но и основываясь на позитивных идеях давать альтернативную точку зрения на произошедшее, всецело освещать вопросы, представляющие интерес для категории людей, являющихся целью террористической пропаганды. Увеличение потока информации, воспринимаемой конкретным пользователем, снижает критичность ее оценки. Использование манипулятивных технологий позволяет террористическим формированиям оказывать воздействие на общество. В этой связи, предлагаем ввести в УК РК новую статью 273.1 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма с использованием ІР-телефонии». Заключение/выводы. В связи с высоким уровнем опасности террористических элементов, использующих информационно-технические средства, считаем целесообразным осуществление следующих мер по предупреждению распространения террористической идеологии: - следует сосредоточиться на противодействии пропаганде и вербовке террористических групп в сети Интернет; - эффективность борьбы с указанными преступными явлениями представляется целесообразным повышать посредством работы с мировоззрением и правосознанием казахстанского населения в целях исключения поддержки террористических идей; - осуществление контроля за использованием мировой финансовой системы с целью выявления фактов использования террористическими элементами в своих целях ее инструментов; - внесение в главу 10 УК РК, регулирующую ответственность за преступления против общественной безопасности поправок, а именно в статью 258 УК РК, в части, касающейся использования террористами компьютерных средств в объективной стороне преступления, а также предложить введение новых норм ответственности за применение компьютерных платёжных инструментов в целях финансирования терроризма; - принятие международных нормативных правовых документов, разрешающих заморозку банковских активов по запросу страны-участницы соглашения, а также блокировку транзакций, необходимых для осуществления террористической деятельности без решения международных судов; - принятие единого для страны национального нормативно-правового акта, например, закона, регулирующего обращение криптовалюты; - учреждение международного органа, координирующего сферу криптовалюты, в том числе надзор за её обращением; - проведение работы по информированию населения о правовых последствиях террористической деятельности. Многие лица, вовлеченные в указанную преступную деятельность, не обладают сведениями о том, как квалифицируются те или иные деяния согласно национальному законодательству. Особенно важное значение данное информирование имеет в отношении представителей молодежи, которые в силу юношеского максимализма не способны в полной мере оценивать происходящее и думать о правовых последствиях, которые существенно искалечат их жизнь; - целесообразно использовать меры информационной контрпропаганды с использованием возможностей СМИ, блогеров, тематических групп в социальных сетях, которые должны не только опровергать информацию, размещенную террористами, но и основываясь на позитивных идеях, давать альтернативную точку зрения на произошедшее, освещать вопросы для категории людей, являющихся целью террористической пропаганды.
Список использованной литературы:
1. Алоева, А.А. Информационный терроризм – угроза национальной безопасности в условиях цифровизации / А.А. Алоева, И.А. Алоев, А.З. Жуков // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – №6. – С. 197-201. 2. Сидоренко, Э.Л. Криминологические риски оборота криптовалюты / Э.Л. Сидоренко // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – №6. – С. 148-154. 3. Метельков, А.Н. Ядерный терроризм: предотвращение угрозы: монография / А.Н. Метельков. – МАГУ, 2019. – 388 с. 4. Карцхия, А.А. Современные тренды киберугроз и трансформация понятия кибербезопасности в условиях цифровизации системы права / А.А. Карцхия, Г.И. Макаренко, М.Ю. Сергин // Вопросы кибербезопасности. – 2019. – №3(31). – С. 18-23. 5. Zaharia, A. 300+ Terrifying Cybercrime and Cybersecurity Statistics & Trends [2020] EDITION] / A. Zaharia. – December 9, 2020 [Electronic resource] – Access mode: https://www.comparitech.com/vpn/cybersecurity-cyber-crime-statistics-facts-trends/ (Access data: 18.10.2021). 6. Долгиева, М.М. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты / М.М. Долгиева // Зарубежное право. – 2018. – №10(143). – С. 116-129. 7. Васецова, Е.С. Борьба с международным терроризмом в цифровую эпоху: монография / Е.С. Васецова, А.В. Манойло. – Москва: Горячая линия-Телеком, 2021. – 443 с. 8. Бушмин, С.И. Преступления экстремистской и террористической направленности: учеб. пособие / С.И. Бушмин, Г.Л. Москалев. – Москва: Проспект, 2021. – 224 с. 9. Велиева, Д.С. Вопросы профилактики терроризма: учебно-методическое пособие / Д.С. Велиева, А.А. Гребенникова, Т.Г. Командирова. – Саратов: Поволжский институт управления, 2021. – 26 с.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |