|
|
|
Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 11 октября 2022 года № 139
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О биологической безопасности Республики Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемую Методику управления биологическими рисками. 2. Комитету по гражданской обороне и воинским частям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан после его официального опубликования. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие с 24 ноября 2022 года и подлежит официальному опубликованию.
«СОГЛАСОВАНО» Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО» Министерство здравоохранения Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАНО» Министерство экологии геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
Утвержден приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 11 октября 2022 года № 139
Методика управления биологическими рисками
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика управления биологическими рисками (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О биологической безопасности Республики Казахстан» и определяет управление биологическими рисками включающий в себя оценку биологических рисков и организацию мероприятий по снижению биологических рисков. 2. В настоящей Методике используются следующие понятия: 1) система оповещения гражданской защиты – совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информирование населения и государственных органов об угрозе жизни и здоровью людей, о порядке действий в сложившейся обстановке; 2) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны –комплекс мероприятий, проводимых в целях защиты населения, повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, предотвращения или снижения возможных разрушений, потерь населения в результате применения современных средств поражения, создания условий для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в очагах поражения, районах аварий и стихийных бедствий; 3) биологическая безопасность – состояние защищенности людей и отдельных компонентов природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земной поверхности и почвенного слоя, растительного и животного мира и иных организмов (далее – отдельные компоненты природной среды) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты; 4) оценка биологических рисков – элемент системы управления биологическими рисками и представляет собой совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения негативных последствий воздействия опасных биологических факторов, средств, методов, технологий, услуг в различных сферах деятельности, связанных с обращением с патогенными биологическими агентами; 5) скотомогильник (биотермическая яма) – сооружение для обезвреживания трупов животных, расположенное с соблюдением санитарно-защитной зоны – территории, отделяющей зоны специального назначения, а также промышленные организации и другие производственные, коммуникабельные и складские объекты в населенном пункте от близлежащих территорий, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения в целях ослабления воздействия на них неблагоприятных факторов; 6) обращение с патогенными биологическими агентами – процессы (стадии) работы с патогенными биологическими агентами, непосредственно направленные на выделение (обнаружение), разработку (создание), производство (изготовление), оборот (в том числе ввоз (вывоз), хранение, транспортировку) патогенных биологических агентов в целях их исследования, уничтожения и (или) разработки иммунобиологических препаратов; 7) патогенный биологический агент – микроорганизмы, яды биологического и растительного происхождения (токсины), гельминты, нематоды, способные вызывать инфекционный и (или) паразитарный процесс в организме человека, животного или растения. 3. Биологические риски делятся на четыре уровня: 1) низкий уровень биологического риска – ситуация, сложившаяся в результате стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы, разрушения потенциально опасного биологического объекта, способная вызвать инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей, животных и растений и не распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины; 2) средний уровень биологического риска – ситуация, сложившаяся в результате стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы, разрушения потенциально опасного биологического объекта, способная вызвать инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей, животных и растений с минимальным распространением от инфицированного организма к здоровому либо легко распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в отношении которых доступны эффективные средства и способы лечения и профилактики, включая вакцины; 3) высокий уровень биологического риска – ситуация, сложившаяся в результате стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы, разрушения потенциально опасного биологического объекта, способная вызвать инфекционные и (или) паразитарные заболевания людей, животных и растений легко распространяющиеся от инфицированного организма к здоровому, в том числе в отношении которых отсутствуют вакцины и эффективные средства терапии; 4) допустимый уровень биологического риска – состояние при котором исключаются низкие, средние и высокие уровни биологических рисков в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применения противником современных средств поражения с обеспечением мер безопасности по защите населения и охраны отдельных компонентов природной среды от воздействия опасных биологических факторов. 4. Потенциально опасные биологические объекты, вызывающие биологическое заражение людей животных и растений в результате последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайная ситуация): 1) организации (объекты) на которых осуществляется деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами; 2) скотомогильники (биотермические ямы) и места захоронения и утилизации опасных патогенных биологических агентов. 5. Угрозы распространения биологического заражения при возникновении чрезвычайных ситуаций, в результате воздействия на потенциально опасные биологические объекты, а также скотомогильники (биотермические ямы) и места захоронения и утилизации опасных патогенных биологических агентов: 1) разрушение строения, здания потенциально опасных биологических объектов; 2) возникновения пожара, взрыва на потенциальных опасных биологических объектах; 3) подтопление или затопление скотомогильников и мест захоронения опасных патогенных биологических агентов; 4) расположение потенциальных опасных биологических объектов на территориях, подверженных к чрезвычайным ситуациям; 5) транспортировка патогенных биологических агентов.
Глава 2. Управление биологическими рисками
Параграф 1. Оценка биологических рисков
6. Оценка биологических рисков проводится в отношении обращения с патогенными биологическими агентами (далее – ПБА), потенциально опасных биологических объектов, эпидемических, эпизоотических очагов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний и потенциально очаговой территории. 7. Оценка биологических рисков подразделяется на внутреннюю и внешнюю. 8. Внутренняя оценка биологических рисков проводится субъектами, осуществляющими деятельность по обращению с ПБА І и ІІ патогенности. В рамках внутренней оценки оцениваются уровень риска и меры его устранения либо снижения до допустимого уровня. По результатам внутренней оценки составляется Заключение о биологической безопасности объекта в произвольной форме. 9. Заключение о биологической безопасности объекта содержит информацию: 1) о уровне риска опасного объекта для персонала и проживающего вблизи населения; 2) о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; 3) об оценке возможных последствий; 4) об оценке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; 5) о мероприятиях по снижению риска и последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; 6) о готовности и оснащенности объектовых формирований гражданской защиты к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; 7) о наличии и состоянии средств индивидуальной защиты персонала. К Заключению прилагаются выводы и рекомендации по устранению либо снижению биологических рисков до допустимого уровня. 10. Ежегодно по состоянию на 1 января соответствующего года Заключение о биологической безопасности объекта представляется в территориальное подразделение уполномоченного органа в сфере гражданской защиты. 11. Внешняя оценка биологических рисков проводится посредством сбора информации от заинтересованных государственных органов, местных исполнительных органов районов, городов областного значения и организаций использующие ПБА І и ІІ патогенности, а также по результатам государственного контроля в области гражданской обороны и пожарной безопасности. 12. Проведение внешней оценки биологических рисков состоит из следующих этапов: 1) сбор и анализ сведений по потенциально опасным биологическим объектам (согласно представленным данным уполномоченных органов в области биологической безопасности, в области ветеринарии, по карантину растений, области защиты растений и организаций); 2) проведение внутреннего учета потенциально опасных биологических объектов; 3) проведение государственного контроля в области пожарной безопасности и гражданской обороны на потенциально опасных биологических объектах. 13. Внешняя оценка биологических рисков проводится ежегодно до 1 сентября соответствующего года территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты в пределах установленной компетенции. По итогам внешней оценки составляется анализ на наличие биологических рисков и эффективности мероприятий по снижению рисков до допустимого уровня. Результаты проведенных мероприятий представляется в Комитет по гражданской обороне и воинским частям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. 14.Территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты по результатам внешней оценки биологических рисков составляются рекомендации по разработке мероприятий по снижению биологического риска до допустимого уровня и направляются в местные исполнительные органы районов, городов областного значения и организаций использующие ПБА І и ІІ патогенности.
Параграф 2. Организация мероприятий по снижению биологических рисков
15. В организациях (объектах) осуществляющих деятельность по обращению с патогенными биологическими агентами І и ІІ патогенности в целях снижения биологических угроз до допустимого уровня проводятся следующие мероприятия: 1) разрабатывают паспорт безопасности потенциально опасного биологического объекта согласно приложению, к настоящей Методике; 2) уведомляют территориальное подразделение уполномоченного органа в сфере гражданской защиты о намечаемой перевозке патогенных биологических агентов за 3 календарных дня до начала перевозки; 3) осуществляют организацию и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; 4) осуществляют организацию и проведение при строительстве, реконструкции потенциально опасных биологических объектов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; 5) осуществляют организацию и установку на потенциально опасных биологических объектах локальной системы оповещения с охватом территории объекта и населения, попадающего в расчетную зону заражения; 6) осуществляют организацию и ведение мероприятий гражданской обороны; 7) осуществляют разработку и утверждение Плана действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций; 8) осуществляют разработку и утверждение Плана гражданской обороны потенциально опасных биологических объектов; 9) осуществляют накопление средств индивидуальной защиты и приборов биологической разведки. 16. В целях снижения биологических угроз местными исполнительными органами в скотомогильниках (биотермических ямах) и местах захоронения и утилизации опасных патогенных биологических агентов проводятся следующие мероприятия: 1) ежегодно перед началом паводкового периода осуществляется визуальный осмотр скотомогильников (биотермических ям) и мест захоронения и утилизации опасных патогенных биологических агентов с составлением акта осмотра; 2) не реже одного раза в год на заседаниях Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций рассматриваются вопросы о состоянии биологической безопасности соответствующей административно-территориальной единицы; 3) местные исполнительные органы районов, городов областного значения ежегодно до 1 июля соответствующего года в территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты представляют данные (сведения) о скотомогильниках (биотермических ямах) согласно приложения к Правилам ведения реестра скотомогильников (биотермических ям), утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 февраля 2020 года № 35 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19987).
Приложение к Методике управления биологическими рисками
Паспорт потенциально опасных биологических объектов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |