|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Типовой закон для признания и защиты правозащитников
Неофициальный перевод, не включающий содержание с описанием глав и разделов
Содержание
Раздел 2 Определение понятия «правозащитник» ЧАСТЬ II. ПРАВА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Раздел 3 Право на поощрение и защиту прав человека и основополагающих свобод Раздел 4 Право на формирование групп, ассоциаций и организаций Раздел 5 Право запрашивать, получать и использовать ресурсы Раздел 6 Право искать, получать и распространять информацию Раздел 7 Право на развитие и пропаганду идей, связанных с правами человека Раздел 10 Право на участие в ведении государственных дел Раздел 11 Право на мирные собрания Раздел 12 Право на представление и пропаганду Раздел 13 Право на свободу передвижения Раздел 14 Право на частную жизнь Раздел 15 Свобода от запугивания или мести Раздел 16 Свобода от распространения порочащих сведений и нанесения ущерба репутации Раздел 17 Право на осуществление культурных прав и развитие личности Раздел 18 Право на эффективное средство правовой защиты и полное возмещение убытков Раздел 19 Ограничения прав правозащитников Раздел 20 Другие права и свободы, не влияющие на интерпретацию Раздел 21 Ответственность за защиту прав человека и основных свобод ЧАСТЬ III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ Раздел 22 Обязательство уважать, поощрять, защищать и соблюдать права правозащитников Раздел 23 Обязательство содействовать деятельности правозащитников Раздел 25 Обязательство не разглашать конфиденциальные источники Раздел 26 Обязательство предотвращать и обеспечить защиту от запугивания или мести Раздел 27 Обязательство обеспечить защиту от произвольного или незаконного вмешательства Раздел 28 Обязательство проведения расследования Раздел 29 Обязательство гарантии эффективного средства правовой защиты и полного возмещения убытков Раздел 30 Обязательство квалификации запугивания и мести как правонарушения Раздел 31 Обязательства по содействию образованию в области прав человека Раздел 32 Обязательство внедрения охраны и срочных мер защиты Раздел 33 Помощь правозащитникам, находящимся за рубежом ЧАСТЬ IV. МЕХАНИЗМ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ Раздел 34 Создание механизма для защиты правозащитников Раздел 35 Консультации с гражданским обществом Раздел 37 Обучение и проверка навыков ЧАСТЬ V. ОПЕРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНА Раздел 39 Недискриминационное применение Раздел 1 Применение защитных мер Раздел 2 Оценка заявления на принятие мер защиты Раздел 3 Разработка плана и мер защиты Раздел 4 Экстренные планы и меры защиты Раздел 5 Повторная оценка и отмена мер защиты Раздел 6 Рассмотрение решения механизма Раздел 7 Продвижение и меры защиты Раздел 1 Желательное толкование, отвечающее требованиям настоящего Закона Раздел 2 Заявление о несовместимости с национальным законодательством Раздел 3 Действительность заявления о несовместимости с национальным законодательством Раздел 4 Заявление о соответствии Раздел 5 Рассмотрение законодательной совместимости
ВНЕДРЕНИЕ И ЦЕЛЬ ДАННОГО ТИПОВОГО ЗАКОНА
Настоящий типовой закон предназначен для направления и содействия Государствам и другим субъектам в деле обеспечения полноценного и эффективного внедрения положений «Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы» (Декларация ООН) на национальном уровне. Юридическое признание и защита правозащитников имеет решающее значение для обеспечения последних возможностью работать в безопасной, благоприятной среде и не подвергаться атакам, репрессиям и необоснованным ограничениях. Юридическое признание и защита правозащитников также способствует расширению целей защиты прав человека и поощрению демократии, политики добросовестного управления, устойчивого развития и уважения верховенства закона. Правозащитники служат интересам правообладателей, жертв нарушений и общества в целом. Основной обязанностью Государств является предоставление правозащитникам возможности выполнять свою работу в свободной, безопасной и благоприятной среде. В последние годы широкий спектр экспертов и механизмов ООН - включая особые процедуры, договорные органы, Совет по правам человека и канцелярия Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека - совместно с региональными правозащитными органами и экспертами, призвали Государства внедрять законы, явственно гарантирующие права, закрепленные в Декларации, а также пересмотреть и изменить законы, которые ограничивают, порочат или предусматривают уголовное наказание за занятия правозащитной деятельностью. Несмотря на это, очень немногие Государства внедрили Декларацию в национальное законодательство в полном объеме, тогда как большинство Государств по-прежнему поддерживает законодательство, ограничивающее осуществление основных прав и свобод; прав, которые имеют решающее значение для занятия правозащитной деятельностью. В тех странах, где были разработаны специальные законы или политики для защиты правозащитников их эффективному осуществлению препятствует отсутствие финансирования или политическая воля. В этом контексте этот Типовой закон служит трем основным задачам: a. помогать и предоставлять технические рекомендации Государствам при разработке законов, политик и учреждений на национальном уровне для поддержки деятельности правозащитников и их защиты от репрессий и прочих нападок; b. снабдить правозащитников, выступающих за усиление юридического признания и защиты их важной деятельности; а также c. предоставить Государствам и правозащитникам инструмент для измерения и оценки охвата и эффективности существующих законов и политик.
Процедура разработки Типового закона Данный Типовой закон одобрен 27 руководящими экспертами. Он разрабатывался Международной службой по правам человека в течение трех лет, на основании следующих материалов: а. сравнительные правовые исследования в области передового опыта и ограничительной практики в области признания и защиты правозащитников, охватывающие почти 40 стран со всех регионов;1 ___________________ 1 От ограничения к защите, www.ishr.ch/sites/default/files/article/files/research_report_on_legal _environment_for_hrds_upload.pdf
b. очные консультации с более чем 500 правозащитниками из свыше 110 Государств со всех регионов, суб-регионов и правовых традиций;2 c. наблюдательная миссия и сравнительный обзор литературы;3 и d. широкое взаимодействие с высококлассными экспертами по правам человека и юристами при разработке настоящего типового закона, включая двухдневное совещание для оформления проекта закона.4 Типовой закон был подготовлен при существенном вкладе и безвозмездной помощи экспертов Freshfelds Bruckhaus Deringer.
Как использовать этот Типовой закон Комментарии к Типовому закону созданы в качестве руководства для оказания помощи законодателям и правозащитникам при разработке права для признания и защиты правозащитников. Они не являются частью любого такого закона. Этот Типовой закон предназначен для использования широким кругом субъектов в различных контекстах: a. законодателями и политиками - в качестве источника технической помощи в сообщении прогресса в ходе разработки национального законодательства для признания и защиты прав правозащитников или пересмотре сферы действия и эффективности существующих законов; и b. правозащитниками и другими субъектами гражданского общества - для информирования и направления предложений по разработке национального законодательства для признания и защиты правозащитников, а также - в качестве памятки и инструмента сверки подотчетности для вклада в разработку и рассмотрение таких законов и политик. Этот Типовой закон является максимально всеобъемлющим, в то же время допуская возможность адаптации к национальным условиям и национальным правовым и конституционным рамкам. Основные положения данного Типового закона представляют собой, как минимум, исходный материал для введения в силу соответствующих положений Декларации ООН. __________________ 2 В глазах закона: Правозащитники требуют национального юридического признания и защиты, итоговое резюме совещания; В глазах закона: Правозащитники требуют национального юридического признания и защиты, полное резюме совещания 3 В защиту жизни: доклад гражданской наблюдательной миссии (moc) о положении правозащитников в Мексике на 2015 г., подготовленный группой национальных и международных организаций (мексиканской Комиссией по защите и поддержке прав человека (cmdpdh), Peace Brigades International - проект Мексика (pbi Мексика) и Conexx-Europe, при поддержке Amnesty International Mexico (ai Mexico), Just Associates (jass), Международной службы по правам человека (МСПЧ), Front Line Defenders (fid), Protection International (pi), Robert F. Kennedy Human Rights (rfk Human Rights), Наблюдательного совета по защите правозащитников (omct/fidh) и Немецкого координационного центра по правам человека в Мексике), см: www.cmdpdh.org/publicaciones_pdf/cmdpdh_en_defensa_de_la_vida_conclusiones_de_la_mision_de_observacion_civil_ sobre_situacion_de_personas_defensoras_en_mexico_2015.pdf); а также на базе материалов Protection International, изложенных на их веб-странице Основное направление деятельности: http://focus.protectionline.org/, являющихся результатом исследования нового и специального национального законодательства и механизмов защиты правозащитников 4 10-11 мая 2016 Группа руководящих экспертов по правам человека и юристов со всего мира встретилась в Босси, Швейцария, чтобы обсудить, прокомментировать и внести поправки в проект Типового закона
Ряд положений также включен или обусловлен надлежащими практиками, которые могут выходить за рамки обязательств или стандартов, предусмотренных в Декларации ООН или других международных документах. Типовой закон может быть принят рядом способов, в зависимости от национального правового контекста и традиций, включая комбинацию законодательства и нормативных положений, или законодательства и президентского или исполнительного декрета, или законодательства и политики. Важно обеспечить, чтобы национальное законодательство о защите правозащитников разрабатывалось и внедрялось при тесном взаимодействии с правозащитниками и другими субъектами гражданского общества, и включало в себя положения для защиты специалистов, занимающихся гендерными вопросами, проявляя особое внимание к потребностям в конкретных ситуациях, и в целом защите специалистов по вопросам защиты прав женщин и других групп или категорий правозащитников, которые подвергаются риску. Важно также и то, чтобы любой закон о защите правозащитников пользовался политической поддержкой на высоком уровне и сопровождался адекватными ресурсами для полноценной и эффективной его реализации.
Общие стандарты для защиты правозащитников
Следует признать, что необходим конкретный закон для признания и защиты правозащитников на основе этого Типового закона, который сам по себе не является элементом, обеспечивающим безопасные и благоприятные условия для правозащитников. При одобрении сути таких конкретных законов для их защиты, правозащитники после сверки с настоящим Типовым законом, подчеркнули необходимость пересмотра и внесения изменений в любые права и политики, которые ограничивают их деятельность. Далее, хотя закон для защиты правозащитников был признан важным вопросом, правозащитники на консультациях утверждали, что такой закон для обеспечения безопасных и благоприятных условий их работы следует дополнить и подкрепить рядом других мер. Основные элементы, необходимые для безопасной и благоприятной деятельности правозащитников, освещены в отчете бывшего Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников, Margaret Sekaggya1, представленном в декабре2013 года, и включают следующее: a. благоприятные правовые, институциональные и административные рамки; b. борьба с безнаказанностью и обеспечение доступности правосудия за жестокость в отношении правозащитников; c. сильные, независимые и эффективные национальные правозащитные учреждения; d. эффективные стратегии и механизмы защиты, в том числе общественная поддержка деятельности правозащитников; e. особое внимание к рискам и проблемам, с которыми сталкиваются женщины-правозащитницы и те, кто связан с защитой прав женщин и гендерными вопросами; f. уважение и поддержка деятельности правозащитников со стороны негосударственных субъектов; g. безопасный и открытый доступ к Организации Объединенных Наций и международным правозащитным органам; а также h. сильное, динамичное и разнообразное сообщество правозащитников. ___________________ 1 Отчет бывшего Специального докладчика по вопросу о положении правозащитников, декабрь 2013 г. A/HRC/25/55.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦ, ПОДПИСАВШИХ ТИПОВОЙ ЗАКОН
После совещания экспертов, состоявшегося 10 и 11 мая 2016 г., мы, нижеследующие эксперты по правам человека и юристы, настоящим одобряем этот Типовой закон: Alice Mogwe, директор Ditshwanelo - Ботсванского центра по правам человека. Andrea Rocca, руководитель службы по защите Front Line Defenders. Chris Sidoti, международный консультант по правам человека, член правления добровольного фонда УВКПЧ ООН по техническому сотрудничеству в области защиты прав человека и бывший комиссар Австралии по правам человека. Claudia Virginia Samayoa, основатель и координатор Unidad de Proteccion de Defensoras у Defensores de Derechos Humanos Guatemala - UDEFEGUA (подразделение для охраны правозащитников в Гватемале). Clement Voule, заместитель председателя Западноафриканской сети правозащитников, и член рабочей группы Африканской комиссии по добывающим отраслям промышленности, окружающей среде и нарушениям прав человека. Daniel Joloy, мексиканский правозащитник и старший советник по вопросам политики в Amnesty International. Gerald Staberock, генеральный секретарь Всемирной организации против пыток. Guadalupe Marengo, заместитель директора, руководитель всемирной группы правозащитников в Amnesty International. Hassan Shire Sheikh, председатель организации «Защитим правозащитников». James Savage, координатор программ по созданию благоприятных условий для деятельности правозащитников при Международном фонде по защите прав человека. Jean-Daniel Vigny, эксперт-консультант по вопросам прав человека при Министерстве иностранных дел Швейцарии. Kamala Chandrakirana, член Рабочей группы ООН по вопросам дискриминации в отношении женщин в законодательстве и практике, бывший Председатель и Генеральный секретарь Национальной комиссии Индонезии по вопросам насилия в отношении женщин. Luis Enrique Eguren Fernandez, член правления Protection International. Margaret Sekaggya, исполнительный директор Центра по правам человека в Уганде, бывший Специальный докладчик ООН по ситуации с правозащитниками и бывший Председатель Комиссии по правам человека в Уганде. Mauricio Angel, директор отдела политики, исследований и подготовки кадров, Protection International. Michael Ineichen, руководитель программы (корпоративной подотчетности) и директор по информационно-пропагандистской деятельности при Совете по правам человека Международной службы по правам человека. Michel Forst, Специальный докладчик ООН по ситуации с правозащитниками. Navi Pillay, бывший Верховный комиссар ООН по правам человека. Ольга Абраменко, эксперт АДЦ «Мемориал». Olivier de Frouville, профессор публичного права, директор по защите прав человека университета Пантеон-Ассас и член Комитета ООН по правам человека. Otto Saki, старший юрисконсульт Африканского регионального штаба Международной комиссии юристов. Patricia Schulz, член Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Philip Lynch, директор International Service for Human Rights. Sir Nicolas Bratza, бывший Президент Европейского Суда по правам человека. Vrinda Grover, адвокат и активист движения в защиту прав человека, член правления Международного Фонда по защите прав человека, и член Президиума Ассамблеи Южной Африки по правам человека. Wilder Tayler, генеральный секретарь Международной комиссии юристов. Yanghee Lee, специальный докладчик ООН по положению правозащитников в Мьянме.
Раздел 1 Цели
Среди целей этого Закона: (a) признание, уважение, защита, поощрение и реализация права каждого человека, индивидуально или в ассоциации с другими, стремиться к защите и реализации прав и основных свобод человека на национальном и международном уровнях; (b) подтверждение, поощрение и защита прав и основных свобод человека в [название страны]; (c) подтверждение обязательства [название страны] по эффективному внедрению положений Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и общественных органов поощрять и защищать общепризнанные права и основные свободы человека; и (d) (d) подтверждение обязательства [название страны] по эффективному внедрению положений [названия соответствующих региональных документов по защите правозащитников].
Определение понятия «правозащитник»
В контексте настоящего Закона «правозащитник» означает любое лицо, индивидуально или совместно с другими, действующее или стремящееся к действию в целях поощрения, защиты и реализации прав и основных свобод человека на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
Комментарий Этот раздел отражает определение «правозащитник», используемое Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в Информационном бюллетене № 29, Правозащитники: защищая право на защиту прав человека (2004), стр. 2 (можно ознакомиться на http://www.ohchr.org/Documents/Publications/FactSheet29en.pdf):
«Правозащитник» - термин, используемый для описания людей, которые индивидуально или совместно с другими, поощряют или защищают права человека. Схожие определения приведены в национальных документах, включая статьи 2(1) Закона Бразилии и 2(а) Закона Непала. Фраза «на местном, национальном, региональном и международном уровнях» была добавлена, чтобы было ясно, что правозащитники могут действовать, поощрять или защищать права человека в том государстве, где они проживают (будь то на местном, региональном или национальном уровнях) или за его пределами. Эта формулировка также приводится в других документах, таких, как ст. 1 Декларации ООН: Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях. См. также второй отчет Межамериканской комиссии по правам человека о положении правозащитников в Северной и Южной Америке (2011), стр. 4: ... любой человек, который каким-либо образом пропагандирует или добивается реализации прав человека и основных свобод на национальном или международном уровнях». Ряд внутренних документов содержат более подробное определение «правозащитник». См., например, ст. 3(а) Закона Филиппин и ст. 5 Закона Конго. Менее подробное определение предлагается в этом Типовом законе с целью разрешения проблемных вопросов, высказанных в ходе региональных консультаций и совещания экспертов о том, что более подробное определение может использоваться в качестве основы для исключения лиц из классификации в качестве «правозащитника». В ходе региональных консультаций было предложено не включать в Типовой закон определение «правозащитник».1 Составители Типового закона решили, что для обеспечения руководства при толковании и применении закона для признания и защиты правозащитников все же следует включить некоторые формы определения. В соответствии с мнениями, высказанными в ходе региональных обсуждений, составители Типового закона посчитали, что добавление определения также затруднит произвольное исключение кого-либо из классификации «правозащитников». В тех случаях, когда есть опасение, что определение «правозащитник» потребует дальнейшего уточнения, можно включить сюда дополнительные детали с указанием неисчерпывающего списка типов лиц, которые подпадают под определение «правозащитник». Такое положение содержится в статье 2(а) Закона Непала. Такие перечни могут включать следующих лиц: __________________ 1 См., например, отчет о проекте Международной службы по правам человека: региональное обсуждение Типового национального закона о признании и защите правозащитников, стр. 5
(a) правозащитники; (b) активисты в защиту прав человека; (c) юристы-практики и работники судебной системы; (d) судебные представители (e) журналисты и медиаперсоны, или сотрудники из сферы СМИ; (f) профсоюзы; (g) социальные работники; и (h) медицинские работники. Категория «правозащитники» была включена выше, дабы было ясно, что понятие «правозащитник» включает в себя лиц, которые публично поддерживают или рекомендуют изменения, а также тех, кто активно ратует за изменения («активисты по защите прав человека»). Если Государство, готовящее закон о признании и защите правозащитников, желает включить в него более подробное определение, также можно добавить следующую формулировку «правозащитники могут работать или осуществлять свою деятельность на штатной или внештатной основе, они могут действовать на платной или добровольной основе, как часть их профессии/занятия, но не обязаны этого делать. Важен момент, что статус правозащитника не требует никакой регистрации. Аналогичным образом, в соответствии с A/HRC/20/27, действовать в этом направлении могут также незарегистрированные ассоциации. Определение «правозащитники» не включают в себя слова «мирными средствами», поскольку этих слов нет в статье 1 Декларации ООН. Однако, следует отметить, что другие разделы Декларации ООН и сам Типовой закон включают в себя такое требование. Статья 12(3) Декларации ООН гласит, что Каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право на эффективную защиту национального законодательства в случае принятия ответных мер или выступлений с использованием мирных средств против деятельности или действий, вменяемых государству, результатом которых являются нарушения прав человека и основных свобод, а также против актов насилия, совершаемых группами или отдельными лицами и затрагивающих осуществление прав человека и основных свобод. Далее, статья 13 Декларации устанавливает, что: Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами в соответствии со статьей 3 настоящей Декларации.
ЧАСТЬ II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Общий комментарий к Части II Часть II основывается на статьях 1, 3, 5-13 и 17 Декларации ООН, а также правах, признанных в других международных документах. Некоторые текущие внутренние инструменты включают в себя положения, касающиеся прав, которые выходят за рамки тех, что определены в Декларации ООН. Разделы данного Типового закона также опираются на такие положения. В то же время некоторые права, указанные в текущих внутренних документах, в Типовой закон включены не были. Например, Раздел 7 Закона Филиппин упоминает «право на создание укрытий для жертв нарушений прав человека и/или их ближайших родственников». Составители посчитали это положение слишком специфичным для включения в Типовой закон.
Раздел 3 Право на поощрение и защиту прав человека и основополагающих свобод
Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на местном, национальном, региональном и международном уровнях.
Комментарий В этом Разделе излагается общее право, которое охватывает, но выходит за рамки, более специфичные права, которые представлены в Разделах 4-18. Раздел основывается на статье 1 Декларации ООН, которая предусматривает, что: Каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, поощрять и стремиться защищать и осуществлять права человека и основные свободы на национальном и международном уровнях. Фраза «на местном, национальном, региональном и международном уровнях» была добавлена, чтобы было ясно, что правозащитники могут действовать, поощрять или защищать права человека в том государстве, где они проживают (будь то на местном, региональном или национальном уровнях) или за его пределами. См. также второй отчет Межамериканской комиссии по правам человека о положении правозащитников в Северной и Южной Америке (2011), стр. 4: ... любой человек, которое каким-либо образом пропагандирует или добивается реализации прав человека и основных свобод на национальном или международном уровнях».
Право на формирование групп, ассоциаций и организаций
(1) Каждый человек, индивидуально или совместно с другими, имеет право сформировать, присоединиться и участвовать в группах, ассоциациях и неправительственных организациях, как официальных, так и неофициальных, зарегистрированных или нет, в целях поощрения и стремления к защите и реализации прав человека и основных свобод. (2) Группы, ассоциации и организации, упомянутые в подразделе (1) включают: (a) группы, ассоциации и организации в [название страны]; (b) группы, ассоциации и организации в других странах; и (c) группы, ассоциации и организации в нескольких странах или на региональном или международном уровнях. (3) Группы, ассоциации и организации в [название страны], упомянутые в подразделе (2)(а) имеют право участвовать в: (a) группах, ассоциациях и организациях в [название страны], и в других странах или на региональном или международном уровнях; и (b) коалициях или сетях групп, ассоциаций или организаций, упомянутых в подразделе (2), будь то официальные или неофициальные и зарегистрированные и незарегистрированные.
Комментарий Этот Раздел опирается на ст. 5 Декларации ООН, которая в соответствующей части определяет, что: В целях поощрения и защиты прав человека и основных свобод каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, на национальном и международном уровнях: ... (b) создавать неправительственные организации, ассоциации или группы. Формулировка «группы, ассоциации и организации, формальные и неформальные», упомянутая в подразделе (1) включает в себя общинные группы, группы меньшинств, коллективы коренных народов, или людей, которые собрались вместе, чтобы защищать и пропагандировать права человека. Право свободы на участие в ассоциациях также защищает как зарегистрированные, так и незарегистрированные ассоциации. Лица, участвующие в незарегистрированных ассоциациях могут свободно осуществлять любую законную деятельность, включая право на проведение и участие в мирных собраниях, и не подвергаются за это уголовным санкциям (A/HRC/20/27, стр. 14, пункт 56). Подраздел (2) был добавлен с целью прояснения, что правозащитник имеет право формировать, присоединиться или участвовать в группах, которые созданы на основе или действуют не только в пределах соответствующего Государства, но и в других Государствах или даже в нескольких Государствах. Подраздел (3) был добавлен с целью прояснения, что группы, созданные в рамках соответствующего Государства, могут быть связаны с группами, созданными в других странах. Подраздел (3) был обусловлен статьей 6 Закона Буркина-Фасо. Подраздел (3) также опирается на формулировку статьи 5 Конвенции МОТ о свободе ассоциаций и защите права на создание организации: Организации трудящихся и работодателей имеют право создавать и вступать в федерации и конфедерации и любые такие организация, федерации или конфедерации имеют право вступать в международные организации трудящихся и работодателей.
Право запрашивать, получать и использовать ресурсы
Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы, в том числе из местных и международных источников, а также правительственных, межправительственных, спонсорских и частных источников, специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод.
Комментарий Этот Раздел опирается на ст. 13 Декларации ООН, которая указывает, что: Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими, запрашивать, получать и использовать ресурсы специально для целей поощрения и защиты прав человека и основных свобод мирными средствами в соответствии со статьей 3 настоящей Декларации. Ст. 3 Декларации ООН предусматривает, что: Внутреннее законодательство, согласующееся с Уставом Организации Объединенных Наций и другими международными обязательствами государства в области прав человека и основных свобод, образует юридические рамки, в которых должны осуществляться и обеспечиваться права человека и основные свободы и в которых должна проводиться вся упомянутая в настоящей Декларации деятельность по поощрению, защите и эффективному осуществлению этих прав и свобод. Ссылка на статью 3 Декларации ООН была изъята из Раздела 6, таким же образом, что и из статьи 4 (17) Закона Гондураса и ст. 6 Закона Буркина-Фасо. В соответствии с предложением, внесенным в ходе региональных обсуждений2, фраза «в том числе из местных и международных источников» была добавлена, чтобы объяснить, что это право включает право запрашивать, получать и использовать ресурсы из международных организаций, межправительственных организаций и иностранных источников (как правительственных, так и в рамках частного сектора). Это уточнение имеет исключительное значение, учитывая, что в ряде стран существуют законы, которые ограничивают доступ к иностранным инвестициям.3 Этот раздел также основывается на резолюции A/HRC/RES/22/6 Совета по правам человека, которая призывает Государства: ...гарантировать, что требования отчетности, предъявляемые к отдельным лицам, группам и общественным органам, не ограничивают функциональную автономию, и не подразумевают дискриминации и ограничения потенциальных источников финансирования, направленных на поддержку работы правозащитников, помимо тех, которые обычно предъявляются к любой другой деятельности, не связанной с правами человека в этой стране для обеспечения прозрачности и подотчетности, и что ни один закон не криминализует или делегитимизирует правозащитную деятельность по причине географического происхождения источника финансирования. ___________________ 2 Отчет о проекте Международной службы по правам человека: региональное обсуждение Типового национального закона о признании и защите правозащитников, стр. 13 3 Международная служба по правам человека, От ограничений к защите: исследовательский отчет о правовой среде для правозащитников и потребность в национальных законах для защиты и поощрения их деятельности (2014), fn 121.
Право искать, получать и распространять информацию
(1) Каждый имеет право, индивидуально и совместно с другими: (a) знать, искать, добывать, получать и иметь в своем распоряжении информацию обо всех правах человека и основных свободах, включая доступ к информации о том, каким образом обеспечиваются эти права и свободы во внутреннем законодательстве, в судебной или административной системах [название страны]; (b) знать, искать, добывать, получать от деловых предприятий и иметь в своем распоряжении такую информацию, которая может потребоваться для осуществления или защиты, или оказания помощи в осуществлении и защите прав человека и основных свобод; (c) свободно публиковать, передавать или распространять среди других мнения, информацию и знания обо всех правах человека и основных свободах; (d) изучать, обсуждать, составлять и иметь мнения относительно соблюдения всех прав человека и основных свобод, как в законодательстве, так и на практике, и привлекать внимание общественности к этим вопросам. (2) Право, указанное в подразделе (1), может осуществляться устно, в письменной форме, в печатной форме, в артистической форме, а также через любые другие средства массовой информации, как онлайн, так и офлайн.
Комментарий Этот Раздел опирается на ст. 6 Декларации ООН, которая указывает, что: Каждый человек, индивидуально и совместно с другими, имеет право: (a) знать, искать, добывать, получать и иметь в своем распоряжении информацию обо всех правах человека и основных свободах, включая доступ к информации о том, каким образом обеспечиваются эти права и свободы во внутреннем законодательстве, в судебной или административной системах; (b) как предусматривается в международных договорах о правах человека и других применимых международных договорах, свободно публиковать, передавать или распространять среди других мнения, информацию и знания обо всех правах человека и основных свободах; (c) изучать, обсуждать, составлять и иметь мнения относительно соблюдения всех прав человека и основных свобод, как в законодательстве, так и на практике, и привлекать внимание общественности к этим вопросам, используя эти и другие соответствующие средства. Подраздел (1)(b) был добавлен для гарантии того, что информацию, касающуюся прав человека можно получить от предприятий и других соответствующих субъектов частного сектора, если это необходимо для осуществления или защиты прав человека и основных свобод. Вопрос обеспечения доступа к информации от частных субъектов был поднят в ходе региональных обсуждений.4 Данный подраздел был включен на основании Руководящего принципа ООН № 21 в сфере бизнеса по правам человека, который указывает, что:
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯРаздел 1 ЦелиРаздел 2 Определение понятия «правозащитник»ЧАСТЬ II. ПРАВА ПРАВОЗАЩИТНИКОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКАРаздел 3 Право на поощрение и защиту прав человека и основополагающих свободРаздел 4 Право на формирование групп, ассоциаций и организацийРаздел 5 Право запрашивать, получать и использовать ресурсыРаздел 6 Право искать, получать и распространять информациюРаздел 7 Право на развитие и пропаганду идей, связанных с правами человекаРаздел 8 Право на поддержание связи с неправительственными, правительственными и межправительственными организациямиРаздел 9 Право на доступ, поддержание связи и сотрудничество с международными и региональными правозащитными органами и механизмамиРаздел 10 Право на участие в ведении государственных делРаздел 11 Право на мирные собранияРаздел 12 Право на представление и пропагандуРаздел 13 Право на свободу передвиженияРаздел 14 Право на частную жизньРаздел 15 Свобода от запугивания или местиРаздел 16 Свобода от распространения порочащих сведений и нанесения ущерба репутацииРаздел 17 Право на осуществление культурных прав и развитие личностиРаздел 18 Право на эффективное средство правовой защиты и полное возмещение убытковРаздел 19 Ограничения прав правозащитниковРаздел 20 Другие права и свободы, не влияющие на интерпретациюРаздел 21 Ответственность за защиту прав человека и основных свободЧАСТЬ III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВРаздел 22 Обязательство уважать, поощрять, защищать и соблюдать права правозащитниковРаздел 23 Обязательство содействовать деятельности правозащитниковРаздел 24 Обязательство обеспечить свободный доступ к материалам, касающимся прав человека и основных свободРаздел 25 Обязательство не разглашать конфиденциальные источникиРаздел 26 Обязательство предотвращать и обеспечить защиту от запугивания или местиРаздел 27 Обязательство обеспечить защиту от произвольного или незаконного вмешательстваРаздел 28 Обязательство проведения расследованияРаздел 29 Обязательство гарантии эффективного средства правовой защиты и полного возмещения убытковРаздел 30 Обязательство квалификации запугивания и мести как правонарушенияРаздел 31 Обязательства по содействию образованию в области прав человекаРаздел 32 Обязательство внедрения охраны и срочных мер защитыРаздел 33 Помощь правозащитникам, находящимся за рубежомЧАСТЬ IV. МЕХАНИЗМ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВРаздел 34 Создание механизма для защиты правозащитниковРаздел 35 Консультации с гражданским обществомРаздел 36 РесурсыРаздел 37 Обучение и проверка навыковЧАСТЬ V. ОПЕРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ЗАКОНАРаздел 38 ОпределенияРаздел 39 Недискриминационное применениеПРИЛОЖЕНИЕ I. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ПЕРЕДАЧЕ ПОЛНОМОЧИЙ, РЕСУРСОВ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВРаздел 1 Применение защитных мерРаздел 2 Оценка заявления на принятие мер защитыРаздел 3 Разработка плана и мер защитыРаздел 4 Экстренные планы и меры защитыРаздел 5 Повторная оценка и отмена мер защитыРаздел 6 Рассмотрение решения механизмаРаздел 7 Продвижение и меры защитыПРИЛОЖЕНИЕ II. ВОЗМОЖНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ДРУГИХ ЗАКОНОВ ТИПОВОМУ ЗАКОНУРаздел 1 Желательное толкование, отвечающее требованиям настоящего ЗаконаРаздел 2 Заявление о несовместимости с национальным законодательствомРаздел 3 Действительность заявления о несовместимости с национальным законодательствомРаздел 4 Заявление о соответствииРаздел 5 Рассмотрение законодательной совместимости |