|
|
|
Доклад Министра труда и социальной защиты населения на Правительственном часе Мажилиса Парламента РК
Уважаемая Гульмира Истайбековна!
Адресная социальная помощь, является одной из составляющих системы социальной защиты Казахстана, основанной преимущественно на континентальной модели. Позвольте вернуться к истории и коротко пройтись по трем этапам становления социальной модели Казахстана. Как Вы помните, на первом этапе (1991-1999 годы) перехода к социально ориентированной рыночной экономике предпринимались меры, направленные на снижение темпов падения жизненного уровня населения. Тогда первыми введенными пособиями стали семейные пособия на детей (1991 год), которые выплачивались независимо от доходов семьи, их цель была компенсировать рост цен и удорожание продуктов питания, детской одежды. В целях формирования правового поля для внедрения системы социальной защиты малообеспеченного населения с высокой степенью адресности в 1999 году был принят Закон РК «О прожиточном минимуме». Кроме того, вступил в силу Закон «О жилищных отношениях», в соответствии с которым малообеспеченным семьям выплачивалась и продолжает выплачиваться сегодня - жилищная помощь. На втором этапе (2000-2014 годы) начавшийся экономический рост в стране создал условия для проведения активной социальной политики. В Казахстане реализована государственная Программа по борьбе с бедностью (2000 - 2001 гг.), ее основной целью стало сокращение бедности через социальную поддержку и расширение занятости. В 2002 году вступил в силу Закон РК «О государственной адресной социальной помощи». Каждый член малообеспеченной семьи получал выплату в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности. Одновременно мы приступили к реализации очередной Программы снижения бедности на 2003-2005 годы. Сокращение бедности уже обеспечивалось на основе роста заработной платы, минимальных пенсий и оказания социальной помощи. В результате реализации Закона «О государственной адресной социальной помощи»: - в стране был налажен учет малообеспеченных граждан, впервые создана автоматизированная система назначения пособий и централизованная база данных по малообеспеченным семьям; - внедрен дополнительный общественный институт участковых комиссий, которые несли основную нагрузку в определении и выявлении контингента малообеспеченных граждан, нуждающихся в государственной поддержке. Оказывая поддержку малообеспеченным семьям, особое внимания требовали дети, ведь в составе малообеспеченных семей их доля превышала 60 %. Назрела необходимость принятия специальных мер поддержки материнства и детства. В этих целях с 1 января 2003 года была введено единовременное пособие на рождение ребенка. А в 2006 году был принят Закон «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», и в дополнение к пособию на рождение ребенка были введены: - пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года (независимо от дохода семьи для неработающих мам); - а также пособие на детей до 18 лет из малообеспеченных семей с доходами ниже стоимости продовольственной корзины. Таким образом, принимаемые государством меры социальной политики, вкупе со стабильным ростом основных макроэкономических показателей в 2000-х годах, повышение экономической активности населения, рост занятости и доходов населения привели к значительному сокращению уровня бедности. Справочно: уже в 2004 году Казахстан выполнил задачу Целей развития тысячелетия (ЦРТ) - снижение вдвое численности людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума. (Доля населения с доходами ниже ПМ в 2000 году составила 31,8 %, а в 2004 году - 16,1%.) Подготовка к реформированию АСП началась на третьем этапе в рамках сотрудничества с Всемирным банком. Так, в период с 2014 по 2017 годы в стране поэтапно был реализован пилотный проект «Өрлеу», в результате внедрены система социальных контрактов для получателей, условность получения помощи, а также практика сопровождения малообеспеченных семей. На эти цели из бюджета было направлено 14,8 млрд. тенге. Продолжая реформу по АСП в 2018 году, мы впервые изменили критерий, устанавливаемый к уровню дохода для определения права на назначение АСП (черта бедности), подняв его с 40 до 50 % от прожиточного минимума. В результате количество получателей АСП увеличилось в 20 раз (в сравнении с 2017 годом). В текущем году, в реализацию поручения Главы государства, данного на XVIII съезде партии «Hұp Отан», 27 февраля 2019 года, механизм назначения АСП был изменен, а именно с 1 апреля текущего года: - черта бедности увеличена с 50% до 70% ПМ (с 14 849 до 20 789 тенге); - а также каждому ребенку, из малообеспеченной семьи, размер АСП был установлен фиксировано в сумме 20 789 тенге или 70% ПМ. Одновременно был продлен срок оказания безусловной денежной помощи с 3 до 6 месяцев, обусловленной денежной помощи с 6 до 12 месяцев. В результате, на начало ноября текущего года порядка 456,5 тыс. семей или около 2,1 млн. человек, получили реальную поддержку от государства, в том числе многодетные. Это в 7,7 раза превышает аналогичные показатели в 1 квартале текущего года. В 1,8 раза увеличился и средний размер назначенной АСП (1 кв.19 год - 6 848,2 тенге, на 1.11.2019 г. 12,4 тыс. тенге). Впервые в бюджете на выплату АСП было предусмотрено 245 млрд. тенге, из которых за 10 месяцев уже израсходовано 66,5% или свыше 163 млрд. тг. На следующих слайдах Вы видите структуру получателей АСП и ее средний размер. Итак, мы подошли к перспективам развития системы адресной социальной помощи.
Уважаемая Гульмира Истайбековна
В своем Послании Глава государства четко поставил перед Правительством задачу о необходимости корректировки механизма выделения адресной социальной помощи, в целях обеспечения ее прозрачности, справедливости и мотивации к труду, а также введения гарантированного социального пакета для детей из малообеспеченных семей. Мажилисом Парламента Республики Казахстан одобрен законопроект, который изменит действующую систему предоставления АСП, главным ориентиром станет мотивация к труду, обеспечение прозрачности и справедливости в отношении учета доходов малообеспеченных граждан и размеров государственной поддержки. Предлагаемые меры будут реализовываться в комплексе, государственная поддержка будет включать в себя - поддержку многодетных матерей; - модернизированную адресную социальную помощь; - гарантированный социальный пакет.
Остановлюсь на каждом этапе. Первое. Более 56 % из всего количества малообеспеченных детей, это дети из многодетных семей. Эта категория наиболее уязвима. В этой связи предусмотрено введение отдельного государственного пособия многодетным семьям. Оно будет предоставляться независимо от дохода, как признание авторитета многодетных матерей, повышение материального благополучия в их семьях, стимулирование рождаемости в стране. Таким образом для более 340 тыс. многодетных семей, имеющим 4-х и более несовершеннолетних детей будет установлено новое государственное пособие в дифференцированных размерах, кратных к МРП, от 42 496 тенге до 74 388 тенге в 2020 году, в зависимости от количества детей в семье. Эту новую норму мы введем с одновременной отменой фиксированной выплаты на детей при назначении АСП. Второе. АСП будет назначаться тем, кто по факту в ней нуждается, кто оказался в трудной жизненной ситуации и самостоятельно выйти не имеет возможности. Таким образом, с 1 января 2020 года, необходимо: - во-первых, вернуть ежеквартальное назначение АСП и соответственно назначать как обусловленную, так и безусловную помощь на три месяца, это с одной стороны будет максимально исключать случаи злоупотребления получателями АСП возможностью скрывать свои доходы, зная, что, показав доходы за один квартал, можно найти способы скрывать свои доходы в течение целого года. С другой стороны, среднедушевые доходы семьи не всегда меняются только в сторону увеличения, зачастую они могут и уменьшаться (рождение ребенка, потеря работы, утрата социального статуса и др.), в таких условиях при ежеквартальном обращении за назначением АСП вполне объективно будет увеличиваться размер назначенной АСП. - во-вторых, размер АСП будет определяться для всех членов семьи, как разница между чертой бедности и среднедушевым доходом. - в-третьих, усилить условия получения АСП, в случае отказа от участия в мерах содействия занятости. Если трудоспособный член семьи отказывается от предложенных активных мер, то он и все члены его семьи теряют право на АСП. - в-четвертых, усилить институт участковой комиссии. Есть примеры, когда получатели АСП проживали в особняках, имели несколько единиц автотранспорта, внушительных размеров земельные участки и личное подсобное хозяйство. В этих случаях участковая комиссия не сработала должным образом. Поэтому в законопроекте предусмотрена компетенция центрального исполнительного органа на утверждение критериев определения нуждаемости в адресной социальной помощи для участковых комиссий. Одновременно дополняются основания действующих отказов, включая отказ семьям, которые по заключению участковой комиссии не нуждаются в предоставлении АСП. Надо признать, что увеличение количества семей, претендующих на АСП сказалось на нагрузке участковых комиссий, которые итак работают на общественных началах. Поэтому, в проекте закона, увеличен срок участковым комиссиям для формирования заключения и проведения обследования материального положения семьи с трех до семи дней. Третье. Законопроектом расширяется закон о государственной адресной помощи внедрением гарантированного социального пакета детям из малообеспеченных семей. Предлагается охватить две категории детей от 1 до 6 лет, а также детей, обучающихся в организациях среднего образования в возрасте от 6 до 18 лет. Это порядка 600 тыс. детей. Первая категория детей, дошкольного возраста, будет обеспечиваться продуктовыми наборами и гигиеническими средствами. Вторая категория, школьники, будут получать бесплатное горячее питание в школах, ежедневный бесплатный проезд в школу и обратно, а также школьную форму и учебные принадлежности, за счет государства. Таким образом действующий механизм АСП будет скорректирован. В случае, если многодетная семья, получая, новое пособие останется в статусе малообеспеченной, ей в соответствии с предлагаемым проектом закона будет назначаться АСП, выстроенная на новых принципах, включая саму адресную социальную помощь и гарантированный социальный пакет. В завершении, хотел бы отметить, что новый механизм АСП будет реализован посредством информационной системы «Е-халык», и это дает новое развитие двум направлениям. Во-первых, это новая взаимосвязь с реализацией государственной программы Енбек, теперь обязательное условие для трудоустройства малообеспеченных и охват их другими мерами занятости потребует от центров занятости новой активности в поиске вакантных мест и эффективного взаимодействия с работодателями и малообеспеченными гражданами. Во-вторых, уже сегодня в ней реализован новый модуль Электронная социальная карта, который совсем недавно министерство презентовало на выездном Комитете социально-культурного развития Мажилиса Парламента Республики Казахстан в Кызылординской области. В данной системе сформированы социальные карты почти 7 млн. казахстанских семей (18,5 млн. человек), позволяющие определять уровень благополучия семьи. В перспективе, реализация проекта Электронная социальная карта местными исполнительными органами позволит повысить качество предоставляемых социальных услуг, переводя их в проактивный формат, то есть услуги будут оказываться, не дожидаясь заявителя, при выявлении трудной жизненной ситуации. В этом немаловажную роль будут выполнять социальные работники социальной сферы, их сигнал станет основным для активных слаженных действий межведомственных региональных групп, предоставляющих всевозможные социальные услуги на местах уязвимым категориям населения. Такие перспективы реформирования столь важной и нужной системы оказания адресной социальной помощи.
Спасибо за внимание
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |