|
|
|
Рекомендации по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан
ДОГОВОР № KZJSISP/QCBS-04 ЭТАП 10 МОДУЛЯ 4 https://aca.kz/uploads/pages/rekomendacii-po-soversenstvovani-6691c73a02.pdf
См. также: Рекомендации по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан: от реформирования системы юридических лиц к модернизации корпоративного законодательства [презентация в рамках видеоконференции, организованной Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с The World Bank и Reed Smith] (Фархад Карагусов, д.ю.н., профессор)
Оглавление
1 Краткое описание 2 Структура и содержание корпоративного законодательства Республики Казахстан Предмет регулирования корпоративного права Классификация юридических лиц Принцип numerus clausus Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц Наиболее распространенные формы коммерческих организаций Акционерное общество Товарищество с ограниченной ответственностью Хозяйственное товарищество Подходы при формировании и развитии национального законодательства о коммерческих юридических лицах Корпоративные группы 3 Развитие корпоративного законодательства в Республике Казахстан в период с 1991 года по настоящее время Правовое регулирование коммерческих организаций Основы коммерческих организаций Корпоративное законодательство Казахстана Истории развития акционерного законодательства в Казахстане 4 Рекомендации по совершенствованию законодательства Структура (модель) корпоративного законодательства Легальное определение понятия корпоративных отношений как регулируемых гражданским законодательством и ограничение круга субъектов корпоративных отношений Легальная дефиниция понятия «корпорация» Классификация корпораций Классификация коммерческих (предпринимательских) корпораций Организационно-правовые формы коммерческих корпораций: numerus clausus Регулирование компаний и товариществ Учет рекомендаций Всемирного Банка в рамках рейтинговой системы Doing Business Единый стандарт корпоративного управления для компаний; допустимость исключений в целях регулирования компаний в рамках корпоративных групп, а также допустимые особенности регулирования компаний, осуществляющих определенные виды деятельности, и организаций, признаваемых юридическими лицами публичного права (в случае восприятия этой рекомендации) Решения собраний как основания возникновения корпоративных отношений Разделение актов, на основании которых юридическое лицо учреждается, и акта, на основании которого юридическое лицо действует Устав (Articles of Association, company's Constitution, Charter) - единственный документ, определяющий правовое положение, регулирующий организационное устройство и деятельность компании Корпоративные договоры Свобода заключения соглашения акционеров/договора участников компании во временном контексте и по кругу лиц; паблисити Публичная достоверность реестра юридических лиц (национальном реестре идентификационных номеров) Формирование органов управления компании - обязанность ее учредителей, участников/акционеров Согласованный выход из состава акционеров/участников компании Новые положения, регулирующие вопросы изменений в составе акционеров (squeeze out provision) Совершенствование механизма выхода из состава участников ТОО (ООО) Совершенствование вопросов поддержания капитала акционерных обществ Корпоративная структура - четкое следование принципу отделения участия от управления; сужение компетенции общего собрания Модель смешанного регулирования вопроса о применимой корпоративной структуре компании Приведение регулируемой модели корпоративной структуры в соответствие с моделями, применяемыми в развитых юрисдикциях Регулирование требований к персональному составу совета директоров и наблюдательного совета (в случае восприятия возможности дуалистической корпоративной структуры в АО) Дистанционное управление в компаниях Совершенствование регулирования вопроса об ответственности должностных лиц компаний Совершенствование регулирования вопросов прозрачности корпоративного управления и раскрытие информации о компании и ее деятельности Создание реестра бенефициаров компаний Улучшение норм об особых категориях сделок акционерных обществ Смешанная реорганизация компаний Совершенствование законодательного регулирования корпоративных групп и холдинговых компаний 5. Перечень законодательных актов
1. Краткое описание
Излагаемые Рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Казахстан направлены на улучшение правового регулирования корпоративных правоотношений, корпоративного управления, деятельности корпоративных групп и правового положения холдинговых компаний (далее - Рекомендации). Целью настоящих Рекомендаций является изложение наиболее важных аспектов совершенствования казахстанского законодательства о коммерческих организациях корпоративного типа таким образом, чтобы: 1. Восстановить логику первоначальной (после перехода на рыночный тип национальной экономики в начале 1990-х годов) структуры и содержания корпоративного законодательства Республики Казахстан в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан («ГК») о юридических лицах. 2. Модернизировать казахстанское корпоративное законодательство с учетом опыта развитых демократических иностранных государств рыночного типа в регулировании предпринимательской деятельности и доступных для ее осуществления организационно-правовых форм. 3. Обеспечить сближение казахстанского корпоративного законодательства с правом государств Европейского Союза, Соединенного Королевства, включая страны Содружества, и других государств-участников Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) на основе гармонизации или имплементации наиболее эффективных и универсальных институтов корпоративного права в законодательство Казахстана. Предполагается, что такое совершенствование казахстанского законодательства создаст дополнительные условия для активизации предпринимательской деятельности, снижения количества корпоративных конфликтов и изменения их качества в сторону минимизации степени их существенности для общегражданского оборота, уменьшения проявлений рейдерства и корпоративного шантажа. Более того, нижеизложенные предложения имеют своей целью создание почвы для формирования в Казахстане устойчивого класса профессиональных директоров и менеджеров, приверженных в своей деятельности лучшим мировым стандартам корпоративного управления, защиты прав акционеров и соблюдения интересов инвесторов. Сближение казахстанского корпоративного законодательства с лучшими образцами правового регулирования также позволит добиться усиления притока инвестиций в национальную экономику, с одной стороны, и взаимовыгодной для Казахстана и стран, являющихся его деловыми партнерами, интеграции отечественной рыночной инфраструктуры в систему международных хозяйственных связей, с другой стороны. В целом целесообразным является такое совершенствование корпоративного законодательства Казахстана, которое бы позволило в рамках казахстанского законодательства, относящегося к международному частному праву, развить современное и целесообразное международное корпоративное право (международное право компаний). С учетом вышеизложенного, далее в настоящих Рекомендациях предлагаются шаги по совершенствованию правового регулирования коммерческих корпоративных организаций, создаваемых в тех организационно-правовых формах, которые предоставляют правовые гарантии и механизмы по защите прав инвесторов и акционеров, позволяют формировать корпоративные группы (в том числе транснациональные), в отношении которых могут применяться эффективные меры регулирования, направленные как на защиту внутреннего рынка, так и на продвижение международных (трансграничных) экономических связей. Речь идет о правовом регулировании коммерческих корпораций частного права, которые в иностранных правопорядках называют хозяйственными обществами или компаниями, основанными на членстве с применением принципа отделения участия в корпорации от управления ими. Настоящие Рекомендации призваны продолжить непрекращающийся процесс обновления и модернизации казахстанского законодательства, в целях соответствия постоянно обновляющимся реалиям развития гражданского права и гражданских отношений и в целях приведения положений текущих норм гражданского права Республики Казахстан к лучшим мировым практикам. Накопленный опыт постоянно всплывающих в практикующей юридической среде вопросов ставит беспрерывное количество вопросов к текущему законодательному устою в гражданско-правовой сфере. Предлагаемые изменения призваны ответить на поставленные вызовы и вопросы в контексте лучших международных практик и общего контекста существующего законодательства. Вопросы правового регулирования некоммерческих корпораций, а также коммерческих организаций, основанных преимущественно на личном элементе, предполагающем личное участие члена корпорации в ведении ее дел, осуществлении ее деятельности и управлении ею, (это - полные и коммандитные товарищества, а также производственные кооперативы) оставлены за рамками предлагаемых Рекомендаций.
2. Структура и содержание корпоративного законодательства Республики Казахстан
Предмет регулирования корпоративного права
Предметом регулирования корпоративного права является деятельность правоспособных организаций, признаваемых корпорациями. В законодательстве Республики Казахстан не существует легального определения «корпорация». В то же время в качестве субъектов, участвующих в имущественных и иных гражданско-правовых отношениях, в дополнение к физическим лицам, государству и административно-территориальным единицам, признаются юридические лица. Концепция юридического лица включена в категориальный аппарат гражданского права и характеризует определенную категорию лиц, которые наряду с физическими лицами обладают гражданской правосубъектностью, позволяющей участвовать в деловом обороте. Для приобретения ею статуса юридического лица организация должна отвечать в совокупности таким признакам, как организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность; выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1 Для казахстанского права концепция юридического лица является неделимой и исключительно цивилистической (то есть является понятием гражданского / частного права). При этом в праве Казахстана не существует понятия юридического лица публичного права, а субъектами гражданских правоотношений, не являющимися гражданами или государством и административно-территориальными единицами, могут быть только юридические лица частного права.
Классификация юридических лиц
Законодательству Казахстана свойственна классификация юридических лиц на такие два вида, как коммерческие организации и некоммерческие организации. Разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации появилось в казахстанском праве с включением Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 года («Основы») в состав действующего права Республики Казахстан. Согласно статье 18 Основ юридическое лицо рассматривалось в качестве коммерческой организации, если оно «преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».2 С принятием Общей части ГК в декабре 1994 года подобная классификация юридических лиц, разделяющая их на эти два вида, сохранилась в нормах нового ГК. В целом сохранился и критерий разграничения - направленность деятельности на получение дохода как основная цель конкретного юридического лица. В то же время, для некоммерческой организации был установлен более четкий признак: такая организация идентифицируется не только отсутствием ориентации на извлечение дохода как основной цели ее деятельности, но, прежде всего, тем, что даже при наличии у нее чистого дохода она не должна распределять его между своими членами.3 Перечень допустимых форм для некоммерческих организаций является открытым. Многие некоммерческие организации (созданные в иных организационно-правовых формах, чем учреждение и фонд) являются организациями корпоративного типа. Более того, форма акционерного общества в настоящее время допустима и для некоммерческих, и для коммерческих организаций. ____________________ 1 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, п. 1 ст. 33 2 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991 № 2211-1, ст. 18 3 Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях», ст. 18, также Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, ст. 34
Поскольку настоящие Рекомендации содержат предложения по улучшению правовых условий для ведения предпринимательской деятельности, далее рассмотрение и предложенные направления совершенствования будут касаться только тех видов корпораций, которые являются коммерческими организациями.
Принцип numerus clausus
При регулировании организационно-правовых коммерческих организаций применяется принцип, именуемый numerus clausus, согласно которому законодательно установленный перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций является исчерпывающим, каждая из таких форм регулируется законом, и не допускается создание коммерческих организаций с правоспособностью юридического лица в какой-либо форме, не регулируемой законом. Такой подход является обоснованным и общераспространенным в международной практике и праве большинства развитых государств с рыночным типом экономики. Любые лица, вступая в правоотношения с коммерческой организацией определенной организационно-правовой формы, ознакомившись с применимыми законодательными положениями, смогут получить достаточное представление о правоспособности и корпоративной структуре своего контрагента, а также о том, как принимаются корпоративные решения в соответствующей организации, и кто может его представлять в отношениях с третьими лицами. Соответствующие законодательные нормы далее детализируются в уставе корпоративной организации, который также является публично доступным для третьих лиц документом, ознакомление с которым позволяет контрагентам и деловым партнерам заметно уменьшить разнообразные расходы или затраты, снизить риски убытков, которые могут возникнуть в связи с установлением договорных отношений с данной организацией, а также избежать конфликтов и споров, вытекающих из корпоративных отношений.
Организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц
Статья 34 ГК содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут быть созданы коммерческие организации.4 К таковым относятся формы государственного предприятия, хозяйственного товарищества (включая все предусмотренные законом виды хозяйственных товариществ), акционерного общества и производственного кооператива. За исключением формы государственного предприятия, все остальные из предусмотренных законом организационно-правовых форм коммерческих организаций относятся к организациям корпоративного типа, поскольку все они основываются на членстве. __________________ 4 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, ст. 34
Таким образом, казахстанское право регулирует правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций, основанных на членстве, но не называет их корпорациями. К ним относятся хозяйственные товарищества (включая товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества; все они являются исключительно коммерческими организациями), акционерные общества (коммерческие и некоммерческие организации), производственные (как коммерческие организации) и потребительские (как некоммерческие организации) кооперативы, а также объединения, союзы и иные некоммерческие организации в других регулируемых организационно-правовых формах. Имущественной основой всех таких организаций корпоративного типа является имущество, принадлежащее им на праве собственности5, и в каждой из таких организаций формируется корпоративная структура, регулируемая законом для организаций соответствующих организационно-правовых форм и позволяющая юридическому лицу приобретать гражданские права и принимать обязанности только через эти органы.6 Организационная структура юридических лиц каждой отдельной организационно-правовой формы регулируется соответствующим законом.
Наиболее распространенные формы коммерческих организаций
Наиболее распространенными формами коммерческих организаций, основанных на членстве, используемыми в предпринимательской деятельности, являются акционерные общества («АО») и товарищества с ограниченной ответственностью («ТОО»). Анализ понятий АО (содержащегося в статье 3 Закона от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах» («Закон об АО») и ТОО (содержащегося в статье 2 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» («Закон о ТОО») позволяют выделить такие особенности этих двух форм, как: (1) наличие самостоятельной правоспособности в качестве юридического лица; (2) осуществление права собственности в отношении принадлежащего АО / ТОО имущества; (3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам: ни АО, ни ТОО не несет ответственности по обязательствам своих акционеров / участников, а акционеры и участники ТОО, по общему правилу (из которого, однако, законами предусматриваются исключения), не несут ответственности по обязательствам, соответственно, АО и ТОО; (4) акции АО и доли участия в ТОО являются отчуждаемыми в соответствии сзаконом.7 ___________________ 5 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, ст.ст. 34 и 36 6 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, ст. 37 7 Закон от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах», ст. 3, также Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», ст. 2
Акционерное общество
На основании положений Закона об АО в качестве юридического лица каждое АО имеет собственные органы, ответственные за управление обществом; органы АО формируются согласно корпоративной структуре в соответствии с императивными требованиями законодательства, в основном соблюдая принцип отделения участия от управления; в АО формируется уставный капитал за счет выпуска акций в обмен на имущественные вклады в уставный капитал АО; акции АО свободно передаются по сделкам и переходят по другим основаниям (в соответствии с отдельным законодательством, например, банковским, акции в определенном объеме могут отчуждаться при наличии согласия либо, если без согласия, с невозможностью осуществления прав акционеров) на организованном и неорганизованном рынке ценных бумаг. Каждое АО управляется под ответственность своего совета директоров и исполнительного органа, в сферу компетенции которых вмешательство со стороны общего собрания акционеров, а тем более - каждого отдельного акционера, ограничивается. Корпоративная структура АО по казахстанскому праву внешне напоминает монистическую модель, но имеет заметные особенности.
Товарищество с ограниченной ответственностью
В свою очередь, на основании положений Закона о ТОО в качестве юридического лица каждое ТОО также имеет собственные органы, ответственные за управление товариществом, но участникам ТОО предоставляется право самим определить структуру и компетенцию создаваемых ими органов ТОО, хотя и с соблюдением обязательных требований законодательства по принципу отделения участия от управления; в ТОО также формируется уставный капитал за счет имущественных вкладов его участников, в обмен на которые участники ТОО приобретают доли участия, отчуждаемые при соблюдении преимущественного права других участников на приобретение таких долей. Регулирование правового положения ТОО и участия в нем, а также регулирование вопросов корпоративной структуры ТОО является более диапозитивным по сравнению с регулированием статуса АО, прав его акционеров, управления обществом и ведением его дел. Но принцип отделения участия в ТОО от управления им во многих аспектах соблюдается. Регулируемая Законом о ТОО корпоративная структура основана на дуалистической модели, но создание наблюдательного совета не является обязательным, а решение о его формировании передано на усмотрение общего собрания участников ТОО.
Хозяйственное товарищество
Примечательно, что ТОО и товарищества с дополнительной ответственностью (как отдельный вид ТОО) отнесены к группе хозяйственных товариществ. В соответствии с Законом от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах» («Закон о товариществах») любое хозяйственное товарищество является коммерческой организацией и в качестве основной цели своей деятельности имеет извлечение прибыли. Такая регламентация схожа с содержанием соответствующих правовых норм развитого зарубежного законодательства.8 По казахстанскому праву хозяйственные товарищества могут быть только юридическими лицами. При этом, учитывая существующее разделение коммерческих юридических лиц на корпорации и учреждения в зависимости от способа и оснований формирования имущества юридического лица, любое хозяйственное товарищество, как и акционерное общество, является корпорацией. _________________ 8 Закон от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах»
Хозяйственное товарищество формируется за счет объединения имущественных вкладов его участников, передаваемых в собственность данного хозяйственного товарищества. Хозяйственные товарищества любого вида, регулируемого казахстанским законом, являются приемлемыми для так называемого стартового бизнеса. В форме хозяйственного товарищества можно основать предпринимательское дело; с использованием этой формы свою деятельность могут вести субъекты малого и среднего предпринимательства.
Подходы при формировании и развитии национального законодательства о коммерческих юридических лицах
В настоящее время ГК и Закон о товариществах предусматривают и регулируют следующие четыре вида хозяйственных товариществ, рассматриваемых одновременно как отдельные организационно-правовые формы юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ТОО и ТДО. Эта классификация в целом соответствует традициям отечественного гражданского права и законодательства и во многом сходно с законодательством западноевропейских государств. Вместе с тем, анализ казахстанского и иностранного корпоративного права позволяет сделать вывод о том, что при формировании и развитии национального законодательства о коммерческих юридических лицах может быть использован один из следующих подходов: (а) торговое товарищество как родовое понятие, а объединение лиц и объединение капиталов как видовые. Эта классификация присуща французскому законодательству, объединяющему в рамках концепции товарищества корпорации, основанные на объединении капиталов с делегированным управлением, и объединения лиц, предполагающие личное их участие в управлении деятельностью и ведении дел товарищества; или (б) изначальное разделение хозяйственных товариществ (партнерств) и хозяйственных обществ (компаний, корпораций), как это принято в законодательстве Англии, США, Германии и, очевидно, воспринимается на уровне унифицируемого европейского права. Принципиальная разница между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами заключается в наличии определяющей фактической и юридической связанности хозяйственного товарищества с его учредителями (и через само товарищество - самих учредителей друг с другом) совместной деятельностью учредителей, с одной стороны, и возможности правопреемства в отношении хозяйственных обществ, с другой стороны. Собственно, хозяйственные товарищества также характеризуются рядом существенных признаков, отделяющих их от хозяйственных обществ и организаций иных форм хозяйственной деятельности, обусловливая особенности правового регулирования их статуса. В свою очередь, особенности хозяйственных обществ обусловливают создание юридических механизмов, неприменимых или весьма ограниченно применимых в регулировании собственно хозяйственных товариществ. В казахстанском же праве сегодня отмечается иной подход, в соответствии с которым хозяйственные общества и товарищества недостаточно последовательно разделяются, и в рамках одной категории хозяйственных товариществ вместе с полными и коммандитными товариществами объединяются ТОО и ТДО, которые по своей природе являются хозяйственными обществами. Кроме того, казахстанское законодательство несколько отличается от зарубежных законодательных актов и в установлении признаков хозяйственных товариществ.
Корпоративные группы
В казахстанском законодательстве содержатся нормы, посредством которых в определенной степени регулируются координируемые отношения между несколькими юридическими лицами. В частности, законом признается существование корпоративных групп. В том числе, законодательство допускает создание групп с участием иностранных компаний в качестве основной (холдинговой) организации либо зависимой или дочерней организации. Эти корпоративные связи учитываются при установлении режима налогообложения, приобретении имущества, создании дочерних организаций, осуществлении финансовой отчетности и регулировании иных аспектов деятельности компаний. При этом критерии корпоративной группы, основания ее возникновения и, в целом, деятельность корпоративных групп по-разному регулируются в разных отраслях законодательства (например, в акционерном, налоговом и антимонопольном законодательстве, а также применительно к организациям, входящим в группу ФНБ «Самрук-Казына»). Таким образом, правовое регулирование корпоративных групп не существует в качестве единого правового института в казахстанском праве. Это обусловливает необоснованное увеличение транзакционных расходов и ненужных затрат времени и усилий во многих практических ситуациях при ведении предпринимательской деятельности или осуществлении инвестиций. В ряде случаев возникновения корпоративной группы, признаваемого одновременно несколькими законами, участникам делового оборота приходится проходить несколько процедуре применением к одной и той же сделке различных правовых режимов, что не позволяет говорить о высокой эффективности законодательного регулирования и отсутствии необоснованных барьеров для предпринимателей и инвесторов. В связи с этим законодательное регулирование корпоративных групп в Казахстане требует совершенствования с учетом удачных примеров такого регулирования, например в ФРГ, Соединенном Королевстве и других государствах-членах Европейского Союза и ОЭСР, а также особенностей регулирования на международных финансовых рынках.
3. Развитие корпоративного законодательства в Республике Казахстан в период с 1991 года по настоящее время
Правовое регулирование коммерческих организаций
Правовое регулирование коммерческих организаций, созданных в организационно-правовых формах АО и хозяйственных товариществ основано на общих положениях ГК, относящихся к правовому положению юридических лиц, в том числе учрежденных в различных организационно-правовых формах. Детальное регулирование обеспечивается отдельными законами. Например, правовое положение ТОО в настоящее время регулируется отдельным положениями ГК9, основанными на них Законом о ТОО, а также нормами Раздела I Закона о товариществах и нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 г. № 2 «О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», другими законами (как, например, Закон «О государственном имуществе») и иными нормативными правовыми актами. Правовые формы ТОО и ТДО известны казахстанскому законодательству с 1991 г., когда на базе Основ Законом Казахской ССР от 21 июня 1991 г. «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» эти виды юридических лиц были непосредственно регламентированы нормами законодательства. Позже этот закон был заменен принятым Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 2 мая 1995 г. «О хозяйственных товариществах» (в данное время в заметно измененном виде - это Закон о товариществах). Однако, решающим шагом на пути надлежащей правовой регламентации правового статуса ТОО стало принятие самостоятельного Закона о ТОО. И хотя в Закон о ТОО время от времени вносились дополнения, он продолжает действовать в настоящее время.
Основы коммерческих организаций
Следует отметить, что с принятием именно Закона о товариществах произошло нивелирование большинства существенных признаков хозяйственного товарищества в казахстанском законодательстве. До этого в соответствии с Основами коммерческие организации могли создаваться в формах хозяйственных товариществ (полное товарищество и коммандитное товарищество) и хозяйственных обществ (акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью и товарищества с дополнительной ответственностью). В соответствии с упомянутым выше Законом от 21 июня 1991 года все перечисленные в Основах виды хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ были объединены единым понятием хозяйственного товарищества. Вместе с тем, определения каждого из вышеперечисленных видов товариществ полностью совпадали с соответствующими определениями, содержавшимися в Основах. Совместное занятие хозяйственной деятельностью и неограниченная солидарная ответственность полных товарищей по обязательствам товарищества концептуально отделяли полные и коммандитные товарищества от ТОО, ТДО и АО, обладающих полной имущественной и правовой автономией от их участников (акционеров) с ограничением для последних рисков их потерь, связанных с деятельностью товариществ этих трех видов. После принятия в 1995 году Закона о товариществах единственным существенным отличием полного и коммандитного товариществ от других предусмотренных видов хозяйственных товариществ является солидарная ответственность полных товарищей по долгам товарищества в случае недостаточности у него имущества для погашения этих долгов самостоятельно. Участники ТОО, ТДО и АО в связи с их участием в этих видах хозяйственных товариществ не рискуют собственным имуществом, за исключением имущества осуществленных ими имущественных вкладов в уставный капитал хозяйственных товариществ. С июля 1998 года акционерное общество признано самостоятельной формой коммерческих корпораций и более не является видом хозяйственных товариществ. __________________ 9 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, в т.ч. ст.ст. 58-62, 77-83 и др.
Корпоративное законодательство Казахстана
За период с 1991 года корпоративное законодательство Казахстана подвергается постоянному воздействию за счет внесения в действующие законы изменений и дополнений, некоторые из которых направлены на усиление защищенности корпоративных прав, другие - на облегчение доступа к предпринимательской деятельности, а иные - на порой не обоснованную детализацию или усложнение условий ведения хозяйственной деятельности. Например, по вопросам регулирования правового положения ТОО в соответствии с Законом от 11 января 2011 г. № 385-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству)» обоснованно введено требование об оценке принудительно выкупаемой доли: принудительный выкуп доли у участника ТОО осуществляется по рыночной цене, определенной независимым оценщиком согласно установленным стандартам.10 В то же время представляется излишне императивным регулированием введение в соответствии с Законом от 28 декабря 2011 года № 524-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» применительно к ТОО категории аффилированных лиц ТОО и установление требования о раскрытии товариществом информации о таких лицах.11 Законом от 29 декабря 2014 г. № 269-У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» закреплено допущение учреждать ТОО, являющиеся субъектом малого предпринимательства, без уставного капитала («размер уставного капитала определяется нулевым уровнем»).12 На уровень компетенции общего собрания участников ТОО перенесено принятие решений об одобрении заключения товариществом сделки или совокупности взаимосвязанных между собой сделок, в результате которой (которых) товариществом отчуждается (может быть отчуждено) имущество, стоимость которого составляет пятьдесят один и более процентов от общего размера балансовой стоимости активов товарищества с ограниченной ответственностью (см. Закон от 29 марта 2016 г. № 479-У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур»). Законом определены и признаки взаимосвязанных сделок. Важное дополнение в Закон о ТОО внесено Законом от 27 февраля 2017 г. № 49-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности», согласно которому введено требование о проведении аудита годовой финансовой отчетности при одновременном наличии определенных для этого условий.14 ______________________ 10 Закон от 11 января 2011 г. № 385-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия неправомерному захвату бизнеса и собственности (рейдерству)» 11 Закон от 28 декабря 2011 года № 524-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» 12 Закон от 29 декабря 2014 г. № 269-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» 13 Закон от 29 марта 2016 г. № 479-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур» 14 Закон от 27 февраля 2017 г. № 49-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования гражданского, банковского законодательства и улучшения условий для предпринимательской деятельности»
В соответствии с Законом от 2 июля 2018 г. № 166-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг» ведение системы реестров участников ТОО передаются от АО «Единый регистратор сделок с ценными бумагами» в АО «Центральный депозитарий» (за счет предстоящего присоединения первого АО ко второму).15 Для развития законодательства о ТОО эта новелла не имеет серьезного значения, но централизация систем регистрации прав на ценные бумаги и сделок с ними на уровне Центрального депозитария является очень важным положительным фактором для развития инфраструктуры казахстанского рынка ценных бумаг и обеспечения надлежащих условий для ее интеграции в систему международных финансовых рынков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |