<< Назад
Далее >>
0
0
Два документа рядом (откл)
Распечатать
Копировать в Word
Скрыть комментарии системы
Информация о документе
Информация о документе
Поставить на контроль
В избранное
Посмотреть мои закладки
Скрыть мои комментарии
Посмотреть мои комментарии
Увеличить шрифт
Уменьшить шрифт
Корреспонденты
Респонденты
Сообщить об ошибке

Рекомендации по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан: от реформирования системы юридических лиц к модернизации корпоративного законодательства [презентация в рамках видеоконференции, организованной Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с The World Bank и Reed Smith] (Фархад Карагусов, д.ю.н., профессор)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Рекомендации по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан:

от реформирования системы юридических лиц к модернизации корпоративного законодательства

[презентация в рамках видеоконференции, организованной Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с The World Bank и Reed Smith]

 

 Фархад Карагусов, д.ю.н., профессор

 

 

20 ноября 2020 года

 

См.также: Рекомендации по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан (Договор № KZJSISP/QCBS-04, этап 10 модуля 4)

 

Цель разработки Рекомендаций по совершенствованию
корпоративного законодательства Республики Казахстан

 

Целью Рекомендаций по совершенствованию корпоративного законодательства Республики Казахстан («Рекомендации»)* является изложение наиболее важных аспектов совершенствования казахстанского законодательства о коммерческих организациях корпоративного типа.

Рекомендации разработаны для того, чтобы обозначить направления совершенствования корпоративного законодательства как правовой основы деятельности коммерческих юридических лиц.

 

* Рекомендации были подготовлены ТОО «Рид Смит» в сотрудничестве с профессором Ф. Карагусовым в первоначальной редакции в декабре 2018 года и представлены в окончательной редакции в 2020 году.

 

 

Фокус Рекомендаций: правовое положение предпринимательских корпораций

 

• Рекомендации подготовлены с целью содействовать совершенствованию правового регулирования коммерческих корпоративных организаций, создаваемых в таких организационно-правовых формах, которые предоставляют правовые гарантии и механизмы по защите прав инвесторов и акционеров, а также позволяют формировать корпоративные группы (в том числе транснациональные), в отношении которых могут применяться эффективные меры регулирования, направленные как на защиту внутреннего рынка, так и на продвижение международных (трансграничных) экономических связей.

• Это - коммерческие корпорации частного права, которые в иностранных правопорядках называют хозяйственными обществами или компаниями, основанными на членстве, с применением принципа отделения участия в корпорации от управления ими (АО, ООО и разновидности этих форм).

• Вопросы правового регулирования некоммерческих корпораций, а также коммерческих организаций, основанных преимущественно на личном элементе, предполагающем личное участие члена корпорации в ведении ее дел, осуществлении ее деятельности и управлении ею (это - полные и коммандитные товарищества, а также производственные кооперативы), оставлены за рамками Рекомендаций.

 

Основное содержание Рекомендаций

 

• идеи относительно общей модели регулирования корпоративных отношений, структуры и содержания корпоративного законодательства, а также основных понятий и классификаций корпоративного права и корпоративных организаций;

• вопросы корпоративной структуры и корпоративного управления, и в первую очередь - при использовании организационно-правовой формы акционерного общества;

• институт корпоративных групп как совокупности норм, на основании которых признается существование группы компаний и возникновение холдингов, а также регулируется корпоративное управление в рамках такой группы компаний;

• базовые механизмы защиты прав акционеров и иных заинтересованных лиц (стейкхолдеров).

 

Задачи и ориентиры совершенствования корпоративного законодательства

 

1. Модернизировать казахстанское корпоративное законодательство с учетом опыта развитых демократических иностранных государств рыночного типа в регулировании предпринимательской деятельности и доступных для ее осуществления организационно-правовых форм.

В том числе, обеспечить сближение казахстанского корпоративного законодательства с правом государств Европейского Союза, Соединенного Королевства, включая страны Содружества, и других государств-участников Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) на основе гармонизации или имплементации наиболее эффективных и универсальных институтов корпоративного права в законодательство Казахстана.

2. Выстроить понятную для всех заинтересованных лиц логику структуры и содержания корпоративного законодательства Республики Казахстан в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса Республики Казахстан («ГК») о юридических лицах.

В целом, устранение явных противоречий и других недостатков корпоративного законодательства, восприятие рекомендаций ОЭСР и опыта развитых правопорядков будет способствовать сближению казахстанского корпоративного законодательства с лучшими образцами правового регулирования. Это позволит добиться усиления притока инвестиций в национальную экономику, с одной стороны, и взаимовыгодной для Казахстана и стран, являющихся его деловыми партнерами, интеграции отечественной рыночной инфраструктуры в систему международных хозяйственных связей, с другой стороны.

 

Необходимость в модернизации корпоративного законодательства

 

• Действующее корпоративное законодательство архаично, противоречиво и малопригодно для ведения перспективной предпринимательской деятельности в контексте устойчивости социального и экономического развития (см. Раздел 2 Рекомендаций «Структура и содержание корпоративного законодательства Республики Казахстан», а также слайды 9 и 10).

Необходимо создание действенных правовых механизмов для активизации предпринимательской деятельности, в том числе для более легкого, беспрепятственного, стимулируемого законодательным регулированием и безопасного роста предпринимателей от уровня индивидуальной хозяйственной деятельности (ИП) до приобретения статуса инвесторов в компаниях, являющихся лидерами национальной экономики и активными участниками международных экономических связей.

• Модернизация корпоративного законодательства необходима для того, чтобы существенно снизить количество корпоративных конфликтов и изменить их качества в сторону минимизации степени их существенности для общегражданского оборота.

• Необходимо создать правовые условия для уменьшения проявлений рейдерства и корпоративного шантажа. И эти условия должны быть понятными и легкими для соблюдения правилами поведения, но не мерами репрессивного характера.

• Необходимо создание благодатной почвы для формирования в Казахстане устойчивого класса профессиональных директоров и менеджеров, приверженных в своей деятельности лучшим мировым стандартам корпоративного управления, защиты прав акционеров и соблюдения интересов инвесторов, устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

• Понятное и эффективное корпоративное законодательство является важным фактором повышения уровня правовых и организационных гарантий, стимулирующих интерес иностранных и отечественных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Казахстана.

 

Логика регулирования корпоративных отношений

 

• Корпорация является преобладающей формой ведения хозяйственной деятельности в рыночных условиях. А поведение и взаимодействие субъектов такой деятельности осуществляется на условиях равноправия и свободной экономической конкуренции.

• Государство в имущественных отношениях является равноправным с другими субъектами участником делового оборота, и участвует только в тех видах деятельности, где: (а) не сложилось конкурентного рынка, но публичный (всеобщий) интерес требует удовлетворения потребностей граждан в определенных товарах, работах или услугах, либо (б) где публичный (всеобщий) интерес не допускает создания конкурентного рынка и участия на нем негосударственных субъектов.

• С учетом этого, нормальной формой участия государства в предпринимательской деятельности является контролируемое инвестирование государственных активов в капитал хозяйственных обществ (компаний), управляемых под ответственность сформированных акционером(-ами) органов таких компаний, действующих с соблюдением прав и законных интересов всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров), обеспечивая устойчивость развития и повышение стоимости указанных капитальных инвестиций в долгосрочной перспективе.

 

Условия, обусловливающие несоблюдение логики регулирования
корпоративных отношений

 

• Сохранение формы государственного предприятия (см. слайды 9 и 10) нарушает эту логику.

• Несистемное влияния различных правовых культур на развитие казахстанского корпоративного законодательства обусловливает неполноценное восприятие опыта развитых правопорядков (см. Раздел 3 Рекомендаций «Развитие корпоративного законодательства Республики Казахстан в период с 1991 года по настоящее время»), в результате чего оформленные законодательные решения не способствуют эффективному решению задач устойчивого и перспективного развития.

• Специальная правовая основа корпоративного управления в компаниях с государственным участием и, особенно, в компаниях группы ФНБ «Самрук-Казына» (см. слайд 10) обусловливает избыточное участие государства в сфере хозяйственной деятельности, создает не всегда обоснованные ограничения автономии воли участников оборота и способствует дисбалансу в вопросах совершенствования корпоративного управления.

• Непоследовательность / несовершенство регулирования правового положения товариществ с ограниченной ответственностью усиливает степень незащищенности инвестиций и повышает уровень корпоративных конфликтов между их участниками (см. слайд 9 и 10).

• Отсутствие надлежащего регулирования корпоративных групп (см. п. 2.10 Рекомендаций) обусловливает негативные проявления избыточной экономической концентрации на внутреннем рынке, с одной стороны, а также не способствует активной, безопасной и эффективной интеграции казахстанских компаний в международную систему экономических связей, с другой стороны.

 

Схематичная система законодательства Республики Казахстан о юридических лицах

 

 

Обобщенная структура законодательства об организационно-правовых формах

коммерческих организаций корпоративного типа

 

 

Условия результативности и эффективности модернизации корпоративного
законодательства Республики Казахстан

 

• Хотя разработка Рекомендаций является достаточным источником для непосредственной и эффективной модернизации корпоративного законодательства, целесообразной представляется разработка и реализация концепций совершенствования общих положений ГК (основания возникновения гражданских прав, понятие и классификация юридических лиц, права участников юридических лиц), реформирования правовых основ некоммерческих организаций, отдельных законом о компаниях и хозяйственных товариществах (см. слайд 13).

Это позволит существенно повысить качество модернизации законодательства, а также степень ее результативности и эффективности.

• Проведение модернизации корпоративного законодательства в рамках общей реформы всей системы юридических лиц в праве Казахстана (см. слайды 12 и 13).

• Проведение модернизации корпоративного законодательства на основе единого и системного методологического подхода реформирования системы юридических лиц и модернизации законодательства (см. слайды 14 -16).

 

Система юридических лиц по законодательству Республики Казахстан*

 

 

Концептуальные комментарии относительно предлагаемой системы юридических лиц

 

1. Необходимо восприятие казахстанским правом института юридических лиц публичного права («ЮЛПП»). Нашей экспертной группой разработана и опубликована концепция восприятия этого института казахстанским правом.

2. Организационно-правовые формы ЮЛПП должны быть такими же, как установлены для юридических лиц частного права и регулируются в ГК. Однако регулирование вопросов учреждения, осуществления деятельности, осуществления контроля в отношении ЮЛПП и их прекращения должно обеспечиваться нормами специального(-ых) закона(-ов)

3. В предлагаемой системе юридических лиц не должно быть государственных предприятий. Нашей экспертной группой разработан и опубликован план системных мероприятий по их упразднению и ликвидации.

4. За государством и административно-территориальными единицами Республики Казахстан признается статус самостоятельных субъектов права. В связи с этим государственные органы ни при каких условиях не могут быть юридическими лицами.

5. Корпоративное законодательство - это правовая основа для создания и деятельности любых коммерческих организаций, и это - минимальный стандарт корпоративного управления.

6. Должна сформироваться рациональная система национальных стандартов корпоративного управления в развитие норм корпоративного законодательства. В том числе, должен быть национальный кодекс корпоративного управления («ККУ»), обязательный для публичных компаний (включая компании с государственным участием) и рекомендательный для других. Нашей экспертной группой уже подготовлены и представлены Национальному совету по корпоративному управлению проекты такого ККУ, руководства по корпоративному управлению в компаниях с государственным участием, а также концепция и законопроект относительно понятия, системы и правового значения национальных стандартов корпоративного управления.

7. С учетом представляемой концепции модернизации корпоративного законодательства необходимо разработать концепции закона о хозяйственных обществах (компаниях).

8. Необходимо разработать концепцию модернизации законодательства о хозяйственных товариществах.

9. Необходимо разработать концепцию законодательства о некоммерческих организациях и на ее основе модернизировать законодательство.

10. В ходе реформирования правовой основы юридических лиц и модернизации корпоративного законодательства должны быть установлены следующие принципиальные законодательные правила и запреты:

• распространение принципа numerus clauses при регулировании некоммерческих организаций: все все юридические лица должны создаваться и действовать только в тех организационно-правовых формах, которые регулируются законом, и перечень таких форм должен быть исчерпывающим (закрытым);

• запрет некоммерческим организациям создавать и приобретать дочерние и зависимые коммерческие организации;

• запрет на экономическую конкуренцию с некоммерческих организаций с коммерческими организациями;

• запрет на межвидовые преобразования некоммерческих организаций в коммерческие;

• полные товарищи в хозяйственных товариществах должны иметь статус индивидуального предпринимателя.

 

Законодательство Республики Казахстан о юридических лицах*

 

 

Подход к реформированию [правовой основы] системы юридических лиц и
модернизации корпоративного законодательства

 

 

Пояснение к предлагаемому методологическому подходу
к реформированию правовой основы системы юридических лиц и
модернизации корпоративного законодательства Республики Казахстан

 

Системность и последовательность:

(i) оформление видения [vision] общей картины модернизации, -->

(ii) разработка общей концепции и правовой платформы, -->

(iii) разработка и утверждение концепций реформирования/развития по отдельным направлениям и/или применительно к отдельным видам и/или формам юридических лиц, -->

(iv) завершение этапа модернизации обновленным законодательным регулированием конкретных форм юридических лиц и осуществлением планов мероприятий реформирования и реализации модернизированных требований закона.

Единство процесса реформирования и параллельность осуществления мероприятий по модернизации правовой основы обновленной/обновляемой системы юридических лиц и ее приведению в соответствие с новыми законодательными требованиями, но обязательно на основе единой идеологической, методологической и правовой платформе.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

* Далее кратко излагается содержание основных Рекомендаций из 31-ого пункта Раздела 4 данного документа.

 

Структура / содержание Рекомендаций

 

• Рекомендации включают в себя пять разделов.

• В Разделе 1 указаны цель Рекомендаций, подлежащие решению задачи и ориентиры в реализации Рекомендаций.

• Раздел 2 посвящен описанию сложившейся структуры и содержания корпоративного законодательства. Он содержит соответствующие выводы по десяти наиболее важным аспектам (от идентификации предмета регулирования корпоративного законодательства, классификаций и наиболее распространенных форм коммерческих организаций корпоративного типа, регулирования корпоративных групп до подходов, имевших место при формировании казахстанского корпоративного законодательства).

• Раздел 3 содержит краткое описание истории развития казахстанского корпоративного законодательства с 1991 года по настоящее время.

• Раздел 4 содержит предметные рекомендации по направлениям и/или содержанию совершенствования корпоративного законодательства Казахстана.

• Раздел 5 содержит перечень основных действующих законодательных актов, которые должны стать объектом мероприятий по модернизации корпоративного законодательства.

 

Модель регулирования и основные концепции (1)

 

• Сохранение действующей модели регулирования гражданских отношений.

• Непосредственное указание в ГК понятия корпоративных отношений как регулируемых гражданским законодательством и ограничение круга субъектов корпоративных отношений: корпоративными являются отношения, связанные с учреждением корпораций, участием в корпорациях и в управлении ими, а субъектами корпоративных отношений являются сама корпорация, ее участники и должностные лица.

• Исключение необоснованного воздействия на корпоративные отношения посредством норм уголовного и административного права.

• Законодательная идентификация в ГК решений собраний в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

 

Модель регулирования и основные концепции (2)

 

• Легальные дефиниция понятия «корпорация»: вопрос целесообразности или юридической техники?

• Содержание и/или объем понятия «права членства» определяется применительно к корпорации каждого отдельного вида (коммерческая или некоммерческая) и каждой отдельной организационно-правовой формы.

• Классификация корпораций. Установление специального регулирования не только по организационно-правовым формам, но и по видам юридических лиц; невозможность межвидовых преобразований юридических лиц.

• Самостоятельность права некоммерческих организаций. Целесообразность исключения некоммерческих акционерных обществ как отдельной формы некоммерческих организаций.

• Классификация коммерческих (предпринимательских) корпораций на хозяйственные общества (как объединения капиталов) и хозяйственные товарищества как объединения лиц. Раздельное регулирование компаний и хозяйственных товариществ.

 

Модель регулирования и основные концепции (3)

 

• Организационно-правовые формы коммерческих корпораций [как, впрочем, и некоммерческих]: numerus clausus.

• Разумный учет рекомендаций Всемирного Банка в рамках рейтинговой системы Doing Business. Иностранный опыт введения новых организационно-правовых форм для целей соответствия таким рекомендациям: например, с учетом факторов объективного характера установить хоть какой-то положительный минимальный размер уставного капитала и предусмотреть отдельную организационную-правовую форму по примеру немецкого UG с тем, чтобы обеспечить прозрачность и однозначность представления третьих лиц о статусе и рисках установления договорных отношений с таким их контрагентом.

• Публичная достоверность реестра юридических лиц (национального реестра идентификационных номеров).

• Создание реестра бенефициаров компаний.

 

Модель регулирования и основные концепции (4)

 

• Разделение актов, на основании которых юридическое лицо учреждается, и акта, на основании которого юридическое лицо действует.

• Устав (Articles of Association, company's Constitution, Charter) - единственный документ, определяющий правовое положение, регулирующий организационное устройство и деятельность компании. Никаким иным документом, включая учредительный договор, организация и деятельность коммерческой компании регулироваться не может.

• Корпоративные договоры: понятие и классификации; установление правового режима в зависимости от вида корпоративного договора; публичность информации о существовании корпоративного договора; уточнение в регулировании вопроса о применимом праве к различным видам корпоративных договоров.

 

Регулирование компаний (1)

 

• Правовое положение АО и ООО (ОДО): должно ли оно регулироваться самостоятельными законами применительно к каждой из этих форм, либо достаточен единый закон о компаниях (публичных и частных)?

• Правовой статус и система корпоративного управления в АО (публичных компаниях) должны регулироваться преимущественно императивными нормами. Регулирование правового положения ООО и ОДО таких компаний должно быть заметно более диспозитивным.

• Вопрос о целесообразности классификация акционерных обществ на публичные и частные АО, в том числе, с учетом регулирования самостоятельной формы ООО.

 

Регулирование компаний (2)

 

• Законодательные требования - это минимальный стандарт корпоративного управления. Целесообразность установления единого минимального стандарта корпоративного управления для компаний.

• Безусловная применимость законодательства о компаниях к любым АО и ООО; допустимость исключений в отношении компаний, входящих в состав корпоративных групп, и компаний, признаваемых юридическими лицами публичного права.

• Допустимость снижения нормативного бремени в отношении хозяйственных обществ, не обладающих публичным статусом (например, ООО или частные АО), допуская для их участников / акционеров очень высокую степень свободы в самостоятельном регулировании вопросов корпоративной структуры и корпоративного управления, и даже с их непосредственного участия в управлении компанией и ведении ее дел, при соблюдении, однако, всех требований к раскрытию информации о компании и прозрачности корпоративного управления в ней.

 

Регулирование компаний (3)

 

• Понятие «национального стандарта корпоративного управления» («НСКУ») в сфере предпринимательства и допущение возможности создавать не являющиеся нормативными правовыми актами стандарты, а также модельные внутренние корпоративные акты (как, например, модельный кодекс корпоративного управления, положения об органах компании, регламенты и методики) уполномоченным субъектом для того, чтобы содействовать совершенствованию практики корпоративного управления и повышению инвестиционной привлекательности казахстанских компаний. НСКУ не должны противоречить законодательству как минимальному обязательному стандарту.

• Законодательное возложение ответственности и предоставление соответствующих полномочий по разработке, утверждению, внедрению, контролю либо мониторингу соблюдения НСКУ.

• Законодательная классификация НСКУ на обязательные для определенных категорий компаний и рекомендательные; определение того, в каких случаях должны или могут приниматься НСКУ того или иного вида, и каковы последствия их несоблюдения.

 

Регулирование компаний (4)

 

• Нецелесообразность легальной дефиниции акционерного соглашения / договора между участниками компании, а также императивной регламентации его содержания.

• Законодательное установление: акционерные соглашения и договоры между участниками компании не являются учредительным договором (т.е. не направлены на учреждение компании), а их содержание не должно противоречить императивным нормам права, на основании которого компания была учреждена.

• Свобода заключения соглашения акционеров / договора участников компании во временном контексте и по кругу лиц.

• Раскрытие факта существования соглашения акционеров / участников компании и/или его содержания должно регулироваться нормами, относящимися к регулированию корпоративных групп и холдингов.

 

Регулирование компаний (5)

 

• Согласованный выход из состава акционеров / участников компании.

• Разрешение тупиковых ситуаций, возникающих в спорах между акционерами: право или обязанность договариваться о разрешении тупиковой ситуации?

• Если определить (хоть и в ограниченных случаях) обязанность участников корпорации урегулировать тупиковую ситуацию, необходимо предусмотреть: (1) недопустимость нарушения прав третьих лиц, а также нанесения вреда публичному интересу, и (2) закрепить возможность ликвидации компании по решению суда при невозможности разрешить тупиковую ситуацию (предложения российских экспертов и опыт сингапурского права).

• Совершенствование механизма выхода из состава участников ТОО (ООО).

 

Регулирование компаний (6)

 

• Новые положения, регулирующие вопросы изменений в составе акционеров (squeeze out provision) как механизм защиты мелких и миноритарных акционеров.

Предусмотреть механизм защиты права мелких акционеров (как и владельцев привилегированных акций) на выход из состава акционеров компании в случае изменения контролирующего акционера (концентрации подавляющего большинства голосующих акций в руках одного акционера или группы связанных лиц).

• Совершенствование вопросов поддержания капитала акционерных обществ (осуществление компанией глобальных операций с выпущенными ею акциями, конвертирование и обмен ценных бумаг, конвертирование займов в акции, выкуп акций эмитентом, правовой режим субординированного долга и др.) с учетом требований по соблюдению прав акционеров и заинтересованных лиц (стейкхолдеров), в том числе с учетом изложенного ниже.

• Право требовать выкупа принадлежащих им акций целесообразно предоставить и привилегированным акционерам.

 

Регулирование компаний (7)

 

• Регламентировать условия и порядок конвертирования ценных бумаг АО одного вида в его же ценные бумаги другого вида.

• Конвертирование при определенных условиях стандартизированных долговых инструментов и в привилегированные акций, а также определенных долговых обязательств по договорам долгосрочных или среднесрочных займов, особенно субординированных займов, в привилегированные или простые акции, и соответствующая законодательная регламентация порядка и условий такого конвертирования.

• Вернуться к тому пониманию, что обмен размещенных акций одного вида на акции другого вида, по своей природе также является конвертированием, а его процедура должна регулироваться законом по общим правилам конвертирования, как предложено выше.

• Недопустимость конвертирования простых акций в (их обмен на) привилегированные акции в условиях функционирования корпоративной группы.

 

Регулирование компаний (8)

 

• Корпоративная структура - четкое следование принципу отделения участия от управления; сужение компетенции общего собрания. Необходимо отказаться от предоставления общему собранию права отменять решения органов компании.

• Модель смешанного регулирования вопроса о применимой корпоративной структуре компании.

• Приведение регулируемой модели корпоративной структуры в соответствие с моделями, применяемыми в развитых юрисдикциях.

• Регулирование и монистической, и дуалистической модели корпоративной структуры. При этом смешение элементов, присущих разным моделям недопустимо.

• Формирование органов управления компании и обеспечение непрерывности надлежащего управления компанией - обязанность ее учредителей, участников / акционеров. Регулирование эффективных механизмов формирования органов компании, как и побуждения участников / акционеров к их формированию в любой момент деятельности компании, когда это становится необходимым.

 

Регулирование компаний (9)

 

• Регулирование требований к составу совета директоров / наблюдательного совета. Сохранение лишь одного законодательного ограничения - о минимальном количестве независимых директоров (с повышением требований к количеству независимых директоров в составе совета).

• Пересмотр требований (критериев соответствия) к статусу независимого директора. Исключение возможности для одного и того же лица быть независимым директором одновременно во всех компаниях, входящих в состав одной и той же корпоративной группы.

• Участие работников в управлении крупных компаний: полноценное членство с правом голоса или обязательное участие представителей трудового коллектива в заседаниях без права голоса.

• Дистанционное управление в компаниях: регламентировать условия и порядок дистанционного участия в работе органов компании в режиме реального времени, при которых станет возможным надлежащее ознакомления каждого участника с материалами по рассматриваемым вопросам и его активное участие в обсуждении всех относящихся к вопросу аспектов, а также достоверную фиксацию его мнения (решения).

 

Регулирование компаний (10)

 

• Совершенствование регулирования вопроса об ответственности должностных лиц компаний.

• Решение о привлечении должностных лиц к такой ответственности должны приниматься органами компании согласно установленной иерархии в применимой корпоративной структуре.

• Развитие норм о производных исках в корпоративном праве.

• Исключение возможности применять к должностным лицам меры публично-правовой ответственности за действия, осуществляемые в рамках реализации корпоративных отношений.

• Из Уголовного кодекса исключить такое преступление, как рейдерство.

 

Регулирование компаний (11)

 

• Совершенствование регулирования вопросов прозрачности корпоративного управления и раскрытия информации о компании и ее деятельности.

• Расширение и детализация предоставляемой и публикуемой годовой отчетности крупной компании за счет включения в нее отчета каждого директора о том, как в течение отчетного финансового года они выполняли предусмотренные законом обязанности по продвижению интересов компании и достижению ею успеха согласно стратегическим планам ее развития.

• Законодательное поощрение деятельности компаний, направленной на повышения прозрачности в отчетности с целью обеспечения точности и достоверности предоставляемых данных, а также введение правил, касающихся защиты персональных данных и коммерческих секретов и связанных с ними вопросов конфиденциальности.

• Специальные меры реагирования необходимо разработать с тем, чтобы обеспечить соблюдение компаниями сроков раскрытия предусмотренной информации и требований к содержанию раскрываемой информации. Использование в таких случаях информационных технологий, позволяющих дистанционные коммуникации между регулятором и компаниями.

 

Регулирование компаний (12)

 

• Улучшение норм об особых категориях сделок акционерных обществ. Восстановить режим полной прозрачности относительно принятых решений о совершении компанией каждой сделки с наличием заинтересованности в их осуществлении компанией.

• Исключение иных ограничений, кроме надлежащего объявления акционером о своей заинтересованности, в случае принятия решения о совершении сделок с заинтересованностью на общем собрании акционеров.

• Совершенствование норм о реорганизации компаний. Упрощение процедуры реорганизации и сокращение сроков ее осуществления при сохранении надлежащего уровня защиты интересов участников / акционеров корпорации, ее кредиторов, а также публичного интереса.

• Регулирование процедуры слияния и разделения акционерных обществ с тем, чтобы их осуществление соответствовало нормам, относящимся к корпоративному управлению, и не создавало рисков оспаривания проведенной реорганизации в любой из этих двух форм. Регламентация смешанных форм реорганизации.

 

Регулирование групп компаний (1)

 

• Не только признание возникновения и существования корпоративных групп, но и регулирование корпоративного управления в рамках корпоративной группы. Допустить легальное формирование корпоративной группы на основе договора.

• Помимо допущения легального возникновения корпоративной группы на основе приобретения контролирующих полномочий в форме участия в уставном капитале дочерней организации и на основе договоров, следует регламентировать основания, в силу которых группа компаний также может рассматриваться возникшей. Такое регулирование должно предоставить необходимые инструменты регулирующим и надзорным органам, а также судам для квалификации отношений как возникших в рамках корпоративной группы и применения соответствующих последствий.

• В частности, необходимо дать легальное определение используемому в ст. 94 ГК понятию «осуществление контроля иным образом» (к чему, например, в практике английских судов и международного арбитража относят влияние в силу родственных отношений, материальной зависимости, иных обстоятельств личного характера, не всегда имеющих юридическую форму).

 

Регулирование групп компаний (2)

 

• Включение в законодательство положений, позволяющих холдинговой компании (основной организации) иметь полный доступ к имуществу и ресурсам дочерней организации при условии, что основная организация примет на себя соответствующее обязательство компенсировать убытки дочерней организации.

• Принципиально важным является установление для дочерних компаний, входящих в корпоративную группу определенных послаблений в вопросах корпоративного управления.

• Целесообразным является развитие являющихся сегодня декларативными положений ст. 95 ГК о зависимых акционерных обществах, либо исключение этой статьи в связи с отсутствием необходимости в регулировании этого момента. В то же время представляется целесообразным регламентировать отношения о взаимном участии компаний в уставных капиталах друг друга, ограничив размер такого участия максимально 25% от общего количества голосующих акций каждой их взаимозависимых компаний. Это целесообразно для соблюдения правомерных интересов других акционеров и кредиторов этих компаний.

 

Регулирование групп компаний (3)

 

• Поскольку предлагается восприятие конструкций германского Konzernrecht, представляется целесообразным определить, что для налоговых целей все компании корпоративной группы должны рассматриваться как одно лицо, и только холдинговая компания рассматривается налогоплательщиком. Иными словами, рекомендуется рассмотрение вопроса о формировании совокупности норм налогового законодательства, условно называемую законодательством о налоговых группах (tax group law).

• Унифицированное использование понятия «корпоративная группа» как для целей регулирования вопросов корпоративного управления в рамках группы компаний, защиты прав миноритарных акционеров и кредиторов компаний, входящих в группу, так и для целей антимонопольного регулирования.

 

Заключение

 

• Развитие казахстанского корпоративного законодательства и правовых норм о группах компаний (корпоративных группах) потребует внесение наиболее крупных по содержанию и объему изменений и дополнений, либо существенный пересмотр, целого ряда перечисленных в Концепции действующих законодательных актов Республики Казахстан.

• В связи с концептуальными изменениями вышеперечисленных законодательных актов также потребуется внесение изменений и дополнений в многочисленные иные нормативные правовые акты для приведения их содержания в соответствие с этими концептуальными изменениями. Также может потребоваться предварительная или последующая организационная и юридическая работа на централизованном государственном уровне в отношении действующих субъектов гражданского оборота, в том числе принадлежащих государственному сектору экономики, для приведения формы и содержания их деятельности в соответствие с новыми законодательными требованиями.

• В процессе предлагаемого совершенствования корпоративного законодательства будут внесены многие другие уточнения терминов и регулирующих положений с целью исправления существующих недоработок или придания более существенной правовой значимости правовым нормам.