|
|
|
Некоторые вопросы институционального усиления системы защиты прав потребителей за счет деятельности единой организации по защите прав потребителей: о регулировании правового статуса единой (национальной) организации по защите прав потребителей
Карагусов Фархад, главный научный сотрудник Института частного права, Каспийский университет, д.ю.н., профессор, г. Алматы, Казахстан
Предлагаемая статья подготовлена по результатам проведенного под моим руководством по заданию Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» коллективного исследования по теме: «Совершенствование национального законодательства в части институционального усиления защиты прав потребителей, развития института коллективных (групповых) исков». Как следует из его названия, это исследование проведено по двум направлениям. В настоящей статье излагаются основные выводы, относящиеся только к вопросу институционального усиления системы защиты прав потребителей за счет деятельности единой (национальной) организации по защите прав потребителей («единая организация»). Изучение особенностей правового статуса единой организации включало в себя рассмотрение таких аспектов, как обоснованность создания и деятельности единой организации, цели и задачи единой организации, принципы ее деятельности, ее основные функции, членство в единой организации, способы и механизмы создания единой организации, формы и условия ее финансирования, формы и системы управления единой организации, условия и порядок осуществления функций единой организации, принципы взаимодействия с государственными органами, обществами по защите прав потребителей, иными организациями, а также механизм установления размера вознаграждения для единой организации в случаях осуществления ею представительства или иных действий по защите прав потребителей. Для решения этих задач были последовательно изучены и проанализированы, в том числе - в сопоставлении их направленности и содержания, относящиеся к теме исследования источники, которые в данном случае сгруппированы следующим образом: 1) международно-правовые документы и признанные глобальные и региональные стандарты относительно необходимости или желательности существования единой организации в рамках национальных юрисдикций (в частности, это - нормативные и рекомендательные документы ЮНКТАД, ОЭСР, директивы и иные документы Европейского Союза, Договор о Евразийском Экономическом Союзе: согласно предлагаемому ЮНКТАД Руководству по применению UNGCP («UNCTAD Manual») в числе международных организаций, разработавших и принявших, помимо прочего, договоры, резолюции, директивы и методические рекомендации по вопросам защиты прав потребителей, названы специализированные агентства ООН (в частности, ЮНКТАД), Всемирная торговая организация, ОЭСР, Европейский Союз и ряд других межправительственных и международных организаций [1; п. 2.1]); 2) опыт регулирования правового статуса и деятельности единой организации в избранных юрисдикциях (выборка иностранных юрисдикций осуществлена по усмотрению исследовательской группы исходя из степени содержательной репрезентативности и перспективности для восприятия казахстанским правом); 3) казахстанское законодательство, результаты анализа которого позволяют сделать вывод о возможности / целесообразности создания и функционирования в Республике Казахстан (в том числе на основе законодательных предписаний или допущений) единой организации по защите прав потребителей, а также относительно предпочтительной казахстанской модели регулирования статуса единой организации. В настоящей статье излагаются результаты изучения упомянутых международных документов и казахстанского законодательства, а описание зарубежной практики оставлено за ее пределами ввиду ограничений объема. Также по этой причине статья содержит только общие выводы о целесообразности создания законодательной основы для учреждения и функционирования национальной организации по защите прав потребителей; конкретные предложения и формулировки предлагаемых правовых норм остались за пределами статьи.
О статусе единой организации в документах Организации Объединенных Наций (ООН) и ее агентств, а также в документах ОЭСР Методические указания (Guidelines; «UNGCP»), которые представляют собой «ценный набор принципов, определяющих основные характеристики законодательства о защите прав потребителей, институтах (механизмах) принуждения к соблюдению прав потребителей и системах возмещения вреда» [2; предисловие], в п. 8 предусматривают, что «каждое государство должно обеспечить или поддерживать адекватную инфраструктуру для развития, применения и мониторинга политики по защите прав потребителей». В контексте темы настоящей статьи UNGCP предполагает существование организаций потребителей, их взаимодействие с государством и предпринимателями, определяет их некоторые (наиболее важные) функции (пп. 15, 45, 50). Как указывается в UNCTAD Manual, в UNGCP содержатся неоднократные ссылки на роль объединений потребителей, включая содействие их развитию со стороны правительств, которое может пониматься как предполагающее их финансовую поддержку. В п. 5(h) UNGCP определенно отмечается, что правомерной потребностью является «свобода создавать потребительские и иные соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций представлять свои взгляды в процессе принятия решений, которые могут их касаться». Специально оговаривается, что во многих странах, где установлен режим защиты прав потребителей «независимое движение потребителей в настоящее время широко признается как правомерный способ представления интересов потребителей, а представители потребителей приглашаются на заседания признаваемых правительствами комитетов, чтобы огласить позицию потребителей;… объединения потребителей также могут предоставлять самим потребителям независимые и объективные советы относительно продуктов и услуг на основе тестов и обзоров, которые они проводят». Отмечается, что «хорошо организованные и широкопредставительные группы индивидуальных потребителей могут стать грозной силой.». Поясняя положения UNGCP, в п. 1.3 UNCTAD Manual указывается, что объединения потребителей (consumer associations) отнесены к числу организаций (и публичных, и частных), на которых возлагается «в рамках их сферы [деятельности] функция защиты прав потребителей, и она [эта функция] может быть возложена на них или принята ими посредством указания на то в регулирующих их положение статутах [нормативных правовых или учредительных документах]». В соответствии с п. 5.3 UNCTAD Manual, «в зависимости от происхождения (или природы) и области, в которой они действуют, объединения потребителей выполняют разнообразные функции, обслуживая интересы потребителей»: от проведения исследований, предоставления независимой информации относительно продуктов и услуг, а также осуществления образовательной деятельности, содействующей потребителям в принятии решений на основе надлежащей информированности, до участия в интересах потребителей в органах разрешения споров или в публичных судебных процессах, представления позиции потребителей в официальных комитетах и участия в диалоге с правительством и бизнесом с целью доведения до сведения, убеждения иди ведения переговоров от имени потребителей. В UNCTAD Manual подчеркивается, что вовлечение объединений потребителей в вопросы защиты прав потребителей в настоящее время широко признано. Такие объединения получили право представлять интересы при принятии национальных конституций и законов о защите прав потребителей, разработке государственной политики по защите прав потребителей, в процессе возмещения понесенного потребителями ущерба (в специализированных судах) и в альтернативном разрешении споров, в отраслевых организациях медиации, в процессах отраслевого регулирования и при спонсируемой правительством разработке кодексов поведения. Такое признание государственными органами роли объединений потребителей не всегда может ожидаться, однако во многих случаях движение по защите прав потребителей инициируется и поддерживается государством, когда возникает потребность регулировать рационализацию потребления продуктов и иных ресурсов. В таких случаях процедуры такого участия объединений потребителей признаются на уровне закона, а самим таким объединениям предоставляется право быть представленными в процессе, когда принимаются важные регулирующие решения, и на государственные органы возлагается обязанность консультироваться с этими объединениями. В то же время, в UNGCP не предусматривается создание именно единой организации, и не устанавливается каких-либо требований к ее статусу. В рекомендациях ОЭСР также не обнаруживается специальных положений, относящихся к созданию на национальном уровне какой-либо единой организации по защите прав потребителей. В то же время многократно указывается на роль организаций потребителей, например, признавая их деятельность по защите коллективных интересов потребителей и предполагая регулирование исков, подаваемых потребительскими организациями в качестве представителей стороны потребителей, понесших экономический (имущественный) ущерб в результате подобной деятельности одного и того же лица или группы связанных лиц [3; преамбула, п. В.5.b].
О статусе единой организации в странах Европейского Союза Что касается европейского опыта, то еще в 1980 году в литературе отмечалось, что «интересы потребителей до сих пор не адекватно организованы и недостаточно предусмотрены», и в целом, «представительство потребителей представляет собой очень новую концепцию, и предвидится ее развитие» [4; с.с. 3 и 12]. Сами потребительские организации разделены на группы в зависимости от основания их учреждения и источника финансирования - частные, публичные и полупубличные организации. Аналогично подходу, отраженному в документах ЮНКТАД, частные организации потребителей определены как «объединения (ассоциации), учрежденные физическими лицами для продвижения их общих интересов как потребителей. Могут существовать разные причины, по которым граждане объединяются в такие ассоциации. Обычно их члены ожидают определенных услуг от своих организаций и готовы платить членские взносы, чтобы получить такие услуги» [4; с. 3]. Как мы понимаем, такие ассоциации распространены по всему миру, поскольку также указывается на то, что «существует другая форма организации интересов потребителей в странах ЕС; а именно не объединение физических лиц в ассоциацию, но объединение различных существующих потребительских организаций под своего рода зонтичной организацией (umbrella organization)». В качестве примера приводится существование таких организаций в ФРГ, Нидерландах, Люксембурге, Дании [4; с. 4]. Такие же зонтичные организации в настоящее время существует в Сербии и Македонии. В частности, Национальная организация потребителей Сербии (NOPS) является зонтичной потребительской организацией, в которую входят 14 членов, включая национальные и региональные потребительские организации со всей страны (при этом, как отмечается в литературе, «понятие региональности, скорее, следует рассматривать в трансграничной перспективе» [5; с. 353]). NOPS основана в 2004 году как неправительственная, некоммерческая и не преследующая цели извлечения прибыли организация, главная цель которой состоит в том, чтобы сделать защиту прав потребителей эффективной в Сербии. NOPS продвигает правила, улучшающие защиту потребителей; вклад в разработку национального потребительская политика и обучает, информирует и консультирует потребителей, а также представляет их интересы. NOPS также имеет несколько важных подписанных меморандумов о сотрудничестве с государственными учреждениями с целью улучшения потребительской защиты на местном / региональном / национальном уровнях [6]. Другим примером служит опыт Македонии, где функционирует Consumers Organization of Macedonia (COM), которая была основана как общественная ассоциация в 1996 году (в форме гражданского объединения потребительских организаций). COM также является «зонтичной» организацией, существует для защиты прав потребителей, в том числе по вопросам возмещения ущерба в случае нарушения их прав, и исполняет функции консультирования, информирования и повышения образовательного уровня потребителей в отношении их индивидуальных и коллективных потребительских прав, представительства их интересов в политических и законотворческих процессах, участвует в государственных программах по защите прав потребителей [7]. Также в литературе отмечается, что «ввиду слабости существующих потребительских организаций и трудности в организации интересов потребителей, правительства многих государств ЕС посчитали необходимым представлять интересы потребителей на полупубличной основе. [В этом случае] правительство обычно использует организационно-правовые формы, доступные в сфере частного прав, и предполагает финансировать эти организации». В качестве примеров приводится опыт Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов, Дании, Ирландии. При этом подчеркивается, что организация таких образований в разных странах сильно отличается. В основном используются организационная форма объединения (ассоциации), но в Германии для этого также использовалась форма фонда частного права. Различается объем функций - от информационной и образовательной, консультационной и исследовательской до представительства в коллективных исках, однако адресатом услуг, в первую очередь, являются организации потребителей. Также и основы членства в таких организациях различаются: в Великобритании члены назначаются государственным органом из числа представителей потребителей, в Германии в соответствующем фонде членства нет вообще в силу особенностей организационной формы. Но практически везде эти организации учреждаются государством и финансируются (либо со-финансируются) государством в целях продвижения ими интересов потребителей. [4; с. 5-6] Обращаясь к европейскому опыту, следует отметить, что в 1977 году в Европейском парламенте был создан специальный комитет, отвечающий за вопросы потребителей, а в 1983 году состоялась первая встреча министров, отвечающих за политику потребителей в государствах-членах. В целом европейская потребительская политика была инициирована Комиссией или Парламентом и должна была пробиться через Совет министров [8]. Хотя Римский договор 1957 года [9] не обеспечил основы для независимой европейской потребительской политики, Единый европейский закон 1987 года создал внутренний рынок с высоким уровнем защиты в области здравоохранения, безопасности, окружающей среды и потребительских отношений. Маастрихтский договор 1992 года [10] возвысил отношения с потребителями до уровня «политики сообщества» с независимыми целями, закрепленными в Договоре [8]. На данном этапе в Европейском Союзе выработаны общие подходы к созданию и функционированию среды по защите прав потребителей. В том числе предусмотрены общие требования к организациям по защите прав потребителей. В частности, различаются национальные организации потребителей и европейские организации потребителей. В отношении организации первой группы для целей их признания выразителями мнения потребителей (к примеру, на общеевропейском уровне) по проблемам защиты их прав установлены такие критерии, как представительность и активность на национальном уровне [11; п. 2 ст.3]. В данном случае активность проявляется в регулярной деятельности в рамках своей юрисдикции по осуществлению предусмотренных национальным законом и уставом организации функций по защите прав потребителей. Что касается, критерия представительности, то его составляющие устанавливаются и определяются в соответствии с национальным законом и местной практикой. То есть роль государства в установлении содержания критерия представительности и правил определения соответствия ему является очевидной. При этом следует обратить внимание, что понятие представительности раскрывается в UNCTAD Manual. Оно включает в себя соответствие таким критериям, как (а) многочисленность состава членов организации, (б) наличие в организации действенных консультационных механизмов взаимодействия между органами организации и ее членами, (в) компетентность организации и ее органов в вопросах защиты прав потребителей и высокое качество исполнения этих функций, (г) эффективность управления конфликтами интересов с учетом того, что интересы потребителей не представляют собой единство и монолитность, а также (д) независимость самой организации при выполнении ее функций и задач (в частности, следует осознавать, что финансирование организации по защите прав потребителей со стороны бизнеса (определенных отраслей экономики) или государства создает очевидные проблемы ее независимости) [1; п. 5.5]. Что касается европейских организаций (то есть действующих на всей или заметной части Европейского Союза, выходя за рамки одной юрисдикции), то в отношении них установлены более определенные требования. Такие организации: (а) должны быть неправительственными, некоммерческими и независимыми от отраслей промышленности, торговли и бизнеса или иных конфликтующих интересов, (б) своей главной целью деятельности иметь продвижение и защиту здоровья, безопасности и имущественных интересов потребителей или представление интересов потребителей в процессе установления стандартов производства, (в) быть уполномоченными на представление интересов потребителей на уровне Европейского Союза национальными организациями по защите прав потребителей, признанными представительными в соответствии с применимым к ним законодательством или практикой, а также (г) иметь надлежащие внутренние правила и источники финансирования, соответствующие уровню (требованиям) членства в них [11; п. 3 ст.3]. Таким образом, законодательство Европейского Союза не содержит строгих предписаний и рекомендаций относительно создания на национальном уровне единой организации по защите прав потребителей. В то же время национальными законами может быть предусмотрено создание такой организации. Основным особенностями ее статуса является то, что (а) ее статус регулируется законодательством, и она создается на основании решения публичной власти, (б) учреждается в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, преимущественно - в корпоративных формах, (в) если она основана на членстве, то ее членами являются объединения физических лиц по защите прав потребителей, (г) одним из существенных источников финансирования ее деятельности являются государственные средства, а (д) ее деятельность и ее соответствие установленным целям контролируется публичной властью на регулярной основе для целей ее признания надлежащим образом (компетентно, открыто, эффективно и наиболее полно в отношении максимально возможного круга потребителей, учитывая неоднородность их интересов) представляющей интересы потребителей. Также необходимо отметить, что в Европе помимо национальных потребительских организаций действует наднациональная система защиты прав потребителей, которая представлена системой Европейских центров поддержки потребителей (ECC) в каждом государстве ЕС, а также Норвегии и Исландии. ЕСС является независимым поставщиком государственных услуг с филиалами в каждой стране ЕС, Норвегии и Исландии. ЕСС информирует потребителей ЕС об их правах и обязанностях при совершении покупки в иностранном государстве. ЕСС консультирует и помогает вам, когда у вас возник конфликт с предпринимателем в другой стране ЕС, Норвегии или Исландии. Создана данная сеть в 2005 году для того, чтобы потребителям было проще осуществлять свои права в ЕС, Норвегии и Исландии, повышая доверие потребителей к ЕС и устраняя языковые барьеры, поскольку предоставление юридической помощи потребителям осуществляется в более чем 30 странах на их родном языке. При этом услуги ЕСС осуществляют совершенно бесплатно. С момента основания сети ECC в 2005 году Европейская комиссия и национальные правительства работают вместе, чтобы помочь потребителям. В случае недовольства потребителем покупки, он может либо самостоятельно обратиться к предпринимателю или подать свою жалобу в ЕСС. Членства в этой сети организаций не предусмотрено. Обратиться может любой потребитель с жалобой на предпринимателя в любой из стран ЕС, Норвегии, Исландии. Формы и условия финансирование данной единой организации едины и производятся Еврокомиссией, а также уполномоченными министерствами, к примеру в Нидерландах - Министерством юстиции и безопасности. При этом применяются несколько способов защиты в зависимости от воли потребителя: переговоры или посредничество, ADR либо спор может быть передан на рассмотрение государственным судам [12].
Договор о Евразийском экономическом союзе и казахстанское законодательство о единой организации Представленный опыт наднационального регулирования защиты прав потребителей на общеевропейском уровне в перспективе может быть полезен и применен в государствах-участниках Евразийского экономического союза. В частности, принимая во внимание, что Казахстан также является активным участником региональной интеграции, то в ратифицированном Республикой Казахстане Договоре о Евразийском экономическом союзе в качестве одного из основных принципов осуществления внешнеторговой политики Союза выступает защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также прав и законных интересов производителей и потребителей товаров и услуг (п.1 ст. 33) [13; с. 24]. Вместе с тем, в данном документе защите прав потребителей посвящено всего две статьи 60 и 61, которые декларируют, что права потребителей и их защита гарантируются законодательством государств-членов о защите прав потребителей, а также Договором о Евразийском экономическом союзе. Договором прямо не предусмотрено создание и деятельность на национальном или региональном уровне в пространстве Евразийского союза какой-либо единой организации. В то же время предусмотрено, что «граждане государства-члена, а также иные лица, проживающие на его территории, … имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации…» (п. 2 ст. 60) [13; с. 43]. При этом общественные объединения потребителей определены как «зарегистрированные в соответствии с законодательством государств-членов некоммерческие объединения (организации) граждан и (или) юридических лиц, созданные в целях защиты законных прав и интересов потребителей, а также международные неправительственные организации, действующие на территориях всех или нескольких государств-членов» [13; с. 295]. Такая дефиниция общественных объединений потребителей, очевидно, включает в себя обе категории организаций по защите прав потребителей - собственно объединения физических лиц, являющихся потребителями, преимущественно, в отдельных отраслях экономики, с одной стороны, и ассоциации таких объединений как союзы соответствующих юридических лиц для участия в продвижении и защите прав потребителей на политическом и трансграничном уровне, а также для обеспечения надлежащего информационного обмена, с другой стороны. В любом случае, объединение усилий государств-членов для обеспечения деятельности организаций второго типа не вызывает сомнения, поскольку в Договоре прямо указывается, что «государства-члены содействуют созданию условий для деятельности независимых общественных объединений потребителей, их участию в формировании и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, пропаганде и разъяснению прав потребителей, а также в создании системы обмена информацией в сфере защиты прав потребителей между государствами-членами» (раздел III Приложения №13 к Договору) [13; с. 297]. Таким образом, Договор, очевидно, предполагает существование в государства-членах таких организаций по защите прав потребителей, которые создаются на основе членства объединениями по защите прав потребителей для представительства согласованных интересов широкой основы потребителей в выработке и реализации государственной и межгосударственной политики в этой сфере. При этом такая организация должна быть некоммерческой и независимой организацией корпоративного типа, а к ее функциям должны относится направления, перечисленные в процитированном выше разделе III Приложения №13 к Договору о Евразийском Экономическом Союзе. Следует также обратить внимание на предпринимаемые шаги по распространению принципов проведения согласованной политики в сфере защиты прав потребителей за пределы Евразийского Экономического Союза, включая в сферу такого согласования и другие государства, являющиеся участниками Содружества Независимых Государств (СНГ), но не являющихся участниками Евразийского Экономического Союза. В частности, целью Меморандума о сотрудничестве в сфере защиты прав потребителей между Консультативным советом по защите прав потребителей государств-участников СНГ и Евразийской экономической комиссией заявлено «развитие сотрудничества Сторон в сфере защиты прав потребителей на стабильной и долгосрочной основе» [14]. В свою очередь, казахстанским законодательством создание единой организации по защите прав потребителей на общенациональном уровне, как и регулирование ее правового положения, не предусматривается. Имеются лишь нормы, определяющие, что общественные объединения потребителей осуществляют деятельность, направленную на реализацию и защиту прав потребителей. При этом, по общему правилу, общественные объединения потребителей, являясь юридическими лицами, могут объединяться в ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Республики Казахстан (ст.ст. 34, 106 и 110 ГК). Однако, установлен запрет на финансирование общественных объединений потребителей, а также их ассоциаций (союзов) субъектами частного предпринимательства [15; п. 3 ст. 40].
Глобальные и региональные объединения организаций по защите прав потребителей В контексте участия Республики Казахстан в Евразийском экономическом союзе для развития казахстанского законодательства о защите прав потребителей также заслуживают внимания особенности правового статуса и деятельность двух международных организаций по представлению прав потребителей, являющиеся ассоциациями объединений потребителей и иных организаций по защите прав потребителей из разных стран мира. Первой из них является Consumers International («CI»). Это - глобальная организация, всемирная конфедерация групп (организаций) по защите прав потребителей, ранее известная как Международная организация союзов потребителей (IOCU), которая была создана в 1960 году группой из пяти потребительских организаций из США, Западной Европы и Австралии, изначально в целях глобального информационного обмена между растущим числом организаций потребителей в разных странах. Однако быстро добилась превосходной репутации в сфере влияния на глобальную политику по защите прав потребителей. Более подробно о статусе и деятельности Consumers International можно узнать из содержания ее веб-сайта и размещенных на нем материалов [16]. Деятельность CI включает в себя объединение лиц, заинтересованных в эффективном решении соответствующих вопросов, оказание влияния на разработку и реализацию политики в соответствующих областях, внедрение инноваций и развитие понимания перспектив, форм и направлений деятельности и объединенных усилий, содействие построению сильных организаций по защите прав потребителей и применению разнообразных моделей устойчивого дохода. СІ работает над инициированием международных стандартов по ряду ключевых вопросов потребителей, приносящие лучшие практики странам мира, взаимодействует с правительствами отдельных государств (например, СІ сотрудничает с Правительством Германии, проводит саммит потребителей большой 20-ки, ставя цифровые права во главу мировой повестки дня). СІ осуществляет сотрудничество с ООН, итогом которого стало принятие официальных Методических руководств по защите прав потребителей со стороны Соединенных Наций, а затем на их обновление в 2015 году, что стало международным эталоном практики защиты прав потребителей. В качестве глобальной организации, CI имеет дело не с отдельными жалобами потребителей, но сможет обеспечить взаимодействие с той национальной организацией потребителей, которая разберется с поданной жалобой. Например, в случае возникновения вопросов относительно низкого качества товаров или услуг, один из членов CI может помочь подавшему жалобу. Финансирование деятельности поступает от членов, правительств, фондов и организаций частного сектора, чьи цели совпадают с целями СІ. CI является организацией, основанной на началах членства, и структура управления ею и ведения ее дел является корпоративной. Членами СІ являются независимые некоммерческие потребительские организации со всего мира. СІ объединяет более 200 организаций-членов в более чем 100 странах мира для расширения возможностей и отстаивает права потребителей во всем мире. Членами СІ являются региональные, национальные и местные объединения потребителей, соответствующие государственные учреждения со всего мира. Также интересен опыт деятельности BEUC, которая является региональной, европейская организация потребителей со штаб-квартирой в Брюсселе и выступает зонтичной группой для своих членов. Миссия BEUC состоит в том, чтобы объединить организации потребителей Европейского Союза и других европейских стран, и за в своей деятельности продвигать, защищать и представлять интересы европейских потребителей при разработке и реализации политики Европейского союза с институтами Европейского союза и с другими органами. Более подробно о статусе и деятельности BEUC можно узнать из содержания ее веб-сайта и размещенных на нем материалов [17]. Миссия BEUC состоит в том, чтобы объединить организации потребителей Европейского Союза и других европейских стран, чтобы продвигать, защищать и представлять интересы европейских потребителей при разработке и реализации политики Европейского союза с институтами Европейского союза и с другими органами. Основным содержанием деятельности BEUC является защита интересов и прав потребителей в Европе и лоббирование в политических институтах, и поэтому главная задача этой организации заключается в том, чтобы представлять их на европейском уровне и защищать интересы всех европейских потребителей. BEUC исследует решения и события ЕС, которые могут повлиять на потребителей, с особым акцентом на пять областей, определенных BEUC членами в качестве приоритетов: финансовые услуги, продукты питания, цифровые права, права потребителей, защита их прав и устойчивое развитие. BEUC осуществляет лоббирование законных интересов потребителей. Для этих целей BEUC подписался на лобби-реестр ЕС (созданный Европейской комиссией и Европейским парламентом реестр прозрачности для представителей интересов), который был создан, чтобы гарантировать, что Европейский союз «открыт для общественного контроля». Регистрация в этом реестре рекомендована любым компаниям, бизнес-ассоциациям, консалтинговым компаниям, а также организациям гражданского общества, которые занимаются «деятельностью, осуществляемой с целью оказания влияния на формирование политики и процессы принятия решений в европейских институтах», предлагается зарегистрироваться. BEUC призывает к коллективной системе возмещения, которая позволяет всем потребителям ЕС получить доступ к коллективным возмещениям. BEUC является ассоциированным членом международной потребительской организации Consumers International (CI) и в тесном сотрудничестве с CI действует для обеспечения учета интересов потребителей на глобальном уровне. BEUC является независимой некоммерческой потребительской организацией, зарегистрированной в соответствии с бельгийским законодательством как AISBL (Международная ассоциация, не приносящая доход); основана на началах членства и создана по инициативе своих членов. Членами BEUC являются 45 уважаемых независимых организаций потребителей из 32 европейских стран (ЕС, ЕЭЗ и страны-кандидаты). Организационная структура является корпоративной. BEUC получает финансирование от своих членов, за счет грантов от Европейского Союза и участвует в конкретных проектах. Как некоммерческая организация, политические успехи были бы невозможны без финансовой поддержки, которую BEUC получает как от своих членов, так и от своих сторонников. Политика BEUC заключается в поиске финансирования в приоритетных областях, определенных членами организации как важные для потребителей. Это финансирование может быть неограниченным (для поддержки основной работы) или привязано к конкретному проекту или программе. Все потенциальные спонсоры тщательно проверяются с помощью установленного процесса должной осмотрительности, чтобы убедиться, что они соответствуют целям организации и не угрожают ее честности и независимости [17].
Общие выводы о восприятии международного и зарубежного опыта в организации представительства интересов и защиты прав потребителей на национальной уровне в Республике Казахстан Международные стандарты, как и международные договоры с участием Республики Казахстан не предписывают создания единой национальной организации по защите прав потребителей, но предполагают, допускают или даже поощряют создание на национальном и региональном уровнях единых организаций для их участия в разработке и реализации согласованной политики в сфере защиты прав потребителей посредством их взаимодействия с государственными и наднациональными органами регулирования, с одной стороны, и объединениями потребителей, с другой стороны. Общемировая и региональная практика защиты прав потребителей, как и опыт зарубежных государств свидетельствуют о многообразии моделей правового регулирования вопросов, связанных с организациями по защите прав потребителей и их участием в разработке и реализации политики в сфере защиты прав потребителей. При этом любое регулирование статуса такой единой или зонтичной организации основано на понимании того, что защита прав потребителей является сферой влияния правительств стран, в связи с чем финансирование таких зонтичных организаций осуществляется (помимо иных источников финансирования) со стороны государственных институтов власти. В некоторых государствах допускается членство в уполномоченных государственных учреждений в вопросах защиты прав потребителей в таких организациях. Не вызывает сомнений целесообразность, и даже необходимость (с учетом не только международной практики, но и обязательств Республики Казахстан по Договору о Евразийском Экономическом Союзе), законодательного обеспечения условий и оснований для учреждения и деятельности единой (национальной) организации в Казахстане. Для выбора казахстанской модели регулирования статуса и деятельности единой организации (что, безусловно, является политическим вопросом) целесообразно учесть опыт регулирования из международной и зарубежной практики и законодательства.
26 августа 2019 г.
Список использованных источников: 1. UNCTAD: Manual on Consumer Protection [ЮНКТАД: Руководcтво по вопросам защите прав потребителей]. Edition 2016 // https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditccplp2017d1_en.pdf (28 июня 2019 г.) 2. The United Nations Guidelines for Consumer Protection. United Nations General Assembly (resolution 39/248, 16 April 1985) // https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditccplpmisc2016d1_en.pdf (28 июня 2019 г.);
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |