|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2020 года № 158
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции».
ЗАКОН
Принят - Закон РК от 13 ноября 2020 г. № 374-VI
Ратифицировать Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции, совершенное в Нур-Султане 25 октября 2019 года.
Президент Республики Казахстан
Пояснительная записка от 31 марта 2020 года № 23-1/П-11 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции»
Мажилис Парламента Республики Казахстан
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции (далее - Соглашение) совершено в Нур-Султане 25 октября 2019 года. В рамках Соглашения Стороны осуществляют сотрудничество в области миграции, защиты прав граждан государства одной Стороны, находящихся на территории государства другой Стороны, в том числе информационное взаимодействие, в соответствии с законодательствами и международными обязательствами своих государств. Компетентными органами от Республики Казахстан, ответственными за реализацию Соглашения, являются министерства внутренних дел, труда и социальной защиты населения. Согласно подпункту 1) статьи 11 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» (далее - Закон) Соглашение подлежит ратификации. При ратификации Соглашения его реализация не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных финансовых средств из государственного бюджета. С учетом вышеизложенного Правительство Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан, предусматривающий ратификацию Соглашения.
Премьер-Министр Республики Казахстан А. Мамин
Прогноз экономических, социальных и иных последствий принятия проекта Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции»
Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции» разработан в соответствии со статьей 5 Закона «О международных договорах Республики Казахстан» и подлежит ратификации. Соглашение одобрено постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2019 года № 703. Соглашение предусматривает создание благоприятных условий для осуществления обмена о миграционном законодательстве государств Сторон, в том числе урегулировании миграционных процессов, по пресечению фактов двойного гражданства, организации борьбы с незаконной миграцией, а также об изменениях в указанных областях законодательства. Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета, а также негативных социально-экономических и иных правовых последствий. Отсутствует необходимость внесений поправок в законодательство Республики Казахстан.
Министр внутренних дел Республики Казахстан Е. Тургумбаев
Письмо «Казахский национальный университет им. аль-Фараби» от 15 июня 2018 года № 1-9-1532
Министерство внутренних дел Республики Казахстан
В ответ на запрос от 31.05.2018 г. № 8-8-4-44/1871-И направляем заключение научной правовой экспертизы на проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции, подготовленное сотрудниками Казахского национального университета имени аль-Фараби.
Ректор Г. Мутанов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ научной правовой экспертизы на проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции
СВЕДЕНИЯ об объекте экспертизы
1. Оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Казахстан
На научную правовую экспертизу для дачи заключения представлен проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции. Основная цель Соглашения - создание правовой основы для двустороннего сотрудничества договаривающихся государств в области миграции, сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией, как одного из важнейших направлений регулирования миграционных процессов на территориях Сторон; осуществление совместных мер по противодействию незаконной миграции, которая представляет серьезную угрозу национальной безопасности, экономической стабильности и способствует осложнению криминогенной обстановки на их территориях. Кроме того, Соглашение разработано с целью развития добрососедских, партнерских отношений между договаривающимися государствам в области миграции, защиты прав граждан государства одной Стороны, находящихся на территории государства другой Стороны, в том числе информационное взаимодействие, а также сотрудничества между государственными органами и хозяйственными субъектами в области привлечения трудовых ресурсов на территории Сторон, и сотрудничества правоохранительных органов в вопросах борьбы с незаконной миграцией и трансграничной организованной преступностью в соответствии с национальными законодательствами и международными обязательствами своих государств. Оценка обоснованности и своевременности проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции Известно, что казахстанско-белорусские отношения - двусторонние дипломатические отношения - между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь были установлены 16 сентября 1992 года. Договорно-правовая база казахстанско-белорусского сотрудничества насчитывает более 70 договоров и соглашений в различных областях, в том числе Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь от 17 января 1996 года, Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, Соглашение СНГ об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью от 22 мая 2009 года, Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Республики Беларусь и граждан Республики Беларусь на территории Республики Казахстан от 4 октября 2013 года, Договор о Евразийском экономическом союзе (Раздел XXVI. Трудовая миграция) от 29 мая 2014 года. В 2014 году органы миграционной полиции Республики Казахстан выявили 3 804 двойных гражданства, в том числе 8 случаев гражданства Республики Беларусь. В 2015 году было выявлено 8 653 человека с двойным гражданством (21 факт гражданства Республики Беларусь). Для устранения этих фактов и выявления нелегальных иммигрантов необходимо создать соответствующую правовую основу для координации и обмена информацией о миграционной политике. В Концепции внешней политики Республики Казахстан на период 2014 - 2020 годы, утвержденной Президентом Республики Казахстан 21 января 2014 года, в рамках одной из задач по укреплению региональной и глобальной безопасности указана борьба с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми и меры по противодействию нелегальной миграции совместно с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе. Миграция, в первую очередь нелегальная миграция, влияет на национальную безопасность, криминогенную, социально-экономическую ситуацию в стране. Поэтому сотрудничество государств имеет решающее значение для осуществления конституционных принципов (ст.8 Конституции РК). Многократное (двойное) гражданство в Республике Казахстан не признается. Каждое государство несёт ответственность за свою позицию по этому вопросу. Считается необходимым избегать двойного гражданства, чтобы не нанести ущерб единству, солидарности и власти государства. Естественно, что национальная безопасность и внешняя политика играют определенную роль. В этой связи Конституция Республики Казахстан предусматривает, что «за гражданином Республики не признается гражданство другого государства» (пункт 3 статьи 10). Одно из направлений сотрудничества Сторон проекта Соглашения является противодействие незаконной миграции и обеспечения прав граждан своих государств, Стороны обмениваются информацией о гражданах (статья 5 проекта Соглашения). Эти и другие положения проекта Соглашения предусматривают конституционное положение о непризнании двойного гражданства. В современный период незаконная миграция представляет серьёзную угрозу национальной безопасности, экономической стабильности и способствует осложнению криминогенной обстановки на территориях государств-участников Соглашения. В этой связи, расширение межгосударственного сотрудничества в области борьбы с незаконной миграцией имеет важное значение в рамках отдельного международного договора, позволяющего обеспечить правовую основу для сотрудничества Сторон в борьбе с незаконной миграцией. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции представляется весьма своевременным и обоснованным, поскольку это связано с необходимостью принятия совместных мер по внедрению в практику межгосударственного взаимодействия правоохранительных органов эффективных правовых мер по противодействию незаконной миграции. Текст Соглашения направлен на развитие добрососедских, партнерских отношений между государствами - договаривающимися Сторонами в области миграции, сотрудничества между ними в вопросах борьбы с незаконной миграцией и урегулирование правового статуса лиц, имеющих основания для пребывания (проживания) на территориях договаривающихся государств. Ранее было отмечено, что организационно-правовой основой для сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь в борьбе с незаконной миграцией являются заключённые в рамках СНГ ряд соглашений: Соглашение от 6 марта 1998 года о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в мероприятиях по борьбе с незаконной миграцией; Соглашение об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью от 22 мая 2009 года. Кроме того, между государствами-участниками СНГ заключены и действуют двусторонние соглашения по вопросам сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией. Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о своевременности и обоснованности проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции. Оценка правомерности проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции Под международной миграцией населения понимается передвижение и перемещение людей, регулируемое нормами международного права. В ходе реализации прав мигрантов были созданы международные механизмы, координирующие и регулирующие правоотношения мигрантов. Среди них такие организации, как Организация Объединенных Наций, Международная организация труда, Международная организация по делам беженцев, Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН и др. Основным из них является Международная организация по миграции, которая была основана 5 декабря 1951 г. в Брюсселе, как межправительственная организация. В своей деятельности Международная организация по миграции придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу и мигрантам, и принимающему их обществу. Казахстан стал 97 государством-членом Международной организации по миграции 2 декабря 2002 года. Сотрудничество Республики Казахстан в области миграции основывается на ряде международных соглашений, таких как: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Закон Республики Казахстан о ратификации от 4 июня 2008 года № 38-IV); Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств (Закон Республики Казахстан о ратификации от 31 декабря 2009 года № 235-IV); О сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года; Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (Закон Республики Казахстан о ратификации от 28 июня 2011 года № 445-IV), Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Закон Республики Казахстан о ратификации от 14 октября 2014 года), раздел XXVI которого посвящён трудовой миграции) и другие. В Законе РК от 22 июля 2011 года «О миграции населения» закреплены компетенции местных исполнительных органов, а также Министерства образования и науки Республики Казахстан. Признавая, что предупреждение и пресечение незаконной миграции относится к компетенции МВД РК, что, как понимается из текста проекта Соглашения, является основной причиной заключения проекта Соглашения, следует все же обратить особое внимание на то, что МВД РК является одним из многих органов, реализующих государственную политику в области миграции. Однако, это не мешает МВД РК быть правомерным разработчиком данного проекта Соглашения, заключаемого от имени Правительства Республики Казахстан. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции является правомерным, так как отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права, среди которых принципы международного сотрудничества, всеобщего уважения прав и свобод человека, конфиденциальности. В пользу правомерности Соглашения свидетельствует и тот факт, что, как ранее было отмечено, организационно-правовой основой Соглашения являются заключенные в рамках СНГ ряд соглашений - Соглашение от 6 марта 1998 года о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в мероприятиях по борьбе с незаконной миграцией; Соглашение об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью от 22 мая 2009 года. Кроме того, между государствами-участниками СНГ заключены и действуют двусторонние соглашения по вопросам сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией. Важно отметить, что представленный на научную правовую экспертизу проект Соглашения является аналогичным всем тем международным договорам, которые уже были заключены с некоторыми государствами в области сотрудничества в борьбе с незаконной миграции. Анализ проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции показал отсутствие в нём каких-либо положений, противоречащих нормам Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года. Содержание Соглашения в полной мере соответствует основным принципам международного права и нормативным положениям права международных договоров, не вступает в противоречие с законодательством Республики Казахстан, регулирующим правовую природу и порядок заключения и вступления в силу международных договоров Республики Казахстан. Форма и порядок вступления в силу Соглашения соответствуют нормам Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан». В целом представленный на научно-правовую экспертизу международный акт согласуется с общепризнанными принципами международного права juscogens, которые закреплены в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ 1975 года. В частности, принцип разрешения споров мирными средствами отражен в статье 12. Таким образом, указанные факторы свидетельствуют о правомерности проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции. Оценка качества проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции Миграция - явление многоплановое. Легальная миграция, прежде всего трудовая, может способствовать развитию трудовых ресурсов страны. Однако нелегальная миграция и её последствия могут нанести серьезную угрозу национальной безопасности государства, осложняя криминальную, социальную обстановку и усугубляя межнациональную (межэтническую) напряженность в обществе, тесно связаны с распространением заболеваний, которые называются «карантинными инфекциями» или «болезнями, регулируемыми международными правилами» (чума, малярия, СПИД и ВИЧ-инфекция, сифилис, туберкулез, брюшной тиф, лихорадка Эбола и Марбурга и др.), сопряжены с таким негативным явлением, как экспорт международного терроризма. Нелегальные мигранты характеризуются повышенной степенью виктимности. Учитывая данные факты, проект Соглашения согласуется с рядом стратегических документов страны. Представленный на экспертизу проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции, несомненно, является своевременным, обоснованным и правомерным международным правовым актом, призванным обеспечить эффективное совместное противодействие Республики Казахстан и Республики Беларусь незаконной миграции, в частности, внедрение в практику международного сотрудничества правоохранительных органов договаривающихся Сторон применение эффективных правовых мер в области борьбы с незаконной миграцией. Проект Соглашения содержит преамбулу и 17 статей, регламентирующих порядок взаимодействия уполномоченных органов договаривающихся Сторон в области миграции в соответствии с законодательством и международными обязательствами своих государств в мероприятиях по борьбе с незаконной миграцией, определения правового статуса лиц, имеющих основания для пребывания (проживания) на территориях. В преамбуле проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции указывается, что стремясь создать правовую основу для двустороннего сотрудничества в области миграции, Стороны рассматривают сотрудничество в области миграции как одно из важнейших направлений регулирования миграционных процессов на территориях Сторон; углубление отношений партнерского сотрудничества ведётся в целях дальнейшего развития сотрудничества обоих государств в области миграции и основывается на нормах международного права и национального законодательства договаривающихся государств. Согласно пункту 1 статьи 3 проекта Соглашения, Стороны осуществляют сотрудничество по следующим направлениям: обмен статистической, правовой и научно-методической информацией; обмен сведениями о гражданах договаривающихся государств, находящихся на их территориях; обмен опытом и оказание практической помощи по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества; защита прав граждан договаривающихся государств, в том числе прав проживания членов их семей, в течение срока выданных им разрешений на проживание; рассмотрение вопросов правового статуса лиц, имеющих основания для пребывания (проживания) на территориях договаривающихся государств. Правовой основой сотрудничества уполномоченных органов государств-участников в области миграции являются общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе конфиденциальности, положения самого Соглашения и национальное законодательство государств-участников Соглашения. Проект Соглашения по юридической форме, структуре, содержанию не противоречит положениям Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Проект Соглашения полностью согласуется с определением понятия международного договора, приведенного в пункте 6 статьи 1 Закона РК от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан». Таким образом, рассматриваемый проект Соглашения следует признать качественным, достоверным и полным по своему содержанию, поскольку обозначенные цели и задачи, установленные в преамбуле Соглашения, в полной мере раскрываются в его содержании. В связи с этим считаем, что представленный на экспертизу проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции подготовлен на довольно высоком уровне, призванным обеспечить эффективное международное сотрудничество правоохранительных органов Республики Казахстан и Республики Беларусь в области миграции. Однако, для повышения качества представленного проекта Соглашения необходимо учесть рекомендации экспертов (см.: раздел «Замечания, предложения и выводы»).
2. Соблюдение в проекте Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина
Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции не содержит противоречий Конституции Республики Казахстан в части, касающейся прав и свобод человека и гражданина. Согласно Конституции, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (п.1 ст.1 Конституции). В разделе II Конституции закрепляется комплекс прав и свобод человека и гражданина, среди которых право на свободу передвижения, провозглашенное статьей 21 Конституции РК. Пункт 2 статьи 21 Конституции гарантирует каждому право выезжать за пределы Республики. Одним из основных направлений двустороннего сотрудничества в области миграции, согласно пп.4 ст.3 проекта Соглашения, является защита прав граждан договаривающихся государств, в том числе прав проживания членов их семей, в течение срока выданных им разрешений на проживание. А в п.4 ст.11 проекта Соглашения указано, что обеспечивается защита информации о физическом лице, которой обмениваются в рамках направления и исполнения запросов на основании данного Соглашения, в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон и международными договорами, участниками которых являются государства. Стороны также обеспечивают защиту информации о физическом лице от случайной потери, несанкционированного доступа, изменения или распространения. В положениях проекта Соглашения нет норм, которые ограничивали бы суверенные права Республики Казахстан. В частности, в статье 12 проекта Соглашения указано, что все спорные вопросы между Сторонами, связанные с выполнением или толкованием настоящего Соглашения, решаются путём консультаций и переговоров между ними; в статье 14 подчёркивается, что положения Соглашения не затрагивают обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются их государства, а в статье 16 предусмотрено, что по взаимному согласию Сторон, в данное Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые являются его неотъемлемой частью, оформляются отдельными протоколами. Полагаем, что участие Казахстана в Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции позволит и дальше обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод граждан. Таким образом, проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции призван гарантировать соблюдение норм Конституции РК, не ограничивает и не препятствует реализации гарантированных Конституцией и законами Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина, а также суверенитета республики.
3. Определение возможной эффективности проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции
Как было отмечено, основной целью Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции является создание правовой основы для двустороннего сотрудничества Сторон в области миграции, сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией, как одного из важнейших направлений регулирования миграционных процессов на территориях договаривающихся государств; осуществление совместных мер по противодействию незаконной миграции, которая представляет серьезную угрозу национальной безопасности, экономической стабильности и способствует осложнению криминогенной обстановки на территориях Сторон; развитие добрососедских, партнерских отношений между договаривающимися государствам в области миграции, защита прав граждан государства одной Стороны, находящихся на территории государства другой Стороны, в том числе информационное взаимодействие, и сотрудничество между государственными органами и хозяйственными субъектами в области привлечения трудовых ресурсов на территории Сторон; сотрудничество правоохранительных органов в вопросах борьбы с незаконной миграцией и трансграничной организованной преступностью в соответствии с национальными законодательствами и международными обязательствами своих государств. Анализ текста проекта Соглашения свидетельствует в пользу высокой эффективности данного международного правового акта для Республики Казахстан, так как создаёт дополнительную и специализированную международно-правовую основу для эффективного сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией, которая представляет серьёзную угрозу национальной безопасности, экономической стабильности и способствует осложнению криминогенной обстановки на территориях договаривающихся государств.
4. Выявление возможных отрицательных последствий проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции
Участие Казахстана в Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции не повлечёт отрицательных социально-экономических и правовых последствий, поскольку направлено на осуществление совместных мер по противодействию незаконной миграции. Заключение Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции не должно иметь отрицательных последствий, поскольку будет способствовать более конкретному и эффективному правовому регулированию вопросов, касающихся совместных мер по внедрению в практику межгосударственного взаимодействия правоохранительных органов эффективных правовых мер по противодействию незаконной миграции и выявлению лиц, не имеющих основание для пребывания (проживания) на территориях договаривающихся государств, в соответствии с общепризнанными процедурами, принципами и нормами международного права, которые гарантируют уважение прав человека, уважение суверенного права каждого из договаривающегося государства.
5. Оценка соответствия законодательства Республики Казахстан проекту Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции
Анализ проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции не содержит норм, которые потребуют изменения действующего законодательства Республики Казахстан, поскольку оно соответствует нормам Соглашения. В случае возможных несоответствий норм проекта Соглашения и законодательства Казахстана, имеющих несущественный характер, то они могут решаться путём применения пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан. Урегулированию споров и разногласий посвящена статья 12 проекта Соглашения, предусматривающая, что все спорные вопросы между Сторонами, связанные с выполнением или толкованием настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров между ними. Проект Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции отвечает всем требованиям международного договора, указанных в нормах Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 июля 2017 года), а также Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения». Одобрение данного проекта Соглашения потребует принятие Закона Республики Казахстан о ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции, поскольку согласно подпункту 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года «О международных договорах», ратификации подлежат международные договоры, предметом которых являются права и свободы человека и гражданина. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан международные договоры после ратификации приобретают приоритет перед законами Республики Казахстан, поэтому после ратификации нормы Соглашения будут иметь приоритет перед законами Республики Казахстан
Замечания, предложения и выводы Проведенная научная правовая экспертиза проекта Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области миграции позволила сформулировать следующее замечания и предложения. 1. Во втором и пятом абзацах преамбулы, в статье 1, дважды в подпункте 2 и подпунктах 4 и 5 статьи 3, в абзацах 3 и 5 статьи 4, во всех абзацах статьей 5 и 6, в подпунктах 1 и 4 статьи 7, пункте 3 статьи 9, п. 4 и 5 ст. 11 проекта Соглашения используется не совсем удачное словосочетание «государств Сторон», что не соответствует требованию соблюдения норм юридического и литературного языка, сложившихся в практике государств по принятию международно-правовых актов. Следует отметить, что в преамбуле проекта Соглашения государства, представляющие правительства Республики Казахстан и Республики Беларусь, именуются «Сторонами». Поэтому считаем целесообразным не совсем удачное выражение «государств Сторон» заменить на более приемлемое, применяемое в межгосударственной практике и в преамбуле проекта Соглашения, термин «Сторон». Рекомендация. Считаем целесообразным во втором и пятом абзацах преамбулы, статье 1, дважды в подпункте 2 и подпунктах 4 и 5 статьи 3, абзацах 3 и 5 статьи 4, во всех абзацах статьей 5 и 6, в подпунктах 1 и 4 статьи 7, пункте 3 статьи 9, п.4 и 5 ст.11 проекта Соглашения словосочетание «государств Сторон» заменить термином «Сторон».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |