|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта (21 октября 2021 года) 2. Проект Закона РК (май 2023 года) 3. Проект Закона РК (май 2023 года) 4. Сравнительная таблица к проекту Закона 5. Новости, обсуждения по проекту 6. Закон РК от 29 июня 2023 года № 12-VIII
ЗАКОН
Принят постановлением Мажилиса Парламента HR от 10 мая 2023 года № 59-VIII и направлен в Сенат Парламента РК
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»: 1) в статье 1: подпункт 10) после слова «велосипед,» дополнить словами «электрический самокат, малое электрическое транспортное средство,»; подпункт 38) после слова «мопедов» дополнить словами «, электрических самокатов, малых электрических транспортных средств»; дополнить подпунктами 53-1) и 57) следующего содержания: «53-1) малое электрическое транспортное средство - транспортное средство, оснащенное электрическим двигателем, предназначенное для индивидуального передвижения, имеющее одно или несколько колес, за исключением электрических самокатов и мопедов с электрическим двигателем;»; «57) электрический самокат - транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электрического двигателя (электрических двигателей), не имеющее сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более двадцати пяти километров в час»; 2) пункт 1 статьи 52 дополнить подпунктом 9) следующего содержания: «9) проверка транспортного средства, зарегистрированного в компетентном органе другого государства, на соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 65 настоящего Закона.»; 3) статью 57 изложить в следующей редакции: «Статья 57. Права и обязанности водителей мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, погонщиков, ведущих по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных 1. Водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, погонщики, ведущие по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных, имеют право двигаться по дорогам в соответствии с правилами дорожного движения. 2. Водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, погонщики, ведущие по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных, обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения, утвержденные уполномоченным органом. 3. Водителям мопедов, электрических самокатов и велосипедов запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 2) перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки; 3) перевозить груз, кроме перевозки груза на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груза, который не выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 4) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении; 5) буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом; 6) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на транспортном средстве; 7) передвигаться в темное время суток по проезжей части дороги без светоотражающего предмета, соответствующего требованиям, определенным правилами дорожного движения, обеспечивающего видимость водителям других транспортных средств; 8) при управлении по проезжей части дороги быть без застегнутого шлема. 4. Водителям мопедов запрещается двигаться по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, обочине, тротуару или пешеходной дорожке. 5. Водители электрических самокатов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. При отсутствии велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения водители электрических самокатов двигаются по: правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в соответствии с требованиями, установленными частью второй настоящего пункта, в один ряд; обочине; тротуару или пешеходной дорожке со скоростью не более шести километров в час, не создавая опасности для движения пешеходов. Не допускается движение по правовому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, водителей электрических самокатов, не достигших восемнадцатилетнего возраста, без водительского удостоверения на право управления транспортным средством любой категории либо временного удостоверения, выданного взамен водительского удостоверения на право управления транспортным средством, за исключением выданных в Республике Казахстан в случае наличия при себе документа, удостоверяющего личность водителя. 6. Водители велосипедов двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд либо по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая опасности для движения пешеходов. 7. Водителям малых электрических транспортных средств запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, за исключением малых электрических транспортных средств без руля; 2) перевозить пассажиров; 3) перевозить груз; 4) двигаться по проезжей части дороги; 5) двигаться по тротуару или пешеходной дорожке при наличии рядом велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения; 6) буксировка малых электрических транспортных средств, малыми электрическими транспортными средствами; 7) пересекать проезжую часть дороги по пешеходным переходам, находясь на малом электрическом транспортном средстве.»; 4) дополнить статьей 70-1 следующего содержания: «Статья 70-1. Государственная монополия в области изготовления свидетельств о государственной регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и государственных регистрационных номерных знаков 1. Деятельность по изготовлению документов, указанных в статье 70 и пункте 7 статьи 73 настоящего Закона, накоплению и ведению интегрированного банка данных системы изготовления документов, автоматизации работы по учету процессов, разработке, внедрению и сопровождению программно-технических продуктов для органов внутренних дел относится к государственной монополии и осуществляется республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, созданным по решению Правительства Республики Казахстан. 2. Прейскурант цен на услуги по ускоренному изготовлению и выдаче документов, указанных в статье 70 и пункте 7 статьи 73 настоящего Закона, оказываемые республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, созданным по решению Правительства Республики Казахстан, утверждается уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.»; 5) в статье 73: дополнить пунктом 1-1 следующего содержания: «1-1. К управлению электрическими самокатами по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, допускаются лица, соответствующие требованиям, установленным частью второй пункта 5 статьи 57 настоящего Закона.»; в пункте 5 слова «временным разрешением на право управления транспортным средством» заменить словами «временным удостоверением, выданным взамен водительского удостоверения на право управления транспортным средством»; 6) в пункте 1 статьи 75: часть первую дополнить подпунктом 5) следующего содержания: «5) выдача водительского удостоверения в нарушение правил подготовки водителей механических транспортных средств, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений.»; в части второй слова «и 3)» заменить словами «, 3) и 5)». 2. В Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях»: приложение 3 дополнить пунктом 43-1 следующего содержания: «43-1. Уведомление о начале или прекращении деятельности учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением подпункта 4) пункта 1 статьи 1, который вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
К. ТОКАЕВ
ЗАКОН
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан: 1. В Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года «О дорожном движении»: 1) статью 1 дополнить подпунктами 53-1) и 53-2) следующего содержания: «53-1) малое электрическое транспортное средство – транспортное средство, оснащенное электродвигателем, предназначенное для индивидуального передвижения, имеющее одно или несколько колес, за исключением электрических самокатов и мопедов; 53-2) электрический самокат – электрическое транспортное средство индивидуальной мобильности, имеющее два или три колеса, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющее сиденья, с максимально конструктивной скоростью не более двадцати пяти километров в час;»; 2) статью 57 изложить в следующей редакции: «Статья 57. Права и обязанности водителей мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, погонщиков, ведущих по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных 1. Водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов, погонщики, ведущие по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных, имеют право двигаться по дорогам в соответствии с правилами дорожного движения. 2. Водители мопедов, электрических самокатов, велосипедов, малых электрических транспортных средств, погонщики, ведущие по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных, обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения, утвержденные Правительством Республики Казахстан. 3. Водителям мопеда, электрического самоката и велосипеда запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 2) перевозить пассажиров, кроме перевозки пассажиров на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки; 3) перевозить груз, кроме перевозки грузов на велосипедах и мопедах со специальными приспособлениями для их перевозки, а также груз, который выступает более чем на пятьдесят сантиметров по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; 4) при управлении велосипедом или электрическим самокатом двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; 5) поворачивать налево или разворачиваться, на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы, для движения в данном направлении; 5-1) при управлении велосипедом или электрическим самокатом пересекать перекресток. Велосипедисты и водители электрических самокатов пересекают перекрестки по пешеходному переходу, ведя транспортное средство рядом; 6) буксировка мопедов, электрических самокатов и велосипедов, а также мопедами, электрическими самокатами и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с мопедом и велосипедом; 7) ездить по пешеходному переходу; 8) при управлении мопедом, велосипедом или электрическим самокатом быть без застегнутого шлема и светоотражающего жилета в темное время суток. 4. Электрические самокаты двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии - по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. Не допускается движение по правовому краю проезжей части, полосе маршрутных транспортных средств, обочине велосипедистов, водителей электрических самокатов, не достигших шестнадцатилетнего возраста. 5. Водителям малых электрических транспортных средств запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, за исключением малых электрических транспортных средств без руля; 2) перевозить пассажиров; 3) перевозить груз; 4) при управлении малым электрическим транспортным средством двигаться по проезжей части дороги; 5) при управлении малым электрическим транспортным средством двигаться по тротуару при наличии рядом велосипедной дорожки, велосипедной полосы движения; 6) буксировка малых электрических транспортных средств, малыми электрическими транспортными средствами; 7) ездить по пешеходному переходу. Водители малых электрических средств пересекают перекрестки по пешеходному переходу, не находясь на транспортном средстве.»; 3) дополнить статьей 93-1 следующего содержания: «Статья 93-1. Государственная монополия в области изготовления документов, предоставляющих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, право управления транспортным средством и государственных регистрационных номерных знаков 1. Деятельность по изготовлению документов, указанных в статье 70 и пункта 7 статьи 73 настоящего Закона, накоплению и ведению интегрированного банка данных системы изготовления документов, автоматизации работы по учету процессов, разработке, внедрению и сопровождению программно-технических продуктов для органов внутренних дел относится к государственной монополии и осуществляется республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, созданным по решению Правительства Республики Казахстан. 2. Прейскурант цен на услуги по ускоренному изготовлению и выдаче регистрационных документов на транспортное средство, государственных регистрационных номерных знаков и водительских удостоверений, оказываемых республиканским государственным предприятием, утверждается уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения по согласованию с антимонопольным органом.». Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
ПрезидентРеспублики Казахстан СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Е. Смышляева
Ю. Кучинская
Ж. Омарбекова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАУЧНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТА
I. Общие положения
Вид и наименование проекта нормативного правового акта Законы Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации дорожного движения»
Отрасль законодательства 160.000.000. Административное и административное процессуальное законодательство
Назначение и структура проекта нормативного правового акта Назначение проекта заключается в установлении, изменении либо отмене правовых норм. Структура акта обусловлена его внутренним содержанием.
Разработчик проекта Мажилис Парламента Республики Казахстан
Документы, представленные для проведения научной антикоррупционной экспертизы Сопроводительное письмо, проект Закона, прогнозы, пояснительная записка, сравнительная таблица.
Предмет и цели научной антикоррупционной экспертизы Законы Республики Казахстан Исследование проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных норм с вынесением заключения научной антикоррупционной экспертизы
Дата поступления проекта нормативного правового акта 07-10-2021
Дата завершения научной антикоррупционной экспертизы 21.10.2021
Сведения об экспертах, проводивших экспертизу МУХАМЕТКАЛИЕВ РИНАТ ЗАКИУЛЫ ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ
II. Анализ рисков коррупции процесса продвижения проекта
2.1 Наличие компетенции органа разработчика в сфере общественных отношений, регулируемых проектом НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Законопроект разработан депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан, которые согласно п.1 ст.61 Конституции РК обладают правом законодательной инициативы. Таким образом, наличие компетенции у органа-разработчика не вызывает сомнений. 2.2 Соблюдение требований прозрачности в процессе принятия решений при продвижении проекта НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Информация о нарушении требований транспарентности законотворческого процесса отсутствует. 2.3 Заявленная и реальная цель проекта НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Согласно пояснительной записке проект разработан в целях расширения компетенции Национального оператора, совершенствования контроля за малыми электрическими транспортными средствами и движением иностранных транспортных средств по территории Республики Казахстан. 2.4 Публичный интерес и частные интересы, продвигаемые в проекте НПА - схема частных интересов, связанных с проектом НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ При проведении экспертизы не установлены обстоятельства, позволяющие утверждать, что проект продвигает чьи-либо частные интересы или ущемляет их. 2.5 Обоснование решений проекта НПА. 2.5.1 Достаточность аргументации в концепции проекта закона (в случае разработки проекта законодательного акта)/ пояснительной записке. ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Обоснование положений проекта содержится в пояснительной записке и сравнительной таблице. 2.5.2 Финансово-экономическое обоснование. ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ В представленных материалах имеются прогнозы экономических, социальных и иных последствий принятия законопроекта. 2.5.3 Проведение анализа регуляторного воздействия ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Результаты анализа регуляторного воздействия не представлены.
III. Общий анализ факторов риска проекта
3.1 Язык проекта НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Язык проекта НПА в целом отвечает требованиям юридической техники. 3.2 Законодательная согласованность проекта НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ В проекте имеются отдельные несогласованности с действующими законодательными актами Республики Казахстан, которые раскрываются в подробном анализе факторов риска и рисков коррупции. 3.3 Компетенция, полномочия, функции должностных лиц/ государственных органов (органов местного самоуправления), устанавливаемая в проекте НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Проектом предусматриваются новые полномочия Национального оператора и органов внутренних дел. 3.4 Последствия в виде нарушения прав человека в случае принятия проекта НПА ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ Прямое нарушение прав человека в связи с принятием проекта не усматривается.
IV. Подробный анализ факторов риска и рисков коррупции проекта
ЭКСПЕРТ 1 ГАББАСОВ АЛМАТ БОЛАТОВИЧ
Фактор 1 Статья Подп.2-2) ст.30 Закона РК «Об автомобильных дорогах». Текст проблемной нормы: Организация работ по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу.
Факторы риска: • Ложные цели и приоритеты
Риски коррупции: • Злоупотребление должностными полномочиями
Замечания: Законопроектом предусматривается наделение Национального оператора полномочием по организации работ по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу. При этом в качестве обоснования орган-разработчик указывает ссылку на п.3 ст.41 Бюджетного кодекса РК и постановление Правительства РК от 30 июля 2013 года № 744 «О Национальном операторе по управлению автомобильными дорогами». Вместе с тем в указанной норме Бюджетного кодекса РК отсутствует указание именно на Национального оператора, а предусматриваются общие правила выполнения государственного задания. В постановлении Правительства РК от 30 июля 2013 года № 744 акционерное общество «КазАвтоЖол» определяется Национальным оператором по управлению автомобильными дорогами, но какое-либо указание на исключительное полномочие данной организации по организации работ по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу отсутствует. Таким образом, обоснование органа-разработчика по расширению круга полномочий Национального оператора представляется недостаточным. Кроме того, предлагаемая норма является необоснованной по следующим причинам. Пункт пропуска через Государственную границу является территорией (акваторией) в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала или станции, морского или речного порта, международного аэропорта или аэродрома, а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участка местности с соответствующей инфраструктурой, на котором осуществляется пропуск лиц, транспортных средств, грузов и товаров (подп.14) ст.2 Закона РК «О государственной границе Республики Казахстан»). Иными словами, передача Национальному оператору по управлению автомобильными дорогами полномочия по организации работ по развитию транспортной инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу в пределах железнодорожного вокзала или аэропорта явно выходит за пределы его предназначения и предмета регулирования Закона РК «Об автомобильных дорогах». Предоставление избыточных и необоснованных полномочий Национальному оператору на законодательном уровне создает условия для «монополизации» данной сферы деятельности и различного рода злоупотреблений при ее реализации.
Рекомендации: С учетом вышеотмеченного полагаем необходимым существенно ограничить предлагаемое полномочие Национального оператора.
Фактор 2 Статья Подп.53-1) ст.1 Закона РК «О дорожном движении». Текст проблемной нормы: Малое электрическое транспортное средство - экологическое транспортное средство, оснащенное нетепловым двигателем, мощностью до 2000 Ватт, предназначенное для передвижения одного или двух человек, с максимальной скоростью свыше 6 км/час.
Факторы риска: • Введение новых понятий, не определенных законодательством или проектом
Риски коррупции: • Злоупотребление должностными полномочиями
Замечания: Законопроектом вносится новое понятие «малое электрическое транспортное средство». Вместе с тем в действующем Законе РК «О дорожном движении» имеется также и понятие мопед - двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим пятидесяти кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и имеющее максимальную конструктивную скорость не более пятидесяти километров в час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками (подп.41) ст.1). Таким образом, понятие малое электрическое транспортное средство поглощается или «конкурирует» с дефиницией мопед. Требования к участию данных транспортных средств в дорожном движении в определенной степени отличаются, что создает условия для произвольной идентификации тех или иных транспортных средств в качестве мопедов или как малых электрических транспортных средств, в том числе в зависимости от личной заинтересованности отдельных должностных лиц.
Рекомендации: С учетом вышеотмеченного полагаем необходимым четко разграничить понятие «малое электрическое транспортное средство» и «мопед». Например, представляется возможным подп.41) ст.1 дополнить словами «за исключением малых электрических транспортных средств» или внести соответствующие корректировки в подп.53-1) ст.1.
Фактор 3 Статья Подп.4-1) п.1 ст.52 Закона РК «О дорожном движении». Текст проблемной нормы: Проверка документов транспортных средств, находящихся в международном движении, в том числе вне стационарных постов полиции.
Факторы риска: • Ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности государственных служащих (должностных лиц)
Риски коррупции: • Злоупотребление должностными полномочиями
Замечания: Законопроектом устанавливается в качестве основания остановки транспортного средства по требованию сотрудника органов внутренних дел проверка документов транспортных средств, находящихся в международном движении, в том числе вне стационарных постов полиции. Таким образом, должностные лица органов внутренних дел наделяются неограниченными возможностями по остановке транспортных средств, находящихся в международном движении. Действующая редакция п.1 ст.52 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований остановки транспортных средств. Остановка по иными основаниям прямо запрещена (п.2 ст.52 Закона). Данная регуляция направлена на исключение условий для злоупотреблений и произвола со стороны должностных лиц органов внутренних дел. Предусмотренные в п.1 ст.52 Закона основания представляются достаточными для эффективного выявления нарушений со стороны участников дорожного движения. Так, согласно подп.5) п.1 ст.52 Закона предусматривается такое основание остановки, как проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз. Остановка транспортных средств и проверка документов вне стационарных постов полиции обладает большим коррупционным потенциалом, так как должностные лица органов внутренних дел и водители находятся «наедине» и, как правило, в отдаленной местности от населенных пунктов. Кроме того, установление данного полномочия только в отношении транспортных средств, находящихся в международном движении, представляется дискриминационным.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|