|
|
|
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.02.2023 г.)
Данная редакция действовала до внесения изменений от 13 мая 2024 года
В соответствии с подпунктом 3) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года «Об информатизации» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности (далее - единые требования). 2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению. 3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Пункт 140 единых требований действует до 1 января 2018 года.
постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832
Единые требования
Глава 1. Общие положения
Пункт 1 изложен в редакции постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.) 1. Единые требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности (далее - ЕТ) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об информатизации» (далее - Закон) и определяют требования в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности. 2. Положения ЕТ, относящиеся к сфере обеспечения информационной безопасности, обязательны для применения государственными органами, местными исполнительными органами, государственными юридическими лицами, субъектами квазигосударственного сектора, собственниками и владельцами негосударственных информационных систем, интегрируемых с информационными системами государственных органов или предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов, а также собственниками и владельцами критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры. См.: Правила проведения мониторинга выполнения единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности Пункт 3 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.) 3. Положения ЕТ не распространяются на: 1) отношения, возникающие при осуществлении Национальным Банком Республики Казахстан и организациями, входящими в его структуру, работ по созданию или развитию, эксплуатации интернет-ресурсов, информационных систем, не интегрируемых с объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», локальных сетей и сетей телекоммуникаций, а также проведении закупок товаров, работ и услуг в сфере информатизации; 2) информационные системы в защищенном исполнении, отнесенные к государственным секретам в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, а также сети телекоммуникаций специального назначения и/или президентской, правительственной, засекреченной, шифрованной и кодированной связи; 3) отношения, возникающие при осуществлении уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций работ по созданию или развитию информационных систем, интегрируемых с информационными системами Национального Банка Республики Казахстан, которые не интегрируются с объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»; 4) организации в случаях, когда исполнение таких положений ведет к нарушению пункта 4 статьи 50 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». 4. Целью ЕТ является установление обязательных для исполнения требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности государственными органами, органами местного самоуправления, государственными юридическими лицами, субъектами квазигосударственного сектора, собственниками и владельцами негосударственных информационных систем, интегрируемых с информационными системами государственных органов или предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов, а также собственниками и владельцами критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры. В пункт 5 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.) 5. Задачами ЕТ являются: 1) определение принципов организации и управления информатизацией государственных органов для решения текущих и стратегических задач государственного управления; 2) определение единых принципов обеспечения и управления информационной безопасностью объектов информатизации «электронного правительства»; 3) установление требований по унификации компонентов объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры; 4) установление требований по структуризации информационно-коммуникационной инфраструктуры и организации серверных помещений; 5) установление обязательности применения рекомендаций стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности на всех этапах жизненного цикла объектов информатизации; 6) повышение уровня защищенности государственных и негосударственных электронных информационных ресурсов, программного обеспечения, информационных систем и поддерживающей их информационно-коммуникационной инфраструктуры. В пункт 6 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.); постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.) 6. Для целей настоящих ЕТ в них используются следующие определения: 1) маркировка актива, связанного со средствами обработки информации, - нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на актив с целью его дальнейшей идентификации (узнавания), указания его свойств и характеристик; 2) средство криптографической защиты информации (далее - СКЗИ) - программное обеспечение или аппаратно-программный комплекс, реализующие алгоритмы криптографических преобразований, генерацию, формирование, распределение или управление ключами шифрования; 3) активы, связанные со средствами обработки информации, (далее - актив) - материальный или нематериальный объект, который является информацией или содержит информацию, или служит для обработки, хранения, передачи информации и имеющий ценность для организации в интересах достижения целей и непрерывности ее деятельности; 4) техническая документация по информационной безопасности (далее -ТД ИБ) - документация, устанавливающая политику, правила, защитные меры, касающиеся процессов обеспечения ИБ объектов информатизации и (или) организации; 5) мониторинг событий информационной безопасности (далее - мониторинг событий ИБ) - постоянное наблюдение за объектом информатизации с целью выявления и идентификации событий информационной безопасности; 6) масштабируемость - способность объекта информатизации обеспечивать возможность увеличения своей производительности по мере роста объема обрабатываемой информации и (или) количества одновременно работающих пользователей; 7) программный робот - программное обеспечение поисковой системы или системы мониторинга, выполняющее автоматически и (или) по заданному расписанию просмотр веб-страниц, считывающее и индексирующее их содержимое, следуя по ссылкам, найденным в веб-страницах; 8) не нагруженное (холодное) резервирование оборудования - использование подготовленного к работе и находящегося в неактивном режиме дополнительного серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения с целью оперативного восстановления информационной системы или электронного информационного ресурса; 9) нагруженное (горячее) резервирование оборудования - использование дополнительного (избыточного) серверного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и поддержание их в активном режиме с целью гибкого и оперативного увеличения пропускной способности, надежности и отказоустойчивости информационной системы, электронного информационного ресурса; 10) рабочая станция - стационарный компьютер в составе локальной сети, предназначенный для решения прикладных задач; 11) системное программное обеспечение - совокупность программного обеспечения для обеспечения работы вычислительного оборудования; 12) интернет-браузер - прикладное программное обеспечение, предназначенное для визуального отображения содержания интернет-ресурсов и интерактивного взаимодействия с ним; 13) кодированная связь - защищенная связь с использованием документов и техники кодирования; 14) многофакторная аутентификация - способ проверки подлинности пользователя при помощи комбинации различных параметров, в том числе генерации и ввода паролей или аутентификационных признаков (цифровых сертификатов, токенов, смарт-карт, генераторов одноразовых паролей и средств биометрической идентификации); 15) кроссовое помещение - телекоммуникационное помещение, предназначенное для размещения соединительных, распределительных пунктов и устройств; 16) прикладное программное обеспечение (далее - ППО) - комплекс программного обеспечения для решения прикладной задачи определенного класса предметной области; 17) засекреченная связь - защищенная связь с использованием засекречивающей аппаратуры; 18) серверный центр государственных органов (далее - серверный центр ГО) - серверное помещение (центр обработки данных), собственником или владельцем которого является оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства», предназначенное для размещения объектов информатизации «электронного правительства»; 19) журналирование событий - процесс записи информации о происходящих с объектом информатизации программных или аппаратных событиях в журнал регистрации событий; 20) серверное помещение (центр обработки данных) - помещение, предназначенное для размещения серверного, активного и пассивного сетевого (телекоммуникационного) оборудования и оборудования структурированных кабельных систем; 21) локальная сеть внешнего контура (далее - ЛС внешнего контура) - локальная сеть субъектов информатизации, определенных уполномоченным органом, отнесенная к внешнему контуру телекоммуникационной сети субъектов информатизации, имеющая соединение с Интернетом, доступ к которому для субъектов информатизации предоставляется операторами связи только через единый шлюз доступа к Интернету; 22) терминальная система - тонкий или нулевой клиент для работы с приложениями в терминальной среде либо программами - тонкими клиентами в клиент-серверной архитектуре; 23) инфраструктура источника времени - иерархически связанное серверное оборудование, использующее сетевой протокол синхронизации времени, выполняющее задачу синхронизации внутренних часов серверов, рабочих станций и телекоммуникационного оборудования; 24) правительственная связь - специальная защищенная связь для нужд государственного управления; 25) организация - государственное юридическое лицо, субъект квазигосударственного сектора, собственник и владелец негосударственных информационных систем, интегрируемых с информационными системами государственных органов или предназначенных для формирования государственных электронных информационных ресурсов, а также собственник и владелец критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры; 26) федеративная идентификация - комплекс технологий, позволяющий использовать единое имя пользователя и аутентификационный идентификатор для доступа к электронным информационным ресурсам в системах и сетях, установивших доверительные отношения; 27) шифрованная связь - защищенная связь с использованием ручных шифров, шифровальных машин, аппаратуры линейного шифрования и специальных средств вычислительной техники; 28) локальная сеть внутреннего контура (далее - ЛС внутреннего контура) - локальная сеть субъектов информатизации, определенных уполномоченным органом, отнесенная к внутреннему контуру телекоммуникационной сети субъектов информатизации, имеющая соединение с единой транспортной средой государственных органов; 29) внешний шлюз «электронного правительства» (далее - ВШЭП) - подсистема шлюза «электронного правительства», предназначенная для обеспечения взаимодействия информационных систем, находящихся в ЕТС ГО с информационными системами, находящимися вне ЕТС ГО; 30) внутренний аудит информационной безопасности - объективный, документированный процесс контроля качественных и количественных характеристик текущего состояния информационной безопасности объектов информатизации в организации, осуществляемый самой организацией в своих интересах; 31) межсетевой экран - аппаратно-программный или программный комплекс, функционирующий в информационно-коммуникационной инфраструктуре, осуществляющий контроль и фильтрацию сетевого трафика в соответствии с заданными правилами; 32) субъекты информатизации, определенные уполномоченным органом, - государственные органы, их подведомственные организации и органы местного самоуправления, а также иные субъекты информатизации, использующие единую транспортную среду государственных органов для взаимодействия локальных (за исключением локальных сетей, имеющих доступ к Интернету), ведомственных и корпоративных сетей. Единые требования дополнены пунктом 6-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 6-1. Цифровизация ГО и МИО в рамках цифровой трансформации осуществляется путем создания и развития объектов информатизации «электронного правительства» либо путем приобретения объектов информатизации «электронного правительства» или информационно-коммуникационных услуг в соответствии с архитектурой «электронного правительства», в том числе с учетом: 1) платформенности - формирование и постоянное развитие межведомственных централизованных технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и инструментов для решения общих технических задач в рамках различных отраслей (сфер) государственного управления; 2) универсальности решений - определение и обеспечение использования готового программного обеспечения и сервисных программных продуктов для решения типовых прикладных задач и автоматизации типовых обеспечивающих государственных функций; 3) компонентного построения решений - обеспечение разработки и внедрения отдельных стандартных компонентов объектов информатизации «электронного правительства» по формату микросервисов, которые планируются, разрабатываются и внедряются итеративно, поэтапно предоставляя части функционала всего решения и выгод от его использования; 4) результативности - извлечение максимальной выгоды от использования объектов информатизации «электронного правительства», сокращение издержек и рисков путем оптимизации структурных компонентов и затрат; 5) оптимизации технического разнообразия - обеспечение обоснованного применения свободного программного обеспечения и систематичного управления техническим разнообразием. В пункт 7 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.) 7. Для целей настоящих ЕТ в них используются следующие сокращения: 1) АПК - аппаратно-программный комплекс; 2) ИБ - информационная безопасность; 3) ИС - информационная система; 4) ИКИ - информационно-коммуникационная инфраструктура; 5) ИКТ - информационно-коммуникационные технологии; 6) ПО - программное обеспечение; 7) МИО - местные исполнительные органы; 8) СПО - свободное программное обеспечение; 9) ЕШДИ - единый шлюз доступа к Интернету; 10) ИР - интернет-ресурс; 11) ГО - центральный исполнительный орган, государственный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, территориальные подразделения ведомства центрального исполнительного органа; 12) ЕТС ГО - единая транспортная среда государственных органов; 13) ЕПИР ГО - единая платформа интернет-ресурсов государственных органов; 14) исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 15) ЭИР - электронные информационные ресурсы; 16) ИКП ЭП - информационно-коммуникационная платформа «электронного правительства»; 17) ЭЦП - электронная цифровая подпись; 18) СИ - субъекты информатизации, определенные уполномоченным органом. Единые требования дополнены пунктом 7-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 7-1. Платформенность основывается на выполнении следующих требований: 1) осуществление создания и развития решений на базе технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и (или) использование функциональных возможностей технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»; 2) исключение компонентов, дублирующих функциональные возможности технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства»; 3) обеспечение автоматизации процессов выполнения государственных функций и вытекающих из них услуг с использованием технологических платформ информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства».
Глава 2. Требования к организации и управлению информатизацией и информационной безопасностью
8, 8-1. Исключены в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) Единые требования дополнены пунктом 8-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 8-2. Универсальность решений основывается на выполнении следующих требований: 1) использование готового программного обеспечения и сервисных программных продуктов для автоматизации процессов выполнения типовых прикладных задач и типовых обеспечивающих государственных функций; 2) адаптация особенностей выполнения государственных функций государственного органа к процессам, реализованным в готовом программном обеспечении и сервисных программных продуктах, без необходимости настройки и доработки программного обеспечения в процессе внедрения; 3) отсутствие дополнительных затрат государственных органов на внедрение, обучение пользователей, приобретение программного обеспечения и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры при использовании сервисных программных продуктов. 9. Исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.) Единые требования дополнены пунктом 9-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 9-1. Компонентное построение решений основывается на выполнении следующих требований: 1) построение решений на базе микросервисной архитектуры с использованием стандартных компонентов; 2) использование минимально необходимого набора компонентов, позволяющих решить поставленные задачи и обеспечить соответствие требованиям; 3) исключение избыточных компонентов, параллельно автоматизирующих несвязанные специфичные государственные функции и (или) типовые обеспечивающие государственные функции; 4) обеспечение адаптируемости, масштабируемости и гибкости состава, структуры и функциональности компонентов к изменениям законодательства Республики Казахстан, приоритетам социально-экономического развития, а также составу, структуре и полномочиям государственных органов; 5) полное соответствие компонентов целям, задачам и назначению объекта информатизации «электронного правительства»; 6) обеспечение функциональной независимости и отсутствия дублирования задач и функциональных возможностей компонентов; 7) формирование компонентов на базе открытых стандартов и с использованием набора стандартных интерфейсов прикладного программирования (application programming interface, API), предоставляемых компонентом сторонним решениям для обеспечения его многократного использования; 8) многоуровневое построение архитектуры путем исключения охвата компонентами решения одновременно нескольких уровней архитектуры, в том числе уровней представления, бизнес-логики и хранения данных; 9) обеспечение доступности компонентов для доработки и многократного использования. 10. Развитие архитектуры «электронного правительства» осуществляется в соответствии с требованиями по развитию архитектуры «электронного правительства», утверждаемыми уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 10) статьи 7 Закона. Единые требования дополнены пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 10-1. Результативность основывается на выполнении следующих требований: 1) обеспечение максимального количественного экономического эффекта путем сокращения затрат, обеспечения окупаемости и повышения объемов поступлений средств в бюджет; 2) направленность на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, отрасли (сферы) государственного управления и (или) государства в целом; 3) обеспечение согласованности значений и единиц измерения показателей результатов функционирования объектов информатизации «электронного правительства» и целевых индикаторов отрасли (сферы) государственного управления; 4) обеспечение приоритета автоматизации процессов выполнения специфичных государственных функций; 5) последовательное итерационное создание и развитие решений путем внедрения части компонентов решения с базовым набором функциональных возможностей с последующим расширением количества компонентов и (или) повышением уровня их функциональности. 11. Исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) Единые требования дополнены пунктом 11-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 11-1. Оптимизация технического разнообразия основывается на выполнении следующих требований: 1) отчуждаемость и независимость от наименований и версий программного обеспечения, а также ограничений компонентов существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного органа; 2) обеспечение оптимизации разнообразия существующего программного обеспечения и упрощения существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного органа; 3) исключение ограничений для дальнейшего развития в результате изменения условий эксплуатации и расширения числа объектов автоматизации; 4) обеспечение использования актуальных версий программного обеспечения; 5) осуществление создания и развития решений с использованием свободного программного обеспечения в случаях обеспечения способности компонентов решения функционировать без ограничений и оптимальной совокупной стоимости владения по отношению к проприетарному лицензионному программному обеспечению. 12. Исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) Пункт 13 изложен в редакции постановления Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.); изложен в редакции постановления Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 13. Обеспечение ГО и МИО товарами, работами, услугами в сфере информатизации осуществляется путем закупа с учетом заключения уполномоченного органа в сфере информатизации на представленные администраторами бюджетных программ расчеты расходов на государственные закупки товаров, работ и услуг в сфере информатизации. Единые требования дополнены пунктом 13-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 13-1. ГО и организации размещают на архитектурном портале «электронного правительства» сведения об объектах информатизации и электронные копии технической документации к ним в соответствии с правилами учета сведений об объектах информатизации «электронного правительства» и размещения электронных копий технической документации объектов информатизации «электронного правительства». Перечень технической документации к объекту информатизации, требуемой к размещению, определяется Правилами учета сведений об объектах информатизации «электронного правительства» и размещения электронных копий технической документации объектов информатизации «электронного правительства». В пункт 14 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.) 14. Реализацию задач в сфере информатизации в ГО или МИО обеспечивает подразделение информационных технологий, осуществляющее: 1) мониторинг и анализ применения ИКТ; 2) участие в мероприятиях по учету и анализу использования ИКТ-активов; 3) выработку предложений в стратегический план ГО по вопросам информатизации; 4) координацию работ по созданию, сопровождению и развитию объектов информатизации «электронного правительства»; 5) контроль за обеспечением поставщиками предусмотренного договорами уровня качества оказываемых услуг в сфере информатизации; 6) учет и актуализацию сведений об объектах информатизации «электронного правительства» и электронных копий технической документации объектов информатизации «электронного правительства» на архитектурном портале «электронного правительства»; 7) передачу сервисному интегратору «электронного правительства» для учета и хранения разработанного программного обеспечения, исходных программных кодов (при наличии), комплекса настроек лицензионного программного обеспечения объектов информатизации «электронного правительства»; 8) исключен в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 1 января 2023 г.) (см. стар. ред.) 9) реализацию требований по ИБ. Единые требования дополнены пунктом 14-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) 14-1. Собственники и (или) владельцы с момента ввода в промышленную эксплуатацию объекта информатизации «электронного правительства» обеспечивают передачу оператору для учета и хранения всех версий разработанного программного обеспечения, исходных программных кодов (при наличии), комплекса настроек лицензионного программного обеспечения объектов информатизации «электронного правительства» в соответствии с Правилами учета и хранения разработанного программного обеспечения, исходных программных кодов (при наличии), комплекса настроек лицензионного программного обеспечения объектов информатизации «электронного правительства», утвержденными уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 31) статьи 7 Закона. Пункт 15 изложен в редакции постановления Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.) 15. Рабочее пространство в ГО и МИО организуется в соответствии с санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к административным и жилым зданиям», утвержденными уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения». 16. Рабочее место служащего ГО и МИО оснащается с учетом его функциональных обязанностей и включает: 1) рабочую станцию или унифицированное рабочее место или терминальную систему с подключением к ЛС внутреннего контура ГО или МИО. Допускается оснащение рабочего места дополнительным монитором при необходимости; 2) комплект мультимедийного оборудования (наушники, микрофон и веб-камера) для работы с мультимедийными ЭИР или системой видеоконференц-связи при необходимости; 3) аппарат телефонной связи или IP-телефонии. Пункт 17 изложен в редакции постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.) 17. Требования к унифицированному рабочему месту или терминальной системе ГО и МИО, а также компонентам объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры утверждаются уполномоченным органом. Параграф 1 главы 2 дополнен пунктом 17-1 в соответствии с постановления Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 17-1. Обеспечивается соответствие рабочего места или терминальной системы ГО и МИО требованиям к унифицированному рабочему месту или терминальной системе ГО и МИО, утвержденным уполномоченным органом. Требования обновляются и актуализируются по мере необходимости. 18. При выборе закупаемых моделей рабочих станций необходимо руководствоваться следующими положениями: 1) аппаратные характеристики рабочих станций соответствуют либо превосходят системные требования, рекомендуемые разработчиком (производителем) используемого ПО; 2) для обеспечения общего уровня услуг унифицируются конфигурации рабочих станций; 3) для рабочих станций организуется централизованное автоматизированное распространение обновлений ПО; 4) для повышения качества и скорости администрирования количество различных аппаратно-программных конфигураций рабочих станций ограничивается тремя типами: рабочая станция для работы с прикладным ПО; рабочая станция повышенной мощности для работы с графическими пакетами, пакетами ПО моделирования и прочими. Используется для приложений с развитой графикой, высокими требованиями к производительности процессора, объемам оперативной памяти и видеоподсистем; ноутбук для работы мобильных пользователей. 19. Для спецификации технических требований выделяются следующие ключевые параметры рабочих станций: 1) производительность, включающая в себя: параметры быстродействия процессора; необходимый объем оперативной памяти; скорости внутренних шин передачи данных; быстродействие графической подсистемы; быстродействие устройств ввода/вывода; параметры матрицы монитора; 2) надежность, обеспечиваемая за счет использования отказоустойчивых аппаратных средств и ПО, и определяется исходя из среднего времени безотказной работы; 3) масштабируемость, обеспечиваемая архитектурой и конструкцией персонального компьютера за счет возможности наращивания: числа и производительности процессоров; объемов оперативной и внешней памяти; емкости встроенных накопителей. В пункт 20 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.01.21 г. № 12 (см. стар. ред.) 20. Для обеспечения ИБ: 1) в ТД ИБ определяются: способы размещения рабочих станций служащих ГО или МИО; способы защиты рабочих станций от отказов в системе электроснабжения и других нарушений, вызываемых сбоями в работе коммунальных служб; процедуры и периодичность технического обслуживания рабочих станций для обеспечения непрерывной доступности и целостности; способы защиты рабочих станций мобильных пользователей, находящихся за пределами ГО или МИО, с учетом различных внешних рисков; способы гарантированного уничтожения информации при повторном использовании рабочих станций или выводе из эксплуатации носителей информации; правила выноса рабочих станций за пределы рабочего места; 2) на регулярной основе проводится учет рабочих станций с проверкой конфигурации, а также электронных носителей информации с уникальными идентифицирующими данными; 3) установка и применение на рабочих станциях программных или аппаратных средств удаленного управления извне ЛС внутреннего контура исключается. Удаленное управление внутри ЛС внутреннего контура допускается в случаях, прямо предусмотренных в правовом акте ГО или МИО; 4) неиспользуемые порты ввода-вывода рабочих станций и мобильных компьютеров служащих ГО и МИО отключаются или блокируются, за исключением рабочих станций служащих подразделения ИБ. 21. Вопрос операций ввода-вывода с применением внешних электронных носителей информации на рабочих станциях служащих ГО и МИО регулируется в соответствии с политикой ИБ, принятой в ГО или МИО. 22. Для оптимизации размещения оборудования на рабочем месте служащего ГО и МИО допускается применение специализированного оборудования, обеспечивающего использование одной единицы монитора, ручного манипулятора (мышь) и клавиатуры для нескольких рабочих станций, без применения сетевых интерфейсов. 23. Для использования сервисов ИКП ЭП рабочая станция, подключенная к ЛС внутреннего контура ГО или МИО, обеспечивается сетевым подключением к инфраструктуре ИКП ЭП. Пункт 24 изложен в редакции постановления Правительства РК от 31.12.19 г. № 1047 (см. стар. ред.); постановления Правительства РК от 10.02.23 г. № 112 (введены в действие с 25 февраля 2023 г.) (см. стар. ред.) 24. Обработка и хранение служебной информации ГО и МИО осуществляются на рабочих станциях, подключенных к локальной сети внутреннего контура и внешнего контура ГО или МИО. Служебная информация ГО и МИО с ограниченным доступом обрабатывается на рабочих станциях, подключенных к локальной сети внутреннего контура ГО или МИО и не имеющих подключения к Интернету. Пункт 25 изложен в редакции постановления Правительства РК от 10.06.22 г. № 383 (см. стар. ред.) 25. Доступ к Интернету служащим ГО и МИО предоставляется с рабочих станций, подключенных к ЛС внешнего контура ГО и МИО, размещенных за пределами режимных помещений, определяемых в соответствии с Инструкцией по защите государственных секретов Республики Казахстан. Правила дополнены пунктом 25-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 18.06.18 г. № 355 25-1. При организации доступа к Интернету из локальных сетей внешнего контура в обязательном порядке обеспечивается наличие антивирусных средств, обновлений операционных систем на рабочих станциях, подключенных к сети Интернет. 1) реализуется как на базе цифровых телефонных сетей общего пользования, так и с применением технологии IP-телефонии; 2) обеспечивает коммутацию пользователя с абонентами телефонных сетей по следующим каналам: использование соединений абонентов через существующую локальную вычислительную сеть внутреннего и внешнего контура и ведомственную сеть передачи данных; использование услуг связи оператора телефонной связи общего пользования по потоку Е1; использование операторов сотовой связи; использование услуг междугородних и международных вызовов. 27. Для проведения конференций, презентаций, совещаний, телемостов конференцзал ГО и МИО оснащается: 1) конференцсистемой звукового усиления, включающей размещение на месте участника микрофона, громкоговорителя и светового индикатора запроса и выступления участника; 2) устройством ввода-вывода информации. Для организации «телемоста» с географически распределенными участниками, находящимися в других городах или странах, конференцсистема по необходимости дополняется системой аудио- и видеоконференцсвязи оператора ИКИ ЭП. 1) реализуется посредством печатающего, копирующего и сканирующего оборудования, подключенного к локальной сети внутреннего контура ГО с использованием сетевого интерфейса либо прямого подключения к серверу печати;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |