|
|
|
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2021 года № 221
Данная редакция действовала до внесения изменений от 3 июля 2023 года
В соответствии с подпунктом 7-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования. 2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования; 3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Утверждены приказом Министр образования и науки Республики Казахстан от 18 мая 2021 года № 221
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования. 2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах: 1) разработчик - организация, осуществляющая разработку государственных общеобязательных стандартов образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ (далее - Разработчик); 2) ожидаемые результаты - совокупность компетенций, выражающих, что именно воспитанник/обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении всей или части типовой учебной программы, в том числе с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников/обучающихся; 3) типовая учебная программа - программа, определяющая содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению, по каждому виду организованной учебной деятельности для воспитанников организаций дошкольного образования и каждому учебному предмету для обучающихся на уровне начального, основного среднего и общего среднего образования; 4) типовой учебный план - документ, регламентирующий перечень, последовательность и объем организованной учебной деятельности для воспитанников организаций дошкольного образования и перечень, последовательность и объем изучения учебных предметов для обучающихся организаций среднего образования; 5) организованная учебная деятельность - основная форма воспитания и обучения, организуемая педагогом дошкольной организации и направленная на освоение воспитанниками знаний, умений, навыков и формирование компетенций.
Глава 2. Порядок организации работы по экспертизе типовых учебных планов и типовых учебных программ
3. Организация работы по экспертизе типовых учебных планов и типовых учебных программ (далее - экспертиза) проводится организацией, определяемой уполномоченным органом в области образования (далее - Организация). 4. Для организация работы по экспертизе типовых учебных планов и типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования Организация формирует экспертные группы по организованным учебным деятельностям/учебным предметам из числа педагогов, прошедших обучающие курсы, имеющих стаж работы по специальности не менее 10 (десять) лет, квалификационную категорию «педагог-исследователь» и (или) «педагог-мастер», и из числа ученых, имеющих степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD) /доктора по профилю, включенных в базу экспертов. К проведению экспертизы привлекаются также победители республиканских конкурсов «Лучший преподаватель», «Лучший педагог», обладатели национальной премии «Учитель Казахстана». 5. Экспертная группа утверждается приказом руководителя Организации в составе не менее 9 человек по организованной учебной деятельности/ учебному предмету, возглавляет экспертную группу лицо, имеющее ученую степень. 6. До начала процедуры экспертизы Организация проводит обучающие курсы для ученых и педагогов, включенных в экспертную группу по 72-часовой программе, утвержденной научно-экспертным советом Организации и согласованной с уполномоченным органом в области образования. 7. Работа членов экспертной группы осуществляется на основании договора, заключенного между Организацией и экспертом, с соблюдением режима конфиденциальности в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. 8. При организации работы по экспертизе типовых учебных планов экспертными группами определяются: 1) соответствие типовых учебных планов государственным общеобязательным стандартам образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) (далее - ГОСО); 2) соответствие перечня изучаемых видов организованной учебной деятельности/учебных предметов наименованию типового учебного плана; 3) соответствие типовых учебных планов следующей структуре: пояснительная часть; основное содержание; перечень видов организованной учебной деятельности на уровне дошкольного образования и учебных предметов инвариантного и вариативного компонентов по классам, языкам обучения и видам организаций образования на уровнях начального, основного среднего, общего среднего образования; 4) соответствие перечня изучаемых видов организованной учебной деятельности/учебных предметов, максимального объема учебной нагрузки, объема недельной учебной нагрузки обучающихся санитарным требованиям, разработанным в соответствии с подпунктом 132-1) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2017 года №71, соблюдение охраны жизни и здоровья и возрастных особенностей обучающихся; 5) соблюдение принципа приоритетности обучения казахскому языку; 6) обеспечение принципов преемственности и непрерывности уровней образования с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач; 7) оптимальность соотношения инвариантного и вариативного компонентов учебной нагрузки в соответствии с целями и задачами обучения по уровням образования и видам организаций образования, а также задачами предпрофильной и профильной подготовки; 8) учет в вариативном компоненте индивидуальных образовательных потребностей, целей и задач обучения детей с особыми образовательными потребностями. 9. При организации работы по экспертизе типовых учебных программ экспертными группами определяются: 1) соответствие типовых учебных программ ГОСО; 2) соответствие типовых учебных программ следующей структуре: пояснительная часть (цели и задачи); особенности обучения по уровням образования и видам организаций образования; базовое содержание организованной учебной деятельности по возрастным группам, учебных предметов по классам (общеобразовательный и продвинутый уровни); ожидаемые результаты (требования к уровню подготовки): предметные и метапредметные; 3) достаточная представленность в целях обучения и ожидаемых результатах теоретического материала, включающего основные положения, законы, закономерности и правила по учебному предмету; 4) оптимальность объема и соотношения часов, отводимых на изучение определенных глав (разделов), проведение практических и лабораторных занятий (в зависимости от специфики учебного предмета); 5) достижимость целей обучения и ожидаемых результатов и их соответствие возрастным особенностям обучающихся; 6) соблюдение в планировании базового содержания учебного предмета принципа от простого к сложному, логической взаимосвязи и соподчиненности разделов, параграфов и тем, межпредметных связей и преемственности по уровням образования; 7) соответствие планируемого базового содержания учебного предмета задачам воспитания обучающихся в духе казахстанского патриотизма, уважения к государственному языку и государственным символам (в зависимости от специфики учебного предмета); 8) соответствие планируемого базового содержания учебного предмета, целей обучения и ожидаемых результатов задачам воспитания чувства любви и уважения к родине, культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям народа Казахстана (в зависимости от специфики учебного предмета); 9) отражение в планируемом базовом содержании учебного предмета вопросов личной гигиены, здорового образа жизни, безопасности, бережного отношения к окружающей среде (в зависимости от специфики учебного предмета); 10) соответствие планируемого базового содержания учебного предмета, целей обучения и ожидаемых результатов задачам развития функциональной грамотности и навыков применения знаний на практике; 11) соблюдение принципов дифференцированного, профильного обучения и профессиональной ориентации. 10. Экспертная группа по итогам экспертизы типовых учебных планов и типовых учебных программ принимает одно из следующих заключений: 1) в случае наличия замечаний и недостатков - «Направляется на доработку»; 2) в случае отсутствия замечаний и недостатков - «Направляется на апробацию». 11. Сроки рассмотрения проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ определяется ученым советом Организации в зависимости от объема работы. 12. Проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ, получившие экспертное заключение «Направляется на доработку», дорабатываются Разработчиком в течение 30 календарных дней и проходят повторную экспертизу. В случае не предоставления в течение 30 календарных дней экспертиза прекращается. 13. Экспертная группа рассматривает доработанные проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ и выносит заключение «Направляется на апробацию». 14. Повторное внесение проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ на экспертизу допускается один раз в течение календарного года.
Глава 3. Порядок апробации типовых учебных планов и типовых учебных программ дошкольного
15. Апробацию проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ проводит Организация на базе пилотных дошкольных организаций или пилотных общеобразовательных школ, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (далее - пилотная школа). 16. Апробация проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ пилотными школами проводится в соответствии с психолого-педагогическими требованиями, определяемыми научно-экспертным советом Организации. 17. В ходе апробации типовые учебные планы и типовые учебные программы рассматривается с позиции их практической реализации, соответствия возрастным особенностям обучающихся, представленности необходимого содержания учебного предмета по возрастным группам/классам, оптимальности соотношения разделов и тем, объема часов, отводимых на изучение тем, достижимости ожидаемых результатов и их соответствия целям и задачам обучения. 18. Перечень пилотных школ определяется уполномоченным органом в области образования по представлению управлений образования областей, городов республиканского значения, столицы. 19. Организация осуществляет руководство и методическое сопровождение процесса апробации, которое включает методические рекомендации по ее организации, форму аналитической справки по результатам апробации, методическое руководство по оцениванию типовых учебных планов и типовых учебных программ. 20. Апробация осуществляется как в штатном, так и в дистанционном режимах. 21. В период апробации параллельно проводится открытое общественное обсуждение проектов типовых учебных планов и типовых учебных программ путем их размещения на интернет-ресурсе Организации. Поступающие замечания и предложения рассматриваются и анализируются Организацией. 22. Органы управления образованием оказывают содействие учителям-апробаторам пилотных школ в проведении апробации и принимают меры по их стимулированию и мотивации. 23. К проведению апробации привлекаются заместитель руководителя пилотной школы по учебной работе, учителя-предметники и психологи. 24. Итоги апробации рассматриваются на заседаниях педагогического совета пилотной школы, по итогам которых составляется аналитическая справка. 25. Пилотная школа по итогам апробации отправляет в Организацию аналитическую справку и результаты апробации. 26. Организация направляет Разработчику аналитическую справку по итогам апробации в произвольной форме, обобщенные замечания и предложения по итогам общественного обсуждения. 27. Разработчик дорабатывает проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ на основе результатов апробации и общественного обсуждения в течение 30 календарных дней со дня получения экспертного заключения от Организации. 28. Экспертная группа рассматривает доработанные по итогам апробации проекты типовых учебных планов и типовых учебных программ и выносит одно из следующих решений: 1) в случае отсутствия замечаний и недостатков - «Вносится к утверждению уполномоченным органом в области образования»; 2) в случае наличия замечаний и недостатков - «Не вносится к утверждению уполномоченным органом в области образования».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |