|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Доклад об исполнении Республикой Казахстан решений (соображений, мнений) договорных Органов Организации Объединенных Наций
г. Нур-Султан, 2021 г.
Подготовка настоящего доклада стала возможной благодаря поддержке Королевства Нидерландов Содержание доклада может не отражать точку зрения Королевства Нидерландов
Доклад «Об исполнении Республикой Казахстан решений (соображений, мнений) договорных органов Организации Объединенных Наций». - Общественное объединение «Қадір - қасиет», 2021 г. - 166 С.
Авторский коллектив:
Анара Ибраева Евгений Жовтис (раздел IV, частично - VIII) Алишер Кожагулов (раздел VI) Разия Нурмашева (раздел VII)
Доклад предназначен для договорных органов, Специальных процедур и других органов и учреждений по правам человека Организации Объединенных Наций, Президента, Парламента, Правительства, Верховного Суда, других государственных органов, ученых-исследователей, высших учебных заведений, институтов гражданского общества, журналистов, граждан и неграждан Республики Казахстан.
СОДЕРЖАНИЕ
II. Меры, которые государству надлежит предпринять III. КТО ответственен, ПОЧЕМУ не исполняет, ЧТО предпринимает? 2. Почему государственные органы не исполняют решения (соображения, мнения) договорных органов ООН? V. Обзор имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов ООН Республикой Казахстан 1. Принятие государством процедурных мер 1.1. Опубликование текстов решений (соображений, мнений) договорных органов ООН 1.2. Перевод текстов решений (соображений, мнений) договорных органов ООН на государственный язык 1.3. Широкое распространение текстов решений (соображений, мнений) договорных органов ООН 2. Меры по существу принятых договорными органами ООН решений (соображений, мнений) 2.1. Меры по недопущению нарушений впредь (гарантии неповторения) - меры общего характера 2.1.1. Изменение законодательства Республики Казахстан 2.1.7. Меры по недопущению нарушений впредь (гарантии неповторения) - другие меры общего характера 2.2. Меры по недопущению нарушений впредь (гарантии неповторения) - индивидуальные меры 3.1. Право жертв на эффективные средства правовой защиты 3.2. Возмещение: полное и адекватное за причиненные страдания, справедливое и надлежащее 3.3. Возмещение судебных издержек, суммы штрафа 3.7. Надлежащие меры сатисфакции 3.9. Исключить признательные показания, характер которых не был проверен судом должным образом 3.11. Рассмотреть вопрос об отмене аннулирования вида на жительство 3.17. Обеспечить отцу умершего Дмитрия - Ашиму Ракишеву восстановление в правах 3.19. Организовать регулярные посещения и эффективный мониторинг 3.21. Наблюдать за положением автора на основе сотрудничества с принимающим государством VII. Имплементация решений (соображений, мнений) договорных органов ООН в судах
АДГС - Агентство по делам государственной службы АП - Администрация президента АПК - Агентство по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) ВС - Верховный Суд ГА - Генеральная Ассамблея ГП - Генеральная прокуратура ГПК - Гражданский процессуальный кодекс ГУ - государственное учреждение ДВД - Департамент внутренних дел ЕРДР - Единый реестр досудебных расследований ЗОП - Замечание общего порядка ИВС - изолятор временного содержания КазГЮУ - Казахский гуманитарно-юридический университет КАП - Комитет административной полиции КЛДЖ - Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин КЛРД - Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации КМБПЧ - Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности КМС - Комитет миграционной службы КНБ - Комитет национальной безопасности КНИ - Комитет по насильственным исчезновениям КоАП - Кодекс РК об административных правонарушениях КПИ - Комитет ООН по правам инвалидов КПП - Комитет ООН против пыток КПР - Комитет ООН по правам ребенка КПСиСУ - Комитет по правовой статистике и специальным учетам КПЧ - Комитет ООН по правам человека КПЧ АП - Комиссия по правам человека при Президенте КС - Конституционный Совет КТМ - Комитет ООН по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей КУИС - Комитет уголовно-исполнительной системы КЭСКП - Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам КЯП - Комитет языковой политики МВД - Министерство внутренних дел МВК - межведомственная комиссия МВРГ - межведомственная рабочая группа МЗ (МЗСР) - Министерство здравоохранения (и социального развития) МИД - Министерство иностранных дел МИОР - Министерство информации и общественного развития МКИС - Министерство культуры и спорта МО - Министерство обороны МОН - Министерство образования и науки МПГПП (Пакт) - Международный пакт о гражданских и политических правах МТСЗН - Министерство труда и социальной защиты населения МФ - Министерство финансов МЦРиАП - Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности МЮ - Министерство юстиции АО «НИТ» - акционерное общество «Национальные информационные технологии» НКДЖ (НКДСГП) - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике (по делам семьи) НП - Нормативное постановление НПА - нормативный правовой акт НПМ - Национальный превентивный механизм НЦПЧ - Национальный центр по правам человека ОВД - органы внутренних дел ОО - общественное объединение ПДСОГ - постоянно действующие следственно-оперативные группы ПРООН - Программа развития ООН ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство СИЗО - следственный изолятор СМАС - специализированный межрайонный административный суд СМЭ - судебно-медицинская экспертиза СН - санитарные нормы СПЭ - судебно-психиатрическая экспертиза УВД - Управление внутренних дел УВКПЧ - Управление Верховного комиссара по правам человека УДО - условно-досрочное освобождение УИС - уголовно-исполнительная система УПЧ - Уполномоченный по правам человека УСБ - управление собственной безопасности ФП - Факультативный протокол ЦАБДП - Централизованная автоматизированная база данных уголовно-исполнительной системы ЦГБ - центральная городская больница (С - Степногорская) ЦПГИ - Центр поддержки гражданских инициатив ШОС - Шанхайская Организация Сотрудничества ЭЦП - электронная цифровая подпись
Наш проект стал возможным благодаря поддержке Королевства Нидерландов и ряда лиц и организаций, которым мы говорим спасибо: 1) International Bar Association и Юрате Гузевичуте за предоставленную представителям государственных органов Казахстана возможность ознакомиться с опытом исполнения соображений Комитета ООН по правам человека Литовской Республикой (февраль 2020 г.). 2) Всем участникам 7-ми рабочих встреч (закрытого типа) с государственными органами в 2019-2020 гг.: - 9 жертвам, чьи права признаны Комитетом ООН по правам человека и Комитетом ООН против пыток нарушенными, которые участвовали в обсуждении «дорожных карт»: Иссе Евлоеву, Берику Жагипарову, Дильнар Инсеновой, Ирине Хан, Андрею Свиридову, Жаслану Сулейменову, Мурату Телибекову, Бахытжан Торегожиной, Ольге Хасеновой (Ракишевой) и их представителям - Фатиме Берсановой, Разие Нурмашевой; - 19 экспертам - за подготовку «дорожных карт»: - докторам юридических наук Роману Подопригоре и Акифу Сулейманову; - кандидатам юридических наук Абылайхану Аккулеву, Анаре Ибраевой (ОО «Қадір-қасиет»), Сауле Мектепбаевой, PhD Муслиму Хасенову; Мереке Габдуалиеву, Данияру Канафину, Ляззат Темиржановой (адвокатам); - правозащитникам Евгению Жовтису, Анне Солодовой, Бахытжан Торегожиной; - адвокатам Снежанне Жуковой, Светлане Ковлягиной, Инаре Масановой, Лейле Рамазановой, а также - Алие Айсиной, нотариусу Марал Касеновой, преподавателю КазГЮУ Дане Мухамеджановой; - за участие в качестве модераторов рабочих встреч - секретарю Комиссии по правам человека при Президенте РК Тастемиру Абишеву и послу по особым поручениям МИД РК Усену Сулеймену. 3) Разработчикам и участникам подготовки кампании «Bir Kirpish»1 (2021 г.): - 17 авторам сообщений в договорные органы ООН за участие в создании историй в ходе съемок - Лукпану Ахмедьярову, Халелхану Адильханову, Жанне Байтеловой, Александру Герасимову, Мухтару Джакишеву, Иссе Евлоеву, Берику Жагипарову, Дильнар Инсеновой, Ержану Садыкову, Тазабеку Самбетбай, Андрею Свиридову, Жаслану Сулейменову, Мурату Телибекову, Дмитрию Тихонову, Бахытжан Торегожиной, Есенбеку Уктешбаеву, Ольге Хасеновой (Ракишевой); - их представителям: Анаре Ибраевой, Павлу Кочеткову, Анне Солодовой, Бахытжан Торегожиной; - адвокатам: Фатиме Берсановой, Снежанне Жуковой, Жангазы Кунсеркину, Разие Нурмашевой, а также экспертам: Денису Дживаге, Евгению Жовтису; - IT-специалисту Артему Макаренко, а также директору ОО «Қадір-қасиет» Мадине Ахметовой - за разработку и техническое оформление сайта; - Photographers without borders - за помощь в фотографировании, а также Forum - Asia за солидарность и поддержку кампании Bir Kirpish (июнь 2021 г.); - 3 фотографам - Аните Боннаренс (Anita Bonnarens) из Канады, Айгерим Кабдуллиной и Анне Кондратовой из г. Нур-Султан; - 7 художникам Жанель Аманкелді, Томирис Давлетовой, Ахату Дюсембаеву, Айдане Женисовой, Ержану Айтанову, Лесе Колбик, Тимуру Оспанову, дизайнеру Нурие Шарипбек; _________________________ 1 Bir Kirpish (июнь 2021 г.) - в переводе с казахского языка означает «один кирпич». Это адвокационная кампания с одноименным веб сайтом www.birkirpish.kz, где размещены решения трех комитетов ООН в отношении Республики Казахстан, видеоистории авторов сообщений о борьбе за свои права, опции «пожертвовать», «отдать свой голос за то, какой государственный орган должен отвечать за исполнение решений договорных органов ООН в Республике Казахстан».
- 7 журналистам - Назгуль Абжекеновой, Анар Бекбасовой, Дарье Бублик, Зауре Мирзаходжаевой (текстовые интервью), Марианне Гуриной (видео интервью), Индире Какимовой, Александре Сергазиновой, Жанне Байтеловой (видеоролики); - 5 монтажерам за создание видео - историй Махамбету Абжан, Юлие Козловой, Александру Разанову, Нуржану Смаилову, Илье Шакирову. 4) За поддержку и продвижение вопросов имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов ООН: - адвокатам Разие Нурмашевой и Фатиме Берсановой; - мониторам Алишеру Кожагулову и Нуржану Наурызбаеву; - средствам массовой информации за размещение публикаций по ходу выполнения проекта на своих платформах в 2020 г. - Олжасу Сыздыкову, Игорю Лоскутову, НПО - DRA (г. Берлин), КМБПЧ и Андрею Гришину и многим другим;2 - 20 экспертам - правозащитникам, журналистам, общественным деятелям, которые дали интервью: • политологу Досыму Сатпаеву и адвокату Джохару Утебекову (интервью брала Анара Ибраева), Мереке Габдуалиеву, Евгению Жовтису, Светлане Ковлягиной, Ляззат Темиржановой. Муслиму Хасенову (интервью брала Мадина Ахметова), Евгению Жовтису, Муслиму Хасенову, Амангельды Шорманбаеву (интервью брала Назгуль Абжекенова) - в рамках кампании «Обязался - делай!» • Галыму Агелеуову, Фатиме Джандосовой, Евгению Жовтису, Куралай Исеновой, Светлане Ковлягиной, Барлыку Мендыгазиеву, Мурату Телибекову, Бахытжан Торегожиной, Айман Турсынхан, Елене Швецовой (интервью брала журналист Марианна Гурина в рамках кампании «Кто за?»); • Галыму Агелеуову, Лукпану Ахмедьярову, Алексею Божкову, Марианне Гуриной, Евгению Жовтису, Насиме Корганбековой, Ирине Медниковой, Ерлану Нурпеисову, Олжасу Сыздыкову, Бейбарысу Толымбекову (интервью брала журналист Зауре Мирзаходжаева в рамках кампании «Пытки в решениях комитетов ООН); _________________________ 2 Sputnik Kazakhstan (https://ru.sputnik.kz/announcement/20201025/15290309/Chto-ozhidaetsya-v-Kazakhstane-26-oktyabrya.html) Baige News (https://baigenews.kz/news/komitet_protiv_pytok_zhestko_kritikuet_kazakhstan_-_pravozashchitniki/) https://baigenews.kz/news/onlayn_sudy_narushayut_prava_podsudimogo_-_advokaty/ KazInform (https://www.inform.kz/ru/anons-naibolee-vazhnyh-sobytiy-v-kazahstane-13-noyabrya_a3717984) КазТАГ (https://kaztag.kz/ru/news/za-razglashenie-gosudarstvennykh-sekretov-dolzhen-otvechat-khranitel-sekretov-zhovtis) https://kaztag.kz/ru/news/32-resheniya-vynesli-s-2011-goda-komitety-oon-protiv-kazakhstana-pravozashchitnik InformBuro (https://informburo.kz/novosti/pravozashchitniki-kazahstana-predlagayut-izmenit-konstituciyu-chtoby-privestieyo-v-sootvetstvie-mezhdunarodnym-soglasheniyam.html) ZONA.kz (https://zonakz.net/2020/12/04/za-razglashenie-gosudarstvennyx-sekretov-dolzhen-otvechat-xranitel-sekretovzhovtis/) Platon Asia (https://platon.asia/stati/za-razglasheniye-gosudarstvennykh-sekretov-dolzhen-otvechat-khranitel-sekretovzhovtis) https://platon.asia/news/oskorbitel-nost-dolzhnostnykh-lits-status-kvo-po-delu-lukpan-akhmed-yarov-protiv-kazakhstana ACCA (https://acca.media/kazahstan-pravozashhitniki-prizyvayut-vlasti-ne-nakazyvat-zhurnalistov-za-razglasheniegossekretov/) Masa media (https://masa.media/ru/site/oon-potrebovala-peresmotret-delo-zhurnalista-lukpana-akhmedyarova; https://masa.media/ru/site/onlayn-lektsiya-o-svobode-mysli-sovesti-і-religii-proydet-22-oktyabrya) https://www.instagram.com/p/CRqYuupH0qf/?utm_medium=copy_link Tilshi.kz (http://tilshi.kz/archives/16347) http://tilshi.kz/archives/16705 Радио Азаттық (https://rus.azattyq.org/a/30904869.html; https://rus.azattyq.org/a/un-committees-made-38-decisions-in-favorof-kazakhstanis-what-s-next-/30970304.html) Альянс ТІРЕК (http://tirek.info/komitet-oon-vynes-reshenie-v-moyu-polzu-chto-daet-kazahstantsam-podderzhka-vmezhdunarodnoj-instantsii/) online.zakon.kz (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34832586#pos=5;- 114&sdoc_params=text%3D%25D2%259B%25D0%25B0%25D0%25B4%25D1%2596%25D1%2580- %25D2%259B%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B5%25D1%2582%26mode%3Dindoc%26topic_id%3D34832 586%26spos%3D1%26tSynonym%3D0%26tShort%3D0%26tSuffix%3D1&sdoc_pos=0) + кампания Пытки в решениях Комитетов ООН https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=660550824564323&id=100018282348962&__cft__[0]=AZXPIzS5Gs amfUX7gb5IqsK1qcuOayh33aHPIxlwln7CAK8wQxgsxgBG6mWP1PN2kwc6ZUeWSGNelEKWdz7O3r1H62XKWbMr65xO8vxEp0nu9F_puYHKlXBcsA-HcXbA7І&__tn__=%2CO%2CP-R, 31.08.2020 г.) Kokshetau Asia (https://kokshetau.asia/socialnews-mobile/57800-po-informatsii-oo-adir-asiet,%2009.08.2020%20%D0%B3.) Коалиция по вопросам безопасности и защиты правозащитников Коалиция НПО против пыток
- менеджеру сайта ОО «Қадір-қасиет» Фатиме Джандосовой, PR-специалисту Нуржану Наурызбаеву, Камиле Есеновой - за подготовку и размещение материалов на сайте и страницах ОО «Қадір-қасиет» в социальных сетях: @dignity.kz и @birkirpish - в инстаграме, @Dignity - в телеграмме, @Кадір-касиет - в фейсбуке, @qadyrqasyet - в твиттере, @dignity.kz - в тик-токе.
Для кого предназначен этот доклад? Для всех, в чьей компетенции находится вопрос принятия решений, для жертв нарушений прав человека, для адвокатов и правозащитников, для любого лица, кто желает соблюдения его прав и свобод в Казахстане. Парламент принимает законы, а Президент их подписывает. По такой процедуре мы, граждане Казахстана, получаем законодательство, которое должно соблюдаться каждым. Это требование Конституции - Основного закона государства. Следуя указанной процедуре, Республикой Казахстан приняты (ратифицированы) и стали действующим законодательством международные договоры по правам человека3. Тем самым предоставлена возможность каждому человеку при нарушении его прав обращаться в договорные органы ООН - четыре комитета - с индивидуальными жалобами против государства. Это происходило в разное время - с 2001 по 2009 год. Комитеты ООН получают полномочия рассматривать индивидуальные жалобы (сообщения) исключительно после ратификации государством-участником соответствующего договора и отдельно протокола к нему или направления заявления о признании компетенции комитета. «Путь» принятого договорным органом ООН решения (соображения, мнения) в Казахстане следующий: МИД РК получает текст решения через свое постоянное представительство в Женеве. Например, решение по сообщению Л. Ахмедьярова на английском языке, принятое Комитетом ООН по правам человека 19 октября 2020 г., МИДом было получено на следующий день и затем направлено другим государственным органам. Одним из препятствий в имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов ООН Республикой Казахстан в срок является то, что государство получает их на английском языке и лишь после перевода на русский язык (либо опубликования на сайте УВКПЧ ООН версии на русском языке) МИД направляет их в государственные органы. МИД может осуществить перевод на государственный язык4. Государству предоставляется срок для информирования договорного органа ООН об исполнении решения (соображения, мнения).5 С 2011 г. по 2021 г. три из четырех комитетов ООН, компетенцию которых рассматривать индивидуальные жалобы Казахстан признал, вынесли 49 решений в пользу граждан и неграждан РК. Государство «поручает, заседает, изучает, перенаправляет, высказывает, придерживается», но не исполняет решения (соображения, мнения) договорных органов ООН в полной мере. В течение двух лет общественное объединение «Қадір-қасиет» разрабатывало инструментарий, чтобы государство и общество имели представление: сколько и какие решения (соображения, мнения) вынесены договорными органами ООН; что означает каждый из стандартов прав человека; какие меры какими государственными органами и в какие сроки должны были быть предприняты; организовывало и проводило обсуждение 40 «дорожных карт»; представило предложения по совершенствованию законодательства в Парламент и другим ветвям власти; довело до сведения широких кругов общественности эти предложения на онлайн брифингах; провело и разместило в YouTube 15 публичных лекций о сути разных прав и свобод, чтобы любой человек мог узнать о них. Одним из успехов проекта «Қадір-қасиет», который дал мультипликативный эффект, явилось внедрение инструментария по разработке «дорожных карт» об имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов ООН в одном из вузов страны. ____________________ 3 Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол № 1 к Пакту, Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. 4 Ответ директора Департамента многостороннего сотрудничества Н. Жалгасбаева на обращение «Қадір-қасиет» № 79 от 12.03.2021 г. об имплементации Соображений КПЧ ООН по сообщениям А. Абильдаевой и Б. Сулейменовой. 5 МИД указал, что срок для исполнения Соображений по сообщению Л. Ахмедьярова - 240 дней (до 16.06.2021 г.), но такой срок был обозначен в связи с пандемией (продлен на 60 дней, хотя в п. 12 Соображений КПЧ этот срок составляет 180 дней).
В настоящем докладе дается обзор исполнения Республикой Казахстан решений (соображений, мнений) договорными органами ООН. Процесс сбора информации оказался более трудоёмким и сложным, чем ожидалось, из-за отсутствия ответов на обращения, ответов не по существу вопросов, либо перенаправлением запросов, а также по причине неготовности большинства государственных органов встречаться, обсуждать меры для исполнения этих решений. Это было похоже на «замкнутый круг», что продемонстрировало отсутствие системности, а в конечном счете - неисполнение таких решений Республикой Казахстан. В 2017 г. ситуация с исполнением решений (соображений, мнений) договорных органов ООН была следующей: «проблема исполнения решений профильных комитетов ООН постоянно обсуждается на заседаниях Межведомственной рабочей группы при Генеральной прокуратуре (МВРГ) будет разработан внутригосударственный механизм исполнения решений профильных комитетов ООН, принимаемых по индивидуальным сообщениям граждан».6 «Қадір-қасиет» не удалось получить решения о создании указанной МВРГ. В 2020 г. консолидацией усилий в области выполнения рекомендаций международных органов по правам человека занималось Министерство юстиции РК. И в результате этой деятельности были проведен ряд межведомственных закрытых обсуждений, результаты которых были в определенной мере отражены в Указе Президента РК № 597 от 09 июня 2021 г. «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека» 7, в котором одной из мер указано: «совершенствование механизмов взаимодействия с договорными органами ООН и специальными процедурами Совета ООН по правам человека». Очевидно, что это включает решение вопросов об эффективном выполнении решений (соображений, мнений) договорных органов ООН. Но пока, как будет показано дальше, ситуация явно неудовлетворительная. Не претендуя на всеобъемлющий характер исследования, вместе с тем надеемся, что его результаты будут способствовать созданию эффективной системы имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов в Республике Казахстан. ________________________ 6 Ответ начальника Департамента по представительству интересов государства в суде ГП РК А. Чиндалиева в адрес Б. Торегожиной № 2-012827-17-14222 от 23.02.2017 г. 7 https://www.akorda.kz/ru/o-dalneyshih-merah-respubliki-kazahstan-v-oblasti-prav-cheloveka-9505
Сразу отметим, что не все задачи были очевидны перед началом проекта, поскольку лишь весьма ограниченный круг причин и трудностей при исполнении Республикой Казахстан решений (соображений, мнений) договорных органов ООН был известен и доступен. Задачи, которые предстояло решить: • сформировать единый источник информации о решениях (соображениях, мнениях) договорных органов ООН в отношении Республики Казахстан; • разработать инструментарий для оценки имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов ООН; посредством формирования команды экспертов разработать «дорожные карты» о том, как государству пошагово исполнить решения (соображения, мнения), договорных органов ООН, а также обсудить их в ходе рабочих встреч в закрытом режиме с государственными органами и жертвами нарушений для сбора и учета всех замечаний и рекомендаций; • обеспечить условия в ходе обсуждения «дорожных карт» на рабочих встречах, когда государство могло бы услышать авторов сообщений в договорные органы ООН, в том числе по вопросу того, как авторы сообщений видят исполнение решений (соображений, мнений) договорных органов ООН Республикой Казахстан. Однако участие лишенных свободы лиц Комитетом уголовно-исполнительной системы МВД РК не было обеспечено с указанием на «отсутствие технической возможности в учреждениях ДУИС по Костанайской области обеспечить участие О. Евлоева и Д. Тян в рабочей встрече».8 Таким образом, мы вынуждены сделать вывод о том, что заключенные лишены не только свободы, но и права на выражение собственного мнения внутри страны, в том числе по вопросу исполнения решений о восстановлении их прав и достоинства, нарушение которых было установлено договорными органами ООН; • сформировать предложения по совершенствованию законодательства об исполнении решений (соображений, мнений) договорных органов ООН и довести их до сведения общества и государства; • разъяснять гражданам содержание тех прав и свобод, которые признаны договорными органами ООН как нарушенные Республикой Казахстан в период 2011-2021 гг.; • осуществить сравнительный анализ исполнения государством решений (соображений, мнений) договорных органов ООН. Календарь основных мероприятий проекта включал следующие мероприятия: • 2019-2021 гг. - сбор текстов всех решений (соображений, мнений) Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН против пыток, Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации9, формирование сборника решений (соображений, мнений) трех комитетов в отношении Республики Казахстан и их визуализация. Сборник готовился трижды, в начале, в середине и в конце проекта и постоянно обновлялся. ________________________ 8 Ответ заместителя председателя КУИС МВД РК М. Аюбаева от 05.03.2021 г. 9 См.: https://birkirpish.kz/#allcases; см. также: https://kkassiyet.wordpress.com/intdocs/undocs/decisionsuncom/
• 2019-2021 гг. - 4 адвокационные кампании: «Обязался - делай!»10, «Кто за?»11, «Пытки в решениях комитетов ООН»12, «Bir Kirpish»13. • 2019-2021 гг. - встречи с государственными органами, согласившимися обсудить рабочий план по взаимодействию для реализации решений (соображений, мнений) комитетов ООН14. Девять государственных органов (ВС - 17.11.2020 г., УПЧ15, МИОР - 14.08.2019 г.16, МО17, МТСЗН18, МИД19, МЮ20, КНБ21 МФ22) направили ответы о готовности встретиться по вопросу об имплементации решений (соображений, мнений) комитетов ООН. Однако на 31.08.2021 г. за исключением УПЧ (26.04.2021 г.), МИОР (19.04.2021 г.) и МО (31.08.2021 г.) другие министерства и ведомства не подтвердили конкретные даты встреч, как сообщали в своих ответах. Институт законодательства МЮ РК обозначил в качестве условия для сотрудничества на возмездной основе - заключение договора.23 В 2021 г. какой-либо инициативы от МВД, МЮ, ВС в отношении встреч не отмечено, а для Парламента и МОН «встреча не представляется возможной в связи с эпидемиологической ситуацией»24. Так, МВД отказалось от интервью по кейсу Тимура Ильясова в связи с отсутствием компетенции миграционной службы в вопросе наложения ограничений на его въезд в РК.25 МЮ РК сообщило о том, что «государственными органами проводится анализ всех соображений комитетов ООН и изучение зарубежного опыта по рассмотрению индивидуальных сообщений в комитеты ООН, целесообразно назначить встречу по обсуждению совместной работы после завершения указанной работы; дата и время встречи будет сообщено дополнительно».26 ГП РК пояснила, что встречается с «Қадір-қасиет» 19.12.2019 г. на рабочей встрече по обсуждению «дорожных карт»: «совместная работа в данном направлении продолжается, в том числе при активном участии представителей органов прокуратуры, поэтому организовать на данном этапе встречу с руководством Генеральной прокуратуры по указанному вопросу не представляется возможным. При этом Ваши дальнейшие предложения о мерах по разработке механизма имплементации рекомендаций комитетов ООН предлагаем обсудить на будущих аналогичных встречах с уполномоченными сотрудниками органов прокуратуры».27 _______________________ 10 Интервью с 5-ю экспертами, разработавшими «дорожные карты» по исполнению решений (соображений, мнений) комитетов ООН в отношении Республики Казахстан - М. Габдуалиевым, Е. Жовтисом, С. Ковлягиной, Л. Темиржановой. М. Хасеновым https://kkassiyet.wordpress.com/campaigns/campaign_pledged_do/ 11 Журналист Марианна Гурина записала 10 видео интервью с правозащитниками и общественными деятелями: Г. Агелеуовым, Ф. Джандосовой, Е. Жовтисом, К. Исеновой, С. Ковлягиной, Б. Мендыгазиевым, М. Телибековым, Б. Торегожиной, А. Турсынхан, Е. Швецовой. См. видео интервью: https://www.youtube.com/watch?v=EaEQCv7JvWw&list=PLD0EZKMtSUTYPcVM_qdQr5jLJyQbV5ZG https://kkassiyet.wordpress.com/campaigns/campaign_ktoza2020/ 12 Журналист Зауре Мирзаходжаева провела 10 интервью с правозащитниками, журналистами и общественными деятелями: Г. Агелеуовым, Л. Ахмедьяровым, А. Божковым, М. Гуриной, Е. Жовтисом, Н. Корганбековой, И. Медниковой, Е. Нурпеисовым, О. Сыздыковым, Б. Толымбековым. См. интервью: https://kkassiyet.wordpress.com/campaigns/campaign_torturesuncases2020/ 13 https://birkirpish.kz/ 14 Встречи с МИД и ГП - в сентябре 2019 г., с ВС «обсуждение предложений по созданию механизма исполнения решений договорных органов ООН» - 17.11.2020 г. (ответ заместителя руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при ВС РК (аппарата ВС РК) № 6001-20-9-6217 от 14.10.2020 г.), МИОР и УПЧ - в мае 2021 г., цель: получение информации о готовности к имплементации и о планах. 15 Ответ руководителя НЦПЧ З. Утебаевой. 16 Ответ вице-министра МИОР Д. Есина от 13.08.2019 г.; см. также ответ вице-министра МИОР Б. Тлепова на обращения «Қадір-қасиет» №№ 267 и 290 от 30.03.2021 г. об имплементации Соображений КПЧ ООН по сообщению Д. Тян. 17 Ответ вр.и.о. первого заместителя начальника, генерала-майора авиации Генерального штаба Вооруженных сил РК Н. Карбенова на обращение «Қадір-қасиет» № 225 от 05.04.2021 г. об имплементации Решения КПП ООН по сообщению Дмитрия и Ашима Ракишевых. См. также ответ за подписью указанного лица на запрос № 155 от 26.03.2021 г. - по сообщению Олега Евлоева (предоставлен контакт для взаимодействия). 18 Ответ первого вице-министра Министерства труда и социальной защиты населения РК А. Сарбасова. 19 Ответ директора Департамента многостороннего сотрудничества МИД РК Н. Жалгасбаева № 18-ЗТ-1161/3374 от 20.08.2019 г.; см. также ответ указанного лица на обращение «Қадір-қасиет» № 128 от 21.03.2021 г. об имплементации Соображений КПЧ ООН по сообщению М. Джакишева. См. также ответ директора Департамента многостороннего сотрудничества МИД РК Н. Жалгасбаева на обращения «Қадір-қасиет» №№ 177, 194, 222, 236, 253, 265, 289 от 30.03.2021 г., №№ 312 и 319 от 05.04.2021 г. (предложено встретиться в период с 26.04 по 07.05.2021 г.). В ответе директора Департамента многостороннего сотрудничества МИД РК Н. Жалгасбаева на обращение «Қадір-қасиет» № 122 от 21.03.2021 г. по сообщению А. Герасимова МИД РК сообщил о готовности встречаться для обсуждения возникающих вопросов на периодической основе. 20 Ответ вице-министра юстиции РК № 01-7-/ЗТ-А-135 от 03.02.2021 г.: «В целях организации работы по соображениям комитетов ООН в отношении РК в настоящее время совместно с государственными органами проводится анализ всех соображений, вынесенных комитетами ООН против РК и изучение зарубежного опыта по рассмотрению индивидуальных обращений в комитеты ООН. В рамках проводимой работы приняты во внимание и проанализированы ранее представленные Вами предложения, анализ и международный опыт. В этой связи, полагаем целесообразным назначить встречу по обсуждению совместной работы после завершения вышеуказанной работы. Дата и время встречи будет сообщено дополнительно». 21 «Проведение встречи по обсуждению принятых КНБ шагов в рамках исполнения решения КПЧ по сообщению Тимура Ильясова полностью поддерживаем, просим предоставить информацию о дате и времени её проведения для согласования участников», - из ответа заместителя директора Пограничной службы КНБ РК К. Далматова на обращение «Қадір-қасиет» № 191 от 30.03.2021 г. об имплементации Соображений КПЧ ООН по делу Тимура Ильясова. 22 Первый вице-министр МФ РК Б. Шолпанкулов в ответе на обращение «Қадір-қасиет» об имплементации Решения КПП ООН по сообщению Т. Абдусаматова и др. (№ ЗТ-А-987 и № ЗТ-А-987/1 от 26.03.2021 г.) направил кандидатуры следующих сотрудников МФ РК: Ерназарова Зайфун Алтынбековна - директор Департамента бюджетного законодательства, Адилханов Мурат Бухарбаевич - директор Департамента юридической службы. 23 Ответ директора Института законодательства МЮ РК Р. Сарпекова № 09-5/000083 от 25.03.2021 г. 24 Ответ вице-министра МОН Ш. Кариновой на обращение «Қадір-қасиет» № 186 от 30.03.2021 г. об имплементации Соображений КПЧ ООН по сообщению Тимура Ильясова.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание СокращенияБлагодарностиВведениеI. МетодологияII. Меры, которые государству надлежит предпринять1. Как договорные органы ООН осуществляют контроль за исполнением решений (соображений, мнений) и как это оценивают?2. Какие дела были рассмотрены Комитетом ООН против пыток и Комитетом ООН по правам человека в ходе процедуры последующей деятельности (follow-up procedure)?3. Сколько решений принято в отношении Республики Казахстан, и какие меры государство должно предпринять?III. КТО ответственен, ПОЧЕМУ не исполняет, ЧТО предпринимает?1. На какой государственный орган в Республике Казахстан в настоящее время возложена функция исполнения решений (соображений, мнений) договорных органов ООН?2. Почему государственные органы не исполняют решения (соображения, мнения) договорных органов ООН?3. Будет ли механизм исполнения решений (соображений, мнений) договорных органов ООН закреплен в законе?IV. Республика Казахстан и международное право. Правовой характер решений (соображений, мнений) договорных органов ООН в части их исполненияV. Обзор имплементации решений (соображений, мнений) договорных органов ООН Республикой Казахстан1. Принятие государством процедурных мер1.1. Опубликование текстов решений (соображений, мнений) договорных органов ООН1.2. Перевод текстов решений (соображений, мнений) договорных органов ООН на государственный язык1.3. Широкое распространение текстов решений (соображений, мнений) договорных органов ООН1.4. Предоставление в течение 90 - 180 дней информации в договорные органы ООН об исполнении решений (соображений, мнений)2. Меры по существу принятых договорными органами ООН решений (соображений, мнений)2.1. Меры по недопущению нарушений впредь (гарантии неповторения) - меры общего характера2.1.1. Изменение законодательства Республики Казахстан2.1.2. Проводить регулярное и учитывающее гендерные особенности обучение судей, адвокатов и сотрудников правоохранительных органов по вопросам, касающимся Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Факультативного протокола к ней, а также юриспруденции и общих рекомендаций КЛДЖ, в целях обеспечения устранения влияния стереотипных представлений на процесс принятия решений2.1.3. Пересмотреть практику с целью обеспечения возможности полноценного осуществления прав, предусмотренных в статье 18 МПГПП2.1.4. Принять эффективные меры к обеспечению практического осуществления Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин всеми национальными судами и другими государственными учреждениями, с тем, чтобы предоставить женщинам эффективную защиту от всех форм дискриминации по признаку пола в области занятости2.1.5. Обеспечить, чтобы при осуществлении положений статьи 351 Уголовного кодекса РК от потерпевших не требовалось подписание какого-либо заявления, если такое заявление может фактически являться препятствием для реализации их права на доступ к правосудию2.1.6. Принять меры и провести мероприятия, необходимые для повышения уровня информированности широкой общественности, в том числе в сельской местности, о сексуальных домогательствах на рабочем месте как уголовно-наказуемом деянии, а также способствовать проведению в жизнь политики по борьбе с такого рода домогательствами, охватывая как государственные, так и частные сферы занятости2.1.7. Меры по недопущению нарушений впредь (гарантии неповторения) - другие меры общего характера2.2. Меры по недопущению нарушений впредь (гарантии неповторения) - индивидуальные меры3. Специальные меры3.1. Право жертв на эффективные средства правовой защиты3.2. Возмещение: полное и адекватное за причиненные страдания, справедливое и надлежащее3.3. Возмещение судебных издержек, суммы штрафа3.4. Компенсация вреда, причиненного нарушениями прав и свобод человека представителями государства - Республики Казахстан3.5. Реабилитация3.6. Репарация3.7. Надлежащие меры сатисфакции3.8. Пересмотр, отмена судебных актов на основании решений (соображений, мнений) договорных органов ООН3.9. Исключить признательные показания, характер которых не был проверен судом должным образом3.10. Провести новое судебное разбирательство с соблюдением принципов справедливых и публичных слушаний, доступа к адвокату и других процессуальных гарантий3.11. Рассмотреть вопрос об отмене аннулирования вида на жительство3.12. Освободить автора3.13. До освобождения предоставить автору непрерывный и эффективный доступ к медицинскому обслуживанию в месте тюремного заключения3.14. Обеспечить автору надлежащее медико-санитарное обслуживание и помощь с учетом его ограниченных возможностей и состояния его здоровья, в том числе разрешить ему обращаться к частным врачам и медицинским сестрам, которые смогут осмотреть автора и оказать ему необходимую поддержку3.15. Надлежащее, быстрое и беспристрастное, тщательное и эффективное, независимое расследование в связи с утверждениями автора о пытках, жестоком обращении, чтобы придать виновных правосудию3.16. Рассмотреть вопрос о возможном соучастии медицинских работников с тем, чтобы привлечь к суду тех, кто несет ответственность за применение пыток в отношении Дмитрия Ракишева и его последующую смерть3.17. Обеспечить отцу умершего Дмитрия - Ашиму Ракишеву восстановление в правах3.18. Принять действенные меры для обеспечения защиты заявителя и его семьи от угроз и запугивания в любой форме3.19. Организовать регулярные посещения и эффективный мониторинг3.20. Исправить положение, в котором находится заявитель, в том числе посредством возвращения его в Казахстан3.21. Наблюдать за положением автора на основе сотрудничества с принимающим государством4. Временные меры защитыVI. Рейтинг государственных органов по критерию направленных ответов на запросы «Қадір-қасиет» об исполнении решений (соображений, мнений) договорных органов ООНVII. Имплементация решений (соображений, мнений) договорных органов ООН в судахVIII. Выводы и рекомендацииПриложения |