| ||||||||||||||||||||
|
|
|
03.05.2022 Политика конвертации тенге и долларизация экономики: Уроки «Шоковой терапии» в Казахстане в 1993 – 2000 годах
Казбеков Б.К. Д.э.н., преподаватель кафедры «Бизнес – технологии» ВШЭиБ КазНУ им. Аль-Фараби
К 30летию независимости Республики Казахстан
Проведенная в процессе осуществления «Шоковой терапии» в Казахстане в 1993 – 2000 гг. политика обеспечения по ходу реформ частных гарантий конвертируемости национальной валюты с одновременным проведением комплекса мер по трансформации экономической системы в сочетании с попыткой достижения полной занятости и максимальной обратимости тенге, не дала ожидаемых результатов. Главная цель, которая преследовалась реформаторами с помощью этих радикальных мер - масштабное привлечение в страну иностранных инвестиций так и осталась не достигнутой, если не считать переданных в иностранное управление предприятий, вызвавших обвальное падение налоговых поступлений в бюджет. Переход на торговлю в конвертируемой валюте и сам механизм конвертации тенге – это лишь подражание форме, видимость игнорируя содержание рыночной системы. Оказалось, что в это время из Казахстана было вывезено гораздо больше валютных ресурсов, чем ввезено, По существу, наоборот, произошло кредитование развитых стран при острейшем дефиците капитала в самом Казахстане, осуществляемой путем повсеместной долларизации экономики и расширения денежной массы /1, 2 /. По мировым меркам уровень долларизации более 50 % от денежной массы считается очень высоким, 30-50 % - высоким, 15-20 % - обычным. Уже к середине 2000 г. уровень долларизации денежной массы в Казахстане достиг 39,6 %, а уровень долларизации экономики - 6,1 % ВНП (табл. 1) /3/. Именно в этот период, Казахстан попал в разряд стран с высоким уровнем долларизации экономики. Но нежелательные последствия проводимой политики этим не ограничились. Ощутимый удар экономика Казахстана испытала в 1994 году, когда был осуществлен переход на повсеместную торговлю в твердой валюте. Выяснилось, что торговля со странами СНГ фактически ограничилась экспортными доходами республики со странами, имеющими твердую валюту. В результате этого, а также из-за последовавшего за этим обвала хозяйственных связей со странами СНГ, Казахстан в том году потерял значительную часть своего производства, а в рамках СНГ произошел окончательный развал прежде единой в постсоветском пространстве рублевой зоны. Это привело к дефициту сырья и материалов, запасных частей к основному производству и в конечном счете к прекращению ряда производств и снижению доходов. Таблица 1.
Уровень долларизации отдельных сегментов финансового рынка в Республике Казахстан
И это происходило несмотря на то, что основная задача данной политики заключалась в стабилизации производства и доходов. Переход на твердую валюту и попытка достижения конвертируемости национальной валюты вызвал двухсторонние бартерные отношения, которые не приблизили, а наоборот, отдалили от цели свободного многостороннего рыночного обмена. При этом неоправданная по жесткости социальная политика для населения могла быть заменена на более гибкую государственную политику бюджетных расходов и кредитов, безболезненно поддерживающих программы социального инвестирования. Из изложенного, необходимо было уяснить и перестать смотреть на либерализацию как на панацею, позволяющую решать любые проблемы. Основные принципы либерализации торговли и отказ от жестких протекционистких мер, а также полной конвертируемости тенге в переходный период должны были рассматриваться лишь как перспективная цель, но не как необходимость, достигаемая немедленно, ибо для Казахстана с его структурой хозяйства это пока было не реально. Тем более, что аналогичный процесс даже в странах ОЭСР еще далеко не завершен. Отсюда в практической плоскости возникла проблема соотношений, последовательности темпов в осуществлении текущей и перспективной политики, выяснение того, как эти меры способствуют или препятствуют достижению целей и в каких случаях следует использовать их в качестве инструментария проводимых реформ. «Шоковая терапия» в Казахстане исходила из первоочередных мер по обширной либерализации цен и быстрого введения конвертируемости тенге по счету текущих операций с одновременной широкомасштабной приватизацией. Однако, чем больше при этом девальвировался тенге для достижения его равномерного курса на торгах, тем сильнее возрастало давление импортируемой инфляции, которую обычно считают корректирующей, исправляющей прежние перекосы внутренних цен. Предполагалось также, что проводимая либерализация торговли перенесет дисциплину мировых цен на процессы внутренней инфляции в Казахстане, оказывая стабилизирующее влияние на его финансовую систему. На деле же с введением национальной валюты и ее конвертируемости по счету текущих операций и одновременной либерализацией импорта, рост цен, в 1994 году достигший четырехзначной цифры, существенно не снизился и, несмотря на жесткую монетарную политику во втором квартале даже усилился /4/. Меры жесткого денежно-кредитного сдерживания смогли лишь в незначительной степени сбить темпы инфляции, и в то же время вкупе с продолжавшимся разрывом хозяйственных связей вызвали обвальный спад производства, который резко ухудшил ситуацию в сфере занятости населения. Проводимые меры привели и к негативным последствиям другого рода, когда они, спровоцировав взаимное кредитование, оказались бессильными в отношении быстро растущей инфляции издержек. Устойчиво высокая инфляция в 1993-95 гг. в Казахстане, по сравнению с инфляцией за рубежом, подорвала конкурентоспособность цен отечественных товаров на мировых рынках. Она и по сей день вновь и вновь ставит республику перед трудным выбором между дальнейшей девальвацией тенге и установлением контроля за импортом. В страну за предшествовавшие 5-6 лет хлынул огромный поток товаров, необлагаемых налогами, фактически беспошлинного импорта, в том числе так называемого неорганизованного импорта: изделий пищевой, легкой, табачной, винно-водочной, электронной, мебельной, автомобильной и других отраслей промышленности, которые не принесли доходов государству и в то же время быстро разорили отечественных товаропроизводителей. Службы таможенного и валютного контроля, правоохранительные органы оказались не в состоянии перекрыть каналы нелегальных внешнеэкономических операций, наносящих прямой ущерб стране. По некоторым оценкам, неучтенными оставались до 50 % импорта и 30 % экспорта, имело место масштабный легальный и нелегальный вывоз валюты за рубеж. Некоторые авторитетные эксперты сходятся во мнении, что величина возникающих в связи с этим потерь в странах СНГ заметно превысил объемы поступающей извне помощи. Отток капитала из Казахстана в оффшорные зоны составил порядка 2-4 млрд, долларов США ежегодно /5/. Отсюда можно сделать вывод, что предпринятые меры поспешной либерализации внешнеэкономической деятельности и введение конвертируемости тенге по текущим операциям в Казахстане были преждевременными. Именно данные обстоятельства явились одними из основных причин, повлекших большие потери в производстве. Послевоенный опыт реформ в Западной Германии, Японии, недавний опыт Китая, Венгрии свидетельствуют, наоборот, о необходимости постепенного и поэтапного введения конвертируемости и либерализации внешней торговли, особенно импорта, в согласовании с другими мерами по трансформации экономики. Более подготовленные меры в Венгрии, например, начались с объединения внешнего коммерческого курса с туристическим. Затем был введен реалистический курс, потом поэтапно был ослаблен контроль за импортом. И лишь после некоторой адаптации обменного курса к различиям в темпах инфляции в странах с рыночной экономикой спустя несколько лет Венгрия, наконец, достигла фактической конвертируемости по счету текущих операций. Одновременно предпринимались и другие меры переходного характера, особенно в институциональной сфере. Все это позволило смягчить тяжелые последствия форсированных либерализационных мер в стране. Основным преимуществом последовательного и постепенного подхода стала возможность мягкого вхождения предприятий и всей экономики в жесткие рамки и радикальные изменения во внешнем окружении. В последующий период некоторый отход от первоначальных ультралиберальных позиций стал отмечаться и в Польше. В Казахстане же подобные изменения в экономической политике начали происходить с конца 1998 года. Речь идет о частичном запрете на импорт из России, предпринятый однако в рассогласовании с другими элементами торговой и финансовой политики, и поэтому, естественно, закончившийся безрезультатно. Долгое время во внешнеэкономической сфере Казахстана преобладало мнение о том, что существенная девальвация тенге сама по себе обеспечивает достаточную защиту товаропроизводителя. Поэтому считалось, что всякая дополнительная протекция может быть допустима лишь в форме временно взимаемого недифференцированного налога на импорт. И вопросы совершенствования внешнеэкономической деятельности сводились к унификации тарифов, базирующейся главным образом на упрощении административных процедур и минимизации бюрократического произвола. Рассмотрение форсированной либерализации торговли, особенно импорта, сразу же вызывал и такой важный вопрос: как и в какой степени в переходный период каждая отрасль национальной промышленности должна быть защищена от внешней конкуренции в случае введения конвертируемости национальной валюты по счету текущих операций? Ответ на поставленный вопрос должен был исходить, прежде всего, из текущего состояния отраслей казахстанской экономики, которые, как правило, находились в различных условиях. И, следовательно, унификация тарифов тут явно не помогало им справиться с международной конкуренцией в условиях сплошной либерализации внешней торговли. Имелись веские основания для введения либо дифференцированной по отраслям тарифной структуры, либо дифференцированных временных рамок для адаптации промышленности Казахстана к условиям международной конкуренции. Обеспечение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя на международных рынках требовало модернизации производства на основе новейшей технологии, сокращения издержек, повышения производительности труда и качества продукции, т. е. определенного периода времени для адаптации при поддержке государства. Также не было сомнений, что многие недостатки, доставшиеся нам от командной экономики, необходимо было устранять, в том числе подвергая национальное хозяйство давлению международной конкуренции. Цена поспешной и безразборчивой сплошной либерализации внешней торговли проведенной в Казахстане оказалась чрезвычайно высокой. В ряде случаев произошло прямое разрушение промышленности не сопровождавшейся реорганизацией внутренней структуры производства. Только за один 1994 год республика лишилась свыше четверти объема своей промышленности, за 1994-1995 гг. остановились, либо вовсе прекратили свое существование сотни крупных и средних предприятий и организаций, оставшихся без какой-либо надежды на их самостоятельное восстановление. В настоящее время проводимая валютная политика постоянно находится в поле зрения руководства страны. Уже предприняты действенные меры по сбережению валютных ресурсов страны. Так, 14 марта 2022 г.- Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в целях защиты национальных интересов и обеспечения финансовой стабильности Республики Казахстан запретил вывоз наличной инвалюты свыше $10 тыс. и золотых слитков из Казахстана (передает агентство КазТАГ). Далее глава Нацбанка поделился хорошими новостями — тенге в марте восстановил значительную часть снижения и за месяц укрепился на 5,7% — до 467,03 тенге за доллар. Тенденция укрепления нацвалюты продолжилась и в апреле, передает корреспондент NUR.KZ. Помимо монетарных в контексте предпринимаемых мер обмен тенге на твердую валюту следовало бы также осуществлять только для ограниченного круга участников и производителей. В случае необходимости обмена товаров, особенно предметов роскоши он должен регулироваться. Отсюда возникла необходимость в автоматически работающем механизме наподобие международного расчетного платежного союза. Такой институт в переходный период нужен как на международном, так и на региональном уровнях. В пользу создания такого механизма на международном и региональном уровнях выступает и необходимость решения проблемы риска для иностранных инвестиций. Для инвестора нужен вывоз прибыли при стабильном обмене и курсе тенге, т. е. необходимо подавить инфляцию, и тем самым обеспечить конвертируемость ключевого фактора, от которого зависит успех преобразований. Поэтому в условиях отсутствия или ограниченности накоплений, способных обеспечить внутреннюю или внешнюю конвертируемость тенге, необходимы меры по организации доступа к источникам иностранного капитала и технологиям, которые обеспечивали бы производство товаров, выдерживающих конкуренцию на международных рынках. Для реконструкции также необходимы иностранные займы. Однако, проблема заключается в том, чтобы снизить риск девальвации для кредитора путем создания международного посреднического органа. Он может взять на себя риск, связанный с немедленной конвертируемостью. Но немедленное введение свободной многосторонней торговли и конвертируемости затруднило преобразования. Поэтому разумнее всего было идти через образование международного расчетного союза. Полезнее было бы сохранить внутрирегиональную торговлю через региональный платежный союз, который обеспечил бы равномерное распределение трудностей переходного периода между странами (с активным сальдо торгового баланса бывших постсоветских стран). «При прочих равных условиях сокращение стоимости факторов или снижение цен при экспорте действительно пошло бы на пользу промышленности», - считает М. Портер /6/. В то же время он указывает на то, что может принести пользу при статичном подходе к конкуренции, и что наносит ущерб, если посмотреть на конкуренцию в динамике. Искусственное сдерживание роста стоимости факторов или вмешательство с целью снижения курса обмена валют устраняет побудительные стимулы к внедрению новшеств и повышению уровня, направляя усилия фирм на те сектора рынка, которые наиболее чувствительны к уровню цен и издержек, а там конкурентное преимущество в конечном счете труднее удержать. Вместо того, чтобы улучшать качество, внедрять более сложные новые модели и снижать издержки производства посредством автоматизации, внедрения новых технологий, фирмы облегчают себе жизнь, снимая сливки. Поскольку фирмы других стран быстрее внедряют новшества, страна в конечном счете теряет свои позиции. Из этого отнюдь не следует (в части политических решений), что правительству надо стараться поднять стоимость факторов или курс валюты. Важно, что повышательным колебаниям, отражающим игру рыночных сил, не следует сопротивляться и, как правило, не нужно предпринимать усилия с целью их снижения. Девальвация. Стоимость национальной валюты зависит от ряда факторов, в том числе бюджетного дефицита и процентных ставок. Если только товары импортного и отечественного производства не являются полностью взаимозаменяемыми (по потребительским свойствам), девальвация ведет к росту экспорта и снижению импорта, улучшая торговое сальдо. Размер девальвации, необходимой для восстановления равновесия в торговле, зависит от того, в каком состоянии (в широком смысле) находится конкурентное преимущество данной страны, что является определяющим в отношении того, насколько нужно изменить цены, чтобы привлечь достаточное число покупателей и у себя, и за границей, побуждая их покупать товары данной страны. Девальвация, однако, представляет собой нежелательное средство выравнивания торгового баланса, потому что приводит к снижению уровня жизни в стране. Она вызывает удорожание импортных товаров и снижает цены на отечественные на рынках других стран. Однако более серьезная проблема, связанная с девальвацией, заключается в её воздействии на процесс совершенствования экономики. Ожидание более низкого обменного курса приводит к зависимости фирм от ценовой конкуренции, подталкивает их к ведению конкуренции в отраслях и сегментах рынка, чувствительных к уровню цен. Происходит замедление автоматизации и других форм обновления, ведущих к повышению производительности труда, и запаздывание сдвига в сторону конкурентных преимуществ более высокого порядка. Девальвация в таком случае вполне может вызвать к жизни моменты, побуждающие к дальнейшей девальвации. Опыт свидетельствует, что девальвация редко ведет к долгосрочному росту производительности. Девальвация сравнительно оправдана для стран, находящихся на раннем этапе развития конкуренции (будь то развитие, в котором главную роль играют факторы, или развитие, определяющееся капиталовложениями). Но и здесь нельзя чрезмерно полагаться на политические решения, сдерживающие курс обмена валюты, это в конечном счете будет препятствовать движению вперед. В этой ситуации важно найти определенный баланс. Проблемы, создаваемые курсом обмена валют, должны быть достаточно серьезными, чтобы содействовать совершенствованию промышленности, но не настолько серьезными, чтобы выдвигаться на первый план по сравнению с качеством факторов и другими предпосылками в деле совершенствования промышленности. Твердая устойчивая валюта оказывает наиболее благотворное воздействие на процесс совершенствования, если благоприятно складываются другие составляющие национального «ромба» по М. Портеру (такие, как здоровая конкуренция на внутреннем рынке и доступ к квалифицированным кадрам). Обменный курс, который постоянно повышается, отражая действие нормальных реальных сил, скорее всего будет содействовать совершенствованию экономики. Пример Японии в то же время показывает, как валютный шок может стать источником динамизма при условии, что фирмы страны обладают сильными преимуществами по всему «ромбу». Со стороны Правительства будет наиболее разумным стараться понизить искусственно завышенный обменный курс, но только до уровня, соответствующего паритету покупательной способности. Повышению уровня конкурентного преимущества способствует ситуация, когда динамика цен на товары и услуги производственного назначения несколько опережает рост цен на них за рубежом, что заблаговременно предупреждает фирмы страны о грядущих тенденциях международной конкуренции. Правительство должно избегать соблазна искусственно сдерживать цены на товары и услуг, входящие в процесс производства. Так в свое время обстояло дело с ценами на энергоносители в США. Политические решения, направленные на замедление роста зарплаты, как это до недавнего времени делалось в Казахстане, часто оказываются ошибочными. Обычно допускается рост зарплаты, идущий в ногу с ростом производительности или слегка опережающий его. Это создает благоприятные стимулы к поиску более передовых источников конкурентного преимущества и ведению конкуренции в отраслях и сегментах с производством более сложного характера. Рост зарплаты ведет также к повышению покупательной способности, направленной на приобретения товаров большего количества и более высокого качества, улучшая условия спроса. Быстрый рост наличной рабочей силы дает подпитку экономическому росту, поскольку новые лица наемного труда нуждаются в товарах и услугах, и расширяет покупательский спрос. В то же время быстрый рост рабочей силы может замедлить повышение уровня экономики. Когда имеется резерв работников, ослабляются стимулы к тому, чтобы наращивать производительность, повышать уровень квалификации и изыскивать более передовые формы конкурентного преимущества. Высокий уровень безработицы сокращает стимулы к росту производительности и совершенствованию. Там, где конкуренция носит международный характер, это может привести к дополнительному росту безработицы. Таким образом, Республика Казахстан попала в разряд стран, испытывающих острую нехватку конвертируемой валюты, которые всегда рассматриваются как малопривлекательное место для прямых инвестиций, ввиду возникающего в подобных случаях высокого предпринимательского риска. Это связано с проведением свободноплавающего обменного курса тенге в условиях общего спада производства и продолжающейся инфляции («стагфляционная ловушка»), блокирующих структурные сдвиги в экономике, невозможностью стабилизации курса национальной валюты, что практически всегда ведет к оттоку капитала из страны. Осуществляемая политика свободноплавающего обменного курса по отношению к доллару, весьма далекого от реального соотношения уровня цен в Казахстане и уровня цен импортируемых товаров привела к рассогласованию цен «внутреннего употребления» и цен внешнеторговых. В результате этого экономика Казахстана получила ориентацию исключительно на внешний рынок, так как конкурентоспособными в стране являются только добывающие отрасли. Таким образом, фактически за последние десятилетия произошла деиндустриализация страны. После окончания «шоковой терапии в Казахстане в начале 2000-х годов актуальность с инфляции издержек сменилась на актуальность всеобъемлющей борьбы с импортируемой инфляции, т.е. проблемы перевода экономики в сторону роста производства еще более обострились и осложнились. Это требует замены не только применявшихся ранее принципов решения проблем, но и радикального изменения самих подходов к решению этих проблем. Какова фундаментальная причина проблем курса национальной валюты? Она известна. Старая модель сырьевой экономики уже давно не эффективна. Два параметра новой модели - инновационное развитие и диверсификация структуры экономики. Привлечение иностранных инвестиций, особенно в хай-тек, в те отрасли, которые связаны с наукоемкой продукцией, дело очень важное. Если опять идти по-старому, то еще больше отстанем в развитии. Вот почему сейчас надо думать об инновациях. Такие предложения нами ранее подавались в научных публикациях /7, 8/. Для остановки механизма выкачивания из Казахстана топливных и сырьевых ресурсов, согласования цен между отраслями и производствами необходима нормализация валютного курса тенге, ибо осуществляемое в настоящее время косвенное регулирование валютного курса с помощью валютных интервенций Национального Банка на Казахстанской межбанковской валютно-фондовой бирже практически малодейственно, так как спрос на иностранную валюту в Казахстане определяется не столько потребностью импорта и других текущих платежей, сколько стремлением к вывозу капитала из страны и спекуляциями (игра на понижение курса тенге) на валютном рынке. А ведь в мировой практике разменный курс валют предназначен именно для организации внешнеторгового оборота, с помощью которого выявляется, что экономичнее производить у себя в стране, а что покупать за границей. Для стабилизации экономики необходимо отказаться от политики девальвации тенге и ввести фиксированный курс тенге к доллару, отражающий реальное соотношение цен на важнейшие экспортные товары на внешнем и внутреннем рынках. Круг казахстанских покупателей иностранной валюты следует по возможности ограничить производителями, имеющими экспортные лицензии, а обмен товаров, особенно предметов роскоши, должен регулироваться. Необходима также стопроцентная продажа валюты экспортерами государству при наличии действенного контроля за экспортными операциями. Остается актуальной также необходимость заключения платежного союза (особенно в регионе). В случае благоприятной политической конъюнктуры, эти меры позволили бы подорвать спекулятивный спрос на валюту и нацелить разменный курс тенге только на организацию внешнеторгового оборота страны, как это делается во всей мировой экономике. Литература. 1. Кaзбеков Б.К. и др. Принципы развития финансовой модели Казахстана в условиях глобализации. Нaуч. докл. – Алматы: Кaз НУ им. aль-Фараби, 2008. – 63 с. 2. Кaзбеков Б.К. Интеграция Казахстана и Центральной Азии в мировую экономику. – Алматы: Дaйк-Пресс,, 2002 г. – 148 с. 3. Рамазанов Н. Долларизация экономики: масштабы и тенденции. Деловая неделя. 6 октября 2000. 4. Социально-экономическое положение Республики Казахстан за январь- декабрь 1994 г. (оперативные данные Нац. Стат. агентства РК), Алматы, 1995. 5. Дж. Росс. Почему российская экономика оказалась в тупике? Деловой мир, 21-27 февраля 1994. 6. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / пер. с aнгл. − М.: Международные отношения, 1993. – 896 с. 7. Кaзбеков Б.К., Кaзбековa Ж.Б. Влияние международных валютных отношений нa экономику Казахстана // Вестник КазНУ. Серия экономическая. – 2016. − № 2. 8. Кaзбеков Б.К., Биболaтовa A.Д. Глобализация финансового сектора Республики Казахстан // Вестник КазНУ. Серия экономическая. – 2016. − № 3.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||