|
|
|
Особенности создания и регистрации компаний на территории Международного финансового центра «Астана»
Таир Культелеев, Юрист, ТОО «Юридическая фирма «AEQUITAS»
Инвесторы, планирующие начать бизнес в Казахстане, все чаще интересуются возможностями и перспективами создания и регистрации компаний на территории Международного финансовый центр «Астана» (далее - «МФЦА»). Нами сделана попытка представить обзор основных организационно-правовых форм компаний, регистрируемых в МФЦА, порядок их регистрации и другие наиболее важные аспекты деятельности компаний на территории МФЦА.
1. Краткая информация об МФЦА и его преимуществах Начнем с того, что МФЦА обладает особым правовым статусом и отдельной территорией. Условием для создания МЦФА стало принятие в декабре 2015 года конституционного закона, регулирующего деятельность МФЦА (далее - «Конституционный закон» или «КЗ»)[1], а также внесение поправок в Конституцию в марте 2017 года[2]. Задачами МФЦА являются: 1) содействие в привлечении инвестиций в экономику Казахстана путем создания привлекательной среды для инвестирования в сфере финансовых услуг; 2) развитие рынка ценных бумаг РК, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала; 3) развитие в Казахстане рынка страховых, банковских услуг, исламского финансирования, финансовых технологий, электронной коммерции и инновационных проектов; 4) развитие финансовых и профессиональных услуг на основе наилучших международных практик; 5) приобретение международного признания как финансового центра (п. 2 ст. 2 КЗ). Развитие МФЦА осуществляется по пяти стратегическим направлениям: рынок капитала, управление активами, управление благосостоянием частных лиц, финансовые технологии, зеленые финансы и исламское финансирование[3]. К условиям создания привлекательной среды для инвестирования можно отнести следующие: · Налоговые льготы: органы и участники МФЦА, а также их работники освобождаются от налоговых выплат сроком до 1 января 2066 года по ряду налогов, включая КПН, ИПН, налог на землю и имущество. Право на налоговые льготы имеют участники МЦФА, оказывающие финансовые услуги[4], перечень которых определен в п. 3 ст. 6 КЗ, а также участники, оказывающие вспомогательные услуги такие как аудиторские, бухгалтерские, консалтинговые и юридические, оказываемые органам МЦФА и/или участникам МЦФА, оказывающим финансовые услуги. Вне зависимости от вида деятельности физические и юридические лица до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты ИПН и КПН по доходам (п. 7 ст. 6 КЗ): - от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, находящихся на дату реализации в официальных списках фондовой биржи / акций, участников-ЮЛ, зарегистрированных в МФЦА, а также получения дивидендов / и вознаграждений по акциям и ценным бумагам; - из источников за пределами РК, если физические лица являются инвестиционными резидентами МФЦА и признаются резидентом РК в целях Налогового кодекса РК (данная норма вступит в силу после внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РК). · Упрощенный визовый и трудовой режим: безвизовый въезд сроком до 30 календарных дней для граждан стран ОЭСР, ОАЭ, Малайзии, Сингапур и Монако[5] (всего 45 государств). Для сотрудников органов и участников МФЦА и членов их семей действует специальный визовый режим сроком до 5 лет, кроме того, они освобождены от требования получать разрешения на труд для иностранных граждан. · Упрощенная регистрация иностранных граждан: введение упрощенного режима регистрации по принципу «одного окна» по выпуску виз, разрешений на работу и других процедур на территории МФЦА. Для этих целей создан специальный Экспат центр (Expat Centre), который оказывает около 500 услуг для иностранных граждан. · Упрощенный валютный режим: денежные обязательства участников МФЦА выражаются и исполняются в любой валюте, предусмотренной договором. Кроме того, преимуществом является отсутствие требований, предусмотренных Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле»[6], по регистрации в Национальном банке РК (далее - «НБК») договоров, связанных с движением капитала, проводимых участниками МФЦА на его территории; уведомления НБК о проведенных валютных операциях, проводимых участниками МФЦА на его территории; уведомлению НБК о банковских счетах открытых в иностранных банках. · Правовые институты понятные инвесторам: право МФЦА ориентируется на принципы, нормы и прецеденты права Англии и Уэльса, и стандарты ведущих мировых финансовых центров. · Все делопроизводство на английском языке: сделки, в которых одной из сторон является участник МФЦА, совершаемые в письменной форме, излагаются на английском языке. Разработка и принятие актов МФЦА, документация и судопроизводство также ведутся на английском языке. · Независимые институты для разрешения споров: на территории МФЦА действуют два органа по разрешению споров: Суд МФЦА и Международный арбитражный центр. Суд является повседневным органом по разрешению споров, то есть разрешает споры участников МФЦА. Альтернативный орган по разрешению споров - арбитражный центр МФЦА, который рассматривает споры в случае наличия между сторонами арбитражного соглашения.
2. Действующее право МФЦА Действующее право МФЦА основывается на Конституции РК и состоит из: 1) Конституционного закона; 2) не противоречащих Конституционному закону актов МФЦА, которые могут быть основаны на принципах, нормах и прецедентах права Англии и Уэльса и (или) стандартах ведущих мировых финансовых центров, принимаемых органами МФЦА; 3) действующего права Республики Казахстан, которое применяется в части, не урегулированной Конституционным законом и актами МФЦА. Акты МФЦА приняты органами МФЦА и охватывают большинство отношений, возникающих между зарегистрированными в МФЦА компаниями и другими соответствующими лицами по корпоративным, контрактным трудовым и другим вопросам. В общей сложности (по состоянию на 01 октября 2020 года) принято более 70 актов МФЦА. Все акты МФЦА доступны на стайте https://aifc.kz/legal-framework/. Акты поделены на разделы, соответственно сферам применения. · Национальное законодательство РК. · Акты МФЦА общего применения[7] · Акты МФЦА по регулированию финансовых услуг[8]. · Правила Суда МФЦА. · Правила арбитража и медиации МАЦ. · Совместные приказы с государственными органами РК. · И прочие разделы (стандарты отчетности, формы отчетности) Следует отметить на наличие общего глоссария с терминами и определениями, встречающимися во всех актах МФЦА.
3. Органы МФЦА Органами МФЦА являются:
4. Организационно-правовые формы ЮЛ Участники МФЦА - юридические лица, зарегистрированные в соответствии с действующим правом МФЦА, а также иные юридические лица, аккредитованные МФЦА (п. 5 ст. 1 КЗ). Таким образом, различают процедуру регистрации и аккредитации, о чем будет рассказано в следующих разделах. Зарегистрированные компании. На территории МФЦА новое юридическое лицо (далее - «ЮЛ») может быть зарегистрировано в одной из следующих организационно правовых форм[9] (далее - «ОПФ»).
Наиболее популярной ОПФ в настоящее время является форма Частной компании. Кроме того, такая форма удобна для создания холдингов. Данная форма имеет следующие основные преимущества[1]:
Ниже приводятся некоторые основные отличия между Частной и Публичной компаний.
Аккредитованные компании. Компания, зарегистрированная в другой юрисдикции (в том числе зарегистрированная по законодательству РК), может иметь присутствие в МФЦА и вести свой бизнес, в форме аккредитованной компании или партнерства (Recognised Company; Recognised Limited Partnership; Recognised General Partnership; Recognised Limited Liability Partnership). Такая форма имеет некоторое сходство с учетной регистрацией филиала, поскольку при отсутствии имущества и уставного капитала такое ЮЛ может заниматься коммерческой деятельностью. Если признанная компания является заявителем на регулируемые виды деятельности (Regulated Activities), то она может подать заявку только на регулируемые виды деятельности, на которые имеется лицензия у её головной компании. Разработаны специальные акты, регулирующие деятельность для каждой из ОПФ. В частности, деятельность компаний регулируются Правилами о компаниях AIFC Companies Regulations № 2 от 20 декабря 2017 года (далее - «CR») и AIFC Companies Rules № GR0004 от 29 декабря 2017 года (далее - «COR»), указанные акты описывают порядок создания компаний, права и обязанности акционеров, требования к содержанию устава (Article of Association), порядок формирования уставного капитала, продажи акций, право преимущественной покупки, управление компанией, порядок проведения общего собрания акционеров, распределения дивидендов, аудит, отчетность и прочие вопросы. Кроме того, применяются общие акты AIFC General Rules № FR0001 от 17 октября 2017 (далее - «GEN»), и AIFC Financial Services Framework Regulations № 18 от 20 декабря 2017 года (далее - «FSFR»), а также акты, отвечающие направлению деятельности (исламский банкинг, финансовые технологии, инвестиционные фирмы и т.д.).
5. Реестр участников МФЦА На момент написания настоящего обзора года зарегистрировано 426 участников МФЦА. Реестр участников[11] разбит на шесть секций (в скобках указано количество зарегистрированных компаний).
6. Процесс регистрации компаний в МФЦА Согласно Конституционному закону, АФСА осуществляет регистрацию, аккредитацию и лицензирование участников МФЦА (п. 3 ст. 12). При этом присвоение бизнес идентификационных номеров (БИН) осуществляют органы юстиции РК и сведения об участниках МФЦА можно находить через портал egov. Какого-либо стандарта услуг по регистрации компаний на территории МФЦА нет. Основываясь на собственном опыте регистрации частных и признанных компании ниже нами приводится следующая алгоритм действий. Дополнительную информацию о процедуре регистрации можно найти на сайте МФЦА[12]. Шаг 1. Подготовка 1.1. Выбор организационно правовой формы. 1.2. Если бизнес компании является регулируемым видом деятельности, то необходимо связаться с командой по Бизнес развитию МФЦА и пройти необходимые консультации не предмет проверки соответствия вида деятельности требованиям и пруденциальным нормативам МФЦА. Кроме того, каждый заявитель заполняет бланк соответствующего заявления на ведение регулируемых видов деятельности для процедуры авторизации, последующей после инкорпорации/регистрации. 1.3. Подготовка Бизнес-плана, который нужен для того, чтобы регистратор понимал, чем конкретно будет заниматься компания. 1.4. Определение юридического адреса (Registered Office) и заключение предварительного договора аренды, который подается вместе с остальными документами на регистрацию компании. Компания должна иметь юридический адрес в пределах границ МФЦА, определённых Указом Президента РК от 31.12.2015 г. № 161 «Об определении границ территории МФЦА» и охватывающей большую часть левого берега города Нур-Султан. Кроме того, офис поддержки участников МФЦА может предоставить временный юридический адрес. 1.5. Назначение директора(-ов) компании, секретаря, и лица ответственного за ведение в компании процедур по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОДФТ) (Money Laundering Reporting Officer)[13]. В случае, если иностранный гражданин будет назначен директором компании, то ему необходимо получить индивидуальный идентификационный номер (ИИН), обратившись в Экспат центр. Требования к указанным лицам содержаться в CR и Правилах ПОД/ФТ В соответствии со статьей 13.1.2 Правил МФЦА по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма (далее - Правила МФЦА по ПОД/ФТ) назначение Money Laundering Reporting Officer является обязательным условием для участников МФЦА, чей бизнес регулируется Комитетом в части ПОД и ФТ (Relevant Persons).
К указанной категории участников МФЦА, в соответствии с пунктом 2.1 (b) Правил МФЦА о ПОД/ФТ, относятся следующие виды участников:
(і) an Authorised Firm; (ii) an Authorised Market Institution; (iii) a Designated Non-Financial Businesses and Professions (DNFBP); (iv) a Registered Auditor.
При этом под DNFBP подразумеваются следующие участники МФЦА, осуществляющие бизнес в или из МФЦА: (a) A real estate developer or agency which carries out transactions with a customer involving the buying or selling of real property; (b) A dealer in precious metals or precious stones; (c) A dealer in any saleable item of a price equal to or greater than USD 15,000; (d) A law firm, notary firm, or other independent legal business; (e) An accounting firm, audit firm, or insolvency firm; or (f) A Company service provider; or (g) A Single Family Office. A person who is an Authorised Person or a Registered Auditor is not a DNFBP. Шаг 2. Подача заявления и других форм 2.1. Необходимо перейти на Портал самообслуживания (Self-service portal). 2.2. Заполнить форму заявления и прикрепить необходимые документы.
Документы, выданные иностранным государством, не требуют апостиля и перевода на русский/казахский язык. Все документы предоставляются в МФЦА на английском языке. Кроме того, каждый заявитель одновременно прилагает заполненное заявление на ведение регулируемых видов деятельности на территории МФЦА (см. шаг 1.2.). Если заявитель не осуществляет регулируемые виды деятельности, то такая форма не заполняется. 2.3. Как только пакет документов будет подан, заявитель оплачивает сбор за инкорпорацию/регистрацию и выдачу коммерческой лицензии: Регистрационный сбор составляет 300 долларов США. Шаг 3. Получение готовых документов В настоящее время сроки регистрации не установлены актами МФЦА, но на практике составляют около двух недель. Регистрация считается завершенной выдачей: 1) Сертификата об инкорпорации (Certificate of incorporation) Private/Public Company или Сертификата о признании (Certificate of recognition) для Recognized Company, содержащей наименование, БИН и дату регистрации, а также 2) Коммерческой лицензии (Commercial License). Компания не может начать вести деятельность без коммерческой лицензии. (Примечание: это не лицензия на вид регулируемой деятельности)Лицензия выдается сроком на 1 год, после чего продлевается на следующий год. Ранее сбор за выдачу коммерческой лицензии составлял 100 долларов США, которую затем нужно было продлевать каждый год, оплачивая соответствующий сбор. С недавнего времени размер первоначального сбора увеличили до 300 долларов США, сделав коммерческую лицензию бессрочной.
7. Учредительные документы Единственным учредительным документом для компаний является устав (Article of Association), который должен содержать такие положения как: наименование компании, вид деятельности, права, связанные с акциями или классами акций, передача акций, порядок проведения общих собраний, количество директоров, их назначение и прекращение полномочий, распределение полномочий между акционерами и директорами, распределение прибыли, выпуск новых акций, если есть какие-либо ограничения на передачу акций, порядок прекращения и ликвидации компании (п. 2.2. COR). В приложении № 1 COR содержится типовой устав (Article of Association), который при необходимости может быть изменен, однако, измененный устав не должен противоречить положениям CR и COR. Устав подается в МФЦА и подлежит регистрации (п. 15 CR). Печать регистратора на уставе не проставляется.
8. Уставный капитал (акции) Уставный капитал компании разделен на акции (Shares), но в отличие от привычного регулирования акционерных обществ в Казахстане, в МФЦА отсутствует проспект эмиссии акций, а функции регистратора выполняет АФСА. Как было упомянуто выше, для Частных компаний минимальный уставный капитал (Share Capital) не установлен, но на практике рекомендуется иметь уставный капитал хотя бы в размере 100 долларов США. Для Публичных компаний размер минимального уставного капитала 100 000 долларам США. Каждая акция в компании должна иметь фиксированную номинальную стоимость (п. 43 CR). При этом для публичных компаний на момент инкорпорации компании регистратор требует подтвердить наличие указанной суммы на личном счету учредителя. Сведения об уставном капитале, в том числе количестве и классах акций, правах по акциям, указываются в заявлении, которое подается на регистрацию. Таким образом, одновременно с инкорпорацией компании осуществляется запись об акциях в системе регистратора. В соответствии с уставом и условиями их выпуска каждая акция дает право голоса на общем собрании компании, а также представляет пропорциональную долю в имуществе компании. При совершении сделок с акциями компания предоставляет в АФСА уведомление о передачи акций, Реестр акционеров, решения о продаже и приобретении акций, документ, подтверждающий передачу акций, а также сведения о бенефициаре[14], регистратор рассматривает их, осуществляет регистрацию, также уведомляет органы юстиции для актуализации данных в Национальном реестре бизнес идентификационных номеров.
9. Лицензирование Коммерческие компании, работающие в сфере финансовых услуг, которые заинтересованы в ведении деятельности в рамках МФЦА, должны подать заявление в регулирующий орган МФЦА, т.е. в АФСА, который рассмотрит все характеристики и критерии соответствия заявителя и категории лицензирования, по которой подается заявление. После того, как компания успешно зарегистрирована в Реестре участников, обеспечив при этом свою деятельность достаточными средствами и ресурсами и урегулировав все прочие остающиеся вопросы, АФСА выдает соответствующую лицензию[15]. Оказание финансовых услуг является регулируемым видом деятельности. Полный перечень регулируемых видов деятельности указан в Приложениях № 1, 2, 4 к GEN.
Различают следующие виды допуска компаний к оказанию регулируемых видов деятельности: · Лицензирование (Authorisation) - это «доступ» к возможности осуществления деятельности по оказанию финансовых услуг в МФЦА. Авторизация участников МФЦА осуществляется в соответствии с FSFR, а также пруденциальными нормативами, регулирующими соответствующие виды финансовых услуг. · Аккредитация (признание) (Recognition). Лицо, находящееся на территории юрисдикции, отличной от МФЦА (в том числе казахстанское ЮЛ), может обратиться в АФСА с просьбой о предоставлении ему статуса признанного лица, не являющегося участником МФЦА. Аккредитация (признание) предоставляет инфраструктурам финансового рынка (торговым площадкам и расчетно-клиринговым учреждениям) и квалифицированным потенциальным участникам рынка (брокерам) возможность быть официально признанными для осуществления их деятельности в МФЦА без необходимости установления физического присутствия в МФЦА[17]. Признание осуществляется в соответствии с Правилами No. FR0004. Стоит отметить различие понятий AIFC Participant (участник МФЦА) и AIFC Member (участник торгов на Бирже МФЦА или член Биржи МФЦА). Участник МФЦА — это юридическое лицо (компания, партнерство и т.д.), зарегистрированное в соответствии с действующим правом МФЦА. Данное понятие включает в себя как юридические лица, созданные в соответствии с правом МФЦА, так и иностранные юридические лица, «аккредитованные» Регистратором компаний МФЦА. Так, под присвоением компании статуса recognised company подразумевается аккредитация Регистратором компаний МФЦА иностранного юридического лица для осуществления деятельности в МФЦА через филиал или представительство. Между тем, статус члена Биржи МФЦА необходим для торговли на Бирже МФЦА в качестве дилера или брокера. У брокеров, не являющихся участниками МФЦА, но авторизованных вести торговлю в своих «домашних» юрисдикциях, есть опция получить членство Биржи МФЦА путем получения признания Комитета и получения статуса «признанного участника, не являющегося участником МФЦА» или «Recognised NON-AIFC Member (RNAM)». RNAM не требуется становиться участником МФЦА, чтобы стать членом Бирже МФЦА и торговать на Бирже МФЦА[2]. Как отмечается на сайте МФЦА деятельность холдинговых компаний не подлежит регулированию и не требует лицензии. Чтобы не возникло путаницы между понятиями регистрация, аккредитация и авторизация ниже нами приводится таблица.
Что касается нефинансовых услуг, оказываемых другими участниками МФЦА, то здесь следует опираться на законодательство Казахстана, которое применяется в части, не урегулированной Конституционным законом и актами МФЦА (п.1 ст.4 КЗ). Соответственно, если Законом РК «О разрешениях и уведомлениях»[18] занятие определенным видом деятельности подлежит лицензированию, то участник МФЦА должен получить соответствующую лицензию / разрешение в соответствии с законодательством РК. Участники МФЦА могут оказывать свои услуги другим лицам на территории Казахстана. При этом, чтобы получить налоговые льготы, такие финансовые услуги должны быть оказаны на территории МФЦА (п. 2 ст. 6 КЗ). Если же участник МФЦА оказывает услуги за пределами МФЦА, то в таком случае эта компания будет оплачивать налоги в общеустановленном порядке как резидент Казахстана.
* * * Произошедшие за последнее время реформы в законодательстве, в том числе направленные на создание МЦФА, во многом способствуют устранению излишних административных барьеров, и мы надеемся, что в скором времени Казахстан станет комфортной площадкой для создания и развития бизнеса, что также будет способствовать привлечению инвестиций в экономику страны. * * * Информация, содержащаяся в настоящей статье - общего характера и не может быть использована как юридическая консультация. В случае возникновения каких-либо вопросов в отношении информации, изложенной в настоящей статье, пожалуйста, обращайтесь к нам - мы будем рады обсудить их с Вами. * * *
[1] Конституционный закон РК от 07.12.2015 г. № 438-V «Об МФЦА» (с изменениями от на 30.12.2019 г.). [2] Закон РК от 10.03.2017 г. № 51-VI «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». [3] Указ Президента РК от 15.02.2018 г. № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития РК до 2025 года». [4] См. Совместный приказ Об утверждении Перечня финансовых услуг, оказываемых участниками МФЦА, освобождаемых от уплаты КПН, НДС, утверждено Министерством финансов РК от 29 мая 2020 года № 547, МФЦА от 26 мая 2020 года № 126, Министерством национальной экономики РК от 12 июня 2020 года № 118. [5] Отметим, что освобождение от виз предусмотрено не только для членов МФЦА, а для иностранных граждан указанных государств, въезжающих на территорию Казахстана вообще (см. п. 17 Пост. Правительства РК от 21.01.2012 г. № 148 «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в РК, а также их выезда из РК». [6] Закон РК от 02.07.2018 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 6 ст. 14, п. 5 ст. 15, п. 4 ст. 16). [7] Например: о компаниях, о партнёрствах, о частных фондах, о трастах, о некоммерческих организациях, о контрактах, о компенсации убытков, об обязательствах, о трудовых отношениях, о банкротстве, о защите данных, о частной собственности, о залогах и другие. [8] Например: Общие правила, Регулирование деятельности организаций, авторизованных на осуществление деятельности «Представительства», Ведение бизнеса, Коллективное инвестирование, Правила по осуществлению деятельности на рынке, Правила по аккредитации участников рынка, Правила по регулированию деятельности авторизованных участников рынка, Правила по противодействию легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма, Правила по сборам и платежам, Правила по пруденциальному регулированию банковской деятельности, Правила по пруденциальному регулированию инвестиционных фирм, Правила по пруденциальному регулированию страховых посредников, Страховые и перестраховочные пруденциальные правила, Правила по пруденциальному регулированию исламской банковской деятельности, Правила по исламскому финансированию, Финансовые технологии, Аудиторская деятельность, Правила о дематериализованных инвестициях, Условия и порядок проведения валютных операций, Финансовые услуги, освобожденные от обложения корпоративным налогом, Правила листинга для предварительного первичного публичного размещения, Правила по пруденциальному регулированию Такафул и Ретакафул и другие. [9] При составлении таблицы также использовалась статья И. Колупаева «Факторы правовой привлекательности МФЦА», опубликованная в 59 выпуске сборника «Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика». [10] https://afsa.aifc.kz/ru/restricted-scope-company/ [11] Не следует путать с Реестром акционеров, который ведет сама компания (п. 52 CR). [12] Что следует принять во внимание перед регистрацией: https://afsa.aifc.kz/consider-before-opening-business/ [13] Подробнее о MLRO https://afsa.aifc.kz/anti-money-laundering/ [14] Notice of Transfer of Shares, Register of Member, Resolution on Share Transfer & Instrument of Transfer of Shares, Details on Beneficial Ownership. [15] https://aifc.kz/ru/financial-business/ [16] Деятельность Представительства допускает только осуществление маркетинга и продвижения услуг, оказываемых головной компанией, но не занятие коммерческой деятельностью (GEN п. 16 Приложение 1). Однако, если компания в последствии захочет получить лицензию на осуществление других видов регулируемой деятельности (можно одновременно заниматься несколькими видами деятельности), то данная лицензия отзывается. Вместе с тем, если бы головная компания не являлась финансовой организацией, но при этом хотела бы открыть представительство, которое бы выполняло только маркетинговую, подготовительную, вспомогательную деятельность, обеспечивающую изучение товарных рынков РК, то в этом случае получать лицензию Представительства не нужно, и достаточно открыть Recognised Company. [17] https://afsa.aifc.kz/authorisation/ [18] Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V ЗРК «О разрешениях и уведомлениях».
[1] Брошюра «Преимущества юрисдикции МФЦА для бизнес-сообщества»: https://aifc.kz/ru/starting-a-business-in-aifc/ [2] https://aifc.kz/ru/faq/
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |