|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
ЗАКОН
Данная редакция действовала до внесения изменений от 18 марта 2019 года
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере стандартизации Статья 3. Сфера регулирования настоящего Закона Статья 5. Принципы стандартизации Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 7. Структура национальной системы стандартизации Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере стандартизации Статья 9. Компетенция уполномоченного органа Статья 10. Компетенция государственных органов в сфере стандартизации Статья 11. Национальный орган по стандартизации Статья 12. Технические комитеты по стандартизации Статья 13. Технические эксперты по стандартизации Статья 14. Единый государственный фонд нормативных технических документов Статья 15. Права физических и юридических лиц в сфере стандартизации Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 16. Виды документов по стандартизации Статья 17. Национальные стандарты Статья 18. Национальные классификаторы технико-экономической информации Статья 19. Стандарты организаций Статья 20. Рекомендации по стандартизации Глава 4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 21. Планирование работ по стандартизации Статья 22. Разработка и утверждение национальных стандартов Статья 23. Внесение изменений и отмена национальных стандартов Статья 24. Разработка и утверждение национальных классификаторов технико-экономической информации Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 26. Применение документов по стандартизации Статья 27. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств Статья 28. Мониторинг в сфере стандартизации Глава 6. СИСТЕМА КАТАЛОГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Статья 29. Система каталогизации документов по стандартизации Статья 30. Информационное обеспечение в сфере стандартизации Статья 31. Размещение информации о документах по стандартизации Статья 33. Национальный знак стандартизации Глава 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 34. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 35. Источники финансирования деятельности в сфере стандартизации Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере стандартизации Статья 37. Переходные положения Статья 38. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовые основы, направленные на функционирование национальной системы стандартизации.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) военный национальный стандарт - документ по стандартизации на продукцию, процессы и услуги, который в целях определенного и специального использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам военного и двойного назначения (применения), в том числе содержащий сведения, относимые к государственным секретам и ограниченного распространения; 2) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее продукцию для реализации; 3) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, результаты которой не имеют материального выражения; 4) межгосударственный стандарт - региональный стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации - Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств; 5) основополагающий национальный стандарт - документ по стандартизации, устанавливающий общие организационно-методические положения национальной системы стандартизации и имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной сферы стандартизации; 6) единый государственный фонд нормативных технических документов - общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий нормативные технические документы, документы по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций), а также сведения о них, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, формируемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации; 7) взаимосвязанные стандарты - национальные стандарты и (или) межгосударственные стандарты, обеспечивающие выполнение требований, установленных техническими регламентами; 8) продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях; 9) жизненный цикл продукции - процессы проектирования, производства, эксплуатации или потребления, хранения, транспортировки, реализации, уничтожения и утилизации продукции; 10) региональный стандарт - документ по стандартизации, принятый региональной организацией по стандартизации; 11) процесс - совокупность взаимосвязанных и последовательных действий (работ) по достижению какого-либо заданного результата, включая этапы жизненного цикла продукции; 12) официальное издание - печатный либо электронный текст документа по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций) с нанесенным национальным знаком стандартизации, издаваемый единым государственным фондом нормативных технических документов; 13) информационный указатель стандартов - периодически издаваемый указатель, который содержит информацию о принятых документах по стандартизации, изменениях к ним, а также сроки их введения в действие и дополнительную информацию; 14) стандартизация - деятельность, направленная на обеспечение безопасности и качества объектов стандартизации и достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам стандартизации посредством установления положений для всеобщего, многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач; 15) документ по стандартизации - документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности в сфере стандартизации или ее результатов; 16) актуализация документов по стандартизации - процесс поддержания документов по стандартизации в актуальном состоянии путем внесения в них принятых в установленном порядке изменений, информации о сроках их действия, пересмотре, об ограничении или отмене; 17) каталог документов по стандартизации - информационный ресурс, содержащий информацию о национальных, межгосударственных стандартах и национальных классификаторах технико-экономической информации; 18) региональная организация по стандартизации - организация по стандартизации, участие в деятельности которой открыто для одного региона: географического или экономического; 19) технический комитет по стандартизации - консультативно-совещательный орган, создаваемый в отраслях экономики на добровольной основе для осуществления деятельности в сфере стандартизации и участия в создании национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности; 20) базовая организация технического комитета по стандартизации - организация, на базе которой создан и функционирует технический комитет по стандартизации; 21) технический эксперт по стандартизации - физическое лицо, участвующее в деятельности в сфере стандартизации, обладающее специальными знаниями в отношении объекта стандартизации и соответствующее характеристикам, установленным настоящим Законом; 22) рекомендации по стандартизации - документ по стандартизации, содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и (или) обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия; 23) международная организация по стандартизации - организация по стандартизации, членство в которой открыто для любой страны; 24) иностранная организация по стандартизации - организация по стандартизации, признанная на национальном уровне иностранного государства как осуществляющая деятельность в сфере стандартизации; 25) деятельность в сфере стандартизации - планирование, разработка, утверждение, регистрация, учет, опубликование, распространение, применение, мониторинг и актуализация документов по стандартизации; 26) уполномоченный орган в сфере стандартизации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере стандартизации; 27) распространение - предоставление либо реализация официальных изданий и (или) их копий на основании соответствующих запросов физических и юридических лиц в порядке, определяемом настоящим Законом; 28) классификаторы технико-экономической информации - документы по стандартизации, представляющие собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации, к которым относятся национальные классификаторы технико-экономической информации, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации, классификаторы технико-экономической информации региональных организаций по стандартизации и классификаторы технико-экономической информации иностранных государств; 29) депозитарий классификаторов технико-экономической информации (далее - депозитарий) - специализированный фонд, представляющий собой совокупность классификаторов технико-экономической информации, имеющих межведомственный характер, обеспечивающий их формирование, учет, хранение, актуализацию, информационное и нормативное обеспечение в интересах пользователей депозитария; 30) стандарт организации - документ по стандартизации, принятый организацией самостоятельно для реализации ее целей; 31) национальный стандарт - документ по стандартизации, утвержденный уполномоченным органом, доступный широкому кругу пользователей; 32) национальный знак стандартизации - знак, используемый для маркирования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации; 33) национальная система стандартизации - совокупность субъектов и их отношений в процессе осуществления деятельности в сфере стандартизации, а также документов по стандартизации и нормативных технических документов, являющихся объектами общедоступного государственного информационного ресурса; 34) реестр национальной системы стандартизации - система учета национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, технических комитетов по стандартизации, осуществляемая в электронной форме; 35) гармонизация - деятельность по созданию условий для внедрения и использования в национальных интересах международных и региональных стандартов, отражающих новейшие достижения в науке и технике и определяющих современные требования к уровню качества и конкурентоспособности объектов стандартизации; 36) международный стандарт - документ по стандартизации, принятый международной организацией по стандартизации, доступный широкому кругу пользователей; 37) стандарт иностранного государства - документ по стандартизации, принятый национальным органом по стандартизации иностранного государства либо организацией иностранного государства; 38) субъекты стандартизации иностранных государств - государственные органы, физические либо юридические лица, уполномоченные представлять интересы своих стран в сфере стандартизации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере стандартизации 1. Законодательство Республики Казахстан в сфере стандартизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера регулирования настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью в сфере стандартизации. 2. Объектами стандартизации являются продукция, процессы и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. 3. Субъектами национальной системы стандартизации являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере стандартизации.
Целями стандартизации являются: 1) повышение конкурентоспособности отечественной продукции, процессов и услуг; 2) экономия природных и энергетических ресурсов; 3) обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития государства; 4) повышение безопасности и качества продукции, процессов и услуг; 5) устранение технических барьеров в торговле для создания условий интеграции в международную систему стандартизации; 6) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества продукции, процессов и услуг; 7) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств, а также содействие трансферту технологий и наилучших лабораторных практик; 8) создание условий для улучшения безопасности и качества жизни населения.
Статья 5. Принципы стандартизации Стандартизация в Республике Казахстан основывается на принципах: выбора с целью применения документов по стандартизации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан; участия в деятельности в сфере стандартизации всех заинтересованных сторон; выбора из взаимосвязанных стандартов; 2) единства и целостности национальной системы стандартизации; 3) обеспечения системности и комплексности стандартизации; 4) применения единой терминологии к объектам стандартизации; 5) открытости процесса разработки национальных стандартов на основе участия всех заинтересованных сторон; 6) открытости информации о документах по стандартизации, порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц, за исключением документов по стандартизации, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и документов по стандартизации, являющихся объектом авторского права; 7) использования достижений науки и техники, а также международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств при разработке документов по стандартизации; 8) динамичности и опережающего развития стандартизации.
См. изменения в статью 6 - Закон РК от 18.03.19 г. № 237-VI (вводятся в действие с 1 января 2020 г.) Статья 6. Регулирование в сфере стандартизации продукции, процессов и услуг военного и двойного назначения (применения) Порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, определяется Министерством обороны Республики Казахстан.
Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
Статья 7. Структура национальной системы стандартизации Структуру национальной системы стандартизации составляют: 1) Правительство Республики Казахстан; 3) государственные органы в пределах своей компетенции; 4) национальный орган по стандартизации; 5) технические комитеты по стандартизации; 6) технические эксперты по стандартизации; 7) физические и юридические лица.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере стандартизации Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере стандартизации и организует их исполнение; 2) определяет национальный орган по стандартизации; 3) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа К компетенции уполномоченного органа относятся: 1) реализация государственной политики в сфере стандартизации; 2) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в сфере стандартизации; 3) подача представления в Правительство Республики Казахстан для определения национального органа по стандартизации; 4) представление интересов Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации; 5) определение порядка разработки национального плана стандартизации; 6) утверждение национального плана стандартизации; 7) утверждение национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, а также изменений к ним; 8) определение порядка разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации; 9) определение порядка формирования, ведения и сопровождения единого государственного фонда нормативных технических документов, а также распространения копий нормативных технических документов, официальных изданий; 10) определение порядка создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации; 11) определение порядка применения национальных, межгосударственных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации в нормативных правовых актах; 12) определение порядка применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, классификаторов технико-экономической информации международных организаций по стандартизации, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций по стандартизации региональных организаций по стандартизации, классификаторов технико-экономической информации, правил, норм и рекомендаций по стандартизации иностранных государств; 13) определение порядка создания, работы и ликвидации технических комитетов по стандартизации; 14) регистрация национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации; 15) организация анализа и разработки национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) и межгосударственных стандартов; 16) проведение работ по включению национальных стандартов в перечни стандартов к соответствующим техническим регламентам Евразийского экономического союза; 17) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция государственных органов в сфере стандартизации Государственные органы в сфере стандартизации в пределах своей компетенции осуществляют: 1) подготовку и внесение предложений о разработке, внесении изменений, пересмотре и об отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 2) разработку национальных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации по согласованию с уполномоченным органом; 3) рассмотрение проектов документов по стандартизации и национального плана стандартизации; 4) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации; 5) участие в работе технических комитетов по стандартизации и национального органа по стандартизации, международных организаций по стандартизации; 6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 11. Национальный орган по стандартизации 1. Национальный орган по стандартизации является государственным юридическим лицом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере стандартизации, координацию работ по стандартизации. 2. Для осуществления своей деятельности национальный орган по стандартизации должен иметь: 1) соглашения с международными, региональными и иностранными организациями по стандартизации на распространение и применение документов по стандартизации; 2) опыт в разработке национальных и межгосударственных стандартов, экспертизе проектов документов по стандартизации; 3) опыт в проведении анализа и систематизации документов по стандартизации по отраслям. 3. Деятельность национального органа по стандартизации направлена на осуществление механизма согласованного взаимодействия субъектов национальной системы стандартизации с целью создания условий для развития конкурентоспособности отечественной продукции, процессов и услуг и свободного их доступа на внутренний и внешний рынки, обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития государства. 4. Национальный орган по стандартизации в пределах своей компетенции осуществляет: 1) разработку основополагающих национальных стандартов, национальных и межгосударственных стандартов, включаемых в перечни стандартов к техническим регламентам как взаимосвязанных, и рекомендаций по стандартизации; 2) проведение и (или) участие в научных исследованиях в сфере стандартизации; 3) анализ и систематизацию документов по стандартизации в разрезе приоритетных отраслей; 4) обеспечение инновационных и инвестиционных проектов, направленных на производство продукции с повышенными показателями безопасности, соответствующими национальными стандартами посредством их разработки; 5) формирование национального плана стандартизации, а также внесение в него изменений и (или) дополнений; 6) экспертизу проектов документов по стандартизации; 7) формирование, ведение и сопровождение единого государственного фонда нормативных технических документов, системы каталогизации документов по стандартизации; 8) ведение реестра национальной системы стандартизации; 9) сотрудничество с международными, региональными, иностранными организациями по стандартизации, в том числе по обмену информацией, распространению и применению международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан; 10) участие в официальном издании, распространении и опубликовании нормативных технических документов и документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций), а также информационных указателей стандартов и каталогов; 11) создание, координацию деятельности и ликвидацию технических комитетов по стандартизации, актуализацию состава технических комитетов по стандартизации и объектов стандартизации, закрепленных за техническими комитетами по стандартизации; 12) участие в организации подготовки и повышения квалификации в сфере стандартизации.
Статья 12. Технические комитеты по стандартизации 1. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики на основе принципа добровольного участия субъектов национальной системы стандартизации. 2. Технические комитеты по стандартизации: 1) принимают участие в разработке документов по стандартизации и разрабатывают их; 2) организуют техническое обсуждение содержания проектов национальных стандартов в соответствии с закрепленной областью деятельности с членами технического комитета по стандартизации; 3) вносят предложения по формированию национального плана стандартизации; 4) направляют запросы в государственные органы, юридическим или физическим лицам по вопросам, входящим в их компетенцию, от имени базовой организации; 5) участвуют в научных исследованиях в сфере стандартизации; 6) участвуют в работе технических комитетов по стандартизации международных и региональных организаций по стандартизации; 7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации. 3. В состав технического комитета по стандартизации входят представители заинтересованных субъектов национальной системы стандартизации соответствующей отрасли (сферы). 4 Заявителями на создание технического комитета по стандартизации могут быть заинтересованные субъекты национальной системы стандартизации соответствующей отрасли (сферы). 5. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности технического комитета по стандартизации осуществляется его базовой организацией.
Статья 13. Технические эксперты по стандартизации 1. Технические эксперты по стандартизации участвуют в деятельности в сфере стандартизации и могут представлять интересы организации. 2. К компетенции технических экспертов по стандартизации относятся: 1) участие в реализации государственной политики в сфере стандартизации; 2) участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в области технического регулирования и сфере стандартизации, документов по стандартизации; 3) участие в работе технических комитетов по стандартизации; 4) участие в научных исследованиях в сфере стандартизации; 5) участие в формировании национального плана стандартизации; 6) выполнение иных функций, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации. 3. Организации определяют технических экспертов по стандартизации на основе одной из следующих характеристик: 1) наличие профессионального технического образования и обладание знаниями в отношении объекта стандартизации; 2) наличие опыта работы в сфере стандартизации.
Статья 14. Единый государственный фонд нормативных технических документов 1. Единый государственный фонд нормативных технических документов функционирует в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации. 2. Государственные органы, их подведомственные организации представляют один экземпляр утвержденного ими нормативного технического документа, а также сведения о принятии, внесении изменений, об отмене каждого нормативного технического документа в национальный орган по стандартизации для формирования единой информационной системы. 3. Формирование, ведение и сопровождение единого государственного фонда нормативных технических документов включают в себя: 1) комплектование и хранение нормативных технических документов; 2) комплектование, хранение и актуализацию документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций); 3) представление копий нормативных технических документов, а также сведений о них, содержащихся в едином государственном фонде нормативных технических документов; 4) сопровождение и расширение информационных систем единого государственного фонда нормативных технических документов, системы каталогизации документов по стандартизации. 4. Распространение официальных изданий документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций) осуществляется через единый государственный фонд нормативных технических документов. На безвозмездной основе распространяются официальные издания национальных стандартов, за исключением военных национальных стандартов, межгосударственных стандартов, принятых на территории Республики Казахстан в качестве национальных стандартов, и национальных стандартов, принятых на основе международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств. 5. Распространение документов по стандартизации и их копий осуществляется при условии соблюдения авторских прав.
Статья 15. Права физических и юридических лиц в сфере стандартизации Физические и юридические лица имеют право с учетом своих хозяйственных и профессиональных потребностей организовать и осуществлять деятельность в сфере стандартизации в соответствующих отраслях (сферах), в частности: 1) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере стандартизации; 2) участвовать в разработке, мониторинге, пересмотре, отмене и актуализации документов по стандартизации; 3) направлять запросы в уполномоченный орган, национальный орган по стандартизации, технические комитеты по стандартизации по вопросам, касающимся сферы стандартизации; 4) участвовать в деятельности технических комитетов по стандартизации; См. изменения в подпункт 5 - Закон РК от 18.03.19 г. № 237-VI (вводятся в действие с 1 января 2020 г.) 5) разрабатывать и внедрять документы по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов); 6) создавать соответствующие подразделения и службы по стандартизации; 7) участвовать в научных исследованиях в сфере стандартизации; 8) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.
Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Статья 16. Виды документов по стандартизации 1. К документам по стандартизации относятся: 1) международные стандарты, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации; 2) региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации региональных организаций по стандартизации; 3) национальные стандарты и национальные классификаторы технико-экономической информации; 4) рекомендации по стандартизации; 5) стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств; 2. Документы по стандартизации, по которым объекты стандартизации выпускаются в обращение на территории Республики Казахстан, не должны противоречить законодательству Республики Казахстан в сфере стандартизации.
Статья 17. Национальные стандарты 1. Национальные стандарты разрабатываются для целей стандартизации, предусмотренных настоящим Законом. 2. Национальные стандарты подразделяются на: 1) основополагающие национальные стандарты; 2) национальные стандарты на продукцию, процессы и услуги, методы контроля продукции, процессов и услуг; 3) военные национальные стандарты. 3. В национальных стандартах могут устанавливаться: 1) классификация продукции, услуг; 2) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции; 4) потребительские свойства и характеристики продукции и услуг, определяющие уровень их качества, включая показатели функционального назначения; 5) правила производства, переработки, приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения продукции; 6) методы испытаний качества и безопасности продукции и услуг; 7) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов; 8) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента; 9) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.
Статья 18. Национальные классификаторы технико-экономической информации 1. Технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики и требующая учета, подлежит классификации и кодированию посредством утверждения классификаторов технико-экономической информации. 2. Разработка национальных классификаторов технико-экономической информации проводится в инициативном порядке либо в соответствии с национальным планом стандартизации.
Статья 19. Стандарты организаций 1. Стандарты организаций разрабатываются на продукцию, процессы или услуги и не подлежат учету и регистрации в реестре национальной системы стандартизации. Стандарты организаций могут быть приняты в виде технических условий, в том числе содержащих технические требования к продукции. 2. Стандарты организаций принимаются: 2) отраслевой ассоциацией (неправительственный); 4) саморегулируемой организацией. 3. Стандарты организаций передаются в пользование только с разрешения организации - держателя подлинника соответствующего стандарта. 4. Порядок разработки, принятия, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены, издания, распространения, применения стандартов организаций определяется организацией. 5. Не допускается финансирование разработки стандартов организаций за счет средств республиканского или местных бюджетов.
Статья 20. Рекомендации по стандартизации Рекомендации по стандартизации содержат добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, а также обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия, способствующие применению соответствующего национального стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в национальном стандарте.
Глава 4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Статья 21. Планирование работ по стандартизации 1. Планирование работ по стандартизации осуществляется на каждые три года с учетом стратегических целей и направлений развития национальной системы стандартизации. Планирование работ по стандартизации должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан, учитывать результаты научных исследований и требования, установленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Планирование работ по стандартизации осуществляется в форме национального плана стандартизации. В период действия национального плана стандартизации допускается внесение в него изменений и (или) дополнений по предложениям субъектов национальной системы стандартизации. 2. Национальный план стандартизации формируется на основе: 1) предложений государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон; 2) планов работ технических комитетов по стандартизации; 3) расширения перечней взаимосвязанных стандартов к техническим регламентам с учетом предварительного анализа действующих документов по стандартизации и потребности в разработке национальных стандартов; 4) результатов мониторинга в сфере стандартизации; 5) иных источников, отвечающих основным направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан. 3. Действие настоящей статьи не распространяется на планирование международных, региональных стандартов (за исключением межгосударственных стандартов), военных национальных стандартов, стандартов организаций, а также стандартов иностранных государств. 4. Национальный план стандартизации включает в себя: 1) код по межгосударственному классификатору стандартов; 2) наименование проекта национального или межгосударственного стандарта, национального классификатора технико-экономической информации; 7) организацию-заявителя, предоставившую предложение-заявку; 8) код классификации продукции по видам экономической деятельности; 9) перечень организаций - потенциальных пользователей национального или межгосударственного стандарта, национального классификатора технико-экономической информации.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем ЗаконеСтатья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере стандартизацииСтатья 3. Сфера регулирования настоящего ЗаконаСтатья 4. Цели стандартизацииСтатья 5. Принципы стандартизацииСтатья 6. Регулирование в сфере стандартизации продукции, процессов и услуг военного и двойного назначения (применения) Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИСтатья 7. Структура национальной системы стандартизацииСтатья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере стандартизацииСтатья 9. Компетенция уполномоченного органаСтатья 10. Компетенция государственных органов в сфере стандартизацииСтатья 11. Национальный орган по стандартизацииСтатья 12. Технические комитеты по стандартизацииСтатья 13. Технические эксперты по стандартизацииСтатья 14. Единый государственный фонд нормативных технических документовСтатья 15. Права физических и юридических лиц в сфере стандартизации Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИСтатья 16. Виды документов по стандартизацииСтатья 17. Национальные стандартыСтатья 18. Национальные классификаторы технико-экономической информацииСтатья 19. Стандарты организацийСтатья 20. Рекомендации по стандартизации Глава 4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИСтатья 21. Планирование работ по стандартизацииСтатья 22. Разработка и утверждение национальных стандартовСтатья 23. Внесение изменений и отмена национальных стандартовСтатья 24. Разработка и утверждение национальных классификаторов технико-экономической информацииСтатья 25. Регистрация национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИСтатья 26. Применение документов по стандартизацииСтатья 27. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государствСтатья 28. Мониторинг в сфере стандартизации Глава 6. СИСТЕМА КАТАЛОГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕСтатья 29. Система каталогизации документов по стандартизацииСтатья 30. Информационное обеспечение в сфере стандартизацииСтатья 31. Размещение информации о документах по стандартизацииСтатья 32. ОпубликованиеСтатья 33. Национальный знак стандартизации Глава 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИГлава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |