|
|
|
Анализ отдельных положений
Климкин С.И., к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
1. Лесной Кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 г. № 477-II (далее - Лесной кодекс) регулирует общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению лесным фондом, а также устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, повышения экологического и ресурсного потенциала лесного фонда, его рационального использования. Регулирование лесных правоотношений осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеющий глобальное экологическое, социальное и экономическое значение. 2. В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли 130.000.000. Законодательство об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов. 3. Казахстан относится к малолесным государствам. Общая площадь земель государственного лесного фонда (лесных земель и нелесных, предназначенных для нужд лесного хозяйства) составляет 29,3 млн. га и занимает 10,7% территории республики, покрытая лесом площадь - 12,6 млн. га или 43,1 процента общей площади земель лесного фонда. Лесами покрыто чуть более четырех процентов его территории (с учетом саксауловых насаждений, на долю которых приходится практически половина лесопокрытой площади) [1]. 4. В своем Послании народу Казахстан от 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» Президент Республики Казахстан К-Ж.К. Токаев отметил, что охрана окружающей среды и экологическое развитие выходят на первый план казахстанской повестки дня. Этим вопросом занимается весь цивилизованный мир, и нам негоже оставаться в стороне от магистральной тенденции. <…> Следует утвердить долгосрочные планы сохранения и рационального использования биологического разнообразия. В течение пяти лет будет осуществлена посадка более 2 миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов - в населенных пунктах. Эта акция приведет к масштабному озеленению нашей страны. Остро стоит вопрос наращивания зеленого пояса вокруг столицы. Законодательно и нормативно нужно защитить национальные парки и другие природные богатства Казахстана, ужесточить уголовное и административное преследование граждан, совершающих правонарушения в этой сфере. 5. На сорок шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств постановлением от 27 марта 2017 г. № 46-17 принят Модельный Лесной кодекс для государств - участников СНГ, который рекомендован для использования государствами - участниками Содружества Независимых Государств при разработке национального лесного законодательства. Модельный Лесной кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала, а также предлагает наиболее эффективные методы сохранения и воспроизводства лесов, регулирования использования лесных ресурсов, доступа к ним, гармонизации отношений пользователей различными лесными ресурсами для использования их в национальном лесном законодательстве государств - участников Содружества Независимых Государств. 6. Согласно пункту 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. В соответствии с пунктом 2 ст. 6 Лесного кодекса, лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов. Согласно пункту 3 ст. 6 Лесного кодекса, к государственному лесному фонду относятся: 1) леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий; 2) леса естественного и искусственного происхождения, а также не покрытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда; 3) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара. Пунктом 4 ст. 6 Лесного кодекса установлено, что к частному лесному фонду относятся созданные за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование, в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан с целевым назначением для лесоразведения: 1) искусственные насаждения; 2) насаждения естественного происхождения, возникшие семенным и (или) вегетативным путем; 3) частные лесные питомники; 4) плантационные насаждения специального назначения; 5) агролесомелиоративные насаждения; 6) защитные насаждения на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности. 7. Допустимость существования частного лесного фонда дает основания отдельным авторам ставить под сомнение конституционность указанных положений Лесного кодекса. Так, Д.Б. Мадалиев отмечает, что из статьи 6 Конституции следует, что растительный мир должен находиться в государственной собственности. Растительный мир - это совокупность диких наземных и водных растений, произрастающих в состоянии естественной природной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа. Следовательно, леса - это растительный мир нашей страны, и законодатель в Конституции четко дает понять, что они должны находиться в государственной собственности [2]. В результате автором делается вывод, что Лесной кодекс РК содержит нормы, противоречащие Конституции Республики Казахстан. Все леса, - указывает Д.Б. Мадалиев, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, являются растительным миром и не могут находиться в частной собственности. В связи с этим он предлагает внести изменения в Лесной кодекс и исключить понятия «частные лесные фонды» и «частные лесовладельцы» [3]. Однако нам приведенные рассуждения и выводы представляются спорными. Так, подпунктом 32) ст. 4 Лесного кодекса определено, что лес - это природный комплекс, формирующийся на определенной территории, на основе совокупности древесной и кустарниковой растительности и других компонентов живой природы, взаимодействующий с окружающей средой и имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение. Согласно пункту 1 ст. 6 Лесного кодекса, все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан. В этой связи объекты лесных фондов не следует рассматривать в отрыве от земельных участков, на которых они расположены, а при анализе вопроса о конституционности либо неконституционности норм Лесного кодекса необходимо использовать системное толкование положений как Лесного, так и Земельного кодексов Республики Казахстан. Понятию и составу земель лесного фонда посвящена статья 128 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II. Землями лесного фонда признаются земельные участки, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Земли лесного фонда состоят из земель государственного и частного лесных фондов (пункты 1, 2 ст. 128 Земельного кодекса РК). Пунктом 3 ст. 128 Земельного кодекса установлено, что к землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения и искусственными лесами, созданными за счет средств государственного бюджета, а также не покрытые лесами земли, предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство. В свою очередь, согласно пункту 4 ст. 128 Земельного кодекса, к землям частного лесного фонда относятся земли, предоставленные физическим и негосударственным юридическим лицам в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с настоящим Кодексом с целевым назначением для лесоразведения, занятые: 1) искусственными насаждениями; 2) насаждениями естественного происхождения, возникшие семенным и (или) вегетативным путем; 3) частными лесными питомниками; 4) плантационными насаждениями специального назначения; 5) агролесомелиоративными насаждениями; 6) защитными насаждениями на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности. Приведенное положение Земельного кодекса полностью корреспондируется с пунктом 3 ст. 8 Лесного кодекса. Сравнение содержаний пункта 4 ст. 128 Земельного кодекса РК, пункта 3 ст. 8 и пункта 4 ст. 6 Лесного кодекса РК приводит к выводу об их полном буквальном совпадении. В этой связи системное толкование положений указанных кодексов приводит к следующим логическим заключениям. Поскольку земельные участки могут находиться в частной собственности, что прямо допускается Конституцией Республики Казахстан («Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом»), расположенные на них объекты лесного фонда также являются частной собственностью. 8. В этом отношении заслуживает внимания Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 13 апреля 2000 г. № 2/2 «Об официальном толковании пункта 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан», в котором содержится важное для настоящего анализа положение о неотделимости друг от друга права на земельный участок и права на расположенные на нем здания или сооружения. Это условие означает правовой запрет на отчуждение или предоставление земельного участка в отдельности от расположенной на нем недвижимой собственности, чем обеспечивается конституционный принцип общественного блага собственности и гражданско-правовой ответственности единого хозяйствующего субъекта. 9. Конечно, приведенная выдержка из Постановления Конституционного Совета к рассматриваемой ситуации не может быть применена буквально. Однако она содержит важный посыл: вопрос о правовой принадлежности объектов лесного фонда не может быть рассмотрен без соответствующего анализа правовой принадлежности земельных участков. Данный вывод в полной мере соответствует представлениям о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение, что предусмотрено Модельным Лесным кодексом для государств - участников СНГ, принятым на сорок шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление от 27 марта 2017 г. № 46-17). Таким образом, с учетом проведенного анализа мы приходим к выводу об отсутствии противоречий по данному вопросу норм Лесного кодекса нормам Конституции Республики Казахстан. Однако при этом отмечаем излишнюю категоричность пункта 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан в вопросе государственной собственности на растительный мир. 10. Положения Лесного кодекса корреспондируются с кодексами Республики Казахстан: - Гражданским кодексом Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 г.; - Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июня 2003 г.; - Водным кодексом от 9 июля 2003 г.; - Экологическим кодексом от 9 января 2007 г.; - Бюджетным кодексом от 4 декабря 2008 г. № 95-IV; - Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»; - Уголовным кодексом от 3 июля 2014 г.; - Кодексом об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г.; - Кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан». 11. В развитие и исполнение положений анализируемого Закона приняты, в том числе, следующие НПА: - Постановление Правительства РК от 21 апреля 2006 г. № 304 «О реорганизации республиканского государственного казенного предприятия «Казахское лесоустроительное предприятие» Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан»; - Постановление Правительства РК от 31 мая 2007 г. № 441 «Об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением лесного законодательства Республики Казахстан»; - Постановление Правительства РК от 31 декабря 2015 г. № 1148 «Об утверждении распределения государственного лесного фонда по категориям и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Казахской ССР от 17 апреля 1981 года № 182 «Об уточнении существующего деления лесов Казахской ССР на группы и отнесении их к категориям защитности» и Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2001 года № 254 «О внесении дополнения и изменений в постановление Совета Министров Казахской ССР от 17 апреля 1981 года № 182 «Об уточнении существующего деления лесов Казахской ССР на группы и отнесении их к категориям защитности»; - Постановление Правительства РК от 15 апреля 2016 г. № 223 «Об утверждении объемов изъятия родиолы розовой (Rhodiola rosea) и рапонтикума сафлоровидного (Rhaponticum carthamoides), занесенных в Красную книгу Республики Казахстан, на 2016 год»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 12 июля 2011 г. № 14-1/392 «Об утверждении возраста рубки леса на территории государственного лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 19 марта 2012 г. № 25-02-02/110 «Об утверждении лесосеменного районирования»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 19 марта 2012 г. № 25-02-01/114 «Об утверждении Правил организации и функционирования школьного лесничества»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 30 марта 2012 г. № 25-02-02/145 «Об утверждении Методических указаний по учету и определению ущерба, причиненного незаконными порубками леса на территории лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 30 марта 2012 г. № 25-02-02/146 «Об утверждении Методических указаний по учету и определению ущерба, причиненного пожарами на территории лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 14 сентября 2012 г. № 25-02/457 «Об утверждении образцов и Правил ношения форменной одежды со знаками различия (без погон) должностных лиц государственной лесной инспекции Республики Казахстан и государственной лесной охраны Республики Казахстан»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 19 октября 2012 г. № 17-02/532 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации лесных культур, питомников, площадей с проведенными мерами содействия естественному возобновлению леса и оставленных под естественное заращивание в государственном лесном фонде»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 22 декабря 2014 г. № 18-02/681 «Об утверждении Правил воспроизводства лесов и лесоразведения и контроля за их качеством»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 25 декабря 2014 г. № 18-02/691 «Об утверждении Правил проведения освидетельствования мест рубок на участках государственного лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 26 января 2015 г. № 18-02/39 «Об утверждении Правил предоставления лесопользователям участков под объекты строительства на землях государственного лесного фонда, где лесные ресурсы предоставлены в долгосрочное лесопользование для оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских и спортивных целей; нужд охотничьего хозяйства; побочного лесного пользования и выдачи разрешения на использование этих участков под строительство таких объектов»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 26 января 2015 г. № 18-02/40 «Об утверждении форм лесорубочного билета и лесного билета, правил их учета, хранения, заполнения и выдачи»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 27 января 2015 г. № 18-02/42 «Об утверждении Правил учета, определения и возмещения ущерба, причиняемого пожарами на территории лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 27 января 2015 г. № 18-02/43 «Об утверждении Правил установления ширины запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ, каналов и других водных объектов»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 27 января 2015 г. № 18-02/44 «Об утверждении Правил заготовки, переработки, хранения и использования лесных семян и контроля за их качеством»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 28 января 2015 года № 18-02/45 «Об утверждении Правил перевода из категории земель лесного фонда в земли других категорий для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 г. № 18-02/52 «Об утверждении Правил учета и определения ущерба, причиненного незаконными порубками на территории лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 г. № 18-02/53 «Об утверждении Правил применения клейм в государственном лесном фонде»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 г. № 18-02/54 «Об утверждении Положения о лесной пожарной станции государственного лесовладельца»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 г. № 18-02/58 «Об утверждении требований к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями при долгосрочном лесопользовании»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 января 2015 г. № 18-02/64 «Об утверждении Правил осуществления авиационных работ по охране и защите лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 16 февраля 2015 г. № 18-03/105 «Об утверждении перечня дериватов»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 20 февраля 2015 г. № 18-02/119 «Об утверждении Норм положенности средств пожаротушения в местах проведения лесопользователями оздоровительных, рекреационных, историко-культурных, туристских, спортивных и других мероприятий на территории государственного лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 г. № 18-02/161 «Об утверждении Правил отвода и таксации лесосек на участках государственного лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 г. № 18-02/163 «Об утверждении Правил ведения государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра, государственного мониторинга лесов и лесоустройства на территории государственного лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 г. № 18-02/169 «Об утверждении Правил возмещения расходов на закладку и выращивание плантаций быстрорастущих древесных и кустарниковых пород, создание и развитие частных лесных питомников»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 г. № 18-02/178 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню на участках государственного лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 31 марта 2015 г. № 18-02/292 «Об утверждении натуральных норм обеспечения форменной одеждой со знаками различия (без погон) должностных лиц государственной лесной инспекции и государственной лесной охраны Республики Казахстан»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 апреля 2015 г. № 18-02/400 «Об утверждении Правил заготовки живицы, древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, а также зоны возможной подсочки древостоев на участках государственного лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 апреля 2015 г. № 18-02/405 «Об утверждении Правил побочного пользования лесом на территории государственного лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 12 мая 2015 г. № 18-1/429 «Об утверждении Положения о государственной лесной охране»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 30 июня 2015 г. № 18-02/596 «Об утверждении Правил рубок леса на участках государственного лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 19 мая 2015 г. № 18-1/451 «Об утверждении Правил пользования участками государственного лесного фонда для выращивания посадочного материала и плантационных насаждений специального назначения»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 20 июля 2015 г. № 18-02/664 «Об утверждении норм и нормативов по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 7 октября 2015 г. № 18-02/896 «Об утверждении Правил проведения тендеров по предоставлению лесных ресурсов на участках государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 14 октября 2015 г. № 18-02/924 «Об утверждении Правил проведения ревизии лесных обходов государственными лесовладельцами»; - Приказ Министра сельского хозяйства РК от 23 октября 2015 г. № 18-02/942 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»; - Приказ Заместителя Премьер-министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 28 августа 2017 г. № 359 «Об утверждении форм актов должностных лиц государственной лесной инспекции Республики Казахстан и государственной лесной охраны Республики Казахстан»; - Приказ Заместителя Премьер-министра РК - Министра сельского хозяйства РК от 28 августа 2017 г. № 364 «Об утверждении Правил перевода земель других категорий в земли лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра сельского хозяйства РК от 13 сентября 2018 г. № 383 «Об утверждении Методических указаний расчета ставок платы за лесные пользования на участках государственного лесного фонда»; - Приказ и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 9 января 2020 г. № 5 «Об утверждении перечня особо опасных вредителей и болезней леса, за исключением карантинных видов, и Правил борьбы с ними»; - Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 31 марта 2020 г. № 85 «Об утверждении Правил проведения в государственном лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием»; - Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 28 апреля 2020 г. № 99 «Об утверждении Правил рекультивации нарушенных земельных участков на землях государственного лесного фонда и их передачи лесовладельцу при добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания»; - Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 10 июня 2020 г. № 138 «Об утверждении Правил выдачи административным органом разрешений на импорт на территорию Республики Казахстан, экспорт и (или) реэкспорт с территории Республики Казахстан объектов растительного мира, их частей и дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения» - Приказ и.о. Председателя комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства РК от 24 июля 2015 г. № 189 «Об утверждении требований к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями при долгосрочном лесопользовании»; - Приказ Председателя Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства РК от 13 августа 2015 г. № 211 «О запрете рубок в саксауловых насаждениях на участках государственного лесного фонда»; - Приказ и.о. Председателя комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства РК от 11 декабря 2015 года № 319 «О запрете всех видов рубок леса на участках государственного лесного фонда». 12. Не все термины, используемые в тексте Лесного кодекса, раскрываются в статье 4 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе». Например: - «бальнеологические свойства леса» (пункт 2 ст. 9); - «хлысты», «сортименты» (подпункт 6-3) ст. 26; пункт 3 ст. 36); - «реинтродукция», «интродукция», «аборигенная флора и фауна», «аборигенные виды растений» (пункты 1, 3 ст. 75); - «лесосеменное районирование» (оглавление, подпункт 18-6) п. 1 ст. 13; абзац девятый подпункта 9) п. 2 ст. 13; подпункт 7) п. 2 ст. 21; подпункт 9) ст. 26; статья 79); - «антропогенный фактор» (пункт 1 ст. 86); - «лесопатологический мониторинг» (подпункт 5) ст. 110). 13. Согласно пункту 1 ст. 9 Лесного кодекса, лесные ресурсы состоят из запасов древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов растительного и животного происхождения, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде. Между тем, как сообщил руководитель рабочей группы по экономическим вопросам комиссии по земельной реформе Акылбек Куришбаев, члены группы выступили против сокращения земель лесного фонда, доля которых в Казахстане составляет всего 5%. Кроме того, по его словам, во время заседаний рабочей группы эксперты убедились в том, что существует большое препятствие для эффективного использования пастбищ в лесном фонде местным населением для выпаса скота. Например, площадь лесных фондов и особо охраняемых территорий в Казахстане составляет около 41 млн га. Из них около 10 млн га отведенных под специальные пастбища. Это большая возможность. Наше предложение - совершенствование законодательства в части предоставления в аренду пастбищ и сенокосов из лесных угодий, - отметил Куришбаев [4]. В связи с актуальностью для Казахстана вопроса пастбищ, пункт 1 ст. 9 Лесного кодекса целесообразно изложить в следующей редакции: «1. Лесные ресурсы состоят из запасов древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов животного и растительного происхождения, в том числе для нужд пастбищ, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде». 14. Согласно статье 11 Кодекса, к должностному лицу и системе государственных органов, осуществляющих государственное управление в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, относятся Президент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган, ведомство уполномоченного органа и территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа, а также местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах их компетенции, определенной Конституцией, настоящим Кодексом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Данная статья (с учетом последующих изменений) изложена в редакции Закона РК от 5 июля 2011 г. № 452-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам». В этой связи обращаем внимание на следующие моменты. Во-первых, представляется уязвимым применение термина «должностное лицо» к коллективным образованиям (Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган, ведомство уполномоченного органа и территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа, а также местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы). Во-вторых, термин «должностное лицо» традиционно и органично используется в Лесном кодексе в различных сочетаниях и смыслах: «должностное лицо государственной лесной инспекции Республики Казахстан», «должностное лицо государственной лесной охраны Республики Казахстан» (подпункты 18-16), 18-17) ст. 13), «должностное лицо ведомства уполномоченного органа, территориальных подразделений» (пункты 2, 3, 5, 10, 14, 15 ст. 19-1; пункты 2, 3 ст. 19-2), «должностные лица государственной лесной инспекции» (пункт 1 ст. 20; название, пункты 1, 2, 3, 4 ст. 21), «должностное лицо, ответственное за проведение указанных рубок и лесопользования» (пункт 7 ст. 36), «должностные лица [организаций], пользующихся лесным фондом» (подпункты 1), 5) п. 2 ст. 69), «должностные лица государственной лесной охраны» (пункты 4, 5, 6 ст. 69; название, пункты 1, 2, 3 ст. 70). Таким образом, некорректное введение в статью 11 Кодекса термина «должностное лицо» нарушило его привычное толкование и использование. 15. В Кодексе неоднозначно и нечетко проведено разграничение понятий «лесовладение» и «лесопользование», а также наблюдается их несоответствие положениям Гражданского кодекса РК (Общая часть). Согласно пункту 3 ст. 1 Гражданского Кодекса РК, к семейным, трудовым отношениям и отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответственно семейным, трудовым законодательством, законодательством об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Пунктом 1 ст. 195 Гражданского кодекса РК установлено, что к вещным правам наряду с правом собственности относятся: 1) право землепользования; 2) право хозяйственного ведения; 3) право оперативного управления; 3-1) право ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью (сервитут); 4) другие вещные права, предусмотренные настоящим Кодексом или иными законодательными актами. Следуя логики законодателя, к «другим» вещным правам относятся, в том числе, предусмотренные Лесным кодексом права лесовладения и лесопользования. В соответствии с пунктом 2 ст. 195 ГК РК, к вещным правам применяются нормы о праве собственности, если иное не предусмотрено законодательством или не противоречит природе данного вещного права. В этой связи, с использованием системного толкования (с учетом частей второй, третьей п. 2 ст. 188 ГК РК, пункта 2 ст. 5 Лесного кодекса), под лесовладением следует понимать юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание объектами лесного фонда Республики Казахстан, включая земли лесного фонда. В свою очередь, под лесопользованием - юридически обеспеченную возможность извлекать из объектов лесного фонда, включая земли лесного фонда, их полезные естественные свойства, а также получать от них выгоды. Однако Лесным кодексом предусмотрено иное понимание указанных вещных прав. Так, согласно подпункту 37) ст. 4 Лесного кодекса, лесовладение - право владения и пользования участками государственного лесного фонда, предоставляемое Правительством Республики Казахстан государственным лесовладельцам для ведения лесного хозяйства и лесопользования, функционирования особо охраняемых природных территорий, а также право владения, пользования и распоряжения частным лесным фондом, предоставляемое частным лесовладельцам в порядке, установленном настоящим Кодексом. Правомочия лесовладельцев раскрываются в статьях 24, 25 Лесного кодекса. Согласно подпункту 47) ст. 4 Лесного кодекса, лесопользование - юридически и экономически регламентированная деятельность по использованию лесных ресурсов и полезных свойств леса. Таким образом, из объема содержания лесовладения и лесопользования, как они используются в Лесном кодексе, следует, что право лесопользования поглощается правом лесовладения, поскольку лесовладение включает в себя правомочия владения, пользования и даже распоряжения объектами лесного фонда. 16. Согласно части первой п. 1 ст. 29 Лесного кодекса, право долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда возникает на основании протокола о результатах тендера и заключенного на его основе договора. Пунктом 1 ст. 915 Гражданского кодекса РК установлено, что при торгах в форме тендера его инициатор (организатор) обязуется на основе предложенных им исходных условий заключить договор (в качестве продавца, покупателя, заказчика, подрядчика, арендодателя, арендатора и т.п.) с тем из участников тендера, кто предложит лучшие для инициатора тендера условия договора. Согласно пункту 5 ст. 915 ГК РК, с победителем тендера его инициатор заключает соответствующий договор. В случае отказа инициатора тендера заключить с победителем соответствующий договор, победитель тендера вправе взыскать причиненные ему убытки. Таким образом, Гражданским кодексом установлено лишь одно основание возникновения права у победителя тендера - договор. Составление (оформление) протокола же является лишь способом (средством) фиксации результатов проведенного тендера. При этом, несмотря на его составление (оформление), договор может быть и не заключен как по инициативе победителя тендера, так и в случае признания тендера несостоявшимся или недействительным до подписания договора. В этой связи в части первой п. 1 ст. 29 Лесного кодекса слова «протокола о результатах тендера и заключенного на его основе договора» следует заменить словами «договора, заключенного с победителем тендера». 17. Вызывает непонимание редакция пункта 1-1 ст. 31 Кодекса: «Лесные ресурсы на участках государственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства предоставляются в долгосрочное лесопользование на основании договора на ведение охотничьего хозяйства, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, с последующим оформлением договора между государственным лесовладельцем и лесопользователем.». Действующую редакцию необходимо привести в соответствии с истинными намерениями разработчика Закона РК от 15 июня 2017 г. № 73-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам растительного и животного мира». 18. Также вызывает возражения корректность введения в статью 32 Лесного кодекса подпункта 5-1). Конструкция статьи 32 Кодекса такова, что все подпункты, за исключением введенного Законом РК от 25 января 2012 г. № 548-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий» подпункта 5-1), изложены в именительном падеже. В этой связи подпункт 5-1) ст. 32 подлежит правке, например, путем дополнения словами «порядок и объемы». 18. Пунктом 2 ст. 58 Кодекса установлено, что информация о лесном фонде является государственной собственностью, порядок и условия ее использования физическими и юридическими лицами определяются уполномоченным органом в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. В изученных нами источниках предлагаются различные понимания термина «информация», однако их можно свести к следующему - это разъяснение, представление, понятие о чём-либо, сведения независимо от формы их представления и т.п. При этом право собственности является вещным правом, и собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия владения, пользования и распоряжения в отношении материализованных, овеществленных объектов. Данное обстоятельство, вне зависимости от подходов к раскрытию термина «информация», свидетельствует о недопустимости применения к нему термина «собственность». В этой связи в пункте 2 ст. 58 Лесного кодекса слова «является государственной собственность» целесообразно заменить нейтральными в этом смысле словами «принадлежит государству». 19. В Кодексе наблюдается дублирование, причем некорректное, его отдельных положений.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |