|
|
|
Анализ отдельных положений С.И. Климкин, к.ю.н., профессор НАО «Университет Нархоз», г.н.с. Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан
1. Закон регулирует общественные отношения, возникающие при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации магистрального трубопровода, и направлен на обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации магистрального трубопровода. Со дня принятия анализируемого Закона в него было внесено изменений и дополнений 14 законами Республики Казахстан. В соответствии с Классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 г. № 190, анализируемый Закон относится к отрасли 350.000.000. Транспортное законодательство (350.003.000. Магистральный трубопровод). 2. 11 мая 2012 г. ответственный секретарь МНГ Канатбек Сафинов, презентуя в Парламенте проект данного Закона, указал, что с его принятием будет законодательно закреплено приоритетное право государственного участия в проекте любого вновь создаваемого магистрального трубопровода, который может быть как государственный, так и в частной собственности. По его словам, отдельный законопроект разработан еще и потому, что отсутствие четко регламентированной базы существенно влияет на правовую природу магистральных трубопроводов. «То ли это движимое, то ли недвижимое имущество со всеми вытекающими для собственника экономическими последствиями - это один из таких вопросов, с которым мы столкнулись при разработке законопроекта, мы попытались его урегулировать, в том числе и сейчас в стенах мажилиса совместно с депутатами вырабатываем совместную редакцию законопроекта», - продолжил Сафин. В итоге, по его словам, в статье первой пункта шестого данного законопроекта в понятийном аппарате закрепляется отнесение магистрального трубопровода к единому имущественному комплексу, состоящего из линейной части, зданий и других сооружений, прочно связанных с землей и подлежащей регистрации как единый недвижимый имущественный комплекс [1]. Комитет Мажилиса Парламента Республики Казахстан по вопросам экологии и природопользования в своем заключении отметил, что законопроект разработан в целях укрепления экономической и энергетической безопасности Республики Казахстан путем урегулирования отношений в области магистрального трубопровода, имеющего стратегическое значение для экономики страны. При этом было принято во внимание, что важная часть правоотношений в области магистрального трубопровода законами Республики Казахстан не урегулирована, что является сдерживающим фактором для развития магистральных трубопроводов [2]. Как отмечается в работе Ж.Д. Османова, П.В. Климова, Е.С. Махмотова, Б.К. Саяхова «Состояние и перспективы развития транспорта нефти и газа Казахстана» со ссылками на внушительное число источников, Казахстан обладает значительными запасами топливно-энергетических ресурсов: доказанные запасы нефти превышают 4 миллиарда тонн. В связи с тем, что собственное потребление энергоресурсов Казахстаном меньше их производства, остальное количество реализуется на мировых рынках. Наиболее предпочтительным видом транспорта энергоресурсов являются трубопроводы, которые имеют следующие неоспоримые достоинства: могут быть проложены в любом направлении и на любое расстояние, независимо от ландшафта; их работа практически не зависит от внешних условий (состояния погоды, времени года и суток); они надежнее других видов транспорта энергоресурсов и в наибольшей степени автоматизированы; доставка грузов осуществляется практически круглый год, без холостого пробега, характерного для цистерн и судов при использовании других видов транспорта. Кроме того, использование трубопроводов позволяет высвободить железнодорожный и водный транспорт для перевозки других грузов [3]. При этом авторы выделяют знаковые этапы развития трубопроводного транспорта в Казахстане. Первый нефтепровод на территории Казахстана был проложен от промысла Доссор (Эмбинский нефтяной район) до порта Ракуша на Каспийском море в 1912-1913 гг. Он имел протяженность 65,7 км. В 1932-1935 годы построен первый казахстанский магистральный нефтепровод Гурьев-Орск диаметром 300 мм и протяженностью 709 км, с семью перекачивающими станциями. В 1935 г. закончено и строительство подводящего нефтепровода Косчагыл-НПС № 3 трубопровода Гурьев-Орск. Он имел диаметр 200…250 мм и протяженность 120 км. В годы Великой Отечественной войны был построен нефтепровод Макат-Нармунданак протяженностью 49 км. Его строительство началось в феврале 1942 и завершилось в июне 1943 г. В 1966 г. введен в эксплуатацию «горячий» нефтепровод Узень-Шевченко (ныне Актау) диаметром 529 мм и протяженностью 141,6 км. В августе 1969 г. введен в эксплуатацию нефтепровод Узень-Гурьев протяженностью 684 км, а в 1970 г. он был продлен до Куйбышева. Данный трубопровод стал крупнейшим «горячим» нефтепроводом мира. В период с 1977 г. по 1988 г. поэтапно построен нефтепровод Омск-Павлодар-Чимкент-Чарджоу. Его первый участок (Омск-Павлодар) диаметром 1020 мм имел протяженность 438 км; второй (Павлодар-Чимкент) диаметром 820 мм и протяженностью 1659 км, третий (Чимкент-Чарджоу) диаметром 720 мм и протяженностью около 700 км. В 1986 г. институт «Гипротрубопровод» разработал проект строительства магистрального нефтепровода Тенгиз-Гурьев-Астрахань-Грозный диаметром 1020 мм и протяженностью 1304 км, предназначенного для подачи сырья на нефтеперерабатывающие заводы Гурьева, Северного Кавказа и Закавказья. Строительство нефтепровода было завершено в 1990 г. В течение 1986-1987 гг. в Казахстане были введены в эксплуатацию второй участок нефтепровода Каламкас-Каражанбас протяженностью 62 км; магистральные нефтепроводы Прорва-Кульсары (протяженность 105,9 км, диаметр 530 мм) и Мартыши-Атырау (протяженность 85,6 км, диаметр 530 мм). В 1991 г. закончено строительство нефтепровода Доссор-Макат протяженностью 34,3 км, диаметром 219 мм. В 1992 г. Республика Казахстан, Правительство Султаната Оман и Россия сформировали Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), задачами которого стали проектирование, финансирование, строительство и эксплуатация трубопроводной системы с целью обеспечения выхода на международные рынки нефти, добываемой в Западном Казахстане и России. Взносом Казахстана в строительство данного трубопровода, сделанным в 1998 г., стал начальный участок нефтепровода Тенгиз-Грозный протяженностью 364 км и диаметром 1020 мм, трубопровод протяженностью 88 км и диаметром 720 мм, а также нефтеперекачивающая станция «Тенгиз». Строительство нефтепровода КТК началось 12 мая 1999 г., а 13 октября 2001 г. первый танкер с нефтью отошел от причала в Новороссийске. В марте 2003 г. состоялось открытие первого пускового комплекса магистрального нефтепровода Кенкияк-Атырау диаметром 600 мм и протяженностью 448 км. Его первоначальная пропускная способность составляет 6 млн т/год. Первоначально нефтепровод должен был обеспечить поставку сырья в трубопроводы КТК и Атырау-Самара, а впоследствии он станет частью трансконтинентального трубопровода в Китай. 28 сентября 2004 г. состоялась церемония открытия начала строительства магистрального нефтепровода Атасу (Восточный Казахстан) - Алашанькоу (Китай). Пуск нефтепровода диаметром 813 мм и протяженностью 962 км в эксплуатацию был осуществлен 20 июля 2006 г. Авторы также отмечают, что через Казахстан осуществляется транзит природного газа из Туркменистана и Узбекистана в Китай и Российскую Федерацию. В основном транзит газа идет через Казахстан по следующим магистральным трубопроводам: - «Средняя Азия-Центр» в направлении Узбекистан-Казахстан-Россия; - «Бухарский газоносный район-Ташкент-Бишкек-Алматы» (далее - БГР-ТБА) в направлении Узбекистан-Казахстан: - МГ «Оренбург-Новопсков» и МГ «Союз» - в направлении России; - «Бухара-Урал» в направлении России; - «Жанаозен-Актау». Начали функционировать и продолжают строиться новые магистральные газопроводы: - «Казахстан-Китай» (нитки А, В, С); - «Бейнеу-Бозой-Шымкент»; - реальную значимость получил проект строительства газопровода Казахстан-Китай [4]. 4. Как было отмечено в Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г., по поручению Елбасы заканчивается строительство первой очереди магистральной сети газопровода «Сарыарка» [5]. В своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 г. Президент К-Ж.К. Токаев отметил: «Для улучшения ситуации с газоснабжением западных регионов уже в этом году начнется реализация трех проектов на общую сумму 700 млрд тенге. Это возведение газоперерабатывающего завода на Кашагане, строительство лупинга магистрального газопровода «Макат-Северный Кавказ», модернизация магистрального газопровода «Бейнеу-Жанаозен» [6]. 5. Особое значение в обозначенном вопросе имеет Каспийский Трубопроводный Консорциум и связанные с ним события последнего времени. Трубопроводная система КТК - один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз - Новороссийск составляет 1 511 км. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеусловиях [7]. 22 марта 2022 г. КТК заявил о повреждении оборудования выносных причальных устройств на Морском терминале под Новороссийском в результате шторма. На срок до двух месяцев была приостановлена транспортировка, в том числе казахстанской нефти. По состоянию на 19 апреля министр финансов Казахстана Ерулан Жамаубаев оценил сумму ущерба примерно в 218-327 миллионов долларов. По сообщению КТК, на 28 апреля все технические неполадки были устранены, годовой график отгрузки нефти сорта «Смесь КТК» не нарушен. 6 мая 2022 г. Южное управление Ространснадзора провело выездную проверку КТК, по итогам которой выявило «документарные нарушения по плану ликвидации аварийных разливов нефти» и обратилось в Приморский районный суд Новороссийска о приостановлении деятельности КТК. 5 июля 2022 г. суд удовлетворил требование Ространснадзора в части приостановления деятельности КТК на 30 суток. После этого, 7 июля 2022 г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости диверсификации маршрутов поставок нефти из Казахстана. Со слов пресс-секретаря президента Казахстана Руслана Желдибай, намерение Казахстана диверсифицировать маршруты доставки нефти на мировые рынки не имеет политических мотивов. 11 июля 2022 г. Краснодарский краевой суд изменил решение нижестоящей инстанции о приостановке работы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на штраф в 200 тысяч рублей. Как заявил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов 12 июля 2022 г. в интервью гостелеканалу «Qazaqstan», работа Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) идет в штатном режиме [8]. Комментируя информацию зарубежных СМИ о том, что Казахстан планирует перенаправить 1,5 млн тонн нефти через Азербайджан, Министр энергетики Болат Акчулаков 13 августа 2022 г. заявил, что основной задачей министерство считает сохранение бесперебойной работы КТК. Министр уточнил, что в период остановки КТК казахстанская нефть транспортировалась через Батуми, где мощность 5 млн тонн. По его словам, к 2024 году производство нефти по стране в целом достигнет 100 млн тонн, и к этому времени могут понадобиться альтернативные маршруты. Но для этого требуется создание инфраструктуры [9]. 6. При этом по содержанию Закона у нас ряд замечаний. Согласно подпункту 26) ст. 1 анализируемого Закона, аффилиированное лицо - юридическое лицо, которое имеет право прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые собственником магистрального трубопровода или производителем продукции решения, в том числе в силу любой сделки, а также любое юридическое лицо, в отношении которого собственник магистрального трубопровода или производитель продукции имеет такое право. Нами проведен неисключительный анализ законодательства Республики Казахстан на предмет различного использования терминов «аффилированность», «аффилиированность». Так, указанное слово с двумя буквами «и» подряд используется, помимо анализируемого Закона, например, в следующих Законах Республики Казахстан: - от 30 марта 1995 г. № 2155 «О Национальном Банке Республики Казахстан»; - от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; - от 22 апреля 1998 г. № 220-І «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; - от 18 декабря 2000 г. № 126-II «О страховой деятельности»; - от 4 декабря 2015 г. № 434-V «О государственных закупках». И, наоборот, с одной буквой «и» оно используется, например, в Законах Республики Казахстан: - от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах»; - от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»; - от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе»; - от 7 марта 2014 г. № 176-V «О реабилитации и банкротстве»; - от 10 января 2018 г. № 133-VI «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». В этой связи необходимо провести комплексную ревизию законодательства в целях унификации использования данного термина. 7. Согласно подпункту 3) ст. 5 Закона, Правительство Республики Казахстан определяет национальных операторов по видам продукции, а также утверждает положения о них. В соответствии с подпунктом 3) ст. 6 Закона, уполномоченный орган разрабатывает положения о национальных операторах по видам продукции. Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2012 г. № 1273 «О национальном операторе по магистральному нефтепроводу» и от 15 июня 2018 г. № 353 «О национальном операторе по магистральному газопроводу» определены национальным оператором по магистральному нефтепроводу - акционерное общество «КазТрансОйл», национальным оператором по магистральному газопроводу - акционерное общество «Интергаз Центральная Азия» и утверждены прилагаемые Положения о них. При этом частями первой, второй п. 1 ст. 41 Гражданского кодекса РК (Общая часть) установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан, юридическое лицо осуществляет свою деятельность на основании: 1) устава и учредительного договора; 2) устава; 3) устава и оформленного в письменном виде решения об учреждении юридического лица (решения единственного учредителя) в случае, если юридическое лицо учреждено одним лицом. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида или типового устава, содержание которого определяется соответствующим уполномоченным государственным органом. Таким образом, поскольку акционерные общества «КазТрансОйл» и «Интергаз Центральная Азия» являются коммерческими организациями, указания в подпункте 3) ст. 5, подпункте 3) ст. 6 анализируемого Закона на положения об этих организациях и их утверждение постановлениями Правительства не корреспондируется с ГК РК (Общая часть). Отдельные же элементы содержания положений об указанных юридических лицах могут (при наличии необходимости) найти свое отражение в их уставах. 8. Является лишенным смысла подпункт 6) ст. 26 Закона, в соответствии с которым собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, или оператор, уполномоченный от их имени оказывать услуги по транспортировке продукции отправителям, отказывают отправителю в заключении договора на предоставление услуг по транспортировке продукции в случаях <…> отказа отправителя от предоставления продукции для заполнения магистрального трубопровода. Конструкция статьи 26 Закона подразумевает, что инициатором заключения договора на оказание услуг по транспортировке продукции (оферентом - в смысле статьи 395 ГК РК (Общая часть)) является отправитель, и поэтому все первые пять указанных в статье 26 Закона оснований отказа отправителю в заключении такого договора представляются обоснованными и не вызывают критики. Из подпункта же 6) этой статьи следует, что со стороны отправителя продукции отсутствует предложение собственнику магистрального трубопровода или иному указанному в статьи лицу заключить с ним договор, поскольку он сам отказывается от предоставления продукции. В этой связи подпункт 6) статьи 26 Закона подлежит исключению. 9. Подпунктом 4) ст. 1 Закона отправитель определен как лицо, являющееся производителем продукции, или лицо, которое приобрело ее на законных основаниях, либо уполномоченное ими лицо, предоставляющее продукцию для транспортировки по магистральному трубопроводу на основании договора на предоставление услуг по транспортировке продукции. Поэтому мы рассматриваем как опечатку или иную техническую ошибку использование в подпункте 4) п. 1 ст. 27 Закона слова «отправитель»: собственник магистрального трубопровода либо лицо, владеющее магистральным трубопроводом на ином законном основании, или оператор, оказывающий от их имени услуги по транспортировке продукции отправителям, в одностороннем порядке приостанавливают исполнение договора на предоставление услуг по транспортировке продукции в случае, если <…> отправитель отказывается от приема продукции в пункте сдачи в конце маршрута транспортировки. В этой связи слово «отправитель» подлежит замене словом «получатель», под которым, согласно подпункту 1) ст. 1 Закона, понимается лицо, осуществляющее прием продукции в соответствии с условиями договора на предоставление услуг по транспортировке продукции. 10. Согласно статье 31 Закона, нарушение законодательства Республики Казахстан о магистральном трубопроводе влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан. Поскольку речь идет о публично-правовой ответственности, она может быть установлена лишь актами публично-правового законодательства, коими являются Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V и Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226-V. При этом пунктом 1 ст. 1 КоАП установлено, что законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 ст. 1 УК, уголовное законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Иные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат применению только после их включения в настоящий Кодекс. Следует также учитывать, что каждая из названных форм НПА получила свое раскрытие и уровень юридической силы в Законе Республики Казахстан от 6 апреля 2016 г. № 480-V «О правовых актах». Так, согласно подпункту 4) ст. 1 названного Закона, закон - нормативный правовой акт, который регулирует важнейшие общественные отношения, устанавливает основополагающие принципы и нормы, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан. Согласно подпункту 11), кодекс - закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона. В этой связи в статье 31 анализируемого Закона слово «законами» подлежит замене словом «кодексами» или более широким по содержанию словом «законодательством», под которым, согласно подпункту 16) ст. 1 Закона РК «О правовых актах», понимается совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке. 11. В заключение отметим, что разработка и принятие Закона породили теоретические гражданско-правовые вопросы о правовой природе магистрального трубопровода с точки зрения его отнесения к недвижимому / движимому имуществу, которые, как следствие, поставили вопрос сугубо практического свойства - о необходимости государственной регистрации прав на него. Так, по состоянию на 30 марта 2012 г. частью второй п. 2 ст. 4 законопроекта устанавливалось следующее: линейная часть магистрального трубопровода является движимым имуществом. Строения, здания и другие прочно связанные с землей сооружения, входящие в состав объектов магистрального трубопровода, являются недвижимым имуществом. Поскольку одновременно готовился и соответствующий проект закона «О внесении изменений и дополнений…», в том числе и в статью 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), М.К. Сулейменов и Е.Б. Осипов отмечали следующее: «Предполагается законодательно закрепить, что линейная часть магистрального трубопровода не относится к недвижимому имуществу и что она законодательно признается движимым имуществом. Данное предложение является продолжением устоявшейся негативной «традиции» разработчиков законопроектов в Казахстане преодолевать какие-то дискуссионные споры о природе отдельных видов имущества, о правовом регулировании отдельных видов имущества путем прямого включения не соответствующих доктрине гражданского права положений в текст Гражданского кодекса как основного законодательного акта, регулирующего гражданско-правовые отношения. <…> В соответствии с доктриной гражданского права трубопровод однозначно признается недвижимым имуществом наравне с автодорогами, линиями электропередач, железнодорожным полотном в связи с неразрывной связью этих видов имущества с землей, признанием всей инженерной системы в качестве единого неделимого имущества в связи с исключительной возможностью использования его только в виде всего комплекса и назначением этого комплекса для использования в качестве единого объекта. Для цивилистики нет никакой проблемы квалифицировать любое имущество по критериям тесной связи имущества с землей и несоразмерности ее перемещения без ущерба возможности ее использования» [10]. Что же касается вопроса о государственной регистрации прав на магистральный трубопровод, авторы указывали, что «разработчикам законопроекта необходимо было разработать соответствующий механизм регистрации магистрального трубопровода как объекта недвижимости путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о регистрации прав на недвижимость и Земельный кодекс, Налоговый кодекс. И решение этой проблемы имеет значение для регистрации не только магистрального трубопровода, но и иных подобных объектов. В противном случае разработчики законодательства об автодорогах, электрических сетях, железных дорогах также начнут решать технические проблемы регистрации прав на недвижимость изменением концепции гражданского права об объектах гражданских прав появятся линейные части автодорог, железных дорог, линий электропередач и т.д.» [11]. Другой исследователь, К.М. Ильясова в 2012 г. отмечала, что «трубопроводы, которые прочно связаны с землей и не могут быть перемещены без причинения несоразмерного ущерба назначению этого имущества, соответствуют признакам недвижимости. На практике существуют примеры регистрации прав на трубопроводы (магистральные и промысловые) как недвижимое имущество» [12]. В результате автор пришел к выводу, что «анализ законодательства стран СНГ показывает противоречивый и несформировавшийся подход законодательства разных стран к определению правовой природы линейных объектов и возможности установления сервитута для строительства магистральных трубопроводов. Проблемы определения правовой природы линейных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, а также оформления прав на земельные участки практически одинаковые» [13]. Обращаем внимание, что 25 мая 2012 г., при обсуждении законопроекта Комитетом Мажилиса по вопросам экологии и природопользования было предложено внести ряд изменений в положения законопроекта, не затрагивающие его основную концепцию, но позволяющие устранить отдельные коррупциогенные нормы и правовые пробелы. В частности, предложены поправки, более четко определяющие понятия «собственник магистрального трубопровода» и «оператор магистрального трубопровода», а также по разделению их прав и обязанностей по отдельности. Также предложено исключить нормы, относящие линейную часть магистрального трубопровода к движимому имуществу [14]. Со своей стороны отметим, что Законом Республики Казахстан от 22 июня 2012 г. № 21-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения» часть первая пункта 2 статьи 117 ГК РК (Общая часть) после слов «космические объекты» была дополнена словами «, линейная часть магистральных трубопроводов». Таким образом, указанным Законом линейная часть магистральных трубопроводов была приравнена к недвижимым вещам. Однако какие-либо изменения в Закон Республики Казахстан от 26 июля 2007 г. № 310-III «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» внесены не были. 12. В 2019 г. НИИ частного права Каспийского университета было предложено для соединения юридической судьбы земельного участка и объектов, физически и функционально связанных с ним (зданий, сооружений и др.) ввести понятия, которые обозначают единый объект, участвующий в гражданском обороте как единое целое. Указывалось, что необходимо упростить признание прав на такие объекты, что должно способствовать упрощению гражданского оборота указанных объектов. Введение понятия «единый объект» касается не только земельных участков и неразрывно связанных с ними объектов, но имеет общее значение [15]. Немного позже на это вновь обратил внимание М.К. Сулейменов: «Для целей упрощения оборота различных видов имущества и признания прав на них необходимо ввести понятие единого объекта, не только для земельных участков и связанных с ними функционально и (или) физически иных объектов, но и для иных объектов гражданских прав» [16]. В этой связи представляется, что обозначенные вопросы требуют своего дальнейшего обсуждения как на научном, так и прикладном, уровнях.
Сноски: 1. Казахстан закрепит приоритет государства на участие в новых магистральных трубопроводах // Агентство международной информации «Новости-Казахстан», 11 мая 2012 г. 2. Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О магистральном трубопроводе» // Zakon.kz, 22 июня 2012 г. 3. Османов Ж.Д., Климов П.В., Махмотов Е.С., Саяхов Б.К. Состояние и перспективы развития транспорта нефти и газа Казахстана // Нефть и газ, 2009, № 3. 4. Там же. 6. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 7. Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) - 24%, «КТК Компани» - 7%, АО НК «КазМунайГаз» - 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holdings Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%. 8.https://www.google.com/url?=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjFr6C74rv5AhUJgosKHfqNC10QFnoECAQQAQ&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B8%25D0%25B9%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9_%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%2583%25D0%25BC&usg=AOvVaw0uW5t5FJ5dv0M8Y7BipJqShttps://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjFr6C74rv5AhUJgosKHfqNC10QFnoECAQQAQ&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25B8%25D0%25B9%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%2582%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D1%258B%25D0%25B9_%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%2583%25D0%25BC&usg=AOvVaw0uW5t5FJ5dv0M8Y7BipJqS 9. Акчулаков: Соглашения с Азербайджаном по транспортировке казахстанской нефти пока нет // Zakon. kz, 13 августа 2022 г. 10. Сулейменов М.К., Осипов Е.Б. Закон о магистральных трубопроводах: правильно ли для решения частных проблем «потрошить» Гражданский кодекс? // Zakon.kz, 9 июля 2012 г. https://www.zakon.kz/4501274-zakon-o-magistralnykh-truboprovodakh.html 11. Там же. 12. Ильясова К.М. Актуальные вопросы определения правовой природы линейных объектов по законодательству Республики Казахстан / В кн. Ильясова К.М. Избранные труды в двух томах. Том 1. Правовой режим недвижимого имущества. - Алматы, 2018. С. 208. 13. Там же. С. 213. 14. Депутаты Мажилиса одобрили законопроект «О магистральном трубопроводе» // Zakon. kz, 25 мая 2012 г. 15. Предложения НИИ частного права Каспийского университета по основным направлениям развития гражданского законодательства Республики Казахстан // Zakon.kz, 2 сентября 2019 г. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37068414 16. Сулейменов М.К. Модернизация гражданского законодательства Республики Казахстан // Zakon.kz, 11 ноября 2020 г. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37103691 Статья подготовлена на основе доклада на XV Ежегодных научных чтениях, посвященных памяти проф. С.Н. Братуся. / Международная научно-практическая конференция «Модернизация гражданского законодательства». - Москва, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 21-22 октября 2020 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |