|
|
|
Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
В соответствии с подпунктом 19) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании», ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов. 2. Признать утратившими силу: 1) приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 553 «Об утверждении Правил разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12072); 2) приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 19 мая 2020 года № 119-НҚ «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 553 «Об утверждении Правил разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20705). 3. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить: 1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан. 5. Настоящий приказ вводится в действие c 1 июля 2021 года и подлежит официальному опубликованию.
«СОГЛАСОВАН» Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство здравоохранения Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Министерство энергетики Республики Казахстан
«СОГЛАСОВАН» Комитет национальной безопасности Республики Казахстан Утверждены приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Правила
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» (далее - Закон) и определяют порядок разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов. 2. Настоящие Правила не распространяются на процедуры по разработке, принятию, внесению изменений и отмены технических регламентов, принимаемых в рамках Евразийского экономического союза и в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».
Глава 2. Порядок разработки технических регламентов
3. Предложения по разработке, изменению, дополнению или отмене технического регламента подготавливаются государственными органами, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, с учетом предложений технических комитетов по стандартизации, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, Национального органа по стандартизации, заинтересованных сторон и предоставляются в уполномоченный орган в области технического регулирования (далее - уполномоченный орган). Уполномоченный орган на основании предложений разрабатывает и утверждает план по разработке технических регламентов в соответствии с подпунктом 8) пункта 1 статьи 7 Закона. Технический регламент разрабатывается при наличии концепции, которая прилагается к проекту технического регламента в период публичного обсуждения. В концепции указываются: 1) наименование технического регламента; 2) цель разработки технического регламента; 3) основание или научное обоснование принятия технического регламента; 4) область применения и объекты технического регламента с указанием товарной позиции внутри кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС); 5) адресаты регулирования, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, и воздействие, оказываемое на них регулированием, предусмотренным техническим регламентом; 6) информация о проблемах, регулирование которых необходимо установить, чтобы свести к минимуму их отрицательные влияния; 7) механизм разрешения проблемы, на решение которой направлено принятие технического регламента; 8) опасные факторы (риски); 9) информация о наличии и состоянии нормативной правовой базы Республики Казахстан и Евразийского экономического союза (законы, постановления, санитарные, строительные, пожарные и другие нормы и правила, устанавливающие требования к объекту технического регламента); 10) информация о наличии нормативных документов международного уровня (международные договоры, директивы, технические регламенты других стран); 11) информация о состоянии производственной, испытательной базы и отрасли в целом. Информация включает сведения о количестве испытательных лабораторий (центров) и органов по подтверждению соответствия, имеющих материально-техническую возможность подтверждать соответствие продукции, их географическом местоположении и производственных мощностях; 12) информация о мерах, принятие которых необходимо для внедрения технического регламента; 13) ожидаемые результаты от внедрения технического регламента, в том числе информацию о положительном и отрицательном влиянии от внедрения технического регламента на производителей, потребителей и в целом на экономику страны, прогнозирования возможных технических барьеров; 14) информация об объемах производства в Республике Казахстан и объемах импорта продукции, подпадающей под действие разрабатываемого (изменяемого/отменяемого) технического регламента; 15) информация о нормативных правовых актах, которые необходимо привести в соответствие с техническим регламентом. 4. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента: 1) размещают на веб-портале информационной системы технического регулирования уведомление о разработке проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам не позднее тридцати календарных дней с момента начала разработки проектов, изменений и (или) дополнений или отмены технических регламентов, а также заполняют и представляют в Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (далее - Информационный центр) уведомление о разработке проекта технического регламента; 2) привлекают к разработке проекта технического регламента представителей заинтересованных государственных органов, экспертных советов в области технического регулирования при государственных органах, профильных технических комитетов по стандартизации, Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан, Национального органа по стандартизации, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, отраслей промышленности и других заинтересованных сторон; 3) организуют проведение анализа научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов; 4) организуют публичное обсуждение проекта технического регламента в течение срока, равного не менее 60 (шестидесяти) календарным дням со дня опубликования уведомления об их разработке до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения, который размещается на веб-портале информационной системы технического регулирования; 5) в соответствии со статьей 83 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан с целью повышения действенности и эффективности государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов проводят процедуру анализа регуляторного воздействия; 6) по итогам публичного обсуждения формируют сводку отзывов по проекту технического регламента (по проекту изменений) по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, замечания и предложения по проекту технического регламента (по проекту изменений), поступившие после завершения публичного обсуждения не подлежат рассмотрению и включению в сводку отзывов; 7) в течение 10 (десяти) календарных дней предоставляют по запросу заинтересованных сторон полученные замечания и предложения к проекту технического регламента; 8) в течение 15 (пятнадцати) календарных дней дорабатывают проект технического регламента с учетом полученных замечаний и предложений, и доработанный проект размещают на веб-портале информационной системы технического регулирования; 9) в течение 5 (пяти) календарных дней направляют в уполномоченный орган уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента согласно приложению 3 к настоящим Правилам для размещения на веб-портале информационной системы технического регулирования, которое содержит информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных замечаний и предложений, наименований государственного органа, разработавшего проект технического регламента, его почтовые и электронные адреса, а также заполняют и представляют в Информационный центр уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента, изменений и (или) дополнений или отмене технического регламента. 5. Разработка технического регламента не допускается в отношении продукции, не включенный в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза. 6. Технический регламент разрабатывается на основе научно-обоснованных и (или) статистических данных. Международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств могут применяться в качестве основы при разработке технических регламентов полностью или частично, если они соответствуют целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. 7. Требования, устанавливаемые в техническом регламенте, должны соответствовать основным целям и принципам технического регулирования, интересам государственной политики в области технического регулирования, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также законодательству Республики Казахстан и международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан. Технический регламент предусматривает срок и условия введения его в действие, устанавливающие время переходного периода, в течение которого учитываются вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции. 8. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции, процессов, связанных с требованиями к данной продукции. 9. Технические регламенты, устанавливающие требования на одну и ту же продукцию, взаимоувязываются в целях обеспечения единого состава и содержания обязательных требований, предъявляемых к продукции. 10. Разработка технического регламента осуществляется в следующем порядке: 1) определяется область применения, где устанавливается исчерпывающий перечень продукции (согласно классификатору «ТН ВЭД ЕАЭС») и процессов, на которые распространяются требования, установленные техническим регламентом, и опасные факторы (риски), которых следует избегать, а также критерии и методы идентификации для целей применения технического регламента; 2) устанавливаются термины и определения. Термины и определения, используемые в техническом регламенте, не должны противоречить терминам и определениям, установленным Законом, Законом Республики Казахстан «Об аккредитации в области оценки соответствия», Законом Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений», Законом Республики Казахстан «О стандартизации». Допускается делать ссылки на статьи других законодательных актов Республики Казахстан, в которых данные термины и определения установлены; 3) определяются условия обращения продукции на рынке Республики Казахстан, где устанавливаются положения о том, что продукция соответствует требованиям, установленным техническим регламентом, и способы доведения информации об этом до потребителя (указание о соответствии техническим регламентам в сопроводительной документации, наличие сертификата соответствия или декларация соответствия или свидетельства о государственной регистрации, технической или нормативной документации или указаний по правильной эксплуатации или использованию продукции, включая соответствующие предостережения, схемы сборки); 4) устанавливаются требования к безопасности продукции и процессам ее жизненного цикла, где с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются минимально необходимые требования, обеспечивающие их безопасность. В техническом регламенте с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к объектам технического регулирования в соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона. Требования устанавливаются только к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции к процессам ее жизненного цикла, связанным с возможностью непосредственного причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде. Минимально необходимые требования устанавливаются путем конкретного описания необходимого конечного результата обеспечения безопасности по каждому виду потенциально опасного фактора (риска), присущей данной продукции и процессу. При этом методы достижения цели безопасности не регламентируются, кроме случаев, когда данная цель достигает исключительно применением указанного метода. Числовые значения технических характеристик продукции устанавливаются в случаях, если они имеют постоянную величину: «не более», «не менее», «не допускается содержание». Показатели безопасности оформляются в виде приложения к техническому регламенту. В случае если невозможно определить требования к продукции, длительное использование которых может причинить вред, нанесение которого зависит от факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент содержит требования, касающиеся информирования потребителя о возможном вреде продукции и факторах, от которых он зависит; 5) могут устанавливаться правила отбора проб и испытаний продукции, правила и формы подтверждения соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия (выбор форм и схем подтверждения соответствия осуществляется с учетом суммарного риска от недостоверной оценки и ущерба от применения продукции, прошедшей подтверждение соответствия) и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикетированию и правилам их нанесения. При отсутствии в технических регламентах схем подтверждения соответствия продукции, они определяются в национальных стандартах; 6) устанавливаются сроки и условия введения в действие технического регламента, устанавливающие время переходного периода, в течение которого учитываются вопросы для введения в действие технического регламента, разработки и (или) корректировки нормативной или технической документации, а также вопросы, связанные с выпуском продукции; 7) формируются перечень взаимосвязанных стандартов в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - перечни стандартов), которые оформляются в виде приложения к проекту технического регламента. Разработка перечней стандартов осуществляется путем включения в них документов по стандартизации по формам, предусмотренным приложением 4 и 5 к настоящим Правилам. Государственные органы обеспечивают подготовку и представление в уполномоченный орган не реже 1 (одного) раза в год обоснованных предложений по внесению изменений и (или) дополнений в технические регламенты и актуализации перечней стандартов. Национальный орган по стандартизации осуществляет рассмотрение перечней стандартов, их соответствие, обеспеченность с показателями, содержащимися в проекте технического регламента в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения материалов от уполномоченного органа либо государственного органа, ответственного за разработку проекта технического регламента. Перечни стандартов не формируется в случае, когда требования технического регламента выполняются непосредственно. Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (далее - перечень стандартов, содержащих правила и методы) не формируется в случаях, когда технический регламент не содержит требований о проведении оценки соответствия, либо когда оценка соответствия требованиям технического регламента осуществляется без проведения исследований (испытаний) и измерений. В перечень стандартов, содержащих правила и методы включаются национальные стандарты и (или) межгосударственные стандарты, а в случае их отсутствия - методики выполнения измерений, которые являются обязательными для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. Межгосударственные стандарты, включаются в перечни стандартов, при условии принятия их на территории Республики Казахстан. При отсутствии в перечне стандартов, содержащих правила и методы, национального стандарта и (или) межгосударственного стандарта, а в случае их отсутствия методики выполнения измерений, необходимых для применения и исполнения требования технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, соответствующее требование технического регламента вступает в силу только после того, когда соответствующий национальный стандарт и (или) межгосударственный стандарты, а в случае их отсутствия методика выполнения измерений, будут включены в перечень стандартов, содержащих правила и методы. В перечень стандартов, содержащих правила и методы, включаются методики исследований (испытаний) и измерений, аттестованные и утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обеспечения единства изменений, сведения о которых включены в «Реестр государственной системы измерений Республики Казахстан». 11. В случае разработки проекта изменения к техническому регламенту государственный орган, ответственный за разработку проекта изменения к техническому регламенту подготавливает таблицу с действующей и предлагаемой редакции структурных элементов технического регламента с соответствующим обоснованием. Представление предложений по внесению изменений в перечни стандартов предусмотрена приложением 6 к настоящим Правилам.
Глава 3. Порядок экспертизы технических регламентов
12. Проект технического регламента, копии отзывов заинтересованных организаций, сводка отзывов, отражающая представленные замечания и предложения к проекту технического регламента и оформленная в табличном виде с указанием автора замечаний и предложений, действующей и предлагаемой редакции, а также с заключением разработчика по представленным замечаниям и предложениям, направляются для рассмотрения в уполномоченный орган с целью установления соответствия целям предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона, требованиям Закона и международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан. Рассмотрение проекта технического регламента и прилагаемых к нему материалов, изложенных в настоящем пункте, проводится в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня их поступления. 13. Государственные органы, ответственные за разработку проекта технического регламента, после получения заключений, а также замечаний и предложений в течение 10 (десяти) рабочих дней осуществляют доработку проекта технического регламента.
Глава 4. Порядок принятия, изменения и отмены технических регламентов
14. Порядок принятия, изменения и отмены технического регламента осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах». 15. Внесение изменений в технический регламент осуществляется в соответствии с главами 2 и 3 настоящих Правил. 16. В случае несоответствия технического регламента положениям статьи 4 Закона, интересам государственной политики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан, государственный орган, принявший технический регламент, отменяет или вносит изменения в такой нормативный правовой акт.
Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Приложение 1 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов
Форма
Уведомление о разработке проекта технического регламента,
Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Приложение 2 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов
Форма
Форма сводки отзывов по проекту технического регламента (по проекту изменений) _________________________________________________________________ Наименование проекта технического регламента (проекта изменения)
Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Приложение 3 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов
Форма
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента,
Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Приложение 4 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов
Форма
Перечень взаимосвязанных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе
Примечания: 1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым обеспечено посредством выполнения требований взаимосвязанного стандарта (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение). 2. В графе 3 указывается обозначение взаимосвязанного стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) взаимосвязанного стандарта, если соблюдение требований технического регламента обеспечено применением на добровольной основе отдельных разделов (пунктов, подпунктов) взаимосвязанного стандарта. 3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения взаимосвязанного стандарта, взамен которого разработан заменяющий взаимосвязанный стандарт (день - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого применяется как замененный, так и заменяющий его стандарт.
Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Приложение 5 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов
Форма
Перечень стандартов,
Примечания: 1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым подтверждено посредством применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, установленных в стандарте (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение). 2. В графе 3 указывается обозначение стандарта в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта, если для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта. 3. В графе 5 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого применяется как замененный, так и заменяющий его стандарт.
Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 25 мая 2021 года № 359-НҚ
Приложение 6 к Правилам разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов
Форма
Представление предложений по внесению изменений в перечень взаимосвязанных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции
Примечания: 1. В графе 2 указываются элементы технического регламента, соответствие которым подтверждено посредством применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, установленных в стандарте (абзац, подпункт, пункт, статья, приложение). 2. В графе 3 указывается обозначение стандарта (методики) в целом и/или разделов (пунктов, подпунктов) стандарта (методики), если для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента обеспечено применением отдельных разделов (пунктов, подпунктов) стандарта. 3. В графе 5 указывается дата начала применения заменяющего стандарта (цифровым способом: день - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами). 4. В графе 6 указывается информация о дате окончания применения стандарта, взамен которого разработан заменяющий стандарт (день - двумя арабскими цифрами, месяц - двумя арабскими цифрами, год - четырьмя арабскими цифрами), и (или) информация об установлении в случае необходимости переходного периода, в течение которого применяется как замененный, так и заменяющий его стандарт.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |