Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»
(июнь 2022 года)
1. Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК (июнь 2022 года)
Консультативный документ регуляторной политики
к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи»
1. Основания разработки Консультативного документа регуляторной политики:
Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» разработан во исполнение нормативного постановления Конституционного Совета Республики Казахстан № 1 от 4 июля 2021 года «О проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи».
В нормативном постановлении указано на необходимость принятия дополнительных законодательных мер с учетом правовых позиции Конституционного Совета.
2. Описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование:
№ | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы |
1 | Пунктом 3 статьи 77-2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» предусмотрена ответственность юридических консультантов за разглашение тайны не только законами, но и нормативными правовыми актами меньшей юридической силы. Ответственность юридических консультантов должна по аналогии с адвокатами, регулироваться только законами. | Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» от 9 июня 2021 года № 49-VII ЗРК глава 5 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» дополнена отдельной статьей 77-2 «Тайна юридического консультанта». В пункте 3 статьи 77-2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» закреплено, что «за разглашение сведений, относящихся к тайне юридического консультанта, без согласия лица, обратившегося за помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК, лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан». | Так как обязанность по хранению профессиональной тайны направлена на обеспечение конституционных прав каждого на неприкосновенность достоинства, частной жизни, личную, семейную тайну и др., вопросы установления исключений затрагивают существо данных прав человека, влияют на степень их полноценной реализации и, соответственно, должны по аналогии с адвокатами, регулироваться только законами. |
2 | Из взаимосвязанных законодательных положении подпункта 2) пункта 4 статьи 44 и подпунктов 1) и 3) пункта 1 и пункта 2 статьи 60 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» невозможно четко установить процедуру лишения лицензии и последовательность действий по прекращению членства адвокатов в коллегии адвокатов по причине недостаточной квалификации. | В Законе «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» одним из оснований лишения лицензии в судебном порядке является невозможность исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации, установленной по результатам аттестации, проведенной коллегией адвокатов в соответствии с подпунктом 8) пункта 2 статьи 55 настоящего Закона (пп 2) п.4 ст.44). | Недостаточная четкость изложения и несогласованность указанных положений со смежными нормами могут создавать условия для неоднозначного понимания и ненадлежащего применения. |
3 | Пункт 2 статьи 2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» изложен в следующей редакции: «Юридическая помощь оказывается в соответствии с нормами настоящего Закона и с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан» Особенности оказания юридической помощи, устанавливаемые на подзаконном уровне, не должны посягать на суть основополагающих принципов и норм, закрепленных в законе и необходимо законодательное уточнение. Необходимо исключить слова «и с учетом особенностей, установленных законодательством». | Пункт 2 ст. 2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» изложен в следующей редакции: «2. Юридическая помощь оказывается в соответствии с нормами настоящего Закона и с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан.». В то же время в понятийном аппарате данного закона под юридической помощью понимается «деятельность, направленная на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан». | Особенности оказания юридической помощи, устанавливаемые на подзаконном уровне, не должны посягать на суть основополагающих принципов и норм, закрепленных в законе, а такие правовые акты должны издаваться на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных актов, принятых в этой сфере.». |
4 | Несоответствие Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и Уголовно-исполнительного кодекса в части оказания юридической помощи в виде выдачи справок. | Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» из подпункта 1) пункта 1 статьи 45 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» из перечня видов юридической помощи исключена выдача справок по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме. Между тем, в УИК сохранено право осужденных на получение квалифицированной юридической помощи в виде справок, в том числе в рамках оказания ГГЮП. | Для приведения в соответствие с профильным Законом. |
5 | Несоответствие положения касательно установление на уровне законодательных актов предельного размера членских взносов для саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (Республиканской коллегии юридических консультантов). | Законом ««О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» предусмотрено создание Республиканской коллегии юридических консультантов на добровольной основе и установление предельного размера членских взносов (ст. 78-1 Закона). | В соответствии с Законом «О саморегулировании» (п.2 ст.1 22) для саморегулируемой организации, основанной на обязательном членстве (участии), отсутствие или наличие вступительных и членских взносов, а также предельные размеры в случае их наличия устанавливаются законами Республики Казахстан, тогда как РК ЮК образовывается на добровольной основе. В связи с чем, предельные размеры членских взносов должны быть определены уставом. |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
По результатам рекомендации Конституционного Совета РК разработаны поправки в целях исключения пробелов в Законе «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и исключения недостаточно четкого изложения и несогласованности некоторых положений, создающих условия для неоднозначного понимания и ненадлежащего применения.
Последствия предпринимаемых мер:
для субъектов, оказывающих юридическую помощь:
1) положительные: исключение пробелов и неточного изложения, исключение коррупционных рисков при рассмотрении вопроса лишения лицензии адвокатов;
2) отрицательные: нет
для населения:
1) положительные: повышение качества оказания юридической помощи;
2) отрицательные: нет
для государства:
1) положительные: исключение правовых пробелов для правильного применения положений Закона;
2) отрицательные: нет
4. Рассмотренные альтернативные пути решения проблемы (если проводился анализ возможных альтернатив): не проведен, не требуется.
5. Целевые группы для публичного обсуждения:
Целевые группы законодательного регулирования:
1) субъекты, оказывающие юридическую помощь (адвокаты, юридические консультанты): исключение правовых пробелов, коррупционных рисков при лишении лицензии адвокатов;
2) государственные органы: исключение правовых пробелов для правильного применения положений Закона;
3) потребители: исключение правовых пробелов, повышение качества оказания юридической помощи.
6. Способы уведомления целевых групп:
Опубликование концепции проекта Закона на открытом портале нормативных правовых актов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Также будут проведены обсуждения, согласно Закону «О правовых актах»: переписка, совещания (очные или посредством видеоконференций с представителями адвокатского сообщества и юридических консультантов).
7. Способ публичного обсуждения:
В соответствии с Законом «О правовых актах» и Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан (утверждены постановлением Правительства РК от 29.12.2016 года № 907) будет опубликована концепция проекта Закона на открытом портале нормативных правовых актов.
Также будут проведены обсуждения с профессиональными сообществами различными законными способами: переписка, совещания (очные или посредством видеоконференций с представителями адвокатского сообщества и юридических консультантов).
8. Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования:
№ | Текущая ситуация | Международный опыт | Предлагаемое регулирование |
1 | В пункте 3 статьи 77-2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» закреплено, что «за разглашение сведений, относящихся к тайне юридического консультанта, без согласия лица, обратившегося за помощью, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК, лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан». Из содержания данного положения следует, что исключения из обязанности хранить тайну юридического консультанта могут устанавливаться не только законами, но и нормативными правовыми актами меньшей юридической силы. Вопросы установления исключений затрагивают существо данных прав человека, влияют на степень их полноценной реализации и, соответственно, должны по аналогии с адвокатами, регулироваться только законами. | Россия В соответствии с Федеральным Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» статус адвоката может быть прекращен при незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю. США В США в 1983 году Ассоциация американских юристов выпустила «Примерные правила профессионального поведения». Однако правила носят сугубо рекомендательный характер. Согласно правилам гарантируется конфиденциальность любой информации, связанной с делом. Тем не менее, в судебной практике допускаются случаи, когда адвокат имеет все основания раскрыть адвокатскую тайну, также допускаются ситуации, когда делать этого не обязательно, и когда строго обязательно на основании соответствующего закона. Франция Во Франции в основе системы доказательственных привилегий лежит именно профессиональная этика. Защитники гарантируют своим клиентам конфиденциальность. Согласно законодательству Франции, любая корреспонденция между подзащитным и адвокатом, либо же другой стороной в процессе охраняется адвокатской тайной. Основные правила профессиональной этики адвокатов закреплены постановлением правительства Франции. Азербайджан Согласно статье 16 Закона Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» от 28 декабря 1999 года «При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан: … хранить адвокатскую тайну, соблюдать присягу адвоката и адвокатскую этику». | в пункте 3 статьи 77-2 слово «законодательством» заменить словом «законами» и изложить в следующей редакции «за разглашение сведений, относящихся к тайне юридического консультанта, без согласия лица, обратившегося за помощью, за исключением случаев, предусмотренных Законами РК, лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан». |
2 | Из взаимосвязанных законодательных положений подпункта 2) пункта 4 статьи 44 и подпунктов 1) и 3) пункта 1 и пункта 2 статьи 60 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» невозможно четко установить процедуру лишения лицензии и последовательность указанных действий. | Россия На протяжении всей юридической карьеры адвокат обязан в определенный промежуток времени посвятить определенное количество часов повышению своей квалификации. Отказ адвоката от этой обязанности может повлечь за собой привлечение его к профессиональной ответственности. В свою очередь это может обернуться лишением статуса адвоката. Украина Адвокат должен набрать не менее 30 зачетных балов в течении 3- х лет, не менее 10 за каждый год. К адвокатам, которые не выполняют обязанности по постоянному совершенствованию своих знаний и профессиональному мастерству могут быть применены меры дисответственности. Германия Федеральный закон о юристах устанавливает обязанность практикующих юристов по повышению квалификации. При этом отсутствуют какие-либо меры дисответственности за неисполнение указанной обязанности. Франция Законодательством Франции предусмотрены положения об обязательном ежегодном повышении квалификации адвокатов в течение 20 часов. Каждый семинар заканчивается тестированием, после чего выдается свидетельство о повышении квалификации. Отсутствие в Совете палаты свидетельств, подтверждающих обучение, расценивается как дисциплинарный проступок. США Во многих штатах и территориях США практикующие юристы обязаны соблюдать требования по ежегодному повышению квалификации, являющиеся условием действия их лицензии на юридическую практику. Как правило, юристы должны набрать определенное количество кредитов в часах за определенное время. Грузия Согласно статье 35 Закона Грузии «Об адвокатской деятельности» от 20 июня 2001 года вопрос лишения права заниматься адвокатской практикой или прекращении членства в Ассоциации рассматривается Комиссией по этике в составе не менее 12 членов. По меньшей мере 10 голосов членов комиссии по этике являются необходимыми для принятия решения по этим вопросам. Особое мнение прилагается к решению. До принятия решения Комиссией по этике, адвокату должна быть предоставлена возможность выразить его / ее мнение, в устной или письменной форме, представлять доказательства, и в полной мере осуществлять право на защиту. Заседания комиссии по этике должны быть закрытыми, а решение должно быть объявлено публично. В случае не явки адвоката на заседание Комитета по этике Комиссия рассмотрение вопроса должна отложить на 10 дней, неоднократная неявка адвоката без веских оснований не препятствует рассмотрению этого вопроса. Решение комиссии по этике должно объявляться публично и вручено адвокату лично в течение 5 дней со дня его объявления, а в случае его / ее неявки - направляется в течение того же периода времени. Адвокат имеет право обжаловать это решение в Верховном Суд в течение 1 месяца с момента его доставления адресату. | 1. Внесение изменений в Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» в части установления компетенции уполномоченного органа и коллегии адвокатов касательно лишении лицензии и последовательность указанных действий. |
3 | Пункт 2 статьи 2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» изложен в следующей редакции: «Юридическая помощь оказывается в соответствии с нормами настоящего Закона и с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан» Особенности оказания юридической помощи, устанавливаемые на подзаконном уровне, не должны посягать на суть основополагающих принципов и норм, закрепленных в законе и необходимо законодательное уточнение. | США Юридическая помощь - это помощь лицам, которые не в состоянии обеспечить юридическое представительство и доступ к судебной системе в Соединенных Штатах. Украина Юридическая помощь- это деятельность по оказанию содействия клиентам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, которая направлена на осуществление и защиту прав, свобод и интересов клиентов, а также представительств клиентов в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами. | Пункт 2 статьи 2 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» изложить в следующей редакции «Юридическая помощь оказывается в соответствии с нормами настоящего Закона и с учетом особенностей, установленных иными Законами Республики Казахстан» |
4 | Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» не корреспондируется с Уголовно-исполнительным кодексом. Из перечня видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, исключена выдача справок по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме. Между тем, в УИК сохранено право осужденных на получение квалифицированной юридической помощи в виде справок, в том числе в рамках гарантированной государством юридической помощи». | Нидерланды В Нидерландах бюро предоставляет общую правовую информацию и консультации по несложным правовым проблемам. Законом предусмотрено оказание трех видов юридической помощи: бесплатные получасовые консультации, расширенные консультации, процедура сертификатов, применяемых для долгосрочной юридической помощи. Великобритания В Великобритании существуют три системы предоставления юридической помощи: бесплатная консультация и содействие, представительство по гражданским делам, защита в уголовном процессе. Финляндия Правовая помощь в Финляндии предоставляется в форме юридических консультации, составления документов правового характера, представительство в суде. Россия В России бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: правового консультирования в устной и письменной форме; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. | В подпункте 7) абзаца первого части первой статьи 10 слово «справок» исключить; «получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в рамках оказания гарантированной государством юридической помощи, в виде консультаций, составления документов правового характера, а также при подготовке документов, представляемых в ходе исполнения приговоров и постановлений судов в случаях, предусмотренных абзацем первым части третьей статьи 475 и подпунктами 4), 5), 5-1), 11), 13), 15), 17), 19) и 22) статьи 476 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также ином виде в порядке, установленном законами Республики Казахстан. |
5 | Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» предусмотрено создание Республиканской коллегии юридических консультантов на добровольной основе и установление предельного размера членских взносов (78-1 Закона). | Россия В соответствии с пунктом 3 ст. 12 Закона «О саморегулируемых организациях» порядок регулярных и единовременных поступлений от членов саморегулируемой организации определяется внутренними документами саморегулируемой организации Беларусь В Белоруссии Законом «О саморегулируемых организациях» установлена аналогичная компетенция СРО по определению размера и порядка уплаты членских взносов. | Предусмотреть в Законе «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» установление предельных размеров членских взносов уставом РКЮК. |
9. Индикаторы измерения проблемы и ожидаемые результаты:
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» инициирован депутатами Парламента и принят 9 июня 2021 года.
При рассмотрении законопроекта ряд представителей адвокатского сообщества и юридических консультантов не были согласны с некоторыми положениями указанного Закона и неоднократно обращались в Администрацию Президента РК, Канцелярию Премьер-Министра РК, Министерство юстиции РК, а также выступали в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях и утверждали, что они противоречат Конституции.
Нормативным постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 4 июня 2021 года № 1 «О проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» Закон признан соответствующим Конституции Республики Казахстан. Вместе с тем, обращено внимание на необходимость принятия дополнительных законодательных мер с учетом правовых позиций Конституционного Совета.
В целях исполнения рекомендации Конституционного Совета и однозначного понимания и надлежащего применения отдельных положений Закона, исключения правовых пробелов разработан настоящий Консультативный документ регуляторной политики.
Раздел заполняется с учетом положений пункта 9 настоящих Правил.
№ | Текущие показатели | Результаты, которые будут достигнуты за 1 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 2 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 3 года (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 4 год (после принятия закона) | Результаты, которые будут достигнуты за 5 лет (после принятия закона) |
1 | Недостаточная четкость изложения и несогласованность некоторых положений | исключение пробелов и неточного изложения. | исключение пробелов и неточного изложения. | исключение пробелов и неточного изложения. | исключение пробелов и неточного изложения. | исключение пробелов и неточного изложения. |