|
|
|
Оглавление | Перемещение в другую часть документа >> |
Досье на проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (январь 2024 года)
1. Письмо РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции РК от 27 июля 2023 года № 10-1-6/962 2. Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта Конституционного закона 6. Пояснительная записка к проекту Конституционного закона 8. Перечень законов, подлежащих изменению в связи с принятием проекта Конституционного закона РК 9. Проект Закона РК (январь 2024 года) 10. Сравнительная таблица к проекту Конституционного закона (январь 2024 года)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» следующие изменения и дополнения: 1) в пункте 1 статьи 14: подпункт 3-1) изложить в следующей редакции: «3-1) обеспечивает вынесение на обсуждение пленарного заседания областного суда вопроса о передаче в Судебное жюри материалов в отношении председателя районного суда для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также по итогам его обсуждения направление материалов в Судебное жюри в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;»; дополнить подпунктом 3-2) следующего содержания: «3-2) обеспечивает вынесение на обсуждение пленарного заседания областного суда вопроса о даче Судебному жюри рекомендации о привлечении или непривлечении судьи, председателя районного суда или судьи областного суда к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел, а также направление материалов в Судебное жюри в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;»; 2) в пункте 1 статьи 16: подпункт 9-3) изложить в следующей редакции: «9-3) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении председателя районного суда для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»; дополнить подпунктом 9-4) следующего содержания: «9-4) обсуждает вопрос о даче Судебному жюри рекомендации о привлечении или непривлечении судьи, председателя районного суда или судьи областного суда к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел;»; 3) пункт 1 статьи 20 дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) следующего содержания: «3-1) обеспечивает вынесение на обсуждение пленарного заседания Верховного Суда вопроса о передаче в Судебное жюри материалов в отношении председателя судебной коллегии, председателя областного суда или председателя судебной коллегии Верховного Суда для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, а также по итогам его обсуждения направление материалов в Судебное жюри в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан; 3-2) обеспечивает вынесение на обсуждение пленарного заседания Верховного Суда вопроса о даче Судебному жюри рекомендации о привлечении или непривлечении председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи или председателя судебной коллегии Верховного Суда к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел, а также направление материалов в Судебное жюри в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;». 4) в пункте 1 статьи 22: подпункт 7-5) изложить в следующей редакции: «7-5) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении председателя судебной коллегии, председателя областного суда или председателя судебной коллегии Верховного Суда для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»; дополнить подпунктом 7-9) следующего содержания: «7-9) обсуждает вопрос о даче Судебному жюри рекомендации о привлечении или непривлечении председателя судебной коллегии, председателя областного суда, судьи или председателя судебной коллегии Верховного Суда к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел;»; 5) в пункте 3 статьи 25 слова «совещательной комнаты» заменить словом «совещания»; 6) подпункт 2) пункта 7 статьи 29 изложить в следующей редакции: «2) судьи, если со дня вынесения в отношении него Комиссией по качеству правосудия решения, предусмотренного подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 настоящего Конституционного закона, прошло менее двух лет; 7) пункт 2 статьи 30 дополнить частью третьей следующего содержания: «В случае признания конкурса на должность судьи суда, расположенного в отдаленной местности или суда, штатная численность которого составляет не более трех единиц, несостоявшимся, Высший Судебный Совет рекомендует на вакантную должность судьи этого суда лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в Академии правосудия, исходя из классификационной шкалы, утвержденной Высшим Судебным Советом по согласованию с Верховным Судом.»; 8) в статье 30-1: пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Оценкой профессиональной деятельности судьи признаются оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при отправлении правосудия, результатов судебной деятельности и соответствие его требованиям, предъявляемым настоящим Конституционным законом. Оценка профессиональной деятельности судьи проводится в целях улучшения качественного состава судейского корпуса, оценки и стимулирования роста профессиональной квалификации, повышения ответственности за укрепление законности при рассмотрении дел, охраны прав граждан и интересов общества. Оценка профессиональной деятельности судьи впервые проводится по результатам трех лет работы в должности судьи. В последующем оценка профессиональной деятельности судьи проводится через каждые пять лет. Освобождаются от периодической оценки профессиональной деятельности судьи, имеющие двадцать и более лет судейского стажа.». пункт 2 исключить; в пункте 3 часть вторую изложить в следующей редакции: «Комиссия по качеству правосудия состоит из семи членов - четырех судей областных судов, трех судей Верховного Суда.». 9) пункт 8-1 статьи 31 изложить в следующей редакции: «8-1. При переводе судьи в другой суд в случаях, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1, частью второй пункта 5 статьи 44 настоящего Конституционного закона, судьи с их согласия могут назначаться на вакантную должность судьи в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд без конкурса. При переводе судьи в другой суд в случаях, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 настоящего Конституционного закона с его согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд без конкурса.». 10) в пункте 1 статьи 33: подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) судья зарегистрирован кандидатом в порядке, предусмотренном Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», кроме случаев включения в партийные списки;» дополнить подпунктом 1-2) следующего содержания: «1-2) подано заявление об освобождении от должности судьи в связи с намерением вступить в политическую партию;»; 11) в пункте 1 статьи 34: дополнить подпунктом 2-1) следующего содержания: «2-1) вступление в политическую партию;» подпункты 9) и 10) изложить в следующей редакции: «9) упразднение суда или реорганизация суда, уменьшение числа судей соответствующего суда, если судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также отказ судьи от перевода в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд в случаях, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1, частью второй пункта 5 статьи 44 настоящего Конституционного закона; 10) упразднение суда или реорганизация суда, уменьшение числа судей соответствующего суда, истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также отказ председателя суда, председателя судебной коллегии от перевода в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд в случаях, предусмотренных подпунктом 4) пункта 1, частью второй пункта 5 статьи 44 настоящего Конституционного закона;». 12) в статье 35: в части третьей пункта 2-1 слова «и стодевятикратный месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год» исключить; пункт 2-2 исключить; пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Отставка судьи прекращается в случаях: совершения им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти; по собственному желанию; прекращения гражданства Республики Казахстан; его смерти или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Приостановление отставки судьи осуществляется Высшим Судебным Советом: 1) в случае, если судья в отставке зарегистрирован кандидатом в порядке, предусмотренном Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан; 2) в случае повторного назначения на должность судьи; 3) до рассмотрения оснований для прекращения отставки судьи, предусмотренных частью первой настоящего пункта. Отставка судьи возобновляется, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении отставки судьи.»; 13) в статье 38-1: пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции: «1. Для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри при Высшем Судебном Совете. Судебное жюри состоит из тринадцати судей - четырех судей районных судов, пяти судей областных судов и четырех судей Верховного Суда. В Судебное жюри входят также два представителя юридической общественности, имеющие право совещательного голоса. Судьи назначаются в состав Судебного жюри по рекомендации расширенного пленарного заседания Верховного Суда в соответствии с пунктом 2-1 статьи 22 настоящего Конституционного закона, а представители юридической общественности по рекомендации организаций в соответствии с их уставом - Высшим Судебным Советом. Высший Судебный Совет вправе мотивированным решением отклонить кандидатуры в состав Судебного жюри. Председатель Судебного жюри избирается самим составом Судебного жюри из его числа. 2. Основаниями для рассмотрения Судебным жюри материалов в отношении судьи являются: 1) представление Председателя Верховного Суда в отношении судьи за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике, в отношении председателя суда или председателя судебной коллегии суда за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; 2) решения пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда о передаче в Судебное жюри материалов в отношении председателя суда или председателя судебной коллегии суда для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; 3) вступивший в законную силу судебный акт вышестоящей судебной инстанции, которым установлен факт грубого нарушения законности при рассмотрении судебного дела; 4) решения комиссий по судейской этике о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи для проверки его действий в рамках дисциплинарного производства за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике; 5) сведения и факты, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, обращения физических и юридических лиц, по итогам проверки которых подтвержден факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, или факт ненадлежащего исполнения председателем суда или председателем судебной коллегии суда своих должностных обязанностей.»; 14) статью 38-2 изложить в следующей редакции: «Статья 38-2. Академия правосудия при Верховном Суде Академия правосудия при Верховном Суде (далее - Академия) реализует образовательные программы послевузовского образования, осуществляет переподготовку, повышение квалификации кадров судебной системы и научную деятельность. В Академии по программам послевузовского образования в рамках государственного заказа могут обучаться граждане, соответствующие требованиям, предусмотренным законодательством о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. Для обучения в магистратуре в рамках государственного заказа Верховный Суд вправе установить квоту по регионам с учетом имеющихся вакантных должностей судей районных судов на соответствующий год. Верховный Суд является уполномоченным органом, осуществляющим общее управление Академией. Образование, статус и организация работы Академии определяются Президентом Республики Казахстан.»; 15) часть вторая пункта 1-1 статьи 42 изложить в следующей редакции: «Днем обнаружения дисциплинарного проступка, противоречащего судейской этике, считается день внесения представления Председателя Верховного Суда или вынесения решения комиссией по судейской этике, которым установлен факт совершения судьей порочащего проступка, противоречащего судейской этике, а днем совершения такого проступка считается день или период его совершения.»; 16) дополнить статьей 42-1 следующего содержания: «Статья 42-1. Гарантии прав судьи при привлечении его к дисциплинарной ответственности Судья должен быть ознакомлен со всеми материалами до их направления в Судебное жюри. Судья вправе участвовать в рассмотрении дисциплинарного дела лично, а также с представителями. Представителями судьи могут быть только адвокаты, юридические консультанты, являющиеся членами палаты юридических консультантов.»; 17) в статье 44: в пункте 1: дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания: «1-1) признать соответствующим занимаемой должности с направлением на курсы повышения квалификации в Академию, в том числе по индивидуальному плану;»; подпункт 4) изложить в следующей редакции: «4) о переводе в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд;»; пункты 2 и 5 изложить в следующей редакции: «2. Решение Комиссии по качеству правосудия о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности по результатам оценки профессиональной деятельности является основанием для рассмотрения Высшим Судебным Советом вопроса об освобождении судьи от занимаемой должности. Решение Комиссии по качеству правосудия о переводе судьи в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд по результатам оценки профессиональной деятельности является основанием для рассмотрения Высшим Судебным Советом вопроса о переводе судьи в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд, а в случае отказа от перевода - об освобождении судьи от занимаемой должности.»; «5. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации об освобождении судьи от занимаемой должности отменяет вынесенное Комиссией по качеству правосудия решение. Отмена Высшим Судебным Советом решения Комиссии по качеству правосудия является основанием для принятия Высшим Судебным Советом либо Комиссией по качеству правосудия иного решения, предусмотренного настоящей статьей. Принятие Высшим Судебным Советом решения, предусмотренного подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи, является основанием для рассмотрения Высшим Судебным Советом вопроса о переводе судьи в другой суд с меньшей нагрузкой, в нижестоящий суд.»; 18) часть первая статьи 55 изложить в следующей редакции: «Для погребения умерших или погибших судей, судей в отставке и пенсионеров, вышедших на пенсию с должности судьи, выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячной заработной платы судьи по соответствующей должности на момент кончины судьи.». Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением: 1) абзацев второго и третьего подпункта 10) статьи 1 настоящего Конституционного закона, которые вводятся в действие: в отношение судей Верховного Суда Республики Казахстан с 1 января 2025 года; в отношение судей областных и приравненных к ним судов с 1 января 2026 года; в отношение судей районных и приравненных к ним судов с 1 января 2027 года. Положение настоящего подпункта распространяется, в том числе на судей, пребывающих в отставке, получающих пожизненное содержание судей до введения в действие настоящего Конституционного закона.
Президент Республики Казахстан
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |
Содержание Письмо РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции РК от 27 июля 2023 года № 10-1-6/962Заключение научной антикоррупционной экспертизы проекта Конституционного законаПисьмо РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» от 25 июля 2023 года № 11-2/950Заключение Правительства РК от 13 декабря 2023 года № 13-07/3144 зп по проекту Конституционного законаПисьмо от 21 декабря 2023 года № 4-13-311/11-14-ВН-75 о представлении проекта Конституционного законаПояснительная записка к проекту Конституционного законаПрогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия принимаемого Конституционного законаПеречень законов, подлежащих изменению в связи с принятием проекта Конституционного закона РКПроект Закона РК (январь 2024 года)Сравнительная таблица к проекту Конституционного закона (январь 2024 года) |